Открытый урок. Имя существительное

  • Интерактивная доска
  • Работа в классе
  • Разработки уроков
  • docx
  • 24.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала конкурс.docx
Русский язык Учитель: Михайлова Н.А. Класс: 3 В Тема. Имя существительное Цель: дать более глубокое представление об имени существительном как части речи;  отрабатывать умения находить существительные в тексте; формировать  грамматическое понятие «имя существительное» Задачи: ­ развивать связную речь учащихся, активизировать словарный запас,  орфографическую зоркость, развитие умений определять признаки существительного,  развитие умений определять значение суффиксов имени существительного ­ самостоятельно формулировать тему и цели урока, работать по плану, сверяя свои действия с целью ­   извлекать   информацию,   представленную   в   разных   формах,   преобразовывать информацию Тип урока: обобщение и систематизации умений и навыков Вид урока: смешанный Прогнозируемый результат: сформировать ценностное  отношение к совместной  познавательной деятельности по определению  рода имени существительного.    Оборудование:  ­ BILIMLAND – интерактивная образовательная онлайн­платформа для учеников и учителей   всех   школ   Казахстана,  интерактивные   дидактические   материалы   по русскому   языку,   алгоритм   для морфологического   разбора,   филворд,   тест   «Имя   существительное»,   карточки красного и зеленого цветов (для проведения рефлексии)   раздаточный   материал   (приложение): 1.Организационный момент. Ход урока ­ Сәлеметсіңдер ме, балалар! Здравствуйте ребята! Hello children! Я тетрадь свою открою И наклонно положу. Я, друзья, от вас не скрою ­ Ручку я вот так держу. Сяду прямо не согнусь. За работу я возьмусь. 2. Артикуляционная гимнастика. Покусывание язычка и губ, круговые вращения языком. 1­ Откройте тетради. ­ Запишите число, «Классная работа» 3. Минутка красивого письма.    ­ Ребята, с чего мы начинаем урок русского языка? (с минутки чистописания) На прямую палочку Справа села галочка Там поныне и сидит ­ Буквой К на нас глядит ­ Дайте характеристику звуку, которым обозначается эта буква (…) Кк Ккк Кккк Кккк … ­ Рассмотрите цепочки букв. Найдите закономерность. (Строчная буква "К" следует в порядке увеличения на одну букву) ­ Напишите, сохраняя закономерность, до конца строчки. 4. Словарная работа по теме «Казахстан» (приложение  4), ­ Запишите слово «словарь» и поставьте двоеточие. ­ Под  диктовку запишите слова и выделите орфограммы: Словарь: Казахстан, Родина, Астана, столица, золотой, город, пиала. ­ Посмотрите на доску и проверьте правильность написания слов.    Проверка на интерактивной доске. Учащиеся проверяют написание слов, если  необходимо, исправляют ошибки. ­ Почему эти слова нужно запоминать? (Нельзя проверить проверочным словом) Учащиеся замечают, что слово «золотой» лишнее.  Отвечает на вопрос какой? Это прилагательное. А остальные слова существительные. Один ученик работает у доски. Учащиеся записывают – золотой. золот йоо →[залатой'] В слове «золот й»: слогов—3 (зо­ло­той), букв—7, звуков—7: оо з → [з] :согласный, парный звонкий, парный твёрдый о → [а] :гласный л → [л] :согласный, непарный звонкий, сонорный, парный твёрдый о → [а] :гласный т → [т] :согласный, парный глухой, парный твёрдый о → [о] :гласный й → [й'] :согласный, непарный звонкий, сонорный, непарный мягкий Записать транскрипцию этого слова. (Один ученик работает у доски) 25. Сообщение темы и цели урока.  Постановка проблемы. ­ Ребята, послушайте и скажите, текст это или нет? Гуляют в. С ними. Вокруг много. Вот под. Это. Это текст? Нет. ­ Почему? Вы поняли, о чем или о ком идет речь? Непонятно,  о чем идет речь. ­ Почему? Слов, какой части речи не хватает в тексте? Слов, отвечающих на вопрос кто? или что?, т. е. имен существительных. ­ Итак, тема нашего урока – имя существительное. ­ Запишите в тетради тему урока.  ­ Прочитайте ключевые слова нашего урока.  Постоянные Одушевленные Неодушевленные Непостоянные Род Число Суффиксы ­ Давайте сформулируем, что мы будем повторять и обобщать сегодня на уроке. ­ Ребята, а для чего нам нужны эти знания? Мы вспомним грамматические признаки существительного, постоянные признаки –  одушевленность/неодушевленность, род, непостоянные признаки – число,  некоторые  суффиксы существительных и их значение. ­ Ребята, а для чего нам нужны эти знания? Чтобы грамотно и точно использовать существительные в устной и письменной речи. 6. Работа по теме урока.  Работа над определением. ­ Давайте вспомним, что же такое имя существительное. ­ На доске текст определения (приложение 9), в котором пропущены слова. Давайте  вставим пропущенные слова. ­ Давайте запишем эти слова. 7. Физминутка  (Воздушные шарики) (приложение 10) 8.Развитие умений.  ­ Используется электронное приложение. Написана группа слов (приложение 11) ­ Найдите имена существительные. 3Один ученик пальцем передвигает слова из нижней части экрана. Нажимаем  «Проверить». Учащиеся пишут в тетради: «Кто?, что?, предмет». ­ Вернемся к нашим словам из словаря. Составьте с любым, словом из словаря  предложение. ­ Давайте запишем предложение. Тараз­самый красивый город. ­ Подчеркните в нем подлежащее и сказуемое. Найдите имена существительные. ­ Выпишите подлежащее на лист для морфологического разбора (алгоритм), который  лежит у вас на парте. Выполним разбор. Задаем вопрос. ­ Ставим в начальную форму и записываем с вопросом. ­ Определяем часть речи. ­ Затем будем определять постоянные признаки имени существительного, такие как  одушевлённое или неодушевленное, но сначала давайте выполним несколько заданий. ­ Посмотрите на картинку ­ Давайте превратим одушевленные существительные в неодушевленные. ­ На доске задание из ЕЦОР (приложение ), где необходимо переставить одну букву. ­ Назовите слова, отвечающие на вопрос «кто?», а затем «что?». ­ Запишем две пары слов, указывая над словом данный признак. ­ Вот теперь мы готовы определить этот признак у нашего слова «иней». ­ Переходим к следующему признаку: род. ­ Посмотрите на таблицу (приложение 14)  и назовите слова­помощники каждого  рода. ­ Вспомните сказки Шарля Перро, в названии которых встречаются имена  существительные женского рода. ­Он, мой; она, моя; оно, моё. ­Красавица, Золушка, шапочка….. ­ Какие предметы были у этих персонажей?  ­ Давайте определим их род. Красавица­цветочек; Золушка­туфелька, Красная шапочка –шапочка. (Прием  “Ширма”) 9. Работа по учебнику.  Самостоятельная работа ­ Письменное выполнение упражнения. ­ Прочитайте задание и расскажите, как мы будем его выполнять. Дети читают задание и составляют план выполнения упражнения. К существительным подбирают синонимы и определяют их род. Буря (ж.р.) – ураган  (м.р.)… ­ На доске задание из каталога (приложение 15). Найдите лишнее слово и  переместите его в наш Воздушный шар. ­ Запишите три пары слов (дифференцированно, по выбору детей), выделите  окончания существительных во множественном числе. 410. Домашнее задание: Предлагается тест (приложение). Словообразование имен существительных. ­ На доске: ­тель­     ­ист­ ­ Посмотрите и скажите, что написано у меня на доске? Как называются эти части  слова? ­ Как вы думаете, что обозначают существительные, у которых в составе есть  суффиксы  ­тель­  и  ­ист­? Приведите примеры. ­ Попробуйте разгадать филворд (раздаточный материал), найдите слова,  обозначающие людей по их профессии.  Проверка. На доске – филворд (приложение 17) 11.Итог урока. Рефлексия. ­ В конце урока давайте подведем итог. ­ Вернемся к ключевым словам нашей темы на уроке. На экране ключевые слова. ­ Проанализируйте свою работу на уроке. ­ Если урок прошел для вас эффективно, вы справились  практически со всеми  задания без труда, поднимите зеленую карточку. ­ Если вы испытывали трудности, не смогли справиться самостоятельно с заданиями,  поднимите красную карточку. ­ Спасибо за урок!  5