Цель урока: Создание благоприятных условий для развития творческой и мыслительной деятельности учащихся.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
развитие мотивации образовательной деятельности обучающихся на основе личностно ориентированного подхода;
развитие познавательных интересов обучающихся;
развитие самостоятельности в приобретении новых знаний.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
развитие умений организации учебной деятельности: постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности;
развитие умений соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований;
ФИЗ razrabotka_uroka_fiziki_v_9.doc
Разработка урока физики в 9м классе по теме «Относительность
механического движения».
Цели урока: обеспечить усвоение сущности относительности механического
движения – в различных инерциальных системах отсчёта движущееся тело
имеет разные скорости, перемещения, траектории; правила сложения
скоростей и перемещений; способствовать развитию наблюдательности,
логического мышления, творческого подхода в различных жизненных
ситуациях; воспитывать внимательность, уважение к другим точкам зрения,
толерантность.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация.
План урока
I. Постановка цели
Задача: Мимо станции медленно движется отправляющийся поезд. Два
наблюдателя – пассажир поезда, сидящий в вагоне за столиком, на котором
лежит яблоко, и провожающий, стоящий на перроне, – утверждают
следующее: а) яблоко движется вместе с вагоном; б) яблоко продолжает
лежать на столе и никуда не движется. Кто из них так говорит и кто прав?
Возможные версии учащихся: а) пассажир полагает, что яблоко не движется,
т.к. оно неподвижно лежит перед ним на столе, значит, он прав; б)
провожающий видит, что яблоко начало удаляться от него, т.е. оно пришло в
движение, значит, он прав; в) правы оба, т.к. каждый из них рассматривают
яблоко со своей точки зрения.
Выслушав версии, учитель спрашивает: «Какова задача нашего урока?»
Учащиеся формулируют: объяснить противоречия в суждениях
наблюдателей.
II. Проверочная работа: проводится согласно методическим рекомендациям
Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е. «Физика 9» (ст.1516)
III. Изучение нового материала
Демонстрация. Сложение перемещений, направленных вдоль одной прямой, с
использованием движущейся по столу тележки или платформы и движущейся
по тележке заводной игрушки.
Учитель спрашивает: «Кто летом купался в реке? Зависит ли результат
заплыва от направления, в котором плывёшь, от скорости?» Учащиеся рассказывают о своём опыте плавания в реке, объясняют причину смещения
пловца относительно берега.
Слайд с демонстрацией движения лодки и плота по реке с разными
параметрами: скорости течения реки, собственной скорости лодки, угла
между ними. Учащиеся графически изображают в тетради сложение
скоростей. По итогам делают вывод.
Работа с таблицей «Относительность механического движения» (кранбалка
за работой). Учащиеся должны показать на ней скорости контейнера
относительно крана и относительно земли, объяснить наблюдаемую разницу.
Учитель предлагает по всем наблюдениям сделать вывод и записать в
тетради, почему скорости и перемещения тел в различных системах отсчёта
различны. Учащиеся формулируют общий вывод по всем примерам
относительности движения.
IV. Работа в рабочей тетради
Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е. «Физика 9» задание 2527
V. Подведение итогов
Учитель предлагает ответить на вопросы: в чём проявляется относительность
механического движения? как определить скорость и перемещение тела в
системе отсчёта, принимаемой за неподвижную в данных условиях, если
известна скорость (перемещение) в подвижной системе отсчёта и скорость
самой подвижной системы отсчёта? Учащиеся отвечают, используя свой
жизненный опыт, результаты наблюдений за виртуальными опытами,
рассуждения и выводы, сделанные за урок.
Учитель просит выставить оценки друг другу в журнал с учётом результатов
коллективной работы. Учащиеся выставляют оценки, передавая журнал по
рядам.
Учитель задаёт на дом прочитать § 3, задание в рабочей тетради 2830
Относительность движения
Относительность движения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.