Открытый урок литературы на тему «В.Г.Короленко «В дурном обществе». Васина дорога к правде и добру». (5 класс)
Оценка 4.7

Открытый урок литературы на тему «В.Г.Короленко «В дурном обществе». Васина дорога к правде и добру». (5 класс)

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
6 кл
16.10.2017
Открытый урок литературы на тему «В.Г.Короленко «В дурном обществе». Васина дорога к правде и добру». (5 класс)
Цели: 1. Организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний, по совершенствованию навыков чтения; создавать условия для формирования умения анализировать прочитанную повесть. Показать «внутреннее движение» героя; провести синтез и углубление знаний об образе главного героя; раскрыть тему нравственного взросления юных героев; подготовить к написанию домашнего сочинения. 2. Создавать условия для развития опыта творческой деятельности; организовать деятельность по развитию коммуникативных навыков работы в группе, создавать условия для формирования познавательного интереса; 3. Организовать деятельность по воспитанию уважения, милосердия, доброты к окружающим людям; создавать условия для формирования духовно-нравственной личности. Воспитывать такие гуманные качества как милосердие, сострадание, самопожертвование. Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
ДЕТИ ПОДЗЕМЕЛЬЯ.docx
«В.Г.Короленко «В дурном обществе». Васина дорога к правде и добру». Открытый урок литературы на тему (5 класс) Цели: 1. Организовать   деятельность   учащихся   по   обобщению   и   систематизации   знаний,   по совершенствованию   навыков   чтения;   создавать   условия   для   формирования   умения   анализировать прочитанную повесть. Показать «внутреннее движение» героя; провести синтез и углубление знаний об образе главного героя; раскрыть тему нравственного взросления юных героев; подготовить к написанию домашнего сочинения. Создавать условия для развития опыта творческой деятельности; организовать деятельность по 2. развитию   коммуникативных   навыков   работы   в   группе,     создавать   условия   для   формирования познавательного интереса;  3. Организовать   деятельность   по   воспитанию   уважения,   милосердия,   доброты   к   окружающим людям;   создавать   условия   для   формирования   духовно­нравственной   личности.   Воспитывать   такие гуманные качества как милосердие, сострадание, самопожертвование.  Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний. ХОД УРОКА Хорошо, что твоя дорога Пролегла через нашу… Организационный момент Вступительное слово учителя. I. II. Все мы знаем, что авторы художественных произведений стараются до нас что­то донести, вводят нас в мир человеческих отношений,  пытаются пробудить в нас добрые чувства.   В.Г.Короленко в своих   произведениях   сумел показать, что самый великий дар человека – чуткое сердце, способное воспринять состояние других людей.  Сегодня у нас заключительный урок по произведению писателя «В дурном обществе». Посмотрите на тему сегодняшнего урока. Что мы должны узнать сегодня, о чем поговорим? Наша задача  – понять, какие изменения происходят в сердце Васи, выяснить, какие нравственные уроки мы можем извлечь из произведения. Урок наш будет не просто уроком обобщения и закрепления, а  уроком милосердия и добра.   Прежде чем начнем говорить о произведении, познакомимся с новыми словами (по толковому словарю) Работа в группах 1 группа Доброта и Милосердие 2 группа Сострадание и Сочувствие 3 группа  Любовь и Самопожертвование Учитель:   Посмотрите,   как   тесно   между   собою   связаны   добродетели!   Говорим   о   сострадании,   и милосердии, и доброте, и любви… Одно невозможно без другого. Присущи ли перечисленные качества характера главному герою Васе? Что помогло ему стать честным, добрым человеком?   (знакомство с «дурным обществом») Действительно, после встречи с Валеком и Марусей в Васе проявились лучшие его качества. Давайте вместе с Васей еще раз пройдем эту дорогу к правде и добру. Актуализация знаний. Беседа   От чьего имени ведётся рассказ? Рассказ   ведётся   от   имени   Васи.  Вася   —   сын   судьи.   Судья   —   едва   ли   не   единственный представитель закона в маленьком городке, “местечке”, находящемся на юго­западе Российской империи. Вспомним, каким предстает нам Вася в начале повести? Каким вы его себе представляете?  Как складывались отношения Васи с отцом?            Был ли Вася добрым и сострадательным, будучи бродягой?  Что такое одиночество? Вам знакомо это чувство?  Почему мальчик начал бродяжить?  (Уже в начале повести Вася стремился проявить лучшие человеческие качества: желание понять   отца,   любовь   к   младшей   сестренке,   сострадание   к   людям,   которых   изгнали   из старого замка, внимание и любовь к природе)  Герой «не встречал привета и ласки» дома, но не только это заставляло его уходить по утрам из дому: в нем жила жажда познания, общения, добра. Он не мог примириться с затхлой жизнью городка. Первый шаг Васи по дороге к добру и правде. ВАЛЕК. Первая встреча с «детьми подземелья».                       С кем познакомился Вася в развалинах?   Почему не произошла драка?  Почему Валек проникся доверием к Васе?  Найдите в тексте и зачитайте описание Валека. Валеку было около девяти лет. Он был больше Васи, “худой и тонкий, как тростинка. Одет он был в   грязной   рубашонке,   руки   держал   в   карманах   узких   и   коротких   штанишек.   Тёмные   курчавые волосы лохматились над чёрными задумчивыми глазами”. Валек вёл себя солидно и внушал Васе уважение “своими манерами взрослого человека”. Посмотрите на иллюстрации, на которых изображен Валек.                        Каким его видят художники?  Каким вы себе представляли Валека?  Кто из художников­иллюстраторов точнее и лучше изобразил этого героя?  Каким образом Валек помогает Васе становиться лучше?  (забота о сестренке, твердость характера, воровство во имя спасения своей семьи)  Как Вася заботится о своей сестре?  Почему Вася, твердо знающий, что “воровать нехорошо”, не может осудить своих новых друзей, назвать их “дурными”?  (Сожаление к Валеку и Марусе у Васи усилилось и обострилось, но привязанность не исчезла. Убеждение, что “нехорошо воровать”, осталось. Но, когда воображение рисовало оживленное личико Маруси, облизывающей свои засаленные пальцы, Вася радовался ее радостью и радостью Валека.)  А вы осуждаете Валека за воровство? Почему?       Какое горькое открытие сделал Вася, подружившись с Валеком?  Когда Валек сказал Васе прямо, что они нищие и им приходится воровать, чтобы не умереть с голоду, Вася ушёл домой и горько плакал от чувства глубокого горя. Его любовь к друзьям не стала меньше, но к ней примешалась “острая струя сожаления, доходившая до сердечной боли”. МАРУС. (показ куклы) Глава «Кукла» ­ кульминация повести (кульминация – вершина, самое главное).                                      Какие события происходят в этой главе?   Что мы узнаём о Марусе?   Она страдает физически в произведении?  Чего не хватает Марусе, чтобы быть здоровой?  Как вы понимаете слова «серый камень высосал из Маруси жизнь»?  Найдите в тексте и зачитайте эпизод «Последняя осень Маруси»  Что мы могли бы посоветовать девочке?  Давайте и мы позаботимся о своем здоровье. Физкультминутка.       С кем сравнивает маленькую героиню Вася? Сравните Марусю и Соню. Соня худенькая   маленькая   девочка   четырех   лет.   «Это   было бледное,   крошечное   создание,   напоминавшее   цветок, выросший   без   лучей   солнца,   она   ходила   еще   плохо, неуверенно   ступая   кривыми   ножками   и   шаталась,   как былинка;   руки   ее   были   тонки   и   прозрачны;   головка покачивалась   на   тонкой   шее,   как   головка   полевого колокольчика.   Маруся   росла   в   нищете   и   часто   бывала голодная. За ней ухаживал брат Валек. Маруся тоже было четыре года: «моя Соня была кругла, как пышка, и упруга, как мячик. Она так резво бегала, когда, бывало, разыграется, так звонко смеялась, на ней всегда были такие красивые платья, и в темные косы ей каждый день горничная вплетает   алую   ленту».   Соня   росла   в   достатке,   за   ней ухаживала горничная.  Вам жалко Марусю?  А что с ней произошло в конце повести?            Что принесла Васе дружба с Валеком и Марусей? После знакомства с Валеком и Марусей Вася чувствовал радость от новой дружбы. Ему нравилось беседовать с Валеком и приносить подарки Марусе. Но по ночам у него сжималось сердце от боли сожаления, когда мальчик думал о сером камне, который высасывает из Маруси жизнь.  Вася полюбил Валека и Марусю, скучал по ним, когда не мог прийти к ним на гору. Не видеть друзей стало для него большим лишением.  Звучит песня «Генералы песчаных карьеров»        Как вы думаете, кто из героев повести мог петь эту песню?  Как Вася познакомился с Тыбурцием?  О пане Тыбурции Короленко рассказывает много и подробно.   На что прежде  всего  автор обратил  наше  внимание.  (Это умный,  образованный  человек:  он цитирует Ксенофонта, Цицерона, употребляет латинские выражения)  Кто является смыслом жизни Тыбурция Драба? (Дети.)  Сравните поведение Тыбурция и судьи по отношению к детям  Как помогает Тыбурций стать Васе лучше?  А как вы понимаете слова Тыбурция, которые я взяла в качестве эпиграфа к нашему уроку?                     «Что имел в виду Тыбурций, когда сказал Васе: «…может быть, это и хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу?» .  Почему Тыбурций не побоялся прийти в дом к судье ? (Тыбурций увидел доброту мальчика (ведь он пожертвовал своим покоем ради Маруси), поэтому также пожертвовал своим скрытным житьём на горе и пришёл в дом судьи. Т. е. сострадание, добро ведет к ответному добру.)  Как изменилось отношение отца к сыну? (С   помощью   самоотверженного   поступка   Тыбурция   судья   увидел   не   образ   бродяги­сына,   а истинную душу своего ребёнка, увидел в нём «человека с сердцем». Отец признает, что был виноват перед сыном.)       Изменился ли характер Васи во время дружбы с Валеком и Марусей? Представим изменения в виде таблицы Мировоззрение и жизнь Васи До общения с «дурным обществом» Что знал о жизни Очень мало О ком переживает больше всего О себе и своём несчастье Цель жизни Нет, только бродяжничество После   общения   с   «дурным обществом» Узнал   о   жизни   бедных   ,   испытал «щемящее   до   боли   сожаление», столкнулся с реальной жизнью. О ближних – Марусе и Валеке, горько плакал, «с сердечной болью» думая об их судьбе. Видит, что он нужен, что он помогает другим Вася и окружающие С   6­ти   лет   уже   испытывал   «ужас одиночества» Чувствует   себя   обогретым. понимают и любят   Его Вася и отец Не понимают друг друга Взаимопонимание, любовь            Составим список человеческих качеств, которые проявляет Вася:  любовь   к   родным,   желание   понять   людей,   внимание   и   любовь   к   природе,   смелость, благородство, верность своему слову, честность, сострадание, доброта, милосердие.  Подведение итогов урока.          Рассказ ведётся от имени Васи, поэтому прямого описания Васи нет в повести. Но мы узнали, что это был смелый мальчик, честный, добрый, он умел держать слово. Во время дружбы с обездоленными детьми   Вася   смог   осознать   то   неясное   “что­то”,   к   которому   он   стремился,   и   проявить   лучшие человеческие качества. Уже в самом начале повести мы видим в Васе желание понять отца, любовь к младшей сестрёнке, сострадание к людям, которых выгоняют из замка, внимание и любовь к природе, смелость, благородство, верность своему слову.               История, рассказанная В.Г. Короленко,­ урок милосердия и любви к людям.  Рефлексия: Каждый   учащийся   получает   по   импровизированному   солнышку,   на   котором   он   должен   записать: «Самое главное, что я сегодня понял на уроке»? Домашнее задание:   Написать сочинение по плану.                                                     План сочинения 1. Вася – главный герой – рассказчик в повести В.Г. Короленко «В дурном обществе». 2. История дружбы Васи с «детьми подземелья» ­ история его внутреннего перерождения. а) Непонимание отца – причина «бродяжничества» Васи. б) Сострадание, умение быть заботливым другом, проявившиеся в начале общения Васи с Валеком и Марусей. в) Положительное влияние Валека на отношение Васи к отцу. г) Почему Вася не осудил своих новых друзей за воровство? д) Проявление доброты Васи в истории с куклой. Окончательное разрушение барьера, существовавшего между Васей и отцом. е) На могиле Маруси. Ощущение светлого пути впереди. 3. В отношении к обездоленным проявились лучшие качества Васи.

Открытый урок литературы на тему «В.Г.Короленко «В дурном обществе». Васина дорога к правде и добру». (5 класс)

Открытый урок литературы на тему «В.Г.Короленко «В дурном обществе». Васина дорога к правде и добру». (5 класс)

Открытый урок литературы на тему «В.Г.Короленко «В дурном обществе». Васина дорога к правде и добру». (5 класс)

Открытый урок литературы на тему «В.Г.Короленко «В дурном обществе». Васина дорога к правде и добру». (5 класс)

Открытый урок литературы на тему «В.Г.Короленко «В дурном обществе». Васина дорога к правде и добру». (5 класс)

Открытый урок литературы на тему «В.Г.Короленко «В дурном обществе». Васина дорога к правде и добру». (5 класс)

Открытый урок литературы на тему «В.Г.Короленко «В дурном обществе». Васина дорога к правде и добру». (5 класс)

Открытый урок литературы на тему «В.Г.Короленко «В дурном обществе». Васина дорога к правде и добру». (5 класс)

Открытый урок литературы на тему «В.Г.Короленко «В дурном обществе». Васина дорога к правде и добру». (5 класс)

Открытый урок литературы на тему «В.Г.Короленко «В дурном обществе». Васина дорога к правде и добру». (5 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.10.2017