Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"
Оценка 4.7

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Оценка 4.7
Занимательные материалы +1
docx
музыка +1
2 кл—11 кл +1
29.10.2018
Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"
Эдвард Григ в своих музыкальных произведениях отразил образы природы, народные сказания родной страны. Одна из фортепианных пьес Э. Грига называется «Шествие гномов». Слово «марш» в переводе с французского означает «шествие». Слушание: Э. Григ. «Шествие гномов». • Как вам кажется, про каких гномов рассказывается в пьесе Э. Грига, про добрых или злых? (Про злых.) • А почему вы так решили? (Музыка таинственная, иногда страшная, злая.) • Почему пьеса Э. Грига называется «Шествие гномов», что такое шествие? (Музыка похожа на марш.) Марш необычный, сказочный. Слышны внезапные, неожиданные акценты, прыжки, ужимки, будто гномы прихрамывают, ковыляют, даже подтанцовывают. Прислушайтесь, эта музыка похожа не только на марш, но и на фантастический танец. Пьеса состоит из трёх, отчётливо различаемых частей (трёхчастная форма). Обратите внимание: начальный и заключительный разделы пьесы по звучанию совпадают. А средний раздел значительно отличается от них. Повторное слушание пьесы Э. Григ. «Шествие гномов» по частям Начальный раздел. Пьеса Грига «Шествие гномов» изображает причудливый марш гномов, которые двигаются пёстрой, шумной толпой, прыгая и приплясывая на ходу.
12.docx
Там где живут гномы – 3  класс Содержание: 1. Отражение мифологических сюжетов в  музыке: Э Григ «Шествие гномов». Воплощение музыкального содержания в  трёхчастной форме. Специфические особенности  2. 3. трёхчастности: сходство крайних разделов,  серединный контраст. Музыкальный материал: 1. 2. Э. Григ. «Шествие гномов» (слушание); Г. Гладков, стихи из норвежской  народной поэзии. «Тролли» (пение); 3. А. Журбин, стихи П. Синявского.  «Смешной человечек» (пение,  импровизация). Характеристика видов деятельности: 1. Наблюдать за процессом и результатом  2. 3. музыкального развития на основе сходства и  различия тем, образов. Распознавать художественный смысл  трехчастной формы. Импровизировать в форме театрализации  в соответствии с заданным музыкальным  образом. Живут волшебники земные, Тепло своих сердец даря. И где­то рядом сказки бродят, Когда звучат их голоса. Волшебники приходят, Приходят и уходят, Но остаются чудеса… М. Пляцковский Эдвард Григ ­ композитор, живший в северной стране Норвегии, где очень красива природа.  Норвегия ­ это страна диких скал, густых  лесов, узких извилистых морских заливов­ фьордов. Издавна норвежский народ населил  леса и горы фантастическими существами,  добрыми и злыми духами: гномами, эльфами,  кобольдами, троллями, сочинил множество  прекрасных сказок. Норвежский композитор, музыкальный  деятель, пианист, дирижёр Эдвард Григ очень  любил природу и сказки, любил мечтать и  фантазировать. Однажды, когда он был ещё маленьким  ребёнком, они вместе с отцом отправились на  прогулку. Дорога шла вдоль ущелья. Вдруг  Эдвард остановился у сосны, выглядывающей  из глубины ущелья. Сосна вросла прямо в  трещину камня. Мальчик долго смотрел на  сосну. Потом, повернувшись к отцу, спросил: ­ А где же гномы? Где они могут прятаться? Отец подумал: сын растёт большим  фантазёром и, посмотрев на него внимательно, сказал: ­ Ты спрашиваешь, где живут гномы? В  сказках, мой милый, в старых норвежских  сказках. Но Эдвард не поверил отцу. Он был уверен,  что гномы живут среди скал, в горах, в лесах  или в корнях старых сосен. Для мальчика природа действительно была  живой. И сам он жил в мире сказки не только,  когда был ребёнком, но и тогда, когда стал  взрослым. А знаете ли вы, кто такие гномы? Это –  маленькие бородатые существа, обитающие  глубоко под землёй, в горах, лесу. В недрах  земли они хранят несметные сокровища –  золото и драгоценные камни. Несмотря на малый рост, гномы наделены  сверхъестественной силой. Они могут  выковать волшебные кольца и мечи. Гномы умеют колдовать. Их колдовство  бывает добрым и безобидным. Но если гномы  рассердятся, то непременно отомстят  обидчику. Эдвард Григ в своих музыкальных  произведениях отразил образы природы,  народные сказания родной страны. Одна из    фортепианных пьес Э. Грига называется  «Шествие гномов». Слово «марш» в переводе  с французского означает «шествие». Слушание: Э. Григ. «Шествие гномов». Как вам кажется, про каких гномов  рассказывается в пьесе Э. Грига, про добрых  или злых? (Про злых.) А почему вы так решили? (Музыка  таинственная, иногда страшная, злая.) Почему пьеса Э. Грига называется  «Шествие гномов», что такое шествие?  (Музыка похожа на марш.) Марш необычный, сказочный. Слышны  внезапные, неожиданные акценты, прыжки,  ужимки, будто гномы прихрамывают,  ковыляют, даже подтанцовывают.  Прислушайтесь, эта музыка похожа не только  на марш, но и на фантастический танец. Пьеса состоит из трёх, отчётливо различаемых частей (трёхчастная форма). Обратите  внимание: начальный и заключительный  разделы пьесы по звучанию совпадают. А  средний раздел значительно отличается от  них. Повторное слушание пьесы Э. Григ. «Шествие гномов» по частям Начальный раздел. Пьеса Грига «Шествие  гномов» изображает причудливый марш гномов, которые двигаются пёстрой, шумной  толпой, прыгая и приплясывая на ходу. Постепенно шум и свист умолкают, шествие  удаляется, последние гномы исчезают... Начинается средний раздел пьесы. Здесь  характер музыки резко меняется: звучит  мягкая, спокойная, по­народному простая и  выразительная мелодия. Нежный, лирический напев этой сельской  песни воскрешает в нашем воображении  картины норвежской природы: чистое, как  кристалл, горное озеро, скалы, отражённые в  его холодных водах, прибрежный тёмный  еловый бор. Но эта картина представляется  нам недолго. Полная безмятежного покоя  песня скоро кончается, её сменяют лёгкие,  порхающие звуки, образующие подвижные,  взлетающие вверх пассажи. Кажется, будто  мимо нас проносится лёгкий рой воздушных  эльфов, а может быть, это причудливое,  игривое порхание бабочек, носящихся от  цветка к цветку? Музыка начала средней части повторяется  ещё раз на несколько ступеней выше (в  другом, более высоком регистре), что  сообщает всей этой части ещё более  прозрачный, лёгкий, какой­то невесомый  характер. Заключительный раздел пьесы является  повторением первой (реприза). Исчезает  картина норвежского пейзажа, снова музыка  воссоздаёт фантастический танец­шествие  гномов. И на этот раз шествие постепенно  приближается, музыка становится громче и  громче, слышится шум, топот, свист... ­ но  потом всё постепенно успокаивается и  стихает: гномы удаляются и, наконец, совсем  скрываются вдали... В конце пьесы, когда звучность затихает,  гномы удаляются, внезапно раздаются два  громких, сердитых возгласа, Жёсткие,  угрожающие аккорды заканчивают эту  сказочную пьесу. Запомни! Резкая смена звучания в музыкальном  произведении называется контрастом. Трёхчастная форма   Вопросы и задания: 1. Почему Э. Григ назвал свою пьесу именно  шествием? 2. Какие картины возникают в вашем  воображении при прослушивании среднего  раздела пьесы? Что происходит с  музыкальным звучанием? Как изменяются  средства музыкальной выразительности? Празднования Рождества на Руси  (колядки) ­3 класс Праздник Рождества Христова. Его история, атрибуты. Обычаи празднования Рождества на Руси. Знакомство с жанром колядок. Содержание: 1. 2. 3. 4. Музыкальный материал: 1. А. Лядов. «Рождество Твое, Христе Боже наш...» (слушание); 2. Н. Римский­Корсаков. «Колядка дивчат»  из оперы «Ночь перед Рождеством». I  действие (слушание); 3. В. Алеев, стихи Т. Науменко. «Если дети  верят в чудо» из детского спектакля  «Щелкунчик» (пение); Е. Птичкин, стихи В. Степанова.  «Художник Дед Мороз» (пение); Е. Крылатов, стихи Л. Дербенёва.  4. 5. «Песенка о снежинке» (пение). Характеристика видов деятельности: 1. Определять жизненную основу  музыкальных интонаций. 2. Воплощать художественно­образное  содержание музыкального народного  творчества в песнях. 3. 4. Обнаруживать общность истоков  народной и профессиональной музыки. Выражать своё эмоциональное отношение  к образам исторического прошлого в  рисунке.  Праздник Рождества Христова отмечают  миллионы людей во всём мире. В это время  повсюду на земле зажигаются рождественские ёлки, и все ждут исполнения своих заветных  желаний. А известно ли вам, почему праздник  Рождества называется именно так? Более двух тысяч лет тому назад родился  Иисус Христос – Сын Божий. Именно Он,  Спаситель мира, принёс людям свет и  надежду.  Слушание: Ф. Грубер. «Тихая ночь». Согласно легенде младенец Христос родился  в пещере, в которой заночевали его родители  – Мария и Иосиф. В пещере скрывались от  непогоды животные, которых во время  ненастья загоняли пастухи.  Мария, мать Иисуса, спеленала младенца и  бережно уложила его в ясли. Ясли, в которые  животным насыпали корм, стали первой  колыбелью младенца. Домашние звери  согревали младенца своим тёплым дыханием. В яслях спал на свежем сене Тихий крошечный Христос. Месяц, вынырнув из тени, Гладил лён его волос... Бык дохнул в лицо младенца И, соломою шурша, На упругое коленце Засмотрелся, чуть дыша, Воробьи сквозь жерди крыши К яслям хлынули гурьбой, А бычок, прижавшись к нише, Одеяльце мял губой. Пёс, прокравшись к тёплой ножке, Полизал её тайком. Всех уютней было кошке В яслях греть дитя бочком... Присмиревший белый козлик На чело его дышал, Только глупый серый ослик Всех беспомощно толкал. «Посмотреть бы на ребёнка Хоть минуточку и мне!» И заплакал звонко­звонко В предрассветной тишине... А Христос, раскрывши глазки, Вдруг раздвинул круг зверей И с улыбкой, полной ласки, Прошептал: «Смотри скорей!..» (С. Чёрный) После рождения Иисуса первыми из людей  Ему пришли поклониться пастухи,  извещённые об этом событии явлением  ангела.  В ту ночь на небе зажглась необыкновенно  большая и яркая звезда, возвещавшая  рождение Спасителя, которая привела к  младенцу Иисусу волхвов (мудрецов).   Слушание: А. Лядов. «Рождество Твое,  Христе Боже наш...» Они преподнесли Христу царские дары –  золото, ладан и смирну.  В старину на Руси был обычай – заранее  готовиться к празднованию Рождества. Люди  убирали дома. Детские рождественские  рисунки вывешивали в комнатах. Накануне  Рождества, в Сочельник, молодые девушки и  парни ходили по домам и пели обрядовые  песни – колядки. В них прославляли хозяев,  желая им счастья, здоровья и удачи. Хозяева  щедро угощали колядовщиков пирогами,  колбасами, сладостями. Слушание: Н. Римский­Корсаков. «Колядка  дивчат» из оперы «Ночь перед Рождеством».  А в день самого Рождества наряжалась  праздничная ёлка. На верхушке обязательно  укрепляли звезду – в память о  Рождественской звезде. Все гости,  навещавшие хозяев дома. В этот день были желанными. Ведь Рождество – это праздник  доброты и милосердия.  В рождественскую ночь совершается  торжественная служба, дома и храмы заранее  украшают еловыми ветками, которые  символизируют древо жизни. Главные  торжества в России проходят в храме Христа  Спасителя в Москве. Колядки Пришла коляда накануне Рождества, Дайте коровку, масляну головку. Наделил бы вас Господь И житьём, и бытиём, и богатством. И создай вам, Господи, ещё лучше того! Тётенька добренька, Дай кулички сдобненькой. Коляда, моляда, накануне Рождества Подавай, не ломай, Всё по целой подавай. Если крошечку уронишь, То и Бога не замолишь. Не подашь лепёшки – разобьём окошки. Не подашь пирога – уведём корову за рога. Вопросы и задания: 1. Как в старину на Руси Отмечали  Рождество? 2. Послушайте, как звучит колядка в опере  Н. Римского­Корсакова из оперы «Ночь  перед Рождеством». Загадки Среди зимы – большое торжество. Великий праздник – … (Христово  Рождество) Его ждут все – от малышей, до пап и мам и все нарядные спешат на службу … (в  храм). Здесь празднично, светло, приятно пахнет  ладан, Перед иконами горят … (лампады). И, распушив зелёные иголочки красуются рождественские … (ёлочки). Чтобы с молитвою прошёл сегодня вечер, Все люди в храме зажигают … (свечи). И службе праздничной все радостно  внимают, а после ­ с Рождеством друг друга …  (поздравляют). Здесь торжеством и тайной веет  отовсюду И сердце замирает в ожиданьи … (чуда). Ведь чудо всех чудесней в этот день сбылось – На земле родился… (Иисус Христос). Вставайте,  люди русские _______________________________ Содержание: 1. Историческая, музыкально­ патриотическая тема. 2. Отражение патриотических черт русского характера в музыке хора «Вставайте, люди  русские!» из кантаты С. Прокофьева  «Александр Невский». 3. Контраст образов ­ русских  освободителей и немецких рыцарей­ крестоносцев ­ в музыке Прокофьева; Знакомство с жанром кантаты. 4. Музыкальный материал: 1. С. Прокофьев. «Вставайте, люди  русские!», «Ледовое побоище», «Мёртвое  поле», «Въезд Александра во Псков» из  кантаты «Александр Невский» (слушание); 2. Г. Гладков, стихи Ю. Энтина. «Край, в  котором ты живёшь» (пение). Характеристика видов деятельности: 1. Наблюдать за процессом музыкального  развития на основе сходства и различия  интонаций, тем, образов. 2. Применять знания основных средств  музыкальной выразительности при анализе  прослушанного произведения. «Святая Русь не пуста стоит, на Святой Руси  есть сильны могучи богатыри» ­ так говорил  Илья Муромец о доблестных защитниках  земли Русской. В минуты тяжёлых испытаний в Росси всегда  находились великие герои, ведущие народ на  борьбу с врагом. Князь Игорь, Александр  Невский, Александр Суворов, Михаил  Кутузов… Имена этих русских полководцев  навсегда вошли в историю Российского  государства. «Кто с мечом к нам войдёт ­ от меча и  погибнет. На том стоит, и стоять будет русская  земля!»  Александр Невский Перелистаем страницы русской истории Итак, начало XIII в. Русь задыхается под  татаро­монгольским игом. Вся южная часть Русского государства изнемогает от  жестокости завоевателей. А с севера новая  беда – шведы да немцы. В 1240 г. Князь Александр Ярославич  наголову разбил отряд шведских рыцарей.  Битва эта произошла на реке Неве, и  победитель получил за это прозвище Невский. О том в народе даже песни складывают. «А и было дело на Неве­реке, На Неве­реке. На большой воде. Там рубились в войске воинском За великую землю Русскую. За собою войско вёл Александр. Были силы в войске богатырские, Как налево махнут – станет улица, А направо махнут – переулочек. Не уступим мы землю Русскую, Кто придёт на Русь, будет побеждён!» Вскоре после Невской битвы на Русь  двинулись отряды немецких рыцарей­ крестоносцев. Чёрными крестами были  расшиты их знамёна, чёрные кресты были и на  щитах рыцарей. Строй крестоносцев русские  прозвали «железной свиньёй». Весной 1242 года на Чудском озере  разыгралось кровавое побоище. «Александр Невский был в самого гуще боя… Сеча (сражение) кругом шла такая, что льду озёрному стало жарко. Русские дрались  яростно. Да и как же драться без ярости,  когда позади остались дети и жёны, остались  сёла и города, осталась родная земля с  коротким и звучным названием ­ Русь…» О.  Тихомиров. Русские войска, сражаясь, загнали врагов на  лёд Чудского озера, лёд проломился, и  тяжёлые доспехи увлекли захватчиков под  воду. Художники и композиторы воплотили облик  героического князя и его подвиг в своих  картинах и в музыке. Живопись На картине П. Д. Корина «Александр  Невский» князь изображён во всю высоту  полотна, опираясь обеими руками на  огромный тяжёлый меч в ножнах. Он как бы  возвышается над нами, это придаёт образу  особое величие. Полководец изображён в  боевых доспехах – в кованом шлеме, в  стальной кольчуге, рукавицах, наколенниках – на фоне красного плаща и тёмного знамени с  ликом Спасителя. Князь Александр Невский  грозно смотрит перед собой. Взгляд его суров  и неприступен. Весь его облик говорит: «Кто  на Русь с мечом пойдёт, тот и от меча  погибнет!» На дальнем плане, за фигурой князя, мы  видим белоснежные церкви Великого  Новгорода. Отражение русского города в  картине символизирует Великую Русь. Звуки музыки С. С. Прокофьев. Кантата «Александр  Невский» Композитор Сергей Сергеевич Прокофьев  написал кантату к художественному фильму  под названием «Александр Невский», в  котором показывают битву на Чудском озере. Именно кантатой, то есть музыкальным  произведением для пения, а не сюитой из  музыки к фильму назвал своё сочинение  Сергей Сергеевич Прокофьев. Почти 300 лет назад появилась многоголосая  бытовая песня – «кант». Слово это в переводе с латинского означает «песня», «пение» и  созвучно итальянскому слову «кантаре», что  означает «петь». Авторами кантов были учителя пения,  студенты, певчие церковных хоров. Канты  посвящались разным событиям. В них  воспевали победу и скорбели о погибших,  осуждали предательство и высмеивали  глупость. При Петре I канты сочиняли для  торжеств по случаю победы. Кантата – это большое произведение,  состоящее из нескольких частей. Она  исполняется в концертном зале хором,  оркестром и певцами­солистами. На сцене не будет декораций. Займут свои  места оркестранты во фраках, выйдет и  построится хор ­ чёткие ряды женщин в  длинных платьях и мужчин в чёрных  костюмах. Дирижёр подаст знак ­ и линия  белых листков прочертит эти стройные ряды:  хористы приготовят ноты. Но начнётся  музыка ­ и всё исчезнет. Перед нами встанет  измученная, разорённая монголами Русь,  собирающая силы для борьбы с новым врагом. «Вставайте, люди русские! На славный бой, на смертный бой!»   Мощно и грозно звучит призыв; то низко,  рокочуще, то высоко и звонко ведут они  мелодию песни. Вот слились вместе, будто  идущие из разных мест ополченцы собрались в единую могучую рать: «Вставайте, люди честные, За нашу землю русскую!» Слушание: С. Прокофьев «Вставайте, люди  русские!» из кантаты «Александр Невский» (1 часть хора). 1. Есть ли в этом хоре инструментальное  вступление? 2. 3. 4. Какой музыкальный инструмент звучит во вступлении? (Колокол.) Каков характер звучания колокола?  (Тревожный, призывный, беспокойный.) Какой характер звучания хора?  (Энергичный, смелый, напряжённый.) У композитора в нотном тексте имеется  указание: «решительно, мужественно». Какой хор звучал в этом отрывке –  1. мужской, женский, детский или смешанный?  (Смешанный – слышны были мужские и  женские голоса.) 2. 3. 4. 5. Кто ещё, кроме смешанного хора,  исполнял этот отрывок? (Симфонический  оркестр.) В какой динамике звучит весь отрывок?  (Форте.) В каком темпе звучит отрывок? (В  быстром.) Какому музыкальному жанру близок этот  отрывок? (Маршу.) Вы послушали начальный отрывок. А теперь  послушайте полностью хор «Вставайте, люди  русские!». Обратите внимание на его среднюю часть – изменится ли характер музыки, кто её  будет исполнять? Вернётся ли в конце  музыкальная тема начала? Слушание: С. Прокофьев «Вставайте, люди  русские!» из кантаты «Александр Невский»  (полностью). 1. Отличалась ли по своему звучанию  средняя часть хора? (Да.) Какой был характер в этой части?  (Распевный, плавный, мягкий.) Кто исполнял среднюю часть? (Женский  2. 3. хор и симфонический оркестр.) Послушайте текст, который поёт женский  хор. Широко и плавно разлилась вдруг  мелодия, зазвенела прекрасная высоким,  чистым звоном. «На Руси большой, На Руси родной Не бывать врагу!» И снова клич по всей Руси: «Вставайте, люди  русские!» Теперь уже поёт весь хор, и  женщины, и мужчины, ­ ещё мощнее, и уже  совсем грозно зазвучала песни, сзывая всех на  битву с врагом. «На Руси родной, На Руси большой Не бывать врагу. Поднимайся, встань, Мать родная Русь.» 1. Почему среднюю часть произведения с  этими словами поёт именно женский хор?  (Создаётся впечатление, что женщины  провожают своих мужей на борьбу с врагом  или, что сама Русь просит подмоги у  защитников.) 2. 3. 4. 5. Повторялась ли в конце начальная тема  хора? (Да.) Каков характер финала произведения?  (Возвышенный, мощный, торжественный.) Сколько частей было в хоре «Вставайте,  люди русские!»? (Три части.) Каким словом в музыке называется  повторение? (Реприза) А знаете ли вы, мои дорогие друзья, что в  самые первые дни Великой Отечественной  войны, когда не было и не могло ещё быть  песен, зовущих на правое и святое дело ­ на  битву с фашизмом (а как нужны были также  песни сразу же, сейчас же!), когда не была ещё создана прекрасная и суровая песня­призыв  «Вставай, страна огромная!»,­ в эти самые  первые дни по радио во всех уголках нашей страны звучал именно этот хор из кантаты  Сергея Прокофьева. «Вставайте, люди русские, на великий бой с  захватчиками нашей Родины, за нашу землю»,  ­ сзывала советских людей мужественная  песня. И могучая, жизнеутверждающая  энергия, заключённая в музыке, вселяла  уверенность, рождала волю к победе. Но вернёмся снова к кантате. В музыке кантаты «Александр Невский» С.  Прокофьев создал не только русские  героические образы, но и образы захватчиков. …Мглистый, туманный рассвет над ледяным  полем. Затаённо, тихо начинается «тема  нашествия» немецких рыцарей. К засевшим в  засаде русским войскам приближается  непобедимый доселе стальной клин  тевтонской «свиньи». Лязгает, громыхает  броня, и сквозь лязг прорываются высокие,  резкие голоса ­ это монахи исступлённо поют  свои католические молитвы. Но и молитвы, и  страшный лязг доспехов ­ всё заглушает  песня, боевая песня русских воинов.  Мужественно и грозно звучат низкие, мощные  голоса русских богатырей... В бой вступает дружина Александра  Невского. У трубы звучит тема «Вставайте,  люди русские!». Начинается русская атака. Её сопровождает новая стремительная, удалая  тема. Эти темы, как противники в бою,  сталкиваются друг с другом. Потом  вражеская тема слабеет, искажается.  Завершает эту часть тихая и светлая тема  среднего раздела четвертой части «На Руси  родной, на Руси большой не бывать врагу». На освобождённую русскую землю пришли  мир и тишина. Слушание: С. Прокофьев «Ледовое побоище»  из кантаты «Александр Невский». Окончена ледовая битва. Безмолвно и  неподвижно ледяное поле, только огоньки  факелов мелькают в темноте. Женщины  разыскивают воинов, не вернувшихся с битвы.  «Я пойду по полю чистому...» ­ одиноко  плывёт над снежным простором низкий,  глубокий женский голос. В мелодии,  невыразимо печальной, распетой широко, как  протяжные крестьянские песни,­ не  бессильное отчаяние, а сдержанная скорбь. И  в огромном, безмерном горе сохраняет  величавое достоинство русская женщина ­  мать, жена, невеста. «Песней невесты» и  названа эта часть кантаты. Поёт песню один  голос. Но этот одинокий голос звучит как  скорбный реквием всего народа, как дань  памяти павших в злой ледовой сече. После мощной, яркой, многообразной музыкальной  картины ледового побоища, после шума и  грохота этот одинокий голос не только не  нарушает, но ещё сильнее подчёркивает  застывшую, мёртвую тишину ледяного поля. Послушайте, какими словами начинается  отрывок «Мёртвое поле». «Я пойду, пойду по полю белому, Полечу по полю смертному, Поищу я славных соколов, Женихов моих, добрых молодцев. Кто лежит, мечами порубленный, Кто лежит, стрелой пораненный. Напоили они кровью алою Землю честную, землю русскую…» Слушание: С. Прокофьев «Мёртвое поле» из  кантаты «Александр Невский». 1. Какой характер у этой музыки?  (Протяжный, мрачный, тоскливый.) 2. 3. Какому жанру народной песни близка  мелодия этой части кантаты? (Плачу.) Кто исполнял эту часть кантаты?  (Симфонический оркестр и певица­ солистка.)  Псков встречает победителей. Снова песня ­  счастливая, радостная. Сверкающей нитью  вьются вокруг её мелодии высокие звенящие  подголоски, чудесно сливаясь с малиновым  перезвоном праздничных колоколов. «На Руси большой, На Руси родной Не бывать врагу!» Мы слышим знакомые мелодии ­ все они уже  звучали в кантате. Чудесно преображённые,  словно одетые в праздничный наряд, они не  потеряли, однако, своей могучей силы ... Слушание: С. Прокофьев «Въезд Александра  во Псков» из кантаты «Александр Невский». Пусть помнят враги: «Кто с мечом к нам  войдёт ­ от меча и погибнет. На том стоит, и  стоять будет русская земля». Кантата окончена. 1. Как называется кантата, музыку из  которой вы прослушали? 2. 3. 4. 5. 6. Какой композитор написал кантату  «Александр Невский»? (Сергей Прокофьев.) Произведение о каком герое написал С.  Прокофьев? (Об Александре Невском.) Чем прославился Александр Невский,  почему он получил такое прозвище –  Невский? (Под его командованием русское  войско разбило шведов на реке Неве.) Какое ещё большое сражение он выиграл? (Разбил немцев на Чудском озере.) Какие слова Александра Невского стали  крылатыми? («Кто с мечом к нам войдёт ­ от  меча и погибнет») 7. 8. 9. Как называется произведение, в котором  композитор С. Прокофьев рассказал о  подвигах Александра Невского? («Александр Невский».) В каком жанре создано это произведение? (В жанре кантаты.) Расскажите, что представляет собой жанр кантаты? (Это произведение для  симфонического оркестра, хора и солистов.) Наша страна всегда высоко ценила подвиги  Александра Невского. Он причислен к лику  святых. В ХХ веке, как вы уже знаете, о  знаменитом сражении на Чудском озере был  снят фильм, создана кантата. В 1942 году был учреждён орден Александра  Невского, которым награждали крупных  военачальников за проведение боевых  действий, в которых было разгромлено много  сил противника. Вопросы и задания: 1. Какие черты русского характера отразил  С. Прокофьев в музыке хора «Вставайте,  люди русские»? 2. Сравните звучание двух мелодий –  русских освободителей и немецких рыцарей.  Что в них общего? Чем они отличаются? Каким музыкальным термином можно  определить развитие музыки в «Ледовом  3. побоище»? Слова для справок: крещендо,  диминуэндо. Почему? Былины – 3 класс Содержание: 1. Претворение мотивов русских народных  сказок и былин в музыке отечественных  композиторов. 2. 3. Сюжеты и герои. Эпические произведения искусства:  характерные типологические особенности. Музыкальный материал: 1. А. Бородин. Симфония № 2  «Богатырская». I часть. Фрагмент  (слушание); 2. В. Гаранин. Былина «Илья Муромец»  (слушание); 3. Ю. Антонов, стихи М. Пляцковского.  «Родные места» (пение). Характеристика видов деятельности: 1. Различать настроения, чувства и характер  человека, выраженные в музыке. Размышлять, рассуждать об  2. отечественной музыке и многообразии  фольклора. 3. Обнаруживать общность истоков  народной и профессиональной музыки. «Дела давно минувших дней, Преданья старины глубокой…» Расскажу я вам, ребята, о давних­давних  временах. Ещё и городов на раздольной  русской земле не было, только степи  бескрайние, леса дремучие да озёра и реки  синие. Вода чистая, прозрачная, в той воде  рыбы ­ видимо­невидимо. Но в болотах и  озёрах, сказывают, водилась и другая  живность, например, водяной или русалки. А в лесах не только зверьё бродило, но и  леший ходил­поскрипывал. Об этом говорят  древние сказания далёких предков ­ славян.  Передавали они свои рассказы из поколения в  поколение устно: так те и до нас дошли. Много было древних славянских поселений на Руси, и назывались они все по­разному.  Вспоминают, жили когда­то племена антов,  россов (отсюда и название: Русь); позже  появились поляне, древляне, северяне, вятичи, волыняне, бужане... Большой и трудный путь  прошла матушка­Русь с тех давних времён. И  печенеги с половцами разоряли её, и шведы с  немцами нападали с севера, и 200 лет под  игом татарским томился народ русский. Но  выстоял! Силён, знать, духом оказался. А ещё русские люди всегда своим  трудолюбием славились. Землю­матушку  пахали, рыбу ловили, в лесах охотились.  Красоту родного края ценили и сами  старались красоту создавать. То ложечка  расписная, то чаша затейливая, то игрушка  хитроумная выйдет из умелых рук  мастерового. А костюмы какие носили!  Глядеть ­ не наглядеться на узоры, тканые да  вышитые! Ну а уж про сказки, песни да игры и говорить нечего ­ чистый родник воды живой.  Именно так называют порой народное  творчество. Народное творчество иногда называют  фольклором. Это слово английское и означает вот что: фольк ­ народное, лор ­ знание или  мудрость. И действительно, русский  фольклор ­ воистину неиссякаемый источник  красоты и мудрости! Композитор М.  Глинка так и говорил: «Музыку сочиняет  народ, а мы, композиторы, только аранжируем (аранжируем ­ изменяем, излагаем) её». Если в календарных обрядовых песнях, в  плясовых и хороводных мы сами являемся  участниками действия, то в старинных  былинах обязательно есть тот, кто нам  рассказывает, a мы всего лишь внимательно  слушаем. Эпос  так называют эти старинные  предания. Эпические песни­сказания о давно прошедших временах, иногда с элементами  фантастики. Свой эпос есть у каждого народа  (украинские думы, норвежские саги, немецкие сказания о нибелунгах, французские песни о  Роланде...). Плывут звуки яровчатых гуслей, и величавая,  распевная речь неторопливо повествует о  прославленных богатырях времён Киевской  Руси: о Вольге и Микуле, о славном Илье  Mypoмцe, о Добрыне Никитиче и Алёше  Поповиче. Слушание: В. Гаранин. Былина «Илья  Муромец». Главный герой картины – сказитель Баян –  находится не по центру. Художник Виктор  Васнецов показывает нам, что главное не то,  как выглядит Баян, а что он рассказывает. По  этой же причине большинство собравшихся не смотрит на старца с гуслями, а погружено в  свои мысли. Грозовое небо и сильный ветер, развевающий  седину старца, будто вторят его рассказу о  великих сражениях и героизме русского  народа. Лица слушателей, серьёзные и  напряжённые, наводят на мысль, что  повествуемое слепым Баяном вызывает у них  чувство решимости. Возможно, скоро  предстоит сражение, и старец, рассказывая о подвигах защитников Руси, настраивает всех  на победу. Всё может родная земля: накормить хлебом,  напоить из родников, удивить своей красотой.  Вот только защитить сама себя не может. А  потому защита родной земли – это  обязанность всех тех, кто ест её хлеб, пьёт  воду, любуется её красотой. Народ всегда славил своих защитников. Об их подвигах в древности были сложены песни –  былины. Былины пелись и сказывались  одновременно. Они относятся к  произведениям народного творчества.  «Богатырская» тема представлена в музыке  русского композитора Александра  Порфирьевича Бородина. Вторая симфония Бородина так и называется  – «Богатырская». Слушая эту музыку,  испытываешь ощущение силы, бодрости,  света, мысленно представляешь образ Древней Руси, её бескрайние степи, богатырские  заставы ­ весь образ далёких веков. Про героев давних времён рассказывают нам и замечательные картины художников. Перед  вами картина, которую написал  замечательный русский художник Виктор  Васнецов. Художник никогда не видел  богатырей. Они жили намного раньше художника. Но он слушал, что поёт и  рассказывает про богатырей народ, ­ и  представил их себе, вообразил их. И теперь  для нас богатыри именно такие, как на  картине В. Васнецова. Остановились в чистом поле три богатыря.  Посредине на вороном коне – Илья Муромец,  славный богатырь. Сила и мудрость  чувствуется во всём его облике. Он зорко  смотрит вдаль из­под ладони. В одной руке  копьё, в другой – тяжёлая палица. Стоит под  ним конь, слегка потряхивая бубенчиками под чёлкой. Конь спокоен, только зло косит глаза  в сторону врага. Крестьянский сын Илья  Муромец совершал подвиги не ради славы, а  потому, что любил свою землю, свой народ. Слева на белом коне – Добрыня Никитич ­  представителен и величав. Он достаёт  булатный меч. Щит у Добрыни каменьями  украшен, меч у него булатный, а взгляд­то у  него пристальный. Под ним белый  длинногривый конь стоит, ноздри раздувает,  видно, врага чует. Справа от Ильи – Алёша Попович. В левой  руке у него лук, а по правую руку гусельки  яровчатые. Алёша и песни петь, и воевать  умеет. Лукава усмешка на его губах, вот  сейчас запоёт песню на всю степь. Вооружён  он скромнее. Рыжий конь Алёши под стать ему: низко опустил голову, чтобы пощипать  травы, но уши навострил. Хитёр Алёша! Не  смотрит в сторону врага, а лишь глаза косит  да тугой лук держит наготове. Три богатыря стоят на широкой равнине.  Вдали темнеют холмы родной земли. Чутко  вслушиваются богатыри: не видать ли врага,  не обижают ли кого? В небе клубятся белые тяжёлые облака.  Вольный ветер собирает их в тучи, гуляет по  выжженной солнцем земле. Хищная птица,  парящая над кромкой леса, и серые  могильники вносят дополнительную  интонацию опасности. Но весь облик  богатырей говорит о надёжности защитников  Русской земли. Слушание: А. Бородин. Симфония № 2  «Богатырская». I часть. Все стороны своей жизни отразил русский  народ в сказках, песнях, былинах. И живут  они долго ­ много веков. Собирают их,  изучают и чтут как самое дорогое сокровище,  как память о прошлом. А что же может быть  дороже памяти? Как устоит дерево без  корней? Но ведь и правда, искусство похоже  на большое дерево. Корни его ­ это народное  творчество. Ветви ­ искусство  композиторское: сколько талантов расцветает на ветвях этого необычного дерева! По стволу же бегут те живительные соки,  которые и питают таланты. Музыкальные вариации – 3 класс Содержание: 1. 2. Знакомство с вариационной формой. Сходство и отличия в вариационной  форме. 3. Изменения характера темы в условиях  вариационного развития. Музыкальный материал: 1. П. Чайковский. Симфония № 4. IV часть.  Фрагмент (слушание); 2. 3. «Во поле берёза стояла». Русская  народная песня (слушание); «Во сыром бору тропина». Русская  народная песня (пение). Характеристика видов деятельности: 1. Наблюдать за процессом и результатом  музыкального развития на основе сходства и  различия тем, образов. 2. Распознавать художественный смысл  вариационной формы. Все знают песню «Во поле берёза стояла». У  этой песни композитора нет. Её принято  называть русская народная песня. Дело в том,  что песню «Во поле берёза стояла» сочинили  очень давно, когда люди не знали азбуки, не  умели читать и писать, не умели записывать и  музыку. Но песня эта живёт много­много лет,  её знали ещё ваши мамы, бабушки и дедушки.  Кто сложил такие песни – неизвестно,  поэтому принято считать, что их сложил  народ. Вот они и получили такое название ­  народные. Вы уже знаете, что такое опера (музыкальный  спектакль, где все поют), балет (музыкальный  спектакль, где все танцуют). А какой оркестр  исполняет музыку в операх и балетах?  (Симфонический.) Но, оказывается, для симфонического  оркестра композиторы сочиняют ещё и  специальные произведения, которые так и  называются – симфонии. Симфонией  называется произведение крупной формы.  Если песня или музыкальная игра могут  длиться всего несколько минут. То симфония может звучать полчаса, целый час и даже  дольше. Песню «Во поле берёза стояла» использовал в  своей симфонии композитор Пётр Ильич  Чайковский. Послушайте отрывок из его  симфонии, где звучит тема этой песни. 1. Какой оркестр исполнял это  произведение? (Симфонический.) 2. 3. Как называется это произведение?  (Симфония.) Какую знакомую музыку вы услышали в  этой симфонии? (Русскую народную песню  «Во поле берёза стояла».) 4. Песня «Во поле берёза стояла»  прозвучала в этой симфонии несколько раз.  Везде ли она звучала одинаково? 5. Менялась ли в это песне сила звука? 6. Какие музыкальные инструменты вы  услышали? 7. В каком темпе исполнялась симфония?  (Быстро, стремительно.) 8. Какой композитор сочинил симфонию с  использованием темы песни «Во поле берёза  стояла»? (Пётр Ильич Чайковский.) Тема русской народной песни «Во поле берёза стояла» звучит в симфонии 6 раз, её  исполняют разные инструменты оркестра.  Мелодия разрабатывается, приобретает разный характер, меняет свой облик и как  будто живёт новой жизнью. Вариационная форма состоит из темы и её  нескольких вариаций. Каждая вариация по­ разному видоизменяет главную тему. Чтение стихотворения «Тема с вариациями» и беседа по содержанию. Тема с вариациями ­ Третий класс! Третий класс! Сколько грамотных у вас? ­ Тридцать три, тридцать три, В третий класс мы перешли. ­ Третий класс! Третий класс! Напишите­ка рассказ. Вам знакома тема эта: «Как провёл своё я лето». Одна тема тут, смотри, А вариантов будет ­ тридцать три. Вариациями варианты Называют музыканты. Внимательно рассмотрите «Хоровод  матрёшек». В чём их сходство и отличия? Что означает слово «вариация»? Начальная мелодия (тема) может повторяться в музыкальном произведении несколько раз  подряд. При этом каждое повторение  отличается от предыдущего: тема как будто меняет свой облик, свою окраску. В таких  случаях мы говорим, что звучат вариации. Слово «вариация» по­латыни означает  «изменение». Если изобразить вариации в буквах, то тут их  много не понадобится: Т ­ В1, В2, В3, В4, В5 ­  сколько угодно вашей фантазии, на сколько  хватит вдохновения. 1. Что такое вариация? (Музыкальная  форма.) 2. 3. 4. Какая музыкальная форма называется  вариацией? (Та, в которой главная тема  повторяется несколько раз, но изменяется её  оформление.) Как может меняться главная тема?  (Может меняться динамика, исполнители,  музыкальные инструменты, темп.) Что означает буква Т? (Тему  произведения.) Верно, а далее идут обозначения её вариаций – первая, вторая, третья и т. д. У немецкого  композитора Л. Бетховена есть произведение,  которое называется «32 вариации». Вот,  оказывается, как много можно создать  вариаций на одну только музыкальную тему. Запомни! Тема Вариации   Вопросы: 1. 2. Что означает слово «вариация»? Какая русская народна песня стала темой вариаций в финале Четвёртой симфонии П.  Чайковского? Как меняется характер темы в  последующих вариациях? Портрет в музыке – 3 класс Содержание: 1. Звукоподражание в музыке. Его роль в  передаче голосов природы, в обрисовке  музыкальных образов. 2. «Портрет» в музыке. Изобразительные  свойства музыки в передаче портрета героя  произведения, его характера и т. д. Музыкальный материал: 1. 2. К. Дакен. «Кукушка» (слушание); С. Прокофьев. «Джульетта­девочка» из  балета «Ромео и Джульетта». Фрагмент  (слушание); 3. «Кукушка». Швейцарская народная песня (пение); 4. М. Старокадомский, стихи А. Барто.  «Любитель­рыболов» (пение). Характеристика видов деятельности: 1. Распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные  особенности музыки. 2. Применять знания основных средств  музыкальной выразительности при анализе  прослушанного музыкального произведения.   Красота природы издавна привлекала  внимание поэтов, писателей, художников,  музыкантов. Природа подарила музыке звуки  и тембры, которые слышались в пении птиц, в  журчании ручьёв, в шуме грозы. Ветер чуть слышно поёт, Липа вздыхает у сада ­ Чуткая музыка всюду живёт ­ В шелесте трав, В шуме дубрав, Только прислушаться надо. Звонко струится ручей, Падает гром с небосвода ­ Это мелодией вечно своей Мир наполняет природа! Тихие слёзы свои Ива роняет у брода... Только приветствуют ночь соловьи Звоном ветвей, Песней дождей Мир наполняет природа. Птицы встречают восход, Ласточка солнышку рада! Чуткая музыка всюду живёт, Только прислушаться надо! (В. Семернин) Выйдите ранним летним утром на крыльцо  вашей дачи или деревенского дома и  послушайте звуки природы – мир полон  замечательной музыки! Каждая птичка  утверждает себя в нём своим неповторимым  голосом. Звуки музыки могут подражать различным  голосам природы.  В пьесе К. Дакена «Кукушка» мы отчётливо  слышим интонацию кукования. Эта интонация повторяется на протяжении всего  произведения. Слушание: К. Дакен. «Кукушка». Человеку свойственна склонность к  подражанию. Он начал подражать звукам  природы сначала голосом, потом попытался  извлекать звуки с помощью простейших  приспособлений: так со временем родились  дудочки, рожки, волынки, трубы, ударные и  струнные инструменты. Подражание в музыке определённому голосу  природы называется звукоподражанием. Общение с природой ­ большое счастье и  жизненная потребность для любого человека.  Природа привлекает художников, поэтов,  музыкантов своей чарующей  неповторимостью. Попытайтесь взглянуть на волшебный мир  природы глазами художника, поэта,  музыканта. Откройте своё сердце для  восприятия красоты и гармонии красок, слов,  звуков! Музыка способна передавать в звуках не  только голоса природы. Благодаря  музыкальному звучанию мы можем «увидеть»  портрет человека, почувствовать его  характер, представить его движения и  походку. У композитора Сергея Сергеевича  Прокофьева есть замечательный балет –  «Ромео и Джульетта», написанный по мотивам трагедии драматурга Вильяма Шекспира.  Главной героиней балета является девушка по имени Джульетта. Этот музыкальный  спектакль ставился в разных театрах и  странах. Лучшей исполнительницей роли  Джульетты была и остаётся Галина Уланова.  Композитор С. С. Прокофьев очень высоко  ценил мастерство балерины Галины Улановой  и называл её гением русского балета. По сюжету произведения Джульетта  взрослеет, становится девушкой, но в самом  начале она появляется в весёлом танце,  который сам композитор назвал так –  «Джульетта­девочка». Послушайте, как  начинается этот танец. Эта мелодия представляет собой гамму До  мажор, которую вы поёте на уроках музыки.  Только, рисуя героиню балета, гамма звучит в  быстром темпе. А теперь послушайте весь отрывок целиком.  Обратите внимание: будет ли меняться  характер Джульетты на его протяжении? Слушание: С. Прокофьев. «Джульетта­ девочка» из балета «Ромео и Джульетта». 1. Каким по характеру было начало этого  произведения? (Лёгким, торопливым,  игривым, свободным, беглым. Поспешным,  задорным, весёлым, детским.) 2. Менялся ли характер произведения? 3. Какой было музыка в его середине?  (Плавной, медленной, мечтательной.) 4. Возвращался ли в отрывке его  первоначальный характер? (Да, музыка вновь  становилась лёгкой. Быстрой.) 5. 6. Из какого балета С. С. Прокофьева этот  отрывок? Как зовут главную героиню этого балета? 7. 8. Как называется этот отрывок? Какая балерина считается лучшей  исполнительницей партии Джульетты в этом  балете? Вопросы и задания: 1. Какой музыкальный приём использует К.  Дакен в пьесе для передачи портрета  кукушки? 2. Каким вы представляете «музыкальный  лес»? 3. Почему С. Прокофьев назвал балетный  фрагмент «Джульетта­девочка»? Как музыка подтверждает это название? Какой темп  выбрал композитор? Как движется мелодия?  Какие использованы длительности? Жанр рондо – 3 класс С понятием форма мы встречаемся в  повседневной жизни: форма одежды ­  рабочая, спортивная, школьная;  геометрические формы ­ круг, квадрат,  прямоугольник и т. д.  Знаем все мы: форма ­ это Очертание предмета. По ней мы сразу узнаём: Лётчика, шахтёра, Врача и полотёра, Повара, железнодорожника, Пожарного и дворника. Если есть щитки и шлем, Хоккеиста видно всем. Бескозырка, брюки клёш, Воротник, рубашка, А под ней тельняшка. Все тогда издалека Распознают моряка. Форма учит нас порядку, В ней мы делаем зарядку. Форма музыке нужна, С ней она всегда стройна, В ней ведут себя достойно Содержание и форма. Композитора можно сравнить с архитектором. Прежде чем построить здание, архитектор  создаёт его план ­ форму ­ конструкцию.  Композитор тоже выстраивает план будущего  музыкального произведения. Для этого  каждый композитор использует свои приёмы  построения музыкальных произведений. С давних времён люди любили петь песни и  водить хороводы. Нередко во время  исполнения хороводных песен запевала  (солист) пел куплеты, а хор подхватывал  припев. Куплеты отличались по музыке друг  от друга. Припев повторялся без изменений.  Движение музыки шло как бы по кругу. По­французски «круг» ­ «рондо». Родиной  рондо считается Франция. Здесь в старину  был популярен народный танец с пением.  Танец назывался рондо», что и означает круг,  хоровод. Форма рондо ­ музыкальная форма, которая  построена на повторности. Эта форма  основана на многократном (не менее трёх раз) повторении главной темы, чередующейся с  эпизодами различного содержания. В рондо есть наиболее важная тема, которая  называется РЕФРЕН – она повторяется  несколько раз, чередуясь с новыми темами –  ЭПИЗОДАМИ. Форма рондо, в силу своей выразительности,  имеет обширную область применения в  музыкальном искусстве. Очень часто его  использование связано с образами шутливого,  юмористического характера. В форме рондо  написаны такие известные музыкальные  произведения, как Рондо в турецком стиле В.  А. Моцарта, «Ярость из­за потерянного  гроша» Л. Бетховена, Рондо Фарлафа из  оперы М. Глинки «Руслан и Людмила» и  многие другие. Людвиг ван Бетховен. «Ярость из­за  потерянного гроша» Рондо «Каприччио» соль мажор, op. 129  больше известно под своим подзаголовком  «Ярость из­за потерянного гроша». Когда Бетховену исполнилось 25, он написал  рондо «Каприччио», но так и никогда не  сыграл его для своих современников. О  короткой пятиминутной пьесе стало известно  только после смерти Бетховена: её нашли в  кипе бумаг, которые предназначались для продажи на аукционе. Это весёлое  произведение имело необычный подзаголовок  – «Ярость из­за потерянного гроша». Идея  подзаголовка принадлежала не композитору, а его другу – Антону Шиндлеру. Название достаточно красноречиво поясняет  музыку. Эта комическая сцена полна  присущей Бетховену энергии, волевой  устремлённости, динамики. Именно таков  характер темы рефрена, не оставляющей  сомнений в том, что ярость героя – шутливая. «Это великая бетховенская шутка, – отмечает музыковед Михаил Казиник, – бессмертная  шутка гения и громовержца, написанная для  одного лишь рояля. И каждый раз пианисты  соревнуются друг с другом, кто сыграет её  остроумнее, забавнее, задорнее: у кого  проявится то самое бетховенское чувство  юмора, приправленное щедрой порцией  ярости?..» Современные музыковеды сравнивают это  рондо с развёрнутым комическим рассказом­ сценкой, где музыка передаёт различные  контрастные эпизоды и ситуации: начальная  безмятежность, затем обнаружение пропажи,  чередования надежды и волнения. Далее  следуют бестолковые поиски с блужданием по тональностям и нарушениями в композиции,  создающими хаос. Наконец, бешеная ярость от безрезультатного поиска. Дополнительный  комический эффект создаёт контраст понятий «ярость» и «грош». Это гнев по самому  ничтожному поводу. Слушая рондо­каприччио, мы наблюдаем, как  его герой в приступе гнева, под влиянием  неконтролируемых эмоций теряет облик  разумного уравновешенного человека. От  звуков начальной весёлой и беззаботной темы  в духе польки музыка переходит к бурным  пассажам, трелям и арпеджио в низком  регистре, напоминающим возмущённое  рычание. И хотя это лишь музыкальная шутка, она приводит к выводу о необходимости  сохранять человеческий облик в любой  ситуации. «Учитесь властвовать собой». Сегодня рондо часто звучит в концертах и  исполняется как именитыми музыкантами, так и начинающими. Вольфганг Амадей Моцарт. «Рондо в  турецком стиле»  Мелодия, которую вы сейчас услышите,  любима многими людьми. Она очень известна  и популярна во всем мире. «Турецкое рондо» Вольфганга Амадея  Моцарта привлекает красотой мелодий,  изяществом, блеском. В этом произведении В.  А. Моцарт изобразил удары большого турецкого барабана, неизвестного в те  времена в Европе. «Турецкое рондо» («Rondo  Alla turca») часто звучит в виде  самостоятельной пьесы, хотя написано оно  было как третья часть сонаты ля мажор для  фортепиано. Звуки «Турецкого рондо» сразу же напомнили австрийцам хорошо знакомое звучание  турецких военных маршей. Турция (называвшаяся тогда Османской  империей) и Австрия (Osterreich, Восточная  империя ­ именно так переводится с  немецкого языка название страны) были  давними и злейшими врагами, и воевали с  перерывами с начала XVI века по конец XVIII века. Однако, несмотря на такую постоянную  вражду, у австрийцев был сильнейший интерес и к турецкой культуре вообще, и к турецкой  музыке в частности. Впервые австрийцы познакомились с игрой  турецких музыкантов в 1699 году, когда в  Вену прибыла турецкая делегация, чтобы  отпраздновать заключение Карловицкого  мирного договора, завершившего очередную  австро­турецкую войну, продолжавшуюся 16  лет. Охрану делегации Османской империи  несли янычары ­ турецкая пехота, и вместе с  другими янычарами делегацию сопровождал и янычарский военный оркестр, который дал

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ "Шествие гномов"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.10.2018