Открытый урок по теме "Одушевленные и неодушевленные имена существительные" ( 5класс)
Оценка 4.6

Открытый урок по теме "Одушевленные и неодушевленные имена существительные" ( 5класс)

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл
24.03.2017
Открытый урок по теме "Одушевленные и неодушевленные имена существительные" ( 5класс)
Открытый урок.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Сут-Хольского кожууна Республики Тыва «Ак-Дашская средняя общеобразовательная школа»

 

 

 

 

Технологическая карта

открытого урока русского языка по теме:

 «Имена существительные одушевленные и неодушевленные»

(5 класс)

 

 

 

 

 

 

 

Разработала: Донгак Шенне Родиславовна,

учитель русского языка и литературы первой категории

 

 

 

 

Ак-Даш-2017г.

Открытый урок по теме: «Имена существительные одушевленные и неодушевленные».

Цель деятельности учителя

Актуализировать знания учащихся об имени существительном как части речи и его признаках; дать понятие одушевленности и неодушевленности имен существительных.

Задачи

Познавательные:

·    углубить знания обучающихся об имени существительном;

·    учить различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные;

·    учить учащихся классифицировать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Развивающие:

·    развивать познавательный интерес;

·    развивать логическое мышление, внимание, память, орфографическую зоркость

·    развивать речь, мышление, внимание, воображение, память, наблюдательность.

Воспитательные:

·    воспитывать сдержанность, умение выслушивать товарищей;

·    воспитывать чувства гордости за Родину, гражданственности и патриотизма на конкретном материале;

·    воспитывать чувство ответственности, самостоятельности.

Тип урока

Урок изучения новой темы

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать  основные различия между одушевленными и неодушевленными существительными;  уметь  распознавать  одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность):  умение находить, преобразовывать и передавать информацию; выполнять различные социальные роли в группе и коллективе, использовать современные телекоммуникационные технологии;  способность осознавать цели  учебной деятельности и пояснять их; умение поставить цель  и организовать ее достижение ; рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка.

Личностные:  осознание эстетической ценности русского языка, определяющей  ее  роли в развитии  интеллектуальных, творческих способностей  и моральных  качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; уважительное отношение к русскому языку, стремление к речевому самосовершенствованию.

методы и формы обучения

Наблюдение над языком; создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор, карточки с заданиями разного уровня, мяч.

Наглядно-демонстр.материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем

Основные понятия

Грамматические категории, одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

                                         Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность
обучающихся

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

1. Мотивация

(самоопределение)

к учебной деятельности

Здравствуйте, ребята!  Садитесь. Сегодняшний урок русского языка буду проводить у вас я. Давайте познакомимся,  меня зовут Шенне Родиславовна. Я очень рада Вас видеть.       

-  Сегодня урок не простой, а открытый. К нам пришли гости, посмотреть на наши знания. Поздоровайтесь с нашими гостями.

- Какое у вас сегодня настроение?   Поднимите, подходящий по вашему настроению, смайлик. Повернитесь, пожалуйста, к однокласснику и подарите ему свою солнечную улыбку, пожелайте друг другу удачи на уроке. А я желаю удачи ВАМ. И давайте начнем урок с радостным, веселым настроением.

   Открываем тетради, записываем число, а тему вы запишите чуть позже, когда догадаетесь, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке.

Участвуют в диалоге

с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку

Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции.

 

2. Актуализация и пробное учебное действие

1. Повторение ранее изученных тем. Беседа.

Я вам прочитаю стихотворение А. Шибаева.

- А вы догадайтесь о какой части говорится?

Всему название дано –

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных нету.

И все, что может видеть глаз, -

Над нами и под нами,

И все, что в памяти у нас,

Означено словами.

Правильно, молодцы. Сейчас проверим, что знаем об этой части речи. Я буду начинать фразу, а вы продолжите  ее.

Имя существительное – это часть речи, которая обозначает ______.

Имя существительное отвечает на вопросы ____________________?

Имя существительное относится к одному из трех родов _________.

Изменяется ________________ и _________________.

В предложении чаще всего является _________ или _____________.

2. Определение темы урока.

Работа с текстом (на слайде).

 - Послушайте, о чем написал  великий писатель и педагог Константин Дмитриевич Ушинский: (Слайд : портрет К.Д. Ушинского)

Наше отечество

Наше отечество, наша родина матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное; а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережёт нас от всяких врагов…. Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него Родина.

- Что вы узнали из рассказа о Родине?

- Почему мы зовём Родину Отечеством? Матерью?

- Какой большой праздник приближается?

- Кого называем защитниками Отечества? (Людей, которые стоят на защите Отечества)

- Как нужно к Родине относиться?

- Какую пословицу вы услышали в этом рассказе?

- Как звучит эта пословица на тувинском языке, переводите ее.

- Любовь человека к Родине народ выразил не только в стихах и рассказах, но и в своих пословицах и поговорках.

Задание:  перечислите из текста существительные, обозначающие живые существа. На какой вопрос отвечают эти слова? А теперь перечислите неживые предметы, вещи. На какой вопрос отвечают?

- Как вы думаете, как это связано с темой нашего сегодняшнего занятия?  Кто сформулирует  тему нашего урока? Итак, тема нашего урока «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные».

Запишите тему урока «Одушевленные и неодушевленные имена существительные».

 - А нужно ли нам их знать? 

3.  Постановка целей и задач.                   

- Раз нам знать их необходимо, давайте поставим ЦЕЛИ нашего занятия:

- Я УЗНАЮ …..

- Я НАУЧУСЬ ….

   Итак, сегодня на уроке вы узнаете, что такое одушевленные и неодушевленные имена существительные, научитесь правильно ставить вопросы к предметам, различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Все эти знания нам помогут в будущем.

- Попробуйте дать определение одушевленным и неодушевленным именам существительным. Сопоставим наши выводы с учебником.

4. Работа с учебником, чтение теорет-го материала на стр. 50.

5. На слайде: кто прочитает?

Имена существительные

Одушевленные                                                            Неодушевленные

Обозначают

•Людей, животных, игрушек          •Названия неживых  предметов,                             растений                                                                                                                           

(Женщина, корова,  робот)                                 (Город, лес, ромашка)

•Существ, похожих на людей         •Названия групп живых существ

(русалка, водяной, черт)                                       (Толпа, народ, армия).

·         Названия фигур в играх (шашках, шахматах)

 (дамка, пешка конь, ферзь)

6.Работа с иллюстрацией сказки.

Как называется эта сказка? Кто написал? Задайте вопрос к именам существительным.

- А теперь задайте вопрос к этим же словам на тувинском языке?

- В тувинском языке нет именно такой темы «Одушевленные и неодушевленные имена существительные\Дириг чуве аттары болгаш дириг эвес чуве аттары», но входит в тему «Чуве ады».

- Чем же различаются одушевленные имена сущ-ые в тувинском и русском языках?

Сделайте вывод: в тувинском языке одушевленные имена сущ-ые обозначают только людей, названия групп живых существ. 

7. Обратите внимание на таблицу, работа по группам. В этой таблице 2 столбика. В первом слове записано слово «БРАТ», во втором - «СТОЛ».

Давайте просклоняем данные существительные по падежам.

                                 1 группа                           2 группа

 

 

Одушевленные

Неодушевленные

 

 

И.п.

Брат

 Стол

 

 

Р.п.

Брата

Стола

 

 

Д.п.

Брату

Столу

 

 

В.п.

Брата

Стол

 

 

Т.п.

Братом

Столом

 

 

П.п.

о брате

о столе

 

 

 

Р.п.= В.п.

И.п.= В.п.

 

Формы каких двух падежей совпадают в первой колонке? Р.п.=В.п.

Формы каких двух падежей совпадают во второй колонке? И.п. = В.п.

Какой вопрос мы задаем к слову в 1 колонке, какой – к слову во 2

колонке.

Давайте сделаем вывод: в ед. и  во мн. числах у одушевленных

 сущ-ых  В.п. совпадает с Р.п.,а у неодуш. существительных В.п.

совпадает с Ип.

Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обдумывают ответы на вопросы; воспринимают на слух инфор-ию, осваивают лингвистические термины. Осознают, что знаний недостаточно для полных ответов, читают  и самостоятельно наблюдают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Смотрят презентацию, воспринимают на слух

информацию,

осваивают лингвистические термины.

Обдумывают ответы на вопросы

 

 

 

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

 

 

 

 

 

Личностные: проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.  Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную инф-ию, а также самост-но находят её в материалах учебников, рабочих тетрадей

 

3.Физкультминутка

-Если я буду называть одушевлённые существительные,  то вы будете летать, но если ошибусь, то вы присядете.

Прилетают птицы: голуби, синицы, самолёты, галки, воробьи, шкафы, кукушки, чижи, книжные страницы, трактора, аисты, лебеди, скворцы. Полетели они выше и выше, и улетели. Все вы молодцы! Садитесь.

Выполняют элементарные физические упражнения

Личностные: понимают необходимость сохранения и укрепления здоровья, важность предупреждения утомляемости и перегрузки

3.Первичное закрепление

4.Самостоятельная работа

Работа с учебником\ Карточки с заданиями.

Задание для слабоусп. уч-ся. Выполнение упр.485 на стр.50 (к доске выходят 2 слабоусп. уч-ся)

Одушевлённые: цар[я], Салтан[а], Пушкин[а], Арин[ы] Родионовн[ы], царевич[], корабельщик[ов], Султан[у] Сул- танович[у], государ[ю], в мух[у], жен[у], дет[ей].

Неодушевлённые: в имен[и], в сказк[ах]. в запис[и], со слов[],  пропуск[], конец[], на остров[].

Задание для учащихся повышенного уровня.

Запишем предложение.(Работа по парам, выполняют 4 уч-ся)

Заботливые дети вырастили этот хрупкий и нежный цветок.

- Назовите все имена существительные в этом предложении.

(Дети, цветок)

- А сейчас мы проведем с вами небольшое исследование.  1 пара выступят в роли биологов,  2 пара -  в роли языковедов. Ребята, все из вас знают, кто такие биологи, лингвистики?

Задание следующее:

1.Биологи, подумайте и докажите «цветок»  относятся к живой или неживой природе.

2.Лингвисты, а вы пользуясь полученными знаниями, подумайте и докажите слово «цветок» - существительное одушевленное или неодушевленное. (Просклоняйте и посмотрите, какие формы совпадают, сделайте вывод).

- Совпадают ли мнение лингвистов?  Нет. (ВЫВОД: и те, и те по-своему правы. И биология, и лингвистика – это две науки, каждая из которых живет по своим законам. С точки зрения биологии «цветок» относится к живой природе, как и мы дышит, питается, растет и чувствует, размножается, умирает; а с точки зрения лингвистики цветок – неодушевленный)

-Скажите, как мы можем отличить одушевленные имена существительные от неодушевленных?

Задание для уч-ся среднего уровня. Взаимопроверка. (остальные уч-ся). Отметить с «Х» в подходящей колонке.

О

Н

О

Н

Котенок

Х

Лебедь

Х

Ручка

Х

Часы

Х

Гнездо

Х

Солнце

Х

Армия

Х

Кукла

Х

Бабочка

Х

Тетрадь

Х

 

 

Личностные: приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся.

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы

5. Включение в систему знаний и повторение

Игра с мячом «Найти третий лишний». (на сообразительность). Найти лишнее слово. По какому признаку вы это сделали? (Работа по парам)

1. Бабочка, девочка, ромашка.

2. Дерево, кукла, малыш.

3. Насекомое, животное, расписание.

4. Самолёт, машина, лётчик.

5. Соловей, песня, певец.

6. Капуста, газета, шофёр.
7. Растение, предложение, кукла.
8. Дама, валет, армия.

 

 

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме

6.Рефлексия

- Давайте подведем итог нашего урока и обобщим знания по теме «Одушевленные и неодушевленные имена существительные».

- Ребята, что вы узнали сегодня нового на уроке?  Давайте сделаем вывод, отвечая на вопросы следующей таблицы.

Вопросы

Одушевленные

Неодушевленные

Относятся…

Называют живой предмет

Неживой предмет

Отвечают на вопрос

Кто

Что

Падежи совпадают..

Р.п=В.п.

И.п.=В.п.

Как вы думаете, мы достигли цели нашего урока?

Ø Что было вам интересно…

Ø Особенно понравилось…

Ø У кого вызвало затруднение

Отвечают на вопросы. Определяют уровень приобретенных знаний и эмоциональное состояние, оценивают свою работу.

 

Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания

Д\з.

$: 90 Упражнения 486, 487 стр. 50

Разъяснение д\з.

 

Выставление оценок.

Спасибо за урок! Оцените себя на  сегодняшнем уроке, поставили оценку и подойдите ко мне.

Заполняют дневники достижений

 

 

                                                                                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Открытый урок по теме: «Имена существительные одушевленные и неодушевленные»

Открытый урок по теме: «Имена существительные одушевленные и неодушевленные»

Организационная структура (сценарий) урока

Организационная структура (сценарий) урока

Послушайте, о чем написал великий писатель и педагог

Послушайте, о чем написал великий писатель и педагог

Я НАУЧУСЬ …. Итак, сегодня на уроке вы узнаете, что такое одушевленные и неодушевленные имена существительные, научитесь правильно ставить вопросы к предметам, различать одушевлённые и…

Я НАУЧУСЬ …. Итак, сегодня на уроке вы узнаете, что такое одушевленные и неодушевленные имена существительные, научитесь правильно ставить вопросы к предметам, различать одушевлённые и…

Одушевленные Неодушевленные

Одушевленные Неодушевленные

Задание следующее: 1.Биологи, подумайте и докажите «цветок» относятся к живой или неживой природе

Задание следующее: 1.Биологи, подумайте и докажите «цветок» относятся к живой или неживой природе

Включение в систему знаний и повторение

Включение в систему знаний и повторение

Открытый урок по теме "Одушевленные и неодушевленные имена существительные" ( 5класс)

Открытый урок по теме "Одушевленные и неодушевленные имена существительные" ( 5класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2017