"Мистика и реальность в "Повестях Белкина" А.С. Пушкина". Научно-исследовательская работа в 6 классе
Оценка 4.6

"Мистика и реальность в "Повестях Белкина" А.С. Пушкина". Научно-исследовательская работа в 6 классе

Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
docx
русская литература
6 кл
30.06.2017
"Мистика и реальность в "Повестях Белкина" А.С. Пушкина". Научно-исследовательская работа в 6 классе
Данная презентация иллюстрирует файл "Доклад".
Доклад.docx
Доклад   Я   хочу   представить   на   суд   аудитории   и   жюри   результаты   своей исследовательской   работы   на   тему   «Мистика   и   реальность   в   «Повестях Белкина» («Повести покойного Ивана Петровича Белкина»). Объект   исследования  работы   –   пять   повестей   из   сборника   «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»: «Метель», «Выстрел», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня­крестьянка». Предмет   исследования  Цель исследовательской работы:   выяснить,   какую   роль   играет –   мистическая   область   новелл. мистика в судьбе героев повестей Белкина. Задачи работы вижу в следующем:  Во­первых, понять причины интереса писателя ко всему мистическому, беря во внимание биографические факты; Во­вторых, исследовать вопрос: какую роль играет мистика в жизни героев? Третье ­ охарактеризовать роль рассказчиков в судьбе героев; И четвёртое ­  проанализировать «мистические средства» в повестях. Верил   ли   сам   Пушкин   в   судьбу?   Я   изучила   работу   Модеста Людвиговича Гофмана на эту тему и вот что выяснила. Оказывается,  мистика просто преследовала поэта и странным образом предопределила важнейшие вехи его судьбы. Трудно поверить, но А.С. Пушкин узнал о своей насильственной смерти, когда ему не было еще и 20 лет. В то время Петербург приехала известная гадалка,   немка   Александра   Филипповна   Кирхгоф.   Во   время   сеанса   она предсказала ближайшее будущее и добавила: «...На 37­м году берегись белого человека,   белой   лошади   или   белой   головы».   И   вправду,   судьбу   конем   не объедешь: как ни избегал смертоносных примет поэт, как ни оберегали его друзья, светлорусый Жорж Дантес во время дуэли стрелял в Пушкина 27 января 1837 года на Черной речке и убил его. А пока обратимся к страницам биографии Пушкина, а именно к 30 году. Он стал судьбоносным в жизни Пушкина: в апреле свое согласие  на брак дала Н.Н.   Гончарова,   а   в   конце   августа   Пушкин   едет   в   Болдино   справиться   о состоянии хозяйственных дел. Но вместо двух запланированных недель жених живет в изоляции, в Болдино, три долгих месяца из­за холеры. Словно сама судьба препятствует женитьбе. Но упрямство, влюбленность, желание быть счастливым   несмотря   ни   на   что   побеждает   суеверие.   И   звезды   помогают Пушкину: судите сами, фантастическая работоспособность писателя налицо: (указать   на   экран)  Какая   же   фантастическая   сила   вдохновляет   Пушкина, запертого в Болдине десятками карантинов, – остается только догадываться. В   главе   о   приемах   создания   мистики   в   новеллах   я   попыталась проанализировать средства, при помощи которых Пушкин погружает читателя в мистическую атмосферу. Тогда герои повестей оказываются один на один с неразрешимыми загадками, а то и сами разыгрывают людей, меняя их судьбу.      Однако   пять   «Повестей   Белкина»   не   представляют   собой   ничего сверхъестественного: с каждым из нас когда­нибудь да и приключалось что­ нибудь   неожиданное   и   фантастическое.   Поэтому   мы   вслед   за   Пушкиным постараемся   исследовать,   как   будут   себя   вести   герои,   встретившись   с мистикой. С этой целью обратимся к первой повести «Метель».  На мой взгляд, это самая мистическая повесть из сборника «Повести Белкина». Но для начала обратимся к главной интриге повести «Метель».  Марья   Гавриловна   должна   была   тайно   обвенчаться   со   своим соседом,   армейским   прапорщиком   Владимиром   Николаевичем,   но   жених потерялся  в  метели,  и невеста   досталась  проезжавшему  мимо  гусару. Как видим,  стихия   распорядилась   жизнью   героев,   наказала   их   за   легкомыслие, заставила пройти через страдания, и вознаградила за пережитое. Но что случилось, то случилось. Именно случай, «бог изобретатель», повенчал Марью Гавриловну и Бурмина, но дальнейшая история была уже целиком в их собственных руках, зависела от их воли и предприимчивости. Кто   в   новелле   оказался   самым   волевым,  расчетливым   героем?  Это   Марья Гавриловна. Кто ж еще? Нам только кажется, что Марья Гавриловна здесь самый пассивный и легкомысленный персонаж, который плывет по течению. Я соглашусь с мнением критика Макогоненко Г.П., который пишет: (цитирую) «Причина   невероятного   везения,   фантастических   совпадений   и   сказочно счастливого финала могла быть одна: Марья Гавриловна точно знала, с кем была   обвенчана,  и   в  какой   губернии   следовало   дожидаться   возвращения   с войны своего нечаянного мужа». Марья Гавриловна ­ решительная девушка, она рискнула, и ее риск увенчался успехом.   Пушкин словно говорит своим читателям:   каждый   человек   должен   быть   хозяином   своей   судьбы.  Марья Гавриловна, только благодаря своей изобретательности, целеустремленности и   постоянству,   смогла   извлечь   выгоду   из   сложившейся   ситуации,   а мистические силы в образе метели,  были к ней благосклонны.  Итак,  тайный  брак,  такой  же  тайный  увоз   невесты,  подмена  жениха, венчание с первым встречным, метель, путаница – все это приемы  создания мистики в повести «Метель». Повесть «Выстрел» также скрывает немало тайн.  Прилюдно, в кругу сослуживцев, молодых офицеров, знаменитый дуэлянт Сильвио отказывается от   дуэли,   хотя   его   обвинили   в   карточном   подлоге.   Причина   такой неожиданной «робости» в том, что он попросту «не имеет права» подвергать себя риску смерти, пока не довершит дуэль шестилетней давности. Именно тогда Сильвио отказался от  своего права выстрела, потому что не увидел в глазах противника, богатого везунчика, графа Р.,   ни малейшей тревоги за свою   жизнь.   Спустя   шесть   лет,   при   встрече   Сильвио   произвел   свой долгожданный выстрел, но намеренно промахнулся: ему было важно увидеть страх  на лице врага, и он его увидел.   Что же в новелле не поддается логике?   Это мистическое невезение Сильвио и такое же мистическое везение графа Р. Почему же Сильвио был так одержим жаждой мести? Ответ тоже кроется в области мистики, потому что зависть – бесконтрольное чувство, которое непостижимым образом диктует свои условия слабому человеку. Появление   новеллы   «Гробовщик»   не   случайно   именно   в   период «вынужденного болдинского «сидения» поэта накануне решающих изменений  Сергей   Георгиевич   Бочаров   находит его   жизни». автобиографическую основу, он пишет: «Новелла «Гробовщик» построена на   Критик   парадоксе, осознанном Пушкиным летом и осенью 1830 года. В конце августа Пушкину пришлось торговаться с московскими гробовщиками из­за похорон дяди,  Василия   Львовича   Пушкина».  Однако   Александр  Сергеевич   Пушкин поэтической   волей   разрешает   этот   парадокс   по­своему:   везде   смертельно опасная холера, а он хочет жениться. В этой новелле, как ни в какой другой, чувствуется   жизнеутверждающий   пафос   его   произведений.   Вот   краткое содержание новеллы «Гробовщик». Гробовых дел мастер Адриян Прохоров возвращается поздно вечером на   свою   новую   квартиру   и   застает   там   …   бывших   своих   клиентов, покойников, для кого когда­то изготовил гробы. Он напуган таким визитом, но   ведь   он   сам   пригласил   их   накануне   на   свое   новоселье.     Так   что   же произошло на самом деле:  наказание нечистой совести или ужасный сон?  За что же? Не за то ли, что сержанту гвардии Курилкину Адриян продал вместо дубового гроба сосновый, желая нажиться на разнице? Но поначалу мертвецы, похороненные Адрияном Прохоровы, не хотели его наказывать, они пришли на новоселье. И только тогда, когда гробовщик из страха оттолкнул скелет Курилкина, все мертвецы на него обозлились и двинулись на него. Выходит, захороненные Прохоровым мертвецы простили гробовщику? А вот простил ли гробовщик   себя?     Итак,   на   мой   взгляд,   для   Пушкина   важнее   оказался философский   смысл   повести.   Пушкин,   как   издатель,   решил   напечатать повесть о мрачном гробовщике потому, что она должна напомнить читателям об их Судном дне, о том, что каждый человек рано или поздно окажется перед своим судом совести. В   следующей   новелле   под   названием   «Станционный   смотритель»,   на первый   взгляд,   нет   ничего   мистического.  Для   станционного   смотрителя Самсона   Вырина   Дуня   была   смыслом   жизни,    его   единственной   радостью. Поэтому,   когда   любимая   дочь   сбежала   из   дому,   влюбившись   в   проезжего дворянина,   гусара   Минского,   ее   отец   не   выдержал   этого   и   умер   от   горя, разлуки и предательства.  Какую роль играет мистика в данном произведении? Чтобы ответить на это   вопрос,   надо   сосредоточиться   на   такой   художественной   детали,   как лубочные   картинки   на   стене   избы.   Их   сюжет   воспроизводил   библейскую притчу   о   блудном   сыне.   Согласно   данной   притче,   Дуня   должна   была вернуться   к   родному   отцу   после   того,   как   испытает   на   себе   судьбу молоденьких   горемык,   которые   поверили   в   сказочную   жизнь   с   принцем   в большом   городе.   Однако  судьба   мистическим   образом   улыбнулась   бедной Дуне.  Как видим, Пушкин разрывает мистический круг судьбы, и   Дуня с Минским создали семью, у них трое детей. Пушкин усилием творческой воли позволил   своим   героям   стать   счастливыми,   словно   прогнозировал   свою счастливую судьбу в браке с Натальей Гончаровой. Таким образом, писатель вмешивается в судьбу героев, словно призывая их   бороться   со   своими   несчастиями.   А   судьба,   в   свою   очередь,   должна сдастся на волю победителя. Дуня стала счастливой вопреки всему. Пушкин еще раз доказывает, что сильнее любви нет силы, поэтому никакой прогноз притчи не поставит под угрозу любовь героев. А Самсон Вырин, по мнению исследователя   Макогоненко,   «погиб   …   даже   не   от   поруганной   надежды, которую возлагал на дочь, а потому, что уверовал в то, что нарисовано на лубочных картинках». Все   знают   сюжет   незамысловатой   повести   «Барышня­крестьянка». Скучающая   и   легкомысленная   барышня   Лиза   Муромская   хочет познакомиться   эдаким   необычным   способом   со   своим   соседом   и переодевается в крестьянку Акулину. Откуда ж ей знать, что ее чувства и чувства Алексея Берестова окажутся настоящими и сильными.  В данной повести два  плана повествования:  один — видимый всем, и другой   —   известный   только   Лизе   и   отчасти   ее   наперснице   Насте.   На соединении   этих   планов   и   строится   мистика.   В   свою   очередь,  фокусы   с переодеванием,   игра   в   безграмотную   необразованную   Акулину,   счастливое разоблачение не перегружают повесть мистикой, а придают ей шаловливое очарование.  Но   читатель   до   самой   развязки   находится   в   напряженном   ожидании финального объяснения Лизы Муромской и Алексея Берестова. Осерчает ли на розыгрыш или простит? Простит и возьмёт в жёны. Неожиданный финал повести   –   излюбленный   прием   всех   повестей,   который   легко   объяснить мистической силой любви, которая  сильнее обиды.  В заключении хочу сказать, что  Во­первых, для создания атмосферы мистики А.С. Пушкин использует ряд средств.  Сюжеты каждой из пяти повестей включают в себя мотив подмены (явь   подменяется   сном,   действительный   жених   —   мнимым,   барышня   — крестьянкой,   гусар   Минский   – благородным человеком) и последующего разоблачения иллюзии или обмана.    воображаемый   дьявол­искуситель, 2. Мы убедились, что случай ­ «бог изобретатель». А.С. Пушкин в «Повестях Белкина»   изменил   с   помощью   случая   жизнь   героев:     кому­то   он   принес радость,   любовь;   кому­то   утрату,   разочарование.     Однако   выбор     всегда оставался за героем.  3. Смысл повестей сводится к одному ­ это жизнеутверждение: какое бы горе ни   случилось,   нельзя   отчаиваться,   нужно   искать   способ   выйти   из затруднительного   положения.     Сам   Пушкин   пришел   к   этому   выводу   на примере личной жизни.  4. Случай выступает в мире пушкинских повестей как важный мотивирующий фактор, но не упустить предоставленный судьбой случай герой должен сам. 5.  Проанализировав   новеллы   из   сборника  «Повести   Белкина»,   я   пришла   к выводу, что во всех пяти повестях именно развязка содержит в себе урок, который извлекают герои данной новеллы.

"Мистика и реальность в "Повестях Белкина" А.С. Пушкина". Научно-исследовательская работа в 6 классе

"Мистика и реальность в "Повестях Белкина" А.С. Пушкина". Научно-исследовательская работа в 6 классе

"Мистика и реальность в "Повестях Белкина" А.С. Пушкина". Научно-исследовательская работа в 6 классе

"Мистика и реальность в "Повестях Белкина" А.С. Пушкина". Научно-исследовательская работа в 6 классе

"Мистика и реальность в "Повестях Белкина" А.С. Пушкина". Научно-исследовательская работа в 6 классе

"Мистика и реальность в "Повестях Белкина" А.С. Пушкина". Научно-исследовательская работа в 6 классе

"Мистика и реальность в "Повестях Белкина" А.С. Пушкина". Научно-исследовательская работа в 6 классе

"Мистика и реальность в "Повестях Белкина" А.С. Пушкина". Научно-исследовательская работа в 6 классе

"Мистика и реальность в "Повестях Белкина" А.С. Пушкина". Научно-исследовательская работа в 6 классе

"Мистика и реальность в "Повестях Белкина" А.С. Пушкина". Научно-исследовательская работа в 6 классе

"Мистика и реальность в "Повестях Белкина" А.С. Пушкина". Научно-исследовательская работа в 6 классе

"Мистика и реальность в "Повестях Белкина" А.С. Пушкина". Научно-исследовательская работа в 6 классе

"Мистика и реальность в "Повестях Белкина" А.С. Пушкина". Научно-исследовательская работа в 6 классе

"Мистика и реальность в "Повестях Белкина" А.С. Пушкина". Научно-исследовательская работа в 6 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.06.2017