ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
АДМИНИСТРАЦИЯ ПРИМОРСКОГО РАЙОНА
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШКОЛА № 13
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Конспект открытого урока педагога-психолога на тему: «Я и мой характер»
Педагог-психолог Елова Н.А.
Санкт-Петербург
2022
Тема: Я и мой характер
Длительность занятия: 35-40 минут
Форма занятия: групповое занятие
Цель: развитие умения видеть в себе и в других людях различные черты характера Задачи:
Коррекционные:
- развивать память, внимание, нестандартное мышление, воображение.
Обучающие:
- раскрыть сущность человеческого характера, его черт;
- расширить представления обучающихся о самопознании, саморазвитии.
Развивающие:
- развивать творческие способности обучающихся;
- развивать мышление, речь, расширять кругозор;
- способствовать самоактуализации и самоутверждению в группе сверстников.
Воспитывающие:
- формировать у обучающихся общечеловеческие ценности;
- побуждать к анализу своих поступков, мыслей, чувств, следуя нравственным правилам жизни.
Оборудование: мячик; музыка для релаксации «Звуки природы»; компьютер; бумага для рисования; цветные карандаши.
Ход занятия I Вводная часть
Приветствие:
«Я сегодня вот такой»
Каждый по очереди говорит: «Здравствуйте. Я сегодня вот такой» - и показывает невербально свое состояние. Остальные дети говорят: «Здравствуй, Ваня! Ваня сегодня вот такой» и копируют его жесты, мимику, позу.
Психогимнастика:
Кинезиологическое упражнение «Ухо-нос»
Левой рукой взяться за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Отпустить, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук наоборот.
Теоретическая часть:
Что такое характер? (Характер –это то, какой человек, это отличительная черта, особенность человека, то, что отличает нас друг от друга). Характер есть у каждого человека и даже у животного. Про одного говорят: «добрый», «отзывчивый», весёлый», а про другого – «злой», жестокий», «бессовестный». В каждом человеке есть и положительные (хорошие) и отрицательные (плохие) качества характера.
Разминка:
Игра с мячом: «Черты характера».
- Я буду называть черты характера, т.е. то, каким может быть человек, а вы ловите мяч, если черта положительная (хорошая) и отбиваете мяч, если она отрицательная (плохая)
− |
сильный |
− |
жадный |
− |
смелый |
− |
трудолюбивый |
− |
лживый |
− |
твёрдый |
− |
грустный |
− |
лёгкий |
− |
колючий |
− |
добрый |
Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие, мы побываем в волшебном лесу. В нём вы повстречаетесь с Деревьями-Характерами, узнаете всё о характерах и разберётесь, почему характеры бывают разные, а также, вы сможете показать и рассказать нам о своём. (Педагог-психолог читает сказку про Деревья-характеры, под музыкальное сопровождение, дети слушают и смотрят слайды на компьютере про виды деревьев).
- «В некотором удивительном мире, в долине, раскинувшейся среди высоких и неприступных гор, росли… Деревья-Характеры. Это были необычайные растения. Они своим внешним видом отражали характеры людей, живших далеко-далеко за горами. Очень разные Деревья-Характеры росли в этом волшебном лесу. Под некоторыми Характерами трескалась земля – такими они были Тяжёлыми (т.е. быть трудным, неприятным в общении, крайне упрямым, ужасно обидчивым, придирчивым). Другие Характеры сплошь были покрыты иголками и поэтому назывались Колючими (т.е. склонны ожидать от общения с людьми только чего-то плохого, обидного и, вследствие этого, готовы защищаться от них при помощи настороженности, насмешливости, желания обидеть первым). А иные напоминали телеграфные столбы с едва заметными отростками – это были Прямые Характеры (те, кто говорит правду в лицо, показывая все так, как есть на самом деле.). Твёрдые Характеры (те, кто не отказывается от ответственности за других людей или дела, не проявляет слабости) не смогла бы распилить даже бензопила, а Лёгкие Характеры ( они включают в себя добродушие, хорошее восприятие других людей и их точек зрения, простоту в общении и в отношениях) буквально парили в воздухе, едва цепляясь за землю корнями. Были среди них очень красивые Деревья и безобразные, высокие, стройные и низкие, стелющиеся по земле.
Так не похожи были Деревья-Характеры, потому что росли на разных почвах, по-разному обогревало их солнце, иначе обдувал ветер, не поровну давал влагу дождь. Порой налетала на долину свирепая буря, яростно бросалась она на Деревья-Характеры: иные ломала или вырывала с корнями, другие гнула до земли, но сломать не могла. Были и такие, что не склонялись под самым сильным ураганным ветром и лишь гордо распрямляли свои могучие ветви».
Характер человека зависит от его воспитания, от поступков и привычек человека. Характер можно воспитывать. Как это сделать мы обсудим на следующем занятии. А сейчас… - хотели бы вы попасть в этот волшебный лес и увидеть своё Дерево-Характер?.. Увы, это невозможно сделать, потому что этот лес существует в наших фантазиях. Но вы сейчас можете изобразить своё Дерево-Характер с помощью карандашей.
«Карандаш»
Чтобы красиво рисовать,
Будем пальчики мы разминать.
(Катаем карандаш между ладоней)
Карандаш в руках катаю, Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик, Быть послушным научу.
(Катаем карандаш, зажав его между большим и указательным, большим и средним, большим и безымянным пальцами, большим и мизинцем)
«Деревья-Характеры»
(Дети рисуют свои рисунки. Затем проводится обсуждение в кругу о своём ДеревеХарактере. Данное задание можно использовать в качестве диагностики) Психогимнастическое упражнение:
«Деревья-Характеры».
Постарайтесь изобразить своё Дерево-Характер. (Педагог-психолог предлагает детям выполнить это упражнение, используя движения, жесты, мимику).
- Знаете ли вы, что почти на каждую букву алфавита можно назвать сразу несколько качеств характера. Проверим? Давайте возьмём наши имена и придумаем качества на каждую букву
Н – надежный, нежный А – аккуратный, активный
Д – добрый, дружный
Я – яркий
- А сейчас подумайте и перечислите черты характера сказочных героев:
- Аленушка (Гуси-лебеди) – доброта
- Лиса (Колобок, Заюшкина избушка) - хитрость
- Баба Яга – злость
- Старуха (Сказка о Золотой рыбке) - жадность
- Золушка – трудолюбие
«Запрещенное действие»
- Необходимо выполнять за психологом все движения за исключением запрещенного, заранее им установленного. Например, запрещено ставить руки на пояс. Психолог начинает делать разные движения, а все играющие внимательно повторяют их. Неожиданно психолог выполняет запрещенное движение. Сделавшие движение выбывают из игры.
- Ребята, вот и подошло к концу наше путешествие. Сегодня мы с вами познакомились с различными качествами характера и даже смогли точно определить характеры сказочных героев. Вы молодцы, хорошо потрудились. В заключении нашего занятия давайте сделаем друг другу комплименты тем чертам характера, которые кажутся самыми привлекательными.
Рефлексия занятия:
Понравилось вам наше путешествие?
Что вас в нём удивило?
Что понравилось больше всего?
Какое задание было самое лёгкое? А какое – самое трудное?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.