Цель: Формирование правовой грамотности воспитанников. Формировать умение по соблюдению и выполнению прав, обязанностей и ответственности за свои поступки.
Задачи:
1. Знакомить с основными правами, обязанностями и видами ответственности несовершеннолетних посредством игры;
2. Уметь применять знание прав и обязанностей на практике;
3. Помочь несовершеннолетним осознать, что нет прав без обязанностей, обязанностей без прав;
4. Формировать уважительное отношение к правам других людей.
Оборудование: Плакат с расшифровкой аббревиатур «права», «обязанности», «ответственность»; Всеобщая декларация прав ребенка, Конвенция о правах ребенка.
Ход мероприятия.
1. Организационный момент
Добрый день! Я прошу вас разделиться на две команды согласно проживанию по комнатам: первая команда «Нечетные», а вторая – «Четные». Поприветствуйте друг друга и членов жюри ___________ и __________!
2.Сообщение темы занятия.
Сегодня наше мероприятие посвящено теме «Права и обязанности несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации». Вы познакомитесь с новыми понятиями и вспомните то, что уже знаете по этой теме.
3. Работа по теме.
Ребята, какие даты, связанные с правами человека вы знаете?
(1 июня - Международный день защиты детей;
4 июня - международный день детей - жертв агрессии;
20 ноября - Всемирный день прав ребёнка;
12 декабря - день Конституции РФ).
За каждый правильный ответ команда получает балл.
Давайте вспомним, что такое Право? Права – это правила, обеспечивающие защиту достоинства и свободы каждого отдельного человека. Люди должны жить по правилам, которые заложены в обществе, определены обычаями, традициями, жизненным опытом многих поколений, тогда в этом обществе будут действовать принципы разума, справедливости, совести и порядка. 10 декабря 1948 года государствами, входящими в ООН, была подписана Всеобщая декларация прав человека (показ документа). Всеобщая декларация прав человека полезный и нужный документ, но в ней говорится о людях, ни слова о детях. А ведь именно дети нуждаются в особом внимании, заботе и защите. Именно поэтому 20 ноября 1989 года ООН приняла особый документ под названием «Конвенция о правах ребенка» (показ документа). Конвенция – это международное соглашение. В нем говорится, что государства, подписавшие ее, взяли на себя обязательства заботится а вас, вашем здоровье, благополучии, образовании и всестороннем развитии. Какие права ребенка вызнаете? (За правильные ответы- жетон)
Знакомство со статьями Конвенции о правах ребенка.
В Конвенции 54 статьи, с некоторыми из них мы сейчас познакомимся, которые вы должны знать.
· Право на жизнь (статья 6).
· Право на имя при рождении (статья 7), эти сведения записываются в специальном документе, который называется свидетельство о рождении. В этом документе записывают дату и год вашего рождения, где вы родились и кто ваши родители. А когда вам исполняется 14 лет, вы получаете другой документ. Как он называется?
· Право на медицинскую помощь.
· Право на образование (статья 28), поэтому вы должны пользоваться этим правом и хорошо учиться.
· Право на отдых и досуг (статья 31).
· Право на индивидуальность.
· Право свободно выражать свое мнение (статья13).
· Право на заботу и воспитание родителями.
· Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства.
· Право на защиту своих прав и законных интересов родителями.
· Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.
· Право на защиту от эксплуатации (статья 32), когда вас просят вынести мусор, это не принудительный труд, а посильная для вас помощь по хозяйству, самообслуживание. Дети с 14-16 лет имеют право работать в свободное от учебы время по 4 часа в день; с 16-18 лет имеют право работать в свободное от учебы время по 6 часов в день с согласия родителей или законных представителей.
К сожалению, очень часто многие, зная свои права, пользуются только во благо своих интересов, не считаются с другими. Например, вы любите слушать громкую музыку. Но если вы мешаете кому-то читать книгу, или рядом находится больной, то вы нарушаете права на отдых другого человека. Вы можете пользоваться правами только тогда, когда не нарушаете права других. Вы обязаны уважать права других людей.
4. Викторина, в которой я вам предлагаю угадать сказочного персонажа, который нарушил права сказочных героев.
· Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру, на его жизнь покушалась ведьма, нарушая его право на личную неприкосновенность и жизнь.
· Он имел право на свободное передвижение в пределах страны, свободу мысли и совести, право на защиту от посягательства на честь и репутацию, но, в итоге, лиса нарушила его право на личную неприкосновенность и жизнь.
· Эта девушка имела право на брак, но ее разлучили с женихом. Поскольку она была очень красива, злая женщина нарушила ее право на жизнь и свободу, право на защиту от посягательств. Но настойчивость жениха привела сказку к счастливому концу.
· Она родилась в знатной семье, но старшие сестры жестоко с ней обращались, нарушали ее права, заставляли ее прислуживать им (т.е. рабство подневольный труд). Воспользовавшись своим правом на создание семьи, девушка была счастлива.
· Эта героиня русских сказок очень хитра и плутовата. Нарушая права других героев, она очень часто попадала сама в неприятные ситуации, в которых ее жизнь была в опасности.
· В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижение по лесу, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации, на ее жизнь было совершенно покушение, а ее бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища.
5. А сейчас мы проведем конкурс «Умников и умниц»
Я предлагаю Вам пословицы, которые вы должны соотнести с правами.
Попрошу моих помощников раздать карточки с пословицами:
Тот герой – кто за Родину горой! (право на гражданство).
Грамоте учиться - всегда пригодится (право на образование).
Жить - Родине служить (право принимать участие в управлении своей страной, право на гражданство).
Делу - время, а потехе - час (право на отдых и досуг).
Любишь кататься - люби и саночки возить (право на труд).
Правда суда не боится (право на защиту своих интересов и свобод с помощью суда).
При солнышке тепло, при матери - добро (право на достойный уровень жизни).
Волка ноги кормят (право на свободу передвижения, право на труд).
Хочешь есть калачи, так не сиди на печи (право на труд).
По заслугам и почёт (право принимать участие в управлении страной, право на труд).
6. Второе слово в нашей теме - это слово «обязанности»
Что такое обязанности? Обязанность – это круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения.
Ребята, а какие обязанности есть у вас?
Главный закон нашей страны называется Конституцией Российской Федерации, вот в ней-то об обязанностях и написано. Зачитаем самые важные обязанности, которые внесены в конституцию РФ.
- соблюдать законы;
- охранять природу;
- защищать отечество;
- заботится о родителях;
- получить образование.
Каждый из вас кроме прав имеет и обязанности, и с каждым годом, по мере вашего взросления их становится все больше и больше.
Вспомним обязанности ребенка, отдыхающего в детском санатории:
- не пропускать мед.процедуры и занятия в школе без уважительных причин;
- беречь имущество;
- уважать членов отряда и работников санатория;
- выполнять Устав санатория;
- выполнять правила внутреннего распорядка
Помните золотое правило «Никогда не делай другим того, чего не пожелал бы себе» эти слова принадлежат древнему философу-мыслителю Китая -Конфуцию.
7. Сейчас мы посмотрим, как права каждого человека неразрывно связаны с определенными обязанностями. Какая обязанность вытекает из данных прав. Я зачитываю право, а вы по очереди называете обязанность.
Чем отличаются права и обязанности? Права нужно знать, а обязанности выполнять.
8. Сценка.
Ваши одноклассники подготовили для вас сценку, давайте посмотрим.
Семья: бабушка вяжет, мама пишет, папа смотрит телевизор. Забегает сын Петя.
Сын:
- Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть. (Садится за стол, начинает есть)
Мать:
- С грязными руками за стол?! Помой руки!
Сын:
- Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребёнка знакомились!
Бабушка:
- Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.
Сын:
- Бабуль, не имеешь права эксплуатировать ребёнка. (Встаёт из-за стола.) Спасибо, я так наелся.
Мать:
- Помой посуду, сынок.
Сын:
- Не имеешь права использовать детский труд, мамочка (садится, смотрит телевизор).
Отец:
- Выключай телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю!
Сын:
- Это проявление жестокости, папа.
Воспитатель: Спасибо нашим актёрам, а теперь давайте обсудим увиденное. Что получилось в этой семье? (ответы детей)
-Сын требует соблюдения своих прав, но сам не хочет нести никакой ответственности перед правами других. Человек должен не только требовать соблюдение своих прав, но и выполнять обязанности перед государством и другими людьми.
9. Невыполнение обязанностей человека влечет к ответственности за совершенные поступки.
Что такое ответственность? Ответственность – необходимость, обязанность отвечать за свои действия, поступки.
Рассмотрим виды ответственности (заранее подготовленные сообщения членов отряда).
1. Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.
2. Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.
3. Гражданско–правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.
4. Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление, предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок (убийство, грабёж, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).
С 14 лет наступает уголовная ответственность за совершение следующих преступлений: убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, похищение человека, изнасилование, кража, грабеж, вымогательство, терроризм, аведомо ложное сообщение, вандализм, приведение в негодность транспортных средств.
Уголовная ответственность за все виды преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом, наступает с 16 лет. Следовательно, несовершеннолетний, которому исполнилось 16 лет, считается вполне созревшим, чтобы отвечать за преступления.
10. Заключительная часть. Рефлексивно-оценочный этап.
Воспитатель: Ребята, наше мероприятие заканчивается. Скажите, о чем мы с вами говорили? Что вы сегодня запомнили? Что нового вы узнали? Было ли вам интересно? (ответы детей) Что вам больше всего понравилось?
Воспитатель: Посмотрите, у вас на столах лежат смайлики: грустный, веселый и равнодушный. Оцените свои эмоции от этого воспитательного час
Воспитатель: Молодцы, спасибо вам за занятие, соблюдайте свои обязанности и помните о своих правах. Живите по закону, поступайте по совести! Подведение итогов, награждение победителей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.