ОЦЕНИВАЕМ ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ
Оценка 4.7

ОЦЕНИВАЕМ ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ

Оценка 4.7
Руководства для учителя
pdf
МХК +2
5 кл—9 кл
07.01.2017
ОЦЕНИВАЕМ ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ
Данные материалы предлагают некоторые варианты организации оценки творческих письменных работ детей, изучающих предметы гуманитарного цикла и/или духовно-нравственные дисциплины. Предлагаемые критерии исключают обидное для детей деление класса на способных и "серых". Как найти положительное в самой слабой работе и сохранить учительскую чуткость, тактичность? Как деликатно "проработать" слабые стороны ученической работы? Как оценить и обучить одновременно? Ответы - в статье.
Оцениваем творческие работы.pdf

ОЦЕНИВАЕМ ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ

 

Лукашенкова Жанна Васильевна, учитель православной культуры,  русского языка и литературы

МБОУ «СШ №34» города Смоленска

 

Считаем, что оценка творческих работ в практике учителя должна быть со свойственным ей своеобразием, тем более если учитель преподаёт курсы духовно-нравственных дисциплин. Оценку детского творчества лучше всего вырабатывать вместе с классом. Сочинения могут быть прочитаны вслух и обсуждены. Сложность оценки творческих работ заключается в том, что необходимо учить творчеству всех ребят. А, как известно любому учителюпрактику, возможности их неравные. Одни ярко одарены, другие – нет. Надо поддержать усилия каждого, но нельзя выдавать за искусство беспомощные упражнения. Нельзя снижать уровень оценки только потому, что не все ребята дотягивают до высокого результата. С другой стороны, надо выделить настоящие находки, для чего учитель должен обладать художественным вкусом. Но при этом есть опасность разделить класс на способных и «серых».

Как выйти из этого противоречия? Здесь очень важны такие качества учителя, как чуткость, деликатность, тактичность. Оценка работы может быть «объёмной»: за правильность понимания темы, за удачно найденное слово, за интересный сюжет, за яркую связь с действительностью, за выраженное собственное мнение и т. д. Таким образом, у каждого из ребят будет обязательно найдено что-то положительное. Говоря о недостатках работы, учитель конечно же не высмеивает автора, а предлагает ему и классу поискать наиболее точное слово, более интересный сюжетный ход, в некоторых случаях сам предложит лучший вариант.

Оценок за работу может быть две, три и более – в зависимости от количества выделенных аспектов оценивания. Оценка творческой работы мотивированная. Для этого класс разделяется на группы, каждая из которых получает задание при слушании произведения оценить какую-либо одну из его сторон. Предложим ребятам такие задания. Первое: интересно или скучно слушать произведение, что именно интересно, почему скучно. Второе: какие слова и выражения показались особенно удачными, а какие – неудачными и почему. Третье: какой смысл содержит в себе произведение, все ли эпизоды и все ли герои в нем помогают раскрытию этого смысла или есть герои и эпизоды «лишние».

Распределение аспектов оценки поможет обратить внимание ребят на разные стороны произведения: слово, сюжет, композицию, образы героев, идею. И авторы, и оценивающие учатся анализировать, оценивать произведения.

Возможно, творческие работы надо оценивать не по балловой шкале, а вообще без баллов, отмечать какими-то «наградами» – премиями (например, «Лучший в том-то», «Заслуженный конструктор сюжета такогото»), правом записи сочиненного произведения в классный журнал творческих работ и др. 

 

В данной работе частично использованы материалы методических рекомендаций Альбетковой Р.И. «Русская словесность. От слова к словесности. 6 класс». М.: Дрофа, 2008. 

 

ОЦЕНИВАЕМ ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ

ОЦЕНИВАЕМ ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ

Третье: какой смысл содержит в себе произведение, все ли эпизоды и все ли герои в нем помогают раскрытию этого смысла или есть герои и эпизоды…

Третье: какой смысл содержит в себе произведение, все ли эпизоды и все ли герои в нем помогают раскрытию этого смысла или есть герои и эпизоды…