Коучинг: Оценивание для обучения
Цель:
Используемые методы активного обучения:
-стратегия РВФ
-стратегия «Карусель»
-стратегия «Каждый обучает каждого»
Ход занятия:
Разминка «Комплимент»
На листах бумаги члены группы пишут соседу по часовой стрелке: Вы мне очень симпатичны, потому что……..
Работа в группах:
Задание №1: Составить постер «Цели оценивания.»
Постер переходит из группы в группу и дополняется. Каждая группа ранжирует цели по важности и делает вывод. Группам предлагается вариант из руководства для учителя 3 уровня( стр 161).
Задание №2: Составить постер:
1 группа «Техники оценивания » (Приложение №1)
2 группа « Оценивание при групповой работе» ( Приложение №2)
3 группа « Обратная связь» (Приложение №3)
По принципу «Каждый обучает каждого» презентовать работу участникам других групп.
Задание №3 На основе проделанной работы заполнить таблицу:
Самооценивание |
преимущества |
недостатки |
|
предложения |
взаимооценивание |
преимущества |
недостатки |
|
предложения |
Оценивание учителя |
преимущества |
недостатки |
|
предложения |
Обсудив все факторы мы думаем, что………..
Рефлексия: «Ладошка»
ФОРМАТИВНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ
Формативное оценивание – это оценивание прогресса учащихся с целью внесения из-
менений в процесс учения и, соответственно, обучения на ранних этапах. Кроме того, фор-
мативное оценивание позволяет учащимся осознавать и отслеживать собственный прогресс
и планировать дальнейшие шаги с помощью учителя. Формативное оценивание – это значит
находиться рядом с учеником и вести его к успеху.
Формативное оценивание не новое явление в образовании. Текущее оценивание выполняло
часть функции формативного оценивания, но данное оценивание превращалось зачастую в
самоцель и реализовывалось на уровне лишь фиксации знания-незнания, умения-неумения и
так называемой накопляемости отметок в журнале.
Формативное оценивание приобретает иные черты, функции; его цель заключается не в констатации уровня достигнутого учебного результата, а в улучшении процесса обучения учащихся. Оцениваются индивидуальные достижения учащегося безотносительно к достижениям других учащихся. Новые подходы к оцениванию в сочетании с личностно ориентированными методами преподавания могут иметь позитивное воздействие, как на познавательную деятельность учащихся, так и на обучающую деятельность
учителей.
Компоненты формативного оценивания:
1. Обеспечение учителем эффективной обратной связи учащимся.
2. Активное участие учащихся в процессе собственного учения.
3. Корректировка процесса обучения с учетом результатов оценивания.
4. Признание глубокого влияния оценивания на мотивацию и самоуважение учащихся,
которые, в свою очередь, оказывают важное влияние на учебу.
5. Умение учащихся оценивать свои знания самостоятельно.
2.1. Критерии
ЭТО ВАЖНО!
Оценивается не ученик, а его работа. А при оценивании работы, акцент делается
на е. положительные стороны, а не недостатки.
ЭТО ВАЖНО!
Критерии, разработанные для оценивания промежуточных работ (формативное
оценивание), должны описывать и оценивать только то, что заявлено в
цели.
Примерные процедуры совместной (учитель – учащиеся) разработки критериев
1. Объявите учащимся цели и задачи урока перед началом изучения темы, главы, раздела.
2. Попросите каждого учащегося написать один-два критерия, по которым будут оцени-
ваться работы.
3. Запишите на доске критерии, предложенные учащимися.
4. Убедитесь, что все учащиеся поняли предложенные критерии.
5. Расположите критерии по степени важности.
6. В процессе обсуждения выберите приоритетные критерии.
7. Е сли предполагается выставление отметки, определите количественное выражение (баллы) каждого критерия или произведите его градацию (разбивку на уровни выполнения
задания).
В дальнейшем работы учащихся необходимо оценивать только в соответствии
с разработанными критериями.
Приложение №1
Техники формативного оценивания
Учитель периодически раздает учащимся карточки с заданиями, указанными на обеих сторонах:
1 сторона: Перечислите основные идеи из пройденного материала
(раздела, темы) и обобщите их.
2 сторона: Определите, что вы еще не поняли из пройденного материала (раздела, темы), и сформулируйте свои вопросы.
Сигналы рукой Учитель просит учащихся показывать сигналы, обозначающие понимание
или непонимание материала (в ходе объяснения учителем каких-либо
понятий, принципов, процесса и т.д.). Предварительно следует догово-
риться с учащимися об использовании этих сигналов:
. Я понимаю ______ и могу объяснить (большой палец руки направлен вверх)
Я все еще не понимаю ______(большой палец руки направлен в сторону)
Я не совсем уверен в _______________(помахать рукой)
Посмотрев на сигналы, учитель опрашивает учащихся каждой группы.
По итогам полученных ответов учитель принимает решение о повторном
изучении, закреплении темы или продолжении изучения материала по
программе.
Светофор У каждого ученика имеются карточки трех цветов светофора. Учитель
просит учащихся показывать карточками сигналы, обозначающие их
понимание или непонимание материала, затем он просит учащихся от-
ветить на вопросы:
К учащимся, которые подняли зеленые карточки (все поняли):
– Что вы поняли?
К учащимся, поднявшим желтые или красные карточки:
– Что вам не понятно?
По итогам полученных ответов учитель принимает решение о повторном
изучении, закреплении темы или продолжении изучения материала по
программе.
Одноминутное эссе Одноминутное эссе – это техника, которая используется учителем с целью
предоставления учащимся обратной связи о том, что они узнали по теме.
Для написания одноминутного эссе учитель может задать следующие
вопросы:
Что самое главное ты узнал сегодня?
Какие вопросы остались для тебя непонятными?
Речевые образцы (подсказки)
Учитель периодически дает учащимся речевые образцы (выражения, подсказки), помогающие строить ответ.
Например: Основной идеей (принципом или процессом) является_______, потому что__________ и т.д.
Проверка ошибочности понимания
Учитель намеренно дает учащимся типичные ошибочные понятия или предсказуемые ошибочные суждения о каких-либо идеях, принципах или процессе. Затем он просит учащихся высказать свое согласие или несогласие со сказанным и объяснить свою точку зрения.
Индивидуальные беседы с учащимися
Учитель проводит индивидуальные беседы с учащимися для проверки уровня их понимания.
Трехминутная пауза Учитель предоставляет учащимся трехминутную паузу, которая дает учащимся возможность обдумать понятия, идеи урока, связать с предыдущим материалом, знаниями и опытом, а также выяснить непонятные моменты.
Я изменил свое отношение к……….
Я узнал больше о ………….
Я удивился тому, что……
Я почувствовал …
Я относился к …………
Измерение температуры
Данный метод используется для выявления того, насколько ученики правильно выполняют задание. Для этого деятельность учащихся останавливается, и учитель задает вопрос: «Что мы делаем?»
Ответив на этот вопрос, учащиеся предоставляют информацию об уровне понимания сути
задания или процесса его выполнения. В некоторых случаях (при работе в парах и в группах) учитель просит одну пару или группу учащихся продемонстрировать процесс выполнения задания. Другие пары или группы наблюдают, что от них требуется сделать.
Мини-тест Мини-тесты призваны оценивать фактические знания, умения и навыки
учащихся, т.е. знания конкретной информации, определенного материала.
Это тесты, предполагающие выбор:
-из множества предложенных ответов;
-из правильного/ неправильного ответа;
- предполагающие краткий ответ.
Элективный (выборочный) тест
Учитель раздает каждому учащемуся карточки с буквами «A, B, C, D», просит учеников ответить одновременно, т.е. поднять карточку с правильным ответом. Учитель обязательно должен предложить ученикам подумать 20 секунд и только после этого представить ответ.
Учитель обсуждает с учащимися разные варианты ответов и просит их объяснить свой выбор. Ответы позволяют учителю определить уровень и качество понимания учащимися изученной темы и принять решение: продолжить объяснение данной темы или двигаться далее.
Формативный тест Учитель произвольно делит учеников на малые группы (по 4-5 учащихся
в группе). Каждый учащийся получает лист с вопросами теста и лист для ответов. Учащимся предоставляется время на обсуждение вопросов теста в малых группах. После обсуждения учащиеся заполняют лист ответов самостоятельно. Баллы каждого учащегося подсчитываются отдельно. Необходимо предупредить учащихся, что они могут быть не согласны с членами группы, и отметить тот ответ, который они считают правильным. Консенсус (т.е. единое мнение) в группе при обсуждении ответа на тот или иной вопрос не требуется.
Дневники / журналы по самооценке
Дневники/ журналы по самооценке создаются для того, чтобы учитель и учащийся могли дать оценку приобретенным в течение урока знаниям, умениям и навыкам, компетентностям, а также тому, каким способом приобретены эти знания, умения и навыки, и их объ.м. Дневники помо-
гают учителю получить представление об уровне прогресса учащегося и предпринять соответствующие шаги для улучшения образовательного процесса.
Формативный опрос Это форма проверки, следующая сразу за презентацией материала или за
каким-либо видом деятельности на уроке. Учитель задает дополнительные уточняющие вопросы: «Почему? Каким образом? Как?…».
– Как, чем _________________ похожи или отличаются от _ ________ ?
– Каковы характеристики (части) ______________________________ ?
– Каким образом мы можем показать, проиллюстрировать _ _______ ?
– Какова основная идея, концепция, мораль в _ _____________________ ?
– Каким образом ______________соотносится с _ __________________ ?
– Какие идеи, детали вы можете добавить к ______________________ ?
– Приведите пример по (к)_ _____________________________________ ?
– Что неверно в ________________________________________________ ?
– Какое заключение вы можете сделать __________________________ ?
– На какой вопрос мы пытаемся ответить _______________________ ?
– Какую проблему мы пытаемся решить ?
– Что вы предполагаете сделать ________________________________ ?
– Что могло произойти, если бы _________________________________ ?
– Какие критерии вы использовали бы для оценки _________________ ?
– Какие доказательства или подтверждения вы можете привести
в поддержку _ ________________________________________________ ?
– Как можно подтвердить или опровергнуть _ ____________________ ?
– Как это можно рассматривать с точки зрения _ ________________ ?
– Какие альтернативы нужно иметь в виду ______________________ ?
– Какие подходы или методы можно использовать в _ ______________ ?
Упражнение на проверку усвоения нового материала
Учитель создает таблицу из четырех окошек (квадратов) с надписями:
«Предсказать», «Объяснить», «Обобщить» и «Оценить».
После объяснения нового материала он просит учащихся выбрать определенный квадрат. При этом учитель поясняет, что таким образом каждый учащийся выбирает себе тип задания, который ему нужно будет выполнить по изучаемой теме. Затем, в зависимости от выбора квадрата, учитель задает вопрос.
Например: (1) Если учащиеся выбрали квадрат «Обобщить», то учитель может дать следующее задание: «Перечислите основные идеи из нового материала».
(2) Если учащиеся выбрали квадрат «Объяснить», то учитель может задать следующий вопрос: «Как вы понимаете изученный термин
(понятие)?»
Внутренний и внешний круг
Учащиеся образуют два круга: внутренний и внешний. Дети стоят лицом друг к другу и задают друг другу вопросы по пройденной теме.
Учащиеся из внешнего круга передвигаются и создают новые пары. Продолжается та же работа с вопросами.
Обобщение в одном предложении
Попросите учащихся обобщить изученную тему в одном предложении,
которое отвечало бы на вопросы «кто? что? где? когда? почему? И как?».
Обобщение в одном слове
Учитель дает учащимся задание:
»Выберите (подберите) слово, которое наиболее точно обобщает тему».
Письменные комментарии
(письменная обратная связь)
Обязательный элемент оценивания – предоставление обратной связи. Проверяя письменные работы учащихся, учитель делает свои комментарии в соответствии с критериями оценки и уровнем достижения результата. Комментарии должны быть ясными и нести обучающий характер. Проверяя письменную работу, можно выделять правильные (интересные) части одним цветом, а требующие доработки – другим. Комментарии к письменным работам могут включать напоминания (что следует добавить), подсказки или примеры.
Словесная оценка (устная обратная связь)
Самый распространенный вид оценки. Учитель похвалил учащегося за хорошее выполнение упражнения и, таким образом, провел устную обратную связь, соответственно, учащийся может понять, что данный материал или информацию он успешно освоил.
Учитель указал учащемуся на ошибки в выполнении упражнения. Он не поставил за работу никакой отметки, но оценил ее. В результате учащийся может судить о том, что ему необходимо сделать для достижения более высоких результатов. (См. раздел «Обратная связь»).
Самооценивание Процесс, в ходе которого учащиеся собирают информацию о своем учении, анализируют ее и делают выводы о своем прогрессе. Обязательное условие проведения самооценивания – наличие критериев оценивания работы, с которыми учащиеся должны быть ознакомлены в начале изучения темы и до начала выполнения работы.
Две звезды и желание (взаимооценивание)
Применяется при оценивании творческих работ учащихся, сочинений, эссе.
Учитель предлагает проверить работу одноклассника. Когда учащиеся комментируют работы друг друга, они не оценивают работы, а определяют и указывают на два положительных момента – «две звезды» – и на один момент, который заслуживает доработки, – «желание».
Приложение №2
Оценивание учебных достижений учащихся при использовании
групповой формы работы
Самые частые вопросы, задаваемые учителями:
– Как оценивать достижения учащихся при использовании групповой формы работы?
– Что при оценивании групповой формы работы можно отнести к формативному оце-
ниванию?
При использовании групповой формы обучения важен не только продукт, который получится
у группы, но и то, как он создавался. А это означает, что оцениванию подлежит как результат
работы, так и сам процесс, потому что умение работать в группе – важная компетенция, кото-
рую нужно формировать у учащихся, и, следовательно, создавать условия для ее формирования.
Формативное оценивание в данном случае становится частью процесса обучения/ учения,
потому что групповая работа предполагает обсуждение, постановку вопросов, предоставление
обратной связи. Учителю важно помнить, что оценивание групповой работы не может и не
должно сводиться к обязательному выставлению отметки.
Оценивание работы групп имеет несколько направлений:
– оценка деятельности каждой группы учителем;
– оценка деятельности некоторых учащихся учителем;
– самооценивание/взаимооценивание, совместное оценивание групповой работы учителем
и учащимися.
Для организации групповой работы требуется выполнение ряда условий, которые учитель
должен с самого начала объяснить учащимся:
ƒ. Сообщение цели групповой работы и ее соответствие обучающим целям изучаемой темы.
ƒ. Определение критериев оценки задания (для оценки процесса работы в группе и оценки
результата работы группы).
ƒ. Сообщение о том, кто будет осуществлять оценивание (сам учитель; учитель совместно
с учащимися; только учащиеся; специальное жюри).
ƒ. Определение сроков и формы предоставления работы группы (если группа формируется
на выполнение долгосрочного, более одного урока, задания).
ƒ. Сообщение о принципах оценивания:
– обязательное оценивание индивидуального вклада в работу группы (если таковой будет
оцениваться);
– оценивание работы группы в целом (один за всех – все за одного, если таковая будет
оцениваться).
В случае, когда учитель запланировал выставление отметок за групповую работу, не рекомен-
дуется ставить разные отметки за работу группы, так как это противоречит концепции груп-
повой работы. Но даже в таком случае учителю следует поощрять выдающуюся работу группы
и обсуждать уклонение некоторых учащихся от работы в группе. Особенно это удобно делать,
когда участники группы имеют четко определенные обязанности.
Оценивание работы групп
Учитель разрабатывает форму наблюдения (примерная форма представлена в таблице .5),
обсуждает и утверждает е. с учащимся (рекомендуется использовать форму «Оценивание ра-
боты групп» на протяжении продолжительного периода времени: четверти, полугодия).
Оценивание работы групп
Таблица . 1
Номер группы
|
Сотрудничество в группе (распределение и выполнение обязанностей)
|
Поведение (не мешать работе других групп, не отвлекаться от выполнения задания, не кричать)
|
Раскрытие материала, задания, темы
|
Умение слушать презентации других групп, задавать вопросы, делать дополнения
|
Общий балл
|
|
|
|
|
|
|
После оглашения задания учитель ведет наблюдение за деятельностью групп и заполняет форму.
В процессе выполнения задания учитель заполняет первые два столбца – «Сотрудничество в
группе» и «Поведение». На этапе, когда группы представляют свои работы, учитель дополняет
колонку «Поведение» и заполняет следующие две колонки – «Раскрытие материала» и «Умение
слушать и задавать вопросы» (каждая группа на каждом этапе может получить несколько плюсов
или минусов). Далее следует этап подведения итогов работы групп и обсуждения полученных
результатов. На этом этапе учитель может задать учащимся следующие вопросы:
ƒ. Какие положительные стороны были отмечены в работе каждой группы?
ƒ. С какими трудностями столкнулись группы при выполнении задания? Как можно их
преодолеть?
В ходе ответов на первый вопрос учитель совместно с учащимися отмечает достоинства в
работе каждой группы и может представить общие результаты оценочной работы.
Второй вопрос позволяет обратить внимание учащихся на возникшие проблемы и совместно
определить пути их преодоления.
Полученные результаты групповой работы позволяют учителю принять определенное решение:
ƒ. в случае, когда результаты положительные, он принимает решение продолжить изучение
темы;
ƒ. в случае, когда результаты невысокие, он должен предложить ученикам выполнить до-
полнительные задания, упражнения или использовать другие методы обучения с целью
более глубокого освоения темы.
Оценивание индивидуальной деятельности ученика
а) При групповой форме работы учитель может осуществлять оценку достижений отдельных
учащихся. Для этого он использует форму «Оценивание вклада отдельного учащегося при
групповой работе».
Учитель предварительно (до урока) намечает, кого он собирается оценивать (2-6 учащихся).
Оценивание деятельности отдельного учащегося при групповой работе
Таблица .2
ФИО учеников |
Участвует в распределении обязан- ностей в группе и выполняет свои обязанности
|
Предлагает идеи |
Активно участвует в обсуждении груп- пы (развивает, обобщает предложенные идеи, информацию)
|
Помогает участникам группы |
Внимательно слушает и задает вопросы |
Умеет вести обсуждение (вежливо воз- ражает, добивается согласия по вопро- сам, вызвавшим споры)
|
Работает в группе, сосредоточившись на поставленном учебном задании
|
Общий балл
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Учитель наблюдет за ходом выполнения задания в группах, особенно внимательно следит за
деятельностью отобранных учащихся и делает отметки в форме. По итогам выполнения работы
представляет учащимся результаты наблюдения, обязательно предоставляет обратную связь
каждому выбранному учащемуся и при необходимости может выставить отметки.
б) Учитель может провести оценивание деятельности и результативности работы некоторых
учащихся с использованием взаимооценивания. Для этого учитель просит учащихся оценить
вклад друг друга в работу группы. При выполнении этой работы необходимо обратить внима-
ние учащихся на критерии оценки.
ЭТО ВАЖНО!
При использовании групповой формы обучения учитель должен с самого начала
этой деятельности объяснить учащимся: итоговая отметка будет отражать
индивидуальные учебные достижения ученика.
Самооценивание при групповой форме работы
Вовлечение учащегося в процесс оценивания позволяет ему стать равноправным партнером
учителя в процессе оценивания и, соответственно, нести ответственность за свое обучение.
В некоторых случаях при использовании групповой формы обучения ученику необходимо
дать возможность самому оценить свои учебные достижения.
Приложение№3
Обратная связь
Обратная связь – процесс сообщения и получения комментариев о конкретных действиях,
ситуациях, спорных вопросах, которые ведут к достижению цели.
Исследователи вопросов формативного оценивания Брангерт-Драунс, Кулик и Морган, а также
Элавар и Корно в своих работах отметили, что «формативное оценивание – непрерывный
поток обратной связи с учащимся», «уместные комментарии и ясные, понятные предложения, помогающие ученику осознать собственные пробелы таким образом, чтобы
он накопил достаточную информацию для дальнейшего продвижения впер.д».
Обратная связь дает представление учителю о том, как идет процесс обучения, информирует
о достижениях и пробелах учащегося. Обратная связь должна проходить в атмосфере взаимо-
уважения и доброжелательности, предоставлять время для того, чтобы учащиеся дали верный
ответ, исправили ошибки или сменили направление мышления и деятельности.
ЭТО ВАЖНО!
Обратная связь должна быть позитивной, но это не означает, что учащиеся не
должны знать о недостатках выполненной работы.
По мнению исследователей Блэка и Уильяма, учащийся должен понимать, что такое обратная
связь, чтобы воспользоваться ею. Чтобы достичь реального успеха, учащийся должен научить-
ся самооценке с тем, чтобы «понимать основную цель своего обучения и, таким образом, усвоить
то, что необходимо делать для достижения этого успеха». Таким образом, качественная
обратная связь с учащимися предоставляет информацию о том, как и что ученик понимает,
или не понимает, а также позволяет учителю отобрать стратегию, которая поможет ученику
совершенствоваться.
Обратная связь проявляется практически на всех этапах урока. Обратная связь бывает двух
видов:
ƒ. устная;
ƒ. письменная.
Инструментами обратной связи могут быть:
письменные комментарии;
«измерение температуры»;
наблюдения;
опросы-молнии;
дневники/ журналы по самооценке.
В таком контексте обратная связь нацелена на обзор, комментирование и фасилитацию работы
ученика и приближает его к намеченным результатам.
Ниже представлены примеры письменной и устной обратной связи:__
Пример 1
Ученикам было дано задание: вырезать картинки, расположить их по порядку и приклеить на
бумагу, соблюдая последовательность действий в соответствии с содержанием рассказа.
Обучающие цели и критерии успеха демонстрируются следующим образом:
– Мы учимся: излагать рассказ последовательно.
– Как мы узнаем, что сделали это правильно: картинки должны быть расположены в соответствии с последовательностью изложения рассказа.
ƒ. Как только ученики начали работать, учительница заметила, что один из них испачкал клеем
свои брюки. Она подходит к ученику и говорит, что ему необходимо привести одежду в по-
рядок. Группа обсуждает «проблему клея». Один из учащихся берет тряпку, чтобы вытереть
клей на своем столе. Весь класс начинает говорить про клей, про обрывки бумаги на полу и т.п.
ƒ. Далее учительница заметила ученицу, с трудом вырезающую картинки, и подошла к ней, чтобы
подсказать, как правильно держать ножницы. Затем учительница похвалила ее, сказав, что у
нее стало хорошо получаться. Одна ученица сообщила, что вот уже год как она умеет хорошо
обращаться с ножницами. Несколько учеников, которые неровно вырезали первые две кар-
тинки, стали выравнивать края, чтобы учительница не критиковала их за то, что они вырезают
картинки неаккуратно. Сначала учащиеся не обращали на это внимания, потому что думали,
что суть задания заключается только в расположении картинок по порядку.
ƒ. Учительница подходит к ученице, которая, наконец, написала свое имя на бумаге с заглавной
буквы, хвалит ее. Некоторые из учащихся стали писать свои имена на своих работах, потому
что осознали, что забыли это сделать.
ƒ. Учительница поздравила ученицу, выполнившую задание старательно, сказав, как она рада
видеть, с каким усердием та работает. Дети сели прямее, чтобы их тоже похвалили.
Пример показывает следующее: ученики знают, что не всегда обучающие цели и критерии
успеха принимаются во внимание учителем при оценивании их работы. Учитель своими ком-
ментариями показывает, что он заинтересован не в правильном расположении вырезанных
рисунков, а во внешних показателях: усердии и навыках вырезания.
В следующем примере показана стратегия отзывов, сфокусированных на обучающих целях.
Пример 2
ƒ. Как только ученики начали работать, учительница замечает, что один из них уже испачкал
клеем свои брюки. Она подходит к ученику и начинает разговор с обучающей цели: «Молодец,
я вижу, ты уже поставил первую картинку на место. Что происходит дальше в рассказе,
после того как Маленькая Красная Курица вскопала землю?» Некоторые из учеников тихо
выкрикивают: «Посадила семена» – и продолжают расставлять картинки. Затем учительница
тихо говорит ученику: «Ты испачкал клеем брюки. Пойди, почисти их».
ƒ. Учительница замечает ученицу, с трудом вырезающую картинки. Она подходит к ней и по-
здравляет с тем, что она в первую очередь начала вырезать все картинки: «Хорошо придумала.
Ты ведь хочешь сначала вырезать все картинки, чтобы можно было переставлять их местами
и менять решение?» Некоторые из учеников начинают отдирать уже приклеенные картинки,
потому что они согласны с тем, что это очень хорошая идея. Учительница затем тихо подска-
зывает ученице, как правильно держать ножницы.
Методическое руководство 43
Описанная выше ситуация показывает, что учащиеся видят свои обучающие цели и критерии
успеха. Учительница своими комментариями дает понять, что для нее важно правильное рас-
положение картинок. Эта техника должна помочь тем учителям, которые осознают, что часто
попадают в ловушку, акцентируя внимание на других, менее важных аспектах урока и тем са-
мым отвлекая класс от сосредоточенности непосредственно на целях задания. При проведении
тренинга с учителями школ одна из участниц сказала: »Я заметила, что комментирую почерк,
правописание, когда мне следует давать комментарии о целях изучения данной темы. Это
было для меня настоящим открытием. Теперь я все время помню об этом и когда ловлю себя
на том, что начинаю говорить: «Ты пропустил заглавную букву здесь», – я сразу останавли-
ваюсь и возвращаюсь к теме и целям изучения данной темы».
Требуется время, чтобы такое поведение вошло в привычку, но стратегия сама по себе проста:
в первую очередь обратите внимание учащегося на обучающую цель, а затем упоминайте
о второстепенных признаках. Так, при необходимости можно шепотом сделать
замечание по поводу клея или почерка. Класс сохранит свое внимание на обучающей цели и
выполнит работу более качественно. Постоянно осуществляйте обратную связь и обучите
этому учащихся, чтобы они могли оценивать свою работу и работу друг у друга!
Устная обратная связь (комментарий учителя) может быть развернутой, полной или краткой,
неразвернутой. Развернутый и полный комментарий включает в себя не только оценку
учителя (»хорошо», «молодец», «плохо», «неправильно»), но и:
а) указание на то, что именно хорошо, а что неправильно;
б) указание на то, каким образом можно исправить недочеты или улучшить ответ.
Например: «Молодец, Камилла, ты нашла правильный способ решения задачи. Но ответ ты
вычислила неправильно. Пересчитай еще раз!» или «Максат, твой ответ неверен. Прочитай
абзац еще раз и попробуй опять ответить на вопрос».
Неразвернутый или краткий комментарий чаще всего включает только оценку учителя: «мо-
лодец», «плохо», «хорошо» и т.п.
Комментарии могут быть позитивными, нейтральными или негативными (отрицательными).
Позитивный или нейтральный комментарий (обратная связь) может быть выражен
в следующей форме:
ƒ. фразы при правильных ответах: «да, это правильный ответ», «отлично», «все правиль-
но», «обратите внимание, как точно Зарина сформулировала ответ», «ты правильно
и полным предложением ответил на вопрос, молодец»;
ƒ. фразы при неправильных ответах: «что-то близко, но не совсем точно, подумай еще»,
«хорошая попытка, но не совсем так», «это верное направление, но давай вместе по-
думаем…», «ребята, Асан считает так, а вы как думаете?», «А почему ты так думаешь?
А что, если…?», «Давай, еще раз послушаем вопрос… Как ты думаешь, ты ответил на него?»,
«Здесь вы ошиблись, прочитайте еще раз…»;
ƒ. просьба дать расширенный ответ или пояснить ответ.
Учитель должен избегать использования негативных комментариев, включающих критику,
иронию, высмеивание ответа учащегося, например: «глупый ответ», «как ты мог до такого до-
думаться», потому что данная форма комментариев затрагивает личность учащегося. Следует
избегать фраз «неверно», «неправильно», «кто ответит» без пояснения, что именно неправильно
и что делать дальше, чтобы исправить работу.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.