Предмет: ФИЗИКА. 8 КЛАСС
Учебник: А. В. Пёрышкин «Физика, 8 класс», Москва,
Дрофа, 2023 год
Выполнила учитель
физики
:
Кавун Дарина Николаевна
Место в структуре учебной программы: данный урок проводится во второй учебной четверти при рассмотрении второй главы «Изменение агрегатных состояний вещества», урок № 3 (согласно тематического плана).
Тема урока: Относительная влажность воздуха. Определение относительной влажности воздуха и ее значение для здоровья.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: урок – исследование, с использованием ИКТ.
Цели урока:
Узнать, что такое относительная влажность воздуха,
Научиться определять относительную влажность воздуха,
Рассмотреть различные приборы для определения относительной влажности воздуха,
Постараться определить для себя, насколько эта физическая величина важна и для нашего самочувствия и для нормальной стабильной работы предприятий различного профиля.
Задачи урока:
Обучающая:
· Сформировать понятие «относительной влажности воздуха»,
· Рассмотреть формулу для расчета влажности,
· Изучить приборы для определения относительной влажности воздуха: гигрометры, психрометр.
Развивающая:
· способствовать расширению кругозора учащихся,
· повышению их интеллекта,
· привитие навыков самостоятельной и исследовательской работы в сочетании с практической деятельностью учащихся.
Воспитательная:
· научить учащихся подходить к изучаемым проблемам с позиции исследователя,
· Воспитывать чувство уверенности у учащихся, желание самому получить результат поиска.
Оборудование:
психрометр, гигрометр, термометр, психометрические таблицы, компьютер, экран, проекционный аппарат.
Форма организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Средства обучения: использование ИКТ, прибор для определения влажности воздуха - психрометр, психрометрическая таблица, самостоятельная работа с учебником, с дидактическим материалом, пример решения задачи, кроссворд - в электронном виде.
Структура урока:
1. Организационный момент (1 минута).
2. Мотивационное начало урока (4 минуты).
3. Определение темы и задач урока (3 минуты).
4. Постановка проблемного вопроса (1 минута).
5. Объяснение нового материала (16 минут).
· Самостоятельная работа (4 минуты).
· Решение задач на расчет относительной влажности воздуха (2 минуты).
· Рассказ учителя (4 минуты).
· Выполнение практического задания (2 минуты).
· Экспериментальное задание (выполняется во время заслушивания докладов).
· Исследования учеников (доклады) (4 минуты).
6. Подведение итогов урока ( 3 минуты).
7. Домашнее задание (1 минута).
8. Рефлексия. Оценки за урок. (1 минута).
Урок проводится с использованием ИКТ.
( Прилагается презентация Microsoft PowerPoint – Приложение 1)
1. Организационное начало урока(1 минута)
На проекторе эпиграф к уроку:
В 1 веке до нашей эры римский поэт Тит Лукреций Кар в своей
знаменитой поэме «О природе вещей писал»:
И, наконец, на морском берегу, разбивающем волны,
Платье сыреет всегда, а на солнце, вися, оно сохнет.
Видеть, однако, нельзя, как влага на нем оседает,
Да и не видно того, как она исчезает от зноя.
Значит, дробится вода на такие мельчайшие части,
Что недоступны они совершенно для нашего глаза.
2. Мотивационное начало урока( 4 минуты)
Подвести к постановке учебных задач и определению темы урока.
Учитель: Как вы считаете, почему затрудняется дыхание в пустыне и на крайнем севере?
Ответы учеников: так как воздух сухой.
В воздухе всегда есть водяной пар. Перечислите, откуда он берется?
v испарение с поверхности Земли
v испарение с поверхности водоёмов, растений,
v атмосферные осадки
Учитель: Ребята! Сейчас вы увидите природные явления. Подумайте, они как - то связаны между собой?
· Туман,
· Облака,
· Иней,
· Роса,
· Пустыня
Слайды №5 – 10.
Учитель: Какое из явлений отличается от других? Чем?
Ученик: Пустыня, там нет влаги.
3. Определение темы и задач урока (3 минуты)
Учитель: Значит влажность это понятие относительное, итак,
формулируем тему урока:
Относительная влажность воздуха. Определение относительной влажности воздуха и ее значение для здоровья. Слайд № 11.
Далее ученики формулируют цели урока. Слайд № 12.
4. Постановка проблемного вопроса. (1 минута)
Ребята перед вами вырезка из местной газеты «Островские вести» с неблагоприятными днями в ноябре месяце. Слайд № 13.
? Для чего публикуют подобные предупреждения?
Учитель: Постарайтесь осмыслить этот вопрос, а точный ответ вы мне дадите в конце этого урока.
5. Объяснение нового материала. (16 минут)
Влажность
воздуха является одним из важнейших параметров атмосферы, который определяет
погоду, а также то, на сколько комфортно чувствует себя человек в данный
момент времени.
Итак, мы уже выяснили, что влажность воздуха определяется количеством в нем
водяного пара. Слайд № 14.
1) Самостоятельная работа. (4 минуты)
Ребята! Давайте посмотрим, что такое влажность воздуха?
(работают по учебнику самостоятельно). Слайды № 15 – 16.
1. Откройте учебник § 19 на странице 46, внимательно прочитайте его до страницы 47.
2. Запишите к себе в тетрадь формулу для расчета относительной влажности воздуха, обозначив все величины, входящие в формулу.
2) Решение задачи на расчет относительной влажности воздуха. (2 минуты) Слайды № 17 - 18.
3) Рассказ учителя «Приборы для определения влажности воздуха». (4 минут). Слайды № 19 – 22.
4) Выполнение практического задания «Определение относительной влажности воздуха с помощью психрометра» (2 минуты). Выполняют все учащиеся. Слайды № 23 – 26.
5) Экспериментальное задание (выполняют два ученика класса на выбор, определяют при помощи психрометра влажность воздуха на улице). Слайд № 27.
Учитель: Мы попросим двух учеников класса с помощью психрометра определить влажность воздуха сейчас на улице.
Учитель: Пока ребята рассчитывают относительную влажность воздуха, мы посмотрим, а какие исследования для нас подготовила ученица класса.
6) Доклады учеников класса (4 минут)
«Исследование относительной влажности в школьном кабинете физики». Приложение 2. Слайд № 28.
«Мнения ученых о важности относительной влажности воздуха»
Приложение 3. Слайд № 29 – 30.
6. Подведение итога урока. ( 3 минуты)
Решение проблемного вопроса:
Учитель: Вернемся к началу урока. Перед вами вырезка из местной газеты «Островские вести» с неблагоприятными днями в ноябре месяце.
Слайд № 31.
? Для чего публикуют подобные предупреждения?
Ученики: выдвигают свои версии, аргументируют ответы. (возможный вариант)
· Это связано с относительной влажностью воздуха, если она повышена, то общее самочувствие человека ухудшается, особенно это относится к пожилым людям, так как они наиболее чувствительны к перепадам температур. Поэтому, чтобы им как–то обезопасить себя, свое здоровье, фиксируют подобные публикации.
Составление вопросов к кроссворду (по наличию свободного времени). Слайд № 32.
7. Домашнее задание: § 19 стр. 46 – 48,
Творческое задание: Попробуйте с помощью двух термометров (сухого и влажного) измерить относительную влажность воздуха у вас дома, сравните ваш результат с тем, что мы получили на уроке, объясните, по какой причине относительная влажность воздуха получилась меньше (больше) полученной на уроке. Слайд № 33. (1 минута).
8. Рефлексия. Оценки за урок. (2 минуты). Слайд № 34.
· Достигли ли мы цели урока?
· Что больше всего понравилось в ходе урока?
· Что не понравилось?
· Что, на ваш взгляд, можно было бы изменить?
· О чем хотели бы узнать больше?
Используемая литература:
· Учебник А. В. Пёрышкин «Физика, 8 класс», Москва,
Дрофа, 2008 год.
· Поурочные планы «Физика. 8 класс», И. И. Мокрова, Волгоград, 2003 год.
· В. И. Лукашик «Сборник задач по физике», Москва, Просвещение, 2006 год.
· С. Е. Полянский «Поурочные разработки по физике, 8 класс , Москва «ВАКО», 2005 год.
· Электронные уроки и тесты «Физика в школе», «ЗАО «Просвещение – Медиа», 2005 год.
· А. Е. Марон, Е. А. Марон «Физика, 8 класс», Дидактические материалы, Москва, Дрофа, 2006 год.
· http://www.september.ru – газета «Первое сентября».
· Электронные рисунки с сайта: http://www.yandex.ru/picture.gif
Материал размещен на сайте Интернет - Представительства Островской средней школы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.