Открытый урок литературы в 6 классе на тему "А.И.Куприн. Рождественский рассказ "Чудесный доктор"
Оценка 4.8

Открытый урок литературы в 6 классе на тему "А.И.Куприн. Рождественский рассказ "Чудесный доктор"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
6 кл
07.07.2017
Открытый урок литературы в 6 классе на тему "А.И.Куприн. Рождественский рассказ "Чудесный доктор"
Открытый урок литературы в 6 классе на тему "А.И.Куприн. Рождественский рассказ "Чудесный доктор". Урок сопровождается презентацией.
открытый урок.docx
государственное бюджетное общеобразовательное  учреждение  Самарской области средняя общеобразовательная школа с. Новое Аделяково муниципального района Челно­Вершинский Самарской области Открытый урок литературы в 6 классе Тема « А.И.Куприн. Рождественский рассказ «Чудесный доктор» 18.02.2017г Учитель:Кузьмина Елена Михайловна А. И. КУПРИН. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ РАССКАЗ  «ЧУДЕСНЫЙ ДОКТОР».  Задачи деятельности учителя:  создать условия для ознакомления с фактами из биографии А. И. Куприна, с рождественским рассказом «Чудесный доктор», его героями, проблематикой, жанровыми особенностями произведения; способствовать формированию представления о Куприне как талантливом русском писателе. Тип урока: постановка и решение учебных задач. Планируемые результаты обучения: Предметные:   познавательная сфера: владеть знаниями о жизни и творчестве Куприна как талантливого русского писателя; знать героев произведения, жанровые особенности рождественского рассказа; различать образ рассказчика   и   автора   в   произведении;   выявлять   в   тексте   художественно   значимые   изобразительно­ выразительные   средства   языка;   уметь   создавать   словесный   портрет   на   основе   полученных   знаний   и представлений;   ценностно­ориентационная   сфера:  формулировать   собственное   от­ношение   к   рассказу   А.   И. Куприна   «Чудесный   доктор»,  его   проблематике;  приобщаться   к   духовно­нравственным   ценностям русской литературы; оценивать выразительное чтение одноклассников; анализировать формы выражения авторской позиции;  коммуникативная сфера: владеть различными видами пересказа, навыками выразительного чтения; составлять устные рассказы, устные ответы на вопросы с использованием цитирования;   эстетическая   сфера:  определять   художественную   функцию   изобразительно­выразительных средств языка в произведении. Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию. Метапредметные   (критерии   сформированности/оценки   компонентов   универсальных учебных действий – УУД):   познавательные:  ориентироваться   в   справочной   литературе;   отвечать  на  вопросы  учителя; сравнивать  и  делать   выводы;   находить   нужную   информацию   в учебнике,   различных   справочниках, ресурсах Интернета;   регулятивные:  овладевать   способностями   понимать   учебные   задачи   урока,   оценивать   свои достижения на уроке;  коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств  и  мыслей;   формулировать   и   отстаивать   свое   мнение;   проявлять   уважительное   отношение   к другому человеку, его мнению, гражданской позиции. Методы и формы обучения: фронтальная (беседа, словарная работа), индивидуальная (рассказ). Интернет­ресурсы: 1. Музей А. И. Куприна. – Режим доступа : http://shult.ucoz.ru/publ/1­1­0­6 2. Рождественский рассказ. – Режим доступа : http://ru.wikipedia.org/wiki/Рождественский_рассказ Оборудование:  презентация,  портрет   А.   И.   Куприна;   выставка   книг   «Рождественские   рассказы русских писателей»;  эпиграф к уроку «Жизнь дана на добрые дела» (русская пословица). Основные понятия и термины: рождественский рассказ, милосердие, сострадание, сочувствие. С ц е н а р и й   у р о к а Жизнь дана на добрые дела. Русская пословица Организационный момент. I. Вступительное слово учителя. Музыкальная открытка «С Рождеством» II. Постановка целей и задач урока. Сообщение темы урока.(Слайды 1,2)  Тема   сегодняшнего   урока   :   «Рассказ   А.И.Куприна   «Чудесный   доктор».   Откройте тетради,   запишите   число,   тему   урока.   Эпиграфом   к   уроку   послужит   русская пословица: «Жизнь дана на добрые дела». Вы согласны  с этой пословицей? –  (Слайды 3­10)  С именем Александра Ивановича Куприна, талантливого русского писателя,   вы   знакомы   по   таким   детским   рассказам,   как:   «Белый   пудель»,   «Слон», «Завирайка», «Барбос и Жулька». Рассказы А. И. Куприна наполнены любовью к детям, ведь он помнил, как сам в детские годы испытывал потребность в любви.  (Сообщение учащегося о Куприне) Куприн прожил длинную, трудную, но в то же время радостную жизнь. Он был энергичным, бодрым, отзывчивым человеком, обладающим редким талантом жизнелюбия. И даже попадая в самые тяжелые жизненные ситуации, умел быть счастливым. Это человек широкой души. Он был добрым и щедрым по отношению   к   другим   людям.   Среди   его   друзей   было   много   разных   и   порой   удивительных   людей: дрессировщик Анатолий Дуров, певец Федор Шаляпин, борец Иван Поддубный. Куприн был любопытен, он живо интересовался всем, что происходило в мире. Известно, что он уходил в море с рыбаками, спускался в скафандре водолаза на дно. Одним из первых еще на заре воздухоплавания с известным спортсменом поднялся на воздушном шаре. Однажды полетел на самолете со знаменитым борцом Иваном Заикиным и чуть не погиб. Любовь к жизни и интерес к человеческой судьбе у писателя были огромны. А. И. Куприн считал, что «человек пришел в мир для безмерной свободы творчества и счастья». Своими знаниями о жизни, мыслями о ней, чувствами он делился в своих произведениях. Итак, мы узнали, что Куприн был необычайно интересным человеком.  III. Изучение нового материала.  Сегодня   мы   изучим   рассказ   Куприна   «Чудесный   доктор»,   который   относится   к рождественским или святочным рассказам.(Слайд 11) О жанре рождественского рассказа нам расскажет … (сообщение учащегося). 1. Особенности рождественского рассказа. (Слайд 12) В тетрадях записывают определение рождественского рассказа и его особенности. Рождественский или святочный рассказ – это литературный жанр, относящийся к категории  календарной  литературы  и  характеризующийся   определенной  спецификой  в сравнении с традиционным жанром рассказа. Особенности рождественского рассказа:  1) приуроченность к Рождеству; 2) главный герой – ребенок; 3) движение сюжета от безвыходной ситуации к счастливому финалу; 4) обязательное условие в сюжете: превращение, метаморфоза; 5) назидательность рассказа, наличие ярко выраженной морали. –   Какие   особенности   ярко   выражены   в   рассказе   «Чудесный   доктор»?  (1,   2,   3 особенности явно выражены и имеют место в рассказе. Чудесного превращения как такового   не   произошло,   а   вот   жизнь   после   вмешательства   прекрасного   доктора изменилась к лучшему. Назидательности, ярко выраженной морали в рассказе нет, но есть нравственный урок добра и милосердия.) ­   Святочный   рассказ   ­   самый   светлый   жанр   в   мировой   литературе,   здесь   всегда присутствует надежда на лучшее, торжествует добро и происходят самые невероятные чудеса. Чудо произошло и с героями  рассказа «Чудесный доктор», чтобы узнать ­ какое, давайте вспомним содержание рассказа. 2. Работа с текстом ­Какое впечатление произвёл на вас рассказ Куприна? ­Как вы думаете, какая мысль дорога в этом рассказе автору? (Чуткое , внимательное  отношение одного человека к другому, своевременная помощь, милосердие) – В рассказе «Чудесный доктор» автор­повествователь рассказывает историю, которая  действительно произошла в Киеве в одном семействе.  Я говорю вам ключевые слова, а вы  по содержанию текста рассказываете, о чем идет речь:   Огромное окно гастрономического магазина (Слайд 13)  Покосившийся ветхий дом (Слайд 14)  Машутка больна (Слайд 15)  Письмо (Слайд 16)  Общественный сад (Слайд 17)  Подарочки знакомым ребятишкам (Слайд 18)  Едемте! (Слайд 19) – Таким образом, о ком повествует здесь автор? (О семье Мерцаловых) – А сейчас мы составим с вами кластер. Я читаю описание членов семьи Мерцаловых, вы  угадываете и записываете: (Слайд 20) 1) «Его руки взбухли и посинели от мороза, глаза провалились, щеки облипли вокруг  дёсен...» (Емельян Мерцалов) 2) «Высокая, худая женщина, с измождённым, усталым, точно почерневшим от горя  лицом…» (Елизавета Ивановна) 3) «Теперь он занимает довольно крупный пост в одном из банков, слывя образцом  честности и отзывчивости….» (Григорий Мерцалов) 4) «Старший мальчик… дернул брата за рукав и произнёс сурово: «Ну, …, идем, идем…  Нечего тут…» (Володя) 5) «Дыхание было коротко и затруднительно, широко раскрытые блестящие глаза  смотрели пристально..» (Машутка) 6) «В люльке, привешенной к потолку, кричал, морщась, надрываясь и захлебываясь..»?  (Грудной ребёнок) – Композиция (рассказ в рассказе). Как вы объясните ее? 3. Словарная работа. Бесценное это человеческое качество – доброта, милосердие, без них невозможна сама  жизнь. Но и этому надо учиться – делать людям добро. А учат нас этому книги. Вот и в  книге «Чудесный доктор» автор преподает нам урок доброты, милосердия.  (Слайд 21) – Как вы понимаете значение таких слов, как: милосердие, сострадание, сочувствие? Запишите их значение в свою тетрадь. Милосердие  –   готовность   помочь   кому­либо   или   простить   кого­нибудь   из сострадания, человеколюбия. Сострадание – чувство жалости к тому, у кого несчастье, горе. Сочувствие – отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других. В о п р о с ы  для беседы: –   Как   вы   считаете,   милосердными,   сострадательными,   способными   проявить сочувствие людьми рождаются или становятся? –   Встречались   ли   вы   в   жизни   с   проявлениями   милосердия,   сострадания   или сочувствия? Расскажите об этом. – Случайно ли на просьбу Мерцалова назвать фамилию чудесный доктор не ответил, сказав: «Э! Вот еще пустяки выдумали!.. Возвращайтесь­ка домой скорей!»? – Вы правы, на такой поступок, какой совершил доктор, должен быть способен любой человек. Поэтому Милосердие, Сострадание и Сочувствие не имеют фамилии. Я очень рада, что вы это понимаете и чувствуете, что вы готовы на добрые дела и поступки.  – Известно, что первоначально А. И. Куприн опубликовал рассказ с подзаголовком «Истинное происшествие». Почему он это сделал? (Хотел подчеркнуть то, что история реальная, жизненная, а не придуманная.)  4.   Презентация   выставки   книг   «Рождественские   рассказы   русских   писателей» (проводит учитель). Ш. Итог урока. Рефлексия деятельности. –  Итак,   сегодня   мы   узнали   некоторые   факты   из   биографии   А.   И.   Куприна. Проанализировали    рассказ   «Чудесный   доктор»,   обозначили   проблемы,   которые поставлены   автором   в   рассказе.   Мы   поняли,   что   в   основе   рассказа   лежат   реальные события,   взятые   из   жизни.   Познакомились   с   жанром   рождественского   рассказа   и   его особенностями. Узнали, что и другие русские писатели обращались в своем творчестве к святочным рассказам. Урок показал, что интерес к творчеству А. И. Куприна не затухает. Его   пытливый   ум   и   взгляд   на   мир   нам   интересны.   Об   актуальности   проблем,   о современном звучании художественного слова Куприна поговорим на следующем уроке. – Что нового и интересного вы узнали сегодня на уроке? (Высказывания учащихся.) Попробуйте составить синквейн по теме  урока. (Слайд 22) Оцените свою работу на уроке. Домашнее задание.  1. Нарисовать иллюстрацию к рассказу. 2.Подготовить чтение по ролям фрагмента рассказа «Встреча с незнакомцем» (с. 11– 12). 3.Сообщение о Н.И.Пирогове.

Открытый урок литературы в 6 классе на тему "А.И.Куприн. Рождественский рассказ "Чудесный доктор"

Открытый урок литературы в 6 классе на тему "А.И.Куприн. Рождественский рассказ "Чудесный доктор"

Открытый урок литературы в 6 классе на тему "А.И.Куприн. Рождественский рассказ "Чудесный доктор"

Открытый урок литературы в 6 классе на тему "А.И.Куприн. Рождественский рассказ "Чудесный доктор"

Открытый урок литературы в 6 классе на тему "А.И.Куприн. Рождественский рассказ "Чудесный доктор"

Открытый урок литературы в 6 классе на тему "А.И.Куприн. Рождественский рассказ "Чудесный доктор"

Открытый урок литературы в 6 классе на тему "А.И.Куприн. Рождественский рассказ "Чудесный доктор"

Открытый урок литературы в 6 классе на тему "А.И.Куприн. Рождественский рассказ "Чудесный доктор"

Открытый урок литературы в 6 классе на тему "А.И.Куприн. Рождественский рассказ "Чудесный доктор"

Открытый урок литературы в 6 классе на тему "А.И.Куприн. Рождественский рассказ "Чудесный доктор"

Открытый урок литературы в 6 классе на тему "А.И.Куприн. Рождественский рассказ "Чудесный доктор"

Открытый урок литературы в 6 классе на тему "А.И.Куприн. Рождественский рассказ "Чудесный доктор"

Открытый урок литературы в 6 классе на тему "А.И.Куприн. Рождественский рассказ "Чудесный доктор"

Открытый урок литературы в 6 классе на тему "А.И.Куприн. Рождественский рассказ "Чудесный доктор"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.07.2017