Формирование у подростков нравственных качеств в процессе взаимодействия школы и семьи
Оценка 4.7
Исследовательские работы
docx
Междисциплинарный 3
Взрослым
08.07.2018
Жизнь ребенка состоит из двух важных сфер: школы и семьи, которые подвергаются изменению и развитию. Одной из основных причин демографических проблем наряду на современном этапе развития общества стала потеря семейных ценностей. Поэтому одной из важных и актуальных проблем образования является сотрудничество школы и семьи.Курсовая работа на тему "Формирование у подростков нравственных качеств в процессе взаимодействия школы и семьи"
Курсовая.docx
КУРСОВАЯ РАБОТА
Формирование у подростков нравственных качеств в процессе
взаимодействия школы и семьи Оглавление
Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы процесса нравственного воспитания
подростков в ходе взаимодействия школы и семьи
1.1 Формирование нравственных качеств у подростков в процессе
взаимодействия школы и семьи как актуальная психологопедагогическая
проблема……………………………………………………………………….5
1.2 Сущность понятий «нравственные качества» и обоснование их
выбора…………………………………………………………………………6
1.3 Психологопедагогические основы взаимодействия школы и семьи
по формированию у подростков нравственных качеств………………….10
Выводы по I главе……………………………………………………...15
Глава 2. Процесс формирования нравственных качеств у подростков в
ходе взаимодействия школы и семьи
2.1 Анализ формирования нравственных качеств у подростков в процессе
взаимодействия школы и семьи……………………………………………16
2.2. Задачи, принципы, содержание, формы и методы формирования у
подростков нравственных качеств в процессе взаимодействия школы и
семьи…………………………………………………………………………19
2.3 Психологопедагогические условия формирования у подростков
нравственных качеств в процессе взаимодействия школы и семьи……22
Выводы по II главе…………………………………………………..24
Заключение………………..…………………………………………25
2 Список литературы…………………………………………………28
Введение
Жизнь ребенка состоит из двух важных сфер: школы и семьи, которые
подвергаются изменению и развитию. Одной из основных причин
демографических проблем наряду на современном этапе развития общества
стала потеря семейных ценностей. Поэтому одной из важных и актуальных
проблем образования является сотрудничество школы и семьи.
Успешное решение задач воспитания подрастающего поколения возможно
только при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество семьи и
школы становится все более востребованным и актуальным. Обе стороны могут
предъявлять свои, порой справедливые претензии. Так, например, учителя
жалуются на отсутствие интереса у родителей к школьной жизни своих детей,
порой плохое воспитание, отсутствие моральных ценностей, пассивность.
Родители же в свою очередь недовольны чрезмерными нагрузками, равнодушием
педагога, взаимоотношениями в детском коллективе.
Одними из основных задач взаимодействия семьи и школы являются:
обеспечение качественного образования, воспитание нравственных качеств и
культуры поведения, формирование потребности в здоровом образе жизни.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что тема данной
курсовой работы является актуальной.
Объектом исследования данной работы является организация
взаимодействия школы и семьи в формировании нравственных качеств у
подростков.
Предмет исследования – технологии взаимодействия школы и семьи в
воспитательном процессе по формированию нравственных качеств у
подростков.
3 Цель работы: определить и изучить психологопедагогические условия
оптимального взаимодействия школы и семьи как основу формирования
нравственных качеств у подростков.
Гипотеза исследования заключается в том, что формирование нравственных
качеств у подростков будет более успешным, если в ходе совместной работы
школы и семьи будет организовано их тесное и эффективное взаимодействие.
В соответствии с данной гипотезой и выдвинутой целью, были определены
следующие задачи:
1.
Проанализировать педагогические основы взаимодействия школы и
семьи; уточнить содержание понятия «нравственные качества» у подростков;
определить характерные черты и проблемы взаимодействия семьи и школы.
2.
Описать формы и методы организации воспитательного
взаимодействия школы и семьи.
3.
Рассмотреть организационнопедагогическую работу школы с
родителями.
4.
Теоретически разработать и апробировать формы и методы работы с
родителями в современной школе.
В процессе выполнения курсовой работы мною были использованы
следующие теоретические исследовательские методы: анализ педагогической и
психологической литературы, систематизация информации, моделирование;
обобщение и сравнение, конкретизация, прогнозирование;
Курсовая работа состоит их введения, двух глав, заключения, списка
использованной литературы.
4 ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА
НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ В ХОДЕ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И СЕМЬИ
1.1.Формирование нравственных качеств у подростков в процессе
взаимодействия школы и семьи как актуальная психологопедагогическая
проблема
Проблема взаимоотношений семьи и школы относительно молодая
проблема в педагогике. До XX века в русской и зарубежной педагогике
существовало четкое разделение семейного воспитания и воспитания в учебном
заведении.
Проблемы семейного воспитания рассматривали в своей педагогической
деятельности Я.А.Коменский, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, И.Г.Песталоцци и т.д.
К.Д. Ушинский одним из первых ввел в педагогику понятие коллектива
воспитателей, как средства нравственного воспитания ребенка.
На рубеже IX и XX веков впервые появляется идея взаимодействия школы
и семьи в процессе воспитания ребенка. К.Н. Вентцель наряду с проблемами
семейного воспитания, просвещения родителей поднимает проблему связи
школы с родителями. Н.К.Крупская была одним из первых педагогов,
пропагандирующих идею тесного взаимодействия школы с семьей. A.C.
Макаренко говорил о создании именно коллектива воспитателей, включая в него
и родителей, о наличии единой воспитательной стратегии, согласованности
воздействий. С.Т. Шацкий сформулировал методологические подходы к
5 организации взаимодействия школы и окружающей среды, частью которой
является семья школьника.
1.2.Сущность понятий «нравственные качества» и обоснование их
выбора
Основой становления нравственных качеств является нравственное
воспитание, которое, в свою очередь, опирается на такие понятия, как
«нравственность» и мораль.
В своих трудах С.А. Козлова определяет мораль как традиционную
содержательную форму общественного сознания и отношения между людьми,
одобряемые общенародным общественным мнением.
Она состоит из общепринятых норм поведения, законов, правил, заповедей,
табу и запретов, которые с самого раннего детства внушают человеку.
Данная мораль удерживает ребенка в рамках общепринятых правил
поведения и обеспечивает ему приспособление к условиям общественной жизни
[Козлова 2002, С.4].
В.П. Зинченко утверждает, что понятие «нравственности» является
синонимом понятия «морали». Но при этом, нравственность рассматривается
как сфера нравов, практических поступков и обычаев, а мораль – как форма
сознания.
По мнению автора, нравственность – это неотделимая сторона личности,
которая обеспечивает добровольное соблюдение существующих норм,
принципов и правил поведения. Она выражается в отношении к труду, к самому
себе, к окружающим людям, обществу, народу и Родине [Зинченко 1994, С.25].
Таким образом,
одна из главных отличительных особенностей
нравственности от морали состоит в том, что нравственность является личным
6 интеллектуальноэмоциональным убеждением,
которое вырабатывается
самостоятельно, определяется духовный облик личности, его поведение и образ
жизни [Большая советская энциклопедия 1979, С.83].
Важно, чтобы формирование нравственного качества проходило осознанно.
Поэтому, для ребенка необходимы знания, которые будут закладывать
представления о сущности нравственного качества, а также о преимуществах
овладения им.
У каждого ребенка сформированы свои нравственные представления, то
есть образцы ранее воспринятого нравственного поведения, а также образы,
которые создались при продуктивном воображении, формы чувственного
отражения действительности.
Аплетаев М.Н. в своей монографии отмечает, что основным источником
нравственных представлений у детей и подростков являются взрослые,
занимающиеся их воспитанием и обучением, а также сверстники. В процессе
общения, подражания или наблюдения передается нравственный опыт от
взрослых к детям. Особая роль в развитии личности подростка принадлежит
общению.
Нормы и правила так называемого «бытового» поведения, гигиенические
нормы и нормы, связанные с отношением к своим обязанностям усваиваются
детьми и подростками одними из первых. Намного позже и сложнее
формируются те нравственные представления, которые касаются обращения с
людьми. Они являются сложными и трудными для понимания детьми, и
применение их на практике подросткам дается с большим трудом [Аплетаев
1998, С.28].
Овладев нравственными действиями, подросток начинает мучительно
осознавать идентичность своих поступков и действий отрицательной модели.
7 Эмоционально негативное отношение к отрицательной модели приводит к
стремлению больше соответствовать положительной модели.
Желание соответствовать положительному эталону поведения возникает в
том случае, если для подростка формы поведения приобретают определённый
личностный смысл.
Аплетаев М.Н. под нравственными нормами рассматривает правила,
которое распространяется на множество одинаковых и идентичных поступков.
Автор утверждает, что норма – это правило, требование, которое определяет,
как человек должен себя вести в той или иной конкретной ситуации.
Нравственная норма может, как подталкивать подростка к определенным
поступкам или действиям, так и предостерегать от них. Нравственные нормы
определяют характер взаимоотношений с другими людьми, обществом и
коллективом [Аплетаве 1998, С.35].
Процесс формирование нравственных качеств не изолирован от процессов
социального и психического развития.
Божович Л.И. отмечает две точки зрения на процесс формирования
нравственных норм поведения: 1) данный процесс является результатом
отражения заданных форм поведения и мышления, превращающийся во
внутренние психические процессы; 2) процесс рассматривается как
закономерное превращение одних форм нравственного развития в другие, более
совершенные [Журавлев 2006, С.311].
Бабанский Ю.К. в своих лекциях отмечает, что очень важно, чтобы у
подростка появились мотивы для приобретения определенного нравственного
качества, чтобы у него появилось желание овладеть им [Бабанский 1988, С.43].
Данные мотивы влекут за собой отношение к качеству, формирующему
социальные чувства, которые придают личностнозначимую окраску на процесс
8 формирования нравственных качеств, а также влияют на прочность этих
складывающихся качеств.
Таким образом, механизм нравственного воспитания можно представить
следующим образом: нравственное качество – это есть единое целое следующих
компонентов: знания и представления, мотив, отношения и чувства, привычки и
навыки, поведение и поступки.
Божович Л.И. утверждает, что одной из главных особенностей данного
механизма нравственного воспитания является отсутствие принципа
взаимозаменяемости, при этом, последовательность исходных компонентов
может меняться в зависимости от возраста учащихся [Божович 1975, С.93].
Одним из главных показателей нравственной воспитанности, по мнению
Пеньевской Л.А, является характер отношения к самому себе, к людям и к
природе. С гуманистической точки зрения, оно выражается в сопереживании,
отзывчивости и доброте.
В качестве основных результатов нравственного воспитания подростка как
личности выделяют следующие качества:
1. Правдивость – моральное качество, которое характеризует человека,
говорящего только истину, не скрывающего от окружающих и самого себя
истинное положение дел.
2. Честность – моральное качество, которое отражает важнейшее
требование нравственности.
3. Скромность – моральное качество, которое проявляется в том, что
человек добровольно подчиняется требованиям общественной дисциплины,
ограничивает свои потребности, относится к окружающим его людям с
терпимостью и уважением, к собственным достоинствам и недостаткам
относится критически.
9 4. Смелость – уверенность подростка в своих силах, умение сознательно
преодолевать свои страхи.
5. Целеустремленность – моральное качество, которое проявляется в
умении ставить свои цели и быть решительным в ее достижении.
6. Патриотизм – моральное качество, представляющее собой чувство
преданности и ответственности по отношению к своей Родине.
Буре Р.С, Костелова выделяют следующие показатели сформированности
нравственных качеств: готовность самостоятельно принимать решение в
ситуации нравственного выбора и нести ответственность за свое решение;
совершенствовать уже сформированные в определенных жизненных ситуациях
нравственные взгляды и отношения в новые жизненные ситуации; проявление
сдержанности в негативных ситуациях [Журавлев 2006, С.311].
Каждое из перечисленных качеств будет менять свое строение в
зависимости от того, в какой структуре личности оно дано, а также в какой
системе связей оно выступает в данном акте поведения человека.
1.3.Психологопедагогические основы взаимодействия школы и семьи
по формированию у подростков нравственных качеств
Центральное и значимое место в воспитании ребенка занимает семья,
также, она играет основную роль в формировании нравственных норм поведения
ребенка и его мировоззрении.
Психологопедагогическое взаимодействие школы и семьи состоит в
создании благоприятных условий для развития личности ребенка и его роста,
организации активной жизни человека, ведущего достойную жизнь. Одной из
основных задач педагога является организация такого взаимодействия с
10 родителями, которое активизирует педагогическую и воспитательную
деятельность семьи, а также придаст ей целенаправленный, общественно
значимый характер [Азаров 2011, С.114].
Взаимоотношения всех участников учебновоспитательного процесса,
положительные жизненные примеры и духовные ценности, способствуют
формированию у подростков нравственных качеств. Особую и значимую роль
при этом играет целенаправленное общение с семьей. Данное взаимодействие
должно быть индивидуальными, а значит, педагог должен действовать в каждом
конкретном случае из расчета с кем проживает ребенок, какие условия жизни,
место проживания, социальный статус семьи и т.д.
В нравственном воспитании нельзя использовать общие рекомендации,
методические разработки и распоряжения. Нельзя рекомендации, данные одной
семье, апробировать на другой семье. В качестве одной из основных функций
школы выступает информирование и поддержка учащихся и родителей, в свою
же очередь семья реагирует и помогает школе.
В семье формирование нравственных качеств ребенка строится прежде
всего на личном примере взрослых, семейных традициях, любви, опыте, советах
окружающих людей.
Данное взаимодействие определяет психолого
педагогическую тактику школы. Исходя из этого, педагог находить верные
слова при общении с родителями, придерживаясь особой тональности при
взаимодействии с ними. Педагог старается донести до родителей, что в своем
ребенке необходимо искать чтото хорошее и индивидуальное, избегать
разговоров о своем ребенке, что он непослушный, капризный, плохой.
Главным условием психологопедагогического взаимодействия школы и
семьи является полное представление о функциях и содержании деятельности
друг друга. Это прежде всего позволяет этим субъектам лучше понять друг
друга и представить образ воспитательных возможностей друг друга, установить
11 реальные действия по взаимопомощи, отдавать себе отчет, зачем это делается и
четко представлять задачи нравственного воспитания, средства и конечный
результат [Самыгин 2010, С.55].
Однако, чаще всего семья передает эстафету по нравственному воспитанию
школе, тем самым, самоустраняясь от процесса воспитания ребенка, как
личности. Между тем, в формировании нравственных качеств личности ребенка
должны участвовать обе стороны, при полном взаимопонимании и
взаимопомощи друг другу. И для того, чтобы семья справлялась с воспитанием
детей, родители должны знать основные психологопедагогические требования и
создать необходимые условия для нравственного воспитания ребенка в семье.
В работе педагогов школ с родителями подростков выделяют следующие
задачи: 1) разностороннее и систематическое педагогическое просвещение
родителей; 2) привлечение родителей к активному участию в учебно
воспитательном процессе их детей; 3) сформировать потребность у родителей в
самообразовании.
При построении педагогического взаимодействия семьи и школы должны
учитываться определенные проблемы: влияние неполной семьи на ребенка;
воспитание в семье одного ребенка; дефицит общения подростка с одним из
родителей [Азаров 2011, С.127].
В процессе нравственного воспитания родители: 1) проявляют себя в
учебном процессе, например, проводят совместные уроки этики, эстетики,
круглые столы по основам правил поведения в современном обществе;
2) обеспечивают деятельность школы необходимыми ресурсами, в рамках
личных возможностей, тем самым показывая на личном примере чувство
ответственности и готовность помощь;
3) согласовывают со школой дальнейшие жизненные планы подростков, их
потребности и интересы, оценивают всякого рода досуговую информацию;
12 4) поддерживают подростковвыпускников на первых порах в новом
качестве, а при наличии оснований для опасений — предупреждают переход к
нетрудовому образу жизни. [Самыгин 2010, С.64].
Однако, в процессе взаимодействия не только педагоги указывают
родителям на недостатки в семейном воспитании, но и родители должны
сообщить педагогам на «сбои» в работе школы [Коджаспирова 2010, С.562]. Но
взаимокритика должна быть обоснованной и конструктивной. В ее основе
должны лежать конкретные предложения и факты, а не обидные эпитеты и
общие фразы.
Так как каждый из родителей хочет видеть своих детей достойными
людьми, то взаимодействие школы и семьи в нравственном воспитании
необходимо. Школа не может добиться высоких результатов воспитания без
помощи семьи. В отличие от остальных социальных институтов семья
воздействует на ребенка каждодневно, а значит, располагает почти
неограниченными возможностями в формировании его личностных качеств.
Педагогу, прежде, чем давать советы и вносить коррективы в
воспитательные воздействия родителей на ребенка, нужно помнить, что прямое
нетактичное вмешательство во внутренние дела семьи может вызвать протест и
нанести трудно поправимый вред.
Для того, что взаимодействие школы и семьи было успешным в процессе
нравственного воспитания,
чтобы родители научились
анализировать деятельность и поведение своих детей [Коджаспирова 2010,
необходимо,
С.575]. А значит, необходимо: а) разработать методику педагогического
просвещения родителей, учитывая их подготовленность к нравственному
воспитанию; б) вызвать у родителей интерес к процессу самообразования в
области специальных психологических и педагогических знаний; в) расширить
круг совместной деятельности родителей, учащихся и классного руководителя..
13 Особую актуальность в педагогике приобретают гуманистические,
личностные подходы в учебновоспитательном процессе [Коджаспирова 2010,
С.134].
В связи с изменением современного общества, произошло усиление
воспитательной функции образовательного учреждения, которая обуславливает
необходимость совершенствования форм и способов взаимодействия школы и
семьи. По этой причине, одной из приоритетных задач является усиленное
взаимодействие с семьей. На практике используют следующие ее формы:
общешкольные и классные родительские собрания, коллективные и
индивидуальные консультации, беседы, лекции, конференции, посещение семей
учащихся, фотомонтажи, выставки работ учащихся. Родители все чаще
принимают участие в организации воспитательного процесса.
Совместная работа педагогов и родителей это совместная, партнерская
деятельность, направленная на выработку общей стратегии деятельности школы
и семьи, определения программ совместной работы, совершенствования
педагогического мастерства, культуры родителей и педагогов, в освоении новых
принципов жизнедеятельности и развитии новых форм общественной жизни.
Главный принцип такой деятельности – глубокое уважение и вера в личность.
14 Выводы по 1 главе
Основой становления нравственных качеств является нравственное
воспитание, которое, в свою очередь, опирается на такие понятия, как
«нравственность» и мораль.
Одна из главных отличительных особенностей нравственности от морали
состоит в том, что нравственность является личным интеллектуально
которое вырабатывается самостоятельно,
эмоциональным убеждением,
определяется духовный облик личности, его поведение и образ жизни [Большая
советская энциклопедия 1979, С.83].
Механизм нравственного воспитания можно представить следующим
образом: нравственное качество – это есть единое целое следующих
компонентов: знания и представления, мотив, отношения и чувства, привычки и
навыки, поведение и поступки.
В качестве основных результатов нравственного воспитания подростка как
личности выделяют следующие качества: правдивость; честность; скромность;
смелость; целеустремленность; патриотизм и т.п..
15 Каждое из перечисленных качеств будет менять свое строение в
зависимости от того, в какой структуре личности оно дано, а также в какой
системе связей оно выступает в данном акте поведения человека.
ГЛАВА 2.
ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ
КАЧЕСТВ У ПОДРОСТКОВ В ХОДЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И
СЕМЬИ
2.1. Анализ формирования нравственных качеств у подростков в
процессе взаимодействия школы и семьи
При формировании нравственных качеств у подрастающего поколения,
педагогический коллектив, прежде всего, активно ведет работу по организации
мероприятий, направленных на укрепление связи между семьей и школой.
Ведь известно, что результатом неправильно сложившихся отношений в
семье, будут «непослушные», «проблемные», «трудные» дети, либо же дети
«забитые» и «несчастные».
16 Как показывает практика психологической помощи детям и их родителям,
любые, даже самые трудные проблемы вполне разрешимы, если удастся
наладить благоприятный стиль общения в семье.
Психологи выявили следующую важную закономерность: те родители,
которые обращались за психологической помощью по поводу трудных
подростков, сами страдали в детстве от конфликтов с их собственными
родителями. Данный стиль родительского взаимоотношения «записался» в
психике ребенка, а тот, в свою очередь, став взрослым, воспроизводит его как
естественный. Большинство родителей общаются и воспитывают своих детей
так, как воспитывали их.
Исходя из этого педагогом должны быть поставлены следующие цели
работы с родителями:
1. Укрепить связи между семьей и школой, привлекая родителей в школу
для соотнесения приоритетов нравственного воспитания детей; школа и семья
должны вместе искать необходимые решения в преодолении возможных
трудностей.
2. Создать
ситуации успешности для ребенка в школе при
непосредственном внимании родителя.
3. Профилактика нравственных правонарушений среди детей и подростков.
В рамках этого направления необходимо проводить: 1) этические
тематические вечера, посвященные формированию нравственных качеств
подростков. При этом, желательно прослушать рекомендации социального
педагога и психолога об уровне сформированности данных качеств в том или
ином возрасте;
2) Проводить различного рода диагностики среди учащихся и их родителей
на предмет выяснения отношения к жизненным ценностям;
17 3) проведение родительских собраний, совместных с детьми по тематикам
нравственного воспитания.
Совместная работа школы и семьи представляет собой большое искусство,
как и вообще общение с людьми. Когда налажен хороший контакт с семьёй,
тогда родители сами идут за советом к учителю, при этом, они не боятся быть
непонятыми. Это делает работу педагога «прозрачной», не возникает обид и
недомолвок.
Таким образом, только в процессе взаимодействия школы и семьи можно
успешно решать проблему нравственного развития личности подростка.
Проанализировав процесс взаимодействия школы и семьи по
формированию нравственных качеств, можно предложить следующие
рекомендации как педагогам, так и родителям:
Рекомендации педагогам: уделить особое внимание на развитие
нравственных мотивов общения со сверстниками;
развивать опыт нравственного поведения;
систематически проводить корректировку нравственных качеств личности
подростка;
пристальное внимание уделить при формировании таких нравственных
качеств, как взаимопонимание, патриотизм, толерантность и гуманность;
периодически проводить часы нравственности.
Рекомендации родителям: научить ребенка уважать чужое мнение и
взгляды в конкретной ситуации;
развивать у подростка чувство эмпатии по отношению к окружающим его
людям;
воспитывать в ребенке активного человека.
18 Нравственное воспитание подростков представляет собой процесс
целенаправленного формирования морального сознания, выработку привычек
нравственного поведения и развитие нравственных чувств.
Подростки начинают сознательно управлять своим поведением, они
воспитывают у себя качества, соответствующие их моральным убеждениям и
взглядам. Стремление к моральным знаниям у подрастающего поколения
обусловлено интересом к собственной личности.
Итак, анализ взаимодействия семьи и школы в воспитании подростков
можно завершить словами великого философа Шопенгауэра А.: «Отдельный
человек слаб, как покинутый Робинзон, лишь в сообществе с другими он
может сделать многое».
2.2. Задачи, принципы, содержание, формы и методы формирования у
подростков нравственных качеств в процессе взаимодействия школы и
семьи
Взаимодействие школы и семьи – это трудный процесс совместной
деятельности педагогов и родителей, в результате чего развиваются обе
стороны.
Как уже отмечалось ранее, жизнь ребенка состоит из 2х важных сфер:
семьи и школы. В настоящее время потеря семейных ценностей становится
одной из основных причин демографической проблемы. А значит,
19 сотрудничество школы и семьи на данном этапе развития современного
общества представляет одну из важных и насущных проблем.
При этом, отношения «учительродители» может формироваться без
прямых контактов их участников, где связующим звеном будет выступать
ребенок.
Однако, отсутствие прямого контакта среди участников данных отношений
могут нанести ущерб воспитанию и обучению ребенка.
Чтобы избежать различного рода недопониманий в решении определенных
педагогических проблем, учитель должен опираться на следующие нравственные
нормы:
1)
Педагог должен нести ответственность перед родителями за
нравственное воспитание и обучение их детей;
2)
Постоянно и активно искать педагогические контакты с родителями,
а не от случая к случаю;
3)
Относиться с уважением к чувствам родителей, нельзя допускать
небрежности и оценки способностей детей и их поведения;
4)
5)
Указывать детям на ценные качества их родителей;
Проявлять тактичность и обоснованность при предъявлении
требований к родителям;
6)
Сохранять уравновешенность и терпение при поступлении
критических заявлений в свой адрес.
Семья является главнейшим воспитательным коллективом, который
обладает рядом специфических особенностей. Родительские чувства являются
своего рода катализатором, который ускоряет процесс развития личности
ребенка. Этот коллектив является сравнительно стабильным, общение в нем
происходит постоянно, затрагивая самые разные сферы, разнообразные виды
20 деятельности. Значит, именно в семье закладывается воспитание важнейших
качеств личности.
Из вышеизложенного, можно сделать вывод, что необходимость и важность
взаимодействия школы и семьи очевидна.
Основными задачами педагогов являются следующие: обучить родителей
приемам, стилю и способам нравственного воспитания и обучения детей;
оказывать помощь в осознании как позитивных, так и негативных ситуациях.
В процессе взаимодействия с семьей школа опирается на следующие
принципы: 1) организация совместного творчества педагогов, учащихся и их
родителей; 2) интегрирование и дифференцирование целей, задач и действий
всех участников образовательного процесса, направленных на воспитание и
развитие подростков.
Одним из основных методов взаимодействия школы и семьи является
наблюдение, однако, оно не всегда обеспечивает изучение конкретного вопроса с
достаточной глубиной.
Приходится выяснять некоторые вопросы
дополнительно, то есть применять метод беседы. Данный метод помогает
педагогу уточнить нужные моменты, выяснить обстоятельства, которые
обосновывают поведение и поступки ребенка.
Коллективная беседа на родительском собрании помогает учителю
выяснить мнение родителей по отдельным вопросам воспитания (система
поощрений и наказаний и т.п.).
Если необходимо изучить мнения нескольких родителей по многим
вопросам одновременно, то педагог применяет метод «интервью» [Подласый
2011, С.147].
При получении массовой информации, учитель использует такой метод
исследования, как анкетирование. Например, нужно знать, какие социальные
поручения дети имеют, каков их характер (разовые, постоянные) и др.
21 Проанализировав и обобщив данные анкеты, педагог делает определенные для
себя выводы, а также решает вопрос воспитания детей в семьях, сравнивая
полученные данные с данными предыдущих лет.
Если учителю необходимо получить более подробные и неоднозначные
ответы на некоторые вопросы, то как метод изучения он будет использовать
«сочинение». Например, на родительском собрании можно предложить
родителям подумать о «завтрашнем» дне своих детей, обсудить перспективу в
их нравственном воспитании. Для этого можно попросить родителей написать
небольшое сочинение на тему: «Каким бы я хотела (хотел) видеть своего сына
(дочь) к окончанию школы?»
Для того, чтобы проследить тенденции в развитии конкретных качеств
личности, можно попросить родителей вести дневник наблюдений за
подростком. Этот дневник необходимо будет вести на протяжении
продолжительного времени, а при встрече обсуждать результаты наблюдений,
при этом стараться намечать конкретные задачи на ближайшее время [Каптерев
2000, С.45].
На основе полученных сведений педагог выбирает форму индивидуальной
работы с семьей: посещение подростка на дому, беседы и т. д. [Каверина 2006,
С.54].
Чтобы процесс взаимодействия школы и семьи по формированию
нравственных качеств давал конкретные результаты, используют различные
формы работы: родительские собрания, индивидуальные «разговоры по душам»,
встречи за «круглым столом», совместные праздники, дни открытых дверей,
семейные беседы и конкурсы, посещение воспитанника на дому, родительские
чтения, родительские вечера и тренинги.
Эффективность воспитательной системы образовательного учреждения
характеризуется среди прочих факторов и тем, что наряду с педагогами и
22 детьми, родители рассматриваются в качестве субъекта целостного
образовательного процесса.
2.3. Психологопедагогические условия формирования у подростков
нравственных качеств в процессе взаимодействия школы и семьи
Условия – это совокупность объективных возможностей содержания, форм,
средств и методов материальнопространственной среды, направленных на
решение поставленных задач. Под педагогическими условиями понимается
совокупность обстоятельств, при которых осуществляется образовательная
деятельность [Калюжный 2009, С.156].
Проанализировав психологопедагогическую и методологическую
литературу, можно выделить следующие педагогические условия формирования
у подростков нравственных отношений:
1. У учащихся должны быть сформированы знания о построении
отношений со взрослыми людьми и со сверстниками. Формирование
подростков как личности происходит в сложных социальных условиях, которые
характеризуются сменой ценностных ориентиров и реформированием общества.
Исходя из этого, повышается актуальность нравственного воспитания в школе.
Именно на нее ложится ответственность найти адекватные способы организации
воспитательной работы и развить такие качества, как доброта, терпимость,
уважение к друг другу.
Нравственное воспитание в данном случае осуществляется через
этические бесед, турниры вежливости, классные часы, выставки достижений,
конкурсы и т.п.
23 2. Подростки должны включаться в деятельность, направленную на
общение друг с другом.
Коллективная деятельность является одним из
эффективных средств нравственного воспитания, так как она ставит подростка
перед необходимостью общаться со сверстниками, прислушиваясь к их мнению
в процессе совместного творчества.
При решении проблемы нравственного воспитания учащихся, педагог
как уроки
использует такие формы воспитательного воздействия,
толерантности; классные часы, позволяющие выработать у учащихся
собственные нравственные взгляды и оценки; изучается опыт других поколений.
В качестве заключения, проводится рефлексия, позволяющая скорректировать
те нравственные качества личности, которые приобрелись детьми в процессе
учебной деятельности [Васильева 2008, С.154].
3. Учащиеся должны анализировать свои поступки и поступки своих
сверстников.
Благодаря этим условиям, учащиеся осознают чувства окружающих его
людей, прислушиваются к мнению товарищей, терпимо относятся к ошибкам
других. Воспитание подростков на принципах нравственности – организация
целенаправленных действий, построенных на приоритетах миролюбия,
толерантности и творческой активности личности.
Выводы по 2 главе
При формировании нравственных качеств у подрастающего поколения,
педагогический коллектив, прежде всего, активно ведет работу по организации
мероприятий, направленных на укрепление связи между семьей и школой.
24 Педагоги при работе с родителями ставят следующие цели: 1. Укрепить
связи между семьей и школой, привлекая родителей в школу для соотнесения
приоритетов нравственного воспитания детей; 2. Создать ситуации успешности
для ребенка в школе при непосредственном внимании родителя. 3.
Профилактика нравственных правонарушений среди детей и подростков.
Рекомендации педагогам: уделить особое внимание на развитие
нравственных мотивов общения со сверстниками; развивать опыт
нравственного поведения; систематически проводить корректировку
нравственных качеств личности подростка; пристальное внимание уделить при
формировании таких нравственных качеств, как взаимопонимание, патриотизм,
толерантность и гуманность; периодически проводить часы нравственности.
Рекомендации родителям: научить ребенка уважать чужое мнение и
взгляды в конкретной ситуации; развивать у подростка чувство эмпатии по
отношению к окружающим его людям; воспитывать в ребенке активного
человека.
Психологопедагогические условия формирования у подростков
нравственных отношений: 1)У учащихся должны быть сформированы знания
о построении отношений со взрослыми людьми и со сверстниками; 2)
Подростки должны включаться в деятельность, направленную на общение
друг с другом; 3) Учащиеся должны анализировать свои поступки и
поступки своих сверстников.
Заключение
В данном исследовании нами были решены следующие задачи:
25
изучена и проанализирована научнопедагогическая и методическая
литература по проблеме взаимодействия семьи и школы, педагогических основ
семейного воспитания;
определены характерные черты и проблемы взаимодействия школы и
семьи;
раскрыто содержание понятия «нравственные качества» у подростков;
определены основные формы и методы работы учителя с родителями
учащихся;
проанализированы формы работы с родителями в современной школе.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
Семья — один из основных инструментов, обеспечивающих взаимодействие
личности и общества, интеграцию и определение приоритетности их интересов и
потребностей. Она дает человеку представления о жизненных целях и
ценностях, о том, что нужно знать и как следует себя вести.
Однако воспитание детей — не только личное дело родителей, в нем
заинтересовано все общество. Семейное воспитание — лишь часть
общественного воспитания, но часть весьма существенная и уникальная.
В настоящее время актуальной задачей продолжают оставаться
индивидуальный дифференцированный подход к семьям разного типа, забота о
том, чтобы не упустить из поля зрения детей, которые переживают трудности в
связи с теми или иными семейными проблемами.
Современная наука располагает многочисленными данными,
свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребенка
невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку оно дает ребенку
всю гамму чувств, широчайший круг представлений о жизни.
Как показывают психологопедагогические исследования (А.Н.Леонтьев,
С.А.Козлова), из всего многообразия окружающего мира, который так или иначе
влияет на ребенка, особое значение имеет «интимный круг общения»
(А.Н.Леонтьев). В этот круг входят родители и другие близкие люди, которые
26 удовлетворяют потребность малыша быть защищенным, любимым и
эмоциональный образ которых запечатлевается в его сознании иногда на всю
жизнь.
Педагогическое взаимодействие школы и семьи состоит в создании
благоприятных условий для личностного развития и роста детей, организации
активной жизни человека, ведущего достойную жизнь. Основная задача педагога
в организации взаимодействия с родителями активизировать педагогическую,
придать ей целенаправленный,
воспитательную деятельность семьи,
общественно значимый характер.
Главное условие взаимодействия школы и семьи – полное представление о
функциях и содержании деятельности друг друга. Чтобы эти субъекты могли
понимать друг друга и представлять образ воспитательных возможностей друг
друга, могли устанавливать реальные действия взаимопомощи, отдавать себе
отчет, зачем это делается и четко представлять задачи воспитания, средства и
конечный результат.
При построении взаимодействия семьи и школы должны учитывать
определенные проблемы: воспитание в семье одного ребенка, специфика
влияния неполной семьи на ребенка; дефицит общения родителей с детьми в
связи с большой занятостью родителей.
В процессе взаимообщения не только педагоги должны указывать
родителям на недостатки в методах и содержании семейного воспитания, но и
родители педагогам,— на аналогичные «сбои» в работе школы. Однако взаимная
критика должна быть обоснованной и конструктивной.
Вся работа школы с семьей делится на две основные формы: коллективные
и индивидуальные.
27 К коллективным формам относятся: педагогический лекторий, поклассный
педагогический всеобуч, научнопрактическая конференция, родительский день,
классные родительские собрания.
Среди индивидуальных форм наиболее распространенной является
педагогическая консультация.
Также одной из форм связи школы с семьей является организация помощи
родителей в проведении внеклассной учебновоспитательной работы с
учащимися.
28 Список литературы
1.
Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие
для студ. высш. пед. учеб. Заведений / под ред. Козловой С. А.. – М.:
Издательский центр «Академия», 2002.. С. 4.
2. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся: Очерки
российской психологии. – М., 1994..С.25.
3. Большая советская энциклопедия: 4 т. Т.2 – М.: Просвещение, .1979. –
831 с..
4. Аплетаев М.Н. Система воспитания личности в процессе обучения:
Монография/Омск. гос. пед. университет – Омск: Издво ОмГПУ, 1998.
5. Журавлев А.Л. История отечественной и мировой психологической
мысли: Постигая прошлое, понимать настоящее, предвидеть будущее:
Материалы международной конференции по истории психологии «IV
московские встречи», 26 – 29 июня 2006 г./ Отв. ред. Журавлев А.Л., 85
Кольцова В.А., Олейник Ю.Н. М.: Издательство «Институт психологии РАН»,
2006.. С.311312.
6. Бабанский Ю.К. Педагогика: курс лекций. – М.: Просвещение, 1988.
7. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей // Вопросы
психологии. – М.: Просвещение, 1975.
8. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. – Сбп.: Питер, 2011. – 400 с.
9. Самыгин С.И., Латышева А.Т., Сущенко С.А. Педагогика. – М.: Феникс,
2010. – 160 с.
10. Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник. – М.: Кнорус, 2010. – 744 с.
11. Подласый И.П. Педагогика. – М.: Юрайт, 2011. – 574 с.
12. П. Ф. Каптерев о семейном воспитании: учеб. пособие для студ. высш. и
сред. пед. учеб. заведений/сост. И.Н.Андреева. М.: Сфера, 2000.168 с.
29 13. Каверина Л. Б. Организация работы классного руководителя/Л. Б.
Каверина//Классный руководитель, 2006. №7. С. 43 – 49.
14. Калюжный А.А. Нравственные аспекты в обучении учащихся
общеобразовательных школ/А.А. Калюжный. – Алматы: Гылым, 2009. – 156 с.
15. Васильева, З.Н. Нравственное воспитание учащихся в учебной
деятельности / З. Н. Васильева. – М. : Просвещение, 2008. – 154 с.
30
Формирование у подростков нравственных качеств в процессе взаимодействия школы и семьи
Формирование у подростков нравственных качеств в процессе взаимодействия школы и семьи
Формирование у подростков нравственных качеств в процессе взаимодействия школы и семьи
Формирование у подростков нравственных качеств в процессе взаимодействия школы и семьи
Формирование у подростков нравственных качеств в процессе взаимодействия школы и семьи
Формирование у подростков нравственных качеств в процессе взаимодействия школы и семьи
Формирование у подростков нравственных качеств в процессе взаимодействия школы и семьи
Формирование у подростков нравственных качеств в процессе взаимодействия школы и семьи
Формирование у подростков нравственных качеств в процессе взаимодействия школы и семьи
Формирование у подростков нравственных качеств в процессе взаимодействия школы и семьи
Формирование у подростков нравственных качеств в процессе взаимодействия школы и семьи
Формирование у подростков нравственных качеств в процессе взаимодействия школы и семьи
Формирование у подростков нравственных качеств в процессе взаимодействия школы и семьи
Формирование у подростков нравственных качеств в процессе взаимодействия школы и семьи
Формирование у подростков нравственных качеств в процессе взаимодействия школы и семьи
Формирование у подростков нравственных качеств в процессе взаимодействия школы и семьи
Формирование у подростков нравственных качеств в процессе взаимодействия школы и семьи
Формирование у подростков нравственных качеств в процессе взаимодействия школы и семьи
Формирование у подростков нравственных качеств в процессе взаимодействия школы и семьи
Формирование у подростков нравственных качеств в процессе взаимодействия школы и семьи
Формирование у подростков нравственных качеств в процессе взаимодействия школы и семьи
Формирование у подростков нравственных качеств в процессе взаимодействия школы и семьи
Формирование у подростков нравственных качеств в процессе взаимодействия школы и семьи
Формирование у подростков нравственных качеств в процессе взаимодействия школы и семьи
Формирование у подростков нравственных качеств в процессе взаимодействия школы и семьи
Формирование у подростков нравственных качеств в процессе взаимодействия школы и семьи
Формирование у подростков нравственных качеств в процессе взаимодействия школы и семьи
Формирование у подростков нравственных качеств в процессе взаимодействия школы и семьи
Формирование у подростков нравственных качеств в процессе взаимодействия школы и семьи
Формирование у подростков нравственных качеств в процессе взаимодействия школы и семьи
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.