- Продолжить формировать знания учащихся об Архимедовой силе, обнаружить на опыте выталкивающее действие жидкости на погруженное в неё тело, выяснить от каких величин зависит значение выталкивающей силы.
- Продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи между фактами, явлениями и причинами; показать роль физического эксперимента в физике.
- Продолжить формирование познавательного интереса к предмету; познакомить учащихся с практическими применениями закона в технике и для повышения интереса к изучаемому материалу, осветить роль Архимеда в физике.
Открытый урок 7 класс Архимедова сила.docx
МКОУ «УСОШ №1» МО «Унцукульский район»
Открытый урок в 7 классе
"Архимедова сила"
Урок разработала
учитель физики
Магомедова Самраъ Абдухаликовна
с.Унцукуль
Цели урока
Продолжить формировать знания учащихся об Архимедовой силе, обнаружить на
опыте выталкивающее действие жидкости на погруженное в неё тело, выяснить от
каких величин зависит значение выталкивающей силы.
Продолжить формирование умений устанавливать причинноследственные связи
между фактами, явлениями и причинами; показать роль физического эксперимента в
физике.
Продолжить формирование познавательного интереса к предмету; познакомить
учащихся с практическими применениями закона в технике и для повышения интереса
к изучаемому материалу, осветить роль Архимеда в физике.
1. Орг.момент
Учитель. Здравствуйте, ребята! Начинаем урок, сегодня мы с вами отправимся в
Древнюю Грецию в 3 век до нашей эры.
2. Актуализация и проверка знаний
Задание 1 «Что мы узнали»
Физический диктант:
1. Формула для определения давлении?_______________
2. Единицы измерения давления?____________
3. Сколько Па равен 1 мм рт ст?_______________
4. Чему равно нормальное атмосферное давление?______________
5. Прибор для измерения атмосферного давления?_____________
Задание 2 Установим соответствие
Р м
р м2 h Н
F кг/м3
S Па
3. Формулировка темы и целей урока
1) Читаю отрывок из рассказа А.П.Чехова «Степь»
«Егорушка разбежался и полетел с полуторасаженной высоты, описав в воздухе дугу,
он упал в воду, глубоко погрузился, но дна не достал. Какая – то сила, холодная и
приятная на ощупь, подхватила его и понесла обратно наверх. Он прыгнул и … опять
нырнул… Опять та же сила, не давая ему коснуться дна и побыть в прохладе, понесла
его наверх.»
2) Задаю учащимся наводящие вопросы:
– Какая же сила подхватила Егорушку и подняла наверх?
– Какое название ей можно дать?
– Правильно, выталкивающая сила. Но у нее есть и другое название. Для того чтобы
узнать, послушаем небольшой рассказ.
Выступление ученика про Архимеда.
Как же подругому называется выталкивающая сила? Правильно, Архимедова сила.
Следовательно, какую тему сегодня на уроке будем рассматривать? (Архимедова
сила).
(Таким образом, подвожу детей к теме урока).
Каким же образом Архимеду удалось вычислить, есть ли в короне дешевые примеси?
Именно на этом уроке мы узнаем, как Архимеду удалось раскрыть правду.
3) Задаю наводящие вопросы:
– Ребята, а вам хотелось бы узнать об этой силе?
– А что конкретно хотели бы вы узнать? и т.д.
4. Изучение нового материала.
1. Введение в тему урока.
Почему тело всплывает?
Предполагаемые ответы:
Вода оказывает выталкивающее действие, на погруженное в неё тело,
т.е. со стороны воды на тело действует сила
Учитель. Верно. Будем называть ее выталкивающей силой.
Действует ли выталкивающая сила в этом случае?
Предполагаемые ответы:
На любое тело, погруженное в жидкость, действует сила.
Так как тело утонуло, то выталкивающая сила на него не действует.
Учся анализируют данный опыт и делают вывод.
Вывод: На любое тело, погруженное в жидкость, действует сила,
выталкивающая тело из жидкости.
2. Сообщение темы урока.
Учитель обобщает: Эта сила называется, Архимедовой, т.к. впервые
выталкивающую силу рассчитал Архимед. Тема нашего урока «Архимедова сила».
3. Историческая справка.
Именно с помощью данной силы Архимед решил задачу царя.
Опыт № 1
Погрузить пластмассовый шарик в воду. Тело «выпрыгивает» из воды.
Опыт № 2
Погрузить железный гвоздик в воду. Тело тонет в воде.
Опыт № 3
Тело подвешено на пружине со стрелкой – указателем.
При опускании тела в воду пружина сокращается.
Такое же сокращение пружины получается, если действовать на тело снизу вверх с
некоторой силой.
Идея решения пришла к ученому внезапно, когда он, находясь в бане,
погрузился в наполненную водой ванну, его осенила мысль, давшая
решение задачи. Ликующий и возбужденный своим открытием,
Архимед воскликнул: «Эврика! Эврика!», что значит: «Нашел! Нашел!»
Какая мысль пришла в голову учёному, при погружении в ванну?
Предполагаемый ответ: тело, находящееся в жидкости (или газе),
вытесняет столько жидкости ( газа), сколько весит жидкость (или газ)
в объеме, вытесненном телом
4. Вывод формулы для Архимедовой силы
Учитель предлагает учся:
самостоятельно сформулировать закон Архимеда
сверить свою формулировку с образцом
сделать вывод
Вывод: Сила, выталкивающая целиком, погруженное в жидкость тело, равна весу
жидкости в объеме этого тела.
Вывод формулы:
Как найти вес жидкости?
Как найти массу жидкости?
Как найти объём вытесненной жидкости?
Как найти Архимедову силу?
Анализ формулы:
От каких факторов зависит значение Архимедовой силы?
Как направлена архимедова сила?
Предполагаемый ответ: Сила, действующая на тело, находящееся
в жидкости, направлена вверх.
5. Подготовка к исследовательской работе.
Как на опыте, можно измерить значение Архимедовой силы?
Вопросы к в/фрагменту:
1) Какой прибор используют для измерения архимедовой силы?
2) Определите цену деления прибора.
3) Чему равен вес тела в воздухе? (0,4 Н)
4) Чему равен вес тела в жидкости? (0,25 Н)
5) Чему равна Архимедова сила? (FА = Р – Р1= 0,15 Н) Вывод: Архимедова сила равна разности веса тела в воздухе и веса тела
в жидкости
портрет Архимеда.
Слайд 2
Формулировка закона
Архимеда
Слайд 3
Эксперимент,
подтверждающий закон
Архимеда ( в/фрагмент
«Архимедова сила» – опыт
с ведёрком Архимеда)
Слайд 4
FА = Рж
Рж = mж g
mж = жρ Vж
Vж = Vт
FА = ρж g Vт
в/фрагмент «Измерение выталкивающей силы»
6. Исследовательская работа
Проблемный вопрос: Предположите, какие факторы будут влиять на значение
выталкивающей силы.
Возможные предположения:
объём тела
форма тела
глубина погружения тела
плотность тела
плотность жидкости
Давайте проверим Ваши предположения.
6. Работа по группам
(Группам выдается соответствующее оборудование)
Задание первой группе
Оборудование: сосуд с водой, динамометр, алюминиевый и стальной
бруски одинакового объема, нить.
Определите архимедову силу, действующую на первое и второе тело.
Сравните плотность тел и Архимедовы силы, действующие на тела.
Сделайте вывод о зависимости (независимости) Архимедовой силы
от плотности тела.
Задание второй группе
Оборудование: сосуд с водой, тела разного объема, динамометр, нить.
Определите Архимедову силу, действующую на каждое из тел.
Сравните эти силы.
Сделайте вывод о зависимости (независимости) Архимедовой силы от объема тела.
Задание третьей группе Оборудование: динамометр, нить, сосуды с водой, спиртом, алюминиевый цилиндр.
Определите архимедовы силы, действующие на тело в воде, спирте.
Чем отличаются эти жидкости?
Что можно сказать об Архимедовых силах, действующих на тело в различных
жидкостях?
Установите зависимость Архимедовой силы от плотности жидкости.
Задание четвертой группе
Оборудование: тела одинакового объёма и разной формы сосуд с водой,
нить, динамометр.
Слайд 6
FА = Р – Р1
Цели исследования
обнаружить выталкивающее
действие жидкости
выяснить, от каких факторов
зависит архимедова сила,
выяснить, от каких факторов
не зависит архимедова сила.
Работа в группах.
Выступления представителей групп (защита результатов проведенного исследования)
Вывод: Архимедова сила не зависит от плотности вещества, из которого изготовлено
тело.
Вывод: Архимедова сила зависит от объема тела, чем больше объем тела погруженного
в жидкость, тем больше архимедова сила.
Вывод: Архимедова сила зависит от плотности жидкости, чем больше
плотность жидкости, тем больше архимедова сила.
Поочередно опуская каждое тело в воду, с помощью динамометра
определите Архимедову силу, действующую на нее.
Сравните эти силы и сделайте вывод о зависимости (независимости)
Архимедовой силы от формы тела.
Задание пятой группе
Оборудование: сосуд с водой, динамометр, алюминиевый брусок, нить, измерительная
линейка.
Определите Архимедову силу, действующую на тело, при погружении на разную
глубину.
Сравните Архимедову силу, действующую на тело при погружении на разную глубину.
Сделайте вывод о зависимости (независимости) Архимедовой силы от глубины
погружения тела.
Вывод: Архимедова сила не зависит от формы тела, погруженного в жидкость.
Вывод: Архимедова сила не зависит от глубины погружения тела.
8. Оформление результатов исследовательской работы в сводной таблице на
рабочих листах (таблица выводится на интерактивную доску)
Факторы Тела для исследования
Вес тела в воздухе Р,Н
Вес тела в жидкости Р1,Н Выталкивающая сила FА, Н
Зависит не зависит
плотность тела
алюминиевый
стальной
цилиндр
род
жидкости
вода
спирт
объем тела 1 тело
2 тело
форма тела 1 тело
2 тело
глубина
погружения
5 см
10 см
9. Выводы по результатам исследовательской работы.
Обратитесь к целям исследования и укажите, от каких факторов
выталкивающая сила, действующая на тело, целиком погруженное
в жидкость, зависит и от каких не зависит.
5. Закрепление изученного
1. Где в жизни вы встречаетесь с Архимедовой силой?
Зачем нужно знать закон Архимеда?
2. Решение задач.
Сборник задач, В.И.Лукашик
1 вариант № 605
Проверьте свой вывод
2 вариант № 606
3. Решение задачи, которую поставил перед Архимедом царь Гиерон.
(объяснение решения сопровождается записями на интерактивной доске)
Алгоритм решения:
Вопрос 1. Как Архимед нашёл выталкивающую силу?
Вопрос 2. Как Архимед определил объем короны?
Вопрос 3. Как Архимед определил плотность короны?
Объяснение: зная объем короны, он смог определить плотность короны,
а по плотности ответить на вопрос царя: нет ли примесей дешевых
металлов.
4. Вывод: Мы с вами решили задачу Архимеда.
Легенда говорит, что плотность вещества короны оказалась меньше
плотности чистого золота. Тем самым мастер был изобличен в обмане,
а наука обогатилась замечательным открытием. Историки рассказывают, что задача о золотой короне побудила Архимеда
заняться вопросом о плавании тел. Результатом этого было появление
замечательного сочинения «О плавающих телах», которое дошло до нас.
6. Обобщение изученного
Какая информация на уроке была для Вас новой?
Какие открытия сделали?
Какие факты вызвали наибольший интерес?
Какие опыты вызвали наибольший интерес?
Предполагаемые ответы:
мы продолжили знакомство с темой «Архимедова сила»
решили задачу, поставленную перед Архимедом
подтвердили закон Архимеда
вывели формулу для Архимедовой силы
провели опыты по определению Архимедовой силы
7. Домашнее задание
1) §49, упр. 24 (1,2)
2) Проблемный вопрос: Почему небольшой металлический гвоздь
при погружении в воду тонет, а огромное судно, выполненное
из металла, держится на плаву?
8. Итог урока. Рефлексия
Закончите фразу:
1) Сегодня на уроке я научился….
2) Было интересно узнать …
3) Было трудно …
FА = Р – Р1
Слайд 8
физика в весёлых
картинках
вопросы__
Директор МКОУ «УСОШ№1» Нурмагомедов М.Г.
Зам. директора по УВР Алиева Н.Г. Отзыв коллег об открытом уроке физики в 7б классе
по теме:
"Архимедова сила",
учителя Магомедовой С.А.
Урок проводился в кабинете физики с использованием компьютера и лабораторного
оборудования.
Перед началом урока была подготовлена доска, была записана дата проведения и
подготовлена таблица. Урок был проведен в достаточно быстром темпе. В конце урока
были подведены его итоги, активно работающим ученикам поставлены оценки; было
задано домашнее задание. Все запланированное на данный урок было осуществлено.
Объем нового материала оптимальный по учебной программе, базируется на уже
имеющуюся в опыте учащихся систему знаний. Изложение материала было
последовательным, уровень изложения материала соответствует уровню понимания
содержания учениками и уровню сложности изложения содержания в учебнике.
В ходе урока внимание учащихся акцентировалось на основных понятиях. При
объяснении материала опиралась на жизненные представления.
Содержание урока очень хорошо подходит для формирования самостоятельного
мышления и активной учебной деятельности, для развития логического мышления
школьников и повышения интереса к предмету.
На данном уроке использовались различные методические приёмы и средства:
индивидуальные, групповые и проблемное обучение. Методические приёмы
использовались в соответствии с возрастными особенностями учащихся. Учащиеся с
интересом показали сценку «Легенда об Архимеде». Ребята активно работали в
группах, выполняли экспериментальные задания. Взаимоотношения с учащимися на уроке носили характер сотрудничества и
взаимопонимания. На уроке установлен необходимый контакт с учащимися,
характерный для учёбы микроклимат в классе. Во время урока ученики высказывали
своё мнение. На протяжении урока учащиеся были аккуратными и трудолюбивыми.
Практические упражнения проводились с целью закрепления теоретического
материала.
Учащиеся активно работали на всех этапах урока. Учащиеся в ходе урока проявили
умения выделять главное, строить логические цепочки действий, сразу смогли
применить полученные знания к различным ситуациям. Большинство учащихся имеют
навыки самоконтроля, выражают самостоятельность суждений и глубину имеющихся
знаний. Работая в группах, ребята старались оказать помощь друг другу.
На данном уроке также было задано домашнее задание, носящее, прежде всего,
закрепляющий характер. Объем домашнего задания оптимальный, охватывает
необходимый минимум, предусмотренный программой.
Директор МКОУ «УСОШ№1» Нурмагомедов М.Г.
Зам. директора по УВР Алиева Н.Г.
Отзыв родителей об открытом уроке физики в 7б классе
по теме:
"Архимедова сила",
учителя Магомедовой С.А.
Во время урока применялись различные методы обучения: учащиеся
слушают объяснение учителя, приводят примеры, наблюдают опыты, смотрят
подборку авторских фотографий на экране (объяснительно – иллюстративный
метод), записывают и зарисовывают вслед за учителем (репродуктивный
метод), отвечают на вопросы учителя, объясняют опыты (проблемный метод),
выдвигают гипотезы, обобщают факты, выполняют практические задания
(частично – поисковый метод), которые считаю целесообразными при
изучении данной темы.
Учащиеся были активны на уроке, что достигалось постоянным взаимодействием с
классом, вопросами ученикам, выполнение заданий.
Ученики работают с учебником, опорным конспектом, объясняют опыты.
Постановка опытов удалась, они получились яркими, запоминающимися,
показательными, наглядно подтверждали теорию.
Классная доска использовалась рационально, содержала опорный конспект
и заполнялась (частично) по ходу урока. Ученики по ходу урока заносили опорный конспект к себе в тетрадь. После изучения нового материала учащиеся под
руководством учителя решают задачи на закрепление темы. Для контроля знаний
использовался фронтальный опрос в начале урока, цель которого – вспомнить
необходимые для изучения темы понятия, формулы и определения. Учащиеся показали
знание пройденного материала.
При изучении нового материала, объяснении опытов и решении задач
учащиеся показали понимание изучаемой темы, умение доказывать
правильность своих суждений, грамотно применять полученные на уроке
знания при объяснении увиденных опытов и решении задач.
Задачи имеют связь с жизнью. При подведении итогов урока делается обобщение по
теме, повторяются (при участии учеников) основные выводы и моменты урока.
Выставляются оценки наиболее активным на уроке ученикам.
Домашнее задание состоим из двух частей: основного и дополнительного
заданий. Дополнительное задание направлено на развитие экспериментальных навыков
учащихся и имеет цель: привитие интереса к предмету.
Родители 7б класса
Открытый урок в 7 классе "Архимедова сила"
Открытый урок в 7 классе "Архимедова сила"
Открытый урок в 7 классе "Архимедова сила"
Открытый урок в 7 классе "Архимедова сила"
Открытый урок в 7 классе "Архимедова сила"
Открытый урок в 7 классе "Архимедова сила"
Открытый урок в 7 классе "Архимедова сила"
Открытый урок в 7 классе "Архимедова сила"
Открытый урок в 7 классе "Архимедова сила"
Открытый урок в 7 классе "Архимедова сила"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.