Открытый урок по курсу Основы исламской культуры. Тема "Ценность и польза образования".
Оценка 4.8

Открытый урок по курсу Основы исламской культуры. Тема "Ценность и польза образования".

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
религиоведение
4 кл
10.02.2017
Открытый урок по курсу Основы исламской культуры. Тема "Ценность и польза образования".
Цели: - формирование представления о ценности образования для исламской культуры. Задачи: - раскрыть значение понятия «польза и ценность образования в исламской культуре; - показать роль образования в истории развития исламской культуры; - показать роль образования в жизни мусульман; - познакомиться с терминами мектеб, медресе, цитата, афоризмы, притча.
Открытый урок по ОИК в 4 классе.doc
Урок по ОИК в 4 классе. Тема: Ценность и польза образования. Цели: ­ формирование представления о ценности образования для исламской  культуры. Задачи: ­ раскрыть значение понятия «польза и ценность образования в исламской  культуре; ­ показать роль образования в истории развития исламской культуры; ­ показать роль образования в жизни мусульман; ­ познакомиться с терминами мектеб, медресе, цитата, афоризмы, притча. Ход урока. 1. Актуализация знаний. ­ Здравствуйте, ребята. Начинаем урок. Чтобы лучше понять смысл видеоролика, который я сейчас вам покажу, давайте вспомним, кто такие ангелы? (Ангелы  созданы из света, никогда не ослушиваются приказов Аллаха, сильны, безгрешны, чисты). 2. Определение темы урока. Показ видеоролика «О пользе знания».(3мин)  ­ Какая  тема сегодняшнего урока? (Ценность и польза образования). Запишите в  тетради. ­ Какими качествами должны обладать вы, чтобы добиться успехов в учении? (Мы должны быть: любознательными; трудолюбивыми; усидчивыми; учиться  ради довольствия Аллаха – чем больше знаний мы приобретаем, тем сильнее  любит нас Аллах). 3.Постановка учебных целей. ­ У вас на столах таблицы: определите, какую цель поставите перед собой на  сегодняшнем уроке (определяются границы знания­незнания). Знаю (+) Не знаю (+) Понятия хадис мектеб медресе цитата, афоризмы притча ­ Какая цель у тебя, Алися? (2­3 ученика высказываются) ­ Ребята, а как вы понимаете слово польза?   (Это хорошие, положительные  последствия, благо, выгода).  ­ А какие нравственные ценности вы знаете? (добро, истина, свобода, любовь,  честность).  ­ Сегодня вы, ребята, узнаете ещё о пользе и ценности образования. 4. Работа в группах (15­20 мин). ­ Итак, начинаем работать. 1) группа: вы работаете  с учебником, с.68­69. Прочитайте материал  сегодняшнего урока, обсудите, подготовьте ответ на вопрос: как и чему издавна  учили в исламских школах? Какие исламские школы существовали в старину, где они находились? 2) группа: вы работаете  с цитатами, афоризмами. Прочитайте их, постарайтесь  понять, а потом объяснить своими словами. Вы согласны со мной, что в ваших  афоризмах, цитатах один и тот же смысл? 3) группа: вы отвечаете на вопрос – а что сказано о знаниях в Коране, что  говорил пророк Мухаммад? Научитесь правильно и красиво читать их, объяснить своими словами. 4) группа: вы работаете с притчей. Прочитайте её внимательно, постарайтесь  понять её смысл и сделать вывод – какое знание вы получили? 5.Выступления групп. ­ Итак, 1 группа,  вам слово.  Расскажите, как и чему издавна учили в исламских  школах? Кто из вас будет отвечать?  ­ Какие исламские школы существовали в старину, где они находились? На этот  вопрос отвечает кто? ­ Как вы получили такой ответ? (читали материал учебника). ­ 2) группа, познакомьте нас  с афоризмами о знаниях, если можно, с их  авторами.  Будет хорошо, если вы объясните нам их. ­ Вы согласны со мной, что в ваших афоризмах, цитатах один и тот же смысл? К  какому выводу вы пришли?   Знание существует для того, чтобы его распространять.  (Эмерсон  У.)  Недостаточно только получить знания, надо найти им  приложение. Недостаточно только желать,  надо делать. (Гёте И.)  Вообще  люди, мало знающие, много говорят, а те, которые много  знают, говорят мало.  (Руссо Ж.)  Тот, кто мало знает, малому  может и учить.  (Я. Коменский)                             (на обратной стороне информация об авторе) ­  В ходе работы группы нам пришлось сначала узнать, что такое афоризм,  цитата. Работа со словарём. (Значение слова афоризм по Ожегову: Афоризм ­ Краткое выразительное изречение, содержащее  обобщающее умозаключение. Значение слова цитата по Ожегову: Цитата ­ точная дословная выдержка из какого­нибудь текста,  высказывания.  (Мы считаем, что одинаковый смысл имеют только два первых высказывания). ­ Третья цитата относится к поведению где? (в обществе). ­ А четвёртую можете взять себе на вооружение? (учитесь хорошо, приобретайте  знания, чтобы потом вы могли учить своих детей в будущем). (Все цитаты оформляются на доске, там же идёт защита работы группы). ­ Ребята, а где ваши знания о цитатах можно применить? (при написании  сочинений…) Физминутка. 3) группа: Какие наставления даёт Коран? Что говорит пророк  Мухаммад о  приобретении знаний? Познакомьте нас, объясните. В Коране сказано: «Аллах возвышает по степеням тех из вас, кто  уверовал, и тех, кому даровано знание». (Сура «Препирательство», аят 11). То есть, мусульманин понимает, что если ему будут дарованы знания, то он  достигнет всех благ, в том числе и этого мира, и его степень перед Аллахом  будет выше других. Пророк Мухаммад,  мир ему и благословление Всевышнего, говорил:  «Тому, кто встал на путь поиска знаний, Аллах облегчит путь в Рай».  То есть, людям, кто стремится к знаниям, обещан Рай, то есть то, к чему  стремится мусульманин всю жизнь! Пророк Мухаммад,  мир ему и благословление Всевышнего, говорил: «… Поистине ангелы простирают крылья под тем, кто стремится к  знаниям, радуясь его занятиям». То есть, мусульманин понимает, что к людям, которые стремятся к знаниям,  приходят самые лучшие из созданий – ангелы, оберегают их. Всевышний в Коране сказал: «… и говори: «Господи! Приумножь мои  знания» ( сура «Та Ха», аят 114).  Прежде всего необходимо просить о знаниях у Всевышнего. Мусульмане  понимают, что все знания у Аллаха и у него следует просить их. ­  ­ Итак, можем сказать, что мусульмане всегда стремились и сейчас стремятся к  знаниям? А почему?  (­ знающий человек будет выше других перед Аллахом; ­  знающему человеку Аллах обещает Рай; ­ к людям, которые стремятся к знаниям, приходят самые лучшие из созданий – ангелы, оберегают их).  ­ У кого о знаниях надо просить? (у Аллаха)  «Рабби, зидни гыйлмян» ­ Как вы пришли к этому выводу? (об этом сказано в Коране, об этом говорил  пророк Мухаммад. 4) группа: ­ Ребята, расскажите нам свою притчу.   Догадались ли, о скрытом  смысле её? Притча ­ это особенный рассказ, где есть главный герой, который представляет  какую­то часть из нашей жизни. Им может быть человек, мудрец, животное,  природное явление, стихия и т.д. И, конечно же, в каждой притче есть суть. Это  основная часть любой притчи. Именно от того, на сколько глубока суть, зависит  ценность той или иной притчи. Как научиться быть сдержанным? Жил­был юноша с плохим характером. Не мог он дня прожить без ссоры и раздражения.  Всех домочадцев и друзей он утомил своим характером и устал от него сам. Тогда пришел  он к отцу и попросил научить его быть выдержанным. Отец дал ему мешок гвоздей и сказал, чтобы он забивал один гвоздь в ворота сада каждый  раз, когда юноша потеряет терпение или поругается с кем­нибудь. В первый день юноша забил множество гвоздей в ворота сада. В последующие недели он  научился контролировать количество забитых гвоздей, уменьшая его изо дня в день. Наконец, наступил тот день, когда юноша не забил ни одного гвоздя в ворота сада. Он  пришел к отцу и сказал ему эту новость. Тогда отец сказал юноше, вынимать один гвоздь  из ворот, каждый раз, когда он возобладает над своим характером и проявит терпение и  сдержанность. Наконец наступил тот день, когда юноша радостно сказал отцу, что вытащил все гвозди.  Отец подвел сына к садовым воротам и сказал ему: «Сын, ты прекрасно потрудился и  научился самообладанию. Но посмотри, сколько дырок осталось на воротах. Никогда они  уже не будут такими как раньше. Когда ты с кем­то ругаешься и говоришь ему неприятные вещи, ты оставляешь человеку раны в душе, как эти гвозди оставляют дыры на воротах. Ты можешь попросить прощения. Но раны все равно останутся навсегда”. Каждый раз, когда вам захочется кому­нибудь нагрубить или накричать на кого­то,  вспомните этот рассказ. Ваша злость или обида пройдет, но сказанные вами слова  обратно не вернуть… Учитесь владеть собой и своими эмоциями!­ суть притчи. Read more: http://elatriym.com/duxovnoe­razvitie/kak­nauchitsya­byt­ vyderzhannym#ixzz3Ua28ZndG 6. Итог. Рефлексия. ­ Молодцы, сегодня на уроке вы смогли рассказать друг другу о пользе  образования, о ценности образования. Мы с вами в начале урока вспомнили о  ценностях, скажите, какая  группы  ярко показала мысль о ценности образования, о том, к чему надо стремиться, о том, какими мы должны быть. (конечно же,  это работа 4 группы) ­ Ребята, добились ли целей, которые были поставлены  в  начале  урока?  (сегодня я узнала,…., было интересно работать). Оцените свою работу (на уроке я работал …, своей работой на уроке я…),  работу ваших одноклассников. ­ Ну и закончим урок стихами. Ещё раз напомню вам, что мусульманин просит  Аллаха, чтобы Он дал нужные знания. Видеоролик «Достаточно мне знаний от моего Господа», звучат стихи о знании. Знание – честь владельца, украшение. Его постигнув, ты идешь по верному пути. Неиссякаем знаний клад и накопления. Прекрасен этот друг, коль с ним в союзе ты. Ты можешь деньги собирать, потом без них остаться: И богача постигнет унижение, боль, А знанием ты будешь вечно наслаждаться, И нет боязни, что уйдет оно. О, собиратель знаний! Твой запас прекрасен И не меняй его на золото и жемчуга. От знания дух твой жив и ясен, Как оживает почва от прошедшего дождя. Как знание велико, как необъятно! Кто ж сможет все это собрать? А если суждено тебе учиться, То самое полезное стремись всегда познать. 7. Д/з: Прочитать с. 68­69, рассказать своим домашним, подумать и привести примеры конкретной пользы от знаний, полученных в школе. (изучаю английский язык – помогает разбираться в компьютере,и т.д. Математика – в магазине сосчитать сумму своих товаров; Литература – читать книги, журналы, улучшать речь, память; Хорошо учишься – родители довольны тобой; пригодятся при поступлении в институт…) Приложение Ралф Уолдо Эмерсон ­ американский философ, один из крупнейших мыслителей США, писатель, поэт,  Источник:http://www.wisdoms.ru/avt/b287.html Иоганн Вольфганг Гете ­ величайший немецкий поэт, просветитель,  государственный, политический деятель, ученый­естествоиспытатель, мыслитель, философ.  Источник:http://www.wisdoms.ru/avt/b56.html Жан­Жак Руссо ­ французский мыслитель, яркая фигура французского  сентиментализма, просветитель, писатель, музыковед, композитор Источник:http://www.wisdoms.ru/avt/b207.html Ян Амос Коменский – выдающийся чешский педагог, мыслитель­гуманист,  основоположник научной педагогики, дидактики, писатель, общественный  деятель.  Источник:http://www.wisdoms.ru/avt/b112.html Притча ­ это не просто рассказ, который можно рассказать детям с целью научить мудрости жизни. Притча ­ это особенный рассказ, который передает тайну  нашего мира на примере из реальной или воображаемой истории. В  каждой притче есть главный герой, который представляет какую­то часть из  нашей жизни. Им может быть человек, мудрец, животное, природное явление,  стихия и т.д. Также, в каждой притче есть действие, которое приводит к какому­ либо результату. И, конечно же, в каждой притче есть суть. Это основная часть  любой притчи. Именно от того, на сколько глубока суть, зависит ценность той  или иной притчи. Деревянная тарелка Один старый мужчина переехал жить к своему сыну, невестке и четырехлетнему внуку. Его руки дрожали, глаза плохо видели, походка была ковыляющей. Семья ела вместе за на   проливалось   пролитого   им   молока, одним столом, но старые, трясущиеся дедушкины руки и слабое зрение затрудняли этот процесс. Горошины сыпались с ложки на пол, когда он зажимал в руках стакан, молоко скатерть.  Сын   и   невестка   стали   все   больше   раздражаться   из­за   этого.  — Мы должны что­то предпринять, — сказал сын. — С меня достаточно того, как он шумно   ест,   и   рассыпаной   пищи   на   полу.  Муж   и   жена   решили   поставить   отдельный   маленький   столик   в   углу   комнаты.   Там дедушка стал есть в одиночестве, в то время как остальные члены семьи наслаждались обедом. После того, как дедушка дважды разбивал тарелки, ему стали подавать еду в деревянной миске. Когда кто­то из семьи мельком взглядывал на дедушку, иногда у него были слезы в глазах, потому что он был совсем один. С тех пор единственными словами, которые он слышал в свой адрес, были колкие замечания, когда он ронял вилку пищу.  Четырехлетний мальчик   наблюдал за всем молча. Однажды вечером, перед ужином, отец   заметил   его   играющим   с   деревянной   щепкой   на   полу.   Он   ласково   спросил малыша:  — занимаешься?  Так ответил:  — Я делаю маленькую миску для тебя и мамы, из которой вы будете кушать, когда я вырасту.  Мальчик улыбнулся и продолжил работать. Эти слова так ошеломили родителей, что они потеряли дар речи. Потом слезы заструились на их лицах. И хотя ни одного слова не сделать.  В тот вечер муж подошел к дедушке, взял за руку и нежно проводил его обратно к семейному столу. Все оставшиеся дни он ел вместе с семьей. И почему­то ни муж ни жена больше не беспокоились, когда падала вилка, разливалось молоко или пачкалась скатерть. произнесено,   доверчиво рассыпал знали,   Чем     было что   надо   оба   мальчик           или   же     ты     ­ Какое знание вы получили из этой притчи? Ответ 4 группы: суть этой притчи – сын научил уважать старших. Знаю (+) Не знаю (+) Знаю (+) Не знаю (+) Знаю (+) Не знаю (+) Знаю (+) Не знаю (+) Знаю (+) Не знаю (+) Понятия хадис мектеб медресе цитата, афоризмы притча Понятия хадис мектеб медресе цитата, афоризмы притча Понятия хадис мектеб медресе цитата, афоризмы притча Понятия хадис мектеб медресе цитата, афоризмы притча Понятия хадис мектеб медресе цитата, афоризмы притча Как научиться быть сдержанным? Жил­был юноша с плохим характером. Не мог он дня  прожить без ссоры и раздражения. Всех домочадцев и друзей  он утомил своим характером и устал от него сам. Тогда  пришел он к отцу и попросил научить его быть  выдержанным. Отец дал ему мешок гвоздей и сказал, чтобы он забивал один  гвоздь в ворота сада каждый раз, когда юноша потеряет  терпение или поругается с кем­нибудь. В первый день юноша забил множество гвоздей в ворота сада. В последующие недели он научился контролировать  количество забитых гвоздей, уменьшая его изо дня в день. Наконец, наступил тот день, когда юноша не забил ни одного  гвоздя в ворота сада. Он пришел к отцу и сказал ему эту  новость. Тогда отец сказал юноше, вынимать один гвоздь из  ворот, каждый раз, когда он возобладает над своим  характером и проявит терпение и сдержанность. Наконец наступил тот день, когда юноша радостно сказал  отцу, что вытащил все гвозди. Отец подвел сына к садовым  воротам и сказал ему: «Сын, ты прекрасно потрудился и  научился самообладанию. Но посмотри, сколько дырок  осталось на воротах. Никогда они уже не будут такими как  раньше. Когда ты с кем­то ругаешься и говоришь ему  неприятные вещи, ты оставляешь человеку раны в душе, как  эти гвозди оставляют дыры на воротах. Ты можешь  попросить прощения. Но раны все равно останутся навсегда”.

Открытый урок по курсу Основы исламской культуры. Тема "Ценность и польза образования".

Открытый урок по курсу Основы исламской культуры. Тема "Ценность и польза образования".

Открытый урок по курсу Основы исламской культуры. Тема "Ценность и польза образования".

Открытый урок по курсу Основы исламской культуры. Тема "Ценность и польза образования".

Открытый урок по курсу Основы исламской культуры. Тема "Ценность и польза образования".

Открытый урок по курсу Основы исламской культуры. Тема "Ценность и польза образования".

Открытый урок по курсу Основы исламской культуры. Тема "Ценность и польза образования".

Открытый урок по курсу Основы исламской культуры. Тема "Ценность и польза образования".

Открытый урок по курсу Основы исламской культуры. Тема "Ценность и польза образования".

Открытый урок по курсу Основы исламской культуры. Тема "Ценность и польза образования".

Открытый урок по курсу Основы исламской культуры. Тема "Ценность и польза образования".

Открытый урок по курсу Основы исламской культуры. Тема "Ценность и польза образования".

Открытый урок по курсу Основы исламской культуры. Тема "Ценность и польза образования".

Открытый урок по курсу Основы исламской культуры. Тема "Ценность и польза образования".

Открытый урок по курсу Основы исламской культуры. Тема "Ценность и польза образования".

Открытый урок по курсу Основы исламской культуры. Тема "Ценность и польза образования".

Открытый урок по курсу Основы исламской культуры. Тема "Ценность и польза образования".

Открытый урок по курсу Основы исламской культуры. Тема "Ценность и польза образования".

Открытый урок по курсу Основы исламской культуры. Тема "Ценность и польза образования".

Открытый урок по курсу Основы исламской культуры. Тема "Ценность и польза образования".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2017