Открытый урок по психологии «Теории личности»
Оценка 4.6

Открытый урок по психологии «Теории личности»

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
психологическая работа +1
Взрослым
09.01.2019
Открытый урок по психологии «Теории личности»
- закрепить понятия «индивид», «индивидуальность», «личность»; - познакомиться с основными вехами теорий личности; - систематизировать знания по особенностям личности младшего школьного возраста; - показать связь теории с практикой через анализ проективной методики стимулирование регулярного изучение программного материала, первоисточников и другой научно-психологической литературы; обогащение знаниями благодаря выступлениям товарищей и преподавателя на занятии
семинар- круглый стол гот..docx
Тема урока: Теории личности. Тип урока: семинар «круглый стол» Цель: ­ закрепление понятий личность, индивидуальность, индивид и их взаимосвязь; обмен информацией по основным положениям теорий личности с точки зрения различных направлений в психологии. Задачи:   образовательная:  ­ закрепить понятия «индивид», «индивидуальность», «личность»; ­ познакомиться с основными вехами теорий личности; ­   систематизировать   знания   по   особенностям   личности   младшего   школьного возраста; ­ показать связь теории с практикой через анализ проективной методики; развивающая:  ­ стимулирование регулярного изучение программного материала, первоисточников и другой научно­психологической литературы;   обогащение   знаниями   благодаря   выступлениям   товарищей   и   преподавателя   на занятии; ­  привитие   навыков   устного   выступления   по   теоретическим   вопросам,  приучение свободно оперировать психологическими понятиями и категориями; развитие умений убеждать   и   анализировать;   развитие   умений   связать   психологические   теории личности   с   практикой     жизни;   побуждение   к   самостоятельному   творческому мышлению; усвоение правила ведения дискуссии; воспитательная:  ­ воспитание интереса к самому себе как к личности; ­ создание дружеской, раскрепощенной обстановки на уроке, атмосферы доверия, радости и как следствие этого – интереса к предмету, веры в свои силы. Литература: 1. Волков Б.С. Психология младшего школьника 2. Дубровина И.В. Психология 3. Леонтьев А. Н., Лурия А. Р., Маркосян А. А. Детская энциклопедия;3 часть 4. Немов «Психология» 1 часть, 5. Столяренко «Общая психология», Оборудование:  презентация,   таблица   «теории   личности»,   правила   круглого стола, план работы над ВСР, высказывания о личности, таблица взаимосвязи понятий индивид,   бейджики   на   стол   с   названием психологического направления, раздаточный материал.   индивидуальность,   личность, Ход семинара: 1.Организация начала урока. а) Сообщение темы и целей урока. Посмотрите   на   доску,   вы   видите   высказывания   знаменитых   людей   Шекспира, Ювенала, Бернард Шоу. Скажите, о чем пойдет речь на нашем сегодняшнем занятии. (на доске написаны высказывания о личности) Правильно! О личности и различных теориях и подходах к ее изучению. б) Вступительное слово учителя      Из всех проблем, с которыми сталкивались люди в ходе истории человечества, наиболее   запутанной   является   загадка   природы   самого   человека.   Существенная трудность состоит в том, что между всеми нами много различий. Люди разнятся не только своим внешним видом, но и поступками, зачастую чрезвычайно сложными и непредсказуемыми.      В   различных   науках   предпринимаются   попытки   понять   всю сложность человеческого поведения и саму сущность человека. Вполне вероятно, что качество   жизни   в   будущем,   как,   возможно,   и   само   существование   человеческой цивилизации будут зависеть от того, насколько мы продвинемся в понимании себя и других.  в) Повторение изученного материала. На прошлом уроке мы с вами рассматривали взаимосвязь и взаимозависимость трех понятий: личность, индивид и индивидуальность. А 3 курс на психологии младшего школьника изучали особенности личности младшего школьника, опираясь на взаимосвязь данных понятий.  Давайте вспомним их, выполнив тестовое задание. г) Повторение понятийного аппарата. (Слайды презентации) опора таблица и схема Ответы:1.индивид 2. субъект 3.Человек, как типичный представитель сформировавшего его общества. 4. индивидуальность 5. внутренний план действия, произвольность психических процессов 6.   точно   выполнять   требования   учителя;   в   хорошей   отметке,   в   одобрении взрослых 7. 1 – а, в; 2 – б, г       биохимические     Определение Человек   как   типичный представитель своего вида, носитель природно­ обусловленных свойств   Понятие Индивид Таблица № 1.Индивид, субъект, личность, индивидуальность Характерные признаки и Пол, физиологические   особенности, тип   конституции, возраст, нейродинамика,   биологические потребности, эмоции, задатки Темперамент, сознание, воля, мышление,   восприятие,   чувства, способности, действия, речь ценности, Направленность, потребности, социальные   социальный   статус,   сознательные цели Индивидуальные Человек   как   типичный носитель видов человеческой активности Человек   как   типичный представитель сформировавшего   его общества Индивидуальность Человек,   особенности, Личность Субъект Понятие Определение охарактеризованный   в   аспекте его неповторимости, непохожести   на   других людей   Характерные признаки социально­ характер, деятельность, обусловленная самооценка, жизненный опыт, «Я­ концепция»,   потребность   в самореализации    Личность  –   совокупность   общественных   отношений,   реализующихся   в многообразных деятельностях (Леонтьев).  Личность  – совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия (Рубинштейн).  Личность  – общественный индивид, объект и субъект социальных отношений и исторического процесса, проявляющий себя в общении, в деятельности, в поведении (Ганзен).  Понятие  личности  обозначает   человеческого   индивида   как   члена   общества, обобщает интегрированные в нем социально значимые черты (И.С. Кон).  Личность – субъект общественного поведения и коммуникации (Б.Г. Ананьев).  Личность  –   человек   как   общественный   индивидуум,   субъект   познания   и объективного   преобразования   мира,   разумное   существо,   обладающее   речью   и способное к трудовой деятельности (А.В. Петровский).  Личность – человек как носитель сознания (К.К. Платонов).  Личность  есть формирующуюся в течение жизни совокупность индивидуальных психологических   особенностей,   которые   определяют   своеобразное   для   данного человека   отношение   к   себе,   обществу   и   окружающему   миру   в   целом   (Ю.В. Щербатых).  Личность  ­   это   конкретный   человек,   который   является   носителем   сознания, способный   к   познанию,   переживаниям,   преобразованию   окружающего   мира   и строящий   определенные   отношения   с   этим   миром   и   с   миром   других   личностей (Щербаков М.Н.) Таблица № 2.Взаимодействие понятий индивидуальность, личность, индивид, субъект. Данное взаимодействие подтверждает высказывание, что   «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают». 2.Основной этап урока «Круглый стол» а) Вступительное слово     Так  как сегодня у нас не обычное  занятие, а час общения, на котором мы познакомимся   более   подробно   с   некоторыми   теориями   личности   и   попытаемся обсудить   их,   а   также   рассмотрим,   как   меняется   строй   личности   младшего школьника.   Используя   чек­лист   назовите   какие   ОК,   ПК   будут   сформированы   на данном уроке.  А   чтобы   наш   разговор   получился   доверительным   и   не превратился в безрезультатный   спор,   нужно   соблюдать   правила   круглого   стола. Давайте ознакомимся с ними.  б) Правила круглого стола. 1. 2. 3. 4. 5. Стремитесь не к победе, а к истине. Любое высказываемое мнение должно быть аргументировано.  Будьте последовательны в суждениях. Любое мнение — это точка зрения человека.  Будьте доброжелательны и корректны. в) Изучение понятийного аппарата по теме. Итак, что же такое теория личности? Посмотрите раздаточный материал. Теория   личности  —   это   совокупность   гипотез,   или   предположений   о природе и механизмах развития личности.  Теория личности  пытается не только объяснить, но и предсказать поведение человека. Каждый психолог придерживается определенных ответов на следующие вопросы:   1. Каков   характер   главных   источников   развития   личности   —   врожденный   или приобретенный? 2. Какой   возрастной   период   наиболее   важен   для   формирования   личности? 3. Какие процессы являются доминирующими в структуре личности — сознательные (рациональные) (иррациональные)? 4. Обладает ли   личность   свободой   воли,   и в какой   степени   человек   осуществляет контроль поведением?         В науке   о личности   сложилось   семь   довольно   устойчивых   комбинаций   таких ответов,   или  теорий   личности.   Выделяют   психодинамическую,   аналитическую, гуманистическую,   когнитивную,   поведенческую,   деятельностную   и диспозитивную теории личности. бессознательные своим над   или           г) Доклады представителей различных теорий За   нашим   круглым   столом   собрались   представители   различных   теорий   личности. Оппозиционеры   самостоятельно   добывали   материал   по   данной   теме;   их   работа строилась по следующему плану:  1.Автор теории (годы жизни, основные труды, представитель какого направления); 2. Эпоха создания (что повлияло на данное направление) 3. Основные положения о теории личности 4. Обзор теории в виде сообщения. Итак,   представители   …направления   готовы   изложить   свои   тезисы.   После каждой теории повторить по таблице (раздаточный материал) понятие личность и структура личности в данной теории. (Ответы студентов по плану ВСР. Презентация: автор теории, название направления, схема, таблица или ключевые тезисы). (см. Приложение 1) 3. Закрепление полученных знаний. а) Мини опрос по тестам. (тесты в презентации)  ответы:1. З. Фрейд                                                            2. совесть                                                            3.поведение                                                          4. стимул­ реакция                                                         5. 1  б) Подведение итогов выступления: Таким образом, теории личности выполняют разные функции в психологии. Они дают нам возможность объяснить, что собой представляют люди, понять, каким образом   эти   характеристики   развиваются   во   времени   и   почему   люди   ведут   себя определенным образом.  4. Закрепление знаний по особенностям личности младшего школьника через составление «Кластера». С поступлением в школу изменяется весь строй личности ребенка, меняется его   жизненный   режим,   складываются   новые   отношения   с   окружающими   людьми, прежде   всего   с   учителем.   Давайте   вспомним   основные   особенности   личности младшего школьника через составление Кластера.  Раскройте каждую смысловую единицу представленного кластера.    Самооценка Стиль семей ного воспит ания Не критичность родителей - завышенная Эмоциональное развитие Устойчивые переживания Формирование личности Социальное развитие Общение со сверстника ми Переживания становятся более длительными , устойчивыми, глубокими. Социальное развитие происходит в общении со сверстниками в общей деятельности, в установлении дружеских контактов. Учебная деятельность Самопознан ие учебной у В деятельности младшего школьника осуществляется самопознание. Результаты учебы оцениваются окружающими и поэтому определяют Произвольн ость, рефлексия, внутренний план действия положение школьника среди них, от чего зависят его самочувствие и психологический комфорт. В процессе учебной деятельности у ребенка присходит формирование основных психических процессов и свойств личности, появляются главные новообразования возраста: призвольность, рефлексия, внутренний план действия Общение со взрослыми Развитие общественн ой направленн ости Для личностного развития младшего школьника очень важны радостные и светлые чувства, которые рождаются от близости общения со взрослыми людьми. Обращенность к коллективу сверстников, заставляет детей искать свое место и усваивать те нравственные требования, которые они к нему предъявляют Бесконтрольност ь родителей – заниженная Интеллек- туальные чувства Всё более осознанными становятся интеллектуал ьные чувства и при правильной организации обучения они становятся потребность ю для учащихся. Осознанность и действенност ь нравственны х чувств проявляются и формируются в поступках, т.е. глубоко усваиваются, если они опираются на собственную жизнь и деятельность Нравственны е чувства Школь ная оценк а Завыш енная Заниж енная Самооценка младшего школьника вырабатывается на основе критерия оценивания учебных работ, очень чувствительна к учительским оценкам. Воспитывая у учащихся здоровую самооценку, учитель воспитывает у них умение учиться. Самооценка младшего школьника также зависит от успехов в учении. Если у ученика высокие успехи, то формируется завышенная самооценка. Пренебрежитель ное отношение к тем, кто не «отличник». Если у младшего школьника низкие успехи в учении, то у ребенка формируется заниженная самооценка. Дети заниженной самооценкой отличаются: неуверенностью в себе, тревожностью, робостью, плохо чувствует себя среди сверстников, настороженным отношением ко взрослым. с Вывод:  давайте   подведем   микроитог   по   проведенной   работе,   при   помощи приема «Верные и неверные утверждения». (см. Приложение 2) ­ Верно ли, что для адекватной самооценки и чувства компетентности необходимо создание в классе атмосферы психологического комфорта? ­ Верно ли, что учитель не является эталоном, образцом для подражания?  ­   Верно   ли,   что   благополучие   в   общении   со   взрослыми   придает   уверенность   и обеспечивает успех общения со сверстниками? ­   Верно   ли,   что   семья   не   воздействует   на   формирование   характера   младшего школьника? ­ Верно ли, что в развитии самооценки младшего школьника большую роль играет становление его рефлексивных действий? ­   Верно   ли,   что   в   учебной   деятельности   у   младшего   школьника   осуществляется самопознание?  Таким   образом,   у   ребенка   в   младшем   школьном   возрасте   развивается самосознание.       Ребенок начинает понимать, что он ­ индивидуальность, которая подвергается   социальным   воздействиям:   он   обязан   учиться   и   изменять   себя, присваивая знания, идеи, которые существуют в обществе, умения и др. Составить   перечень   методик,   направленных   на   исследование   самооценки Составить   перечень   методик,   направленных   на   выявление   эмоционального Составить перечень методик, направленные на изучение мотивации к учебной Вы выполняли ВСР по следующему плану: план ВСР 1. младшего школьника  2. состояния ребенка  3. деятельности 4. социального развития младших школьников 5. краткое описание) Составить   перечень   методик,   направленных   на   выявление   особенностей Охарактеризовать одну из представленных методик по выбору (указать цель и А сейчас я попрошу представить методику «Дом, дерево, человек», которую вы проводили на производственной практике «Помощник классного руководителя» по ПМ.03 «Классное руководство».  Таким образом, при прохождении производственной практики вы убедились в том,   что   вам   в   будущей   профессии   понадобятся   знания   по   формированию   и становлению личности младшего школьника.  5. Обсуждение теорий в связи с другими науками. Как   вы   заметили,   на   нашем   семинаре   присутствуют   эксперты   различных дисциплин:   педагогики,   лингводидактики.   В   каждой   из   данных   дисциплин рассматривается понятие личность и ее развитие. Сейчас   перед   вами   выступит   эксперт   по   лингводидактике   ­   Надежда Филипповна   которая   представит   свою   точку   зрения   на   то   как   развивается   и формируется личность при изучении иностранных языков. (см. Приложение № 3) ­   Скажите,   пожалуйста,   какая   из   рассмотренных   вами   теорий   наиболее   точно показывает развитие личности при изучении иностранного языка? Почему? А теперь свою точку зрения представит вам эксперт по педагогике Горобенко Ольга Ивановна. (см. Приложение 4) Какие   мероприятия   будут   способствовать   повышению   адекватности самооценки младших школьников в учебной деятельности? Таким   образом,   обратите   внимание,   как   широко   рассматривается   понятие «личность»   и   ее   развитие   в   разных   предметах.   Следовательно,   задача   каждой дисциплины   не   только   дать   знания,   развить   умения   и   закрепить   навыки,   но   и формировать и развивать личность.  5. Практическая часть б) Игра «Похвала по кругу» Давайте   сейчас   поиграем   в   игру,   которая   как   раз   и   подчеркивает индивидуальность   каждого   из   нас.   Она   называется   «Похвала   по   кругу».   Правила такие: мы будем передавать по кругу мяч и говорить, что именно нравится в том человеке,   которому   даем   мяч,   что   привлекает   в   нем,   почему   интересно   с   ним дружить. Не стесняйтесь говорить друг другу комплименты. Это просто игра и никто над вами не посмеется. Зато как приятно слушать похвалу. Я покажу вам, как это делается. 6.Подведение итогов. Вся   информация,   которая   была   представлена   на   семинаре   «Круглый   стол» целесообразна и  применима  в вашей  будущей профессиональной   деятельности.  А сейчас   посмотрите   на   представленный   слайд   и   скажите,   что   вы   сделаете   с материалом   по   данной   теме   (выкинете   в   мусор,   возьмете   с   собой   в   будущую профессию или вам ее еще нужно обдумать и переработать).   Итак,   сегодня   мы   рассмотрели   понятие   личность   во   всем   ее   разнообразии. Надеюсь, что все, о чем мы говорили надолго останется в вашей памяти. Большое спасибо всем участникам круглого стола!!!

Открытый урок по психологии «Теории личности»

Открытый урок по психологии «Теории личности»

Открытый урок по психологии «Теории личности»

Открытый урок по психологии «Теории личности»

Открытый урок по психологии «Теории личности»

Открытый урок по психологии «Теории личности»

Открытый урок по психологии «Теории личности»

Открытый урок по психологии «Теории личности»

Открытый урок по психологии «Теории личности»

Открытый урок по психологии «Теории личности»

Открытый урок по психологии «Теории личности»

Открытый урок по психологии «Теории личности»

Открытый урок по психологии «Теории личности»

Открытый урок по психологии «Теории личности»

Открытый урок по психологии «Теории личности»

Открытый урок по психологии «Теории личности»

Открытый урок по психологии «Теории личности»

Открытый урок по психологии «Теории личности»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.01.2019