Формирование у подростков нравственных качеств в процессе взаимодействия школы и семьи
Оценка 4.7

Формирование у подростков нравственных качеств в процессе взаимодействия школы и семьи

Оценка 4.7
Исследовательские работы
docx
Междисциплинарный 3
Взрослым
08.07.2018
Формирование у подростков нравственных качеств в процессе взаимодействия школы и семьи
Жизнь ребенка состоит из двух важных сфер: школы и семьи, которые подвергаются изменению и развитию. Одной из основных причин демографических проблем наряду на современном этапе развития общества стала потеря семейных ценностей. Поэтому одной из важных и актуальных проблем образования является сотрудничество школы и семьи.Курсовая работа на тему "Формирование у подростков нравственных качеств в процессе взаимодействия школы и семьи"
Курсовая.docx
КУРСОВАЯ РАБОТА Формирование у подростков нравственных качеств в процессе взаимодействия школы и семьи Оглавление Введение…………………………………………………………………3      Глава   1.   Теоретические   основы   процесса   нравственного   воспитания подростков в ходе взаимодействия школы и семьи 1.1 Формирование   нравственных   качеств   у   подростков   в   процессе взаимодействия   школы   и   семьи   как   актуальная   психолого­педагогическая проблема……………………………………………………………………….5 1.2 Сущность   понятий   «нравственные   качества»   и   обоснование   их выбора…………………………………………………………………………6 1.3 Психолого­педагогические основы взаимодействия школы и семьи по формированию у подростков нравственных качеств………………….10 Выводы по I главе……………………………………………………...15 Глава   2.   Процесс   формирования   нравственных   качеств   у   подростков   в ходе взаимодействия школы и семьи 2.1 Анализ формирования нравственных качеств у подростков в процессе взаимодействия школы и семьи……………………………………………16 2.2.   Задачи,   принципы,   содержание,   формы   и   методы   формирования   у подростков   нравственных   качеств   в   процессе   взаимодействия   школы   и семьи…………………………………………………………………………19 2.3   Психолого­педагогические   условия   формирования   у   подростков нравственных качеств в процессе взаимодействия школы и семьи……22 Выводы по II главе…………………………………………………..24 Заключение………………..…………………………………………25 2 Список литературы…………………………………………………28 Введение Жизнь   ребенка   состоит   из   двух   важных   сфер:   школы   и   семьи,   которые подвергаются   изменению   и   развитию.   Одной   из   основных   причин демографических   проблем   наряду   на   современном   этапе   развития   общества стала   потеря   семейных   ценностей.   Поэтому   одной   из   важных   и   актуальных проблем образования является сотрудничество школы и семьи. Успешное решение задач воспитания подрастающего поколения возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество семьи и школы становится все более востребованным и  актуальным. Обе стороны могут предъявлять   свои,   порой   справедливые   претензии.   Так,   например,   учителя жалуются на отсутствие интереса у родителей к школьной жизни своих детей, порой   плохое   воспитание,   отсутствие   моральных   ценностей,   пассивность. Родители же в свою очередь недовольны чрезмерными нагрузками, равнодушием педагога, взаимоотношениями в детском коллективе.  Одними   из   основных   задач   взаимодействия   семьи   и   школы   являются: обеспечение   качественного   образования,   воспитание   нравственных   качеств   и культуры поведения,  формирование потребности в здоровом образе жизни.  Исходя   из   вышеизложенного,   можно   сделать   вывод,   что   тема   данной курсовой работы является актуальной. Объектом   исследования   данной   работы    является   организация взаимодействия   школы   и   семьи   в   формировании   нравственных   качеств   у подростков. Предмет  исследования  –   технологии   взаимодействия   школы   и   семьи   в воспитательном   процессе   по   формированию   нравственных   качеств   у подростков. 3 Цель   работы:   определить   и   изучить   психолого­педагогические   условия оптимального   взаимодействия   школы   и   семьи   как   основу   формирования нравственных качеств у подростков. Гипотеза исследования заключается в том, что формирование нравственных качеств у подростков будет более успешным, если в ходе совместной работы школы и семьи будет организовано их тесное и эффективное взаимодействие. В соответствии с данной гипотезой и выдвинутой целью, были определены следующие задачи: 1. Проанализировать педагогические основы  взаимодействия школы и семьи; уточнить содержание понятия «нравственные качества» у подростков; определить характерные черты и проблемы взаимодействия семьи и школы. 2. Описать   формы   и   методы   организации   воспитательного взаимодействия школы и семьи. 3. Рассмотреть   организационно­педагогическую   работу   школы   с родителями. 4. Теоретически разработать и апробировать формы и методы работы с родителями в современной школе. В   процессе   выполнения   курсовой   работы   мною   были   использованы следующие теоретические исследовательские методы: анализ педагогической и психологической   литературы,   систематизация   информации,   моделирование; обобщение и сравнение, конкретизация, прогнозирование; Курсовая   работа   состоит   их   введения,   двух   глав,   заключения,   списка использованной литературы.  4 ГЛАВА   1.   ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ   ОСНОВЫ   ПРОЦЕССА НРАВСТВЕННОГО   ВОСПИТАНИЯ   ПОДРОСТКОВ   В   ХОДЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И СЕМЬИ 1.1.Формирование   нравственных   качеств   у   подростков   в   процессе взаимодействия школы и семьи как актуальная психолого­педагогическая проблема Проблема   взаимоотношений   семьи   и   школы   ­   относительно   молодая проблема   в   педагогике.   До  XX  века   в   русской   и   зарубежной   педагогике существовало четкое разделение семейного воспитания и воспитания в учебном заведении.  Проблемы   семейного   воспитания   рассматривали   в   своей   педагогической деятельности Я.А.Коменский, Дж. Локк, Ж.­Ж. Руссо, И.Г.Песталоцци и т.д.  К.Д. Ушинский одним из первых ввел в педагогику понятие коллектива воспитателей, как средства нравственного воспитания ребенка.  На рубеже IX и XX веков впервые появляется идея взаимодействия школы и семьи в процессе воспитания ребенка. К.Н. Вентцель наряду с проблемами семейного   воспитания,   просвещения   родителей   поднимает   проблему   связи школы   с   родителями.   Н.К.Крупская   была   одним   из   первых   педагогов, пропагандирующих   идею   тесного   взаимодействия   школы   с   семьей.   A.C. Макаренко говорил о создании именно коллектива воспитателей, включая в него и   родителей,   о   наличии   единой   воспитательной   стратегии,   согласованности воздействий.   С.Т.   Шацкий   сформулировал   методологические   подходы   к 5 организации   взаимодействия   школы   и   окружающей   среды,   частью   которой является семья школьника. 1.2.Сущность   понятий   «нравственные   качества»   и   обоснование   их выбора Основой   становления   нравственных   качеств   является   нравственное воспитание,   которое,   в   свою   очередь,   опирается   на   такие   понятия,   как «нравственность» и мораль. В   своих   трудах   С.А.   Козлова   определяет   мораль   как   традиционную содержательную форму общественного сознания и отношения между людьми, одобряемые общенародным общественным мнением. Она состоит из общепринятых норм поведения, законов, правил, заповедей, табу и запретов, которые с самого раннего детства внушают человеку. Данная   мораль   удерживает   ребенка   в   рамках   общепринятых   правил поведения и обеспечивает ему приспособление к условиям общественной жизни [Козлова 2002, С.4]. В.П.   Зинченко   утверждает,   что   понятие   «нравственности»   является синонимом понятия «морали». Но при этом, нравственность рассматривается как сфера нравов, практических поступков и обычаев, а мораль – как форма сознания. По мнению автора, нравственность – это неотделимая сторона личности, которая   обеспечивает   добровольное   соблюдение   существующих   норм, принципов и правил поведения. Она выражается в отношении к труду, к самому себе, к окружающим людям, обществу, народу и Родине [Зинченко 1994, С.25]. Таким   образом,   одна   из   главных   отличительных   особенностей нравственности от морали состоит в том, что нравственность является личным 6 интеллектуально­эмоциональным   убеждением,   которое   вырабатывается самостоятельно, определяется духовный облик личности, его поведение и образ жизни [Большая советская энциклопедия 1979, С.83]. Важно, чтобы формирование нравственного качества проходило осознанно. Поэтому,   для   ребенка   необходимы   знания,   которые   будут   закладывать представления о сущности нравственного качества, а также о преимуществах овладения им. У каждого  ребенка  сформированы  свои  нравственные  представления,  то есть   образцы   ранее   воспринятого   нравственного   поведения,   а   также   образы, которые   создались   при   продуктивном   воображении,   формы   чувственного отражения действительности. Аплетаев М.Н. в своей монографии отмечает, что основным источником нравственных   представлений   у   детей   и   подростков   являются   взрослые, занимающиеся их воспитанием и обучением, а также сверстники. В процессе общения,   подражания   или   наблюдения   передается   нравственный   опыт   от взрослых   к детям. Особая роль в развитии личности подростка принадлежит общению. Нормы и правила так называемого «бытового» поведения, гигиенические нормы и нормы, связанные с отношением к своим обязанностям усваиваются детьми   и   подростками   одними   из   первых.   Намного   позже   и   сложнее формируются те нравственные представления, которые касаются обращения с людьми.   Они   являются   сложными   и   трудными   для   понимания   детьми,   и применение их на практике подросткам дается с большим трудом [Аплетаев 1998, С.28]. Овладев   нравственными   действиями,   подросток   начинает   мучительно осознавать идентичность  своих поступков  и действий  отрицательной   модели. 7 Эмоционально   негативное   отношение   к   отрицательной   модели   приводит   к стремлению больше соответствовать положительной модели. Желание соответствовать положительному эталону поведения возникает в том случае, если для подростка формы поведения приобретают определённый личностный смысл. Аплетаев   М.Н.   под   нравственными   нормами   рассматривает   правила, которое распространяется на множество одинаковых и идентичных поступков. Автор утверждает, что норма – это правило, требование, которое определяет, как   человек   должен   себя   вести   в   той   или   иной   конкретной   ситуации. Нравственная   норма   может,   как   подталкивать   подростка   к   определенным поступкам или действиям, так и предостерегать от них. Нравственные нормы определяют   характер   взаимоотношений   с   другими   людьми,   обществом   и коллективом [Аплетаве 1998, С.35]. Процесс формирование нравственных качеств не изолирован от процессов социального и психического развития.  Божович   Л.И.   отмечает   две   точки   зрения   на   процесс   формирования нравственных   норм   поведения:   1)     данный   процесс   является   результатом отражения   заданных   форм   поведения   и   мышления,   превращающийся   во внутренние   психические   процессы;   2)   процесс   рассматривается   как закономерное превращение одних форм нравственного развития в другие, более совершенные [Журавлев 2006, С.311]. Бабанский   Ю.К.   в   своих   лекциях   отмечает,   что   очень   важно,   чтобы   у подростка появились мотивы для приобретения определенного нравственного качества, чтобы у него появилось желание овладеть им [Бабанский 1988, С.43]. Данные   мотивы   влекут   за   собой   отношение   к   качеству,   формирующему социальные чувства, которые придают личностно­значимую окраску на процесс 8 формирования   нравственных   качеств,   а   также   влияют   на   прочность   этих складывающихся качеств. Таким   образом,   механизм   нравственного   воспитания   можно   представить следующим образом: нравственное качество – это есть единое целое следующих компонентов: знания и представления, мотив, отношения и чувства, привычки и навыки, поведение и поступки. Божович   Л.И.   утверждает,   что   одной   из   главных   особенностей   данного механизма   нравственного   воспитания   является   отсутствие   принципа взаимозаменяемости,   при   этом,   последовательность   исходных   компонентов может меняться в зависимости от возраста учащихся [Божович 1975, С.93]. Одним   из   главных   показателей   нравственной   воспитанности,   по   мнению Пеньевской Л.А, является  характер отношения к самому себе, к людям и к природе. С гуманистической точки зрения, оно выражается в сопереживании, отзывчивости и доброте. В качестве основных результатов нравственного воспитания подростка как личности выделяют следующие качества: 1. Правдивость   –   моральное   качество,   которое   характеризует   человека, говорящего   только   истину,   не   скрывающего   от   окружающих   и   самого   себя истинное положение дел. 2. Честность   –   моральное   качество,   которое   отражает   важнейшее требование нравственности. 3. Скромность   –   моральное   качество,   которое   проявляется   в   том,   что человек   добровольно   подчиняется   требованиям   общественной   дисциплины, ограничивает   свои   потребности,   относится   к   окружающим   его   людям   с терпимостью   и   уважением,   к   собственным   достоинствам   и   недостаткам относится критически. 9 4. Смелость – уверенность подростка в своих силах, умение сознательно преодолевать свои страхи. 5. Целеустремленность   –   моральное   качество,   которое   проявляется   в умении ставить свои цели и быть решительным в ее достижении. 6. Патриотизм   –   моральное   качество,   представляющее   собой   чувство преданности и ответственности по отношению к своей Родине. Буре Р.С, Костелова выделяют следующие показатели сформированности нравственных   качеств:   готовность   самостоятельно   принимать   решение   в ситуации   нравственного   выбора   и   нести   ответственность   за   свое   решение; совершенствовать уже сформированные в определенных жизненных ситуациях нравственные взгляды и отношения в новые жизненные ситуации; проявление сдержанности в негативных ситуациях [Журавлев 2006, С.311]. Каждое   из   перечисленных   качеств   будет   менять   свое   строение   в зависимости от того, в какой структуре личности оно дано, а также в какой системе связей оно выступает в данном акте поведения человека. 1.3.Психолого­педагогические основы взаимодействия школы и семьи по формированию у подростков нравственных качеств Центральное   и   значимое   место   в   воспитании   ребенка   занимает   семья, также, она играет основную роль в формировании нравственных норм поведения ребенка и его мировоззрении.  Психолого­педагогическое   взаимодействие   школы   и   семьи   состоит   в создании благоприятных условий для развития личности ребенка и его роста, организации  активной  жизни человека, ведущего  достойную жизнь. Одной  из основных   задач   педагога   является   организация   такого   взаимодействия   с 10 родителями,   которое   активизирует   педагогическую   и   воспитательную деятельность   семьи,   а   также   придаст   ей   целенаправленный,   общественно­ значимый характер [Азаров 2011, С.114].  Взаимоотношения   всех   участников   учебно­воспитательного   процесса, положительные   жизненные   примеры   и   духовные   ценности,   способствуют формированию у подростков нравственных качеств. Особую и значимую роль при этом играет целенаправленное общение с семьей. Данное взаимодействие должно быть индивидуальными, а значит, педагог должен действовать в каждом конкретном случае из расчета с кем проживает ребенок, какие условия жизни, место проживания, социальный статус семьи и т.д.  В   нравственном   воспитании   нельзя   использовать   общие   рекомендации, методические разработки и распоряжения. Нельзя рекомендации, данные одной семье, апробировать на другой семье. В качестве одной из основных функций школы выступает информирование и поддержка учащихся и родителей, в свою же очередь семья реагирует и помогает школе.  В   семье   формирование   нравственных   качеств   ребенка   строится   прежде всего на личном примере взрослых, семейных традициях, любви, опыте, советах окружающих   людей.   Данное   взаимодействие   определяет   психолого­ педагогическую   тактику   школы.   Исходя   из   этого,   педагог   находить   верные слова   при   общении   с   родителями,   придерживаясь   особой   тональности   при взаимодействии с ними. Педагог старается донести до родителей, что в своем ребенке   необходимо   искать     что­то   хорошее   и   индивидуальное,   избегать разговоров о своем ребенке, что он непослушный, капризный, плохой. Главным   условием   психолого­педагогического   взаимодействия   школы   и семьи является полное представление о функциях и содержании деятельности друг  друга.  Это прежде  всего  позволяет  этим субъектам  лучше  понять  друг друга и представить образ воспитательных возможностей друг друга, установить 11 реальные действия по взаимопомощи, отдавать себе отчет, зачем это делается и четко   представлять   задачи   нравственного   воспитания,   средства   и   конечный результат [Самыгин 2010, С.55].  Однако, чаще всего семья передает эстафету по нравственному воспитанию школе,   тем   самым,   самоустраняясь   от   процесса   воспитания   ребенка,   как личности. Между тем, в формировании нравственных качеств личности ребенка должны   участвовать   обе   стороны,   при   полном   взаимопонимании   и взаимопомощи друг другу. И для того, чтобы семья справлялась с воспитанием детей, родители должны знать основные психолого­педагогические требования и создать необходимые условия для нравственного воспитания ребенка в семье.  В работе педагогов школ с родителями подростков выделяют следующие задачи:   1)   разностороннее   и   систематическое   педагогическое   просвещение родителей;   2)   привлечение   родителей   к   активному   участию   в   учебно­ воспитательном процессе их детей;  3) сформировать потребность у родителей в самообразовании. При построении педагогического взаимодействия семьи и школы должны учитываться   определенные   проблемы:   влияние   неполной   семьи   на   ребенка; воспитание в семье одного ребенка; дефицит общения подростка с одним из родителей [Азаров 2011, С.127].  В   процессе   нравственного   воспитания   родители:   1)   проявляют   себя   в учебном   процессе,   например,   проводят   совместные   уроки   этики,   эстетики, круглые столы по основам правил поведения в современном обществе; 2) обеспечивают деятельность школы необходимыми ресурсами, в рамках личных   возможностей,   тем   самым   показывая   на   личном   примере   чувство ответственности и готовность помощь; 3) согласовывают со школой дальнейшие жизненные планы подростков, их потребности и интересы, оценивают всякого рода досуговую информацию; 12 4)   поддерживают   подростков­выпускников   на   первых   порах   в   новом качестве, а при наличии оснований для опасений — предупреждают переход к нетрудовому образу жизни. [Самыгин 2010, С.64]. Однако,   в   процессе   взаимодействия   не   только   педагоги   указывают родителям   на   недостатки   в   семейном   воспитании,   но   и   родители   должны сообщить педагогам на  «сбои» в работе школы [Коджаспирова 2010, С.562]. Но взаимокритика   должна   быть   обоснованной   и   конструктивной.   В   ее   основе должны   лежать   конкретные   предложения   и   факты,   а   не   обидные   эпитеты   и общие фразы. Так   как   каждый   из   родителей   хочет   видеть   своих   детей   достойными людьми,   то   взаимодействие   школы   и   семьи   в   нравственном   воспитании необходимо.  Школа   не  может  добиться  высоких   результатов   воспитания   без помощи   семьи.   В   отличие   от   остальных   социальных   институтов   семья воздействует   на   ребенка   каждодневно,   а   значит,   располагает   почти неограниченными возможностями в формировании его личностных качеств.   Педагогу,   прежде,   чем   давать   советы   и   вносить   коррективы   в воспитательные воздействия родителей на ребенка, нужно помнить, что прямое нетактичное вмешательство во внутренние дела семьи может вызвать протест и нанести трудно поправимый вред.  Для того, что взаимодействие школы и семьи было успешным в процессе нравственного   воспитания,   чтобы   родители   научились анализировать   деятельность   и   поведение   своих   детей   [Коджаспирова   2010,   необходимо, С.575].   А   значит,     необходимо:   а)   разработать   методику   педагогического просвещения   родителей,   учитывая   их   подготовленность   к   нравственному воспитанию;   б)   вызвать   у   родителей   интерес   к   процессу   самообразования   в области специальных психологических и педагогических знаний; в) расширить круг совместной деятельности родителей, учащихся и классного руководителя.. 13 Особую   актуальность   в   педагогике   приобретают   гуманистические, личностные подходы в учебно­воспитательном процессе [Коджаспирова 2010, С.134].  В   связи   с   изменением   современного   общества,   произошло   усиление воспитательной функции образовательного учреждения, которая обуславливает необходимость совершенствования форм и способов взаимодействия школы и семьи.   По   этой   причине,   одной   из   приоритетных   задач   является   усиленное взаимодействие   с   семьей.   На   практике     используют   следующие   ее   формы: общешкольные   и   классные   родительские   собрания,   коллективные   и индивидуальные консультации, беседы, лекции, конференции, посещение семей учащихся,   фотомонтажи,   выставки   работ   учащихся.   Родители   все   чаще принимают участие в организации воспитательного процесса.  Совместная работа педагогов и родителей ­ это совместная, партнерская деятельность, направленная на выработку общей стратегии деятельности школы и   семьи,   определения   программ   совместной   работы,   совершенствования педагогического мастерства, культуры родителей и педагогов, в освоении новых принципов   жизнедеятельности   и   развитии   новых   форм   общественной   жизни. Главный принцип такой деятельности – глубокое уважение и вера в личность.  14 Выводы по 1 главе Основой   становления   нравственных   качеств   является   нравственное воспитание,   которое,   в   свою   очередь,   опирается   на   такие   понятия,   как «нравственность» и мораль. Одна из главных отличительных особенностей нравственности от морали состоит   в   том,   что   нравственность   является   личным   интеллектуально­   которое   вырабатывается   самостоятельно, эмоциональным   убеждением, определяется духовный облик личности, его поведение и образ жизни [Большая советская энциклопедия 1979, С.83]. Механизм   нравственного   воспитания   можно   представить   следующим образом:   нравственное   качество   –   это   есть   единое   целое   следующих компонентов: знания и представления, мотив, отношения и чувства, привычки и навыки, поведение и поступки. В качестве основных результатов нравственного воспитания подростка как личности выделяют следующие качества: правдивость; честность; скромность; смелость; целеустремленность; патриотизм и т.п.. 15 Каждое   из   перечисленных   качеств   будет   менять   свое   строение   в зависимости от того, в какой структуре личности оно дано, а также в какой системе связей оно выступает в данном акте поведения человека. ГЛАВА   2.   ПРОЦЕСС   ФОРМИРОВАНИЯ   НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ПОДРОСТКОВ В ХОДЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ  ШКОЛЫ И СЕМЬИ 2.1.   Анализ   формирования   нравственных   качеств   у   подростков   в процессе взаимодействия школы и семьи При   формировании   нравственных   качеств   у   подрастающего   поколения, педагогический  коллектив, прежде всего,  активно ведет  работу по организации мероприятий, направленных на укрепление связи между семьей и школой.  Ведь   известно,   что   результатом   неправильно   сложившихся   отношений   в семье,   будут   «непослушные»,   «проблемные»,   «трудные»   дети,   либо   же   дети «забитые» и «несчастные».  16 Как показывает практика психологической помощи детям и их родителям, любые,   даже   самые   трудные   проблемы   вполне   разрешимы,   если   удастся наладить благоприятный стиль общения в семье.  Психологи   выявили   следующую   важную   закономерность:   те   родители, которые   обращались   за   психологической   помощью   по   поводу   трудных подростков,   сами   страдали   в   детстве   от   конфликтов   с   их   собственными родителями.   Данный   стиль   родительского   взаимоотношения   «записался»   в психике ребенка, а тот, в свою очередь, став взрослым, воспроизводит его как естественный.  Большинство  родителей  общаются  и воспитывают   своих детей так, как воспитывали их. Исходя   из   этого   педагогом   должны   быть   поставлены   следующие   цели работы с родителями: 1. Укрепить связи между семьей и школой, привлекая родителей в школу для соотнесения приоритетов нравственного воспитания детей; школа и семья должны   вместе   искать   необходимые   решения   в   преодолении   возможных трудностей. 2.   Создать     ситуации   успешности   для   ребенка   в   школе   при непосредственном внимании родителя. 3. Профилактика нравственных правонарушений среди детей и подростков. В   рамках   этого   направления   необходимо   проводить:   1)   этические тематические   вечера,   посвященные   формированию   нравственных   качеств подростков.   При   этом,   желательно   прослушать   рекомендации   социального педагога и психолога об уровне сформированности данных качеств в том или ином возрасте; 2) Проводить различного рода диагностики среди учащихся и их родителей на предмет выяснения отношения к жизненным ценностям;  17 3) проведение родительских собраний, совместных с детьми по тематикам нравственного воспитания. Совместная работа школы и семьи представляет собой большое искусство, как и вообще общение с людьми. Когда налажен хороший контакт   с семьёй, тогда родители сами идут за советом к учителю, при этом, они не боятся быть непонятыми. Это делает работу педагога «прозрачной», не возникает обид и недомолвок. Таким образом, только в процессе взаимодействия школы и семьи можно успешно решать проблему нравственного развития личности подростка. Проанализировав   процесс   взаимодействия   школы   и   семьи   по формированию   нравственных   качеств,   можно   предложить   следующие рекомендации как педагогам, так и родителям:  Рекомендации   педагогам:   ­   уделить   особое   внимание   на   развитие нравственных мотивов общения со сверстниками;  ­ развивать опыт нравственного поведения; ­ систематически проводить корректировку нравственных качеств личности подростка; ­  пристальное   внимание  уделить   при   формировании   таких  нравственных качеств, как взаимопонимание, патриотизм, толерантность и  гуманность; ­ периодически проводить часы нравственности. Рекомендации   родителям:   ­   научить   ребенка   уважать   чужое   мнение   и взгляды в конкретной ситуации; ­ развивать у подростка чувство эмпатии по отношению к окружающим его людям; ­ воспитывать в ребенке активного человека. 18 Нравственное   воспитание   подростков   представляет   собой   процесс целенаправленного   формирования   морального   сознания,   выработку   привычек нравственного поведения и развитие нравственных чувств. Подростки   начинают   сознательно   управлять   своим   поведением,   они воспитывают у себя качества, соответствующие их моральным убеждениям и взглядам.   Стремление   к   моральным   знаниям   у   подрастающего   поколения обусловлено интересом к собственной личности. Итак,     анализ   взаимодействия   семьи   и   школы   в   воспитании   подростков можно завершить словами великого философа Шопенгауэра А.: «Отдельный человек   слаб,   как   покинутый   Робинзон,   лишь   в   сообществе   с   другими   он может сделать многое». 2.2. Задачи, принципы, содержание, формы и методы формирования у подростков   нравственных   качеств   в   процессе   взаимодействия   школы   и семьи Взаимодействие   школы   и   семьи   –   это   трудный   процесс   совместной деятельности   педагогов   и   родителей,   в   результате   чего   развиваются   обе стороны.  Как  уже  отмечалось  ранее, жизнь   ребенка  состоит  из 2­х  важных  сфер: семьи и школы. В настоящее  время потеря семейных   ценностей становится одной   из   основных   причин   демографической   проблемы.   А   значит, 19 сотрудничество   школы   и   семьи   на   данном   этапе   развития   современного общества представляет одну из важных и насущных проблем. При   этом,   отношения   «учитель­родители»   может   формироваться   без прямых   контактов   их   участников,   где   связующим   звеном   будет   выступать ребенок. Однако, отсутствие прямого контакта среди участников данных отношений могут нанести ущерб воспитанию и обучению ребенка. Чтобы избежать различного рода недопониманий в решении определенных педагогических проблем, учитель должен опираться на следующие нравственные нормы: 1) Педагог   должен   нести   ответственность   перед   родителями   за нравственное воспитание и обучение их детей; 2) Постоянно и активно искать педагогические контакты с родителями, а не от случая к случаю; 3)   Относиться с уважением к чувствам родителей, нельзя допускать небрежности и оценки способностей детей и их поведения; 4) 5) Указывать детям на ценные качества их родителей; Проявлять   тактичность   и   обоснованность   при   предъявлении требований к родителям; 6) Сохранять   уравновешенность   и   терпение   при   поступлении критических заявлений в свой адрес. Семья   является   главнейшим   воспитательным   коллективом,   который обладает рядом специфических особенностей. Родительские чувства являются своего   рода   катализатором,   который   ускоряет   процесс   развития   личности ребенка.  Этот   коллектив   является   сравнительно   стабильным,  общение   в   нем происходит   постоянно,   затрагивая   самые   разные   сферы,   разнообразные   виды 20 деятельности.   Значит,   именно   в   семье   закладывается   воспитание   важнейших качеств личности. Из вышеизложенного, можно сделать вывод, что необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидна.  Основными задачами педагогов являются следующие: ­ обучить родителей приемам, стилю и способам нравственного воспитания и обучения детей;     ­ оказывать помощь в осознании как позитивных, так и негативных ситуациях. В   процессе   взаимодействия   с   семьей   школа   опирается   на   следующие принципы:   1)   организация   совместного   творчества   педагогов,   учащихся   и   их родителей; 2) интегрирование и дифференцирование целей, задач и действий всех   участников   образовательного   процесса,   направленных   на   воспитание   и развитие подростков. Одним из основных методов взаимодействия школы и семьи  является наблюдение, однако, оно не всегда обеспечивает изучение конкретного вопроса с достаточной   глубиной.   Приходится   выяснять   некоторые   вопросы дополнительно,   то   есть   применять   метод   беседы.   Данный   метод   помогает педагогу   уточнить   нужные   моменты,   выяснить   обстоятельства,   которые обосновывают поведение и поступки ребенка.  Коллективная   беседа   на   родительском   собрании   помогает   учителю выяснить   мнение   родителей   по   отдельным   вопросам   воспитания   (система поощрений и наказаний и т.п.). Если   необходимо   изучить   мнения   нескольких   родителей   по   многим вопросам   одновременно,  то   педагог  применяет  метод  «интервью» [Подласый 2011, С.147]. При   получении   массовой   информации,   учитель   использует   такой   метод исследования,   как   анкетирование.   Например,   нужно   знать,   какие   социальные поручения   дети   имеют,   каков   их   характер   (разовые,   постоянные)   и   др. 21 Проанализировав и обобщив данные анкеты, педагог делает определенные для себя   выводы,   а   также   решает   вопрос   воспитания   детей   в   семьях,   сравнивая полученные данные с данными предыдущих лет. Если   учителю   необходимо   получить   более   подробные   и   неоднозначные ответы на некоторые вопросы, то как метод изучения он будет использовать «сочинение».   Например,   на   родительском   собрании   можно   предложить родителям подумать о «завтрашнем» дне своих детей, обсудить перспективу в их нравственном воспитании. Для этого можно попросить родителей написать небольшое сочинение на тему: «Каким бы я хотела (хотел) видеть своего сына (дочь) к окончанию школы?»  Для   того,   чтобы   проследить   тенденции   в   развитии   конкретных   качеств личности,   можно   попросить   родителей   вести   дневник   наблюдений   за подростком.   Этот   дневник   необходимо   будет   вести   на   протяжении продолжительного времени, а при встрече обсуждать результаты наблюдений, при этом стараться намечать конкретные задачи на ближайшее время [Каптерев 2000, С.45]. На основе полученных сведений педагог выбирает форму индивидуальной работы с семьей: посещение подростка на дому, беседы и т. д. [Каверина 2006, С.54]. Чтобы   процесс   взаимодействия   школы   и   семьи   по   формированию нравственных   качеств   давал   конкретные   результаты,   используют   различные формы работы: родительские собрания, индивидуальные «разговоры по душам», встречи   за   «круглым   столом»,  совместные   праздники,  дни   открытых   дверей, семейные беседы и конкурсы, посещение воспитанника на дому, родительские чтения, родительские вечера и тренинги. Эффективность   воспитательной   системы   образовательного   учреждения характеризуется   среди   прочих   факторов   и   тем,   что   наряду   с   педагогами   и 22 детьми,   родители   рассматриваются   в   качестве   субъекта   целостного образовательного процесса. 2.3.   Психолого­педагогические   условия   формирования   у   подростков нравственных качеств в процессе взаимодействия школы и семьи Условия – это совокупность объективных возможностей содержания, форм, средств   и   методов   материально­пространственной   среды,   направленных   на решение   поставленных   задач.   Под   педагогическими   условиями   понимается совокупность   обстоятельств,   при   которых   осуществляется   образовательная деятельность [Калюжный 2009, С.156]. Проанализировав   психолого­педагогическую   и   методологическую литературу, можно выделить следующие педагогические условия формирования у подростков нравственных отношений:  1. У   учащихся   должны   быть   сформированы   знания   о   построении отношений   со   взрослыми   людьми   и   со   сверстниками.   Формирование подростков как личности происходит в сложных социальных условиях, которые характеризуются сменой ценностных ориентиров и реформированием общества. Исходя из этого, повышается актуальность нравственного воспитания в школе. Именно на нее ложится ответственность найти адекватные способы организации воспитательной   работы   и   развить   такие   качества,   как   доброта,   терпимость, уважение к друг другу. Нравственное   воспитание   в   данном   случае   осуществляется   через этические   бесед,  турниры   вежливости,  классные  часы,  выставки  достижений, конкурсы и т.п. 23 2. Подростки   должны   включаться   в   деятельность,   направленную   на общение   друг   с   другом.  Коллективная   деятельность   является   одним   из эффективных средств нравственного воспитания, так как она ставит подростка перед необходимостью общаться со сверстниками, прислушиваясь к их мнению в процессе совместного творчества.  При   решении   проблемы   нравственного   воспитания   учащихся,   педагог   как   уроки использует   такие   формы   воспитательного   воздействия, толерантности;   классные   часы,   позволяющие   выработать   у   учащихся собственные нравственные взгляды и оценки; изучается опыт других поколений. В качестве заключения, проводится рефлексия, позволяющая скорректировать те нравственные качества личности, которые приобрелись детьми в процессе учебной деятельности [Васильева 2008, С.154]. 3. Учащиеся   должны   анализировать   свои   поступки   и   поступки   своих сверстников.  Благодаря этим условиям, учащиеся осознают чувства окружающих его людей, прислушиваются к мнению товарищей, терпимо относятся к ошибкам других.   Воспитание   подростков   на   принципах   нравственности   –   организация целенаправленных   действий,   построенных   на   приоритетах   миролюбия, толерантности и творческой активности личности. Выводы по 2 главе При   формировании   нравственных   качеств   у   подрастающего   поколения, педагогический  коллектив, прежде всего,  активно ведет  работу по организации мероприятий, направленных на укрепление связи между семьей и школой.  24 Педагоги при работе с родителями ставят следующие цели: 1. Укрепить связи между семьей и школой, привлекая родителей в школу для соотнесения приоритетов нравственного воспитания детей; 2. Создать  ситуации успешности для   ребенка   в   школе   при   непосредственном   внимании   родителя.   3. Профилактика нравственных правонарушений среди детей и подростков. Рекомендации   педагогам:   ­   уделить   особое   внимание   на   развитие нравственных   мотивов   общения   со   сверстниками;   ­   развивать   опыт нравственного   поведения;   ­   систематически   проводить   корректировку нравственных качеств личности подростка; ­ пристальное внимание уделить при формировании таких нравственных качеств, как взаимопонимание, патриотизм, толерантность и  гуманность; ­ периодически проводить часы нравственности. Рекомендации   родителям:   ­   научить   ребенка   уважать   чужое   мнение   и взгляды в конкретной ситуации; ­ развивать у подростка чувство эмпатии по отношению   к   окружающим   его   людям;   ­   воспитывать   в   ребенке   активного человека. Психолого­педагогические   условия   формирования   у   подростков нравственных отношений: 1)У учащихся должны быть сформированы знания о   построении   отношений   со   взрослыми   людьми   и   со   сверстниками;     2) Подростки должны включаться в деятельность, направленную на общение друг   с   другом;  3)  Учащиеся   должны   анализировать   свои   поступки   и поступки своих сверстников.  Заключение В данном исследовании нами были решены следующие задачи: 25  изучена  и  проанализирована научно­педагогическая и методическая  литература по проблеме взаимодействия семьи и школы, педагогических основ  семейного воспитания; определены   характерные   черты   и   проблемы   взаимодействия   школы   и семьи;    раскрыто содержание понятия «нравственные качества» у подростков; определены   основные   формы   и   методы   работы   учителя   с   родителями учащихся;  проанализированы формы работы с родителями  в современной школе. Таким образом, можно сделать следующие выводы: Семья — один из основных инструментов, обеспечивающих взаимодействие личности и общества, интеграцию и определение приоритетности их интересов и потребностей.   Она   дает   человеку   представления   о   жизненных   целях   и ценностях, о том, что нужно знать и как следует себя вести. Однако   воспитание   детей   —   не   только   личное   дело   родителей,   в   нем заинтересовано   все   общество.   Семейное   воспитание   —   лишь   часть общественного воспитания, но часть весьма существенная и уникальная. В   настоящее   время   актуальной   задачей   продолжают   оставаться индивидуальный дифференцированный подход к семьям разного типа, забота о том, чтобы не упустить из поля зрения детей, которые переживают трудности в связи с теми или иными семейными проблемами. Современная   наука   располагает   многочисленными   данными, свидетельствующими   о   том,   что   без   ущерба   для   развития   личности   ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку оно дает ребенку всю гамму чувств, широчайший круг представлений о жизни. Как   показывают   психолого­педагогические   исследования   (А.Н.Леонтьев, С.А.Козлова), из всего многообразия окружающего мира, который так или иначе влияет   на   ребенка,   особое   значение   имеет   «интимный   круг   общения» (А.Н.Леонтьев). В этот круг входят родители и другие близкие люди, которые 26 удовлетворяют   потребность   малыша   быть   защищенным,   любимым   и эмоциональный образ которых запечатлевается в его сознании иногда на всю жизнь. Педагогическое   взаимодействие   школы   и   семьи   состоит   в   создании благоприятных условий для личностного развития и роста детей, организации активной жизни человека, ведущего достойную жизнь. Основная задача педагога в организации взаимодействия с родителями ­ активизировать педагогическую,   придать   ей   целенаправленный, воспитательную   деятельность   семьи, общественно значимый характер.  Главное условие взаимодействия школы и семьи – полное представление о функциях и содержании деятельности друг друга. Чтобы эти субъекты могли понимать друг друга и представлять образ воспитательных возможностей друг друга,  могли   устанавливать   реальные   действия   взаимопомощи,  отдавать   себе отчет, зачем это делается и четко представлять задачи воспитания, средства и конечный результат. При   построении   взаимодействия   семьи   и   школы   должны   учитывать определенные   проблемы:   воспитание   в   семье   одного   ребенка,   специфика влияния неполной семьи на ребенка; дефицит общения родителей с детьми в связи с большой занятостью родителей.  В   процессе   взаимообщения   не   только   педагоги   должны   указывать родителям на недостатки в методах и содержании семейного воспитания, но и родители педагогам,— на аналогичные «сбои» в работе школы. Однако взаимная критика должна быть обоснованной и конструктивной. Вся работа школы с семьей делится на две основные формы: коллективные и индивидуальные.  27 К коллективным формам относятся: педагогический лекторий, поклассный педагогический всеобуч, научно­практическая конференция, родительский день, классные родительские собрания. Среди   индивидуальных   форм   наиболее   распространенной   является педагогическая консультация. Также одной из форм связи школы с семьей является организация помощи родителей   в   проведении   внеклассной   учебно­воспитательной   работы   с учащимися. 28 Список литературы 1. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие для   студ.   высш.   пед.   учеб.   Заведений   /   под   ред.   Козловой   С.   А..   –   М.: Издательский центр «Академия», 2002.. С. 4. 2. Зинченко   В.П.,   Моргунов   Е.Б.   Человек   развивающийся:   Очерки российской психологии. – М., 1994..С.25. 3. Большая советская энциклопедия: 4 т. Т.2 – М.: Просвещение, .1979. – 831 с.. 4. Аплетаев   М.Н.   Система   воспитания   личности   в   процессе   обучения: Монография/Омск. гос. пед. университет – Омск: Изд­во ОмГПУ, 1998. 5. Журавлев   А.Л.   История   отечественной   и   мировой   психологической мысли:   Постигая   прошлое,   понимать   настоящее,   предвидеть   будущее: Материалы   международной   конференции   по   истории   психологии   «IV московские   встречи»,   26   –   29   июня   2006   г./   Отв.   ред.   Журавлев   А.Л.,   85 Кольцова В.А., Олейник Ю.Н. М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2006.. С.311­312. 6. Бабанский Ю.К. Педагогика: курс лекций. – М.: Просвещение, 1988. 7. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей // Вопросы психологии. – М.: Просвещение,  1975. 8. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. – Сбп.: Питер, 2011. – 400 с. 9. Самыгин С.И., Латышева А.Т., Сущенко С.А. Педагогика. – М.: Феникс, 2010. – 160 с. 10. Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник. – М.: Кнорус, 2010. – 744 с. 11. Подласый И.П. Педагогика. – М.: Юрайт, 2011. – 574 с. 12. П. Ф. Каптерев о семейном воспитании: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений/сост. И.Н.Андреева. М.: Сфера, 2000.168 с. 29 13. Каверина   Л.   Б.   Организация   работы   классного   руководителя/Л.   Б. Каверина//Классный руководитель, 2006. ­ №7. ­ С. 43 – 49. 14. Калюжный   А.А.   Нравственные   аспекты   в   обучении   учащихся общеобразовательных школ/А.А. Калюжный. – Алматы: Гылым, 2009. – 156 с. 15. Васильева,   З.Н.   Нравственное   воспитание   учащихся   в   учебной деятельности / З. Н. Васильева. – М. : Просвещение, 2008. – 154 с. 30

Формирование у подростков нравственных качеств в процессе взаимодействия школы и семьи

Формирование у подростков нравственных качеств в процессе взаимодействия школы и семьи

Формирование у подростков нравственных качеств в процессе взаимодействия школы и семьи

Формирование у подростков нравственных качеств в процессе взаимодействия школы и семьи

Формирование у подростков нравственных качеств в процессе взаимодействия школы и семьи

Формирование у подростков нравственных качеств в процессе взаимодействия школы и семьи

Формирование у подростков нравственных качеств в процессе взаимодействия школы и семьи

Формирование у подростков нравственных качеств в процессе взаимодействия школы и семьи

Формирование у подростков нравственных качеств в процессе взаимодействия школы и семьи

Формирование у подростков нравственных качеств в процессе взаимодействия школы и семьи

Формирование у подростков нравственных качеств в процессе взаимодействия школы и семьи

Формирование у подростков нравственных качеств в процессе взаимодействия школы и семьи

Формирование у подростков нравственных качеств в процессе взаимодействия школы и семьи

Формирование у подростков нравственных качеств в процессе взаимодействия школы и семьи

Формирование у подростков нравственных качеств в процессе взаимодействия школы и семьи

Формирование у подростков нравственных качеств в процессе взаимодействия школы и семьи

Формирование у подростков нравственных качеств в процессе взаимодействия школы и семьи

Формирование у подростков нравственных качеств в процессе взаимодействия школы и семьи

Формирование у подростков нравственных качеств в процессе взаимодействия школы и семьи

Формирование у подростков нравственных качеств в процессе взаимодействия школы и семьи

Формирование у подростков нравственных качеств в процессе взаимодействия школы и семьи

Формирование у подростков нравственных качеств в процессе взаимодействия школы и семьи

Формирование у подростков нравственных качеств в процессе взаимодействия школы и семьи

Формирование у подростков нравственных качеств в процессе взаимодействия школы и семьи

Формирование у подростков нравственных качеств в процессе взаимодействия школы и семьи

Формирование у подростков нравственных качеств в процессе взаимодействия школы и семьи

Формирование у подростков нравственных качеств в процессе взаимодействия школы и семьи

Формирование у подростков нравственных качеств в процессе взаимодействия школы и семьи

Формирование у подростков нравственных качеств в процессе взаимодействия школы и семьи

Формирование у подростков нравственных качеств в процессе взаимодействия школы и семьи

Формирование у подростков нравственных качеств в процессе взаимодействия школы и семьи

Формирование у подростков нравственных качеств в процессе взаимодействия школы и семьи

Формирование у подростков нравственных качеств в процессе взаимодействия школы и семьи

Формирование у подростков нравственных качеств в процессе взаимодействия школы и семьи

Формирование у подростков нравственных качеств в процессе взаимодействия школы и семьи

Формирование у подростков нравственных качеств в процессе взаимодействия школы и семьи

Формирование у подростков нравственных качеств в процессе взаимодействия школы и семьи

Формирование у подростков нравственных качеств в процессе взаимодействия школы и семьи

Формирование у подростков нравственных качеств в процессе взаимодействия школы и семьи

Формирование у подростков нравственных качеств в процессе взаимодействия школы и семьи

Формирование у подростков нравственных качеств в процессе взаимодействия школы и семьи

Формирование у подростков нравственных качеств в процессе взаимодействия школы и семьи

Формирование у подростков нравственных качеств в процессе взаимодействия школы и семьи

Формирование у подростков нравственных качеств в процессе взаимодействия школы и семьи

Формирование у подростков нравственных качеств в процессе взаимодействия школы и семьи

Формирование у подростков нравственных качеств в процессе взаимодействия школы и семьи

Формирование у подростков нравственных качеств в процессе взаимодействия школы и семьи

Формирование у подростков нравственных качеств в процессе взаимодействия школы и семьи

Формирование у подростков нравственных качеств в процессе взаимодействия школы и семьи

Формирование у подростков нравственных качеств в процессе взаимодействия школы и семьи

Формирование у подростков нравственных качеств в процессе взаимодействия школы и семьи

Формирование у подростков нравственных качеств в процессе взаимодействия школы и семьи

Формирование у подростков нравственных качеств в процессе взаимодействия школы и семьи

Формирование у подростков нравственных качеств в процессе взаимодействия школы и семьи

Формирование у подростков нравственных качеств в процессе взаимодействия школы и семьи

Формирование у подростков нравственных качеств в процессе взаимодействия школы и семьи

Формирование у подростков нравственных качеств в процессе взаимодействия школы и семьи

Формирование у подростков нравственных качеств в процессе взаимодействия школы и семьи

Формирование у подростков нравственных качеств в процессе взаимодействия школы и семьи

Формирование у подростков нравственных качеств в процессе взаимодействия школы и семьи
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.07.2018