Открытый урок «ОБРАЩЕНИЕ ТРЕЗВУЧИЙ»
Оценка 4.6

Открытый урок «ОБРАЩЕНИЕ ТРЕЗВУЧИЙ»

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
искусство +2
Взрослым
23.04.2018
Открытый урок «ОБРАЩЕНИЕ ТРЕЗВУЧИЙ»
Цель урока: Укрепление взаимосвязи между изучением музыкально-теоретичеких дисциплин и музыкальной практикой учащихся. Задачи урока: Обучаюшие: 1. Повторить и закрепить теоретические сведения 2. Ввести новую терминологию 3. Освоить новые метроритмические формулы 4. Закрепить навыки целостного анализа музыкального текста 5. Сформировать навыки семантического анализа музыкального текста Развивающие: 1. Развивать музыкальное мышление 2. Развивать ладовые ощущения 3. Развивать навыки ориентирования в тональности Воспитательные: 1. Воспитывать умение работать в группе 2. Воспитывать творческую активность 3. Повышать исполнительскую грамотность учащихся Тип урока: комбинированный Оборудование: музыкальный инструмент (фортепиано), нотный материал, задания на доске, тестовые задания, схемы, карточки интервалов, наглядные пособия (кубики трех цветов), цветные магниты, мелки, шумовые инструменты (бубен, ложки). Методы и методические приемы обучения: анализ, сравнение, обобщение, исследование, наглядно-демонстрационный (схемы, задания на доске), частично поисковые, игровые, ролевые игры (проблемные ситуации). Формы работы с учащимися: диктант, слуховой анализ, чтение с листа, анализ музыкального текста, вокально-интонационные упражнения, упражнения на фортепиано, творческое задание, игры, практические задания, интонационный этюд.
otkriti urok.doc
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей Табунская музыкальная школа КОНСПЕКТ УРОКА ПО СОЛЬФЕДЖИО В 3 КЛАССЕ  «ОБРАЩЕНИЕ ТРЕЗВУЧИЙ»        преподаватель музыкально – теоретических дисциплин                                                                         Пешкова Людмила Алексеевна          подготовила 2015 год Цель урока: Укрепление взаимосвязи между изучением музыкально­ теоретичеких дисциплин и музыкальной практикой учащихся. Задачи урока: Обучаюшие: 1. Повторить и закрепить теоретические сведения 2. Ввести новую терминологию 3. Освоить новые метроритмические формулы 4. Закрепить  навыки целостного анализа музыкального текста 5. Сформировать навыки семантического анализа музыкального текста Развивающие: 1. Развивать музыкальное мышление 2. Развивать ладовые ощущения 3. Развивать навыки ориентирования в тональности Воспитательные: 1. Воспитывать умение работать в группе 2. Воспитывать творческую активность 3. Повышать исполнительскую  грамотность учащихся Тип урока: комбинированный  Оборудование:  музыкальный  инструмент  (фортепиано),  нотный материал,  задания  на доске, тестовые задания, схемы,  карточки интервалов,  наглядные пособия  (кубики трех цветов),  цветные магниты,  мелки, шумовые  инструменты (бубен, ложки). Методы и методические  приемы обучения:  анализ, сравнение, обобщение,  исследование,  наглядно­демонстрационный  (схемы, задания на доске),  частично поисковые, игровые,  ролевые игры  (проблемные ситуации). Формы работы с учащимися:  диктант, слуховой анализ,  чтение с листа,  анализ музыкального текста, вокально­интонационные упражнения,  упражнения  на фортепиано, творческое задание,  игры,  практические  задания, интонационный этюд. План урока 1. Организационный момент 2. Вхождение в тему 3. Объяснение нового материала 4. Закрепление нового материала 5. Чтение с листа, анализ музыкального текста 6. Подбор баса к мелодии 7. Интонационный этюд 8. Музыкальный диктант 9. Слуховой анализ 10.Подведение итогов. Рефлексия 11.Домашнее задание Ход урока I.Организационный момент (1 минута) Приветствие учителя, эмоциональный настрой учащихся ­ Я рада вновь видеть вас. И думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем  радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!  II Вхождение в тему (3 минуты) Цель: повторение ранее изученного материала, формулировка темы урока Участники: все учащиеся Необходимые материалы: презентация (кроссворд на слайде). Проведение: учитель предлагает ученикам разгадать кроссворд, в выделенных клетках «появится» тема урока. Вопросы кроссворда:  По вертикали: 1.Перенос нижнего звука на октаву вверх 3.Расстояние от одной сильной доли до другой 5.Нота на второй линейке в скрипичном ключе 8.Момент расчленения в музыке 9.Название I ступени лада По горизонтали: 2.Динамический оттенок 4.Название интервала 6.Знак, при помощи которого записывается музыкальный звук 7.Силовое выделение звука 9. Аккорд из трех  звуков, расположенных по терциям 10.Интервал, который делит октаву пополам После разгадывания кроссворда педагог формулирует тему урока III.Объяснение нового материала (8 минут) Цель: научиться выполнять обращение трезвучий, овладеть новой  терминологией Участники: все учащиеся Необходимые материалы: разноцветные кубики, магниты на доске, схемы Проведение: учащиеся выполняют  практические задания на доске и в  тетрадях, следуя указаниям педагога.  Обращение  ­  это действие,  при  котором  «вершина» становится  «основанием»,  а «основание» ­  «вершиной», перенос нижнего звука  на октаву вверх или верхнего звука на октаву вниз.      Здесь педагогу с помощью цветных магнитиков можно показать на доске  варианты перемещения звуков при выполнении обращений, после чего  выясняем, что интервал имеет одно обращение.    ­Ребята, давайте выясним, а сколько обращений имеет трезвучие? Для этого  нам понадобятся разноцветные кубики. Представим, что каждый из кубиков –  это соответствующий звук трезвучия. Чтобы было более понятно, обозначим  кубики цифрами:  1 (прима) – кубик красного цвета  3 (терция) ­ кубик синего цвета  5 (квинта) – кубик зеленого цвета   ­ Далее выполним перемещения: нижний кубик переставляем вверх,  остальные кубики  (звуки) остаются на месте и наоборот, верхний кубик –  вниз, остальные кубики  (звуки) остаются на месте. ­ У нас получились  следующие варианты перемещений (схемы №1,2). А) вверх: 5                   1                      3 3                   5                      1 Б) вниз: 1                   3                      5 5                  3                     1 3                  1                     5 1                  5                     3   Таким образом, выясняем, что в результате перенесения одного из звуков  трезвучия на октаву вверх или вниз, как в интервалах, образуются два новых  аккорда (обращения), состоящие из тех же звуков, но расположенных в  другом порядке.    ­ Итак, делаем вывод: количество обращений всегда на одно меньше, чем  общее количество звуков.  Например,  у созвучия из двух звуков  одно  обращение,  из трех –  два,  из четырех  –   три  и. т. д.   ­ А сейчас давайте переведем цифры на кубиках в ноты и выпишем на доске  тоническое трезвучие с обращениями в тональности До­мажор и других  пройденных тональностях, подписав обозначения (к доске приглашаются  ученики по желанию, остальные работают в тетрадях): ­  Подумайте, как отличить данные аккорды друг от друга, ведь все они  содержат  три звука?  ­ Вам подскажут  интервалы, которые образуются между средними и  крайними звуками (схема №3)  в трезвучии ­ 3+3 (терция + терция,  крайние ­ квинта)  в первом обращении ­ 3+4(терция + кварта, крайние – секста)  во втором ­ 4+3 (кварта + терция, крайние ­ секста).    ­Делаем вывод: в составе обращений появляется новый интервал «чистая  кварта», расположенная или сверху или снизу, между крайними звуками  образуется интервал «секста». ­Запоминаем названия обращений:  первое обращение – секстаккорд (Т6)  второе обращение – квартсекстаккорд (Т64)  IV. Закрепление нового материала (7 минут) Цель: закрепить полученные навыки в различных видах деятельности Участники: работа парами,  тройками, хором все учащиеся Необходимые материалы: инструмент (фортепиано), нотный материал,   нотная запись на доске, цветные мелки. Проведение: упражнение на фортепиано, вокально­интонационные  упражнения, игровое задание  ­ Построим на фортепиано обращения тонического трезвучия  в тональности  Ми­бемоль  мажор,  поиграем ими  в разных ритмах (работа парами за  инструментом в разных регистрах): или вот так: ­Далее интонируем хором обращения тонического трезвучия, выписанные на  доске.  Вспомните, многие из вас  играют это упражнение на своих  инструментах, и называется оно «короткое арпеджио»: Игра «Разноцветные аккорды» ­А теперь давайте  немного отдохнем и поиграем. Правила игры: к доске  приглашаются трое учащихся, которым раздаются цветные мелки. Каждому  из них предлагается в выписанной на доске аккордовой последовательности  найти и раскрасить   трезвучия – красным цветом   секстаккорды – синим цветом  квартсекстаккорды – зеленым цветом Побеждает тот, кто быстрее и правильно справится с заданием. Желаю удачи! V.Чтение с листа, анализ музыкального текста (5 минут) Цель: закрепить навыки целостного анализы музыкального текста, развитие  вокально­интонационных навыков  Участники:  индивидуально, хором (все учащиеся) Необходимые материалы: инструмент (фортепиано), нотный материал   Проведение:    после предварительного анализа учащиеся сольфеджируют   нотные примеры с тактированием. ­ В качестве примеров для чтения с листа мы с вами обратимся к старинным  западно ­ европейским танцам контрдансу и гавоту. Но сначала совершим  небольшой экскурс в историю:  Веселый  галоп  родился в Германии около 400 лет назад, в переводе означает   «хорошо   бежать»,   исполняется   в   стремительном   темпе   со скачками.  Контрданс  родился в Англии как народный хороводный танец, стал популярным, попав на бал, отличается более свободными движениями, его могли танцевать все присутствующие. Предварительный этап работы:  сольмизация примеров, с тактированием,  выявление цезур  определение тональности (Ре мажор, Соль мажор)   определение размера (две четверти)  особенности мелодического рисунка (движение по  аккордам)  особенности ритмического рисунка (ритмические группы с шест­  надцатыми длительностями)  определение жанровой основы (танцевальная)  опредление синтаксического строения (анализ фраз по буквам)      (а+в+а+с, а+в+а+в1, в2+в3+а+в5)     форма   (квадратный   период   повторного   строения,   простая   двухчастная репризная)     После предварительного анализа поем с листа хором всей группой и  индивидуально  (цепочкой  по фразам). V. Подбор к мелодии функционального баса (4 минуты) Цель: развитие творческих навыков, ладовых ощущений учащихся Необходимые материалы: нотный материал для групповой работы. Участники:  все учащиеся, индивидуально за инструментом Проведение: учащиеся выполняют задания, следуя предложенной инструкции ­Следующее наше задание – творческое.  Для начала давайте вспомним  основные правила подбора баса:  басовый голос более спокойный  ровные   длительности   должны   подчеркивать   характер   мелодических оборотов  где оборот мелодии устойчивый  – в сопровождении звучит тоника (Т)  где оборот мелодии неустойчивый – доминанта (Д)    Ваша задача, пропеть мелодию галопа внутренним голосом, определить  какие фразы  мелодии звучат устойчиво, какие – неустойчиво, расставить  обозначения функций Т  и Д.  ­Далее проигрываем мелодии с основными звуками Т и Д в аккомпанементе \ VI .Интонационный этюд «Танцевальный конкурс» (5минут) Цель: формирование семантических представлений учащихся Необходимые материалы: нотный материал для групповой работы, шумовые инструменты (бубен, ложки) Участники:  2 солистов, 2 группы учащихся Проведение: учащиеся выполняют творческие задания, предложенные  педагогом.  ­Ребята, музыковед Б.Асафьев назвал музыку «искусством интонируемого  смысла», имея в виду присутствие в музыкальном тексте устойчивых  оборотов с закрепленными значениями (в том числе, наиболее часто повторяемые ритмические обороты), которые конкретизируют смысловую  значимость текста и его содержание. Даже в самых простых мелодиях широко распространены повторяющиеся устойчивые обороты с закрепленными  значениями. В детской музыке это могут быть интонационно­ритмические  формулы пластического происхождения (фигуры «шага», «бега», «притопа»  и.т.д.), которые возникли  в жанрах старинной танцевальной музыки.    В музыкальном тексте галопа вы услышите ключевые интонации, которые  озвучивают основные фигуры танца: «бег подскоками» (1­ 2 тт.), фигура  «притопа» (т.4).    Эти две ключевые интонации могут принадлежать разным героям. В нашем  исполнительском сценарии они будут служить характеристикой героев  ролевой игры «Танцевальный конкурс».    На веселом празднике танцоры решили показать свое мастерство и начали  выступать по очереди. Сначала свое мастерство показал первый танцор, затем  второй, завязался диалог: «вопрос ­ ответ» (2т.+2т.). Получилось что­то вроде конкурса – состязания. Порядок игровых действий: Делим мелодию на две смысловые реплики и распределяем их между  участниками сцены: т.1­2 – 1 танцор, т.3­4 – 2 танцор Исполняем в разном составе:  сольфеджируя голосом (2солиста, хором)  чередуя реплики в разных регистрах фортепиано (нижний – 1 танцор,  верхний ­2 танцор) с инструментальным сопровождением фортепиано  (функциональный бас)  в сопровождении голосов ритмического  остинато (хлопки ­ 1 танцор,  «удары каблуком» ­ 2 танцор)  все это время танцорам помогали музыканты своей ритмичной и  непрерывной игрой (удары бубна на сильной доле) Сюжет второй» Мы танцуем»  Меняем  участников сцены и изображаем выступление Девочек (т.1­2) и  Мальчиков (т.3­4)  Исполняем мелодию в диалоге двух реплик (девочки и мальчики  исполняют отдельно каждый свою реплику)  Показываем, как танцоры объединяются в пары: т. 9­12 поем хором все  вместе  Выбираем шумовые инструменты, которые будут звучать на празднике:  (бубен, ложки) VIII. Музыкальный диктант (5 минут) Цель: развитие ладовых ощущений учащихся Необходимые материалы: нотный материал для групповой работы, тестовые задания Участники: все учащиеся Проведение: учащиеся выполняют задания, следуя предложенной инструкции    ­ Перед вами мелодия диктанта с пропущенными тактами и вариантами  ответов, ваша задача:  прослушать мелодию целиком  определить тональность, размер, структуру  выбрать правильные номера ответов и вписать их в пропущенные такты Варианты ответов: IX. Слуховой анализ.  Игра «Музыкальный паровозик» Цель: развитие музыкально­слуховых представлений учащихся Необходимые материалы: карточки интервалов, фишки Участники: все учащиеся Проведение: учащиеся выполняют задания в игровой форме, следуя правилам игры    А сейчас  мы с вами отправимся в страну «Звуколярию» на музыкальном  паровозике. Все превращаются в машинистов. Пассажирами будут интервалы! Я – главный контролер! Поехали!    Правила игры: после 2­3 проигрываний на фортепиано определить на слух  интервалы, выложить на столе карточки с названиями. В конце  «путешествия», проходя мимо «вагончиков» с интервалами, педагог выявляет «пассажиров без билетов» и за каждый неверный интервал дает фишку. Того,  кто набрал больше фишек, ждет дополнительный вопрос или задание. XII. Подведение итогов. Рефлексия (1 минута) Цель: проанализировать выполнены ли задачи урока. Участники: все учащиеся. Проведение: учитель предлагает ученикам озвучить, какие задачи выполнены, какие нет, достигнута ли цель урока. ­ Наш урок подошел к концу, сегодня мы повторили с вами пройденный  материал, узнали новые теоретические термины ­ названия обращений  трезвучий, а также закрепили полученные сведения в виде практических  заданий, в игровой форме, проанализировали примеры из нотной литературы.  Надеюсь, наш урок прошел плодотворно, мы все хорошо потрудились.  ­ Давайте вернёмся к цели и задачам нашего урока. Были ли они достигнуты?  Выполнили вы задачи, которые ставили перед собой? Что не удалось? Что  понравилось? Выберите солнышко, подходящее вашему настроению и  просигнальте мне. На следующем занятии мы продолжим изучение данной темы, более подробно  рассмотрим примеры из музыкальной литературы. XIII. Домашнее задание (1 минута)  играть и петь трезвучия с обращениями в тональностях до 3­х знаков  галоп и контрданс петь, басы играть  придумать сюжет интонационного этюда, разработать исполнительский сценарий                               Список образовательных ресурсов: 1. Первозванская   Т.   Мир   музыки.   Полный   курс   теоретических дисциплин.   Учебник   Сольфеджио,3   класс.­   Санкт­Петербург: издательство «Композитор», 2006. 2. Первозванская   Т.   Мир   музыки.   Полный   курс   теоретических дисциплин.   Рабочая   тетрадь   по   Сольфеджио,3   класс.­   Санкт­ Петербург: издательство «Композитор», 2006. 3. Поплянова   Е.   Чики   –   брики   ­     гав:   Песни,   игры,   каноны   для уроков   музыки   и   детских   праздников,   ручные   ритмознаки.   – Челябинск, 1996. 4. Федорова Л. Веселое сольфеджио: Учебно­методическое пособие для 1­го класса ДМШ / Под общей ред. Л.Н.Шаймуха­ метовой.­ Лаборатория музыкальной семантики УГИИ, 2003

Открытый урок «ОБРАЩЕНИЕ ТРЕЗВУЧИЙ»

Открытый урок «ОБРАЩЕНИЕ ТРЕЗВУЧИЙ»

Открытый урок «ОБРАЩЕНИЕ ТРЕЗВУЧИЙ»

Открытый урок «ОБРАЩЕНИЕ ТРЕЗВУЧИЙ»

Открытый урок «ОБРАЩЕНИЕ ТРЕЗВУЧИЙ»

Открытый урок «ОБРАЩЕНИЕ ТРЕЗВУЧИЙ»

Открытый урок «ОБРАЩЕНИЕ ТРЕЗВУЧИЙ»

Открытый урок «ОБРАЩЕНИЕ ТРЕЗВУЧИЙ»

Открытый урок «ОБРАЩЕНИЕ ТРЕЗВУЧИЙ»

Открытый урок «ОБРАЩЕНИЕ ТРЕЗВУЧИЙ»

Открытый урок «ОБРАЩЕНИЕ ТРЕЗВУЧИЙ»

Открытый урок «ОБРАЩЕНИЕ ТРЕЗВУЧИЙ»

Открытый урок «ОБРАЩЕНИЕ ТРЕЗВУЧИЙ»

Открытый урок «ОБРАЩЕНИЕ ТРЕЗВУЧИЙ»

Открытый урок «ОБРАЩЕНИЕ ТРЕЗВУЧИЙ»

Открытый урок «ОБРАЩЕНИЕ ТРЕЗВУЧИЙ»

Открытый урок «ОБРАЩЕНИЕ ТРЕЗВУЧИЙ»

Открытый урок «ОБРАЩЕНИЕ ТРЕЗВУЧИЙ»

Открытый урок «ОБРАЩЕНИЕ ТРЕЗВУЧИЙ»

Открытый урок «ОБРАЩЕНИЕ ТРЕЗВУЧИЙ»

Открытый урок «ОБРАЩЕНИЕ ТРЕЗВУЧИЙ»

Открытый урок «ОБРАЩЕНИЕ ТРЕЗВУЧИЙ»

Открытый урок «ОБРАЩЕНИЕ ТРЕЗВУЧИЙ»

Открытый урок «ОБРАЩЕНИЕ ТРЕЗВУЧИЙ»

Открытый урок «ОБРАЩЕНИЕ ТРЕЗВУЧИЙ»

Открытый урок «ОБРАЩЕНИЕ ТРЕЗВУЧИЙ»

Открытый урок «ОБРАЩЕНИЕ ТРЕЗВУЧИЙ»

Открытый урок «ОБРАЩЕНИЕ ТРЕЗВУЧИЙ»

Открытый урок «ОБРАЩЕНИЕ ТРЕЗВУЧИЙ»

Открытый урок «ОБРАЩЕНИЕ ТРЕЗВУЧИЙ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2018