Музыкальное путешествие в Италию
Оценка 4.8

Музыкальное путешествие в Италию

Оценка 4.8
Занимательные материалы +1
docx
музыка +1
2 кл—11 кл +1
03.10.2018
Музыкальное путешествие в Италию
Сегодня мы совершим музыкальное путешествие в прекрасную Италию – страну южных морей и гор, залитых солнцем долин, садов и виноградников. Древняя Италия по праву считается хранительницей величайших исторических и художественных ценностей. Почти в каждом городе страны мы можем увидеть великолепные дворцы и храмы, фонтаны и парки, музеи и памятники. С Италией связаны имена гениев мировой художественной культуры. Среди них Петрарка и Данте (литература), Леонардо да Винчи и Рафаэль (изобразительное искусство), Верди и Паганини (музыка). Многие иностранные композиторы стремились побывать в Италии – на родине оперы, родине прекрасного пения – бельканто (bel canto по-итальянски - прекрасное пение). Вы знакомы с творчеством русского композитора, основоположником русской классической музыки. М. И. Глинка создал основы русского музыкального языка. Композитор Глинка родился недалеко от города Смоленска. Существует легенда о том, что в момент рождения мальчика в саду запел соловей, и это словно определило жизненный путь ребёнка – быть ему музыкантом.
33.docx
Музыкальное путешествие в Италию Содержание: 1. Италия ­ страна хранительница величайших культурно  исторических ценностей (краткий художественно  исторический экскурс). 2. Италия ­ родина оперы, родина бельканто. 3. Чудо­город Венеция. 4. Музыкальное посвящение М. Глинки ­ романс  «Венецианская ночь». Знакомство с жанром баркаролы. 5. Музыкальный материал: 1. М. Глинка, стихи И. Козлова. «Венецианская ночь»  (слушание); 2. Н. Паганини. «Каприс» № 24 (ля минор); 3. П. Чайковский. «Итальянское каприччио» (по желанию  педагога); «Санта Лючия». Итальянская народная песня (пение). 4. Характеристика видов деятельности: 1. Воспринимать на эмоционально­образном уровне  профессиональное и народное музыкальное творчество  разных стран мира. 2. Анализировать художественно­образное содержание,  музыкальный язык произведений мирового музыкального  искусства. 3. Воплощать художественно­образное содержание народной музыки в пении. Сегодня мы совершим музыкальное путешествие в прекрасную Италию – страну южных морей и гор, залитых солнцем долин,  садов и виноградников. Древняя Италия по праву считается хранительницей  величайших исторических и художественных ценностей. Почти в каждом городе страны мы можем увидеть  великолепные дворцы и храмы, фонтаны и парки, музеи и  памятники. С Италией связаны имена гениев мировой художественной  культуры. Среди них Петрарка и Данте (литература),  Леонардо да Винчи и Рафаэль (изобразительное искусство),  Верди и Паганини (музыка). Многие иностранные композиторы стремились побывать в  Италии – на родине оперы, родине прекрасного пения –  бельканто (bel canto по­итальянски ­ прекрасное пение). Вы знакомы с творчеством русского композитора,  основоположником русской классической музыки. М. И.  Глинка создал основы русского музыкального языка. Композитор Глинка родился недалеко от города Смоленска.  Существует легенда о том, что в момент рождения мальчика в  саду запел соловей, и это словно определило жизненный путь  ребёнка – быть ему музыкантом. Музыка М. Глинки полна народности, музыковед В. Стасов  пояснял, откуда в творчестве композитора эта черта: «Глинка  родился, провёл первые годы и получил первое своё  образование не в столице, а в деревне, и таким образом натура  его приняла в себя все те элементы музыкальной народности.  Которые, не существуя в наших городах, сохранились лишь в  сердце России». М. Глинка был первым русским  композитором, который сочинил оперы, балетную музыку и  симфонии, ставшие классическими, т. е. образцовыми. Вот  почему М. Глинка считается первым русским композитором. Но профессионально музыке Михаил Иванович Глинка учился в Италии, тогда в России не существовало своих учебных  заведений для музыкантов. И занимался Глинка так старательно и хорошо, что вскоре обогнал своих педагогов, и  они сами почтительно стали называть его «маэстро», что  означает «учитель». В память о своём пребывании в Италии  Глинка сочинил замечательный романс, который называется  «Венецианская ночь». Посмотрите на рисунок – на нём изображён итальянский город Венеция. Это очень необычный город, вместо привычных улиц  там водные каналы, по которым неспешно и плавно скользят  длинные гондолы (гондола – венецианская лодка).  И в  Венеции принято, чтобы гондольеры (лодочные гребцы)  непременно пели песни. Эти песни получили название  «баркарола». Слово «баркарола» в переводе на русский язык и означает «песня лодочника». Слово «лодка» на итальянском  языке произносится как «барка». Мелодия баркаролы нежная, лирическая, темп спокойный.  Однообразный ритмический рисунок вызывает ощущение  лёгкого покачивания. В стиле баркаролы написан и нежный, мечтательный романс  М. Глинки «Венецианская ночь». В музыке романса вы  услышите переливы волн, звуки воды, которая стекает с вёсел. И ещё Венеция славится своими карнавалами, которые длятся  несколько дней и ночей подряд. Вот о таком венецианском  карнавале и пойдёт речь в романсе М. Глинки. Послушайте начало этого романса. Ночь волшебница дышала Светло­южною красой, Тихо Брента протекала, Серебримая луной. Окружён волной огнистой Блеск прозрачных облаков, И восходит пар душистый От зелёных берегов. (Слова И. Козлова) Вслушайтесь в музыку романса, в его слова. Слушание: М. Глинка. Романс «Венецианская ночь». 1. Какой характер у романса? (Изящный, изысканный,  утончённый, нежный.) В каком жанре сочинил композитор этот романс? 2. 3. Как переводится слово «Баркарола»? 4. 5. Какая музыка М. И. Глинки вам запомнилась больше  В каких жанрах создавал музыку М. И. Глинка? всего? 6. Что рисует сопровождение романса? Сегодня мы познакомимся с творчеством знаменитого  итальянского композитора, автора произведений для скрипки  по имени Никколо Паганини. Паганини славился как виртуозный мастер игры на скрипке и  сочинил для неё много разных пьес. Его произведения казались настолько сложными, что играть их мог только он  сам. Имя Паганини было овеяно легендами. Люди, которым  доводилось слушать его игру, не верили такому мастерству,  говорили, что смычком Паганини водит сам дьявол. У  Паганини было много завистников, не раз перед концертом  ему старались навредить – обрывали струны у скрипки. Но  мастерство этого скрипача было так велико, что он умудрялся свои сочинения исполнять даже на одной струне. Познакомьтесь с одним из самых знаменитых произведений Н.  Паганини, оно называется «Каприс». Обратите внимание на  форму музыки и её развитие. Слушание: Н. Паганини. «Каприс». 1. Попробуйте спеть лейтмотив «Каприса» Н. Паганини. 2. Повторялся ли лейтмотив в течении пьесы? (Да.) 3. Менялся ли он в своём оформлении? (Да.) 4. Как называется такая музыкальная форма? (Вариации.) 5. Назовите автора этого произведения. 6. Паганини был не только великим композитором, но и  великим исполнителем. На каком музыкальном инструменте  он играл? 7. Как называется музыкант, который блестяще играет на  музыкальном инструменте? (Виртуоз.) 8. Надо ли быть виртуозом, чтобы исполнять сочинения Н.  Паганини? (Да.) В какой стране родился и жил Н. Паганини? (В Италии.)  9. Запомни! Баркарола Вопросы и задания: 1. Что в музыкальном путешествии по Италии вам  запомнилось больше всего? Почему? 2. Что такое баркарола? Каковы её особенности? 3. Какие картины возникают во время прослушивания  романса М. Глинки «Венецианская ночь»? 4. Что, по­вашему, изображает ритм в этом романсе? Дополнительный материал Пётр Ильич Чайковский в 1879 ­1880 годах жил в Италии. Внимательно вслушивался композитор в итальянскую  народную музыку, распеваемую уличными певцами. Особенно  запомнился многодневный яркий, красочный карнавал  (правда, немало утомивший своим шумом, «беснованием»).  Под его впечатлением Чайковский решил написать фантазию  на народные темы для симфонического оркестра ­  «Итальянское каприччио». Он хотел, чтобы весёлая, светлая  пьеса возбуждала жажду жизни, охоту танцевать и веселиться. Слушание: П. Чайковский. «Итальянское каприччио». Открывается эта одночастная пьеса звуками фанфары ­  сигнала, который Пётр Ильич слышал ежедневно в Риме из военных казарм, находившихся рядом с его отелем. За  медленным вступлением следуют, сменяя один другого,  эпизоды, контрастные по настроению: то грустные, печальные, то празднично приподнятые, светлые, то песенные, то  танцевальные. Произведение состоит из нескольких танцев, следующих один  за другим без перерыва, каждый из которых основан на  мелодии, услышанной композитором в Италии, начиная с  имитации военного духового оркестра и знаменитой  неаполитанской песни ­ до захватывающей тарантеллы в  финале. В презентации использованы фото достопримечательностей  Италии, репродукции картин художников Леонардо да Винчи,  Рафаэля Санти, Рубенса Санторо, Ивана Айвазовского,  Уильяма Тёрнера, Эмилио Фоссати и др. «Там русский дух... там Русью пахнет!» Содержание: 1. Претворение мотивов русских народных сказок и былин в  музыке отечественных композиторов. 2. Сюжеты и герои. 3. Фрагмент (слушание); Эпические произведения искусства: характерные  типологические особенности. Музыкальный материал: 1. А. Бородин. Симфония № 2 «Богатырская». I часть. В. Гаранин. Былина «Илья Муромец» (слушание); 2. 3. Ю. Антонов, стихи М. Пляцковского. «Родные места»  (пение). Характеристика видов деятельности: 1. Различать настроения, чувства и характер человека,  выраженные в музыке. 2. Размышлять, рассуждать об отечественной музыке и  многообразии фольклора. 3. Обнаруживать общность истоков народной и  профессиональной музыки. «Дела давно минувших дней, Преданья старины глубокой…» Расскажу я вам, ребята, о давних­давних временах. Ещё и  городов на раздольной русской земле не было, только степи  бескрайние, леса дремучие да озёра и реки синие. Вода чистая, прозрачная, в той воде рыбы ­ видимо­невидимо. Но в болотах и озёрах, сказывают, водилась и другая живность, например,  водяной или русалки. А в лесах не только зверьё бродило, но и леший ходил­ поскрипывал. Об этом говорят древние сказания далёких  предков ­ славян. Передавали они свои рассказы из поколения  в поколение устно: так те и до нас дошли. Много было древних славянских поселений на Руси, и  назывались они все по­разному. Вспоминают, жили когда­то  племена антов, россов (отсюда и название: Русь); позже  появились поляне, древляне, северяне, вятичи, волыняне,  бужане... Большой и трудный путь прошла матушка­Русь с тех давних времён. И печенеги с половцами разоряли её, и шведы  с немцами нападали с севера, и 200 лет под игом татарским  томился народ русский. Но выстоял! Силён, знать, духом  оказался. А ещё русские люди всегда своим трудолюбием славились.  Землю­матушку пахали, рыбу ловили, в лесах охотились. Красоту родного края ценили и сами старались красоту  создавать. То ложечка расписная, то чаша затейливая, то  игрушка хитроумная выйдет из умелых рук мастерового. А  костюмы какие носили! Глядеть ­ не наглядеться на узоры,  тканые да вышитые! Ну а уж про сказки, песни да игры и  говорить нечего ­ чистый родник воды живой. Именно так  называют порой народное творчество. Народное творчество иногда называют фольклором. Это слово английское и означает вот что: фольк ­ народное, лор ­ знание  или мудрость. И действительно, русский фольклор ­ воистину  неиссякаемый источник красоты и мудрости! Композитор М.  Глинка так и говорил: «Музыку сочиняет народ, а мы,  композиторы, только аранжируем (аранжируем ­ изменяем,  излагаем) её». Если в календарных обрядовых песнях, в плясовых и  хороводных мы сами являемся участниками действия, то в  старинных былинах обязательно есть тот, кто нам рассказывает, a мы всего лишь внимательно слушаем. Эпос   так называют эти старинные предания. Эпические песни­ сказания о давно прошедших временах, иногда с элементами  фантастики. Свой эпос есть у каждого народа (украинские  думы, норвежские саги, немецкие сказания о нибелунгах,  французские песни о Роланде...). Плывут звуки яровчатых гуслей, и величавая, распевная речь  неторопливо повествует о прославленных богатырях времён  Киевской Руси: о Вольге и Микуле, о славном Илье Mypoмцe,  о Добрыне Никитиче и Алёше Поповиче. Слушание: В. Гаранин. Былина «Илья Муромец». Главный герой картины – сказитель Баян – находится не по  центру. Художник Виктор Васнецов показывает нам, что  главное не то, как выглядит Баян, а что он рассказывает. По  этой же причине большинство собравшихся не смотрит на  старца с гуслями, а погружено в свои мысли. Грозовое небо и сильный ветер, развевающий седину старца,  будто вторят его рассказу о великих сражениях и героизме  русского народа. Лица слушателей, серьёзные и напряжённые,  наводят на мысль, что повествуемое слепым Баяном вызывает  у них чувство решимости. Возможно, скоро предстоит  сражение, и старец, рассказывая о подвигах защитников Руси,  настраивает всех на победу. Всё может родная земля: накормить хлебом, напоить из  родников, удивить своей красотой. Вот только защитить сама  себя не может. А потому защита родной земли – это  обязанность всех тех, кто ест её хлеб, пьёт воду, любуется её  красотой. Народ всегда славил своих защитников. Об их подвигах в  древности были сложены песни – былины. Былины пелись и  сказывались одновременно. Они относятся к произведениям  народного творчества. «Богатырская» тема представлена в музыке русского  композитора Александра Порфирьевича Бородина. Вторая симфония Бородина так и называется –  «Богатырская». Слушая эту музыку, испытываешь ощущение  силы, бодрости, света, мысленно представляешь образ  Древней Руси, её бескрайние степи, богатырские заставы ­  весь образ далёких веков. Про героев давних времён рассказывают нам и замечательные  картины художников. Перед вами картина, которую написал  замечательный русский художник Виктор Васнецов.  Художник никогда не видел богатырей. Они жили намного  раньше художника. Но он слушал, что поёт и рассказывает про богатырей народ, ­ и представил их себе, вообразил их. И  теперь для нас богатыри именно такие, как на картине В.  Васнецова. Остановились в чистом поле три богатыря. Посредине на вороном коне – Илья Муромец, славный богатырь. Сила и  мудрость чувствуется во всём его облике. Он зорко смотрит  вдаль из­под ладони. В одной руке копьё, в другой – тяжёлая  палица. Стоит под ним конь, слегка потряхивая бубенчиками  под чёлкой. Конь спокоен, только зло косит глаза в сторону  врага. Крестьянский сын Илья Муромец совершал подвиги не  ради славы, а потому, что любил свою землю, свой народ. Слева на белом коне – Добрыня Никитич ­ представителен и  величав. Он достаёт булатный меч. Щит у Добрыни каменьями украшен, меч у него булатный, а взгляд­то у него пристальный. Под ним белый длинногривый конь стоит, ноздри раздувает,  видно, врага чует. Справа от Ильи – Алёша Попович. В левой руке у него лук, а  по правую руку гусельки яровчатые. Алёша и песни петь, и  воевать умеет. Лукава усмешка на его губах, вот сейчас запоёт песню на всю степь. Вооружён он скромнее. Рыжий конь  Алёши под стать ему: низко опустил голову, чтобы пощипать травы, но уши навострил. Хитёр Алёша! Не смотрит в сторону врага, а лишь глаза косит да тугой лук держит наготове. Три богатыря стоят на широкой равнине. Вдали темнеют  холмы родной земли. Чутко вслушиваются богатыри: не  видать ли врага, не обижают ли кого? В небе клубятся белые тяжёлые облака. Вольный ветер  собирает их в тучи, гуляет по выжженной солнцем земле.  Хищная птица, парящая над кромкой леса, и серые  могильники вносят дополнительную интонацию опасности. Но  весь облик богатырей говорит о надёжности защитников  Русской земли. Слушание: А. Бородин. Симфония № 2 «Богатырская». I  часть. Все стороны своей жизни отразил русский народ в сказках,  песнях, былинах. И живут они долго ­ много веков. Собирают  их, изучают и чтут как самое дорогое сокровище, как память о прошлом. А что же может быть дороже памяти? Как устоит дерево без корней? Но ведь и правда, искусство похоже на  большое дерево. Корни его ­ это народное творчество. Ветви ­  искусство композиторское: сколько талантов расцветает на  ветвях этого необычного дерева! По стволу же бегут те  живительные соки, которые и питают таланты. Запомни! Эпическим произведением мы называем произведение  искусства величественно­спокойного, величественно­ героического характера. «Дела давно минувших дней…» Содержание: 1. Воплощение идеи победы добра над злом в опере М.  Глинки «Руслан и Людмила». Знакомство с жанром арии. 2. 3. Ария Руслана как важный драматургический номер оперы: изменение состояний от мрачного до победного,  решительного. Музыкальный материал: 1. М. Глинка. Запев Баяна; Ария Руслана из оперы «Руслан и  Людмила» (слушание); 2. М. Глинка. Марш Черномора из оперы «Руслан и  Людмила» (слушание по желанию педагога); 3. М. Глинка. Увертюра из оперы «Руслан и Людмила»  (слушание по желанию педагога); 4. Е. Птичкин, стихи М. Пляцковского. «Русская изба»  (пение). Характеристика видов деятельности: 1. Соотносить художественно­образное содержание  музыкального произведения с формой его воплощения. 2. Применять знания основных средств музыкальной  выразительности при анализе прослушанного произведения. 3. Выражать в цветовом воплощении эмоциональное  отношение к художественному образу. Театры бывают разные. Чаще всего в театральных спектаклях  участвуют актёры, которые выходят на сцену, к зрителям и  начинают говорить свой текст, играть свои роли. Ещё все вы,  наверное, знаете и любите кукольный театр, где вместо живых  людей представления дают куклы. Такой кукольный театр  каждый вечер приходит к вам в гости в телепередаче  «Спокойной ночи, малыши!». А есть театр, в котором все спектакли поставлены с  использованием музыки. И актёры там не говорят, а поют и  танцуют под музыку. Такой театр называется музыкальным. 1. Какие виды музыкального представления вы знаете?  (Опера и балет.) 2. Как называется музыкальный спектакль, во время  которого все его участники – актёры не говорят, а поют?  (Опера.) 3. Как называют исполнителей вокальных партий? (Певцы.) 4. Кто ещё участвует в постановке настоящего оперного  спектакля? (Симфонический оркестр, хор.) Да, такой спектакль называется красивым словом «опера».  Часто сюжетом оперы бывает сказка. Герои попадают то на  дно моря, то в волшебный сказочный лес, то в зачарованное  царство… У лукоморья дуб зелёный; Златая цепь на дубе том: И днём, и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом; Идёт направо – песнь заводит, Налево – сказку говорит. Там чудеса: там леший бродит, Русалка на ветвях сидит; Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей… Лукоморье… (Лукоморье – морской залив.) Музыкальный зал  превратился в берег моря. На берегу стоял могучий  кряжистый дуб. Вода на море волновалась, и брызги падали на медлительного серого кота, который, позвякивая тяжелой  золотой цепью, важно ходил вокруг дуба, мурлыча песню. А  среди густой листвы мелькнуло бледное лицо русалки.   Вместо косы по плечам у неё струились длинные зеленые  водоросли, а на ресницах блестели не то капли воды, не то  слезы...  В чаще мелькнул невиданный зверь, который оставлял свои следы на неведомой дорожке… Как замечательно разговаривает с нами Александр Сергеевич  Пушкин. Слова он берёт самые обыкновенные, но его речь, его рассказ становятся живой волшебной картиной. Так начинается поэма А. Пушкина «Руслан и Людмила».  (Поэма – крупное поэтическое произведение с развёрнутым  сюжетом.) Эта сказочная история стала сюжетом оперы Михаила  Ивановича Глинки «Руслан и Людмила». Мы с вами оказываемся в древнем Киеве на свадебном пире в  гостях у легендарного князя Владимира. Он выдаёт свою дочь  Людмилу замуж за русского богатыря Руслана. В толпе могучих сыновей, С друзьями, в гриднице высокой Владимир­солнце пировал; Меньшую дочь он выдавал За князя храброго Руслана И мёд из тяжкого стакана За их здоровье выпивал. Слушание по желанию педагога: М. Глинка. Увертюра из  оперы «Руслан и Людмила» Внимание всех гостей приковано к замечательному певцу­ сказителю – Баяну. Кто такой Баян? Певец сказитель, старый седой мудрец, предсказатель,  историк. В пророческой песне вещий Баян предсказывает  Руслану и Людмиле тяжёлые испытания; но несчастья минуют, и «радости примета, дитя дождя и света, вновь радуга  взойдёт!» Он поёт, аккомпанируя себе на гуслях – древнем русском  народном инструменте. Золотые струны своим звоном  завораживают слушателей. Спокойное движение, напевная  мелодия и мерные переборы аккордов в сопровождении  передают в музыке сосредоточенность и торжественность  повествования. Светлое и мягкое звучание голоса чередуется  с инструментальными отыгрышами. Дела давно минувших дней, Преданья старины глубокой! Про славу русския земли, Бряцайте, струны золотые. Слушание: М. Глинка. Запев Баяна из оперы «Руслан и  Людмила» В самый разгар свадебного пира вдруг наступает мрак.  Раздаются удары грома, все присутствующие внезапно  погружаются в странное оцепенение: Гром грянул, свет блеснул в тумане, Лампада гаснет, дым бежит, Кругом всё смерклось, всё дрожит, И замерла душа в Руслане. Когда вновь становится светло, все с ужасом видят, что  Людмила исчезла.  Это волшебник Черномор похитил её и  унёс в свой заколдованный замок. Слушание по желанию педагога: М. Глинка. Марш Черномора  из оперы «Руслан и Людмила» Отважный Руслан отправляется на её поиски. Для того, чтобы  найти Людмилу, Руслану придётся встретиться и сразиться с  врагами. На своём пути он встретит злую волшебницу Наину и доброго Финна, встретится с Головой богатыря… Композитор М. Глинка рисует нам портрет богатыря Руслана.  Этот князь предстаёт перед нами сильным, мужественным,  отважным, готовым на подвиги. … В поисках Людмилы Руслан оказывается на пустынном  поле, хранящем следы давно минувшей битвы. Горестные  раздумья охватывают его: Со вздохом витязь вкруг себя Взирает грустными очами. «О поле, поле, Кто тебя усеял мёртвыми костями?» Эти стихи легли в основу арии Руслана. Слушание: М. Глинка. Ария Руслана «О поле, поле…» из  оперы «Руслан и Людмила» Ария – оперный фрагмент, исполняемый одним певцом в  сопровождении оркестра. Тяжёлые и мрачные интонации арии сменяются решительными и победными. Руслан понимает: только мужество и смелость  помогут ему победить злых врагов. Руслан изображён в опере не только как спаситель Людмилы,  а ещё и как защитник земли русской от сил зла.  Руслан  побеждает врагов, освобождает Людмилу от волшебных чар.  И мы вновь в Киеве у князя Владимира на свадебном пире. За благом вслед идут печали, Печаль же – радости залог! Музыка перенесла нас в далёкое прошлое. Помогла нам  прикоснуться к нашей истории, богатырскому прошлому. В этой опере композитор всех героев делит на добрых и злых.  Для добрых и благородных он сочинил прекрасную песенную  музыку. К таким относятся Руслан, Людмила, певец­сказитель Баян. У этих персонажей музыкальная тема распевная, с  красивыми запоминающимися мелодиями. А со злыми героями своей оперы композитор сыграл своеобразную музыкальную  шутку – он не дал им вокальных партий. Например, для одной  такой героини – злой волшебницы Наины – он сочинил музыку, которая почти вся поётся на одном звуке. Для похитителя  княжны Людмилы, злого волшебника Черномора, Глинка  вообще не создал вокальной музыки: все действия Черномора  передаёт только оркестровая музыка. 1. Что такое опера? (Музыкальный спектакль, где все поют.) 2. На какой сюжет написана опера? (На сюжет поэмы А. С.  Пушкина «Руслан и Людмила».) 3. Какими словами начинается поэма А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»? («У лукоморья дуб зелёный…») 4. Что такое лукоморье? (Морской залив.) 5. С какого события начинается опера? (Со свадьбы Руслана  и Людмилы.) 6. Что происходит на свадебном пиру? (Злой волшебник  Черномор похищает Людмилу, а Руслан отправляется на её  поиски.) 7. Какие отрывки из оперы «Руслан и Людмила»  композитора М. Глинки вы сегодня слушали? 8. Какой была эта музыка по характеру? Вопросы и задания: 1. Каков характер Запева Баяна? Как вы думаете. Почему  Запев звучит неспешно и величаво? 2. Звучание какого музыкального инструмента  воспроизводится в оркестре? 3. Как средства музыкальной выразительности помогают  «нарисовать» мрачный образ «мёртвого поля»? Какой темп  выбрал композитор? Какие использованы регистры? Какова  динамика? 4. В середине арии характер музыки резко меняется. С чем  по­вашему, это связано? Многообразие в единстве: вариации Знакомство с вариационной формой. Содержание: 1. 2. Сходство и отличия в вариационной форме. 3. Изменения характера темы в условиях вариационного  развития. Музыкальный материал: 1. П. Чайковский. Симфония № 4. IV часть. Фрагмент  (слушание); 2. «Во поле берёза стояла». Русская народная песня  (слушание); 3. «Во сыром бору тропина». Русская народная песня  (пение). Характеристика видов деятельности: 1. Наблюдать за процессом и результатом музыкального  развития на основе сходства и различия тем, образов. 2. Распознавать художественный смысл вариационной  формы. Все знают песню «Во поле берёза стояла». У этой песни  композитора нет. Её принято называть русская народная  песня. Дело в том, что песню «Во поле берёза стояла»  сочинили очень давно, когда люди не знали азбуки, не умели  читать и писать, не умели записывать и музыку. Но песня эта живёт много­много лет, её знали ещё ваши мамы, бабушки и  дедушки. Кто сложил такие песни – неизвестно, поэтому  принято считать, что их сложил народ. Вот они и получили  такое название ­ народные. Вы уже знаете, что такое опера (музыкальный спектакль, где  все поют), балет (музыкальный спектакль, где все танцуют). А  какой оркестр исполняет музыку в операх и балетах?  (Симфонический.) Но, оказывается, для симфонического оркестра композиторы  сочиняют ещё и специальные произведения, которые так и  называются – симфонии. Симфонией называется произведение крупной формы. Если песня или музыкальная игра могут  длиться всего несколько минут. То симфония может звучать  полчаса, целый час и даже дольше. Песню «Во поле берёза стояла» использовал в своей симфонии композитор Пётр Ильич Чайковский. Послушайте отрывок из  его симфонии, где звучит тема этой песни. 1. Какой оркестр исполнял это произведение?  (Симфонический.) 2. Как называется это произведение? (Симфония.) 3. Какую знакомую музыку вы услышали в этой симфонии?  (Русскую народную песню «Во поле берёза стояла».) 4. Песня «Во поле берёза стояла» прозвучала в этой  симфонии несколько раз. Везде ли она звучала одинаково? 5. Менялась ли в это песне сила звука? 6. Какие музыкальные инструменты вы услышали? 7. В каком темпе исполнялась симфония? (Быстро,  стремительно.) 8. Какой композитор сочинил симфонию с использованием  темы песни «Во поле берёза стояла»? (Пётр Ильич  Чайковский.) Тема русской народной песни «Во поле берёза стояла» звучит  в симфонии 6 раз, её исполняют разные инструменты оркестра. Мелодия разрабатывается, приобретает разный  характер, меняет свой облик и как будто живёт новой жизнью. Вариационная форма состоит из темы и её нескольких  вариаций. Каждая вариация по­разному видоизменяет главную тему. Чтение стихотворения «Тема с вариациями» и беседа по  содержанию. Тема с вариациями ­ Третий класс! Третий класс! Сколько грамотных у вас? ­ Тридцать три, тридцать три, В третий класс мы перешли. ­ Третий класс! Третий класс! Напишите­ка рассказ. Вам знакома тема эта: «Как провёл своё я лето». Одна тема тут, смотри, А вариантов будет ­ тридцать три. Вариациями варианты Называют музыканты. Внимательно рассмотрите «Хоровод матрёшек». В чём их  сходство и отличия? Что означает слово «вариация»? Начальная мелодия (тема) может повторяться в музыкальном  произведении несколько раз подряд. При этом каждое  повторение отличается от предыдущего: тема как будто  меняет свой облик, свою окраску. В таких случаях мы  говорим, что звучат вариации. Слово «вариация» по­латыни означает «изменение». Если изобразить вариации в буквах, то тут их много не  понадобится: Т ­ В1, В2, В3, В4, В5 ­ сколько угодно вашей  фантазии, на сколько хватит вдохновения. 1. Что такое вариация? (Музыкальная форма.) 2. Какая музыкальная форма называется вариацией? (Та, в  которой главная тема повторяется несколько раз, но  изменяется её оформление.) 3. Как может меняться главная тема? (Может меняться  динамика, исполнители, музыкальные инструменты, темп.) 4. Что означает буква Т? (Тему произведения.) Верно, а далее идут обозначения её вариаций – первая, вторая, третья и т. д. У немецкого композитора Л. Бетховена есть  произведение, которое называется «32 вариации». Вот,  оказывается, как много можно создать вариаций на одну  только музыкальную тему. Запомни! Тема Вариации   Вопросы: 1. Что означает слово «вариация»? 2. Какая русская народна песня стала темой вариаций в  финале Четвёртой симфонии П. Чайковского? Как меняется  характер темы в последующих вариациях? Может ли музыка «нарисовать» портрет? Содержание: 1. Звукоподражание в музыке. Его роль в передаче голосов  природы, в обрисовке музыкальных образов. 2. «Портрет» в музыке. Изобразительные свойства музыки в  передаче портрета героя произведения, его характера и т. д. Музыкальный материал: 1. К. Дакен. «Кукушка» (слушание); 2. С. Прокофьев. «Джульетта­девочка» из балета «Ромео и  Джульетта». Фрагмент (слушание); «Кукушка». Швейцарская народная песня (пение); 3. 4. М. Старокадомский, стихи А. Барто. «Любитель­рыболов» (пение). Характеристика видов деятельности: 1. Распознавать и эмоционально откликаться на  выразительные и изобразительные особенности музыки. 2. Применять знания основных средств музыкальной  выразительности при анализе прослушанного музыкального  произведения.   Красота природы издавна привлекала внимание поэтов,  писателей, художников, музыкантов. Природа подарила  музыке звуки и тембры, которые слышались в пении птиц, в  журчании ручьёв, в шуме грозы. Ветер чуть слышно поёт, Липа вздыхает у сада ­ Чуткая музыка всюду живёт ­ В шелесте трав, В шуме дубрав, Только прислушаться надо. Звонко струится ручей, Падает гром с небосвода ­ Это мелодией вечно своей Мир наполняет природа! Тихие слёзы свои Ива роняет у брода... Только приветствуют ночь соловьи Звоном ветвей, Песней дождей Мир наполняет природа. Птицы встречают восход, Ласточка солнышку рада! Чуткая музыка всюду живёт, Только прислушаться надо! (В. Семернин) Выйдите ранним летним утром на крыльцо вашей дачи или  деревенского дома и послушайте звуки природы – мир полон  замечательной музыки! Каждая птичка утверждает себя в нём  своим неповторимым голосом. Звуки музыки могут подражать различным голосам природы. В пьесе К. Дакена «Кукушка» мы отчётливо слышим  интонацию кукования. Эта интонация повторяется на  протяжении всего произведения. Слушание: К. Дакен. «Кукушка». Человеку свойственна склонность к подражанию. Он начал  подражать звукам природы сначала голосом, потом попытался извлекать звуки с помощью простейших приспособлений: так  со временем родились дудочки, рожки, волынки, трубы,  ударные и струнные инструменты. Подражание в музыке определённому голосу природы  называется звукоподражанием. Общение с природой ­ большое счастье и жизненная  потребность для любого человека. Природа привлекает  художников, поэтов, музыкантов своей чарующей  неповторимостью. Попытайтесь взглянуть на волшебный мир природы глазами  художника, поэта, музыканта. Откройте своё сердце для  восприятия красоты и гармонии красок, слов, звуков! Музыка способна передавать в звуках не только голоса  природы. Благодаря музыкальному звучанию мы можем  «увидеть» портрет человека, почувствовать его характер,  представить его движения и походку. У композитора Сергея Сергеевича Прокофьева есть  замечательный балет – «Ромео и Джульетта», написанный по  мотивам трагедии драматурга Вильяма Шекспира. Главной  героиней балета является девушка по имени Джульетта. Этот  музыкальный спектакль ставился в разных театрах и странах.  Лучшей исполнительницей роли Джульетты была и  остаётся Галина Уланова. Композитор С. С. Прокофьев очень  высоко ценил мастерство балерины Галины Улановой и  называл её гением русского балета. По сюжету произведения Джульетта взрослеет, становится  девушкой, но в самом начале она появляется в весёлом танце,  который сам композитор назвал так – «Джульетта­девочка».  Послушайте, как начинается этот танец. Эта мелодия представляет собой гамму До мажор, которую  вы поёте на уроках музыки. Только, рисуя героиню балета,  гамма звучит в быстром темпе. А теперь послушайте весь отрывок целиком. Обратите  внимание: будет ли меняться характер Джульетты на его  протяжении? Слушание: С. Прокофьев. «Джульетта­девочка» из балета  «Ромео и Джульетта». 1. Каким по характеру было начало этого произведения?  (Лёгким, торопливым, игривым, свободным, беглым.  Поспешным, задорным, весёлым, детским.) 2. Менялся ли характер произведения? 3. Какой было музыка в его середине? (Плавной, медленной,  мечтательной.) 4. Возвращался ли в отрывке его первоначальный характер?  (Да, музыка вновь становилась лёгкой. Быстрой.) 5. Из какого балета С. С. Прокофьева этот отрывок? 6. Как зовут главную героиню этого балета? 7. Как называется этот отрывок? 8. Какая балерина считается лучшей исполнительницей  партии Джульетты в этом балете? Вопросы и задания: 1. Какой музыкальный приём использует К. Дакен в пьесе  для передачи портрета кукушки? 2. Каким вы представляете «музыкальный лес»? 3. Почему С. Прокофьев назвал балетный фрагмент  «Джульетта­девочка»? Как музыка подтверждает это название? Какой темп выбрал композитор? Как движется  мелодия? Какие использованы длительности? Музыкальная форма: Рондо С понятием форма мы встречаемся в повседневной жизни:  форма одежды ­ рабочая, спортивная, школьная;  геометрические формы ­ круг, квадрат, прямоугольник и т. д.  Знаем все мы: форма ­ это Очертание предмета. По ней мы сразу узнаём: Лётчика, шахтёра, Врача и полотёра, Повара, железнодорожника, Пожарного и дворника. Если есть щитки и шлем, Хоккеиста видно всем. Бескозырка, брюки клёш, Воротник, рубашка, А под ней тельняшка. Все тогда издалека Распознают моряка. Форма учит нас порядку, В ней мы делаем зарядку. Форма музыке нужна, С ней она всегда стройна, В ней ведут себя достойно Содержание и форма. Композитора можно сравнить с архитектором. Прежде чем  построить здание, архитектор создаёт его план ­ форму ­  конструкцию. Композитор тоже выстраивает план будущего  музыкального произведения. Для этого каждый композитор  использует свои приёмы построения музыкальных  произведений. С давних времён люди любили петь песни и водить хороводы.  Нередко во время исполнения хороводных песен запевала  (солист) пел куплеты, а хор подхватывал припев. Куплеты  отличались по музыке друг от друга. Припев повторялся без  изменений. Движение музыки шло как бы по кругу. По­французски «круг» ­ «рондо». Родиной рондо считается  Франция. Здесь в старину был популярен народный танец с  пением. Танец назывался рондо», что и означает круг,  хоровод. Форма рондо ­ музыкальная форма, которая построена на  повторности. Эта форма основана на многократном (не менее  трёх раз) повторении главной темы, чередующейся с  эпизодами различного содержания. В рондо есть наиболее важная тема, которая называется  РЕФРЕН – она повторяется несколько раз, чередуясь с  новыми темами – ЭПИЗОДАМИ. Форма рондо, в силу своей выразительности, имеет обширную  область применения в музыкальном искусстве. Очень часто  его использование связано с образами шутливого,  юмористического характера. В форме рондо написаны такие  известные музыкальные произведения, как Рондо в турецком  стиле В. А. Моцарта, «Ярость из­за потерянного гроша» Л.  Бетховена, Рондо Фарлафа из оперы М. Глинки «Руслан и  Людмила» и многие другие. Людвиг ван Бетховен. «Ярость из­за потерянного гроша» Рондо «Каприччио» соль мажор, op. 129 больше известно под  своим подзаголовком «Ярость из­за потерянного гроша». Когда Бетховену исполнилось 25, он написал рондо  «Каприччио», но так и никогда не сыграл его для своих  современников. О короткой пятиминутной пьесе стало  известно только после смерти Бетховена: её нашли в кипе  бумаг, которые предназначались для продажи на аукционе. Это весёлое произведение имело необычный подзаголовок –  «Ярость из­за потерянного гроша». Идея подзаголовка  принадлежала не композитору, а его другу – Антону  Шиндлеру. Название достаточно красноречиво поясняет музыку. Эта  комическая сцена полна присущей Бетховену энергии,  волевой устремлённости, динамики. Именно таков характер  темы рефрена, не оставляющей сомнений в том, что ярость  героя – шутливая. «Это великая бетховенская шутка, – отмечает музыковед  Михаил Казиник, – бессмертная шутка гения и громовержца,  написанная для одного лишь рояля. И каждый раз пианисты  соревнуются друг с другом, кто сыграет её остроумнее,  забавнее, задорнее: у кого проявится то самое бетховенское  чувство юмора, приправленное щедрой порцией ярости?..» Современные музыковеды сравнивают это рондо с  развёрнутым комическим рассказом­сценкой, где музыка передаёт различные контрастные эпизоды и ситуации:  начальная безмятежность, затем обнаружение пропажи,  чередования надежды и волнения. Далее следуют бестолковые поиски с блужданием по тональностям и нарушениями в  композиции, создающими хаос. Наконец, бешеная ярость от  безрезультатного поиска. Дополнительный комический  эффект создаёт контраст понятий «ярость» и «грош». Это  гнев по самому ничтожному поводу. Слушая рондо­каприччио, мы наблюдаем, как его герой в  приступе гнева, под влиянием неконтролируемых эмоций  теряет облик разумного уравновешенного человека. От звуков  начальной весёлой и беззаботной темы в духе польки музыка  переходит к бурным пассажам, трелям и арпеджио в низком  регистре, напоминающим возмущённое рычание. И хотя это  лишь музыкальная шутка, она приводит к выводу о  необходимости сохранять человеческий облик в любой  ситуации. «Учитесь властвовать собой».

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.10.2018