Статья "Подходы к изучению произведения Л.Н.Толстого "Бедные люди" в 6 классе"
Оценка 4.9

Статья "Подходы к изучению произведения Л.Н.Толстого "Бедные люди" в 6 классе"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
6 кл
28.01.2017
Статья "Подходы к изучению произведения Л.Н.Толстого "Бедные люди" в 6 классе"
Содержание: сценарии уроков № 1 и № 2
Урок Л.Н.Толстой. Бедные люди..docx
Урок по произведению Л.Н.Толстова «Бедные люди» Урок № 1 Любимое произведение Л.Н.Толстова – урок проявления любви к ближнему Задача   урока:  ответить   на   вопрос   о   том,   почему   Л.Н.Толстой   высоко   ценил   и   любил   это произведение В.Гюго?  ХОД УРОКА                                              Во внутреннем мире человека доброта – это солнце                       Виктор Гюго                                                                  1. Как вы понимаете слова Виктора Гюго? 2. Что такое, по­вашему, доброта? 3. Какие ассоциации вызывает у вас слово ДОБРОТА ? (ЧТО? КАКАЯ? ЧТО ДЕЛАЕТ?) (Составление кластера) Формулирование   собственного   определения   на   основе   полученных   слов.   В   это   время   один учащийся работает со словарём Ожегова. Запись   на   доске:     Доброта     ­   это   отзывчивость,   душевное   расположение   к   людям, стремление делать добро. Сравнение полученных формулировок. ­ Скажите, почему мы заговорили о доброте? Творческая история рассказа  ­ Какие чувства у вас вызвал рассказ?  ­   Почему   возник   этот   рассказ?  Рассказ   "Бедные   люди"   –   прозаическое   переложение стихотворения В.Гюго "Les pauvres gens" (из книги "La legende des siecles"), которое Толстой высоко   ценил   и   любил.   В   трактате   "Что   такое   искусство?"   Толстой   относит   это произведение Гюго к числу "образцов высшего, вытекающего из любви к богу и ближнему, религиозного искусства". (Л.Н.Толстой. Собрание сочинений в 22 т. М.: Художественная литература, 1983. Т. 15)   "Это такая классическая вещь, что портить ее грех", – писал Толстой   И.И.Горбунову­ Посадову 3 марта 1905 г.Ч Чтение фрагмента стихотворения Гюго Теперь обратимся к содержанию рассказа в переложении Толстова.  Сформулируйте   и   запишите   сюжет   произведения   в   трех   предложениях.   (Суть   содержания передается по принципу композиции: завязка­кульминация­развязка) ­Почему выбрали именно эти эпизоды? ­ Определите тему рассказа. Через какие подтемы раскрывается общая тема рассказа? ­ На сколько частей можно разделить рассказ? На три и три предложения в пересказанном сюжете. Какие смысловые части отражает ваш текст?  Ожидание мужа.   Смерть соседки.   Добрый поступок.  ­Кто является носителем доброты?  главная героиня рассказа – Жанна.  ­Что оно означает ее имя? Жанна в переводе «милость Божья», дающая благо, добро. Найти приёмы создания образа, которые использует автор рассказа. Работа в 4­х группах в соответствии с приемом:     прием   1   «Описание   состояния»   героини.   Найти   ключевые   слова,   эпитеты,   средства синтаксической выразительности прием 2 «Пейзаж как способ отражения   характера, состояния героя». Найти описание природы   и   ответить   на   вопрос:   передает   ли   природа   характер   Жанны   и   ее   мужа. Сравнить   описание   событий  в   рассказе  и   на   репродукциях   картин   И.К.Айвазовскова «Буря». 1886 г, «В бурю» 1872г прием   3   «Художественная   деталь».   Бытовые   детали.   Как   описание   жилища,   детей раскрывает образ главной героини, ее семьи. Сравнить описание деталей быта в рас­сказе и на репродукции картины В.М. Максимова. «Бедный ужин» (1879), Л. Галле. «Семья рыбака» (1848), И.Е. Репин. Нищая (Вель) (Девочка рыбачка) (1874) прием   4   «Действия   и   поступки»   героини.   Какие   качества   проявляет   Жанна. (синтаксические средства, лексические средства). Сравните описание событий в рассказе  и на репродукциях картин 1)  А.П. Боголюбов «Вход рыбачьего судна в бурю  в   гавань Сен­ Валери   в   Ко   (Франция)»   (1859),   2)   И.К.   Айвазовский   «Встреча   рыбаков   на   берегу Неаполитанского залива» (1842) ­ Является ли  жизнь Жанны иллюстрацией проявления доброты? ­ Какую страшную картину увидела Жанна? ­ Раздумывала ли она, как ей поступить? ­   Сделайте   вывод   о   поступке   Жанны.  Она   проявила   доброту,   поступила   милосердно   по отношению к детям. ­ Кто из героев ещё имеет имя? Соседка Симон   ­ Как  вы  думаете,     почему  автор  соседке  даёт имя,  а  рыбаку  нет?  Симон –  заботливая  и любящая мать  (чтение текста). Жанна и Симон – матери. Для Л.Н.Толстого женщина­ мать­идеал. Он восхищается милосердием и самоотверженностью женщины­матери. ­ На что обращает внимание Л.Н. Толстой, говоря о главной героине? Она  ­  мать. У неё своих пятеро детей. Жанна не может бросить чужих детей. ­ О чём думает потом? Мысли о муже. ­ Почему боится мужа?  Муж – глава семьи, по важным вопросам он принимает решение. Патриархальность семейных ценностей в 19 веке, жена подчиняется мужу, советуется с ним.  ­ Как Жанна относится к мужу в начале произведения? Какие она испытывает чувства? О чем беспокоится?   Старые деревянные часы с  хриплым боем пробили десять,  одиннадцать... Мужа все нет. Жанна задумывается. Муж не жалеет себя, в холод и бурю Ловит рыбу. Она сидит с утра до вечера за работой. И что же? Еле­еле кормятся. А у ребяток все нет обуви, и летом и зимой бегают босиком; и хлеб едят не пшеничный, — хорошо и то, что хватает ржаного. Только и приправы к еде, что рыба. “Ну, да слава богу, дети здоровы. Нечего жаловаться, — думает Жанна и опять прислушивается , к буре. — Где­то он теперь? Сохрани его, господи, спаси и помилуй!” — говорит она и крестится. ­ Как Жанна относится к мужу в конце произведения? Какие она испытывает чувства? О чем беспокоится?    Дома   она   кладет   непроснувшихся   детей   на   кровать   с   своими   детьми   и торопливо задергивает полог. Она бледна и взволнованна. Точно мучит ее совесть. “Что­то скажет он?.. — сама с собой говорит она. — Шутка ли, пятеро своих ребятишек — мало еще ему было с ними заботы... Это он?.. Нет, нет еще!.. И зачем было брать!.. Прибьет он меня! Да и поделом, я и стою того. Вот он! Нет!.. Ну, тем лучше!... Нет. Опять никого! Господи,   и   зачем   я   это   сделала?..Как   ему   теперь   в   глаза   взгляну?..»   И   Жанна   опять задумывается и долго сидит у кровати”  ­ Как вы можете оценить поступок Жанны и её мужа? Попытайтесь дать собственную оценку решению Жанны и её мужа.  Они проявили  любовь к ближнему, милосердие. «Ну, деал! – проговорил он, почесывая в затылке. – Ну, да что станешь делать? Придется взять, а то проснутся, каково им будет с покойницей? Ну, да что уж, как­нибудь пробьемся! Ступай же скорей! Но Жанна не двигалась с места. ­Что ж ты? Не хочешь? Что с тобой, Жанна? – Вот они, сказала Жанна и отдернула полог. (1905) Таким образом, Жанна и ее муж любят и понимают друг друга. Они хорошо знают: «чтобы быть счастливым, надо одно — любить людей». Во имя любви к ближнему они готовы на самопожертвование. Они делают добро, ничего не требуя взамен. В этом поступке проявляется мудрость души героев. ­ А как вы объясните слово милосердие?  Работа одного учащегося со словарём Ожегова. Милосердие – не просто чувство, это готовность и стремление помочь людям. ­   Какова   главная   мысль   рассказа?  Основа   жизни   –   это   желание   проявлять   любовь   к ближнему,  проявлять сочувствие, милосердие, сострадание, если случится беда. ­ Почему рассказ назван «Бедные люди»? Какие детали подчёркивают крайнюю бедность семьи Жанны? Назовите ключевые слова и словосочетания. ­ Какое название предложили бы вы? Письменная рефлексия: Почему Л.Н. Толстой высоко ценил и любил произведение В. Гюго?  Стихотворение А. Дементьева, поэта 20 века. Доброту не купишь на базаре, Искренность у песни не займёшь. Не из книг приходит к людям зависть. И без книг мы постигаем ложь. Все учились по одним программам, Но не всем пошло ученье впрок. Тот, как был, — так и остался хамом. Этот вот — от чванства занемог. Видимо, порой образованью Тронуть душу не хватает сил. Дед мой без диплома и без званья Просто добрым человеком был. Значит, доброта была вначале?… Пусть она приходит в каждый дом, Что бы мы потом ни изучали, Кем бы в жизни ни были потом. Домашнее задание: найти примеры урока доброты в другом художественном произведении (указать автора, название, сформулировать эпизод), в истории любой эпохи и страны, в 21 веке (пример из личной   жизни   или   деятельности   современного   общества).   Записать   афоризмы   со   словом   добро, доброта (Л.Н.Толстова и др.) Дополнительное задание: прочитайте стихотворение в прозе И.С. Тургенева, сопоставьте его с  рассказом «Бедные люди». «Два Богача» И.С.Тургенева  Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов  уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых — я хвалю  и умиляюсь.  Но, и хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе,  принявшем сироту­племянницу в свой разоренный домишко. — Возьмем мы Катьку, — говорила баба, — последние наши гроши на нее пойдут, — не на что  будет соли добыть, похлебку посолить... — А мы ее... и не соленую, — ответил мужик, ее муж.  Далеко Ротшильду до этого мужика!  РАБОТА В ГРУППАХ   Группа   1   «Описание   состояния»   героини.   Найти   ключевые   слова,   эпитеты,   средства синтаксической выразительности. Группа   2   «Пейзаж   как   способ   отражения     характера,   состояния   героя».   Найти   описание природы и ответить на вопрос: передает ли природа характер Жанны и ее мужа.   Сравнить описание событий в рассказе и на репродукциях картин И.К.Айвазовскова 1) «Буря». 1886 г, 2) «В бурю» 1872г. 1  2   Группа 3 «Художественная деталь». Бытовые детали. Как описание жилища, детей раскрывает образ   главной   героини,   ее   семьи.   Сравнить   описание   деталей   быта   в   рас­сказе   и   на репродукциях картин 1) В.М. Максимова. «Бедный ужин» (1879), 2) Л. Галле. «Семья рыбака» (1848), 3) И.Е. Репин. Нищая (Вель) (Девочка рыбачка) (1874) 1 2 3  Группа 4 «Действия и поступки» героини. Какие качества проявляет Жанна. Сравните описание событий в рассказе и на репродукциях картин 1) А.П. Боголюбов «Вход рыбачьего судна в бурю в гавань Сен­Валери в Ко (Франция)» (1859), 2) И.К. Айвазовский «Встреча рыбаков на берегу Неаполитанского залива» (1842) 1 2    Урок № 2. Сочинение « Добрый поступок – это проявление любви к ближнему» ­Какие уроки доброты можно извлечь для себя из рассказа? ­А чем интересен рассказ для ваших сверстников, родителей? ­ Актуальна ли тема рассказа в наше время? ­ Почему доброта так важна в нашем обществе? Ответом на этот вопрос будет ваше сочинение­рассуждение. Высказывания Л.Н.Толстого: «Чтобы поверить в добро, надо начать делать его». «Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе». «Делая добро, будь благодарен за это». «Делай добро тайно и жалей, когда про него узнают, и ты научишься радости творить добро. Сознание доброй жизни, без одобрения за нее людей, есть лучшая награда доброй жизни». Тема « Добрый поступок – это проявление любви к ближнему» Вопросный план 1. Что такое доброта? 2. Какие поступки можно считать добрыми? 3. Какой урок преподносит Л.Н.Толстой в произведении «Бедные люди»? 4. Какой автор художественной литературы преподносит нам урок доброты? 5. Совершает ли современное общество добрые поступки? 6. Добрый поступок как проявление любви к ближнему. Пример сочинения Доброта – это то, что может услышать глухой и увидеть слепой. Она помогает людям  в жизни, согревает их. Добротой можно решить можно проблем в отношениях между людьми. Доброта несет радость людям, поэтому заставляет их отвечать добром даже в сторону тех, кого мы по какой­то причине недолюбливаем. Добрый поступок – это тот поступок, который мы совершаем не ради себя, а ради других. Например, можно спасти бездомного щенка, стать донором (сдать кровь), перечислить карманные деньги  в фонд для лечения больных детей. А можно всей семьей поучаствовать в акции Рождественский марафон. Когда мы   совершаем добрые поступки, нам становится самим лучше и приятнее   в   душе.   Наша   душа   радуется,   даже   если   поступок   этот   мог   навредить   тому,   кто   его совершил, потому что добрый поступок делает мир лучше. Доброта учит нас многому: честности, выносливости, смелости в любви. Эти качества   очень важны, только у доброго человека они могут быть. К   сожалению,   по­настоящему   добрые   поступки   в   наше   время   чаще   можно   встретить   в художественной   литературе,   чем   в   повседневной   жизни.   Например,   в   произведении   Л.Н.Толстого «Бедные   люди»   мы   встречаемся   с   милосердием   и   добротой   в   сердце   Жанны.   Она   забирает осиротевших двоих детей в свою семью, хотя у самой пятеро ребятишек. Живут они бедно. Еле концы с концами сводят. Ее урок доброты для нас заключается в любви к ближнему. Не каждый  человек способен на такой серьезный поступок. Рассказ Платонова «Юшка» учит быть добрым со всеми. Юшка – главный герой произведения, который был бедняком и работал в кузнице. Все свои деньги, заработанные за год, он отдавал на содержание чужой ему девочки­сироты, а сам отказывал себе в покупке насущных, необходимых вещей. В 21 веке у людей очень много стресса и забот, на самом деле у них очень мало времени остается для добрых дел. Но еще есть люди, которые посвящают добру всю свою жизнь. Доктор Лиза многие годы помогала самым обездоленным и несчастным. Она с группой помощников кормила и лечила бездомных на московских вокзалах, вывозила из­под обстрелов раненых украинских детей на лечение в Москву. Она говорила: «Добро, сострадание и милосердие работают сильнее любого оружия». Добро – ключ к Миру.

Статья "Подходы к изучению произведения Л.Н.Толстого "Бедные люди" в 6 классе"

Статья "Подходы к изучению произведения Л.Н.Толстого "Бедные люди" в 6 классе"

Статья "Подходы к изучению произведения Л.Н.Толстого "Бедные люди" в 6 классе"

Статья "Подходы к изучению произведения Л.Н.Толстого "Бедные люди" в 6 классе"

Статья "Подходы к изучению произведения Л.Н.Толстого "Бедные люди" в 6 классе"

Статья "Подходы к изучению произведения Л.Н.Толстого "Бедные люди" в 6 классе"

Статья "Подходы к изучению произведения Л.Н.Толстого "Бедные люди" в 6 классе"

Статья "Подходы к изучению произведения Л.Н.Толстого "Бедные люди" в 6 классе"

Статья "Подходы к изучению произведения Л.Н.Толстого "Бедные люди" в 6 классе"

Статья "Подходы к изучению произведения Л.Н.Толстого "Бедные люди" в 6 классе"

Статья "Подходы к изучению произведения Л.Н.Толстого "Бедные люди" в 6 классе"

Статья "Подходы к изучению произведения Л.Н.Толстого "Бедные люди" в 6 классе"

Статья "Подходы к изучению произведения Л.Н.Толстого "Бедные люди" в 6 классе"

Статья "Подходы к изучению произведения Л.Н.Толстого "Бедные люди" в 6 классе"

Статья "Подходы к изучению произведения Л.Н.Толстого "Бедные люди" в 6 классе"

Статья "Подходы к изучению произведения Л.Н.Толстого "Бедные люди" в 6 классе"

Статья "Подходы к изучению произведения Л.Н.Толстого "Бедные люди" в 6 классе"

Статья "Подходы к изучению произведения Л.Н.Толстого "Бедные люди" в 6 классе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.01.2017