Оценивание учебных достижений учащихся по химии
Оценка 4.8

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценка 4.8
Руководства для учителя
doc
химия
Взрослым
22.01.2018
Оценивание учебных достижений учащихся по химии
Данное методическое руководство составлено согласно новым подходам в системе оценивания учебных достижений учащихся. В пособии имеется подробное описание теоретического материала, который необходим каждому учителю работающем в современной системе образования. Приведены множество практических примеров в подходах оценивания, по которым можно понять сущность и необходимость использования данного инструмента для улучшения качества знаний учащихся.Методическое руководство составлено для учителей и студентов педагогических специальностей.
Оценивание учебных достижений учащихся по химии.doc
Бекжанова Э.К. ОЦЕНИВАНИЕ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ПО ХИМИИ МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО 1 В   предлагаемом   пособии   рекомендации   даны   на   основе   результатов методических исследований, из опыта обучающих   передовых педагогических семинаров   зарубежных   стран,   а   также   согласно   апробации   интегрированной образовательной программы и системы оценивания на уроках из личного опыта. В пособии даются рекомендации по важным вопросам, которые в настоящее время имеют особую актуальность. К ним относятся: 1) особенности личностно­ ориентированного   обучения,   2)   способы   формирования   и   развития   навыков обучения   у   учащихся,   3)   методы   оценивания   индивидуальной   и   групповой формы   работы   учащихся,   4)   проверка   знаний   и   умений   учащихся   через формативное   и   суммативное   оценивание   в   свете   требований   школьной программы, 5) приведены примеры формативного и суммативного оценивания, 6) акцентируется  внимание на  предоставление  учащимся  обратной связи  при оценивании знаний, умений, навыков. Руководство   предназначено   студентам   педагогических   специальностей, учителям и администратором школ. 2 Оглавление ОЦЕНИВАНИЕ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ....................................................1 МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО...................................................................................1 Оглавление...................................................................................................................3 Введение.......................................................................................................................4 Особенности системы оценивания при личностно-ориентированном обучении....5 2.1.1.Оценивание групповой формы работы учащихся...........................................17 Заключение.................................................................................................................78 Литература.................................................................................................................80 3 Введение В настоящее время современное образование претерпевает ряд серьезных преобразований. Произошли качественные изменения в методике преподавания предметных   дисциплин.   Акцентируется   внимание   на   такие   параметры   как знание,   понимание,   анализ,   синтез,   критическое   мышление,   коммуникация, которые формируют общеучебные компетентности учащихся. Все это привело к тому, что стало необходимо внести изменения в систему оценивания, а именно отказаться от традиционной «отметочной» системы. Это связано с тем, что она является   малоэффективной.   Акцент   делался   на   сравнении   учеников   друг   с другом,   при   выставлении неудовлетворительных   оценок   многие   получали   психологическую   травму, обратная   связь   была   направлена   не   на   оказание   помощи   учащемуся   на достижение   целей,   а   носила   чисто   управленческий   характер,   учителями оценивался объем и форма работы, а не качество достижений учащихся.   что   снижало   активность   и   мотивацию, Применение нового подхода оценивания достижений учащихся, позволяет учителю увидеть, а учащему устранить отрицательные моменты в обучении, что способствует   индивидуализации   учебного   процесса,   повышение   мотивации, самостоятельности – это формативное оценивание – оценивание для улучшения обучения.   Данный   вид   оценивания   представляет   собой   часть   личностно­ ориентированного   подхода   при   обучении   учащихся.   При   этом   роль   учителя отходит на второй план. Но это не означает, что учащиеся предоставлены сами себе. Наоборот взаимодействие учителя с учащегося не прерывается, а наоборот налаживается сотрудничество. Происходит непрерывное оценивание работы и работ   учащихся,   для   достижения   положительного   результата.   Учащийся осознанно   вместе   с   учителем   или   самостоятельно   работает   над   своими пробелами и работает над их устранением. Таким образом, ученик может дать себе самооценку и контролировать свой процесс обучения. Методика   личностно­ориентированного   обучения   подразумевает   такие ключевые слова как обучение и учение. Цели обучения задает учитель. Учение процесс приобретения и закрепления знаний, который связан с усилиями самого учащегося. От учителя требуется своевременное информирование учащихся о целях обучения и критериях оценивания, вовлечение учащихся в  самооценивание  по имеющимся   критериям,   обязательное   осуществление   обратной   связи   для осуществления дальнейших действий учащимися. Учитель   должен   оценивать   не   ученика,   а   его   работу.   Оценивая   работы, важно учитывать необходимость элементов поощрения, а не её недостатки. 4 Особенности   системы   оценивания   при   личностно­ориентированном обучении После закрепление новой темы «Изомерия и номенклатура спиртов» учитель провел запланированный к уроку небольшой тест (7 мин) с помощью которого   он   проверил,   как   учащиеся   понимают   и   могут   использовать алгоритм   построения   изомеров   и   давать   им   названия.   По   окончании выполнения задания, было проведено обсуждение результатов проверочного теста. Проанализировав ситуацию, учитель принял решение отвести еще 10­ 15 минут урока на данную тему. Учитель поделил учащихся на группы и выдал   дифференцированные   задания   по   теме,   на   закрепление   данного навыка. Фрагмент урока с использованием техники  формативного оценивания мини­тест Применение   разнообразных   методик   оценивания   играет   немаловажную роль при личностно­ориентированном обучении. Ученики имеют возможность продемонстрировать приобретенные знания и умения, а также определить над, чем   им   еще   предстоит   поработать.   Учитель   при   таком   подходе   оценивания получают подробную информацию о достижениях учащихся, и направляет их для более глубокого понимания содержания предмета и стать независимыми в обучении. Для того чтобы иметь полную картину о достижениях учащихся, учитель должен иметь данные об уровне понимания темы, сформированности навыков, чтобы   затем   дифференцировать   обучение   с   учетом   потребностей   и возможностей   каждого   ученика.   Учащимся   необходимо   контролировать собственное   обучение,   сформировать   максимум   компетенций,  которые   будут необходимы им в дальнейшей жизни. Оценивание является основным средством измерения проблем обучения, обратной   связи,   оповещения   участников   образовательного   процесса.   Система оценивания   учебных   достижений   учащихся   –   это   оценка   качества   освоения образовательных программ. Для   достижения   учащимися   качественных   результатов   в   обучении оценивание должно быть гибким, понятным всем участникам образовательного процесса, психологически комфортным, многоинструментальным. Для эффективности оценивания учебных достижений учащихся, учитель должен умело использовать формативное и суммативное оценивание. 5 1.1. Основные цели оценивания учебных достижений учащихся Основная цель, которая требует оценки достижений учащихся, это степень соответствия   полученных   результатов   обучения   с   заранее   запланированными целями. Оценивание   необходимо   осуществлять,   чтобы   обратить   внимание учащегося   на   цели   обучения   и   критерии   достижения   положительного результата.     В   ходе   оценивания   учитель   выдает   ученику   информацию,   для принятия дальнейших шагов. Учитель должен регулярно осуществлять обратную связь с учениками, мотивировать их, предоставлять информацию родителям о степени достижения результатов обучения. 1.2. Целеполагание Целеполагание   –   это   основная   часть   оценивания,   которое   помогает определить приоритеты, принимать решения и осуществлять запланированное. Если   цели   сформулированы   четко,   то   и   оценивание   будет   более   точным   и эффективным. Цели должны достигаться через реализацию поставленных задач. У   Учащихся   должна   присутствовать   мотивация   и   настойчивость.   А   учитель должен вести непрерывное оценивание. 1) Четко сформулированные цели означает, что они должны быть:  конкретными, специфичными для ясности, чего следует добиться;  достижимыми,   чтобы   понять   какое   действие   может   принести желаемый результат;  реалистичными, чтобы их можно было достичь;  иметь   установленные   сроки   исполнения   и   средства   для выполнения1.   учащиеся   смогут   сделать Например:   К   концу   недели, исследования химических свойств по карбонильным соединениям, используя не менее пяти наиболее важных экспериментов. 2) Реализация целей через поставленные задачи означает, что учитель, зная цель, должен составить ориентиры, которые он будет использовать, для достижения цели. Ими могут быть поставленные задачи.  Например:  1 6 SMART – аббревиатура из английских слов, показывающих, какими должны быть поставленные цели: Specific – конкретными, Measurable – измеряемыми, Achievable – достижимыми , Realistic – реалистичными andTime­bound – и определенными во времени Учащиеся  Будут   понимать   важность   реакций   полимеризации   в   синтезе полимеров;  Будут   экспериментально   изучать   особенности   химических свойств полимеров;  Смогут   употреблять   терминологию   по   данной   теме   в   своей устной и письменной речи. 3) Когда речь идет о мотивации, учителю необходимо научить учащихся добиваться   цели,   направляя   учащихся   через   определенные   виды активного обучения. Например: Учитель распределил учащихся по группами предложил составить условие   задачи   самостоятельно.   После   выступления   учащихся учитель   попросил     проанализировать   задачи   и   привести   примеры использования их на практике, в жизни. Таблица 1 Подходы к постановке целей с позиции учителя и ученика Цели с позиции учителя  Ознакомить   учащихся   с и изомерией номенклатурой спиртов.    Рассказать об особенностях   физических свойств спиртов.    Ознакомить   учащихся   с механизмом реакций окисления   спиртов   и продуктами окисления.   7 Цели с позиции ученика  Ученики   умеют   составлять формулы   изомеров   спиртов, определять   к   какому     виду изомерии   относятся   эти изомеры,   назвать построенные изомеры.   могут  Ученики   могут   составить список   сходств   и   отличий физических   свойств   низших   и высших спиртов.  Ученики   могут   объяснить механизм   реакций   окисления первичных   и   вторичных спиртов,   определить   продукт реакции, качественную реакцию.   используя Цель урока, поставленная с позиции ученика помогает учителю увидеть, как   ученик   усвоил   материал   урока,   а   ученик   в   свою   очередь   может сконцентрировать на том, что ему необходимо усвоить на уроке. 1.3. Виды оценивания достижений учащихся Каждый учитель должен знать основные виды оценивания, которые помогут ему планировать действия по эффективному оцениванию достижений учащихся. К   основным   видам   оценивания   относят:   диагностическое,   формативное   и суммативное оценивание. Диагностическое   оценивание  необходимо   учителю   провести   в   начале учебного   года   или   в   начале   изучения   раздела,   где   он   сможет   проследить начальный уровень знаний, умений и навыков, а также компетенций учащихся. Данный вид оценивания проводится с целью получения информации о том, как далеки   учащиеся   от   тех   целей,   которые   запланированы   в   начале   изучения программной темы или раздела по предмету. После   проведения   диагностического   оценивания,   учитель   сможет скорректировать учебный план, который будет отвечать запросам учащихся. Формативное(формирующее) оценивание– это целенаправленный процесс наблюдения   за   учением   ученика.   Формативное   оценивание   является безотметочным оцениванием. Такой вид оценивания основан на оценивании в соответствии с критериями и предполагает наличие обратной связи. Формативное оценивание используется на каждом уроке и в той форме, которая   приемлема   учащимся   и   учителю.   Целью   формативного   оценивания является улучшение работы учащихся и их продвижение вперед.  Формативное оценивание помогает учителю понять:  Что и кем было изучено?  Какие дальнейшие шаги необходимы?  Необходимы ли работы над ошибками? При формативном оценивании ученик понимает:  Что он знает? 8  Какого прогресса он достиг?  Как улучшить результат? В основе хорошего формативного оценивания лежит определение целей, с тем чтобы:  учитель знал, что учащиеся должны брать из уроков?  учащиеся,   должны   понимать,   что   их   ожидает   в   обучении   и   уметь оценивать,на сколько было достигнуто обучение? Каждый оцениваемый критерий может быть проверен в отдельности и в конце урока обязательно нужно оценить достигли ли вы целей урока. В конце урока   учителю   рекомендуется   оценить   каждого   ученика   и   зафиксировать «достиг цели» или «стремится достичь». Запрещается записывать  «не достиг цели». Достижения учащихся должны фиксироваться в листе регистрации учебных достижений учащихся.  Суммативное уровень сформированности   знаний,   знаний,   умений,   навыков,   компетенций   при завершении изучения, темы, главы, раздела к определенному периоду времени. оцениваниеопределяет     (итоговое)   Суммативное   оценивание   предполагает   проведение   различного   вида контрольно­проверочных работ. При разработке контрольно­проверочных работ используют   спецификацию   по   их   составлению.   Суммативные   работы необходимы для выставления четвертных, годовых и экзаменационных оценок.  Для   проверки   уровня   достижений   учащихся   могут   использоваться разработанные   суммативные   работы.   Также,   учитель   может   самостоятельно разработать задания и вопросы, используя дополнительные источники и личный опыт. 2. Критерии оценки достижений учащихся Любой   вид   оценивания   предполагает   использование   тщательно разработанных   критериев,   для   оценивания   работ   учащихся.  Критерий  –   это признак,   по   которому   производится   оценка   или   определение   чего­либо. Использование критериев оценивания делает процесс оценивания прозрачным и понятным  для  учителя   и учащихся. Разработанные   критерии  делают   процесс оценивания объективным. Критерии   оценивания   разрабатываются   на   основании   учебных   целей учителем или совместно с учащимися, что позволяет сформировать у учащихся 9 позитивный настрой и повысить их ответственность за достижения результата. При разработке критериев необходимо особое внимание уделять предъявленным целям и содержанию урока. При разработке совместных критериев необходимо:  Объявить   учащимся   цели   и   задачи   урока   перед   началом   изучения темы или главы.  Попросить   учащихся   написать   2   критерия,   по   которым   будут оцениваться работы.  Записать предложенные критерии на доске.  Объяснить и убедиться, что все поняли эти критерии.  Выбрать наиболее приоритетные критерии В   дальнейшем   работы   оценивания   необходимо   оценивать   только   в соответствии с разработанными критериями. Критерии   оценивания2  должны   быть   изложены   понятным   и   доступным языком. Критерии оценивания необходимо раздать каждому учащемуся, так как они   помогут   им   более   объективно   оценивать   качество   собственной   работы. Знакомить учащихся с критериями оценивания необходимо перед выполнением задания.   Чем   конкретнее   разработаны   критерии,   тем   лучше   учащиеся   будут понимать, что им нужно сделать для успешного выполнения задания. Примеры критериев оценки:  В докладе представлены рисунки, таблицы и схемы  Презентация включает видео опыт  В докладе сделаны выводы  В работе представлен список литературы Градация   критериев   –   это   описание   различных   уровней   достижения ожидаемого   результата.   Такие   критерии   не   должны   содержать   такие формулировки,   как   учащийся   демонстрирует  «глубокое   понимание,   хорошее понимание», так как их можно понять и воспринять по­разному. Например, если это родитель, то он может понять, что любая работа его ребенка, соответствует данному критерию.  Учитель должен четко понимать, чем понимание отличается от глубокого понимания  и  хорошего   понимания.   Какие   мыслительные   навыки   ведут   к 2  http://files.school­collection.edu.ru/dlrstore 10 глубокому пониманию. Как могут проявиться эти навыки. Поэтому обобщенные фразы должны быть раскрыты через целостный критериальный подход.  Таблица 2 Пример неконкретных формулировок градации критерия Градация критерия Критерий успеха Демонстрирует глубокое понимание свойств СП Критерий Раскрыта тема  «Особенности свойств синтетических полимеров (СП) » Таблица 3 Критерий успеха Демонстрир ует хорошее понимание свойств СП Критерий успеха Демонстрирует частичное понимание свойств СП Критерий успеха Не демонстрирует понимание особенностей свойств СП  Пример конкретных   формулировок градации критерия   Критерий Раскрыта тема  «Особенност и   свойств синтетически х   полимеров (СП)» Градация критерия Критерий успеха *Ученик   может представить   пять свойств положительного и отрицательного характера СП *Ученик может на конкретных примерах, опытным   путем показать эти пять свойств СП *Ученик   может проанализировать данные пять свойств   СП   и   Критерий успеха *Ученик   может представить четыре   свойства положительного и отрицательного характера СП *Ученик   может на   конкретных примерах, опытным   путем показать эти четыре  свойства СП *Ученик   может проанализироват   Критерий успеха *Ученик изложил   три свойства СП *ученик бессистемно определил свойства СП *Ученик использует только некоторые элементы анализа свойств СП. Критерий успеха *Ученик изложил только два свойства СП   и области их применени я. *Ученик не представи л никакого анализа. 11 их перечислить области   использования. *Ученик   может расположить данные   свойства СП   по   степени важности.     ь данные четырех   свойств СП и перечислить области   применения. их Используя, данные критерии и его градацию ученик выполняет работу, зная, что ему надо выполнить, а учитель может легко оценить его работу. Обобщенные   критерии   дают   ученику   только   определенные   навыки,   а требования   для   получения   максимального   балла   показывают   достижение наивысшего уровня по данному критерию. Если следует оценить более сложный навык, то необходимо использовать аналитический   подход   в   разработке   критериев,   который   позволить   провести оценивание по нескольким основаниям:   Описывать каждый шаг выполнения работы отдельно  Иметь небольшое количество характеристик для разработки каждого шага Например,   это   может   быть   при   оформлении   практической   работы   или написании эссе. Связь критериев с целью изучения темы и результатом, который необходимо   получить,   можно   проследить   через   аналитические   критерии оценивания3.  Например Цель: формировать умение составлять письменное описание атома в различных его моделях (11 класс, урок физики) Ожидаемый результат урока: эссе Критерии оценивания:  соответствие   описанию   (использование   в   эссе   основных   существующих теорий  и собственных объяснений строения атома).  Соответствие содержания выбранному стилю речи (лексика, синтаксис) 3 12 См.: Капитонов А. Технология критериальной оценки. http:/ / www.kapitonov.ru/ RUS/ Page_004_Short_Term. htm  Соответствие   логической   последовательности   в   построение   эссе (введение, основная часть, заключение).  Грамотность (соблюдение правил орфографии и пунктуации)4. Составленные   учителем   критерии,   их   градации   являются   инструментом оценивания   учебных   достижений   учащихся.   Таким   образом,   традиционная форма   оценивания   навсегда   искореняется,   где   оценка   учащегося   зависит   от мнения учителя.  2.1. Техники формативного оценивания Таблица 4 Техники формативного оценивания Техника Мини­эссе Сигнальные карточки «Светофор»     Процедура   использования техники Такое оценивание проводится   по   ходу изучения   сложных   тем. Это  одноминутные   эссе, проводимое   во   время урока   при   поэтапном усвоении материала, отвечая на вопросы:  Что вы   поняли?   Что   не поняли?  В   конце   урока, отвечая на вопросы:  Что самое   главное   ты   узнал на уроке? Какие вопросы остались   для   тебя   не понятными? Наличие   у   каждого учащегося   трех   видов карточек круглых красного, желтого, зеленого   цвета.   Учитель по   цвету   карточки, которую подняли       Действия учителя  Продолжение изучения   данной темы, останавливаясь   на вопросах,   которые были   указаны   в качестве   плохо усвоенных.  Выдать дополнительные упражнения данной теме  Закрепление   по материала в начале следующего урока 4 13 См.: Задорожная Н.П., Низовская И.А. Оценка в русле критического мышления // Мектеп­Школа. .1. 2007. – С. 62­ 72.; Матохина Т.А. Оценка на уроках литературы…/ / Мектеп­Школа. .1. 2006. – С. 45­56. спиртов высокие кипения с учащиеся,   может   понять, кому   все   было   понятно (зеленая   карточка),   кому было   не   все   понятно (желтая карточка) и кому было   вообще   ничего   не понятно (красная карточка). Учитель помогает учащимся   дать   ответ   с помощью речевых подсказок.  Например: *Способность иметь температуры   связано _________________  *В   основе   производства серной   кислоты   лежит способ_____________, принцип которого_________ и т.д. Учитель намеренно зачитывает   ошибочные суждения   или   понятия,   а учащиеся должны высказать   свое   согласие или и объяснить   свою   точку зрения. Например,   Что   сделается   льняным с   желтым   полотенцем,   если   его опустить   на   5   минут   на дно моря? Ученик   ищет   изменение признаков   “ткань”   и “цвет”, игнорируя признак “способность намокнуть”. несогласие        Акцентировать   внимание учащихся ключевые на понятия и термины.    Закрепить   уделяя материал, внимание   этим   же вопросам   в   начале следующего   урока с учащимися допускающими ошибки   Подсказки Вопросы «ловушки» 14 Мини­тест Индивидуальные беседы   (учитель­ ученик)       оценивает Учитель   знания, фактические умения навыки и определенной   темы   через тестовые   вопросы   с требованием выбора ответа   или   написание краткого ответа. Для   проверки   уровня понимания фундаментальных   тем, учитель назначает индивидуальные беседы.     Открытая таблица Учитель   создает   таблицу из   нужного   количества ему   столбцов     с надписями «Предскажите», «Объясните, «Обобщите», «Оцените»   или   другие. При   этом   учитель   дает учащимся   возможность выбора   типа   задания   по уровню сложности, которые   относятся   к одной теме. Пример1: Объясните,  “Почему горячую   проволоку   легче разорвать, чем холодную?”; Пример 2: Сосуд до   половины   водой,   закрыли герметично   крышкой  и нагревали до 100о. Почему вода не закипела? налили       Словесная оценка Учитель   должен обязательно   похвалить учащегося за его успехи в 15  Продолжить изучение непонятных моментов.  Назначить дополнительные занятия/или указать   материал для дополнительного изучения темы.  Дополнительное время для изучения темы.  Дополнительные занятия индивидуальном   в Формативный опрос порядке  Выдать дополнительные вопросы,   ведущие к правильному ответу   на   главные вопросы.    Закрепление материала выполнении   упражнения, задачи или другой формы работы, давая понять, что данный   материал   ученик освоил   успешно.   Если задание   имеет   недочеты или   выполнено   не правильно,   то   учитель должен   тонко   указать ученику   на   его   ошибки, что   он   знал   над   чем   ему стоит еще поработать. Такая   форма   проверки знаний может проводиться после   изучения   темы,   в ходе   изучения   темы,   в начале   изучения   темы. Учитель   должен   задавать вопросы   учащимся   с уточняющими   вопросами: Как?   Каким образом? Почему? Зачем? и т.д. ­Что   вы   предполагаете делать? ­Какую   проблему   мы пытаемся решить? ­Что   могло   произойти, если   бы   мы   изменили один из параметров? ­Как подтвердить, опровергнуть выдвинутую гипотезу? ­Кто предложил данный способ получения? ­В   чем   была   ошибка ученого? ­Какое   заключение   вы можете сделать? можно или     Кто?   Взаимооценивание Такое оценивание хорошо применять   при   написании  Продолжать 16 пожеланий презентации эссе,     работ, творческих Учитель сочинений. предлагает учащимся провести   проверку   работ одноклассников и оценить работу не в виде критики, а и обязательно   выделить   то, что   получилось   в   работе хорошо/ или отлично. Процесс в ходе которого, на   основании   заранее известных критериев учащийся может сам дать себе   оценку   в   своем прогрессе.       развивать   навыки взаимооценивания  Продолжить прививать   навыки учащихся к самооцениванию   Самооценивание 2.1.1.Оценивание групповой формы работы учащихся Часто   учителя   при   оценивании   групповой   формы   работы   учащихся задаются вопросами: Что и как оценивать достижения учащихся? Что можно отнести к формативному оцениванию при данном виде работы?  При групповой форме обучения оцениванию подлежит процесс и результат работы.   Важным   элементом   в   групповой   работе   является   умение   учащихся работать   в   команде.   Для   этого   учитель   должен   создавать   все   условия   для полноценной   работы   учащихся.   Поэтому   важно   помнить,   что   формативное оценивание   станет   частью   процесса   обучения,   так   как   групповая   работа предусматривает   обсуждение,   выдвижение   гипотезы,   постановку   вопросов, анализ, обсуждение и обратную связь. Для   эффективности   работы   групп   учитель   должен   в   обязательном   порядке выдвинуть ряд условий, которые должны быть понятны каждому:  Сообщение обучающих целей изучаемой темы  Определение критериев оценивания задания  Сообщение о том, кем будет осуществляться оценивание (это может быть специальное жюри, сам учитель, совместное оценивание и т.д.) 17  Определение сроков выполнения работы (краткосрочные, выполняемые в течение урока за выделенное количество времени, или долгосрочные более одного урока).  Оглашение принципов оценивания: *Индивидуальный вклад в работу группы *Оценивание работы группы в целом Если   учитель   хочет   оценить   работу   группы,   то   он   должен   дать   оценку общую, а не разные оценки участникам одной группы, так как это противоречит концепции   групповой   работы.   Но   даже   в   подобном   случае,   учитель   может корректно   в   словесной   форме   выделить   учащихся,   которые   уклонились   от работы в группе. Это будет уместным, если участники группы имели   четко определенные обязанности. Для оценивания учитель может разработать любую удобную ему форму для оценивания групповой работы.  Таблица 5 Оценивание групповой работы № гр у п п ы 1 2 3 4 Сотрудничес тво   в   группе (распределен ие и выполнение  заданий) +   Поведен ие   (не мешать работе других групп)  + + + ­ ­ + + Раскрыт ие темы, задания, материа ла Умение слушать выступлен ия   других групп Умение задавать вопросы Умение делать дополн ения Достиг/ стреми тся достичь ++ + +++ ­ + ­ + + + + + + + ­ + ­ После оценивания работ групп следует провести этап подведения итогов работы   и  обсуждение  полученных   результатов.  В  результате   учитель  должен задать вопросы учащимся, например:  18  Какие положительные стороны вы можете отметить в работе каждой группы? (Это вопрос учитель разбирает вмести с учащимися и выдает им общий балл)  С   какими   трудностями   вы   столкнулись   при   выполнении   заданий? (Учащиеся перечисляют трудности в выполнении групповой работы)  Как можно их преодолеть? (Учитель совместно с учащимися ищет пути их преодоления) Если   учащиеся   групп   хорошо   справились   с   заданиями,   то   можно продолжить данную тему или перейти к другой теме. Если же учащиеся групп показали невысокие результаты, то нужно выдать дополнительные задания или другую форму работы, с целью достижения обучаемых целей и более глубокого освоения темы. Чтобы   оценить   вклад   личности   в   работу   группы   учитель   может   также составить   самостоятельно   таблицы     или   руководствоваться   разработанными таблицами для оценивания индивидуальной деятельности ученика.  Таблица 6 Оценивание деятельности каждого учащегося группы Имена  учащихс я  группы №   г р у п п ы Участвует в распределен ии  обязанносте й в группе и выполняет  свои Пр ед ла га ет  ид еи Активн о  участв ует в  обсужд ении  группы Пом огает учас тник ам  груп пы Внимат ельно  слушае т и  задает  вопрос ы  обязанности Работает в  группе,  сосредоточи вшись на  поставленно м учебном  задании До сти г/с тре ми тся дос тич ь Алия Нуржан Ирина Маржан Ержан 19 Немаловажным является процесс самооценивания в групповой работе, так оно наклыдывает обязательства ученика нести обязательства за свое обучение. Также   ученику   необходимо   дать   возможность   самому   оценить   свои   учебные достижения. Для этого ученику выдается форма самооценивания, которую он заполняет после завершения групповой работы. Таблица 7 Примерная форма самооценки при групповой работе  Ф.И. учащегося:_______________________________ , класс _________ Вид деятельности: _____________________________ , дата: _________ Формулировка критерия оценивания Как   часто,   работая   в   группе,   ты   предпринимал   следующие действия? Я задавал вопросы для получения информации или уточнения (cid:131)  никогда (cid:131)  иногда (cid:131)  часто Я высказывал свое мнение (cid:131)  никогда (cid:131)  иногда (cid:131)  часто Я выслушивал точку зрения других учеников в моей группе (cid:131)  никогда (cid:131)  иногда (cid:131)  часто Я комментировал высказывания других учеников в моей группе (cid:131)  никогда (cid:131)  иногда (cid:131)  часто Я привлекал других членов моей группы к участию в обсуждении (cid:131)  никогда (cid:131)  иногда (cid:131)  часто Я выполнял ту роль, которую мне поручил учитель или группа (cid:131)  никогда № вопроса 1 2 3 4 5 6 20 (cid:131)  иногда (cid:131)  часто В   работе   ___________________________________________ группы   мне   больше   всего   понравилось: Самым   _______________________________________________ трудным     работе этой   в   группы   было:   Моя _______________________________________________ следующую   цель групповую   на     работу: Я   могу   оценить   свою   работу   в   группе   в   процентном   соотношении процентов на  __ 7 8 9 10 2.1.2. Основные навыки научного исследования Основные   навыки   научного   исследования,   развитие   которых   необходимо стимулировать  в учащихся: 1.    Планирование исследований. 1.1. Поставить вопрос и формировать гипотезы, основанные на личных наблюдениях, научных статьях, экспериментах и знаниях. 1.2. Понимать принципы объективного тестирования. 1.3. Понимать причины использования контрольных и/или справочных данных для проведения сравнений. 1.4. Определять независимые и зависимые переменные. 1.5.   Выбирать   соответствующее   оборудование   для   применения   в исследовании, а также  планировать их безопасное применение 1.6. Проводить эксперименты и предварительные исследования для: 1.6.1    планирования метода исследования; 1.6.2    выявления и подбора необходимых единиц измерения для получения   полезных   данных,   например,   если   зависимой переменной является длина, то выбираются измерения как км, м, см, мм и т.д.; 21 1.6.3     установления   подходящего   диапазона   независимой переменной,   например,   для   концентрирования,   диапазон   может быть между 0,2 М и 1М; 1.6.4     определения   соответствующих   промежуточных   значений независимой   переменной,   например,   для   концентрирования значения могут быть 0,2 М, 0,4 М, 0,6 М, 0,8 М и 1,0 М; 1.6.5    определения того, сколько раз нужно повторить тест. 2.    Проведение исследований для сбора данных. 2.1 Следовать   письменным   и   устным   инструкциям   для   безопасного проведения исследований. 2.2  Использовать научные методы после их демонстрации учителем 2.3.  Подбирать и применять оборудование правильно и безопасно. 2.4.   Выявлять   потенциальные   риски,   чтобы   безопасно   работать   с химическими стекла, электрооборудованиями при нагревании или обработки материалов. веществами, изделиями       из   2.5.     Собирать количественные и качественные данные. 2.6.   Проводить   наблюдения,   используя   все   органы   чувств   и соответствующее оборудование. 2.7.   Измерять (применяя соответствующее оборудование для заданий), включая измерения: 2.7.1    размеров, расстояний и площади; 2.7.2    объема и массы; 2.7.3    времени; 2.7.4    температуры. 3.    Запись и оформление 3.1.   Подготовить   письменный   отчет   по   исследованию,   которое включает: 3.1.1    прогноз; * 3.1.2    аппарат; 3.1.3    метод; 22 3.1.4    таблицу результатов; 3.1.5   форму  отображения   данных,  например,   график,  круговая диаграмма; 3.1.6    заключение; 3.1.7   оценку.*     (*Подходит для продолжительных, разработанных для учащихся исследований.) 3.2.   Подготовить   отчет,   который   логично,   организованно,   точно   и   в достаточном   объеме   раскрывает   суть   исследования,   таким   образом, чтобы даже человеку не имеющего никакого отношения к работе, цель работы   представлялась   ясной.   При   записывании   результатов необходимо правильно указывать единицы измерения.   Выбирать   подходящий   способ   отображения   результатов 3.3. исследования (см. 4.5). 3.4. Общаться и сотрудничать эффективно с другими во время работы в группе. 3.5.   Обсуждать   исследование   с   другими   членами   группы   и   с преподавателем. 4.    Анализ и обработка данных. 4.1. Различать направления и закономерности в данных. 4.2. Определить взаимосвязь и потенциальные причинно­следственные зависимости в полученных данных. 4.3. Определить аномальные данные. 4.4.   Обработать   данные   из   таблицы   результатов,   в   более   удобном формате для ее отображения или для облегчения анализа. Обработка включает: 4.4.1     расчет   среднего   арифметического   значения   /средние значения из повторов; 4.4.2    переведение единиц; 4.4.3    вычисление процентов или процентное изменение; 23 4.4.4     использование   формул   для   вычисления   значений, например, напряжение ÷ ток = сопротивление; 4.4.5    преобразование " Время, затраченное на ..." на "скорость". 4.5.   Преобразовать   свежие   или   обработанные   данные   из   таблицы результатов в другой формат, например, график. 4.6. Обсудить качество данных, полученных в ходе исследования.   использовать   соответствующий   заголовок, 4.7. Точно отображать результаты в выбранном формате, например, для графика,   выбирать подходящие масштабы,  правильно обозначать оси координат и в случае необходимости использовать линию наилучшего соответствия (прямую, наиболее «близкую» к большинству точек). 5.    Выводы и оценка  5.1. Написать вывод, основанный на доказательствах, полученных при исследовании. 5.2. Обсудить, насколько данные подтверждают выводы, относящиеся к первоначальным   вопросам,   поддерживают   или   опровергают  утвержденную гипотезу. 5.3.   Оценить   преимущества   /недостатки   исследования   и   предложить пути их совершенствования. 5.5.   Определить   вопросы,   возникшие   в   ходе   эксперимента,   которые нуждаются в дальнейшем исследовании. 5.6. Использовать и совершенствовать научные модели, симулирующие физические процессы и явления. 5.7. Оценивать достоверность и действительность научной информации в   научных   статьях,   рекламах,   или   историях   средств   массовой информации. При проведении оценивания лабораторно­практических работ, каждый учитель должен   развивать   у   учащихся   учебные   навыки,   руководствуясь   выше указанными. 2.1.3. Примеры формативного оценивания 24 В   своей   практике,   руководствуясь   целями   обучения,   мне   удалось   успешно разрабатывать   задания   и   критерии   успеха   к   ним,   что   позволило   легко   и объективно проводить процесс оценивания.  9.2A: Растворение и растворы Цели   обучения  ­ Понимать  термин«конц ентрация»  раствора.   уметь ­ выражать концентраци ю   раствора, количеством молей растворенног о   вещества   в данном растворе. Критерии успеха ­ Понимает  выражения  «сильный» и  «слабый»  раствор через  предметную  терминологию  «концентрирован ный» и  «разбавленный». Умеет   ­ рассчитывать концентрацию раствора (См). Задание 1) Допишите   предложения   словами концентрированный/или разбавленный раствор 1%­ный   и   0,1М   растворы   бромида   калия KBr ­ это ……………………………………. растворы, а 32%­ный и 4,3М растворы KBr ­   это   ……………………………………. растворы. 2) В   растворе   объемом   250   мл содержится   0,7   г   хлорида   натрия. Какова   молярная   концентрация раствора? 3) Какова молярная концентрация 20%­ ного   раствора   азотной   кислоты, плотность которой 1,1150 г/см3?   ­ Умеет выражать   %­ную концентрацию   в молярную   и наоборот. ­ понимать  принцип   растворимост и веществ в  различных  ­ Понимает  процесс  растворения  веществ в воде и  в органических  1) Какие вещества способны растворяться в   воде,   а   какие   в   этиловом   спирте   и гексане?   Поставьте   знак   «+»,   в   колонке растворителя. 25 растворителях ­ Умеет  объяснять  принцип  «Подобное  растворяется в  подобном». ­ Умеет  объяснять  явление  ионизации  веществ в воде. растворителя х. ­ понимать,  что  большинство  ионных  соединений  растворимо в  воде. ­ понимать  ионизацию  веществ, при  их  растворении  в воде.  Растворяем ое вещество Раствори тели Этиловый спирт Вода Гексан Йод  (крист.) Поваренн ая   соль (хлорид натрия) Подсолне чное масло Медный купорос Пчелиный воск 2) Сформулируйте правило растворимости по   принципу  «Подобное   растворяется   в подобном». ……………………………………………… ……………………………………………… ……………………………………………… 3)Почему   и   как   происходит   распад веществ   с   ионным   типом   связи   в   воде   ? Дайте полное объяснение. ……………………………………………… ……………………………………………… ……………………………………………… ……………………………………………… ……………………………………………… ……………………………………………… 26 ……………………………………………… ……………………………………………… ……………………………………………… ……………………………………………… ­ умеет  составлять  реакции ионного  обмена. Напишите   сбалансированное   уравнение реакции взаимодействия хлорида натрия с нитратом   свинца   и   составьте   полные   и сокращенные ионные уравнения. ­ понимать  ионизацию  веществ, при  их  растворении  в воде  ……………………………………………… ……………………………………………… ……………………………………………… 9.2B: Оксиды, кислоты, щелочи, основания и соли. ­ знать и  понимать  основные  химические  свойства  оксидов ­ умеет  различать  особенности  взаимодействия  кислотных,  основных и  амфотерных  оксидов с  различными  веществами. Какие свойства проявляют данные оксиды:  Na2O ­ ………………………………………. SO3­ ………………………………………… Al2O3 ­ ……………………………………….  Ответ подтвердите уравнениями реакций ………………………………………………. ……………………………………………….. ……………………………………………….. ……………………………………………….. ……………………………………………….. 27 ­ понимать  кислотность, как  присутствие  в водном  растворе  ионов H+ (aq) ­ понимает и  умеет  составлять  уравнения  диссоциации  кислот согласно  теории  Аррениуса. 1) Составьте   уравнения   реакции ступенчатой диссоциации  фосфорной кислоты. ………………………………………… ………………………………………… ­ знать и  понимать  основные  химические  свойства  кислот ­ умеет  составлять  уравнения,  отражающие  общие и  специфические  химические  свойства кислот. ………………………………………… 2) Напишите в таблице свойства азотной кислоты,   показывающие   общие свойства, как для всех кислот, так и свойства   присущие   только   для азотной кислоты. Общие свойства  Специфические свойства ­ понимать  ­ Умеет  1) Составьте   реакцию   ступенчатой 28 составлять  реакции  диссоциации для одно­ и  многоосновных  оснований. ­ Умеет  объяснять  сущность  реакций  нейтрализации и  составлять  реакции данного  типа.  ­ Умеет на  основание  уравнений  реакций  доказывать  различия между  растворимыми и  нерастворимыми соединениями. диссоциации гидроксида алюминия. …………………………………………. …………………………………………. ………………………………………… 2) (i)   Составьте   уравнения   реакции нейтрализации   между   гидроксидом лития и серной кислотой. ………………………………………… (ii)  Протекает   ли   данная  реакция  до конца?      Почему? ………………………………………… ………………………………………… ………………………………………… ………………………………………… ………………………………………… 3) Сравните   химические   свойства гидроксида   алюминия   и   гидроксида калия,   на   основании   уравнений химических реакций. Аl(OH)3 KOH (aq)  щёлочность,  как   присутствие  в водном  растворе  ионов OH­ и  нейтрализац ию, как  реакцию  между  данными  ионами ­ понимать  различие  между  щелочью и  основанием и ­знать   понимать основные химические свойства оснований   и щелочей 29 ­ понимать  величину рН и её  значение  ­ Умеет  определять  среду раствора с использованием  различных  индикаторов. Укажите изменение окраски индикаторов в различных растворах. Вещества Фенол фталеин Метил оранж Лакмус Na2CO3 CuSO4 NaCl H2O 1) Распределите   по   столбцам   таблицы слабые и сильные электролиты:  NaCl, KOH, H3PO4, Li2CO3, Al(NO3)3, ZnSO4, Mg(OH)2,  HgSO4, Cu(OH)2.  NaNO2,  HCl, Слабые электролиты Сильные электролиты 2) A)   Из   предложенных   веществ скомпонуйте пары из которых можно получить   соль   методом   титрования: NaOH, H2SiO3, H2SO4, KOH, Сu(OH)2, HCl. ................................................................. ................................................................. B)   Составьте   уравнения   химических реакций   получения   солей   из ­ Умеет  выделять  сильные и  слабые  электролиты. ­ Умеет  составлять  уравнения  реакций  получения солей различными  способами. ­ понимать  значение  «сила  раствора» и  отличать его от понятия  «концентрац ии». ­ знать и  уметь  применять  различные  методы  получения  солей.   30 выбранным вами в задании А. ………………………………………… ………………………………………… ………………………………………… ………………………………………… 1)   A)   Заполните   сравнительную   таблицу, отражающую   химические   свойства   двух солей:   карбоната   кальция   и   нитрата кальция. Химические свойства CaCO3 Ca(NO3)2 B)   Укажите   главные   отличительные свойства карбонатов от нитратов (не менее двух). ……………………………………………… ­знать и  понимать  основные  химические  свойства  солей ­ умеет на  основании  уравнений  химических  реакций  объяснять  основные  химические  свойства солей. ­ умеет грамотно составлять  уравнения  химических  реакций. ­ умеет выделять общие и  специфические  свойства солей. 31 ……………………………………………… ……………………………………………… ……………………………………………… → 1)Al Al→ 2O3 Al(OH)      ↓     Na3[Al(OH)6] 3 Al→ 2(SO4)3 ……………………………………………… ……………………………………………… ……………………………………………… ……………………………………………… 2)S SO→ 2 SO→ 3 H→ 2SO4 K→ 2SO4 BaSO→ 4 ……………………………………………… ……………………………………………… ……………………………………………… ……………………………………………… ……………………………………………… 1) А)   Составьте   уравнения   химических реакций   взаимодействия   натрия, лития и калия с водой. …………………………………………… ­ уметь  проводить   генетически е  превращения между  основными  классами  неорганичес ких  соединений ­умеет  составлять  уравнения  химических  реакций,  согласно  выданной  генетической  цепочки  превращений  для основных  классов  неорганических  соединений. 9.2C: Химия элементов 1­2­ой и 13­ой Групп ­ Умеет составлять уравнения химически х   реакций, отражающ их ­   повторить реакции металлов   1­ ой   группы   с воздухом   и водой 32 особеннос ти свойств взаимодей ствия   с водой   и воздухом. ­ Понимает  составлени е реакций  металлов с хлором, а  также  умение  производи ть  расчеты. ­ знать  реакции  металлов с  хлором 33 …………………………………………… …………………………………………… В)   Составьте   уравнения   химических реакций взаимодействия натрия, лития и калия с водой. …………………………………………… …………………………………………… …………………………………………… С)   Какова   окраска   цвета   пламени   при сжигании   металлов   (лития,   натрия, калия)   в   воздухе?   Цвета   укажите   в пустых ячейках. Li Na K Решите   задачу:  В   реакцию   с   хлором вступает металл массой 0,92 г, в результате которой получается хлорид металла массой 2,34   г.   Найти   этот   металл,   если   его валентность +1. Дано: Решение ­ знать  реакции  металлов 2 и 13­ой групп ­ умеет  составлять  уравнения  химических  реакций для  металлов 2 и 13­ ой групп в  сравнении с  металлами 1­ой  группы. Ответ:  Заполните   сравнительную   таблицу   для следующих   металлов:   натрий,   магний, алюминий. Натрий  Mg Al Na Взаимодейств ие с водой Взаимодейств ие   с   соляной кислотой Взаимодейств ие   с   хлоридом ртути(II)   Взаимодейств ие гидроксидом натрия с   Взаимодейств ие сульфатом меди (II) с 34 9.3A: Скорость химических реакций (2) Цели   обучения  ­   определить действие катализатора на распростран ённые реакции Критерии успеха Задание   какие ­   знает, катализаторы применяются   к наиболее распространенны м реакциям.     разложения 1) Выберите   катализатор   для   ускорения перекиси реакции водорода. А) сульфат меди (II) B) оксид марганца (IV) C) платиновая проволока D) концентрированная соляная кислота            2)     Каково   название   биологического катализатора              для разложения перекиси водорода.             А) липаза             В) пепсин             С) каталаза             D) амилаза ­ понимает  действие и роль  катализатора в  реакциях. ­ понимать  процесс   катализа и  отличать   катализатор   от реагентов катализатора, Объясните основываясь на  знаниях о скорости реакции. действие     ­ объяснить  процесс  катализа с  точки зрения теории  частиц 35 ­ умеет объяснить и написать  процесс  гетерогенного  катализа. Раскройте на примере определенной реакции сущность гетерогенного катализа. ………………………………………………… ………………………………………………… ………………………………………………… ………………………………………………… ………………………………………………… ………………………………………………… Предложите серию экспериментов, согласно которым   можно   продемонстрировать избирательность   катализаторов.   Реагенты   и катализаторы предложите самостоятельно. ………………………………………………… ………………………………………………… ………………………………………………… ………………………………………………… ………………………………………………… ………………………………………………… ………………………………………………… ………………………………………………… ………………………………………………… ………………………………………………… ………………………………………………… Приведите   конкретные   примеры   областей применения ингибиторов: а) в медицине в) в металлургии с) в пищевой промышленности.   а) ………………………………………………… ………………………………………………… ………………………………………………… в) ………………………………………………… ………………………………………………… ………………………………………………… с) ………………………………………………… ………………………………………………… ………………………………………………… 1) Определите, как будет влиять на смещение равновесия   увеличение   давления   в   реакции синтеза этанола: С2Н4(г) + Н2О(г) C2H5OH(ж) планировать  и проводить  эксперимент ы на  определение  действия  катализаторо в   ­ умеет, опираясь  на знания о  катализе и  катализаторах  предложить  опыты с  применением и  избирательным  воздействием  катализаторов. ­   понимать действия ингибиторов ­ знает области  применения  ингибиторов в  различных  отраслях  промышленности.   может ­ определить влияние   давления на   образование ­обсудить влияние давления   на реакции  36 умеет продуктов реакции; ­ определить скорость реакции, при увеличении/умень шении давления в системе. ­ умеет привести  примеры на  влияние  концентрации  реагентов на  скорость реакции. ­ может дать  объяснение  воздействие  температуры на  скорость реакции  с позиции теории  активных  столкновений. ­  синтезироват ь   воздействия  концентраци и,  температуры , давления,  катализа и    поверхности  соприкоснов ения  на  химические  реакции,  относительн о условий  наблюдаемы х  воздействий,  объяснений в свете теории  частиц. ………………………………………………… ……………………….. ………………………………………………… ……………………….. 2)Во   сколько   раз   увеличится   скорость химической   реакции   (см.выше),   если давление в системе увеличить в три раза? ………………………………………………… ………………………………………………… ………………………………………………… 1)   Приведите   пример,   подтверждающий влияние концентрации реагирующих веществ на скорость химической реакции. ………………………………………………… ………………………………………………… ………………………………………………… ………………………………………………… 2)Объясните,   как   температура   может повлиять   на   скорость   реакции   с   позиции теории частиц? ………………………………………………… ………………………………………………… ………………………………………………… ………………………………………………… ………………………………………………… ………………………………………………… ………………………………………………… ………………………………………………… 9.3B: Неметаллы  и их соединения (Группы 16 и 17) подводить  итоги и  обобщать   свои  наблюдения ­   может   на основании проделанных реакций, правильно провести 37 На   основании   выданных   реактивов   и оборудования проведите качественные реакции на   галогенид­ионы,   запишите   наблюдения, составьте   уравнения   химических   реакций   и проведите анализ­вывод о проделанной работе. ­ знать  реакции  хлора, брома и йода наблюдения   и сделать вывод. ­ знает  особенности  химических  свойств хлора,  брома и йода. ­ умеет  расставлять  коэффициенты  методом  электронного  баланса. ­ обобщить  свои  наблюдения   и определить закономерно сть  изменения  свойств  элементов в  16­той  ­ знает  закономерност и изменения  свойств  элементов и их  соединений в  группах. ­ может на  основании  38 (предоставить рабочий лист учащегося) А)   Приведите   пример   уравнения   реакции,   в котором   хлор   проявляет   окислительные свойства.   Расставьте   коэффициенты   методом электронного баланса. …………………………………………………… …………………………………………………… …………………………………………………… …………………………………………………… …………………………………………………… …………………………………………………… …………………………………………………… В) Напишите уравнение реакции  взаимодействия брома с водой.   Назовите продукты реакций. …………………………………………………… …………………………………………………… …………………………………………………… …………………………………………………… …………………………………………………… С) Йод является окислителем, менее сильным, чем   фтор,   хлор   и   бром.   Приведите   пример реакции восстановления йода до иодид­ионов. …………………………………………………… …………………………………………………… 1) Как     происходит изменение окислительных   свойств   элементов   16­ группы. Ответ поясните. …………………………………………… …………………………………………… …………………………………………… …………………………………………… …………………………………………… …………………………………………… …………………………………………… реагентов  предугадать  продукты  реакций. ­ знает цветом,  какого пламени горит сера в  среде чистого  кислорода и в  кислороде  воздуха. ­ знает  закономерност и изменения  свойств  элементов –  галогенов. группе ­  использовать свои  наблюдения  для прогноза протекания  неизвестных  реакций. ­ наблюдать  за реакциями кислорода и  серы  ­ обобщить  свои  наблюдения   и определить закономерно сть  изменения  свойств  элементов в  17­той  группе   ­ использовать их для прогноза ­ может  провести  прогнозы  химических  свойств  галогенов 9.3C: Металлы и сплавы …………………………………………… …………………………………………… ……………………………………………     2) Допишите продукты реакции взаимодействия   перманганата   калия   с сульфитом   калия   в   щелочной   среде. Расставьте коэффициенты. KMnO4  +   K2SO3  +   KOH   …………… +  ………… →   …………...   + Напишите, каким цветом сгорает сера в кислороде? …………………………………………. Напишите,   каким   цветом   сера   горит   в воздухе? …………………………………………. От   чего   зависит   окислительная   способность галогенов?   Какой   галоген   является   самым сильным окислителем? …………………………………………………… …………………………………………………… …………………………………………………… …………………………………………………… …………………………………………………… …………………………………………………… …………………………………………………… реакции Спрогнозируйте взаимодействия   хлора   и   гидроксида   натрия, если реакция идет на холоду. продукты     …………………………………………………… …………………………………………………… ­ различать   характерные  свойства для  металлов и их  ­ знает  особенности  химических  свойств  1) Какой металл, реагирует в обычных условиях с азотом? А) медь В) литий 39

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии

Оценивание учебных достижений учащихся по химии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2018