ТЕМА: ОТРАЖЕНИЕ КУЛЬТУРЫ СЛОБОЖАНЩИНЫ В ИЗО
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЛИНИИ
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА: развитие культурного процесса на Слобожанщине средствами изобразительного искусства
ЦЕЛЬ: приобщение культурному прошлому нашего народа, формирование представлений о изобразительном искусстве Слобожанщины, развитие познавательной активности, воспитание гуманистического взгляда на историю и ее героев.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: систематизация знаний культурно-историческом наследии своего края.
ТИП УРОКА: комбинированный
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ: слобожане, икона,
ОБЕСПЕЧЕНИЕ, МАТЕРИАЛЫ: проектор, компьютер
КОПИРАЙТИНГ: http://ruskline.ru/analitika/2014/03/25/slobozhanwina_etnicheskaya_istoriya
http://allrefs.net/c1/492l8/p28/?full
ПАЛИТРА УРОКА
1. Организационный момент.
2. Актуализация опорных знаний.
Блиц опрос по теме предыдущего урока:
1. Каковы особенности быта были у слобожан?
2. Как одевалась казачья старшина?
3. Как одевались слобожанские женщины в городе и в селе?
4. Какие основные обычаи, обряды были у слобожан?
5. Как играли слобожанскую свадьбу?
6. Какие старинные обряды сохранились в селе и до наших времен?
3. Мотивация учебной деятельности.
В настоящее время этот край считается степным. Лесов во времена заселения было, однако, несоизмеримо больше, чем в настоящее время. Леса и поляны чередовались по всему краю. Северная часть района находится в зоне смешанных лесов, Харьковская область почти полностью находится в Лесостепной зоне, только восточная часть Харьковской области является чисто степной.
Природа щедро наделила Слобожанщину. Почвы края - благодатный чернозём. Водилась птица, дикие животные (зубры, медведи, волки, лоси, кабаны), пушнина; в степях встречались сайгаки и дикие кони. В широких степях легко было разводить табуны коней, рогатый скот, овец. Росли плодовые деревья. Прекрасные условия были для пчеловодства. Минералов было мало. В достатке была только соль. Добывали камни для жерновов, мел, который использовали для строительства «хат-мазанок», гончарную глину.
C конца XVI века начинается регулярное и массовое заселение края. Постепенно, по мере того, как исчезла многовековая опасность со стороны степей, край все более терял свой военный характер. Казачество постепенно превращалось в мирных земледельцев, ремесленников, городские торговцев.
Рис.1 Традиционная сельская архитектура Слобожанщины.
- Какие виды искусства, по вашому мнению, ображали культуру Слобожанщины ( «Мозговой штурм», работа в группах).
- А теперь давайте составим кластер «Культура Слобожанщины».
- А какой же вид искусства был самым популярным вы узнаете сегодня на уроке.
4. Социализация новых знаний
Параллельно с формированием этнического типа слобожанина создавалось и искусство Слободской Украины со своими специфическими региональными особенностями. Нигде искусство не испытывало такого перекрестного влияния, как в этом регионе. Сюда сошлись «переселенцы со всех частей Украины – от Галичины до Полтавщины, от Холмщины до Подолья, а есть сведения, что заходили также бойки и гуцулы с гор Карпатских». А близкое расположение российских поселений не могло не обозначиться на развитии всего культурного процесса на Слобожанщине.
Переселяясь в этот край, украинские казаки везли с собой самые разнообразные предметы декоративно-бытового искусства, а также многочисленные церковно-культурные вещи своих прежних храмов. Среди этих достопримечательностей были как отдельные иконы, так и целые иконостасы. Как писал Д. Т. Филарет-Гумилевский, один золочевский священник привез с собой из г. Мишурова (Надднепрянщина) колокол, иконостас и богослужебные книги.
Самым популярным и самым распространенным видом изобразительного искусства тогда была икона. К сожалению, не сохранились сведения о творчестве украинских иконописцев, которые в начальный период переселения украинцев создавали прекрасные образы, чем заслужили славы «черкасских икон». Не дошли до нашего времени и те самые слобожанские достопримечательности изобразительного искусства XVII века. Известно, что слобожанские храмы украшались монументальными росписями. Однако до нашего времени они не сохранились, кроме незначительных фрагментов, как, например, в Спасском соборе в Изюме.
В Покровском соборе в Ахтырке сохранились изображения двух ангелов с распростертыми крыльями и горнами, которые извещают о наступлении Страшного суда.
Рис. Росписи Покровского собора в Ахтырке.
Немало ценных достопримечательностей, к которым, прежде всего, нужно отнести из лучших образцов казацкого барокко росписи Покровского собора в Харькове, построенного в XVII веке, было уничтожено. Среди немногочисленных слободских икон XVIII века, какие сохранились, привлекает внимание святая Варвара из Сумского художественного музея. Это изображение красивой, роскошно одетой украинской женщины с ожерельем на шее и в волосах, в красных сапогах и с бахромками на фартуке.
Параллельно развивалась и портретная живопись. Отражая социальные и экономические сдвиги в тогдашней жизни Слобожанщины, он знаменовал собой утверждение гуманизма.
Среди местных портретов XVIII века, которые демонстрировались на выставке XII археологического съезда в Харькове, были представлены портреты славных украинских гетманов – Богдана Хмельницкого, Петра Конашевича-Сагайдачного, Петра Дорошенко, Ивана Самойловича, народного героя Ивана Гонты. В Сумском художественном музее хранятся портреты Максима Зализняка, гетманов Ивана Скоропадского и Даниила Апостола, портрет военного, выполненные неизвестными художниками XVIII века. Воинская доблесть и мужество нашли выразительное воплощение в их образах. Эти черты присущие и изображением полковника Ахтырского полка Ф. Осипова, полковника Сумского полка Г. Кондратьева и бригадира слободских полков Ф. Лесевицкого, что приводятся в «Истории Слободской Украины» Д. И. Багалия.
Кроме украинских мастеров работали и российские художники. Из литературных источников известно, например, что в 1780 году для губернских присутственных мест были сделаны портреты, выполненные московским художником Иваном Полощевым. Он также писал иконы для Покровского собора в Ахтырке.
5. Обобщение и систематизация изученного материала
Составление вопросов по содержанию урока (работа в группах)
АРТ-ПРАКТИКА
Просмотр ролика «Полевые цветы Слобожанщины». https://www.youtube.com/watch?v=vdF6XDMBeRs . Сделать эскиз рисунка «Природа Слобожанщины»
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Предствить описание одного из портретов гетьманов, о которых говорилося на уроке по плану.
1. Название картины
2. Автор, период написания картины, историч. эпоха
3. Стиль, направление, жанр
4. Вид живописи (монументальная, станковая и т. д. )
5. Сюжет
6. Техника (акварель, масло и т. д. )
7. Колорит (спокойный, напряженный, теплый)
8.Композиция (динамичная, статичная, замкнутая, раскрытая)
9. Идея картины
10. Восприятие картины
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.