государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
средняя общеобразовательная школа с. Новое Аделяково
муниципального района ЧелноВершинский Самарской области
Открытый урок литературы в 6 классе
Тема « А.И.Куприн. Рождественский рассказ «Чудесный доктор»
18.02.2017г
Учитель:Кузьмина Елена Михайловна А. И. КУПРИН. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ РАССКАЗ
«ЧУДЕСНЫЙ ДОКТОР».
Задачи деятельности учителя: создать условия для ознакомления с фактами из биографии А. И.
Куприна, с рождественским рассказом «Чудесный доктор», его героями, проблематикой, жанровыми
особенностями произведения; способствовать формированию представления о Куприне как талантливом
русском писателе.
Тип урока: постановка и решение учебных задач.
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
познавательная сфера: владеть знаниями о жизни и творчестве Куприна как талантливого русского
писателя; знать героев произведения, жанровые особенности рождественского рассказа; различать образ
рассказчика и автора в произведении; выявлять в тексте художественно значимые изобразительно
выразительные средства языка; уметь создавать словесный портрет на основе полученных знаний и
представлений;
ценностноориентационная сфера: формулировать собственное отношение к рассказу А. И.
Куприна «Чудесный доктор», его проблематике; приобщаться к духовнонравственным ценностям
русской литературы; оценивать выразительное чтение одноклассников; анализировать формы выражения
авторской позиции;
коммуникативная сфера: владеть различными видами пересказа, навыками выразительного чтения;
составлять устные рассказы, устные ответы на вопросы с использованием цитирования;
эстетическая сфера: определять художественную функцию изобразительновыразительных
средств языка в произведении.
Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных
учебных действий – УУД):
познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя;
сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках,
ресурсах Интернета;
регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои
достижения на уроке;
коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально
и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих
чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; проявлять уважительное отношение к
другому человеку, его мнению, гражданской позиции.
Методы и формы обучения: фронтальная (беседа, словарная работа), индивидуальная (рассказ).
Интернетресурсы:
1. Музей А. И. Куприна. – Режим доступа : http://shult.ucoz.ru/publ/1106
2. Рождественский рассказ. – Режим доступа : http://ru.wikipedia.org/wiki/Рождественский_рассказ Оборудование: презентация, портрет А. И. Куприна; выставка книг «Рождественские рассказы
русских писателей»; эпиграф к уроку «Жизнь дана на добрые дела» (русская пословица).
Основные понятия и термины: рождественский рассказ, милосердие, сострадание, сочувствие.
С ц е н а р и й у р о к а
Жизнь дана на добрые дела.
Русская пословица
Организационный момент.
I.
Вступительное слово учителя. Музыкальная открытка «С Рождеством»
II. Постановка целей и задач урока. Сообщение темы урока.(Слайды 1,2)
Тема сегодняшнего урока : «Рассказ А.И.Куприна «Чудесный доктор». Откройте
тетради, запишите число, тему урока. Эпиграфом к уроку послужит русская
пословица: «Жизнь дана на добрые дела». Вы согласны с этой пословицей?
– (Слайды 310) С именем Александра Ивановича Куприна, талантливого русского
писателя, вы знакомы по таким детским рассказам, как: «Белый пудель», «Слон»,
«Завирайка», «Барбос и Жулька». Рассказы А. И. Куприна наполнены любовью к детям,
ведь он помнил, как сам в детские годы испытывал потребность в любви.
(Сообщение учащегося о Куприне)
Куприн прожил длинную, трудную, но в то же время радостную жизнь. Он был энергичным, бодрым,
отзывчивым человеком, обладающим редким талантом жизнелюбия. И даже попадая в самые тяжелые
жизненные ситуации, умел быть счастливым. Это человек широкой души. Он был добрым и щедрым по
отношению к другим людям. Среди его друзей было много разных и порой удивительных людей:
дрессировщик Анатолий Дуров, певец Федор Шаляпин, борец Иван Поддубный. Куприн был любопытен,
он живо интересовался всем, что происходило в мире. Известно, что он уходил в море с рыбаками,
спускался в скафандре водолаза на дно. Одним из первых еще на заре воздухоплавания с известным
спортсменом поднялся на воздушном шаре. Однажды полетел на самолете со знаменитым борцом Иваном
Заикиным и чуть не погиб. Любовь к жизни и интерес к человеческой судьбе у писателя были огромны. А.
И. Куприн считал, что «человек пришел в мир для безмерной свободы творчества и счастья». Своими
знаниями о жизни, мыслями о ней, чувствами он делился в своих произведениях.
Итак, мы узнали, что Куприн был необычайно интересным человеком.
III. Изучение нового материала.
Сегодня мы изучим рассказ Куприна «Чудесный доктор», который относится к
рождественским или святочным рассказам.(Слайд 11)
О жанре рождественского рассказа нам расскажет … (сообщение учащегося). 1. Особенности рождественского рассказа. (Слайд 12)
В тетрадях записывают определение рождественского рассказа и его особенности.
Рождественский или святочный рассказ – это литературный жанр, относящийся к
категории календарной литературы и характеризующийся определенной спецификой в
сравнении с традиционным жанром рассказа.
Особенности рождественского рассказа:
1) приуроченность к Рождеству;
2) главный герой – ребенок;
3) движение сюжета от безвыходной ситуации к счастливому финалу;
4) обязательное условие в сюжете: превращение, метаморфоза;
5) назидательность рассказа, наличие ярко выраженной морали.
– Какие особенности ярко выражены в рассказе «Чудесный доктор»? (1, 2, 3
особенности явно выражены и имеют место в рассказе. Чудесного превращения как
такового не произошло, а вот жизнь после вмешательства прекрасного доктора
изменилась к лучшему. Назидательности, ярко выраженной морали в рассказе нет, но
есть нравственный урок добра и милосердия.)
Святочный рассказ самый светлый жанр в мировой литературе, здесь всегда
присутствует надежда на лучшее, торжествует добро и происходят самые невероятные
чудеса. Чудо произошло и с героями рассказа «Чудесный доктор», чтобы узнать какое,
давайте вспомним содержание рассказа.
2. Работа с текстом
Какое впечатление произвёл на вас рассказ Куприна?
Как вы думаете, какая мысль дорога в этом рассказе автору? (Чуткое , внимательное
отношение одного человека к другому, своевременная помощь, милосердие)
– В рассказе «Чудесный доктор» авторповествователь рассказывает историю, которая
действительно произошла в Киеве в одном семействе. Я говорю вам ключевые слова, а вы
по содержанию текста рассказываете, о чем идет речь:
Огромное окно гастрономического магазина (Слайд 13)
Покосившийся ветхий дом (Слайд 14)
Машутка больна (Слайд 15)
Письмо (Слайд 16) Общественный сад (Слайд 17)
Подарочки знакомым ребятишкам (Слайд 18)
Едемте! (Слайд 19)
– Таким образом, о ком повествует здесь автор? (О семье Мерцаловых)
– А сейчас мы составим с вами кластер. Я читаю описание членов семьи Мерцаловых, вы
угадываете и записываете: (Слайд 20)
1) «Его руки взбухли и посинели от мороза, глаза провалились, щеки облипли вокруг
дёсен...» (Емельян Мерцалов)
2) «Высокая, худая женщина, с измождённым, усталым, точно почерневшим от горя
лицом…» (Елизавета Ивановна)
3) «Теперь он занимает довольно крупный пост в одном из банков, слывя образцом
честности и отзывчивости….» (Григорий Мерцалов)
4) «Старший мальчик… дернул брата за рукав и произнёс сурово: «Ну, …, идем, идем…
Нечего тут…» (Володя)
5) «Дыхание было коротко и затруднительно, широко раскрытые блестящие глаза
смотрели пристально..» (Машутка)
6) «В люльке, привешенной к потолку, кричал, морщась, надрываясь и захлебываясь..»?
(Грудной ребёнок)
– Композиция (рассказ в рассказе). Как вы объясните ее?
3. Словарная работа.
Бесценное это человеческое качество – доброта, милосердие, без них невозможна сама
жизнь. Но и этому надо учиться – делать людям добро. А учат нас этому книги. Вот и в
книге «Чудесный доктор» автор преподает нам урок доброты, милосердия.
(Слайд 21)
– Как вы понимаете значение таких слов, как: милосердие, сострадание, сочувствие?
Запишите их значение в свою тетрадь. Милосердие – готовность помочь комулибо или простить когонибудь из
сострадания, человеколюбия.
Сострадание – чувство жалости к тому, у кого несчастье, горе.
Сочувствие – отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других.
В о п р о с ы для беседы:
– Как вы считаете, милосердными, сострадательными, способными проявить
сочувствие людьми рождаются или становятся?
– Встречались ли вы в жизни с проявлениями милосердия, сострадания или
сочувствия? Расскажите об этом.
– Случайно ли на просьбу Мерцалова назвать фамилию чудесный доктор не ответил,
сказав: «Э! Вот еще пустяки выдумали!.. Возвращайтеська домой скорей!»?
– Вы правы, на такой поступок, какой совершил доктор, должен быть способен любой
человек. Поэтому Милосердие, Сострадание и Сочувствие не имеют фамилии. Я очень
рада, что вы это понимаете и чувствуете, что вы готовы на добрые дела и поступки.
– Известно, что первоначально А. И. Куприн опубликовал рассказ с подзаголовком
«Истинное происшествие». Почему он это сделал? (Хотел подчеркнуть то, что история
реальная, жизненная, а не придуманная.)
4. Презентация выставки книг «Рождественские рассказы русских писателей»
(проводит учитель).
Ш. Итог урока. Рефлексия деятельности.
– Итак, сегодня мы узнали некоторые факты из биографии А. И. Куприна.
Проанализировали рассказ «Чудесный доктор», обозначили проблемы, которые
поставлены автором в рассказе. Мы поняли, что в основе рассказа лежат реальные
события, взятые из жизни. Познакомились с жанром рождественского рассказа и его
особенностями. Узнали, что и другие русские писатели обращались в своем творчестве к
святочным рассказам. Урок показал, что интерес к творчеству А. И. Куприна не затухает.
Его пытливый ум и взгляд на мир нам интересны. Об актуальности проблем, о
современном звучании художественного слова Куприна поговорим на следующем уроке.
– Что нового и интересного вы узнали сегодня на уроке? (Высказывания учащихся.)
Попробуйте составить синквейн по теме урока. (Слайд 22)
Оцените свою работу на уроке.
Домашнее задание.
1. Нарисовать иллюстрацию к рассказу.
2.Подготовить чтение по ролям фрагмента рассказа «Встреча с незнакомцем» (с. 11–
12).
3.Сообщение о Н.И.Пирогове.
Открытый урок литературы в 6 классе на тему "А.И.Куприн. Рождественский рассказ "Чудесный доктор"
Открытый урок литературы в 6 классе на тему "А.И.Куприн. Рождественский рассказ "Чудесный доктор"
Открытый урок литературы в 6 классе на тему "А.И.Куприн. Рождественский рассказ "Чудесный доктор"
Открытый урок литературы в 6 классе на тему "А.И.Куприн. Рождественский рассказ "Чудесный доктор"
Открытый урок литературы в 6 классе на тему "А.И.Куприн. Рождественский рассказ "Чудесный доктор"
Открытый урок литературы в 6 классе на тему "А.И.Куприн. Рождественский рассказ "Чудесный доктор"
Открытый урок литературы в 6 классе на тему "А.И.Куприн. Рождественский рассказ "Чудесный доктор"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.