Отражение культуры Слобожанщины в литературе и музыке
Оценка 4.9

Отражение культуры Слобожанщины в литературе и музыке

Оценка 4.9
docx
27.09.2021
Отражение культуры Слобожанщины в литературе и музыке
Культура Слобожанщины.docx

ТЕМА: ОТРАЖЕНИЕ КУЛЬТУРЫ В ЛИТЕРАТУРЕ И МУЗЫКЕ

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЛИНИИ

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА: Обряд возведения на престол нового кагана,

Обряд

 погребения, Обряд вызывания дождя

ЦЕЛЬ: расширить представление обучаемых о жизни хазар на основе их обрядов, развивать творческие способности, воспитовать  чувство бережного отношения к художественному наследию своего народа.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: приобщение к культуре свого народа через освоение художественного наследия пришлого, развитие умение анализировать информационные источники, и делать выводы.

ТИП УРОКА: комбинированный

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ: каган, обряд, курган

ОБЕСПЕЧЕНИЕ, МАТЕРИАЛЫ: проектор, компьютер

КОПИРАЙТИНГ: https://ru.wikipedia.org/wiki/Хазарский_каганат

http://museum.kh.ua/docs/publications/89.pdf

ПАЛИТРА УРОКА

1.      Организационный момент.

2.      Актуализация опорных знаний.

Составление кластера на тему «Хазарский каганат»

1.     Мотивация учебной деятельности.

- Сегодня мы продолжаем путешествие по хазарии и поближе познакомимся с жизнью и бытом самих хазар. А помогут нам в этом хазарские обряды.

- Что такое обряды?

- Какие обряды вам знакомы?

- Для чего нужны обряды?

4.      Социализация новых знаний

- Сегодня вы узнаете о некоторых обрядах древних хазар. В течении урока вам нужно заполнить таблицу «Отличительные особенности хазарских обрядов».

 Одним из главных обрядов был обряд возведения на престол нового кагана. Кто же такой каган?

http://cs622825.vk.me/u277091241/video/x_f4714e07.jpg

Он стоял во главе государства.  Формально он обладал всей полнотой военной и административной власти, но не имел аппарата для навязывания своих решений.   Положение каганов зависело, прежде всего, от способности успешно получать военную добычу и распределять её среди знати. Другой

Рис. Хазарский каган Владимир Кровавый

важной опорой их власти была сакрализация. Власть кагана считалась установленной небом. Он являлся главой языческого культа и наделялся в глазах подданных сверхъестественными способностями. Стать каганом мог только член одного царственного рода, власть в котором, вероятно, передавалась по принятой у тюрков «лествичной» системе от старшего брата к младшему.

Вера в божественную силу правителя приводила к тому, что в случае несчастья, происходившего со страной, его могли обвинить в неудачах и сместить. Его жизнь подлежала строгой регламентации, фактически могла быть превращена в сплошные запреты.

При возведении на престол кагана душили шёлковым шнуром, и он в полубессознательном состоянии должен был сам назвать число лет своего правления. По прошествии этого срока его убивали. Если же он называл непомерно большое число лет, его всё равно убивали по достижении сорокалетнего возраста, так как считалось, что с возрастом божественная сила покидает его

«При возведении государя на престол, ближайшие важные сановники сажают его на войлок, и по солнцу кругом обносят девять раз. При каждом разе чиновники делают поклонение пред ним. По окончании поклонения сажают его на верховую лошадь, туго стягивают ему горло шелковою тканью, потом, ослабив ткань, немедленно спрашивают: сколько лет он может быть ханом?».

Ответ на этот вопрос, данный в полубессознательном состоянии, был для новоявленного владыки делом жизни и смерти. Как только он доживал до назначенного им самим срока, его убивали и заменяли новым правителем. Об этом, но уже применительно к хазарскому кагану сообщал арабский историк ал-Истахри. Ал-Истахри пишет о хазарах:

«Когда они желают поставить кого-нибудь этим хаканом, то приводят его и начинают душить шелковым шнуром. Когда он уже близок к тому, чтобы испустить дух, говорят ему: “Как долго желаешь царствовать?” — он отвечает: “Столько-то и столько-то лет”. Если он раньше умрет (то его счастье), а если нет, то его убивают по достижении назначенного числа лет царствования».

Обряд погребения

Во второй половине VII века стали появляются курганы «с квадратными ровиками», которые, как считается, принадлежали хазарским воинам. Хазарских воинов на Нижнем Дону было достаточно много, потому что уже найдено около 300 таких погребений.

 

 

Хазары воздвигали для своих покойников отдельные курганы. В центре такого кургана располагалась прямоугольная могила (реже — две), в которую были уложены воин и его конь (или «чучело» коня — то есть голова, ноги с растянутой шкурой и упряжь). Коня обычно клали у входа, в так называемой «входной яме», всадника — рядом, в нише («подбое»), параллельно коню.

http://www.hagahan-lib.ru/images/kusves/1-7.jpg 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рис. Погребение хазарского воина

Воина сопровождали боевое оружие, заупокойная пища и обязательный пояс с многочисленными серебряными или бронзовыми пряжками и накладками. Литые пряжки и накладки поясов зачастую украшены орнаментом в виде лотоса или побегов виноградной лозы. Материал, из которого был отлит декор пояса, характер и пышность орнамента, вероятно, могли свидетельствовать не только о богатстве воина, но и о его статусе.

 

Из предметов вооружения в погребениях «с ровиками» чаше всего находят остатки лука. Деревянная основа лука оснащалась несколькими костяными накладками (как правило, из оленьего рога) — они были необходимы для большей жесткости и для придания луку пружинящих свойств. Дерево, из которого была сделана основа, в погребениях почти всегда истлевало, но сохранившиеся костяные накладки позволяют судить об основных деталях конструкции. Часто находят в погребениях и железные наконечники стрел — дальнобойные легкие трехлопастные или более тяжелые «бронебойные», «пулевидные», как их называют археологии, — такие могли пробить щит, панцирь, кольчугу.

Кроме лука, в могилу почти всегда клали нож или даже несколько, иногда боевые кинжалы. Другие предметы вооружения встречаются нечасто. Изредка находят остатки длинноклинкового оружия (меч, палаш, сабля). Это было время, когда более легкая и удобная в бою сабля сменяла тяжелые мечи и палаши. Иногда в могилах лежат железные или костяные кистени.

Судя по тому, что лук в могилу клали почти всегда, он был основным оружием хазар-кочевников в это время. Клинковое оружие находят редко, но это объясняется еще и тем, что помещать в могилу такую дорогую вещь было непозволительной роскошью. Потому же в хазарских погребениях редки кольчуги и панцири. Лук же всегда в чем-то индивидуален, «подгоняется» под своего владельца и в то же время сравнительно недолговечен; вряд ли его передавали по наследству.

Интересно, что даже в богатых погребениях рядом с роскошными золотыми и серебряными импортными вещами обычно стояли очень грубые и простые сосуды, вылепленные вручную, это была дань ритуалу. Скорее всего, такие сосуды делались специально для похорон. Иногда рядом с покойными лежали кубики игральных костей, — наверное, игра в кости была популярна среди хазар. Еще одна распространенная находка в таких курганах — золотые византийские солиды. Часто они имеют дырочки или петельки для ношения на одежде.

http://gorod.lugansk.ua/uploads/posts/2010-10/1287055586_2arxeologi-1.jpg 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рис. Погребение хазарского воина (8-9 в. н.э.).

Вокруг могилы вырывался ровик, опоясывающий ее более или менее правильным квадратом. Ширина ровика не превышала один — полтора метра, а обычно была даже меньше. Глубина не превышала ширину. В ровиках иногда находят кости жертвенных животных.

Женские погребения в таких курганах — большая редкость.

Все хазарские скелеты носили следы тяжелых повреждений огромной давности. В большинстве случаев черепа разбиты ударами чекана или дубины в лоб или в висок, а ноги ниже колен обрублены. Нередко обрублены пальцы правой руки. Для чего это делали?

Это был страх перед умершими. Хазары были уверены, что он может принести вред.

Чтобы лишить мистического врага возможности двигаться, его опаливали огнем и обрубали конечности. С точки зрения примитивного сознания, этого было достаточно.

Вот как описывают археологи одну из своих раскопок: «Во второй могиле оказалось полностью сохранившееся погребение хазарского воина. Он лежал на спине рядом с останками своего коня — конь был традиционным спутником хазарина в загробном мире, но в могилу обычно укладывали лишь голову, передние и задние ноги, покрытые шкурой, и полный комплект конской сбруи: седло, удила и псалии, стремена, разного рода бляхи и украшения… Воин был вооружен кистенем, луком и стрелами. Конечно, от самого лука уцелели только костяные накладки, а от стрел — наконечники. От железного ножа и вовсе мало что осталось, но археологи по кусочкам ржавчины, сохранившим некоторое подобие формы, по крайней мере, знают, что он был. Зато великолепно сохранились фурнитура и украшения — и воинские, и конские. В могиле лежали самые разнообразные бляхи, пряжки, накладки из бронзы и серебра, в том числе и традиционный поясной набор. На палец хазарина был надет серебряный перстень со вставкой из камня (или, возможно, стеклянной пасты). В изголовье стоял забитый землей грубый лепной сосуд, когда-то содержавший заупокойную пишу».

Обряд вызывания дождя

Еще у хазар  были жрецы с особыми функциями вызывания дождя, с их деятельностью связывалось изобилие и вообще благополучие в стране. Об особом внимании древних кавказских тюрков к дождю свидетельствует и известное письмо хазарского царя Иосифа, где, говоря о важных особенностях края, он отмечал: "Страна наша не получает много дождей".  В средневековых источниках сообщается, что жители Хазарии испрашивают дождь при помощи останков предводителя арабских войск. В дагестанском фольклоре есть тексты, где говорится о вызывании дождя останками великана.

Тело убитого под Баланджаром в 32/652 г. арабского полководца 'Абд ар-Рахма-на ибн Раби'а ал-Бахили было помещено хазарами в особый сосуд и стало служить средством для вызывания дождя. Соединение магических действий, вызывающих дождь, с убиением врага характеризует еще одну черту хазарского идолопоклонства - наличие человеческих жертвоприношений.

5.Обобщение и систематизация изученного материала

«Рефлексивный экран».

Обучаемые по цепочке высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

-сегодня я узнал…

-было интересно…

-я понял, что…   

-я почувствовал, что…

-меня удивило…

-мне захотелось…

АРТ-ПРАКТИКА

Создать свой эскиз воинского урашения.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Эссе на тему: «Значение обрядов в жизни древних хазар».

 


 

Скачано с www.znanio.ru

ТЕМА: ОТРАЖЕНИЕ КУЛЬТУРЫ В ЛИТЕРАТУРЕ

ТЕМА: ОТРАЖЕНИЕ КУЛЬТУРЫ В ЛИТЕРАТУРЕ

Сегодня вы узнаете о некоторых обрядах древних хазар

Сегодня вы узнаете о некоторых обрядах древних хазар

При возведении на престол кагана душили шёлковым шнуром, и он в полубессознательном состоянии должен был сам назвать число лет своего правления

При возведении на престол кагана душили шёлковым шнуром, и он в полубессознательном состоянии должен был сам назвать число лет своего правления

Хазары воздвигали для своих покойников отдельные курганы

Хазары воздвигали для своих покойников отдельные курганы

Дерево, из которого была сделана основа, в погребениях почти всегда истлевало, но сохранившиеся костяные накладки позволяют судить об основных деталях конструкции

Дерево, из которого была сделана основа, в погребениях почти всегда истлевало, но сохранившиеся костяные накладки позволяют судить об основных деталях конструкции

Рис. Погребение хазарского воина (8-9 в

Рис. Погребение хазарского воина (8-9 в

От железного ножа и вовсе мало что осталось, но археологи по кусочкам ржавчины, сохранившим некоторое подобие формы, по крайней мере, знают, что он был

От железного ножа и вовсе мало что осталось, но археологи по кусочкам ржавчины, сохранившим некоторое подобие формы, по крайней мере, знают, что он был

АРТ-ПРАКТИКА Создать свой эскиз воинского урашения

АРТ-ПРАКТИКА Создать свой эскиз воинского урашения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.09.2021