«Отношение». Термин и математический, и социальный.
« Отношение –
1. Взаимная связь разных величин, предметов, действий.
2. В математике: частное, получаемое от деления одного числа на другое, а также запись соответствующего действия.
3. Взаимное общение, связь между кем-либо».
С. И. Ожегов, «Словарь русского языка».
Каждый рабочий день я начинаю с написания на доске даты урока. Так было и в этот раз.
03. 14.
Именно с написания этих чисел я начала занятие по математике, посвященное Международному дню числа π.
Но, вопреки ожиданиям ребят, беседу я начала с вопроса: «Отношение. Какие ассоциации вызывает у вас это слово? Что первое приходит в голову?»
Разговор зашел об отношениях, которые устанавливаются в процессе общения между людьми. Как мы характеризуем эти отношения? Они могут быть теплыми, дружескими; а могут – напряженными, недоброжелательными…
Но разве в отношения вступают только отдельные люди? Вспомним тексты новостных передач: «Между странами установились добрососедские отношения», «отношения двух стран зашли в тупик» и т. д.
Школьники активно включились в диалог; вспомнили о математическом смысле слова. В этот момент я зачитала значения слова «отношение» согласно «Словарю русского языка» С. И. Ожегова; напомнила, какому событию посвящен сегодняшний факультатив.
Почему выбор пал именно на 14 марта? Этот вопрос не вызвал у ребят затруднений. Правда, для нас куда привычнее выглядит запись 14.03. (сначала число, а затем – месяц). Запись (месяц / число) характерна для американской системы записи дат; поэтому логично, что именно физик из Сан-Франциско Ларри Шоу придумал в 1987 году этот праздник. Он заметил, что дата 14 марта — 3/14 — и время 1:59:26 совпадает с первыми разрядами числа π = 3,1415926…
Примечательно, что в этот день родился выдающийся физик Альберт Энштейн.
Из школьного курса математики школьники уже были знакомы с числом π; поэтому было логичным вспомнить, что число π выражает отношение длины окружности к диаметру и приблизительно равно 3,14.
Далее я дала историческую справку.*
Это занятие закрепило пройденный на уроке материал, расширило представления школьников, не только по изучаемой теме, но и по предмету в целом, повысило интерес к исследовательской работе и процессу обучения. Ребята закрепили навыки работы в коллективе и потренировались в решении задач.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
*Название числа π обусловлено тем, что греческое слово «измеряю
вокруг» начинается с этой буквы.
Впервые его обозначил греческой буквой π англичанин Уильям Джонс в труде
«Обозрение достижений математики», напечатанном в 1706 году. Он
руководствовался тем, что с нее начинается слово
περιμετρέο — «измеряю
вокруг». Широкое распространение это обозначение получило благодаря великому
математику Леонарду Эйлеру (1707–1783), который часто им пользовался. Как и
когда было открыто само число, неизвестно. То, что отношение длины окружности к
ее диаметру — число постоянное, известно с незапамятных времен. Вавилоняне в
III тысячелетии до н. э. уже знали, что пи равно или чуть больше трех.
Вычислить значение этого числа с точностью до трех знаков удалось лишь в III
веке до н. э. Архимеду. А в XVIII веке Иоганн Ламберт доказал, что пи нельзя
выразить в виде отношения двух целых чисел, то есть в виде конечной или
периодической десятичной дроби. Ко времени Ламберта пи уже было вычислено с
точностью до ста с лишним знаков. А летом этого года была достигнута точность 5
триллионов знаков.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.