Открытый урок по теме «Оксиды. Номенклатура. Классификация. Физические свойства».

  • Работа в классе
  • docx
  • 04.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Разработка данного урока предназначена для формирования представлений об оксидах, воспитывать отношение к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания ,развивать коммуникативные умения через работу в парах, развивать самостоятельность; формировать умения выделять главное, логически излагать материал; развивать мыслительную и познавательную деятельность учащихся.Давать определение «оксиды», распознавать оксиды среди других веществ, составлять формулы оксидов и называть их, описывать свойства оксидов с помощью уравнений химических реакцийРазработка урока по химии по теме "Оксиды"
Иконка файла материала к уроку оксиды.docx
Открытый урок  2017г  по теме «Оксиды. Номенклатура. Классификация. Физические свойства».   Тип:  урок изучения нового материала. Цели урока    : образовательные: – формирование представлений об оксидах;  ­ выявить типичные ошибки и пробелы в знаниях. воспитательные:  – воспитывать отношение к химии как к одному из фундаментальных компонентов  естествознания;  развивающие: – развивать коммуникативные умения через работу в парах, развивать самостоятельность; – формировать умения выделять главное, логически излагать материал; – развивать мыслительную и познавательную деятельность учащихся. Планируемые результаты:  1 Личностные: Развитие самостоятельности, уважения друг к другу, терпимости. 2 Метапредметные: Научиться  обобщать полученную информацию, классифицировать объекты по  предложенным критериям, выполнять учебное задание в соответствии с планом, оценивать свои  учебные достижения. 3 Предметные: Давать определение «оксиды», распознавать оксиды среди других веществ, составлять  формулы оксидов и называть их, описывать свойства оксидов с помощью уравнений  химических реакций. Методы обучения:  беседа, объяснение, постановка и решение учебных проблем. Ресурсы: ЭОР, мультимедиа средства. Ход урока I. Организационный момент Приветствие, проверка готовности к уроку, вступительное слово учителя. II.  Актуализация опорных знаний и способов действий обучающихся. Провожу «мозговой штурм» для самостоятельного определения темы урока.Тема сегодняшнего урока .... А вот это вы узнаете, когда отгадаете кроссворд. На работу вам отводится 2 мин. Работая парами, впишите химические термины в бланк   и найдите ключевое слово. По горизонтали: 1 Коль хлор в конце формулы стоит, то перед нами вещество ­ … 2 Название этого элемента содержит в своем составе хвойное дерево, а атом этого  элемента имеет 28 протонов и  28 электронов. 3 Он бесцветный, но тяжелый, В нем огонь всегда веселый. Он в крови у нас живет, Ну, конечно … 4 Назовите науку о веществах и их превращениях 5. Он с морской капустой дружит,  И лекарством людям служит, Знает млад и стар народ – Коль ушиб, то нужен … 6 Назовите элемент, в названии которого спряталось сразу двое животных Молодцы! Правильно ­  оксиды. Это  тема сегодняшнего урока. Запишите, пожалуйста, ее в тетради  (слайд №1). III. Изучение нового материала С кислородом ходит парой,  То металл, то неметалл он, Дружбу связями скрепит Всем известный класс… (ОКСИД). Вспомните, пожалуйста, определение класса ОКСИДОВ и запишите его в тетрадь (слайд  №2) А знаете ли вы, что в 1870 году в Петербургской Академии обсуждалась возможность  называть вещества следующим образом.  На экране  формулы (H2O; KI; HCI; HNO3) (слайд № 2) Например:  водород кислородович;калий йодович; водород хлорович; водород азотович трехкислов Задание  Попробуйте составить формулы веществ, названных по этому принципу и которые  приведены  на экране (слайд №2) ­ А как сейчас будут звучать названия этих веществ? Запишите в тетрадь рядом с формулой вещества его название по современной  номенклатуре. Назовите приведённые ниже формулы оксидов (слайд №2) по международной  номенклатуре: CO2, FeO, CO, SO3, N2O5, K2O, SO2, CaO, Fe 2O3 Какие   трудности   или   вопросы   возникли   у   вас   при   определении   названий   для   каждого оксида?  (Для некоторых пар оксидов соответствуют одинаковые названия:  CO2 и CO).  Запомните: в подобных случаях вы действительно встречаетесь с оксидом одного и того же химического элемента, но в разных его валентных состояниях. Для "разведения" названий для   каждого   из   веществ   необходимо   в   конце   указать   валентность   этого   химического элемента.   Названия   оксидов,   в   составе   которых   имеются   химические   элементы   с постоянной валентностью, даются без упоминания о валентности. CO ­ оксид углерода (II) CO2 ­ оксид углерода (IV) Задание  Назовите другие пары оксидов, образованные элементами с переменной валентностью­ Fe и S.  (FeO ­ оксид железа (II), Fe2O3 ­ оксид железа (III), SO2 ­ оксид серы (IV), SO3 ­ оксид  серы (VI)).  Давайте познакомимся с современной классификацией оксидов. (слайд №3) Обратите внимание и запомните: неметаллы образуют только кислотные оксиды. Металлы  с валентностью I и  II, преимущественно образуют основные оксиды.  Металлы с  валентностью V, VI, VII ­ кислотные оксиды. А металлы с валентностью III и VI –  амфотерные оксиды.  Запомнить это правило вам помогут четверостишия: Неметаллы, знай, мой друг, Строго все себя ведут: Коль в оксиды он подался ­  Так "кислотным" и назвался! Металл хотел запутать нас,  Но я найду опору: Если валентность меньше трех ­  Оксид зову "основным". Ну, а уж если повезло, Валентность пять и выше –  Я буду помнить, всем назло, Оксид "кислотным" кличут.Вывод:   характер   свойств   оксидов   в  первую  очередь   зависит  от  валентности   элемента. Например, CrO (II ­ основный); Cr2O3 (III  ­ амфотерный); CrO3 (VI ­ кислотный) Задание  Распределите приведённые  формулы оксидов по группам, приведённым на экране: К2O, Al2O3, Сl2O7, FeO, Mn2O,  NO,  CrO3, CrO,P2O5, Mn2O7, CO, Fe2O3, , Cr2O3, N2O. А теперь – физкультминутка. Но она у нас сегодня необычная и напрямую связана с темой нашего   урока.   На   слайде   вам   будет   показана   формула   вещества.   Если   оно   является оксидом ­ вам нужно встать (слайд № 5) Н2SO4, FeО, NН3, P2О3, NaН, Li2О, NO2, Н2, О2 ,  НNО3, PbO, Н2О2 Следующая цель нашего урока ­  физические свойства оксидов. Все физические свойства  оксидов зашифрованы в данном стихотворении.  Широка натура у оксидов, Камнем вниз, а то рекой течет, А захочет ­ газ различных видов, И веществ создаст круговорот. Может черным быть, и белым, Может с запахом и без, Не оставит вас без дела: "Изучайте ­ мир чудес!" Задание   Пользуясь материалом учебника, попытайтесь определить эти свойства (оксиды могут  быть твердыми, жидкими и газообразными веществами, различной окраски, с запахом и без  запаха, тяжелее или легче окружающего воздуха). На места пропусков в задании вставьте  соответствующие формулы оксидов (слайд № 6) Сверьте свои ответы с правильными ответами на экране (слайд № 7) IV. Закрепление материала А сейчас вам предстоит творческая работа– составление синквейна. Для тех, кто забыл,  напомним, что синквейн – это….(слайды  №8,9) Вам предлагается   тема, на которую вы с соседом по парте в течение 2­х минут должны  будете составить синквейн и прочитать всему классу. (Вода, углекислый газ, известь негашёная, песок, угарный газ, сернистый газ, оксид железа  (II), оксид железа (III), оксид серы (VI), оксид алюминия).  (Слайде № 10) V. Рефлексия Урок подошёл к концу. Обратите внимание, что на экране  записаны следующие фразы: 1 Меня удивило…. 2 Я задумался…3 У меня возник вопрос… Пожалуйста, закончите эти фразы в ваших тетрадях. VI. Домашнее задание Прочесть &30 и написать небольшой рассказ на тему «Оксиды в повседневной жизни  человека».