Открытый урок на тему: "Формирование и поддерживание интереса к занятиям музыкой в классе аккордеона, через привлечение учащихся к игре в ансамбле".
Оценка 4.6
Работа в классе
doc
искусство +1
Взрослым
10.01.2018
Урок проходит в классе ДШИ №3. С. Индерка. На этом уроке, развиваем чувство ансамбля, коллективное выступление, синхронность.Умение контролировать и оценивать собственные игровые действия; Умение слушать партнера. Ответы на теоретические вопросы.Уметь давать характеристику любой пьесы. Одновременно соблюдать и за техническими требованиями. (динамика, штрихи, фразы и ведения меха)
открытый урок игра в ансамбле.doc
Открытый урок
на тему:
"Формирование и поддерживание интереса к
занятиям музыкой в классе аккордеона, через
привлечение учащихся к игре в ансамбле".
Подготовила преподаватель по классу
баян аккордеон Ернеева Гульсюм Махмудовна
ДШИ №3 Сосновоборск
Дидактический проект урока
Учебное заведение: Детская школа искусств №3
Предмет: музыкальный инструмент (баянаккордеон).
Учитель: Ернеева Гульсюм Махмудовна
Ученики: Кафтаева Айгуль, Магдеев Марат, Хайров Айрат, Ряхимов Салават,
Шалдыбин Никита, Тимербулатова Мадина и Биктимирова Рамиля.
Продолжительность урока: 45 минут
Общая тема: "Работа над ансамблем, как одна их форм общего музыкального
развития ребенка".
Тема урока: "Формирование и поддерживание интереса к занятиям музыкой
в классе баяна, через привлечение учащихся к игре в ансамбле".
Тип урока: Урок повторения и закрепления пройденного материала.
Компетенция: Совершенствование исполнительского мастерства учащихся,
через привлечение их к совместному музицированию.
Цели:
1. Стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления,
воображения и творческой активности при игре в ансамбле;
2. Формирование у обучающихся комплекса исполнительских навыков,
необходимых для ансамблевого музицирования;
3. Решение коммуникативных задач;
4. Развитие чувства ансамбля;
5. Обучение навыкам чтения с листа в ансамбле.
Операциональные цели:
Знания:
01Знать виды ансамблей (смешанный, однородный, дуэт, трио и т.д.);
02Знать роль ведущей и сопровождающей партии в ансамбле;
03Знать главные особенности ансамблевого музицирования: синхронность,
единство темпа, метро ритма, штрихов, динамики;
Умения:
04Уметь слушать партнера или партнеров по ансамблю и помогать им в
воплощении исполнительских намерений;
05Уметь контролировать и оценивать собственные и коллективные
игровые действия;
Отношения:
06Формировать навыки общения в коллективе;
07Повышать мотивацию к обучению через ансамблевое музицирование;
08Проявлять активный интерес к занятиям; Дидактические технологии:
а) Виды деятельности учащихся:
Просмотр презентации к уроку;
Исполнение на музыкальных инструментах;
Применение музыкальных знаний и знаний о музыке;
Анализ и характеристика музыкальных произведений.
б) Методы обучения:
1. словесный – рассказ, объяснение, беседа;
2. метод показа на инструменте;
3. метод показа презентации;
4. метод тренировки;
в) Оборудование: ноутбук, аккордеоны, баяны, детские музыкальные
инструменты, раздаточный материал.
г ) Музыкальное содержание:
Р.н.п. «Василек»,
«Как под горкой»
У.н.п. «Веселые гуси».
Баш. нар. песня « На лодочке»
А.Денисов «Этюд»
Р.н.п. «На горето калина»
Фран.нар. песня «Танец утят»
Ход урока:
1. Организационный момент
Сегодня у нас необычный урок у нас присутствуют гости, и на уроке сразу несколько
учеников. Это ученики разных возрастов и разных лет обучения: ученики 1 класса
Ряхимов Салават и Хайров Айрат, ученик 2 класса Шалдыбин Никита, ученицы 3 класса
Биктимирова Рамиля, Тимербулатова Мадина, ученики 4 класса Магдеев Марат и
Кафтаев Айгуль
Тема нашего сегодняшнего урока: "Формирование и поддерживание интереса к занятиям
музыкой в классе аккордеона и баяна, через привлечение учащихся к игре в ансамбле".
2. Восстановление полученных ранее знаний Для начала, вспомним, что такое ансамбль? Кто может дать определение этому термину?
(Учащиеся дают свои ответы).
А теперь посмотрите презентацию. (В презентации даю развернутую характеристику
ансамблю, его видам; Определяем названия ансамблей, в зависимости от деятельности и
количества его участников; Уточняем преимущества и сложности игры в ансамбле.)
Игре в ансамбле можно и нужно учиться. И сейчас, мы покажем как вы учились играть в
ансамбле с самых первых занятий в музыкальной школе. И я прошу подойти к
инструменту ученика 1 класса Хайрова Айрата. Пока Айрат готовится , каждому из вас я
раздам письменное задание, вопросы написаны на листах .Ответы на них вы найдете в той
информации, которую вы получили в презентации. А в конце урока наши гости проверят,
как вы справились со своими заданиями.
3. Раскрытие темы урока, через повторение пройденного материала
Айрат, первую пьесу, которую мы стали играть с тобой в ансамбле, была пьеса "Василек".
И играть мы ее начали тогда, когда ты еще не умел извлекать звуки на аккордеоне. Для
этого мы использовали детские музыкальные инструменты. Возьми бубен и вместе со мной
проиграй ритмический рисунок этой пьесы. (Играем вдвоем, я – на аккордеоне). А теперь
возьми бубен, простучи в него ритм пьесы "Василек" и пропой мелодию со словами. Мы
должны очень внимательно слушать друг друга, чтобы игра у нас была слаженной,
одновременной, т.е. синхронной – это одно из важных условий ансамблевой игры.
( Исполняем; Также прорабатываем пьеску "Как под горкой").
После того, как ты овладел правой клавиатуры аккордеона и научился извлекать первые
звуки – мы стали играть эти пьесы вдвоем на аккордеонах. Как называется ансамбль из
двух участников? – Дуэт. Правильно. Ты уже знаешь, что важным условием ансамбля
является одновременная, синхронная игра. Для того, чтобы игра была одновременной
надо вместе начать играть. И для этого надо дать определенный сигнал к вступлению. У
аккордеонистов таким сигналом является небольшой кивок головы, который состоит из
двух моментов: взмах головы вверх – что означает "приготовиться" и четкое движение вниз
– "начали". Кто у нас дает сигнал к вступлению? Тот, кто играет 1 партию. А в этой
пьесе 1 партию играешь ты, поэтому дай сигнал. (Играем). В следующей пьесе – "Как под
горкой" мы поменяемся, я буду исполнять 1, а ты 2 партию, поэтому сигнал дам я.
(Играем).
Также мы с тобой играли в вопросы и ответы. В каких пьесах? – В "Этюде" и "На лодочке".
Как ты можешь охарактеризовать наши партии? Я задаю вам вопросы, а вы мне отвечаете
в "Этюде", а во второй пьесе мы меняемся, и на вопросы отвечаете вы. Правильно.
(Исполняем два произведения).
Давай перейдем к следующему произведению, и для начала скажи, как называется в нем
твоя партия? Мелодия. А я играю аккомпанемент. В ансамбле мелодия имеет лидирующее
значение, поэтому требует от тебя полного звука и уверенности исполнения. (Играем).
В пьесе "Веселые гуси" ты учился аккомпанировать мне. Давай вспомним, что такое
аккомпанемент? Это сопровождающая партия, которая помогает мелодии звучать ярче,
интересней, поддерживает ее. Так, но и при всем этом аккомпанемент должен звучать
несколько тише, чтоб не заглушать основную музыкальную тему. (Играем).
Для исполнения следующего ансамбля я приглашаю подойти еще одного первоклассника –
Ряхимова Салавата. Дайте характеристику своим партиям. Айрат– у меня 1 партия,
основная мелодия, Салават у меня 2 партия сопровождение. (Играют вдвоем).Молодцы!
Садитесь на место. 4. Углубление темы урока
Для исполнения следующего ансамбля я приглашаю подойти к инструменту ученика 2
класса Шалдыбина Никита. Дай характеристику пьесе. "Пойду ль я, выйду ль я" – русская
народная песня. Размер – 4\4, тональность фа мажор, характер веселый, поэтому пьесу
надо играть в подвижном темпе. Айрат играет 1 партию, а я 2 ю – сопровождение. Твоя
партия имеет функцию фонового сопровождения, т. е. на фоне твоей партии получает
развитие основная музыкальная тема. (Играют, и при этом 2 партия несколько заглушает
первую). Никита помнишь, когда мы говорили о роли партий в ансамбле, мы делали
сравнение с живописью. И говорили о том, что в живописи есть понятие переднего и
заднего плана. То, что видит человек вблизи на картине – это передний план, то, что
дальше от себя это задний план. Так же можно сказать и о партиях ансамбля. Та партия,
которая исполняет мелодию – это передний план произведения, а твоя сопровождающая
партия – это задний план. Не забывай об этом и играй свою партию немного тише.
Следующую пьесу я приглашаю помочь мне сыграть ученицу 3 класса Тимербулатову
Мадину и Рамилю. Мадина, что ты можешь сказать об этом произведении? "На горето
калина" – это русская народная песня, размер 2\4, тональность ре минор, это произведение
относится к лирическим произведениям. А что такое лирика? Это выражение чувств и
переживаний человека. Это произведение относится к жанру песни, поэтому ты должна
стремиться к мягкому, полному, певучему звуку, свойственному человеческому голосу.
Чтобы у слушающих тебя людей создавалось впечатление, что играет не музыкальный
инструмент, а поет человек. С помощью чего мы можем на инструменте передать свои
чувства и переживания в лирических произведениях? С помощью динамических оттенков и
соблюдения музыкальных фраз. С чем мы можем сравнить музыкальную фразу? С морской
волной, которая накатывает на берег, ударяется об него, и откатывает от берега. (Играют).
Работая над ансамблем с начинающими учениками, я не ставлю цель отшлифовать каждое
произведение, а использую метод ознакомительного прохождения произведений или чтение
их с листа, что способствует накоплению музыкально – слухового опыта ребенка и
пополняет его музыкальный "багаж".
Другие цели ставлю перед ансамблем для выноса его на концертную эстраду. Во первых в
такие ансамбли я объединяю учеников, которые имеют уже определенный "багаж" знаний,
навыков и умений ансамблевой игры. Кроме этого, для яркости звучания такого ансамбля
я использую расширение состава путем добавления дополнительных инструментов. В
сегодняшнем случае это фортепиано . И я прошу приготовиться дуэт баянистов .
Использование синтезатора помогает в решении такой проблемы. Как отклонения от темпа.
Задаваемый им единый темп, метр и ритм помогает лучше организовать выступления
такого ансамбля. И сейчас мы покажем вам промежуточный результат работы над
французской нар. песней "Танец утят" (Играют, делаю поправочные остановки, во время
которых уточняем значение каждой партии в каждой цифре произведения).
5. Конечное оценивание
Наш урок подходит к концу. Я хочу всех поблагодарить за добросовестную работу на
уроке. Сдайте свои письменные задания нашим гостям на проверку. А пока, мы подведем
итог урока. Скажите, в чем заключаются трудности и в чем преимущества ансамблевого
исполнения? Дети говорят о синхронности исполнения в ансамбле, как об одном из
технических требований ансамбля, в этом и заключается трудность. А положительным моментом назвали радость от совместной работы, возможность чаще выходить на
концертную площадку в составе ансамбля.
Ваше домашнее задание следующее – продолжать работать над своими партиями и
слушать исполнение самых разных видов ансамблей.
Открытый урок на тему: "Формирование и поддерживание интереса к занятиям музыкой в классе аккордеона, через привлечение учащихся к игре в ансамбле".
Открытый урок на тему: "Формирование и поддерживание интереса к занятиям музыкой в классе аккордеона, через привлечение учащихся к игре в ансамбле".
Открытый урок на тему: "Формирование и поддерживание интереса к занятиям музыкой в классе аккордеона, через привлечение учащихся к игре в ансамбле".
Открытый урок на тему: "Формирование и поддерживание интереса к занятиям музыкой в классе аккордеона, через привлечение учащихся к игре в ансамбле".
Открытый урок на тему: "Формирование и поддерживание интереса к занятиям музыкой в классе аккордеона, через привлечение учащихся к игре в ансамбле".
Открытый урок на тему: "Формирование и поддерживание интереса к занятиям музыкой в классе аккордеона, через привлечение учащихся к игре в ансамбле".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.