Отношение военного и морского духовенства к государственному перевороту 1917 года.
Февральская революция в различных слоях православной церкви была встречена не однозначно. Высшая иерархия, тесно связанная со старым режимом, реагировала на нее довольно сдержанно, отчасти опасалась за свое будущее. Рядовое духовенство в подавляющем большинстве встретило революцию с энтузиазмом, видя в ней возможность освобождения от тягостных гражданского и церковного режимов. В губернских центрах съезды духовенства и мирян принимали резолюции, приветствовавшие свержение царизма и установление новой власти. Эти настроения нашли свое наиболее яркое выражение в Декларации, принятой Всероссийским съездом духовенства и мирян, проходившим в Москве в июне 1917 г. «Приветствуем совершившийся политический переворот, - говорилось в этом документе. - Чтим, как граждане, память самоотверженно пострадавших и умиравших за права народа и благословляем имена живых, ставших во главе народного движения к свержению прежней, потерявшей общее доверие власти. Хотя христианская церковь может существовать при всяком государственном устройстве, но возвышенному христианскому понятию о человеческой личности и церковному началу соборности признаем более соответствующим то государственное управление, при котором народовластие осуществляется во всей полноте.»
Обращение к армии и флоту Всероссийского
съезда православного
духовенства и мирян 9-12 июня 1917 г.
Доблестные русские воины. Всероссийский съезд духовенства и мирян, впервые призванный выразить настроение свободной церкви в обновленной России, с горячей любовью помышляет о Вас, защитниках Родины, и шлет вам пожелание полной победы над врагом. С Вами мы в мыслях и чувствах, о Вас молились мы и в московских соборах, и в Троице-Сергиевой Лавре у раки преподобного Сергия Радонежского. Да сообщится и Вам та безграничная вера в святое призвание России, которую мы почерпнули в духовном общении с святыми молитвенниками за Родину, с великими собирателями земли Русской. Почувствуйте на себе их благословение, и да вольется с ним вместе в души ваши тот дух бодрости и то святое воодушевление, которое прежде всего необходимо для совершения вашего великого ратного подвига. В минуту величайшей опасности мы взываем к вам с мольбой: встаньте за Россию, спасите многострадальную нашу Родину. И, спасая ее, верьте в святость вашего служения. Не для одних нас, русских, нужно возрождение и обновление нашей Родины, а для всех народов - для торжества во всем мире начал всемирного христианского братства и христианской культуры. Да сообщит же вера в великое будущее свободной православной России непреодолимую силу Вашей любви к ней и Вашему натиску против угрожающей ей вражеской силы!
НИОР РГБ. Ф. 60. К. 18. Д. 18/1–2. Л.
4, Д. 19/1–6. Л. 9, Д. 36/1–8. Л. 8.
Три экземпляра машинописных копий; Калужский церк.-обществ. вестник. Калуга,
1917. № 18. С. 8.
Из статьи епископа Енисейского и Красноярского Никона (Бессонова) «Не отдадим немцам и одной пяди Русской земли!» 18 марта 1917 г.
[…] Теперь надо кончать (но без отдачи и пяди русской
земли) войну; потом мы займемся внутренним устройством нашей республики. […] Не
будем же, граждане, ни унывать, ни бесконечно говорить, а будем работать на
оборону. Это теперь - первая и важнейшая задача для всех граждан Российской
республики. Пушкин А.С. пророчески писал своему другу Чаадаеву П.Я.: Товарищ,
верь: взойдет она - Звезда пленительного счастья; Россия вспрянет ото сна. И на
обломках самовластья Напишут наши имена! Никон, Епископ Енисейский и
Красноярский.
Енисейская церковная нива. Красноярск, 1917. № 3. С. 8-10.
Из речи архиепископа Тверского и Кашинского Серафима (Чичагова) на собрании духовенства г. Твери 21 марта 1917 г.
[…] Мысли всех людей, а равно и наши в данное время должны направляться к отражению врага - немца. Одновременно с этим, когда население Русского Государства начинает готовиться к Учредительному Собранию, духовенство должно подготовить себя к Церковному Поместному Собору, а пока необходимо сейчас же приспособляться к новому строю. […] Духовенство, не входя в политику, должно учить паству евангельскому пути, преследуя только правду, истину и благо Родины.
Тверские епарх. ведомости. Тверь, 1917. № 15-16. Часть
неофиц. С. 141.
В источнике речь приводится в изложении.
1-11 июля 1917 г. в г. Могилеве губернском проходил Всероссийский съезд военного и морского духовенства. Он был организован по инициативе и программе протопресвитера военного и морского духовенства Георгия Шавельского. При закрытии съезда были приняты следующие резолюции.
Из резолюций Всероссийского съезда военного и морского духовенства 1-11 июля 1917 г.
Отношение к государственному перевороту: Съезд [...] постановил единодушно приветствовать совершившийся государственный переворот как исторический момент исключительной важности, открывший перед русским народом светлые перспективы обновленной политически и церковно-общественной жизни, построенные на евангельских началах свободы, любви, равенства и братства. […] Служители Церкви, проповедующие вечные истины, должны стоять выше изменяющейся политики и каких-либо партий, но будучи в то же время гражданами, призванными в данный момент осуществить свои гражданские права, священно-церковнослужители могут присоединяться к политическим партиям и поддерживать, например, в Учредительном Собрании тех представителей, которые борются за проведение в жизнь христианских начал и идей народовластия.
Церковно-общественная мысль. Киев, 1917. № 1. С. 34-35.
Из постановления собрания делегатов духовенства XII-й армии Северного фронта 19 апреля 1917 г.
[…] 6) Мы, военные священники, всем сердцем
приветствуем обновление Родины нашей на началах политической, гражданской и
религиозной свободы, опирающейся на святые устои братства, равенства, любви,
взаимного доверия и уважения. Решение Учредительного собрания, созванного из
народных избранников на основе прямого, равного, тайного всеобщего голосования
и имеющего определить форму государственного устройства, мы
примем как выражение народной мудрости и справедливой могучей народной воли. Мы
верим, что в свободном государстве свободная от всякого гнета и давления
Церковь найдет для себя могучую жизненную опору, силу и счастливые условия для
своего процветания. За судьбу ее мы спокойны, ибо Христос с нами во все дни до
скончания века и неложно слово
Его: «Не бойся, малое стадо» [Лк. 12, 32]. Церковь и служители ее - пастыри
Церкви должны стоять вне политики и вне партий, но не вдали от жизни, ибо
Христово учение, благовестниками которого быть - наша задача, есть дух и жизнь.
Наша проповедь не в препретельных словах человеческой мудрости, но в явлениях
духа и силы, то есть духа и силы любви Христовой ко всем, ибо любовь есть
исполнение всего закона Божьего. С этой проповедью мы пойдем к офицеру и
солдату, ко всему великому народу Русскому, любя Родину, храня святое единение,
неся всем религиозное утешение, ценя все справедливое, где бы оно ни проявилось,
от кого бы оно ни исходило. В светлое счастливое будущее свободной России мы
верим и ему мы отдадим все свои силы: сердце, разум и добрую волю. О
постановлении, помещенном в предыдущем параграфе, поставить в известность
Временное Правительство, Исполнительные Комитеты Офицерских и Солдатских депутатов
XII армии и местную прессу. Избрать от духовенства XII армии трех депутатов
для участия в заседаниях
Исполнительного Комитета Офицерских и Солдатских депутатов XII армии.
РГВИА. Ф. 2044. Оп. 1. Д. 30. Л. 37об.
Съезд военного духовенства Юго-Западного фронта состоялся в г. Проскурове Подольской (Каменец-Подольской) губернии 5-7 мая 1917 г. При закрытии съезда были приняты следующие резолюции.
Из резолюций съезда военного духовенства Юго-Западного фронта 5-7 мая 1917 г.
Об отношении к войне: Признавая войну величайшим
бедствием для человечества и глубоко ценя гуманную пропаганду идеи всеобщего
мира, съезд военного духовенства, однако, находит, что начатая немцами война
должна быть доведена до конца для закрепления нового государственного строя,
освобождения закрепощенных народов, возвращения кровных наших
земель, занятых неприятелем, а также для сокрушения германского милитаризма,
который является угрозой всесветному миру. […] Съезд призвал армию и флот
сплотиться вокруг Керенского, прекратить братание
и продолжать войну, пока не настанет момент, когда можно будет предать забвению
навсегда обиды и огорчения и заключить вечный мир.
О политической платформе духовенства: Съезд высказался, что священники должны
стоять выше всех партий.
ВЦОВ. 1917. № 31. С. 4;
Слово Церкви. М., 1917. № 23. С. 438;
Слово и жизнь. Вятка, 1917. № 40. С. 3;
Русские ведомости. М., № 111. С. 5;
РГВИА. Ф. 2044. Оп. 1. Д. 30. Л. 17. Машинопись. Копия.
Из резолюций собрания священников штабов I-й, V-й и XII-й армий Северного фронта 8 июня 1917 г.
Все военное духовенство стоит на платформе совместной работы с Временным Правительством, и потому определять свою позицию в ряду существующих партий излишне.
РГВИА. Ф. 2044. Оп. 1. Д. 30. Л. 24. Машинопись. Копия.
Из постановлений собрания священнослужителей I-й армии Северного фронта 19 июня 1917 г. (Съезд состоялся в г. Якобштадте Курляндской губ. В 1917 г. Якобштадт был переименован в г. Екабпилс).
Об участии военного духовенства в политических
партиях: Желательно военному духовенству не вступать ни в какие политические
партии,
освещая общественные события только с христианской точки зрения.
РГВИА. Ф. 2044. Оп. 1. Д. 30. Л. 33. Машинопись. Копия.
Телеграмма Военному и морскому министру А.Ф. Керенскому Всероссийского съезда военного и морского духовенства 1 июля 1917 г.
Всероссийский съезд военно-морского духовенства, открывая свои заседания, шлет Вам, господин министр, свой привет и молитвенное пожелание: да поможет Вам Господь Бог в Вашей великой организаторской работе. Ее плоды мы видим в могучем наступательном порыве вдохновляемой Вами славной русской революционной армии, поднявшейся на защиту молодой свободы и благородного призыва к миру, которого не хотел оценить коварный враг. Кровь павших на фронте наших собратьев-пастырей, разделение от начала войны - боевой страды нашей паствы - неразрывными узами связали священника и воина. Одушевленные желанием и впредь нести подвиг совместного служения с русским воином, мы верим, что и в новых условиях жизни свободной Родины военный священник найдет добрую почву для сеяния семян вечной истины и Вашу поддержку своему святому делу.
ВЦОВ. 1917. № 65. С. 3.
Телеграмма председателю Государственной думы Родзянко духовенства Черноморского флота и гарнизона Севастополя 8 марта 1917 г.
Духовенство Черноморского флота и гарнизона Севастополя просит ваше высокопревосходительство и в вашем лице Государственную Думу принять наш привет и поздравление с завершением великого государственного переворота. Молим Господа, да ведет Он дорогую Родину нашу от силы в силу по новому славному пути. Верим, что скоро на Поместном соборе церковь скажет свое мощное слово, согретое евангельской правдой. Главный священник Черноморского флота Георгий Спасский.
РГИА. Ф. 1278. Оп. 5. 1917. Д. 1292. Л. 39. Подлинник.
Телеграмма председателю Государственной
думы М.В. Родзянко духовенства 28-й пехотной дивизии III армии Западного фронта
21 марта 1917 г. (28-я
пехотная дивизия входила в состав 15-го армейского корпуса III армии Западного
фронта).
Духовенство 28-й пехотной дивизии в вашем лице приветствует народных избранников и Временное правительство, снявшее вековые оковы с пастырей церкви в их апостольском служении благу народа и родины, молит Всевышнего о ниспослании всесильной помощи Божией Временному правительству в многотрудном устроении родины, отдавая с своей стороны все силы на служение христолюбивому воинству в его ратном подвиге стояния за счастье и свободу отечества от тевтонского порабощения.
РГИА. Ф. 1278. Оп. 5. 1917. Д. 1292. Л. 116. Подлинник.
Телеграмма председателю Временного правительства съезда представителей военного духовенства Юго-Западного фронта 5-7 мая 1917 г.
Съезд представителей военного духовенства Юго-Западного фронта горячо приветствует Временное правительство, ставшее на страже политических свобод, завоеванных армией и народом. Съезд признает Временное правительство единственным правомочным органом верховной власти и потому всякое посягательство и давление на эту власть считает контрреволюционным выступлением, которому военное духовенство будет противиться всей силой своего пастырского авторитета. Съезд твердо верит, что с помощью Божией Временное правительство приложит все усилия к устранению всяких проявлений любви, политической свободы, сознательной справедливости и широкого народовластия.
ГАРФ. Ф. 1778. 1917. Оп. 1. Д. 98. Л. 123. Подлинник.
Воззвание «К воинам-гражданам великой Русской Армии» Всероссийского съезда
военного и морского духовенства 1-2 июля 1917 г.
Братья воины! Страшную истину
возвещаем Вам, истину, перед которой тяжкой скорбью горит русское сердце: наша
Родина милая, кровью и потом, трудами миллионов русских людей созданная, наша
Русь святая гибнет… Страшно об этом думать! Ужас леденит нашу душу! Ужель
Россия гибнет потому, что хлебнула свободы, вкусила новой жизни? Да не будет!
Ведь для того-то и умирали, гибли русские люди, для того-то волею Божиею и их
трудами Россия призвана к свободе, чтобы спастись свободой от развала, к
которому вела Россию старая власть. Не свобода губит Россию, а наша непривычка
к свободе. Как птица, если ей на долгое время связать крылья, разучается
летать, так русский народ, живший века в тяжкой неволе, под постоянной охраной,
опьянел, вырвавшись из темницы и глотнув чистого воздуха свободы. У всех
закружилась голова. Вместо свободы, русские люди впали в своеволие. «Нет
закона, нет власти, что хочу, то делаю, чего не хочу, к тому никто не вправе
меня принудить», - вот как понял свободу русский человек, вчерашний раб,
призванный неожиданно к свободе. Может ли существовать государство без твердой
власти, которая имела бы право приказать, запретить и наказать? Такого
государства не было и не будет, пока люди остаются людьми! Что такое армия без
власти, без дисциплины? Она обращается в сброд, который бежит перед врагом,
спасая свои животы, оставляя свои позиции, оружие, артиллерию, позоря тех своих
товарищей, которые за эти три страшные года войны умирали смертью героев,
смертью святых мучеников, поддерживая славу русского воинства с одной только
слабой надеждой на свободу. Братья воины, лучшие сыны России, ее цвет и
надежда! Мы, военные священники, делившие с Вами тяготы окопной жизни, слившие
кровь лучших собратий наших священной кровью русского солдата, мы Христом Богом
просим, молим Вас: образумьтесь, не давайте врагам родины и нашей свободы,
безумцам иль изменникам, дурачить, обманывать, развращать Вас, не дайте погибнуть
России. Только Вы можете спасти ее!
России нужна сильная власть. Признайте всю полноту власти за Временным
Правительством, составленным из друзей народа, одушевленных одним стремлением
спасти Россию, создать ее счастье! России нужна могучая сила - войско, которое
бы от врагов спасло и защитило ее. Дайте же, - время не терпит, - скорее дайте
России эту силу! Все, кому дорого счастье Родины, кому страшен вечный позор,
порадейте, чтобы в расстроенных смутой, развращенных большевистской пропагандой
воинских частях скорее установить порядок и дисциплину, вернуть им их боевую
мощь. Солдаты! Офицеры! Скорее сплотитесь в дружную, родную семью! Солдаты,
доверьтесь офицерам! Они вместе с Вами гниют в окопах, вместе с Вами страдают и
умирают! Они - Ваши братья, Ваши старшие товарищи, защитники свободы, верные
сыны великой русской демократии. Беспрекословно исполняйте приказания своих начальников!
Если Вам говорят начальники идти вперед, - идите. Знайте, что это нужно для
поддержки гибнущих, где-нибудь рядом с Вами, товарищей Ваших, для спасения
Свободной России. Нам не нужно никаких захватов: русский народ имел
благородство отказаться от аннексий и контрибуций. Мы преклоняемся пред этим
порывом русской души. Но спасите же Россию от страшного и нового ярма, спасите
ее от немецкой неволи, которая страшнее была бы и татарщины и барщины!
Истекающему кровью народу русскому нужен мир, и мы молим Бога, чтоб Господь
скорее послал его исстрадавшейся Родине нашей. Но мы не хотим мира позорного,
мира во что бы то ни стало. Мы вместе с народом исповедуем, что лучше умереть в
свободе и за свободу, чем жить в позорных цепях рабства. Мы призываем Вас,
дорогие, к продолжению войны во имя грядущего мира, после которого мы вместе с
Вами, с Евангелием в руках будем бороться против чудовища войны и всякого
насилия. Не бойтесь смерти! Помните слова Христа Спасителя: «Кто хочет спасти
жизнь свою, погубит ее, а кто не боится потерять ее, тот спасет ее». Изменника
и труса, бросающего свой пост и спасающего свой живот, смерть постигнет там,
где он ее не ждет, смерть позорная. Братья воины! К порядку, дисциплине, к
святому подвигу свободных граждан! Иначе погибнет Родина наша, Русь святая, а
нас проклянут грядущие поколения русского народа, которые будут стонать под
немецким игом. Они скажут о нас: «Нам стыдно за своих отцов и братьев, они были
трусы и предатели, они так легко, словно из рук Божиих, получили драгоценную
свободу и продали ее легкомысленно, преступно и позорно, за чечевичную
похлебку». Да спасет Христос - Царь мира исстрадавшуюся, гибнущую от безвластия
и нашего своеволия дорогую Родину нашу! Да благословит Вас Господь, родные,
дорогие, на крепкое стояние в труде, подвиге и молитве, которыми спасется Русь.
Будьте истинными гражданами, а свободный русский гражданин должен сказать: «Я
не хочу жить, если погибнет Россия!» Всероссийский съезд Военного и Морского
духовенства.
РГА ВМФ. Ф. 715. Оп. 1. Д. 133. Л. 108–108об. Машинопись. Копия.
Несмотря на усилия военных пастырей направленные на защиту Отечества, после февральской революции, появились случаи оскорбления священников, открытого препятствия им в проведении служб и даже физического насилия. Одним из первых от рук опьяненных свободой солдат и матросов пал настоятель Свеаборгского крепостного собора протоиерей Ягодин. В отдельных воинских частях на митингах принимались решения об упразднении должностей военных священников. Этому способствовали и некоторые правовые акты, принятые Временным правительством: постановление Об отмене вероисповедных и национальных ограничений и закон О свободе совести.
Борьба церкви с Советской властью приобретает наиболее четкие, ясно выраженные классовые формы в период гражданской войны. Церковь оказывает внутренней контрреволюции всемерную идейную и материальную поддержку. Война против Советской власти представляется ей как борьба «за святыни православные, за веру и Отечество», белогвардейцев называли «христолюбивым воинством», «крестоносцами», на средства церкви формировались воинские подразделения типа полков «Христа-спасителя», «Богородицы» и т. д. В Сибири, например, в период колчаковщины было организовано так называемое «крестоносное движение», участники которого на добровольческой основе образовывали воинские формирования с обязательным ношением христианской атрибутики типа восьмиконечного креста.
После октябрьских событий отношение новой государственной власти к Церкви поначалу не было враждебным. Но после того, как патриарх Тихон ниспослал на большевиков анафему, начались многочисленные притеснения и репрессии в отношении священнослужителей и верующих. В январе 1918 г. Наркомат по военным делам расформировал Управление военного духовенства и уволил всех военных священников с государственной службы в армии.
Гражданская война обострила отношение власти и церкви, так как основная масса православного духовенства влилась в ряды противников советской власти. Только на Урале с октября 1917 г. по 1920 г. произошло 118 антисоветских выступлений с участием духовенства, из них 13 - вооруженных.
Литература:
1. Титлинов Б.В. Церковь во время революции. - Пг., 1924. - С. 63.
2. Научное издание. Российское духовенство и свержение монархии в 1917 году. (Материалы и архивные документы по истории Русской православной церкви). Cост., автор предисловия и комментариев М.А. Бабкин. - М.: Индрик, 2008. 632 с.; ил. Изд. 2-е, исправленное и дополненное.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.