Цель: создание условий для формирования у младших школьников основы духовно-нравственного воспитания через формирование понятий «дружба» и «настоящий друг»
Воспитательные задачи: воспитание нравственных чувств и этического сознания в процессе коммуникативной деятельности.
Развивающие задачи: развитие умения думать, умения общаться, умения взаимодействовать.
Обучающие задачи: приобретение представлений о понятии «дружба» и ее ценности.
Конспект открытого отрядного мероприятия
ТЕМА «Мой настоящий друг»
Ведущая форма организации занятия: групповая.
Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемноценностное общение.
Цель: создание условий для формирования у младших школьников основы духовно
нравственного воспитания через формирование понятий «дружба» и «настоящий друг»
Воспитательные задачи: воспитание нравственных чувств и этического сознания в
процессе коммуникативной деятельности.
Развивающие задачи:
взаимодействовать.
Обучающие задачи: приобретение представлений о понятии «дружба» и ее ценности.
развитие умения думать,
умения общаться,
умения
Ход мероприятия
Здравствуйте, ребята. Очень рада видеть вас на нашем занятии в хорошем
настроении. Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу и пожелайте мысленно своим
друзьям всего хорошего! Я думаю, что сегодняшнее занятие принесет нам всем радость
общения друг с другом.
А начнем мы его с небольшой притчи (педагог под музыку рассказывает притчу)
«Один юноша очень гордился тем, что у него много друзей. Когда он встретил свою
любовь и решил жениться, подготовкой к свадьбе занимался его отец. Кроме прочего, отец
также рассылал приглашения. Наступил день свадьбы, но никто из друзей жениха так и не
пришел. Парень рассердился и спросил у отца:
– Почему ты не пригласил моих друзей?
Отец ответил:
– Я пригласил. Но в письма я вложил не пригласительные открытки, а записки с просьбой о
помощи».
О чем эта притча, ребята?
Почему не пришли друзья?
Настоящие ли это друзья?
А у вас есть лучший друг?
Как, повашему, поступил бы он в такой же ситуации?
А важно ли для вас узнать ваш друг настоящий или нет? Зачем это нужно?
Итак, о чем мы сегодня будем говорить на занятии? Попробуйте определить тему и
поставить цель перед собой.Правильно, ребята, сегодня на занятии вы должны решить для себя, что же такое дружба,
кто такой настоящий друг и можно ли таковым назвать вас. И тема сегодняшнего занятия
«Мой лучший друг».
Кто верит в дружбу горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет,
А если и споткнется вдруг,
То встать ему поможет друг!
Что же такое дружба? Поработайте в группах и представьте, пожалуйста, общее
мнение.
В толковом словаре дается такое определение: «Дружба – близкие отношения,
основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов». Как вы
понимаете выражение «взаимное доверие»? Общность интересов? Привязанность?
Дружба нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации. Недаром о дружбе
сложено много пословиц и поговорок. Какие пословицы о дружбе вы знаете? (Работа в
группах).
Молодцы ребята! А объясните смысл следующих пословиц :
1. Ложь дружбу губит, почему дружба ее не любит.
2. Говорить правду терять дружбу.
Так всетаки правду настоящему другу говорить надо или нет? Какое решение будет
верным? Сказать правду – человек может обидеться, не понять, можно стать врагами? Не
сказать – человек так и не узнает, что он поступает неправильно, и зачем тогда нужны
друзья, если нельзя сказать все друг другу в глаза? Давайте устроим небольшой диспут.
Первая группа подберет аргументы для доказательства своей пословицы, а вторая – для
своей.
Вывод: Каждый раз, когда вы стоите перед выбором – говорить, не говорить, нужно
помнить следующее:
иногда правда бывает полезной, а иногда бесполезной, правда может сломать
человека, так что иногда лучше и промолчать;
задайте сами себе вопрос: «А кому и какая польза будет от этой правды?»;
не говорите правду сгоряча, особенно в конфликтных ситуациях, выждите,
подберите нужные слова. Важно быть не только честным, но и тактичным
человеком.На жизненном пути вы встречаете разных людей, как же среди них найти настоящего
друга? Я предлагаю группам выбрать 10 качеств, которыми должен обладать настоящий
друг и записать их на лепестках ромашки.
Игра «Ромашка»
Качества человека
аккуратный
бесстрашный
заботливый
красивый
мудрый
храбрый
честный
щедрый
умеющий слушать и слышать
понимающий
преданный
с чувством юмора
самостоятельный
скромный
способный принимать твои
недостатки
стеснительный
уважающий тебя
умеющий прощать
надежный
образованный
опрятный
Какие замечательные у вас получились ромашки! Педагог прикрепляет их к доске.
Вывод: Ученые психологи тоже выделили 10 качеств, которыми должен обладать
настоящий друг. Давайте посмотрим, совпало ли ваше мнение с их.
умный
Ситуации для обсуждения
Ситуация 1. Ваша лучшая подруга сделала новую прическу, которая, повашему, ей
совершенно не идет. Скажете ли Вы ей, что она Вам нравится? О каком качестве идет речь?
(Честность)
Ситуация 2. Двум друзьям нравится одна девочка. Как им поступить? (Преданность)
Ситуация 3. Твой друг сунул тебе в портфель своего домашнего хомяка, решив над тобой
пошутить. Как поступите вы? (Чувство юмора)
Ситуация 4. Вы с другом поссорились. Твои действия. (Умение прощать)
Ситуация 5. Два друга шли вечером домой, на них напали хулиганы, один воспользовался
моментом и убежал. (Надежность)
Ситуация 6. Ваш товарищ вывел своего щенка на улицу и гулял с ним в непогоду так долго,
что щенок заболел. Товарищ поделился своей бедой с вами. Вы стали его ругать и осуждать.
(Понимание и поддержка)
Ситуация 7. «Как я хочу на день рождения щенка, но мама мне не покупает...», говорит
один из приятелей. Другой в этот момент вспоминает, что у его знакомого как раз ощенилась
собака и начинает мысленно выбирать одного из щенков в качестве подарка «...но у меня
аллергия», продолжает его друг. На день рождения друг принес ...щенка... (Умение слушать
и слышать)
Ситуация 8. Друг болел неделю, когда он пришел в школу Вася накинулся ему на шею со
словами: «Как я скучал, где же ты так долго пропадал!» (Забота)
Ситуация 9. Твой друг не умеет играть в волейбол и подводит команду. (Способность
принимать недостатки)
Ситуация 10. Папа подарил Володе на день рождения новые марки. Вова показал их своему
приятелю и радостно сообщил:
Вот какие марки! Классная графика! Тебе нравятся?
Да у меня таких навалом! – захохотал друг. – Что в них такого особенного? Они никаких
ценностей не представляют. Вот хочешь, я тебе покажу мои? (Взаимное уважение)Появляется ромашка на доске. А наше занятие подошло к концу. Понравилось оно вам?
А насколько понравилось я сейчас услышу. Давайте дружно вместе споем песню! Готовы?
Звучит песня о дружбе.