Открытый урок по литературе по рассказу Л.Н. Толстого "После бала"
Оценка 4.7

Открытый урок по литературе по рассказу Л.Н. Толстого "После бала"

Оценка 4.7
Работа в классе
doc
русская литература
8 кл
06.06.2018
Открытый урок по литературе по рассказу Л.Н. Толстого "После бала"
Подробный конспект открытого урока в 8 классе по рассказу Л.Н. Толстого "После бала". Конспект был подготовлен на аттестацию. Апробирован. Урок был оценен на "отлично". В основе урока - не только анализ использования приема антитезы, но и обсуждение личной ответственности каждого за совершение поступка (или его отсутствие). Почему любовь сошла на нет? Способен ли герой на проявление высшего дара - любви? Умение работать с текстом, глубокое понимание текста. Понимание "толстовской" философии.
После бала конспект открытого урока по литературе.doc
Конспект к открытому уроку по литературе в 8 классе  по рассказу Л.Н. Толстого «После бала» Тема урока: Автор и рассказчик в произведении Л.Н. Толстого «После бала». Мысль о моральной ответственности человека за его поступки Цель:  способствовать   нравственному   воспитанию   учащихся:   сформировать понятие о том, что каждый человек должен отвечать за жизнь других людей. Задачи: 1. Пробудить интерес учащихся к творчеству Л.Н.Толстого. 2. Развивать у учащихся умение анализировать образы – персонажи с учётом авторской позиции. 3. Выяснить теоретико­литературные вопросы: прием антитезы; обрамление; наличие двух рассказчиков; 4. Воспитывать гуманизм, сострадание, любовь к человеку. Оборудование:   портрет   Л.   Н.   Толстого.   Иллюстрации   к   произведению, интерактивная доска, тексты художественной литературы, выставка книг Л.Н. Толстого. Тип: урок  Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная. 1. Организационный момент. ­   Добрый   день,   дорогие   ребята,   сегодня   мы   поговорим   о   творчестве величайшего русского писателя. Попробуйте угадать его по характеристикам. Мыслитель,   философ.  «Величайший   и   единственный   гений   современной Европы,   высочайшая   гордость   России,   человек,   одно   имя   которого   ­ благоухание, писатель великой чистоты и святыни» ­ писал о нем А.Блок. (Учащиеся  отвечают)  Да,  речь  сегодня   пойдет   о  рассказе   Л.Н.  Толстого «После бала» (ставлю портрет писателя). СЛАЙД ­ Эпиграф к уроку: Не бойся своих друзей: в худшем случае они могут тебя предать. Не бойся своих врагов: в худшем случае они могут тебя убить – Бойся равнодушных: только с их молчаливого согласия рождаются на земле предательства и убийства. ­   Давайте   попробуем   определить   тему   урока.  (Дети   определяют   тему урока)  Да,  главной   сегодня  станет мысль о моральной ответственности человека за его поступки (а может, их отсутствие, ведь отсутствие поступка тоже может привести к каким­то последствиям). СЛАЙД. Всю жизнь Толстой призывал   «каждого   человека   к   нравственному   обновлению,   к   борьбе   с недостатками,   к   сознанию   своей   нравственной   ответственности   за   свои поступки».  Предлагаю   вспомнить   отдельные,  самые   яркие  страницы   жизни великого русского писателя. (Показ презентации) ­   Оценим   выступление.  (3   уч­ся   по   очереди   оценивают   выступление, выставляется оценка) СЛАЙД – портрет Толстого художника Н.Н. Ге. ­  Кажется,   именно   так   выглядел   Толстой,   когда   создавал   рассказ   “После бала”. В нем как бы слились глубокий дух и напряженная работа мыслей.  – Почему, по­вашему, в 900– е годы Толстой вспомнил случай, происшедший в далекие годы юности, и положил его в основу рассказа “После бала”?  то происходило в стране этот период? Чем характерна эпоха правления В 900­е годы Толстой много размышляет и пишет о назревших социальных проблемах русского общества, истоки которых он видит в 40­х годах. Рассказ “После бала” написан в 1903 году, в эпоху назревающего в стране кризиса, перед русско­японской войной, которую Россия позорно проиграла, и первой революцией.   А   действие   рассказа   происходит   в   40–е   годы   XIX   века,   в николаевскую эпоху.  ­ Ч  Николая 1? ­   Это   была   та   эпоха,   которая   будоражила   умы   и   волновала   души представителей   передовой   дворянской   интеллигенции.   Преодоление романтизма   в   русской   литературе   тесно   связано   с   идеей  преобразования самодержавно­крепостнического   общества.   В   жизни   царской   России   это был   период   идейных   противоречий   и   социальных   контрастов.   Это существовавшая   несправедливость,   жестокость,   бесчеловечность.   Все   эти явления прошлого, как родовые пятна, перешли и в эпоху конца 19 века. Толстой   не   зря   возвращается   к   прошлому,   так   как   для   него   очевидны параллели   между   положением   в   обществе   и   армии.  Писателя   всю   жизнь мучила мысль о бесправии русского солдата. Еще в 1855г. он работал над проектом   о   переформировании   армии,   где   выступал   против   варварского наказания ­ «прогнания сквозь строй». Справка об эпохе того времени. ­ В рассказе «После бала» прослеживается желание Л.Н. Толстого изменить и обновить   устроенную   жизнь   в   конце   века.  Его   сюжет   не   сложен:   молодой человек   охладел   к   любимой   девушке   после   того,   как   увидел   ее   отца, полковника, распоряжающимся жестким наказанием солдата. Но как построен рассказ? ­   Повествование   ведется   от   лица   Ивана   Васильевича,   пожилого   человека, вспоминающего   прошлое.   А   кто   рассказывает   об   Иване   Петровиче? (Повествователь). Обратите внимание на необычность его построения: рассказ в рассказе. – Как называется этот литературный прием? (обрамление). –   При   изучении   литературных   произведений   вы   уже   встречались   с   этим приемом?   (М.Горький   “Детство”,   Н.В.Гоголь   “Ночь   перед   Рождеством”, А.С.Пушкин “Повести Белкина”…). – Из короткого вступления мы узнаем, что Ивана Васильевич уважаем всеми, обладает богатым жизненным опытом. У читателя возникает особое доверие к герою. А обещание поведать об одном утре, от которого переменилась вся его жизнь, заставляет читателя с интересом и вниманием следить за дальнейшим повествованием. ­ Рассказ называется «После бала». Значит, что­то было до него, так? Мы улавливаем деление рассказа на две, правда, неравные по объему, части. ­   Сколько   частей   в   рассказе?   Какие   эпизоды,   по­вашему,   являются ключевыми? А сейчас давайте представим атмосферу бала и губернского предводителя и посмотрим, как рисует рассказчик все происходящее в нем, какими словами передает свои чувства?  РАБОТА В ГРУППАХ (ПО 3­4 ЧЕЛОВЕКА) каждая группа заполняет 1 графу, затем от группы 1 человек (спикер) зачитывает, остальные заполняют таблицу № Первая часть рассказа Вторая часть рассказа 1 2 3 4 5 зала у предводителя описание улицы хозяева бала Варенька полковник солдаты наказываемый полковник Иван Васильевич Иван Васильевич Школьники   отмечают,   какими   эпитетами   обрисован   праздник   у предводителя:   бал   чудесный,   зала   прекрасная,   буфет   великолепный, музыканты знаменитые; музыка звучит беспрерывно. Варенька – в белом платье, в белых перчатках. У нее – “сияющее… лицо, глаза…”  Отец   Вареньки –   красивый…  Иван   Васильевич –   доволен, счастлив…   В   другой   части   рассказа,   после   бала,   краски   резко   темнеют. Светлые   краски   бала,   резко   оттеняют   мрачную   картину,   нарисованную   во второй части рассказа. ­ Ребята, вы провели наблюдения над языковыми   средствами, с помощью которых писатель изображает картины бала и наказание солдата.  Сделайте выводы, пользуясь своими записями. ­   Да   верно,   последовательно   противопоставляя   основные   части,   писатель настойчиво подчеркивает контраст в душевном состоянии героя, в системе образов,   в   отдельных   деталях.   Контраст   двух   частей   рассказа   основан   на литературном приеме антитезы. Что такое антитеза?  (Слушаю ответы учеников, затем записываем в тетрадь теоретические сведения): ­  Антитеза – в переводе с греческого языка означает резко выраженное противопоставления   понятий   или   явлений.  Антитеза   усиливает эмоциональную   окраску   речи,   подчеркивает   высказанную   с   ее   помощью мысль.   Иногда,   как   это   наблюдается   в   рассказе   «После   бала»,   антитеза становится композиционным приемом. В этом случае по принципу антитезы строится не отдельное высказывание, а все произведение. ­ Давайте посмотрим, как умело автор использует контраст в изображении героев, что эти образы впечатываются в память. Кощунственными кажутся красота   и   лоск   полковника   рядом   с   избиваемым   по   его   приказанию человеком. СЛАЙД Сравнительная характеристика Полковник Наказываемый Высокий   военный   в   шинели   и фуражке Оголенный по пояс человек, привязанный к ружьям   двух   солдат.   Спина   его   –   что­то пестрое, мокрое… Шел   твердой,   подпрыгивающей походкой. Дергаясь   всем   телом,   шлепая   ногами   по талому снегу… толкали… Румяное   лицо   и   белые   усы   и бакенбарды. Сморщенное от страдания лицо. Твердым   шагом   двигалась высокая, статная фигура Спотыкающийся, корчащийся человек.   Контраст усиливается, когда рассказчик видит, как статный, высокий полковник сильной рукой в замшевой перчатке бьет по лицу малорослого, слабосильного солдата. (пример на стр. 125) Зловещую   размеренность,   бездушие,   длительность   и   ужас   совершающегося Толстой подчеркивает повторением одних и тех же слов: “…все так же…” ­ Ребята, вы осуждаете полковника? Почему? Можем ли мы сказать, что ему неприятна эта экзекуция? (Да, пример на стр. 124. Увидев ИВ, он отвернулся) ­   Полковник   привык   к   дисциплине,   привык   не   обсуждать,   а   выполнять приказы, нравятся они мне или нет. Солдат провинился, он должен понести наказание.  ­  Прав   ли   полковник,   ребята?  Да,   как   военный   человек   он   выполняет приказ. Но… ­ В рассказе есть ещё одно указание на время. Когда состоялся бал? Когда наказывают провинившегося солдата? Найдите ответы на вопросы в тексте. (В Прощёное воскресенье и в Чистый понедельник.) ­   Что   вы   знаете   о   Прощёном   воскресенье   и   о   Чистом   понедельнике? (Ответы учеников.) ­   Что   хотел   подчеркнуть   Толстой,   упоминая   эти   дни?   (Обязательно прочитать   на   уроке   слова   наказываемого   татарина:   «Братцы, помилосердствуйте…») ­   Соответствует   ли   наказание   преступлению?   (Наказание   становится преступлением.) ­ Кто помимо рассказчика наблюдает эту сцену наказания? (Кузнец) ­ Как он относится к экзекуции: испытывает любопытство, страх или другое? (прим. на стр. 123 «…сердито сказал кузнец» ) ­ Как он отреагировал на жуткую вид наказанного солдата?  («О господи! – проговорил…») ­ Для чего нужен образ кузнеца? (Он человек из народа, из простых. Показать отношение к жестокости власть имущих простого человека). ­   Еще   одна   немаловажная   деталь   в   рассказе.  Когда   происходит   действие рассказа?  (Утром)   Ночь   как   предвестник   утра,   как   время   влюбленных, наполнена мечтами о счастье, о будущем, о любви. Утро ­ начало нового дня, символизирует   начало   новой   жизни.   А   у   Толстого   утро   –   начинается   с картины жуткой казни, тем более в утро, когда начинается самый строгий пост – время духовного очищения и обновления. Почему? (Для того, чтобы усилить впечатление ненормальности происходящего, неправильности). ­ «После бала» ­ это не только явный рассказ о полковнике, но ещё и скрытый рассказ об Иване Васильевиче.  Что вы можете сказать о нем?  (Пример стр. 125)   Приятный,  умный,  умеющий   рассуждать   и   увлекать   слушателя   своим рассказом, производит наилучшее впечатление.   Но почему   Иван Васильевич  Оказался   ли   Иван   Васильевич   способным   на не   женился   на   Вареньке?     поступок? («..Никуда, как видите, не годился»….) Достоин ли он любви?  ­ Л. Н. Толстой такие нравственные качества человека как Доброта. Любовь. Совесть  показывает  как  наиболее  ценные. Во  многих  своих произведениях писатель утверждал Любовь как высший дар, познать который можно только пройдя страдание и боль. Иван Васильевич испытал сильнейшее потрясение от увиденного, но протест его пассивен. Как бы ни было сильно его потрясение, он попросту ушел, оказался не способным на Поступок, соответственно, в его жизни   не   может   быть   Любви.  Все   надежды   Л.   Н.   Толстой   возлагает   на внутреннее совершенствование, на совесть каждого человека.      ­ Что же хотел сказать Л. Н. Толстой в 1903 году историей о николаевской армии?  ­ Главная мысль рассказа в том, что за государственные грехи может судить сама жизнь. Такой суд неотвратим. Иван Васильевич ни словом не осуждает полковника Б., однако жестокость того к солдату перечеркнула счастье его дочери по какому­ то великому закону связи всего и всех в этом мире. И даже если Варенька оказалась счастливой в браке, это была уже не та яркая первая любовь… Вывод:  В   рассказе   Л.Н.   Толстого   показана   социальная   несправедливость, царящая   вокруг.   Но   эта   социальная   несправедливость   как   явление   не абстрактно, не само по себе, утверждает автор, а зависит от людей – будут они   проявлять   друг   к   другу   милосердие,   или   нет.   Писатель   поднимает проблему ответственности каждого человека за все происходящее в его жизни и в жизни окружающих. Домашнее задание У Л.Н. Толстого есть много высказываний о разных гранях личности человека.   Прочитайте   их   на   стр.   129.   Какие   из   его   мыслей   вам   наиболее близки? Напишите сочинение­рассуждение по одному из высказываний. А теперь вернёмся к эпиграфу нашего урока. Не бойся своих друзей: в худшем случае они могут тебя предать. Не бойся своих врагов: в худшем случае они могут тебя убить – Бойся равнодушных: только с их молчаливого согласия рождаются на земле предательства и убийства. Теперь вам понятна тема нашего урока? Что хотел донести до нас Л.Н. Толстой? (Дети делают выводы уроку) Резерв:  В период работы над рассказом Л.Н. Толстой первоначально останавливался на нескольких вариантах названия рассказа. Как   вы   думаете,   почему   же   рассказ,   большая   часть   которого   посвящена изображению бала, называется «После бала»?                                                    СЛАЙД (Ответы учеников) Обобщаю сказанное учениками. ­   Верно,   название   «После   бала»   глубже   всего   раскрывает   идейный   смысл произведения. В   течение   жизни   писатель   в   своих   дневниках   ежедневно   отмечал   свои промахи и слабости, обозначая даже число грехов. Л. Н. Толстой осуждал праздную жизнь светского общества. Сын писа ­ теля вспоминал: «В Москве он стал рано вставать, сам убирал свою комнату, пилил   и   колол   дрова,   качал   воду   из   колодца,   бывшего   во   дворе   дома,   и подвозил   эту   воду   в   большой   кадке   на   салазках».   Л.   Н.   Толстой   учился сапожному мастерству и сам шил сапоги. Дневниковая запись 1908 года: «Да, работать надо над собой – теперь, в 80 лет, делать то самое, что я делал с особенной энергией, когда мне было 14­15 лет: совершенствоваться». И ещё запись того же года, обращённая к себе: «Учись жить». У Н. Лескова есть рассказ, который называется «Человек на часах» сюжет этого рассказа таков: солдат стоит на посту, он слышит крики о помощи, в реке Неве тонет человек. Постников – главный герой рассказа, не имеет права оставить пост, потому что за это его жестоко накажут. После мучительных сомнений   он   покидает   пост   и   спасает   человека.   Но   награда   за   спасение досталась   другому,   а   Постникова   прогоняют   через   строй,   он   получил   200 палок и счастлив, что легко отделался. ­ Кто оказывается человечнее полковник или солдат? Почему? Попробуем   сформировать   жизненное   кредо   таких   людей   как   полковник: «Моя хата с краю, я ничего не знаю». «Я человек маленький. Мне приказали, я выполняю». «Мне что больше других надо?». ­ Что несёт такая жизненная позиция добро или зло? ­ Теперь вы поняли, почему в мире так много зла? А какова ваша жизненная позиция?Значит, от каждого из нас зависит, чего больше будет в мире – добра или зла? Достаточно просто не делать зла, и мир немного станет прекраснее.

Открытый урок по литературе по рассказу Л.Н. Толстого "После бала"

Открытый урок по литературе по рассказу Л.Н. Толстого "После бала"

Открытый урок по литературе по рассказу Л.Н. Толстого "После бала"

Открытый урок по литературе по рассказу Л.Н. Толстого "После бала"

Открытый урок по литературе по рассказу Л.Н. Толстого "После бала"

Открытый урок по литературе по рассказу Л.Н. Толстого "После бала"

Открытый урок по литературе по рассказу Л.Н. Толстого "После бала"

Открытый урок по литературе по рассказу Л.Н. Толстого "После бала"

Открытый урок по литературе по рассказу Л.Н. Толстого "После бала"

Открытый урок по литературе по рассказу Л.Н. Толстого "После бала"

Открытый урок по литературе по рассказу Л.Н. Толстого "После бала"

Открытый урок по литературе по рассказу Л.Н. Толстого "После бала"

Открытый урок по литературе по рассказу Л.Н. Толстого "После бала"

Открытый урок по литературе по рассказу Л.Н. Толстого "После бала"

Открытый урок по литературе по рассказу Л.Н. Толстого "После бала"

Открытый урок по литературе по рассказу Л.Н. Толстого "После бала"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.06.2018