Календарно-тематическое планирование по литературе 6 класс
Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
русская литература
6 кл
01.03.2018
Рабочая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и «Рабочей программы общеобразовательных учреждений «Литература» В.Я. Коровиной, В.П.Журавлёва, М. Просвещение.Согласно государственному образовательному стандарту, изучение предмета «Литература» направлено на достижение следующих целей:
- формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
- постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
- поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
- овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
- использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
литература 6 класс.docx
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального
компонента государственного стандарта основного общего образования и «Рабочей
программы общеобразовательных учреждений «Литература» В.Я.
В.П.Журавлёва, М. Просвещение 2012 год.
Коровиной,
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение предмета
«Литература» направлено на достижение следующих целей:
формирование духовно развитой личности,
обладающей гуманистическим
мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием,
чувством патриотизма;
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для
успешной социализации и самореализации личности;
постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы,
их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова,
опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи
искусства с жизнью, историзма;
поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать,
анализировать и интерпретировать художественный текст;
овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными
действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять
библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из
различных источников, включая Интернет и др.);
использование опыта общения с произведениями художественной литературы в
повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
На основании ФГОС ООО необходимо реализовать актуальные в настоящее время
компетентностный, личностноориентированный, деятельностный подходы, которые
определяют задачи обучения:
– формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения
русской и зарубежной литературы;
– обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным
ценностям и художественному многообразию литературы;
– развитие и совершенствование устной и письменной речи учащихся;
1 – поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать,
анализировать и интерпретировать художественный текст;
– овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в
художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание
собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
– овладение важнейшими общеучебными и универсальными учебными действиями
(формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический
поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников,
включая Интернет и др.);
– использование опыта работы с произведениями художественной литературы в
повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование
ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на
различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с
возрастными особенностями развития учащихся.
Личностная ориентация
образовательного процесса выявляет приоритет
воспитательных и развивающих целей обучения. Система учебных занятий призвана
способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры
школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению
мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно
востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной
политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в
современное общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система
уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на
формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей
достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску,
отбору, анализу и использованию информации.
Общая характеристика учебного предмета
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова,
богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного
образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с
2 биографическими сведениями о мастерах слова и историкокультурными фактами,
необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Это устремление зависит от степени эстетического, историкокультурного, духовного
развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно
эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к
самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных
произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры
устной и письменной речи.
В рабочей программе по литературе соблюдена системная направленность: это
освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических
произведений писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания
произведений, отдельных фактов биографии писателя.
В каждом из курсов (классов) затронута одна из ведущих проблем (в 5 классе —
внимание к книге; в 6 классе — художественное произведение и автор, характеры героев; в
7 классе — особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как
важнейшая проблема литературы; в 8 классе — взаимосвязь литературы и истории
(подготовка к восприятию курса на историколитературной основе), в 9 классе — начало
курса на историколитературной основе).
В рабочей программе курс каждого класса представлен разделами:
• Устное народное творчество.
• Древнерусская литература.
• Русская литература XVIII века.
• Русская литература XIX века.
• Русская литература XX века.
• Литература народов России.
• Зарубежная литература.
• Обзоры.
• Сведения по теории и истории литературы.
Место предмета «Литература» в базисном учебном плане
Согласно базисному учебному образовательному плану для образовательных
учреждений РФ, всего на изучение литературы на этапе основного общего образования
выделяется 455 ч, в том числе: в 6 классе – 102 ч (3 ч в неделю).
3 В соответствии с этим реализуется типовая программа по литературе под редакцией В.
Я. Коровиной.Часы пропорционально распределены на основные темы в течение учебного
года, на уроки развития речи, что позволит формированию прочных навыков, объяснения
конкретных литературных фактов, уроки развития речи направлены на совершенствование
умений и навыков практическим путём.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами выпускников 6 класса, формируемыми при изучении
предмета «Литература», являются:
– совершенствование духовнонравственных качеств личности, воспитание чувства
любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе,
к культурам других народов;
– использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных
источников информации (словари, энциклопедии, Интернетресурсы и др.).
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» должны
проявиться:
– в умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал,
подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно
следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
– умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее,
определять сферу своих интересов;
– умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать на
уровне своего развития, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты учеников 6 класса состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:
– понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и
фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских
писателей XIX–XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
– понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление
заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их
современного звучания;
4 – умения анализировать литературное произведение, определять его принадлежность к
одному из литературных родов и жанров, понимать и формулировать тему, идею,
характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
– определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно
выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейнохудожественного
содержания произведения;
– владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе
литературного произведения;
2) в ценностноориентационной сфере:
– приобщение к духовнонравственным ценностям русской литературы и культуры,
сопоставление их с духовнонравственными ценностями других народов;
– формирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их
оценка;
– понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
– восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение
и адекватное восприятие;
– умения пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием
образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по
прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания
разного типа; умение вести диалог;
– написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой
изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на
литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
– понимание образной природы литературы как явления словесного искусства;
эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
– понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно
выразительных средств языка в создании художественных образов литературных
произведений.
Содержание учебного предмета «Литература»
Курс литературы в 6 классе строится на основе концентрического, историко
хронологического и проблемнотематического принципов.
Введение – 1 ч.
5 Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к
герою. Способы выражения авторской позиции.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО – 4 ч.
Обрядовый фольклор. Произведения календарного обрядового фольклора: колядки,
веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение
календарного обрядового фольклора.
Пословицы и поговорки. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и
выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок.
Афористичность загадок.
Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры
фольклора: пословицы и поговорки, загадки.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ – 2 ч.
«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».
Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных
идеалов (патриотизма, ума, находчивости). Теория литературы. Летопись (развитие
представлений).
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА 1 ч.
Русские басни
Иван Иванович Дмитриев. Рассказ о баснописце, «Муха». Противопоставление труда и
безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством. Особенности
литературного языка XVIII столетия.
Теория литературы. Мораль в басне, аллегория, иносказание (развитие понятий).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА – 31ч.
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателебаснописце. Самообразование
поэта.
Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осёл и Соловей». Крылов о равном участии
власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» — пример критики
мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осёл и Соловей» —
комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного
искусства.
Теория литературы. Басня. Аллегория. Мораль (развитие представлений).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о поэте, лицейские годы.
6 «Узник». Вольнолюбивые устремления поэта.
стихотворения.
«Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни.
Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения.
Народнопоэтический колорит
Интонация как средство выражения поэтической идеи.
«И. И. Пущину». Светлое ЧУВСТВО дружбы — помощь в суровых испытаниях.
Художественные особенности стихотворного послания.
«Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога,
тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание
домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.
«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей.
Повествование от лица вымышленного автора как художественный приём.
«Барышнякрестьянка». Сюжет и герои повести. Приём антитезы в сюжетной
организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль
случая композиции повести. (Для внеклассного чтения.)
«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровскийстарший и Троекуров.
Протест Владимира Дубровского Мотив беззакония и несправедливости. Бунт крестьян.
Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая
история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.
Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное
послание (начальные представления).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. Ученические годы поэта.
«Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэтаизгнанника к оставляемой им Родине.
Приём сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.
«Листок», «На севере диком...», «Утёс», «Три пальмы». Тема красоты, гармонии
человека с миром. Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова.
Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трёхсложные (дактиль,
амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные представления). Поэтическая интонация
(начальные представления).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы
мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль
картин Природы в рассказе.
7 Теория литературы. Пейзаж. Портретная характеристика персонажей (развитие
представлений).
Фёдор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.
Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных
состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание
космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» —
символ краткой, но яркой жизни.
«С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна:
свободный полёт коршуна и земная обречённость человека.
Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.
Стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Ещё майская ночь»,
«Учись у них — у дуба, у берёзы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа
как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер
лирики и её утончённый психологизм. Мимолётное и неуловимое как черты изображения
природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как
естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность
и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.
Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия). Звукопись в поэзии (развитие
представлений).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.
«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и
материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие
композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и
фантастических картин. Диалогспор. Значение риторических вопросов в стихотворении.
Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа
(начальные представления).
Николай Семёнович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм.
Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной
этимологией Сказовая форма повествования.
Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония
(начальные представления).
8 Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Толстый и тонкий». Речь героев
как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль
художественной детали.
Теория литературы. Комическое. Юмор. Комическая ситуация (развитие понятий).
Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века
Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», « Посмотри, какая мгла…»; Е.
Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...», А. Толстой. «Где
гнутся над омутом лозы,..».
Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе.
Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.
Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие
представлений).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА – 16 ч.
Александр Иванович Куприн. Рассказ «Чудесный доктор». Реальная основа и
содержание рассказа. Образ главного героя. Тема служения людям.
Теория литературы. Рождественский рассказ (начальные представления).
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А.
Платонова.
Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов (начальные
представления).
Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе. «Алые паруса». Жестокая
реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев.
Отношение автора к героям.
Произведения о Великой Отечественной войне
К.
М.
Симонов. «Ты помнишь,
Алёша,
дороги Смоленщины..»; Д.
С.
Самойлов. «Сороковые».
Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной
памяти о павших на полях Сражений и обостряющие чувство любви к Родине,
ответственности за неё в годы жестоких испытаний.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало
творческого пути).
9 «Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные
годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, , понятие долга. Юмор в
рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна),
особенности использования народной речи.
Теория литературы. Речевая характеристика героя (развитие представлений). Герой
повествователь (начальные представления).
Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало
творческого пути).
«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда
знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному
герою. Душевная щедрость учительницы, её роль в жизни мальчика. Нравственная
проблематика произведения.
Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Геройповествователь (развитие
понятия).
Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте. «Звезда полей», «Листья
осенние», «В горнице».Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» ли
рике Рубцова. Отличительные черты характера лирического героя.
Фазиль Искандер. Краткий рассказ
Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора гак
одно из ценных качеств человека.
Родная природа в русской поэзии XX века
о писателе. «Тринадцатый подвиг
А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...», С. Есенин. «Мелколесье.
Степь и дали...», «Пороша», А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...».
Чувство радости и печали, любви к родной природе и Родине в стихотворных
произведениях поэтов XX века. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным
состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родной природы.
Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений).
Писатели улыбаются
Василий Макарович Шукшин. Слово о писателе,
рассказы «Чудик», и «Критики». Особенности шукшинских героев«чудиков»,
правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним
незащищенности, «странного» героя в литературе.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ – 2 ч.
10 Габдулла Тукай. Слово о татарском поэте.
Стихотворения «Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине и к своему
родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга в жизни
человека. Книга — «отрада из отрад», «путеводная звезда», «бесстрашное сердце»,
«радостная душа».
Кайсын Кулиев. Слово о балкарском поэте.
«Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы малым "был мой народ….». Родина
как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Основные
поэтические образы, символизирующие Родину в стихотворении поэта. Тема бессмертия
народа, нации до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи. Поэт — вечный должник
своего народа.
Теория литературы. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ – 11 ч.
Мифы народов мира
Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя
Авгия», «Яблоки Гесперид » .
Геродот. «Легенда об Арионе».
Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.
Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Илиада», «Одиссея» эпические поэмы. Изображение
героев и героические подвиги в «Илиаде». Описание щита Ахиллеса: сцены войны и
мирной жизни. Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание
неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый
правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о
героических подвигах, мужественных героях
Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).
Мигель де Сервантес Сааведра. Рассказ о писателе.
Роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший
воображаемый мир и живущий в нём. Пародия на рыцарские романы. Освобождение от
искусственных ценностей и приобщение к истинно народному пониманию правды жизни.
Мастерство Сервантесароманиста. Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы.
(Для внеклассного чтения.)
Теория литературы. «Вечные» образы в искусстве (начальные представления).
Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.
11 Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и
своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий
личное достоинство и честь.
Теория литературы. Рыцарская баллада (начальные представления).
Проспер Мериме. Рассказ о писателе.
Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы.
естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с
Превосходство
её порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение. Антуан
де СентЭкзюпери. Рассказ о писателе.
«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном
отношении к вещам и людям. Чистота восприятия мира как величайшая ценность.
Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения.)
Теория литературы. Притча (начальные представления).
Итоговый контроль по результатам изучения курса – 1 ч.
При изучении разделов дается перечень произведений художественной литературы,
предлагаются вопросы и задания для осмысления прочитанного. Изучению произведений
предшествует краткий обзор жизни и творчества писателя. Материалы по теории и истории
литературы представлены в каждом разделе программы. В разделе «Повторение» дана
систематизация знаний учащихся по теории литературы.
Контрольные работы
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Контрольная работа №1 по теме УНТ
Контрольная работа №2 по теме «Басни»
Контрольная работа №3 по повести А.С.Пушкина «Барышнякрестьянка»
Контрольная работа №4 по повести А. С. Пушкина «Дубровский».
Контрольная работа №5 по стихотворениям М.Ю.Лермонтова
Контрольная работа №6 по произведениям поэтов XIX века.
Контрольная работа №7 по произведениям Н.А.Некрасова и Н.С.Лескова.
Контрольная работа №8 по стихотворениям поэтов 19 века
Контрольная работа №9 по рассказу В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»
Контрольная работа №10 по стихотворениям о природе поэтов XX века.
Итоговый тест.
Календарнотематическое планирование
по литературе 6 класс (базовый уровень – 102 часа)
12 №
Наименования разделов и
тем
1.
Художественное
произведение.
Содержание и форма.
Характеристика основных
видов учебной
деятельности (на уровне
учебных действий) по теме
Работа с текстом.
Развернутый ответ по теме
урока. Устное и
письменное высказывание.
Плановые
сроки
прохожден
ия
01.0903.09
Скорректи
рованные
сроки
прохожден
ия
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (4 часа)
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
Обрядовый фольклор.
Обрядовые песни
Пословицы, поговорки
как малый жанр
фольклора.
Загадки
Контрольная работа №1
по теме УНТ
«Повесть временных лет».
«Сказание о белгородском
киселе».
И. И. Дмитриев. Слово о
баснописце. «Муха».
Развитие понятия об
аллегории.
Извлекают необходимую
информацию, знают
теоретический материал по
теме.
Умеют заменять термины
определениями.
01.0903.09
05.0910.09
Обобщение и
систематизация знаний.
Контроль.
05.0910.09
05.0910.09
12.0917.09
12.0917.09
Осознанно и произвольно
строят речевые высказывания
в устной и письменной
форме.
Выбирают наиболее
эффективные способы
решения задачи в
зависимости от конкретных
условий.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (54 часа)
И. А. Крылов. «Листы и
корни», «Ларчик».
И. А. Крылов. «Осел и
Соловей».
Контрольная работа №2
по теме «Басни»
Анализируют объект,
выделяя существенные и
несущественные признаки.
Определяют основную и
второстепенную
информацию.
Контроль.
12.0917.09
19.0924.09
19.0924.09
А. С. ПУШКИН (18 ЧАС)
А. С. Пушкин.
Стихотворение «Узник»
Тема и поэтическая идея
стихотворения А. С.
Пушкина Стихотворение
«Зимнее утро».
А. С. Пушкин. Тема
Извлекают необходимую
информацию из
прослушанных текстов
различных жанров.
Осуществляют поиск и
выделение необходимой
информации.
19.0924.09
26.0901.10
Осознанно и произвольно
26.0901.10
13 дружбы в стихотворении
«И. И. Пущину».
15
Лирика Пушкина
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
А. С. Пушкин.
«Барышнякрестьянка»
Образ автора
повествователя в повести
«Барышнякрестьянка».
Контрольная работа №3
по повести
А.С.Пушкина
«Барышнякрестьянка»
Анализ к/р. Изображение
русского барства в
повести А.С.Пушкина
«Дубровский»
Дубровский –старший и
Троекуров в повести
А.С.Пушкина
«Дубровский»
Протест Владимира
Дубровского против
произвола и деспотизма в
повести А.С.Пушкина
«Дубровский».
Бунт крестьян в повести
А.С.Пушкина
«Дубровский
Осуждение пороков
общества в повести
А.С.Пушкина
«Дубровский»
Защита чести,
независимости личности в
повести А.С.Пушкина
«Дубровский»
Романтическая история
любви Владимира
Дубровского и Маши
Троекуровой.
Авторское отношение к
героям повести
«Дубровский»
строят речевые
высказывания в устной и
письменной форме.
Ориентируются и
воспринимают тексты
художественного стиля.
Выделяют и формулируют
проблему.
Строят логические цепи
рассуждений.
26.0901.10
03.1008.10
03.1008.10
Структурируют знания.
03.1008.10
Выделяют и формулируют
познавательную цель
10.1015.10
Извлекают необходимую
информацию из
прослушанного текста
Извлекают необходимую
информацию из
прослушанных текстов
различных жанров.
10.1015.10
10.1015.10
Применяют методы
информационного поиска, в
том числе с помощью
компьютерных средств.
Определяют основную и
второстепенную
информацию.
17.1022.10
17.1022.10
Выдвигают и обосновывают
гипотезы, предлагают
способы их проверки.
17.1022.10
Умеют выразительно читать
текст, определять его тему,
основную мысль, стиль и
тип речи, средства связи,
составлять план текст
Строят логические цепи
рассуждений.
24.1029.10
24.1029.10
14 Обобщение по теме
«Дубровский».
Контрольная работа №4
по повести
А. С. Пушкина
«Дубровский».
Анализ к\р, работа над
ошибками
Выбирают основания и
критерии для сравнения,
объектов.
Структурируют знания.
24.1029.10
31.1003.11
Структурируют знания.
31.1003.11
М. Ю. ЛЕРМОНТОВ (4 часа)
Извлекают необходимую
информацию из
прослушанных текстов
различных жанров.
Выделяют и формулируют
проблему.
14.1119.11
14.1119.11
Выделяют и формулируют
познавательную цель.
14.1119.11
Контроль.
21.1126.11
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
Чувство одиночества и
тоски в стихотворении
М.Ю.Лермонтова «Тучи».
Тема красоты и гармонии
с миром в стихотворении
М.Ю.Лермонтова
«Листок», «На севере
диком…»
Особенности выражения
темы одиночества в
стихотворениях
М.Ю.Лермонтова «Утес»,
«Три пальмы»
Контрольная работа №5
по стихотворениям
М.Ю.Лермонтова
Анализ к\р. И.С.Тургенев.
Литературный портрет
писателя.
Сочувствие к
крестьянским детям в
рассказе И. С. Тургенева
«Бежин луг».
Портреты и рассказы
мальчиков в рассказе
И. С. Тургенева «Бежин
луг».
Роль картин природы в
рассказе «Бежин луг».
Проект «Составление
электронного альбома
«Словесные и
живописные портреты
русских крестьян» (по
рассказам из цикла
«Записки охотника»).
И.С. ТУРГЕНЕВ (5 часа)
Осуществляют поиск и
выделение необходимой
информации.
Умеют выбирать
обобщенные стратегии
решения задачи.
21.1126.11
21.1126.11
Устанавливают причинно
следственные связи.
28.1103.12
Строят логические цепи
рассуждений.
Осуществляют поиск и
выделение необходимой
информации.
28.1103.12
28.1103.12
Ф.И. ТЮТЧЕВ (3 часа)
15 39
40
41
Ф. И. Тютчев.
Литературный портрет
писателя.
Природа в
стихотворениях Ф. И.
Тютчева «Неохотно и
несмело...», «Листья».
Противопоставление
судеб человека и
коршуна: земная
обреченность человека в
стихотворении
Ф.И.Тютчева «С поляны
коршун поднялся...».
Определяют основную и
второстепенную
информацию.
Анализируют объект,
выделяя существенные и
несущественные признаки.
Определяют основную и
второстепенную
информацию.
05.1210.12
05.1210.12
05.1210.12
43
44
45
42 Жизнеутверждающее
начало в стихотворениях
А. А. Фета «Ель рукавом
мне тропинку
завесила...», . «Еще
майская ночь», «Учись у
них – у дуба, у березы…»
Краски и звуки в
пейзажной лирике
А.А.Фета
Н. А. Некрасов.
Стихотворение «Железная
дорога». Картины
подневольного труда.
Народ –созидатель в
стихотворении
Н.А.Некрасова
«Железная дорога».
46 Мечта поэта о
прекрасной поре в жизни
народа ценностей в
стихотворении
Н.А.Некрасова
«Железная дорога»
Своеобразие языка и
композиции в
стихотворении
Н.А.Некрасова
«Железная дорога»
Сочетание
реалистических и
47
48
А.А.ФЕТ (2 часа)
Умеют выразительно
читать текст, определять
его тему, основную мысль,
стиль и тип речи, средства
связи, выбирают наиболее
эффективные способы
решения задачи в
зависимости от конкретных
условий.
Применяют методы
информационного поиска,
в том числе с помощью
компьютерных средств.
Н.А. НЕКРАСОВ (6 час)
Осознанно и произвольно
строят речевые
высказывания в устной и
письменной форме.
Определяют основную и
второстепенную
информацию.
Самостоятельно создают
алгоритмы деятельности
при решении проблем
творческого и поискового
характера.
Выбирают основания и
критерии для сравнения и
классификации объектов.
12.1217.12
12.1217.12
12.1217.12
19.1224.12
19.1224.12
19.1224.12
Выделяют и формулируют
проблему.
26.1229.12
16 фантастических картин в
стихотворении
Н.А.Некрасова
«Железная дорога»
Контрольная работа №6
по произведениям поэтов
XIX века.
Структурируют знания.
26.1229.12
Н.С. ЛЕСКОВ (6 час)
Анализируют объект,
выделяя существенные и
несущественные признаки.
Устанавливают причинно
следственные связи.
Понимают и адекватно
оценивают язык средств
массовой информации.
Выдвигают и обосновывают
гипотезы, предлагают
способы их проверки.
26.1229.12
11.0114.01
11.0114.01
11.0114.01
Н.С. Лесков.
Литературный портер
писателя.
Гордость Н.С.Лескова за
народ в сказе «Левша».
Особенности языка
повести Н.С. Лескова
«Левша».
Комический эффект,
создаваемый народной
этимологией, игрой слов в
сказе Н.С.Лескова
«Левша»
Сказовая форма
повествования.
Контрольная работа №7
по произведениям
Н.А.Некрасова и
Н.С.Лескова.
Строят логические цепи
рассуждений.
Структурируют знания.
16.0121.01
16.0121.01
А.П. Чехов. Литературный
портер писателя.
Речь героев рассказа
Чехова «Толстый и
тонкий». Юмористическая
ситуация.
Разоблачение лицемерия в
рассказе «Толстый и
тонкий».
А.П.ЧЕХОВ (3 часа)
Выделяют обобщенный
смысл и формальную
структуру задачи.
Умеют выводить
следствия из имеющихся в
условии задачи данных.
16.0121.01
23.0128.01
Выбирают, сопоставляют и
обосновывают способы
решения задачи.
23.0128.01
РОДНАЯ ПРИРОДА В ЛИРИКЕ ПОЭТОВ XIX ВЕКА (4 час)
Выделяют объекты и
процессы с точки зрения
целого и частей.
Я. Полонский «По горам
две хмурых тучи…»,
«Посмотри – какая
мгла…»
Е.А. Баратынский. «Весна,
весна!
Как воздух чист...»,
«Чудный град порой
сольется...»..
А.К. Толстой. «Где гнутся Выполняют операции со
Выделяют обобщенный
смысл и формальную
структуру задачи.
23.0128.01
30.0104.02
30.0104.02
17
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61 над омутом лозы...».
Контрольная работа №8
по стихотворениям
поэтов 19 века
знаками и символами.
Структурируют знания.
30.0104.02
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (16 Ч)
А.И.КУПРИН (3 ЧАСА)
Анализируют условия и
требования задачи.
06.0211.02
Умеют выбирать
обобщенные стратегии
решения задачи.
Выделяют и формулируют
познавательную цель.
06.0211.02
06.0211.02
13.0218.02
13.0218.02
А.П.ПЛАТОНОВ (2 ЧАСА)
Выделяют и формулируют
познавательную цель.
Создают структуру
взаимосвязей смысловых
единиц текста. Умеют
заменять термины
определениями.
А.С.ГРИН (3 ЧАСА)
Умеют выбирать
смысловые единицы
текста и устанавливать
отношения между ними.
Выражают структуру задачи
разными средствами.
62
63
64
65
66
67
А.И.Куприн. реальная
основа и содержание
рассказа «Чудесный
доктор»
Образ главного героя в
рассказе А.И.Куприна
«Чудесный доктор»
Тема служения людям в
рассказе А. И.Куприна
«Чудесный доктор»
А.П.Платонов.
Литературный портрет
писателя.
А.П.Платонов.
«Неизвестный цветок».
13.0218.02
68 Жестокая реальность и
романтическая мечта в
повести А.С.Грина «Алые
паруса»
Душевная чистота
главных героев в повести
А.С.Грина «Алые паруса»
Отношение автора к
героям повести «Алые
паруса»
ПРОИЗВЕДЕНИЯ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ (2 час)
К. М. Симонов «Ты
помнишь, Алеша, дороги
Смоленщины...»
Д.С. Самойлов.
«Сороковые».
Выбирают, сопоставляют и
обосновывают способы
решения задачи.
Выбирают, сопоставляют и
обосновывают способы
решения задачи.
Выделяют и формулируют
познавательную цель.
27.0204.02
69
70
71
72
20.0225.02
20.0225.02
20.0225.02
В.П. АСТАФЬЕВ (3 час)
73
Картины жизни и быта
сибирской деревни в
послевоенные годы в
рассказе В. П. Астафьева
«Конь с розовой гривой».
Умеют выводить следствия
из имеющихся в условии
задачи данных.
27.0204.02
18 74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
Яркость и самобытность
героев рассказа. Юмор в
рассказе.
Контрольная работа №9
по рассказу
В.П.Астафьева «Конь с
розовой гривой»
Выделяют и формулируют
познавательную цель.
27.0204.02
Структурируют знания.
03.0408.04
Отражение трудностей
военного времени в
повести В.Г.Распутина
«Уроки французского»
Роль учителя Лидии
Михайловны в жизни
мальчика.
Нравственные проблемы
рассказа В.Г. Распутина
«Уроки французского».
В. Г. РАСПУТИН (3 час)
Определяют основную и
второстепенную
информацию.
03.0408.04
Выделяют и формулируют
проблему.
03.0408.04
Выбирают основания и
критерии для сравнения,
классификации объектов.
10.0415.04
РОДНАЯ ПРИРОДА В ЛИРИКЕ ПОЭТОВ XX ВЕКА (4 час)
А. Блок «Летний вечер»,
«О, как безумно за
окном...»
С. А. Есенин
«Мелколесье. Степь и
дали...», «Пороша».
Н. М. Рубцов. Слово о
поэте. «Звезда полей»,
«Листья осенние»,
«В горнице».
Контрольная работа
№10 по стихотворениям
о природе поэтов XX
века.
Анализируют объект,
выделяя существенные и
несущественные признаки.
Определяют основную и
второстепенную
информацию.
Самостоятельно создают
алгоритмы деятельности
при решении проблем
творческого и поискового
характера.
Структурируют знания.
10.0415.04
10.0415.04
17.0422.04
17.0422.04
ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ (5 ЧАСОВ)
В.М.ШУКШИН (2 ЧАСА)
Особенности героев
«чудиков» в рассказах В.
М. Шукшина «Чудик» и
«Критик».
Человеческая открытость
миру как синоним
незащищенности в
рассказах В.М.
Шукшина. Рассказ
«Срезал».
Выдвигают и обосновывают
гипотезы, предлагают
способы их проверки.
17.0422.04
Осознанно и произвольно
строят речевые
высказывания в устной и
письменной форме.
24.0429.04
85
Ф. Искандер
«Тринадцатый подвиг
Выдвигают и обосновывают
гипотезы, предлагают
24.0429.04
Ф.ИСКАНДЕР (3 ЧАСА)
19 Геракла».
86 Юмор как одно из ценных
качеств человека в
рассказе Ф.
Искандера «Тринадцатый
подвиг Геракла»
Геройповествователь в
рассказе Ф. Искандера
«Тринадцатый подвиг
Геракла»
способы их проверки.
Самостоятельно создают
алгоритмы деятельности
при решении проблем
творческого и поискового
характера.
24.0429.04
01.0506.05
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ (2 ЧАСА)
Г.Тукай «Родная
деревня»,
«Книга».Любовь к малой
родине и своему народу.
К. Кулиев «Когда на меня
навалилась беда...»,
«Каким бы ни был малым
мой народ...».
Применяют методы
информационного поиска,
в том числе с помощью
компьютерных средств.
Устанавливают причинно
следственные связи.
01.0506.05
01.0506.05
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА (11 час)
МИФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ (2 ЧАСА)
Мифы Древней Греции.
Подвиги Геракла:
«Скотный двор царя
Авгия»
Мифы Древней Греции.
Подвиги Геракла:
«Яблоки Гесперид».
Геродот. «Легенда об
Арионе».
Геродот. «Легенда об
Арионе».
«Илиада» и «Одиссея»
Гомера как эпические
поэмы
Героический эпос Гомера.
«Илиада» и «Одиссея»
Анализируют объект,
выделяя существенные и
несущественные признаки.
08.0513.05
Составляют целое из частей,
самостоятельно достраивая,
восполняя недостающие
компоненты.
ГЕРОДОТ (2 ЧАСА)
Определяют основную и
второстепенную
информацию.
Выбирают наиболее
эффективные способы
решения задачи в
зависимости от конкретных
условий.
ГОМЕР (2 ЧАСА)
Строят логические цепи
рассуждений.
08.0513.05
08.0513.05
15.0520.05
15.0520.05
Строят логические цепи
рассуждений.
15.0520.05
М. Сервантес Сааведра
«Дон Кихот». Проблема
истинных и ложных
идеалов.
М. СЕРВАНТЕС (1 ЧАС)
Выделяют и формулируют
проблему.
22.0527.05
Ф. ШИЛЛЕР (1 ЧАС)
20 Ф. Шиллер. Баллада
«Перчатка». Романтизм и
реализм в произведении.
П. Мериме. Новелла
«Маттео Фальконе».
Выдвигают и
обосновывают гипотезы,
предлагают способы их
проверки.
П. МЕРИМЕ (2 ЧАСА)
Выделяют и формулируют
проблему.
22.0527.05
22.0527.05
А. ДЕ СЕНТЭКЗЮПЕРИ (2 ЧАСА)
97
98
99
100
101
А. де СентЭкзюпери.
«Маленький принц» как
философская сказка
притча.
102 Итоговый тест.
Выявление уровня
литературного развития
учащихся. Задания для
летнего чтения
Решение учебной задачи
поиск и открытие нового
способа действия.
2930.05
Оценивают достигнутый
результат.
2930.05
Перечень учебнометодического обеспечения
Печатные пособия.
1. Ахмадуллина, Р. Г. Литература. 6 класс : рабочая тетрадь : пособие для учащихся
общеобразоват. организаций : в 2 ч. / Р. Г. Ахмадуллина. – М. : Просвещение, 2015.
2. Беляева, Н. В. Уроки литературы в 6 классе : поурочные разработки : пособие для
учителей общеобразоват. учреждений / Н. В. Беляева. – М. : Просвещение, 2013.
3. Василенко, Л. П. Литература. 5–7 классы : метод. пособие. – СПб. : Паритет, 2002. –
(Серия «Поурочное планирование»).
4. Золотарёва, И. В. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. Программы 68 и
102 часа / И. В. Золотарёва, С. М. Аникина. – 2е изд. – М. : Вако, 2004. – (Серия «В
помощь школьному учителю»).
5. Литература. 6 класс : поурочные планы по учебнику В. Я. Коровиной / авт.сост. Н.
В. Егорова, Б. А. Макарова. – М. : ВАКО, 2011.
6. Миронова, Н. А. Тематическое и поурочное планирование по литературе. 7 класс. К
учебнику В. Я. Коровиной «Литература. 7 класс» : метод. пособие / Н. А. Миронова. – М. :
Экзамен, 2004.
7. Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5–9 классы. – М. :
Просвещение, 2011.
8. Турьянская, Б. И. Литература в 6 классе: Урок за уроком / Б. И. Турьянская, Е. В.
Комиссарова, Л. А. Холодкова. – М. : ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2000.
21 9. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к
мысли. Система заданий : пособие для учителя / А. Г. Асмолов [и др.] ; под ред. А. Г.
Асмолова. – М. : Просвещение, 2011.
Интернетресурсы.
1. Мифологическая энциклопедия. – Режим доступа : www.myfhology.ru
2. Образовательный портал «Учеба». – Режим доступа : http://uroki.ru
3. Поурочные планы, методическая копилка, информационные технологии в школе и
др. – Режим доступа : www.uroki.ru
4. Справочноинформационный интернетпортал «Русский язык». – Режим доступа :
www.gramota.ru
5. Универсальная энциклопедия «Википедия». – Режим доступа : www.wikipedia.ru
6. Универсальная энциклопедия «Кругосвет». – Режим доступа : www.krugosvet.ru
7. Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор». –
Режим доступа : www.febweb.ru
8. Электронные словари. – Режим доступа : www.slovari.ru
9. Энциклопедия «Рубрикон». – Режим доступа : www.rubrikon.ru
ШКОЛЬНЫЕ СЛОВАРИ
1. Словарь литературных терминов / Сост. И.В. Клюхина. – 2е изд., перераб. – М.: ВАКО,
2011. – 96 с. – (Школьный словарик).
22
Календарно-тематическое планирование по литературе 6 класс
Календарно-тематическое планирование по литературе 6 класс
Календарно-тематическое планирование по литературе 6 класс
Календарно-тематическое планирование по литературе 6 класс
Календарно-тематическое планирование по литературе 6 класс
Календарно-тематическое планирование по литературе 6 класс
Календарно-тематическое планирование по литературе 6 класс
Календарно-тематическое планирование по литературе 6 класс
Календарно-тематическое планирование по литературе 6 класс
Календарно-тематическое планирование по литературе 6 класс
Календарно-тематическое планирование по литературе 6 класс
Календарно-тематическое планирование по литературе 6 класс
Календарно-тематическое планирование по литературе 6 класс
Календарно-тематическое планирование по литературе 6 класс
Календарно-тематическое планирование по литературе 6 класс
Календарно-тематическое планирование по литературе 6 класс
Календарно-тематическое планирование по литературе 6 класс
Календарно-тематическое планирование по литературе 6 класс
Календарно-тематическое планирование по литературе 6 класс
Календарно-тематическое планирование по литературе 6 класс
Календарно-тематическое планирование по литературе 6 класс
Календарно-тематическое планирование по литературе 6 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.