Открытый урок в 1 классе по теме "Ударение"

Открытый урок в 1 классе по теме "Ударение"

Медиа
docx
30.11.2019
Открытый урок в 1 классе по теме Ударение.docx

            Открытый урок в 1 классе по теме "Ударение"

 

Цель:

Создать условия для формирования представления об ударении, ударном и безударном слогах, развития умение находить в слове ударный слог.

 

Задачи:

1. познакомить учащихся с понятием «ударение », «ударный слог»;

2. рассмотреть смыслоразличительную роль ударения;

3. закрепить умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове;

4. развивать фонематический слух, память, внимание;

5. содействовать развитию умения работать в паре, в группе, самостоятельно строить и применять новое знание;

6. актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ; содействовать воспитанию трудолюбия на уроке, чуткого, уважительного отношения друг к другу.

 

Ход урока

1.     Организационный момент

Каждый день, всегда, везде:

На занятиях, в игре –

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроках, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

2.     Минутка чистописания.

     и  ц

 - Какие буквы будем писать сегодня?

- Чем похожи буквы? Чем отличаются? Запишите буквы красиво и аккуратно.

Минутка чистописания

- С какой буквы начинается слово ударение? (у)

- Давайте повторим, как пишется строчная буква у.

у у у у у 

- А теперь красиво напишем слово ударение

-Назовет гласные и согласные буквы - ударение

- Разделите слово на слоги. ( у-да-ре-ни-е)

- Сколько в нём слогов? ( 5 )

- Как проверить сколько в слове слогов? (Ск. в слове гласных, столько и слогов)

- А теперь разделите слово на слоги для переноса. (уда-ре-ние)

 

 

3. Открытие нового знания

-Ребята, а что такое ударение?

-Давайте проверим, верно ли мы мыслим. Откроем учебник на странице 67 и прочитаем правило в рамочке. 

Ударение - это выделение голосом одного из слогов в слове. Ударный слог отличается от безударного тем, что он всегда тянется дольше, произносится громче, сильнее. Знак ударения в слове ставится над буквой.

- Давайте хором повторим правило.

- Кто запомнил, что такое ударение? (Ударение – это выделение в слове голосом одного из слогов.)

- Какой слог ударный, а какой безударный? (Слог, кот. произносится в слове с большей силой голоса, чем другие, называется ударным. Другие слоги (или слог), называется  безударными)

3) - А теперь давайте выясним, какую роль играет ударение. 

- Ребята, что может случиться, если ударение будет менять свое место в слове?

- Давайте проверим, так ли это.

Работа в группах.

- Я предлагаю вам поработать в группах. Каждому ряду я даю карточку, в которой написаны слова. Посоветовавшись, вы должны поставить ударение над словами. По окончании выполнения задания, один представитель от каждого ряда выйдет к доске и зачитает слова, выделив ударение.

- Как думаете, что произойдет со словами, в которых ударение поменяло свое место?

(На доске спроектированы картинки к стихам.)

- Сделайте вывод.

 

4.     Физкультминутка.

На дверях висит замок, (сомкнуть руки в “замочек”)

Кто открыть его не смог? (вытянуть руки с “замочком” вперед)

Мы замочком постучали, (постучать “замочком” по столу)

Мы замочек повертели, (повертеть “замочком” вправо-влево)

Мы замочек покрутили, (покрутить “замочком” к себе – от себя)

И открыли! (разомкнуть руки)

 

5.     Продолжение работы по теме

-Давайте потренируемся ставить ударение. Произнесите слова, выделяя голосом ударение, для этого можно позвать слово или спросить его. Например позовем слово «ноты» - ноооты, ударный гласный О.Спросим: вОлосы?- ударный гласный О.

Слова: воробей, работа, земля, синица.

-А сейчас давайте придумаем слова, поделим их на слоги, определим ударный слог и гласный ударный звук обозначим знаком ударения. Подумайте и запишите в тетради.

-Ребята, что может случиться, если в слове гвОздИки поставить ударение на другую букву? (Изменит значение)

- У ударения есть свои секреты.

Иногда ударение меняет значение слова (Приложение 3).

Измените в каждом слове ударение так, чтобы получилось новое слово 

Речевая зарядка(определение значения слов)

-А теперь давайте запишем предложения и в выделенных словах поставим ударение.

На костре варилась вкусная уха. У зайца есть два длинных уха.

Мы видели в парке много белок. Очень полезен яичный белок.

- Прочитайте стихотворение и скажите в каких словах не поставлен знак ударения?

Гриб растёт среди дорожки,

Голова на тонкой ножке

Знак ударения не ставится над словом из одного слога и над буквой ё - это следующий секрет ударения.

Речевая зарядка

- Я предлагаю вам слова. В каждом слове спряталось животное или птица. Найди их и напишите эти слова. Надо ли в этих словах ставить ударение? Почему? 

Телевизор, коньки, листок, мужчина, ракета, чертеж, стрижка.

6.     Физминутка

Этот пальчик – дедушка,

  Этот пальчик – бабушка,

  Этот пальчик – папа,

  Этот пальчик – мама,

  Этот пальчик – Я.

  Вот и вся моя семья.

 

7.     Продолжение работы по теме

Упр.3 стр.40

Прочитайте стихотворение. В каких словах отсутствует ударение? Как вы думаете, почему? Как сформулируем это правило?

-Расскажи-ка, буква Ё,

Как твоё житьё-бытьё?

Буква Ё даёт ответ:

-Ничего, житьё течёт,

Я-ударная всегда.

-Ой-ё-ёй, вот это да!

Груша, вишня, слива, берёза

Дача, кот, домик, крыша

- Какое слово лишнее в первой строчке (берѐза), а во второй (кот). Что вы можете сказать про эти слова? (в этих словах ударение не ставится)

Сделайте четвертый вывод: на письме значок ударения не ставится в словах с буквой Ё и в словах, состоящих из одного слога. 

Мы ответили на следующий вопрос? (да). Оцените свою работу.

8. Итог урока

-Что такое ударение? (Выделение в слове голосом одного из слогов). Какую роль выполняет ударение? (Важную. Иногда ударение изменяет значение слова.). В каких словах не ставится ударение? (Над словом из одного слога или над буквой ё).

-Какие у вас были трудности на уроке? Как справиться с этими трудностями? Что вам понравилось, что у вас получалось хорошо?

 

9. Рефлексия деятельности.

-Что нового узнали на уроке сегодня? -Что было интересным для вас?

Сегодня я узнал…

Сегодня я научился…

На уроке мне было легко…

Пока мне трудно…

 

Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)