Здравствуй, гостьязима!
( По рассказу В.Голышкина «На что похож снег»)
Общие цели: научить анализировать художественный текст, кратко излагать
свои мысли в форме рассуждения, видеть красоту зимней природы;
развить творческие способности детей,…. привить навыки рефлексии.
Результаты обучения: освоят прием «ключевые слова», повысят культуру
работы в группе, подготовят устное выступление, проведут
исследовательскую работу; проявляют положительные эмоции при чтении
текстов описаний зимней природы, выражают свои чувства при анализе
текста.
Ключевые идеи: Как прекрасна природа в любое время года! И тому, кто
умеет видеть её красоту, радоваться ей, она каждый день открывает чтото
новое.
Формы учебной деятельности: сотрудничество, индивидуальная и
совместная работа
Межпредметная связь: русский язык, изобразительное искусство, музыка
Используемые методы оценивания: словесная оценка (устная обратная
связь), самооценивание, формативный опрос.
Методы и приёмы: слово учителя, постановка проблемного вопроса,
аналитическая беседа, анализ художественного текста, просмотр
видеофрагментов и репродукции картин, прослушивание фонозаписи,
сообщение учащихя, составление опорных записей при разноуровневом
задании
Оборудование /ресурсы: фильм «Морозко», репродукции картин о зиме,
снежинкистикеры, музыка П.И.Чайковского «Времена года», стихи,
пословицы и поговорки о зиме Ход урока:
I Организационный момент. Приветствие учеников. Круг радости.
Зажигается свеча. –Ребята, сейчас какое время года? Зимой как? Давайте мы с вами согреемся,
пустим свечу по кругу,и каждый пожелает классу чтото хорошее, или загадает желание.(свеча
идет по кругу) каждый со словами «Я желаю…, Я хочу…Пусть всегда…». Загадываем желание и
сдуваем свечу.
2.Деление на группы: Расчитаемся на первый и второй. Рассаживаю две группы
3 Мотивация. Постановка целей урока:
Ребята, отгадайте загадку:
Он летает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту.
Он на солнышке румяный,
Под луною голубой.
Он за ворот и в карманы
Залетает нам с тобой.
Он и белый, и мохнатый,
И пушистый, как медведь.
Раскидай его лопатой,
Назови его, ответь!
Правильно, это снег.
А какие слова, сравнения помогли вам отгадать загадку?
Посмотрите, как поразному можно сказать о снеге.
Итак, ребята, мы определили с вами, о чем мы сегодня будем говорить.
Попробуем теперь прогнозировать идею произведения. А это мы сделаем
через просмотр отрывка фильма «Морозко» (демонстрация фильма
«Морозко») Вот мы с вами полюбовались красотой зимнего леса, восхитились красотой
и неповторимостью снега, добротой Морозко.
Сегодняшний урок, как вы поняли, посвящен образу зимы. У вас будет
возможность увидеть ее такой, какой ее увидели поэты и писатели,
композиторы, художникипейзажисты. На этом уроке, ребята, вы сможете проследить
взаимосвязи поэзии, музыки, живописи.
Познакомимся с отрывком «На что похож снег» по произведению
В.Голышкина . Узнаем много интересных сравнений и эпитетов о том, каким
бывает снег и как при виде снега удивляется герой рассказа маленький
Мариан из Африки. Попробуем рассказать Мариану о зиме…. Поможем
Алеше и другим ребятам.
IV Изучение нового материала. Откройте тетради,запишите число и тему.
1) Первичное восприятие текста: В.Голышкина «На что похож снег»
Понравился ли вам рассказ?
О чём рассказал нам автор? Как звали мальчика? Откуда он приехал? Почему он не знает какой
бывает снег?
Что думал о снеге Мариан?
2) Словарная работа
Все ли вам понятно, слова и выражения?
Неужели не видел шынында,кормединбе, с интересом посмотрел кызыга карады, Артек –
знаменитый детский лагерь в Крыму, куда съезжались дети разных стран
г) Вторичное восприятие.
Перечитайте самостоятельно этот текст.
Проверка вторичного восприятия.
Выразительное чтение текста.
Какие картины вы бы нарисовали к этому рассказу? Нарисуйте словами
картины, которые вы увидели, какие краски использовали бы, почему?
В рассказе Голышкина слова переполнены любовью к родной природе, пробуждают добрые чувства, но, как мы заметили, мало красок и звуков.
Представьте, что Мариан у нас в гостях. Попробуем еще больше рассказать
ему о волшебстве зимы. Для этого мы сначала должны провести
исследовательскую работу.
Работа с текстом.
А теперь проведем исследование (раздается текст с разноуровневым
заданием). Первая группа подчеркивает слова, которые помогают увидеть
краски зимы. Вторая группа подчеркивает слова, которые помогают
услышать звуки зимы.
Волшебницазима!
Зима – это самое волшебное время года. Зимой весь мир преображается.
Зимний лес утопает в снежных заносах. Вокруг видны лишь темные голые
стволы деревьев и коегде зеленые "лапы" елок и сосен. Все остальное
занесено белым. А когда выглядывает солнышко, снег и иней в лесу
сверкают, будто бриллиантовые россыпи. На зимнем окне за одну ночь
появляются волшебные серебряные узоры.
На улице мороз, и люди выдыхают густые струи пара. Только нос и щеки
никак не уберечь от мороза, и они становится румяными.
Замерзают реки. А в городах заливают катки, на которых можно кататься на
коньках или просто так, и там всегда полно детворы. Играют в снежки, лепят
снеговиков, катаются на санках, лыжах. Везде слышатся взрывы смеха и
радостные крики.
Иногда бывает такая метель, что не видно на метр впереди себя, ветер и
снег бьют в лицо. А бывают спокойные ясные дни, когда снег искрится на
солнце, будто состоит из драгоценных камней. И снег кажется то розовым, то
голубым. Охотятся за зайцами злые голодные волки и лисы. Я увидел стайку
птиц на старой рябине около дома. У них были розовокрасные грудки! Это снегири качались на коричневых ветках.
Зимой хочется верить в сказочные силы. И волшебницазима доказывает нам
это своей прекрасной природой.
Работа в группах (деление на группы проходит в начале урока, дети
выбирают один из предложенных двух цветов)
Прослушивание музыки
Оказывается снег можно не только увидеть или прочитать про него, его
можно представить, слушая музыку.
Сейчас мы с вами перенесемся в волшебный и сказочный зимний лес. А
поможет нам в этом музыка великого русского композитора П. И.
Чайковского. Закроем глаза и попробуем представить зиму в лесу.
Звучит отрывок из сборника П. И. Чайковского «Времена года». Январь.
Анализ музыки.
Это был отрывок из сборника П. И. Чайковского «Времена года. Январь»
Прекрасная музыка, не правда ли?
Какие чувства возникли при прослушивании?
Что вы услышали?
Верно, П. И. Чайковский своей музыкой «нарисовал» зимний месяц январь.
Зима – прекрасное время года. Вы любите зиму? Каждый из вас посвоему
представляет это время года. Какие ассоциации возникают у вас со словом
ЗИМА?
Снег, лед, мороз, елка, дед мороз, новый год, иней, чудо…
Зимушка, матушка – так в старину русский человек называл зиму. Не весну
красну, не лето теплое, не осень сытую, а именно зиму с ее холодами,
снегами, метелями и буранами. Как вы думаете, почему? Может быть, и
потому, что зима, словно родная матушка, прикрывает всю землю снежным
одеялом, защищая от лютых морозов. Русский народ сложил о зиме пословицы и поговорки, многие поэты и писатели посвятили свои лучшие
произведения. Пожалуйста, расскажите стихи про зиму. (Ребята читают
заранее приготовленные стихи, пословицы и поговорки о зиме)
Анализ картины.
Какие прекрасные произведения искусства посвящены зиме!
Художники написали картины. Посмотрите на рисунок. Опишите, что вы
видите. Демонстрируется репродукция картины на мониторе компьютера и
ее фрагменты у детей на партах. Б.М.Кустодиева «Масленица»,
«Февральская лазурь» Игоря Эммануиловича Грабаря…
Зима здесь загадочная, сказочная, таинственная.
Но не всегда зима такая сердитая и лютая.
Бывает она веселая, солнечная, с играми и шутками.
Что помогло вам понять сказочный образ зимы? Какие средства
использовали художники?
Какие образы зимы предстали перед нами в музыке, живописи и поэзии?
(ЗИМА разная: сказочная, загадочная, суровая, безжалостная, морозная,
веселая, праздничная)
Синквейн Зима Работа в парах слушаю учеников
V Рефлексия.
Мне очень понравилось, как вы сегодня читали стихи, участвовали в
обсуждении. Я думаю, что сегодняшний урок нам с вами помог ещё больше
открыть красоту природы, помог понять язык природы, язык поэзии, язык
искусства. Ведь искусство – это великое чудо! Но открывается оно, как и
чудо природы, не сразу и далеко не всякому, а только человеку умному и
доброму, чуткому и внимательному.
Согласитесь ли вы с мнением, что снежинка – визитная карточка зимы?
У каждого на столе приземлилась своя снежинка, волшебная. Попробуйте составить и записать на ней четверостишье, используя данные
рифмы.
…… …снежинка
….… пушинка
…... ….летала
….. …..упала
Зачитать четверостишья учеников.
VI Итог урока. Самооценивание.
Сегодня на уроке вы были настоящими волшебниками, которые с помощью
слова, различных художественных материалов, музыки сумели увидеть,
услышать и передать красоту зимы. И научились вы волшебству у поэтов,
музыкантов, художников.
А сейчас вы попробуете оценить свою работу на картах
самооценивания.
VII Домашнее задание.
Какое домашнее задание вы хотели бы получить по этой теме? (Дети
предлагают свои варианты заданий)
Выполните то домашнее задание, которое вам понравилось больше всего. / Нарисовать зиму./
Открытый урок на тему ,,Здравствуй, гостья-зима,, по рассказу В. Голышкина ,,На что похож снег,, 6 класс
Открытый урок на тему ,,Здравствуй, гостья-зима,, по рассказу В. Голышкина ,,На что похож снег,, 6 класс
Открытый урок на тему ,,Здравствуй, гостья-зима,, по рассказу В. Голышкина ,,На что похож снег,, 6 класс
Открытый урок на тему ,,Здравствуй, гостья-зима,, по рассказу В. Голышкина ,,На что похож снег,, 6 класс
Открытый урок на тему ,,Здравствуй, гостья-зима,, по рассказу В. Голышкина ,,На что похож снег,, 6 класс
Открытый урок на тему ,,Здравствуй, гостья-зима,, по рассказу В. Голышкина ,,На что похож снег,, 6 класс
Открытый урок на тему ,,Здравствуй, гостья-зима,, по рассказу В. Голышкина ,,На что похож снег,, 6 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.