Открытый урок физики на тему "Законы отражения света" (8 класс)
Оценка 4.9

Открытый урок физики на тему "Законы отражения света" (8 класс)

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
физика
8 кл
11.11.2017
Открытый урок физики на тему "Законы отражения света" (8 класс)
Открытый урок физики в 8 классе на тему "Законы отражения света" разработан с использованием исследовательской деятельности учащихся на уроке. На уроке представлены все этапы использования исследовательской деятельности: организационно - подготовительный, поисковый, итоговый, рефлексия. Учащиеся работают в группах, после чего представляют результат своей деятельности.
Законы отражения света.doc
Тема урока: Отражение света. Закон отражения света. Тип урока:  Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Цель урока: сформулировать и научить применять закон отражения света. Развитие у  учащихся способность осознавать себя в связях с окружающим миром. Задачи урока: 1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ – сформировать понятие отражения света, раскрыть сущность  закона отражения. 2. РАЗВИВАЮЩАЯ – способствовать формированию умения анализировать, выделять  главное, обобщать, объяснять понятия, доказывать свою точку зрения на основе  эксперимента. 3. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ – способствовать развитию диалогического общения, умения  работать в группах. Раскрытие для учащихся ценностного содержания окружающего мира.              Планируемые результаты Предметные: ­ познакомить учащихся с  особенностями распространения  света на границе раздела двух  сред, ­ помочь экспериментально  установить и сформулировать  закон отражения света; Личностные: ­формирование и развитие  коммуникативных умений,  умения общаться и  взаимодействовать в коллективе, уважать мнение других,  объективно оценивать свою  работу и деятельность  одноклассников; ­воспитание таких качеств  личности, как дружелюбие,  доброта, взаимопонимание. Метапредметные:  умение  самостоятельно ставить цели,  анализ, сравнение, обобщение,  проводить аналогии. Личностные УУД: ­ устанавливать связь между целью учебной  деятельности и ее мотивом;  ­определять общие для всех правила поведения;  ­определять правила работы в группах;  ­оценивать  усваиваемое содержание (исходя  личностных ценностей);  ­устанавливать связь между целью деятельности и  ее результатом. Регулятивные УУД:  ­определять и формулировать цель деятельности на уроке;  ­проговаривать последовательность действий на  уроке; работать по плану, инструкции;  ­высказывать свое предположение на основе  учебного материала;  ­осуществлять самоконтроль;  ­давать оценку деятельности на уроке. Познавательные УУД:  ­ориентироваться в своей системе знаний  (определять границы знания/незнания); ­проводить анализ учебного материала; ­проводить классификацию, указывая на основание  классификации; ­проводить сравнение, объясняя критерии  сравнения.   Коммуникативные УУД:  ­слушать и понимать речь других;  ­уметь с достаточной полнотой и точностью  выражать свои мысли;  ­владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и  синтаксическими нормами родного языка. ХОД УРОКА           I.  Мотивационный момент Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать Вас на уроке самого значимого для жизни предмета ­ физики! А почему предмет физика самый значимый? О чём наука физика?  ­ наука о природе. Что изучает физика?  ­ явления, происходящие в природе.  Физики изучают  явления, происходящие в природе и объясняют, почему они происходят.  Благодаря этому мы можем познать окружающий мир. Познавая мир, человек познаёт себя. А знаете ли вы, как учёные познают мир? ­ наблюдения, опыты, эксперименты В науке физики есть следующие этапы в изучении явлений 1. Наблюдение (почему?) для изучения какого­либо явления необходимо прежде всего  наблюдать его по возможности не один раз. Потом что мы пытаемся сделать? Объяснить, почему так происходит? 2. Следствие 3. Эксперимент (это не только проведение опытов, но и применение на практике различных  законов) опыты отличаются от наблюдений тем, что их проводят с определённой целью, по  плану. А затее обязательно делают выводы. Так работают учёные физики. Не хотите ли вы быть учёными – физиками? II. Определение темы, цели урока Ничто в природе не было так неуловимо, ни один свой секрет природа не охраняла так  тщательно, как секрет о нем. На этом основании его часто называли самым темным пятном в  физике. Но именно он позволил нам познать окружающий мир. Как вы думаете, о чем идет речь? ­  О свете    Правильно. На прошлом уроке Вы уже начали изучать удивительный мир оптических  явлений. Сегодня мы продолжим наше путешествие. Что такое свет? (видимая часть излучения) Что такое луч света? (линия, вдоль которой распространяется энергия от источника света) Что такое источник света? (тела, от которых исходит свет) Какие существуют источники света? На слайде источники света, разделите их по группам. ­ Правильно. А Луна? Почему же она не попала ни в одну из групп? Является ли Луна  источником света? ­ Нет. Она сама не светит! ­Тогда почему мы её видим? Ответы учащихся ­ она отражает свет, и он попадает нам в глаза ­ Почему мы видим окружающие нас тела? ­ все тела отражают свет Что происходит со светом, когда на его пути встречаются препятствия, какие объекты лучше всего отражают свет?     Можем ли мы ответить на эти вопросы? Почему? ­ Мы не можем ­ Не знаем, как происходит отражение света и каковы его законы ­ Значит, какая проблема перед нами стоит? Как свет отражается от препятствий? ­ Верно. Какой будет тема нашего занятия? ­ Отражение света. Закон отражения света             Всё верно, но для решения этой задачи мы должны ответить на основные вопросы,  сформулируйте их!  ­Что происходит со светом, когда на его пути встречаются препятствия, как происходит  отражение света и каковы его законы   III. Работа по новой теме 1. Знакомство с общими понятиями. Для того чтобы  выяснить, что происходит при отражении  света от отражающей  поверхности, введем важные понятия. MN – поверхность раздела двух сред. На эту поверхность из точки S падает пучок света. Его  направление задано лучом SO. SO ­ падающий луч  Из   точки   падения   луча   О   проведём   перпендикуляр  OC  к   поверхности  MN.   Угол  SOC, образованный падающим лучом и перпендикуляром, называется углом падения α 2. Выполнение эксперимента (по инструкции) Я   предлагаю   вам   провести   самый   настоящий   эксперимент!   У   вас   на   столах   находятся отражающие поверхности, лазерные фонарики, транспортиры, а также карточки с заданиями. Прочитайте инструкцию по выполнению задания. В ходе эксперимента выясните зависимость угла отражения от угла падения, а также выяснить, что произойдёт, если световой луч будет распространяться в противоположном направлении (выполнение практической работы). 3. Выводы, полученные в ходе эксперимента  К какому выводу вы пришли?  ­   Что   произойдёт,   если   свет   будет   распространяться   в   обратном   направлении? (Лучи поменяются местами) Это свойство лучей падающего и отражённого меняться местами. Свойство лучей падающего и отраженного меняться местами стали называть обратимостью. IV. Гимнастика для глаз Ребята, я могу вас поздравить: вы сами сделали открытие физического закона, а помогло нам в этом зеркало, оно же нам поможет и отдохнуть. Поставим перед собой горящую свечу. За ней   на   расстоянии   5­10   см.,   расположим   зеркало   и   будем   попеременно   смотреть   то   на пляшущий огонёк, то на его отражение. Такая гимнастика разгружает мышцы, нормализует давление внутри глаза и избавляет от начинающегося расстройства. Кроме того, доказано, что созерцание огня свечи благотворно влияет на общее психическое состояние человека. Выполняем эту гимнастику.  V. Закрепление знаний. Давайте проверим, запомнили ли вы новое правило. Перед вами стоит задача ответить на следующие вопросы: 1. Чему равен угол падения луча на плоское зеркало, если угол отражения равен 30? (30) 2. Чему равен угол падения луча на плоское зеркало, если угол между лучом и плоским зеркалом равен 30? (60) 3. Как изменится угол между падающим на зеркальную поверхность и отраженным лучами при уменьшении угла падения на 5°? (уменьшится на 10) 4. Угол падения на зеркальную поверхность 15°. Чему равен угол между падающим лучом и поверхностью? (75) 5. Угол между падающим и отраженными лучами 20°. Каким будет угол отражения, если угол падения увеличится на 5°? (15) 6. Чему равен угол отражения луча на плоское зеркало, если угол падения 0˚? VI. Применение закона отражения света (сообщения) ( приложения) VII. Итог урока Какая проблема стояла перед нами вначале данного занятия? Какой проблемный вопрос? К какому выводу мы пришли? Мы справились с поставленной задачей? ­ Сегодня мы с вами приоткрыли ещё одну тайну в мире света — установили закон его  отражения. Хотелось бы отметить, что мы с вами очень счастливые люди, люди, которые  могут видеть. Явление отражение света даёт около 90 % информации о мире.  VIII. Рефлексия.  Оцените в общем, пожалуйста, свою работу на данном занятии. Для этого продолжите фразу: Я сегодня узнал….. На уроке мне было интересно… На уроке меня удивило… Выберите фразеологизм, который характеризуют вашу  работу сегодня Шевелить мозгами Краем уха Хлопать ушами IX. Оценивание своей работы и работы группы (выставление оценок в оценочные листы). X. Домашнее задание § 63 Практическая работа Цель работы: изучить закон отражения света. Оборудование: плоское зеркало, лазерный луч, транспортир, линейка, карандаш. Изучение отражения света с помощью плоского зеркала. 1. Положите на стол лист бумаги, а на него вертикально поставьте зеркальце.  2. Проведите на бумаге вдоль нижнего края зеркала линию  MN (это будет граница раздела двух сред). 3. Направьте луч лазера на зеркальце и получите отражённый луч. 4. Отметьте на линии MN т. O – точку падения луча на зеркало. 5. На линии падающего луча отметьте т. S. 6.  На линии отражённого луча отметьте т.B. 7. Теперь зеркало и лазер можно убрать. Из точки О проведите перпендикуляр к линии MN (обозначьте его OC) 8. Соедините т. S с т. O и т. B с  т. О. (SO – падающий луч, OB – отражённый луч) 9. Отметьте угол падения  и перпендикуляром OC от точки падения луча). 10.  Отметьте   угол   отражения   (угол   отражения   –   это   угол,   образованный   тем   же перпендикуляром и отраженным лучом OB). Угол отражения обозначьте β. 11. Измерьте угол падения α, используя транспортир. 12.  Измерьте угол отражения β. 13. Занесите значения в таблицу (в строку 1 опыт). 14.   Измените   положение   лазера,   чтобы   угол   падения   луча   стал   иным.   Выполните   новые построения и измерения, дополните таблицу.   (уα гол падения – это угол, образованный падающим лучом SO   1 опыт 2 опыт 3 опыт Угол падения Угол отражения             15. Сделайте вывод, о том в какой плоскости  располагаются падающий и отражённый лучи. Вывод: Лучи, падающий и отраженный лежат в  …………  плоскости с ……………..,  проведенным к границе раздела двух сред в точке падения луча. Сделайте вывод о числовых значениях угла падения и угла отражения. Вывод:  16.   Сделайте   обобщающий   вывод   по   результатам   всех   опытов   (формулируют   закон отражения света, исходя из результатов эксперимента) 17.   Падающий   луч  направьте   по   пути   отраженного   луча.   Сделайте  вывод  о   направлении отражённого луча. Вывод: Приложения Калейдоскоп  был   известен   ещё   с   давних   времен.   В   древнем   Египте   известен   прообраз калейдоскопа.   И   только   через   много   веков      устройство   для   получения     симметричных  картинок  с помощью  зеркал назвали калейдоскопом.    Название свое  «калейдоскоп»  получил от греческого kalos ­ красивый, eidos ­ вид и skopeo ­ смотрю, наблюдаю. А в   России калейдоскоп называли трубкой, "показывающей  красивые виды". У нас в  России калейдоскоп появился  в конце 18 века, и изобрел его великий русский ученый М.В. Ломоносов, который  восхищался красотой стекла и изучал различные способы его применения. Калейдоскоп — это оптический прибор, в основе которого лежит принцип отражения света от   плоских   зеркал,   образующих   между   собой   угол.   Внутри   цилиндрической   трубки, параллельно   ее   оси,   расположены   как   минимум   две   зеркальные   пластины,   обращенные отражающими поверхностями друг к другу. Внутри калейдоскопа может стоять  от  2­3­х  зеркал  до 4­х  или более. Различное взаимное расположение   зеркал   позволяет   получить   разное   количество   дублированных   изображений одного предмета. Внутри трубки между зеркалами помещают   хотя бы несколько кусочков цветного стекла. Желательно, чтобы предметы, которыми заполняется калейдоскоп  для создания узоров,    были бы   разными по величине и по весу. Кроме стеклышек   в качестве  дополнительных компонентов используют   металл,   пластик,   бисер, камни, перламутр, перышки и др. Один конец   трубки   закрыт   матовым   стеклом,   а   с   другого   конца   отверстие   малого   диаметра  закрыто прозрачным стеклом.   Повернув прибор матовым стеклом к свету,   можно видеть через   прозрачное   стекло   симметрично   расположенные   красивые   цветные   узоры,   форма которых меняется при вращении калейдоскопа. Калейдоскоп – это источник вдохновения. Когда видишь бесконечно складывающиеся узоры, понимаешь, что мир безграничен, как безгранична человеческая фантазия. Калейдоскоп – это генератор положительного поля. Он способен создать настроение, разогнать тоску, улучшить самочувствие.   15   минут   рассматривания   картинок   калейдоскопа   сравнимы   с   5   минутами здорового   смеха.   Калейдоскоп   –   это   домашний   терапевт.   Он   помогает   снять   усталость зрительного нерва, что особенно важно в современном мире компьютеров и электроники. А еще он улучшает тонус при болезни и ускоряет процесс выздоровления. Вот уже 200 лет он радует детей и взрослых, не прекращая удивлять своей загадочностью и красотой.  Узоры в калейдоскопе  практически никогда не повторяются. Если у вас есть калейдоскоп с 20 стеклышками, и вы будете поворачивать его 10 раз в минуту, то  вам понадобится 500 000 миллионов лет, чтобы просмотреть все  узоры. (от др.­греч.  περι σκοπέω Периск поо для наблюдения из укрытия. Простейшая форма перископа — труба, на обоих концах  которой закреплены зеркала, наклоненные относительно оси трубы на 45° для изменения хода световых лучей.   — «смотрю») — оптический прибор  ­ — «вокруг» и  Он позволяет вести наблюдение из укрытий, убежищ, броневых башен, рубок, танков,  подводных лодок.       Перископ является обязательным прибором любой подводной лодки. Появление  новых технических средств наблюдения на подводных лодках — радиолокации и  гидроакустики — не заменило перископа. Эти средства дополнили его, особенно в  условиях плохой видимости (туман, дождь, снег и т. п.).         С помощью перископа командир подводной лодки определяет направление (пеленг) с  подводной лодки на цель, курсовой угол корабля противника, расстояние до цели,  скорость ее, а также момент торпедного залпа.       Чтобы противник не заметил перископ, габариты его выступающей из­под воды  головки должны быть минимальными.  В годы Первой мировой войны солдаты иногда использовали перископы, прикреплённые к  стволам винтовок, поскольку данный способ позволял стрелку находиться в окопе и в то же  время вести огонь, не подвергая себя опасности быть поражённым огнём противника. В годы Второй мировой войны перископы использовались также и на танках с целью сделать  более безопасным обзор для водителя или наводчика.

Открытый урок физики на тему "Законы отражения света" (8 класс)

Открытый урок физики на тему "Законы отражения света" (8 класс)

Открытый урок физики на тему "Законы отражения света" (8 класс)

Открытый урок физики на тему "Законы отражения света" (8 класс)

Открытый урок физики на тему "Законы отражения света" (8 класс)

Открытый урок физики на тему "Законы отражения света" (8 класс)

Открытый урок физики на тему "Законы отражения света" (8 класс)

Открытый урок физики на тему "Законы отражения света" (8 класс)

Открытый урок физики на тему "Законы отражения света" (8 класс)

Открытый урок физики на тему "Законы отражения света" (8 класс)

Открытый урок физики на тему "Законы отражения света" (8 класс)

Открытый урок физики на тему "Законы отражения света" (8 класс)

Открытый урок физики на тему "Законы отражения света" (8 класс)

Открытый урок физики на тему "Законы отражения света" (8 класс)

Открытый урок физики на тему "Законы отражения света" (8 класс)

Открытый урок физики на тему "Законы отражения света" (8 класс)

Открытый урок физики на тему "Законы отражения света" (8 класс)

Открытый урок физики на тему "Законы отражения света" (8 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.11.2017