«Оценка актуальности темы самообразования для школьного коллектива»
Совершенствование качества обучения в школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов.
Тема самообразования определяется исходя из методической темы школы и в связи с реализацией Федеральных образовательных стандартов. Анализируя темы самообразования педагогов школы, отмечаю, что большая часть работает над развитием индивидуальных способностей детей, развитием их творческой и мыслительной деятельности.
Самообразование – это своего рода исследовательская деятельность. Педагог начинает заниматься самообразованием, когда сталкивается с проблемой и пытается ее решить. Это может быть связано с повышением качества образования по предмету, работы с отдельными группами обучающихся, развитие одаренности, расширение кругозора или побуждение интереса учащихся к предмету.
На основе самопознания, развития профессиональной культуры, выработки рефлексивного мышления, умения учиться происходит преобразование устойчивого интереса личности к самообразованию в постоянную жизненную потребность в самосовершенствовании, желание учиться, быть успешным.
Способность к самообразованию определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного педагога, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег.
Можно определить составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие педагога к самообразованию:
- Ежедневная работа с информацией. Готовясь к образовательной деятельности, выступлению, родительскому собранию у педагога возникает необходимость поиска и анализа информации.
- Желание творчества. Педагог – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.
- Стремительный рост современной науки. (Особенно психологии и педагогики).
- Изменения, происходящие в жизни общества, формируют образ педагога как «несовременного человека».
- Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в школу, озабочены тем, какой учитель будет работать с их ребенком.
-Общественное мнение. Педагогу не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». «Плохим» педагогом быть обидно.
-Материальное стимулирование. Категория педагога, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства педагога. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.
- Интерес. Учиться просто интересно.
Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники знаний?
· Телевидение.
· Газеты, журналы.
· Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.).
· Интернет.
· Видео, аудио информация на различных носителях.
· Платные курсы.
· Семинары и конференции.
· Мастер-классы.
· Мероприятия по обмену опытом.
· Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты и т.д.
· Курсы повышения квалификации.
Результаты самообразования и значение для коллектива
Целенаправленная самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнить и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций. Педагог со стажем имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей работы с детьми и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью. Кроме того, у педагогов развивается потребность в постоянном пополнении педагогических и психологических знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскрывается творческий потенциал.
Выводы. Показатели эффективности педагогического самообразования — это, прежде всего, качество организованного учителем учебно-воспитательного процесса и профессионально-квалификационный рост педагога. Чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует учитель, тем больше эффект от его работы. А показателем успешной профессиональной деятельности педагога, который находится в постоянном творческом поиске, и стремится «расти» на высоком уровне, будут его успешные и востребованные в современном мире ученики.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.