Открытый урок по музыке на тему "Сказочные герои в музыке" (5 класс, музыка)
Оценка 4.7
Работа с родителями
docx
музыка
5 кл
27.05.2018
В этом открытом уроке раскрывается вопрос, каким образом учитель может организовать взаимодействие с родителями в соответствии с образовательной ситуацией? Разработан сценарий конкретного мероприятия в рамках урочной деятельности с участием родителей в соответствии с конкретной образовательной ситуацией (в рамках преподаваемого мной предмета).файл содержит разработку открытого урока совместно с родителями по теме "Сказочные герои в музыке" для 5 класса общеобразовательной школы.
открытый урок по музыке 5 класс.docx
«Мероприятие с родителями»
«Дух есть мастер, воображение — инструмент, тело — послушный материал.
В каждом человеке есть свой собственный внутренний мир, сотворенный
силою воображения. Воображение порождается чистым и сильным желанием
сердца. Если эта сила достаточна, чтобы озарить каждый уголок этого
внутреннего мира, то все то, о чем человек помыслит, будет обретать форму
в его душе»
Парацельс
Есть вечные темы, не теряющие своей актуальности не только в
педагогике, но и в обществе в целом. Среди таких тем – взаимодействие
семьи и школы. Интерес понятен: ведь семья и школа – это два
общественных института, от согласованности действий, которых зависит
эффективность процесса воспитания ребёнка. Стратегия развития
воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года выделяет
основные направления государственной политики в области воспитания:
физическое воспитание;
экологическое воспитание;
семейное воспитание, поддержка и развитие;
профессиональное самоопределение;
духовнонравственное развитие;
гражданскопатриотическое воспитание;
трудовое воспитание.
Вопрос сотрудничества между семьёй и школой является одним из ведущих
в процессе воспитания и развития. Связующим звеном в этой работе
выступает учитель. От его профессиональной компетентности зависит
успешность всей образовательной и воспитательной деятельности.
Совместное сотрудничество учителя и родителя – одно из главных условий
всестороннего развития школьника, потому что личность обучающегося
формируется и воспитывается не только в семье, но и в школе. Огромное
значение в работе с родителями обучающихся имеет заранее продуманная и
чётко организованная система сотрудничества. Положительные результаты
работы классного руководителя во многом зависят от контактов с
родителями. Мною используются различные формы работы с родителями:
1.
конференция, диспут, день открытых дверей.
2.
3.
дому.
Групповые: работа с родительским комитетом, тренинги.
Индивидуальные: беседа, консультации, поручения, посещения на
Коллективные: родительское собрание, круглый стол, лекторий,
Эти активные формы способствуют раскрытию творческого
потенциала детей и их семей. С первого дня работы с классом и их
родителями надо добиваться того, чтобы было понимание значения
требований, которые школа предъявляет к семье. Максимально заинтересовать родителей школьной жизнью, дать им
возможность
проявлять инициативу, а также, чтобы была поддержка родителей во всех
деловых начинаниях класса и в масштабах школы. Тесное сотрудничество с
родителями помогло выявить заинтересованность в процессе общего дела,
как детей, так и их родителей. На одном из родительских собраний были
предложены несколько инициативных проектов, в реализации которых
родители сыграют важную роль во включение в образовательный процесс.
Для примера, хотелось бы поделиться проведением одного из
мероприятий, которые были организованны и воплощены в тесном
сотрудничестве родителей и детей. Данное занятие было подготовлено и
проведено в рамках предметной декады учителей ПЦК «Технологии,
музыки, изобразительного искусства».
Открытый урок музыки в 5 классе, совместно с родителями
Тема: «Сказочные герои в музыке».
Цель:
познакомить учащихся с пьесой «Избушка на курьих ножках»из
фортепианной сюиты «Картинки с выставки» М.П. Мусоргского.
Задачи:
Обучающие:обучать умению выражать словами свои чувства от
прослушанных музыкальных произведений, учить слушать и слышать музыку.
Развивающие:развивать образное,
творческое восприятие детей,
музыкальный слух, развивать умение соотносить музыкальное произведение
с литературным произведением;
развивать внимание, мышление, певческие способности учащихся,
эмоции, фантазию, воображение учащихся при сравнительном восприятии
музыкальных, художественных произведений;
развивать умение сравнивать музыкальные интонации, характеризующие
различные образы, анализировать музыкальный пример.
Воспитательные:воспитывать любовь к музыке, уважение к культуре
прошлого,воспитывать художественнообразное мышление учащихся.
Планируемые результаты
предметные: ученики научатся разбираться в понятиях «сюжет»,
«сюита»; сознавать, что музыка неотъемлемая часть эмоционального
восприятия;
исполнять музыкальные
произведения.
Ученики получат возможность научиться устанавливать связи между
музыкой и другими видами искусства (литература, изобразительное
искусство), представлять результаты собственной музыкальнотворческой
работы на данном уроке и во внеурочной деятельности.
Метапредметные.
Личностные: ученики научатся проявлять эмоциональную отзывчивость,
личностное отношение при восприятии музыки;
осознанно воспринимать и Ученики получат возможность научиться объяснять смысл своих оценок,
мотивов, целей.
Познавательные: обучающиеся научатся анализировать музыкальное
произведение и находить характерные черты музыкальной выразительности;
Ученики получат возможность научиться владеть понятийным аппаратом,
терминами в пределах изучаемого курса, использовать их в различных
ситуациях, где эти знания востребованы.
Регулятивные: учащиеся научатся
передавая
художественный смысл; исполнительской деятельности (вокализации
основных тем, пластическому интонированию); проявлять мотивацию к
изучению музыки.
исполнять музыку,
Обучающиеся получат возможность научиться определять и
формулировать тему и проблему урока, цель деятельности, задачи,
составлять план действий по решению проблемы урока.
Используемое оборудование:
1. Фортепиано.
2. Музыкальный центр.
3. Мультимедийная установка.
4. Компьютер.
Ход урока.
1.Мотивация к учебной деятельности, создание положительного
настроя.
Звучит распевка «Жилибыли». Дети исполняют.
Учитель: Что необычного в сюжете этой распевки? (перепутались клички).
Учитель: В каких литературных произведениях мы можем наблюдать
необычный, придуманный сюжет? (Сказки, фантастика).
на интонацию: у девочек более мягкое звучание, у мальчиков – более
Учитель обращает внимание:
твёрдое;
на дикцию;
на дыхание;
на движение, чтобы оно не влияло на исполнение мелодии.
2. Актуализация знаний.
Видеоклип сюжета песни «В гостях у сказки»
Учитель: Ребята, прозвучало вступление какой песни?(«В гостях у сказки».)
Учитель: О каких героях сказок здесь пелось? (Кощей, Бармалей, баба Яга,
кот учёный, змей Горыныч, репка.Золотой ключик, Черномор, Буратино,
Ивандурак).
Учитель: Да, это герои литературных сказок.
3.Формулирование темы и цели урока.
Учитель:А знаете ли вы музыкальные сказки? ( Да. «Снегурочка»,
«Щелкунчик» и т.д) Учитель:Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? ( О сказках, об их
героях).
Учитель:Сформулируйте тему нашего урока.(Сказочные герои в музыке).
Предлагаю вам музыкальная викторина.
Викторина (приложение №1)
(ОТВЕТЫ: 1«Полёт шмеля» РимскийКорсаков.
2.«Марш Черномора» Глинка.
3.«Увертюра» из оперы «Руслан и Людмила» Глинка.
4.«Третья песня Леля» РимскийКорсаков.
5.«Избушка на курьих ножках» Мусоргский.)
Взаимопроверка.
(В последнем нотном примере ребята столкнулись с ранее неизвестным
произведением.)
4.Построение проекта выхода из затруднения.
На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект
будущих учебных действий: ставят цель, согласовывают тему урока,
выбирают способ, строят план достижения цели:
ПЛАН
1.Отправиться на выставку.
2.Прослушать произведения с выставки.
3.Определить образ героя через использованные средства музыкальной
выразительности.
4.Сопоставить музыкальную характеристику с изобразительной.
5. Реализацияпостроенного проекта.
Учитель:Отправляемся на выставку. Сопровождать нас будет музыка
русского композитора М. П. Мусоргского.
Подготовленные дети проводят экскурсию:
(Однажды Модест Петрович Мусоргский отправился на выставку
картин своего друга – художника Виктора Александровича Гартмана. Ходил
по выставке от картины к картине, задерживаясь на том, что его волновало.
Из представленных на выставке 400 рисунков, архитектурных планов,
проектов, эскизов Мусоргского заинтересовали 10 сюжетов:
«Гном»;
«Старый замок»;
«Тюильрийский сад»;
«Быдло»;
«Балет невылупившихся птенцов»;
«Два еврея – богатый и бедный»;
«Лиможский рынок»;
«Катакомбы»;
«Избушка на курьих ножках»;
«Богатырские ворота».)
Учитель:Когда он вернулся домой, как вы думаете, что он сделал?
(Написал музыкальные произведения). Эти 10 сюжетов Гартмана и вдохновили Мусоргского на создание
фортепианной сюиты «Картинки с выставки». Нарисованные картины
превратились в музыкальные, зажили новой жизнью, музыкальные картины
зазвучали намного ярче и красочнее, чем нарисованные. Композитор
первоначально назвал свое произведение «Гартман». Название «Картинки с
выставки» появилось позже.
6. Первичное усвоение новых знаний.
Учитель: Теперь мы его знаем как фортепианная сюита «Картинки с
выставки».
Учитель: Термин сюита вам уже знаком: что означает слово сюита? (на
доске: сюита)
(Это самостоятельные произведения, объединённые общим замыслом).
Учитель: Какой из десяти сюжетов является сказочным? («Избушка на
курьих ножках»)
Учитель: Предлагаю послушать его. Во время прослушивания обратите
внимание на тембр, динамику, темп и интонации.
7. Первичная проверка понимания.
Учитель: Как с помощью средств музыкальной выразительности
композитор нарисовал сказочного персонажа «Бабу Ягу»?( тембр: какие
инструменты задействованы; динамика: звучит тихо, потом громко, снова
тихо – прилетела яга, покружила, снова улетела; регистр высокий и низкий:
спускается и снова улетает вверх; темп быстрый полёт бабы яги;
интонации злые, колючие, страшные.)
Учитель: Какой образ бабы Яги предложил нам М.П.Мусоргский?
(Образ бабы Яги красочный, злой, коварный). Учитель: Эта пьеса является одним из наиболее ярких воплощений в
музыке народных сказочных образов.
8. Первичное закрепление.
Учитель: Предлагаю вам воссозданный музыкальный образ перенести на
бумагу. Посредством цвета изобразить сказочного героя. Помните! Тембр –
это и есть музыкальные краски! Приведите их в соответствие со звучанием.
Дети выполняют работу под звучание произведения М.Мусоргского
«Избушка на курьих ножках».
9. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Импровизированная выставка работ учащихся
Учитель: Посредством музыкального образа вы воссоздали художественный
образ «БабыЯги».
Учитель: Какая Баба Яга изображена в ваших работах? (Коварная, злая,
страшная, шумная, лохматая и т.д.)
Учитель: Почему именно такие цветовые решения вы предпочли? (Живёт в
тёмном лесу, совершает плохие поступки и т.д.)
Учитель: Мрачноватый, пугающий образ Бабы Яги изобразил нам
М.П.Мусоргский. Но я знаю Бабу Ягу и с другой стороны. И с этим образом
я вас сейчас познакомлю.
Выступление родительского трио: исполнение «Частушек БабокЁжек»
Учитель: Баба Яга предстала нам здесь в каком образе? (Весёлая, озорная).
Учитель: Пусть она запомниться нам разной.
10. Применение знаний и умений в новой ситуации.
Учитель: И всё это, конечно же, сказочные сюжеты. Добрые русские сказки,
которые рассказывают нам о добре и зле.
«Сказка ложь, да в ней намёк. Добру молодцу урок».
Учитель: А теперь давайте вернёмся к нашей сегодняшней викторине в
начале урока. 5 номером мы теперь смело можем записать какое
произведение?(«Избушка на курьих ножках.Баба Яга» М.П.Мусоргского.)
11. Рефлексия (подведение итогов занятия).
Оценка всей викторины, с учётом изученного произведения.
Учитель: Было ли вам интересно на уроке? Что вызвало этот интерес? Что
было нового на уроке? Кому вы можете рассказать о нашем уроке?
Учитель: Кто запомнил где подсмотрел этот сюжет Мусоргский? (Выставка
в Москве).
На выставке какого художника и архитектора? (В. Гартмана)
Сколько всего сюжетов вошло в его сюиту «Картинки с выставки»? (10).
12. Домашнее задание.
Учитель: Прослушайте дома ещё раз это произведение и попробуйте
нарисовать жилище героини сегодняшнего урока.
По желанию:
можетенаписать отзыв о выставке, где встретились вы с Бабой Ягой, которая
живёт в избушке на курьих ножках. Учитель: Благодарю за урок, а артистам выражаю свою благодарность?
(Аплодисменты). Ваши аплодисменты выразили отношение к новому
произведению и к нашему сегодняшнему уроку.
Использованная литература
1. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года», от 29.05.2015 года
2. Л.Тарасов "Музыка в семье муз"., Л.: Дет.лит.. 1985.
3. Д.Б.Кабалевский “Как рассказывать детям о музыке” // М.,
“Просвещение”, 1989.
4. Р. Федякин. Мусоргский. – М., 2009.
5. Т.И.Науменко, В.В. Алеев «Искусство. Музыка». 5 класс
Открытый урок по музыке на тему "Сказочные герои в музыке" (5 класс, музыка)
Открытый урок по музыке на тему "Сказочные герои в музыке" (5 класс, музыка)
Открытый урок по музыке на тему "Сказочные герои в музыке" (5 класс, музыка)
Открытый урок по музыке на тему "Сказочные герои в музыке" (5 класс, музыка)
Открытый урок по музыке на тему "Сказочные герои в музыке" (5 класс, музыка)
Открытый урок по музыке на тему "Сказочные герои в музыке" (5 класс, музыка)
Открытый урок по музыке на тему "Сказочные герои в музыке" (5 класс, музыка)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.