Открытый урок в 6 классе. Урок изучения нового материала (первый урок по теме «Буквы ч и щ в суффиксе –чик- (-щик-)»)
Оценка 5

Открытый урок в 6 классе. Урок изучения нового материала (первый урок по теме «Буквы ч и щ в суффиксе –чик- (-щик-)»)

Оценка 5
pptx
21.01.2020
Открытый урок в 6 классе. Урок изучения нового материала  (первый урок по теме «Буквы ч и щ в суффиксе  –чик- (-щик-)»)
Открытый урок ЧИК-ЩИК.pptx

Открытый урок в 6 классе. Урок изучения нового материала (первый урок по теме «Буквы ч и щ в суффиксе –чик- (-щик-)»)

Открытый урок в 6 классе. Урок изучения нового материала  (первый урок по теме «Буквы ч и щ в суффиксе  –чик- (-щик-)»)

Выполнила:
учитель русского языка и литературы I категории
Литвинова Галина Юрьевна

Открытый урок русского языка в 6 классе по теме «Буквы ч и щ в суффиксе –чик (-щик)»

Открытый урок в 6 классе. Урок изучения нового материала (первый урок по теме «Буквы ч и щ в суффиксе –чик- (-щик-)»)

Открытый урок в 6 классе. Урок изучения нового материала  (первый урок по теме «Буквы ч и щ в суффиксе  –чик- (-щик-)»)

УМК Оборудование

Мультимедийный проектор.
Компьютер.
Презентация для учащихся
Раздаточный материал: кластеры, таблицы «Фишбоун», тесты, карточки с заданиями.
Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. Русский язык 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений .- М.: Просвещение, 2017.
Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. Русский язык. Программа общеобразовательных
учреждений 5-9 классы.-М.:Просвещение,2016.

Открытый урок в 6 классе. Урок изучения нового материала (первый урок по теме «Буквы ч и щ в суффиксе –чик- (-щик-)»)

Открытый урок в 6 классе. Урок изучения нового материала  (первый урок по теме «Буквы ч и щ в суффиксе  –чик- (-щик-)»)

Тип урока

Урок изучения нового материала
(первый урок по теме «Буквы ч и щ в суффиксе –чик (-щик)»)

Вид урока

Урок смешанного вида

Цель

Знакомство учащихся с условиями выбора букв ч и щ в суффиксе –чик (-щик)

Задачи

Образовательная: формировать навыки написания ч и щ в суффиксе –чик (-щик) .
Развивающая: развивать исследовательские умения обучающихся: умение анализировать, делать выводы, обобщения, умение работать в группе.
Воспитательная: воспитывать уважение к собственному и коллективному труду.

Открытый урок в 6 классе. Урок изучения нового материала (первый урок по теме «Буквы ч и щ в суффиксе –чик- (-щик-)»)

Открытый урок в 6 классе. Урок изучения нового материала  (первый урок по теме «Буквы ч и щ в суффиксе  –чик- (-щик-)»)

Методы обучения

Частично-поисковый,
наглядный,
словесный,
проблемный.

Формы обучения

Фронтальная,
коллективная, групповая, работа в парах,
индивидуальная,
самостоятельная работа.

Приёмы деятельности учителя

Организация
проблемно-поисковой работы обучающихся,
самостоятельной работы обучающихся,
оценка работы обучающихся,
рефлексия.

Открытый урок в 6 классе. Урок изучения нового материала (первый урок по теме «Буквы ч и щ в суффиксе –чик- (-щик-)»)

Открытый урок в 6 классе. Урок изучения нового материала  (первый урок по теме «Буквы ч и щ в суффиксе  –чик- (-щик-)»)

Используемая технология

Технология развития
критического мышления

Результат урока

Знать

Условия выбора написания букв ч и щ в суффиксе –чик(-щик)

Уметь

Правильно писать слова с изучаемой орфограммой;
выделять графически орфограмму;
объяснять правописание суффиксов существительных.

Открытый урок в 6 классе. Урок изучения нового материала (первый урок по теме «Буквы ч и щ в суффиксе –чик- (-щик-)»)

Открытый урок в 6 классе. Урок изучения нового материала  (первый урок по теме «Буквы ч и щ в суффиксе  –чик- (-щик-)»)

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний.

3.Подготовка к изучению новой темы.

4.Формирование новых знаний.

5.Применение новых знаний.

6.Итог урока. Рефлексия. Домашнее задание

2
минуты

5
минут

7
минут

10
минут

10
минут

6 минут (3 минуты –итог урока и рефлексия, 3 минуты – домашнее задание)

Структура урока

Открытый урок в 6 классе. Урок изучения нового материала (первый урок по теме «Буквы ч и щ в суффиксе –чик- (-щик-)»)

Открытый урок в 6 классе. Урок изучения нового материала  (первый урок по теме «Буквы ч и щ в суффиксе  –чик- (-щик-)»)

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Структурный компонент урока

Время
(мин.)

Действия учителя

Действия учеников

1. Организационный момент
(Задача: создать мотивацию к действиям на уроке, проверить усвоение предыдущих знаний и умений).

2 мин.

Учитель создает ситуацию успеха для активизации необходимых для новой темы знаний.

Учитель предлагает разгадать лингвистическую задачу. Слайд 1.

Ученики включаются в деловой ритм, готовятся к работе.

Ученики читают задачу и дают ответ.

Открытый урок в 6 классе. Урок изучения нового материала (первый урок по теме «Буквы ч и щ в суффиксе –чик- (-щик-)»)

Открытый урок в 6 классе. Урок изучения нового материала  (первый урок по теме «Буквы ч и щ в суффиксе  –чик- (-щик-)»)

2. Актуализация знаний.

(Задача: закрепить знания о суффиксе)

5мин.

Работа в парах.

Учитель даёт задание:
Заполнить кластер
Слайд2, проанализировав слова с суффиксами. Слайд 3
(заготовки кластера разложены на каждой парте)

Ученики заполняют кластер и проверяют правильность его заполнения, исправляют допущенные ошибки. Слайд 4

Открытый урок в 6 классе. Урок изучения нового материала (первый урок по теме «Буквы ч и щ в суффиксе –чик- (-щик-)»)

Открытый урок в 6 классе. Урок изучения нового материала  (первый урок по теме «Буквы ч и щ в суффиксе  –чик- (-щик-)»)

3. Подготовка к изучению новой темы.

(Задача: создать проблемную ситуацию )

7мин.

Учитель задаёт вопрос: в какой части слова пропущены буквы? Слайд 5
Индивидуальная работа.
Учитель даёт задание: списать словосочетания, вставив в слова пропущенные буквы.

Учитель просит 2-3 учеников прочитать выполненную работу, назвать, какие буквы написали в словах.
Используя приём «Фишбоун», учитель создаёт проблемную ситуацию выяснить условия написания ч и щ в суффиксе –чик(-щик)».

Учитель записывает проблему в «голову» .Слайд 6

Ученики дают ответ.


Ученики списывают словосочетания, вставляют в слова пропущенные буквы.

Ученики читают работы и называют, какие буквы написали в словах.






Ученики заполняют таблицу «Фишбоун», записав проблему.
(таблица у каждого ученика).

Открытый урок в 6 классе. Урок изучения нового материала (первый урок по теме «Буквы ч и щ в суффиксе –чик- (-щик-)»)

Открытый урок в 6 классе. Урок изучения нового материала  (первый урок по теме «Буквы ч и щ в суффиксе  –чик- (-щик-)»)

4. Формирование новых знаний.

(Задача: выяснить условия написания ч и щ в суффиксе –чик(-щик), научить обобщать, делать выводы)

10
мин.

Учитель просит ребят сформулировать тему урока и, опираясь на тему, сформулировать цель урока (чему мы должны научиться?)
Нацеливание на решение обозначившейся на предыдущем этапе проблемы.







Работа в группах.

Учитель предлагает провести исследование слов Слайд 7 , проанализировав их по схеме.

Ученики формулируют тему урока «Буквы ч и щ в суффиксе –чик(-щик)», определяют цель урока: научиться правильно писать ч и щ в суффиксе –чик(-щик). Записывают тему урока в тетрадь.

Ученики работают в группах, исследуют слова, анализируя их по предложенной схеме.

Открытый урок в 6 классе. Урок изучения нового материала (первый урок по теме «Буквы ч и щ в суффиксе –чик- (-щик-)»)

Открытый урок в 6 классе. Урок изучения нового материала  (первый урок по теме «Буквы ч и щ в суффиксе  –чик- (-щик-)»)


Учитель просит каждую группу объяснить написание ч и щ в суффиксе –чик(-щик).

Учитель просит сформулировать правило написания ч и щ в суффиксе _чик(-щик).


Учитель предлагает обратиться к учебнику и сравнить свои выводы с выводами учёных (орфограмма 33 стр. 102 )


Ученики заполняют таблицу «Фишбоун» после выступления каждой группы.


Ученики формулируют правило написания ч и щ в суффиксе –чик(-щик).



Ученики читают правило «Буквы чи щ в суффиксе –чик(-щик)».

Открытый урок в 6 классе. Урок изучения нового материала (первый урок по теме «Буквы ч и щ в суффиксе –чик- (-щик-)»)

Открытый урок в 6 классе. Урок изучения нового материала  (первый урок по теме «Буквы ч и щ в суффиксе  –чик- (-щик-)»)


Учитель задаёт вопрос: от чего зависит написание ч и щ в суффиксе –чик(-щик)?


После выполнения задания учитель предлагает ученикам проверить получившиеся таблицы.
Слайд 8.

Ученики отвечают на вопрос, записывая ответ в «хвост» таблицы «Фишбоун».

Ученики проверяют таблицу, исправляют ошибки (если есть).

Открытый урок в 6 классе. Урок изучения нового материала (первый урок по теме «Буквы ч и щ в суффиксе –чик- (-щик-)»)

Открытый урок в 6 классе. Урок изучения нового материала  (первый урок по теме «Буквы ч и щ в суффиксе  –чик- (-щик-)»)

5. Применение новых знаний.

(Задача: закрепить понимание нового материала и проверить степень усвоения темы каждым учеником).

10 мин.

Учитель предлагает выполнить работу над ошибками в словосочетаниях, предложенных в начале урока (на этапе № 3). Слайд 9
Учитель предлагает выполнить упражнение 244 в тетради.

Учитель даёт дифференцированное задание:
выполнить тест «ч и щ в суффиксе –чик(-щик)»; Слайд 10
образовать от слов существительные с суффиксом –чик(-щик), обозначающие лиц по профессии, роду деятельности. Слайд 11.

Учитель просит учащихся проверить и оценить работу одноклассника по предложенному ключу.
Слайд 12

Ученики выполняют работу над ошибками.

Ученики выполняют упражнение 244 в тетради, применяя образец рассуждения (стр. 102)

Ученики выполняют два задания.




Взаимопроверка.
Ученики проверяют правильность выполнения работы по ключу, оценивают работу по критериям, данным учителем.

Открытый урок в 6 классе. Урок изучения нового материала (первый урок по теме «Буквы ч и щ в суффиксе –чик- (-щик-)»)

Открытый урок в 6 классе. Урок изучения нового материала  (первый урок по теме «Буквы ч и щ в суффиксе  –чик- (-щик-)»)

6.
Итог урока. Рефлексия.

(Задача: проверить усвоение темы, оценить работу учеников)


Домашнее задание.

(Задача: дать установку на отработку определённых умений)

3 мин.

Учитель Учитель просит учащихся продолжить фразы: «Сегодня на уроке мы вместе…»,
«Сегодня на уроке я: научился…
понял…
узнал …»
- благодарит учащихся за работу.
Учитель оценивает работу учеников на уроке, выставляет оценки в дневники.

Ученики отвечают: «Сегодня на уроке мы вместе…», «Сегодня на уроке я:
научился…
понял…
узнал …»


3
мин.

Учитель предлагает домашнее задание и инструктаж по его выполнению . Слайд 15

Ученики записывают домашнее задание, слушают инструктаж по его выполнению.

Открытый урок в 6 классе. Урок изучения нового материала (первый урок по теме «Буквы ч и щ в суффиксе –чик- (-щик-)»)

Открытый урок в 6 классе. Урок изучения нового материала  (первый урок по теме «Буквы ч и щ в суффиксе  –чик- (-щик-)»)

Четвертое декабря. Классная работа.

Открытый урок в 6 классе. Урок изучения нового материала (первый урок по теме «Буквы ч и щ в суффиксе –чик- (-щик-)»)

Открытый урок в 6 классе. Урок изучения нового материала  (первый урок по теме «Буквы ч и щ в суффиксе  –чик- (-щик-)»)

После корня он стоит
Перед окончанием.
Его я если заменю,
Другое слово получу.

(СУФФИКС)

Лингвистическая задача

Открытый урок в 6 классе. Урок изучения нового материала (первый урок по теме «Буквы ч и щ в суффиксе –чик- (-щик-)»)

Открытый урок в 6 классе. Урок изучения нового материала  (первый урок по теме «Буквы ч и щ в суффиксе  –чик- (-щик-)»)

Кластер

суффикс

функция

место в слове

значения

?

?

?

?

?

?

?

Открытый урок в 6 классе. Урок изучения нового материала (первый урок по теме «Буквы ч и щ в суффиксе –чик- (-щик-)»)

Открытый урок в 6 классе. Урок изучения нового материала  (первый урок по теме «Буквы ч и щ в суффиксе  –чик- (-щик-)»)

Беленький, думал, бельчонок, сладковатый, слонёнок, каменщик, зашёл, библиотекарь, карандашик.

Задание: заполните кластер, проанализировав данные слова.

Открытый урок в 6 классе. Урок изучения нового материала (первый урок по теме «Буквы ч и щ в суффиксе –чик- (-щик-)»)

Открытый урок в 6 классе. Урок изучения нового материала  (первый урок по теме «Буквы ч и щ в суффиксе  –чик- (-щик-)»)

ПРОВЕРЬ!

суффикс

ОБРАЗОВАНИЕ

ПОСЛЕ КОРНЯ

значения

НОВЫХ СЛОВ

ФОРМ СЛОВА

УМЕНЬШИТЕЛЬНО-ЛАСКАТЕЛЬНЫЙ

ДЕТЁНЫШИ ЖИВОТНЫХ

ЧУТЬ-ЧУТЬ

ЛИЦО.
ПРОФЕССИЯ

Открытый урок в 6 классе. Урок изучения нового материала (первый урок по теме «Буквы ч и щ в суффиксе –чик- (-щик-)»)

Открытый урок в 6 классе. Урок изучения нового материала  (первый урок по теме «Буквы ч и щ в суффиксе  –чик- (-щик-)»)

Серьёзный доклад…ик
Лихой пулемёт…ик
Вежливый груз…ик
Разнос…ик газет
Отчаявшийся перебеж…ик
Усталый забой…ик

Задание: спишите словосочетания, вставив пропущенные буквы.

Открытый урок в 6 классе. Урок изучения нового материала (первый урок по теме «Буквы ч и щ в суффиксе –чик- (-щик-)»)

Открытый урок в 6 классе. Урок изучения нового материала  (первый урок по теме «Буквы ч и щ в суффиксе  –чик- (-щик-)»)

От чего зависит выбор написания ч и щ в суффиксе –чик(-щик)?

Открытый урок в 6 классе. Урок изучения нового материала (первый урок по теме «Буквы ч и щ в суффиксе –чик- (-щик-)»)

Открытый урок в 6 классе. Урок изучения нового материала  (первый урок по теме «Буквы ч и щ в суффиксе  –чик- (-щик-)»)

Буквы Ч и Щ в суффиксе –ЧИК- - - ЩИК-

Открытый урок в 6 классе. Урок изучения нового материала (первый урок по теме «Буквы ч и щ в суффиксе –чик- (-щик-)»)

Открытый урок в 6 классе. Урок изучения нового материала  (первый урок по теме «Буквы ч и щ в суффиксе  –чик- (-щик-)»)

Задание: спишите, проведите исследование, проанализировав по схеме : +

1 группа

Разведчик,
лётчик,
смазчик,
переносчик,
перебежчик.



2 группа

Обойщик,
фонарщик,
спорщик,
танцовщик,
съёмщик.

Открытый урок в 6 классе. Урок изучения нового материала (первый урок по теме «Буквы ч и щ в суффиксе –чик- (-щик-)»)

Открытый урок в 6 классе. Урок изучения нового материала  (первый урок по теме «Буквы ч и щ в суффиксе  –чик- (-щик-)»)

От чего зависит выбор написания ч и щ в суффиксе –чик(-щик)?

В суффиксе существительных –чик(-щик) после букв д - т, з - с и ж пишется ч, в остальных случаях пишется щ.

-чик-

разведчик

лётчик

смазчик

переносчик

перебежчик


-щик-

Обойщик,
фонарщик,
спорщик,
танцовщик,
съёмщик

Открытый урок в 6 классе. Урок изучения нового материала (первый урок по теме «Буквы ч и щ в суффиксе –чик- (-щик-)»)

Открытый урок в 6 классе. Урок изучения нового материала  (первый урок по теме «Буквы ч и щ в суффиксе  –чик- (-щик-)»)

Задание: выполните работу над ошибками.

Серьёзный докладчик
Лихой пулемётчик
Вежливый грузчик
Разносчик газет
Отчаявшийся перебежчик
Усталый забойщик

Открытый урок в 6 классе. Урок изучения нового материала (первый урок по теме «Буквы ч и щ в суффиксе –чик- (-щик-)»)

Открытый урок в 6 классе. Урок изучения нового материала  (первый урок по теме «Буквы ч и щ в суффиксе  –чик- (-щик-)»)

Тест
1. В каком существительном на месте пропуска пишется буква ч? 1) бакен…ик 2) барабан…ик 3) воз…ик 4) фонар…ик 2. В каком существительном на месте пропуска пишется буква щ? 1) съём…ик 2) обход…ик 3) груз…ик 4) уклад…ик 3. В каком существительном на месте пропуска пишется буква ч? 1) паром…ик 2) перебеж…ик 3) формаов…ица 4) часов…ик 4. В каком существительном на месте пропуска пишется буква щ? 1) погруз…ик 2) вертолёт…ик 3) миномёт…ик 4) регулиров…ик 5. В каком существительном на месте пропуска пишется буква ч? 1) забой…ик 2) налёт…ик 3) компьютер…ик 4) свар…ик 6. В каком существительном на месте пропуска пишется буква щ? 1) пулемёт…ик 2) разнос…ик 3) пис…ик 4) прицеп…ик 7. В каком существительном на месте пропуска пишется буква ч? 1) спор…ик 2) коль…ик 3) груз…ик 4) пиль…ик 8. В каком существительном на месте пропуска пишется буква щ? 1) объезд..ик 2) кровель…ик 3) совет…ик 4) аппарат…ица

Открытый урок в 6 классе. Урок изучения нового материала (первый урок по теме «Буквы ч и щ в суффиксе –чик- (-щик-)»)

Открытый урок в 6 классе. Урок изучения нового материала  (первый урок по теме «Буквы ч и щ в суффиксе  –чик- (-щик-)»)

Задание: образуйте от данных слов имена существительные с суффиксом –чик (-щик), обозначающие лиц по профессии, роду деятельности

Смазать, спорить,
возить, грузить,
перебежать, летать, разносить, укладывать.

Открытый урок в 6 классе. Урок изучения нового материала (первый урок по теме «Буквы ч и щ в суффиксе –чик- (-щик-)»)

Открытый урок в 6 классе. Урок изучения нового материала  (первый урок по теме «Буквы ч и щ в суффиксе  –чик- (-щик-)»)




Тест
1. 3
2. 1
3. 2
4. 4
5. 2
6. 4
7. 3
8. 2
Критерии оценки:
«5» -8;
«4»-7;
«3»- 6-5;
«2» – 4 и меньше




Образование слов

Смазчик, спорщик,
возчик, грузчик,
перебежчик, лётчик,
разносчик, укладчик.



Критерии оценки:
«5» – 8;
«4» - 6;
«3» – 4;
«2» - 3 и меньше

Открытый урок в 6 классе. Урок изучения нового материала (первый урок по теме «Буквы ч и щ в суффиксе –чик- (-щик-)»)

Открытый урок в 6 классе. Урок изучения нового материала  (первый урок по теме «Буквы ч и щ в суффиксе  –чик- (-щик-)»)

Домашнее задание

Выучить правило (§ 44, орфограмма № 33).Попробовать создать свой способ запоминания данной орфограммы (в виде таблицы, рисунка, схемы).
Выполнить упр. 245 стр.103.

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2020