Резкое отличие предметной развивающей среды начальных классов школы от среды детского сада. Среда развития ребенка и в детском саду и в начальных классах школы должна отвечать его социальным и духовным потребностям, обеспечивать его безопасность. Общие нормативные
требования к развивающей среде являются компонентом государственного образовательного стандарта.
В любом дошкольном образовательном учреждении такая развивающая среда создается, но она может быть (в силу недостаточного финансового обеспечения), где-то более богатой, а где-то - довольно скромной. Однако в любом случае среда развития ребенка обеспечивает разные виды его
активности и способствует развитию самостоятельной деятельности.
К сожалению, не во всех начальных классах школы создается развивающая среда, которая достаточно эффективно помогает плавному, бесконфликтному переходу дошкольника на новую для него ступень образования, при этом за
рубежом значительная роль отводится продуманно организованной и разнообразной предметно -пространственной и социальной среде. У нас в стране сейчас тоже наблюдается смещение внимания педагогов с прямых методов педагогического воздействия на косвенные и социально опосредованные методы педагогического сопровождения предметно -
развивающей среды. Однако отечественная практика показывает, что в этих условиях эффективность организации форм совместной деятельности детей воспитатели ДОУ оценивают весьма посредственно.
2.6.
Создание предметно-развивающей среды в ДОУ.
Одно из важнейших условий воспитательно-образовательного процесса в МДОУ
является грамотная организация предметно-развивающей среды. Развивающая среда
рассматривается педагогами ДОУ как комплекс психолого-педагогических условий
для развития физических, интеллектуальных, специальных, творческих способностей
детей в организованном пространстве.
Цель создания развивающей среды - обеспечить систему условий, необходимых для
развития разнообразных видов детской деятельности, коррекции отклонений в
развитии детей и совершенствованию структуры детской личности.
Главное требование к организации предметно-развивающей среды - ее развивающий
характер, адекватность реализуемой образовательной программе, особенностям
педагогического процесса и творческому характеру деятельности ребенка. Поэтому
ценностным ориентиром для каждого педагога в предметно-развивающей среде
является
содействие развитию ребенка как личности, что предполагает:
обеспечение чувства психологической защищенности - доверия ребенка к миру,·
радости существования;
формирование начал личности, развитие индивидуальности каждого ребенка.·
Проектирование предметно-развивающей среды в МДОУ осуществляется на основе:
требований нормативных документов (Типовое положение о дошкольном·
образовательном учреждении, СанПиНы);
реализуемой в ДОУ образовательной программы;·
материальных и архитектурно-пространственных условий (наличие помещений, их·
площадь, конструктивные особенности);
предпочтений, субкультуры и уровня развития детей;·
общих принципов построения предметно-пространственной среды (гибкого·
зонирования, динамичности-статичности, сочетания привычных и неординарных
элементов, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого
ребенка и взрослого,
опережающего характера содержания образования, учета половых и возрастных
различий детей, уважения к потребностям и нуждам ребенка.
В процессе проектирования среды продуманы варианты ее изменения. Условно можно
выделить следующие линии:
· времени - обновление пособий,
обогащение центров новыми материалами и изменение организации пространства в
течение учебного года;
освоенности - с ориентировкой на зону ближайшего развития детей и уже
освоенного;·
стратегического и оперативного изменения - по мере решения конкретных задач и·
развертывания определенного вида деятельности.
Опираясь на современные, наиболее продуктивные средства создания развивающей
среды, педагоги ДОУ во всех возрастных группах создают оптимальные материально-
технические условия. В групповых комнатах организованы специальные зоны
(центры) для разнообразной детской деятельности: игровой, театрализованной,
изобразительной,
конструктивной, опытнической, двигательной. Все зоны оснащены необходимым
материалом, художественной литературой, наглядным материалом, развивающими
играми. Соблюдение принципа комплексирования и гибкого зонирования позволяет
дошкольникам заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг
другу. Во всех возрастных группах создана уютная естественная обстановка,
гармоничная по цветовому и пространственному решению. Для активизации
эстетических впечатлений используются различные материалы и пособия с эффектом
неожиданности: плакатная графика, художественные фотографии, предметы
современного декоративного искусства и др.
В связи с изменениями в современном обществе, экономическими и социальными реформами, увеличилась ценность образования, возросла потребность его качества. Необходимым условием эффективного решения проблемы современного качественного дошкольного образования, является реализация комплексных мер. Одним из важных аспектов является создание развивающей среды в ДОУ.
По концепции С.Л. Новоселовой: "Развивающая предметная среда -это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально модернизирующая содержание развития его духовного и физического облика. Обогащенная развивающая среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечение разнообразной деятельности ребенка ".
Любая развивающая среда состоит из множества элементов, каждый из которых выполняет свою функциональную роль.
Для успешного и качественного решения задач воспитания и образования в ДОУ созданы определенные условия, и, прежде всего, система всего педагогического процесса.
В ДОУ создана прекрасная развивающая среда для различных видов детской деятельности. И главным условием при ее организации мы ставили педагогическую поддержку различных видов детской деятельности.
Педагог детского сада - специалист широкого профиля. По отношению к своим воспитанникам он является носителем родной культуры, языка, являет детям образ человека культурного, образованного, деятельного, владеющего опытом в разнообразных видах деятельности. Основная задача педагогической работы - это передача детям культурного, исторического опыта, накопленного в течение многих поколений и воплощенного в разнообразной человеческой деятельности. Огромные возможности для передачи и усвоения такого опыта заложены в игре.
Все чаще в детском саду можно заметить, что дети не умеют играть. Действия детей с игрушками хаотичны, бесконечно повторяются в различных комбинациях, без связи и логической последовательности. Для развития детской игровой деятельности в программу 1 и 2 младших групп включены игры-занятия с куклами, сюжетно-образными игрушками, по конструированию, с элементами драматизации и экспериментирования.
Каждая игра в ее модифицированных вариантах неоднократно повторяется: то с одним, то с несколькими детьми. Используемые в играх-занятиях игрушки предлагаются для самостоятельной игры детей. Воспитатель поощряет играющих детей, предлагает новые игрушки или предметы-заместители для развития сюжетной линии, обогащения игровых действий.
В старших группах для детских игр задействовано пространство не только групповых, но и спальных комнат. Теперь у детей есть возможность сохранять постройки и игровые уголки, созданные самими детьми, для того, чтобы продолжить игру столько времени, сколько им необходимо.
Детские постройки, выполненные на занятиях включаются в сюжеты игр. Постройки, объединенные одной темой, располагаются на невысоких подиумах и служат прекрасной средой для режиссерских игр детей. Замечательно то, что в обновлении этих игровых пространств, а значит и в создании новых сюжетов, участвуют сами дети, которые активно используют имеющиеся в группе предметы-заместители и сюжетные игрушки.
В воспитании у детей потребности в художественном слове, эмоциональной отзывчивости, эстетического вкуса, помогает педагогам библиотека. Здесь проводятся занятия по ознакомлению с художественной литературой, литературные вечера, досуги, викторины. Дети могут взять понравившуюся книгу на некоторое время домой, рассмотреть ее, прочитать вместе с родителями. В библиотеке есть небольшое возвышение, на котором, как на сцене, ребенок может прочитать понравившееся стихотворение, изобразить героя или сценку из литературного произведения.
Воспитатели активно пользуются библиотекой при выборе книг для чтения детям, оформлении книжных уголков в группах, подборе иллюстраций к занятиям.
Отдельный уголок библиотеки отведен для детской театрализованной деятельности. В нем находятся разные виды театров: настольный, пальчиковый, плоскостной, театр би-ба-бо, театр игрушек. Играя в театр, наши воспитанники учатся воплощать свои творческие замыслы, находить и выбирать выразительные средства показа спектакля, они одновременно и режиссеры, и актеры своих спектаклей. Постепенно дети приближаются к той грани, которая отделяет игру от художественной деятельности. Так детские спектакли становятся более продуманными, спланированными, выразительными, обращенными к зрителю. Зрителями в нашем театре охотно бывают как малыши, так и сверстники детей, показывающих спектакли. Причем последние не только внимательно смотрят спектакли, но и могут вовремя дать совет, подсказать интересную режиссерскую идею или прием показа, который сделает спектакль живее и интереснее.
С большим вниманием относимся мы к созданию в детском саду условий для самостоятельных видов детской деятельности. В распорядке дня чуть ли ни поминутно просчитано свободное от организованной деятельности, личное время ребенка. Детям предоставлена возможность использовать в самостоятельной деятельности различные предметы, материалы и оборудование, обеспечен их выбор и доступность. В группах дети могут по желанию лепить, рисовать, рассматривать иллюстрации в книгах, устраивать спектакли.
Особую задачу для педагогов представляет поддержка детских творческих игр. Воспитатели внимательно изучают игровые предпочтения детей, интересы, взаимоотношения детей друг с другом в играх. Они готовы предложить заскучавшему ребенку интересную игру, помочь ему обрести партнеров, подобрать интересующие его игрушки или их заместители, изготовить необходимый для игры предмет.
В детском саду созданы необходимые условия для полноценной реализации потребности детей в активном познании окружающего мира, возможности исследовать и экспериментировать, осваивать через свободную творческую игру информацию, полученную на занятиях.
Особой гордостью детского сада является спортигротека, в котором имеется два вида батутов, сухой бассейн, беговая дорожка, мячи-прыгуны.
Предметно-развивающая
среда
«Предметно – развивающая среда» — система материальных объектов и
средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития
его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной
общеобразовательной программы дошкольного образования.
^ Создание
предметно-развивающей среды, обеспечивающей реализацию основной
общеобразовательной программы дошкольного образования
Материалы и оборудование создают оптимально насыщенную (без чрезмерного обилия
и без недостатка) целостную, многофункциональную, трансформирующуюся среду и
обеспечивают реализацию основной общеобразовательной программы в совместной
деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в
рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении
режимных моментов.
Традиционные материалы и материалы нового поколения подбираются сбалансировано,
сообразно педагогической ценности (среда не должна быть архаичной, она должна
быть созвучна времени, но и традиционные материалы, показавшие свою развивающую
ценность, не должны полностью вытесняться в угоду «новому» как ценному самому
по себе).
При создании предметно – развивающей среды руководствуемся следующими
принципами:
• полифункциональности среды: предметно-пространственная среда должна
открывать множество возможностей, обеспечивать все составляющие
образовательного процесса, и в этом смысле должна быть многофункциональной.
• трансформируемости среды, который связан с ее полифункциональностью –
это возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту
или иную функцию пространства (в отличие от монофункционального зонирования,
жестко закрепляющего функции за определенным пространством).
• вариативности, сообразно которому характеру современного
образовательного процесса должен быть представлен рамочный (стержневой) проект
предметно-пространственной среды, конкретизирующие его модельные варианты для
разных видов дошкольных образовательных учреждений как прототипы для конкретных
вариантов среды, разрабатываемых уже самими педагогами-практиками.
При создании предметно-развивающей среды учитываем полоролевую специфику и
обеспечиваем среду как общим, так и специфичным материалом для девочек и
мальчиков.
Предметно – развивающая среда подбирается с учетом принципа интеграции
образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной
области могут использоваться и в ходе реализации других областей.
В качестве ориентиров для подбора материалов и оборудования выступают общие
закономерности развития ребенка на каждом возрастном этапе.
Подбор материалов и оборудования осуществляется для тех видов деятельности
ребенка, которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на
этапе дошкольного детства (игровая, продуктивная,
познавательно-исследовательская деятельности), а также с целью активизации
двигательной активности ребенка.
Материалы и оборудование имеют сертификат качества и отвечают гигиеническим,
педагогическим и эстетическим требованиям.
Наиболее педагогически ценными являются игрушки, обладающие следующими
качествами:
• Полифункциональностью. Игрушки могут быть гибко использованы в соответствии с
замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях. Тем самым игрушка
способствует развитию творчества, воображения, знаковой символической функции
мышления и др.;
• Возможностью применения игрушки в совместной деятельности. Игрушка должна
быть пригодна к использованию одновременно группой детей ( в том числе с
участием взрослого как играющего партнера) и инициировать совместные действия –
коллективные постройки, совместные игры и др.;
• Дидактическими свойствами. Такого рода игрушки несут в себе способы обучения
ребенка конструированию, ознакомлению с цветом и формой и пр., могут содержать
механизмы программированного контроля, например некоторые электрифицированные и
электронные игры и игрушки;
• Принадлежностью к изделиям художественных промыслов. Эти игрушки являются
средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщают его к миру
искусства и знакомят его с народным художественным творчеством1.
В данных требованиях материалы классифицируются по типам. Принципом разделения
на типы является структура и развивающее значение каждого вида деятельности
(игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской, а также материалов и
оборудование, которые обеспечивают двигательную активность ребенка).
При подборе материалов и определении их количества педагоги учитываются условия
каждого детского сада: количество детей в группах, площадь групповых и
подсобных помещений.
Подбор материалов и оборудования осуществляется исходя из того, что при
реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования
основной формой работы с детьми является игра, которая в образовательном
процессе задается взрослым в двух видах: сюжетная игра и игра с правилами .
Материал для сюжетной игры классифицируется исходя из его сюжетообразующей
функции, и должен включать предметы оперирования, игрушки – персонажи и маркеры
(знаки) игрового пространства.
Материал для игры с правилами включает материал для игр на физическую
компетенцию, для игр на удачу (шансовых) и игр на умственную компетенцию.
Материалы и оборудование для продуктивной деятельности представлены двумя
видами: материалами для изобразительной деятельности и конструирования, а также
включать оборудование общего назначения
Набор материалов и оборудования для изобразительной деятельности включает
материалы для рисования, лепки и аппликации.
Материалы для конструирования включают строительный материал, детали
конструкторов, бумагу разных цветов и фактуры, а также природные и бросовые
материалы.
Наличие оборудования общего назначения (доска для рисования мелом и маркером,
фланелеграф, доска для размещения работ по лепке и др.) являются обязательными
и используются при реализации основной общеобразовательной программы.
Материалы и оборудование для познавательно - исследовательской деятельности
включает материалы трех типов: объекты для исследования в реальном действии,
образно-символический материал и нормативно-знаковый материал .
Материалы, относящиеся к объектам для исследования в реальном времени включают
различные искусственно созданные материалы для сенсорного развития (вкладыши –
формы, объекты для сериации и т.п.). Данная группа материалов включает и
природные объекты, в процессе действий с которыми дети могут познакомиться с их
свойства и научиться различным способом упорядочивания их (коллекции минералов,
плодов и семян растений и т.п.).
Группа образно-символического материала представлена специальными наглядными
пособиями, репрезентирующими детям мир вещей и событий.
Группа нормативно-знакового материала включает разнообразные наборы букв и
цифр, приспособления для работы с ними, алфавитные таблицы и т.п.
Материалы и оборудование для двигательной активности включают следующие типы
оборудования: для ходьбы, бега и равновесия; для прыжков; для катания, бросания
и ловли; для ползания и лазания; для общеразвивающих упражнений.
При создании предметно-развивающей среды педагоги руководствуются принципом
информативности, предусматривающем разнообразие тематики материалов и
оборудования и активности детей во взаимодействии с предметным окружением.
Предметно-развивающая среда группового помещения отвечает принципу
вариативности, определяющейся типом дошкольного образовательного учреждения,
содержанием воспитания, культурными и художественными традициями,
климатогеографическими особенностям.
Соблюдение принципа комплексирования и гибкого зонирования предполагает при
создании предметно-развивающей среды легкость трансформирования оборудования,
полифункциональность его использования.
При создании предметно-развивающей среды педагоги соблюдают принцип
стабильности и динамичности предметного окружения, обеспечивающий сочетание
привычных и неординарных элементов эстетической организации среды;
индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка.
Систематически проводить анализ состояния предметно-развивающей среды с целью
приведения ее в соответствие с гигиеническими, педагогическими и эстетическими
требованиями (единство стиля, гармония цвета, использование при оформлении
произведений искусства, комнатных растений, детских работ, гармоничность,
соразмерность и пропорциональность мебели и т.п.)
При проектировании предметно – развивающей среды необходимо учитывать следующие
факторы2:
Следует всячески ограждать детей от отрицательного влияния игрушек, которые:
• провоцируют ребенка на агрессивные действия;
• вызывают проявление жестокости по отношению к персонажам игры - людям и животным),
роли которых исполняют играющие партнеры (сверстник и взрослый);
• вызывают проявление жестокости по отношению к персонажам игр, в качестве которых
выступают сюжетные игрушки (куклы, мишки, зайчики и др.);
• провоцируют игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;
• вызывают нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за компетенцию
детского возраста.
Антропометрические факторы, обеспечивающие соответствие росто-возрастных характеристик
параметрам предметно-развивающей среды. Мебель должна находится в соответствии
с ГОСТ 19301.2-94.
Психологические факторы, определяющие соответствие параметров предметно –
развивающей среды возможностям и особенностям восприятия, памяти, мышления,
психомоторики ребенка.
Психофизиологические факторы обусловливают соответствие объектов предметно –
развивающей среды зрительным, слуховым и другим возможностям ребенка, условиям
комфорта и ориентирования. При проектировании предметно-развивающей среды
необходимо учитывать контактные и дистантные ощущения, формирующиеся при
взаимодействии ребенка с объектами предметно-развивающей среды.
Зрительные ощущения. Учитывать освещение и цвет объектов как факторы
эмоционально-эстетического воздействия, психофизиологического комфорта и
информационного источника. При выборе и расположении источников света должны
учитываться следующие параметры: уровень освещенности, отсутствие бликов на
рабочих поверхностях, цвет света (длина волны)
Слуховые ощущения. Учитывать совокупность звучания звукопроизводящих игрушек.
Тактильные ощущения. Материалы, используемые для изготовления объектов
предметно – развивающей среды не должны вызывать отрицательные ощущения при
контакте с кожей ребенка
Физиологические факторы призваны обеспечить соответствие объектов предметно –
развивающей среды силовым, скоростным и биомеханическим возможностям ребенка.
Наполняемость предметно – развивающей среды обеспечивает разностороннее
развитие детей, отвечать принципу целостности образовательного процесса (если
предметно – развивающая среда одной из образовательных областей выпадает, то
данная среда не отвечает федеральным требованиям), так как не соответствует
основным направлениям развития ребенка: физическому, социально-личностному;
познавательно-речевому и художественно-эстетическому развитию.
Предметно – развивающая среда способствует реализации образовательных областей
в двух основных моделях организации образовательного процесса, включающих: 1)
совместную партнерскую деятельность взрослого и детей; 2) свободную
самостоятельную деятельность самих детей в условиях созданной педагогами
предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей выбор каждым
ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со
сверстниками или действовать индивидуально и учебную модель, которая
реализуется только в работе с детьми от 6 до 7 лет.
Предметно – развивающая среда направлена на реализацию образовательного модуля
«коммуникация» и включает материалы и оборудование для совместной деятельности
детей.
С целью полифункциональности использования пространства группового помещения,
оно разделено на 3 части:3
• зону для спокойной деятельности;
• зону для деятельности, связанной с экстенсивным использованием пространства
(активным движением, возведением крупных игровых построек и т.п.);
• рабочую зону.
Все части пространства, в зависимости от конкретных задач момента, должны
обладать возможностью изменяться по объему – сжиматься и расширяться, то есть
иметь подвижные, трансформируемые границы. Для детей все зоны должны быть
семантически обозначены. Семантическими (смысловыми) маркерами –метками могут
быть хранящиеся на границах зон материалы для разного рода подходящих
активностей.
Педагоги, психологи утверждают, что на развитие ребёнка оказывают влияние: наследственность, среда и воспитание.
Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в дошкольном учреждении (ДОУ) должны быть созданы условия для воспитания, обучения и развития детского коллектива в целом, а также каждому воспитаннику предоставлена возможность проявить индивидуальность и творчество.
Важной задачей ДОУ при введении Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) становиться совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной работы с детьми посредством организации предметно – пространственной среды, обеспечивающей творческую активность и наиболее полно реализовать себя.
Предметно-пространственная среда ДОУ является одним из основных средств, формирующих личность ребенка, источником получения знаний и социального опыта. Так как именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент начальных знаний об окружающем мире, культура взаимоотношений ребенка с взрослыми и детьми.
Поэтому созданная в «Центре развития ребёнка – детский сад №18 «Теремок» предметно-пространственая среда многогранно влияет на развитие наших воспитанников, способствует их всестороннему развитию и обеспечивает психическое и эмоциональное благополучие.
При создании развивающей образовательной среды в нашем учреждении педагогический коллектив руководствовался ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы ДОУ и к условиям ее реализации. Организуя предметную среду в групповых помещениях, в кабинетах специалистов (учителя-логопеда, педагога-психолога, педагога ИЗО деятельности, хореографа, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, учителя иностранного языка) учитывалось всё, что способствовало бы становлению базовых характеристик личности воспитанников центра, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также эмоционально - потребностной сферы.
В построении предметно-пространственной среды в МБДОУ «ЦРР ДС №18 «Теремок» мы опирались на модель личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка. Так как окружение позволяет обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия детей, включить их в активную познавательную деятельность. Окружающая среда при этом выступает движущей силой в целостном процессе становления личности ребенка, стимулирует развитие всех потенциальных индивидуальных возможностей ребенка, его самостоятельности, способности овладевать разными видами деятельности.
В группах и кабинетах центра созданы такие условия, при которых ребёнок чувствует себя психологически защищенным.
Не секрет, что развитие ребёнка совершается в процессе воспитания и обучения, то есть, в активной, содержательной деятельности, организуемой педагогами в разнообразных формах его общения со взрослыми и детьми.
В этой среде дошкольник развивает свои физические функции, формирует сенсорные навыки, накапливает жизненный опыт, учит упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, получает опыт эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками, на собственном опыте приобретает знания.
В соответствии с ФГОС основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения строится с учетом принципа интеграции образовательных областей, в соответствии с возрастными возможностями и индивидуальными особенностями воспитанников. Решение же программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности педагогов и воспитанников, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.
Таким образом, организация предметно - пространственной среды в ДОУ с учетом ФГОС должна строиться так, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.
Педагогам важно правильно подойти к вопросу создания предметно-пространственной среды в группе. Внимательно наблюдая за каждым ребенком, педагоги группы должны вдумчиво и рационально организовать развивающее пространство своей группы.
Важно при формировании предметно-пространственной среды учитывать следующие принципы её построения, рекомендованные ФГОС:
- принцип дистанции позиции при взаимодействии;
- принцип активности самостоятельности, творчества;
- принцип стабильности – динамичности развивающей среды;
- принцип комплексирования и гибкого зонирования;
-принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетическойорганизации среды);
- принцип открытости и закрытости (природе, культуре, Я - образ);
- гендерный принцип реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с общественными нормами;
- принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого.
Педагогам ДОУ важно так организовать детскую деятельность, в том числе самостоятельную, чтобы воспитанники упражняли себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. При этом показателем развития ребёнка являются не знания и навыки, а способность организовать свою деятельность самостоятельно: поставить перед собой цель, оборудовать своё рабочее место, спланировать деятельность, приложить волевые усилия, выстроить логическую цепочку действий, добиваться задуманного результата, проявляя при этом положительные культурно-этические качества в общении с взрослыми и сверстниками.
Свободная деятельность детей в развивающих центрах помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаться в процесс исследования, а не получать готовые знания от педагогов.
Психология дошкольника такова, что всё должно быть освоено и закреплено им в практической деятельности, а педагог внимательно наблюдает, делает выводы и организовывает для детей развивающее пространство.
Педагоги «Центра развития ребёнка – детский сад №18 «Теремок» убеждены в том, что эмоциональное благополучие каждого воспитанника, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества – это основные цели дошкольного обучения и воспитания.
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.
Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.
Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития»
(С. Л. Новоселова) .
Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. Селестен Френе считал, что благодаря ей ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Современные ученые и педагоги – Короткова, Михайленко и другие – считают, что при этом насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей младшего и старшего дошкольного возраста. В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы .
Требования ФГОС к развивающей предметно- развивающей среде:
1. предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.
2. доступность среды, что предполагает:
2.1 доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс.
2.2. свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.
.
Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.
Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы-магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.
Необходимы материалы учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п. ; мальчикам - детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки. Важно иметь большое количество «подручных» материалов (веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек, которые творчески используются для решения различных игровых проблем. В группах старших дошкольников необходимы так же различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а так же материалами, отражающими школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников-старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу.
Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.
Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.
Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них.
В последнее время используется принцип интеграции образовательных областей с помощью предметно- развивающей среды групп и детского сада в целом, способствующий формированию единой предметно- пространственной среды (табл. 1)
Это означает, что для всестороннего развития ребенка организуются несколько предметно- развивающих «сред»: для речевого, математического, эстетического, физического развития, которые в зависимости от ситуации могут объединяться в одну или несколько многофункциональных сред. При этом очень важно, чтобы предметы и игрушки, которыми будет манипулировать и действовать ребенок, на первом этапе освоения данной среды были не просто объектами его внимания, а средством общения со взрослыми. Для этого все предметные действия детей и их пространственно-временные «переживания» обязательно сопровождаются речевым комментарием (например: «Я залезаю под стол, я лезу на стул и т. п.) Как принято в практике отечественного образования, педагоги могут использовать несколько основных методических приемов обыгрывания среды, которые имеют прямой развивающий и обучающий эффект:
- показ предмета и его называние;
- показ действий с предметами и их называние;
-предоставление ребенку свободы выбора действий и экспериментирование.
Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить:
1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально - потребностной сферы.
7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
9. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.
Интеграция образовательных областей в процессе организации комплексной предметно-развивающей и игровой среды детского сада.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.