Оценка качества дополнительного образования в учреждении дополнительного образования детей: основные задачи и пути реализации
Проблеме качества образования постоянно уделяется пристальное внимание во всем мире. Именно под лозунгом повышения качества в последнее десятилетие идет реформирование образования в России. Кто и как должен производить оценку и решать, являются ли услуги учреждения дополнительного образования качественными?
Попытаемся ответить на этот вопрос. Понимание разнообразных значений качества является обязательным условием для его оценивания. Важно ясно представлять себе, кем дается оценка качества: производителем или потребителем. Причина постановки этого вопроса заключается в том, что взгляды производителя и потребителя не всегда совпадают.
Качество как понятие относительное имеет два аспекта: первый – это соответствие стандартам, его называют качеством с точки зрения производителя; второй – соответствие запросам потребителя, и в первую очередь обучающимся. Здесь качество образования – усвоенные им знания и умение использовать их – характеризует способность и возможность обучающегося удовлетворить свои потребности.
Таким образом, при решении проблемы оценки качества, мы имеем дело с установлением соответствия образовательных услуг требованиям потребителя, т.е. детей, их родителей, общественности.
Решение вопросов оценки качества дополнительного образования в МБУ ДО осуществляется в соответствии с процессом стратегического планирования. Этапы планирования можно представить следующим образом:
1 этап – подготовительный: выявление, круга проблем, противоречий, недостатков; установление их причин; диагностика результатов коллектива и обучающихся, выявление их особенностей, способностей, интересов, потребностей; сбор всей необходимой информации.
2 этап – проективный: обозначение замысла, пpoектиpoвaниe идеального облика – создание образовательной программы.
3 этап – целеполагание: выстраивание цепочки целей, определение задач на конкретный период времени реализации программы.
4 этап – планирование: по изложенному выше алгоритму, где этап целеполагания становится этапом корректировки, уточнения задач.
В МБУ ДО «Дворец пионеров и школьников» началась работа по разработке системы оценивания качества дополнительного образования, были разработаны основные критерии оценки качества образовательного процесса. В процессе данной работы увидели, что одно из наиболее слабых мест в организации учебно-воспитательного процесса в нашем учреждении – отслеживание результативности обучения детей и оценка качества. Видны были только ребята, которые достигли определенных высот в овладении каким-либо делом, принимавшие участие в выставках, соревнованиях и концертах, но это лишь небольшая часть наших воспитанников. А как обучены другие? Как они усваивают материал, как овладевают знаниями, умениями, навыками? Как оценить качество их обучения? Исследовательская сторона возникшей проблемы определилась рядом вопросов по осуществлению оценки качества:
Коротко проанализируем эти вопросы и сделаем попытку сформулировать ответы на них.
Итак, зачем оценивать?
для планирования работы и оценки деятельности учреждения и его сотрудников, для аттестации педагогов, для оценки результатов отдельных детских объединений и обучающихся.
Кто и как оценивает?”
Самооценка, оценка администрации и представителей вышестоящих органов; выводы аттестационной комиссии, оценка потребителями (дети, родители и общественность).
Что оценивать?
То, что, требует особого внимания – объекты, их деятельность и результаты, а именно: деятельность элементов структурных подразделений, педагогов; деятельность обучающихся; результаты работы МБУ ДО; результаты педагогов; достигнутые результаты обучающихся.
Какие аспекты оценивать?
Выделяются оценки по: временным этапам (месяц, четверть, год); охвату детей; массовым мероприятиям (соревнования, конкурсы, олимпиады, выставки и т.п.); первенству в этих мероприятиях (лауреаты, чемпионы, призёры, рекордсмены и т.п.); научно-методическому обеспечению; психолого-педагогическому обеспечению; материально-техническому обеспечению; профориентации; квалификации педагогов
В качестве стандарта для педагога дополнительного образования, согласно Типовому положению, выступает образовательная (типовая, модифицированная, авторская) программа, утвержденная педагогическим советом МБУ ДО, которая содержит в себе описание уровня знаний, умений и навыков по определенному предмету.
1. Уровень освоения детьми содержания преподаваемого предмета.
Критериями данного параметра выступают глубина и широта знаний, разнообразие умений и навыков, грамотность (соответствие существующим нормативам, правилам, технологиям) практических действий.
2. Отследить уровень усвоения детьми содержания образовательной программы можно по следующим показателям: усвоение; умение выполнить работу по образцу; умение анализировать; участие детей в обучении; количество учащихся, в полной степени освоивших программу; качество детских творческих “продуктов”; стабильность практических достижений обучающихся.
3.Устойчивость интереса детей к преподаваемому предмету, предлагаемой деятельности и коллективу. Критериями данного параметра являются характер мотивов прихода в коллектив, продолжительность пребывания в коллективе, участия детей в образовательном процессе и характер мотивов ухода ребенка из коллектива. Показателями устойчивости интереса детей к предмету, деятельности, коллективу являются: текущая и перспективная сохранность контингента; наполняемость коллектива и количество групп на начало года; положительные мотивы посещения занятий; осознание детьми социальной значимости и нужности предмета (деятельности и коллектива) для себя; оценка ребенком роли предмета в его планах на будущее; широкое применение учащимися знаний на практике; наличие преемников и детей, выбравших свое дело или профессию, связанную с предметом. Личностные достижения:
5. Уровень практической реализации творческих достижений учащихся..
Показатели творческих достижений учащихся: существование системы педагогической работы по демонстрации практических и творческих достижений учащихся; точность и грамотность исполнения упражнений, творческих заданий; имеющиеся награды, звания, гранты учащихся; участие (систематичность участия) в различных соревнованиях и пр.
Диагностика личностных достижений учащихся – наиболее трудный аспект педагогической деятельности.
Социально-педагогические результаты:
Критериями данного параметра являются создание условий для формирования социализации, адаптации и реабилитации ребенка; педагогическая коррекция; жизненное и профессиональное определение ребенка, забота о здоровье детей и охрана прав детства.
Показатели реализации педагогом социальных функций: адекватность поведения, выбора детьми позиций в отношениях и решений в различных ситуациях; организация оздоровительной деятельности, снижение заболеваемости, отсутствие негативных изменений в состоянии здоровья, формирование здорового образа жизни; взаимодействие с семьей; действия педагога, направленные на профессиональное определение учащихся; адаптация выпускников к рыночным условиям; аналитические материалы педагога, фиксирующие и отслеживающие судьбы выпускников; действия педагога по охране прав ребенка и социальной защите: участие в разрешении затруднительных для детей ситуаций; поиск специалистов, способных оказать помощь учащимся; материальная поддержка детей: организация производственной деятельности, присуждение стипендий и пр.; выдача сертификатов и др. документов об образовании как объективная оценка и социальная поддержка выпускника.
Система контроля уровня знаний, умений и навыков (ЗУН) детей. Три её основные элемента представляют последовательность периодических оценок:
1) определение начального уровня учащихся (сентябрь);
2) промежуточный контроль (ноябрь, январь);
3) итоговый контроль (май).
Процедура управления качеством образования в МБУ ДО включает: обеспечение проектирования качества образования; образовательный мониторинг; анализ собранной информации; подготовку и принятие управленческого решения.
Рассмотрим подробнее каждую процедуру.
1. Обеспечение проектирования качества образования, т.е. определение образовательных стандартов. Основные объекты стандартизации – содержание образования, его структура, объем учебной нагрузки, уровень подготовки учащихся. Нормы и требования, установленные стандартом, принимаются за эталон при оценке качества образования. Следовательно, управление качеством образования – это приведение системы к стандарту.
2. Образовательный мониторинг – это система организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о функционировании образовательной системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозирование ее развития. Так как учреждение дополнительного образования не располагает ресурсами, позволяющими отследить качество выполнения всех образовательных стандартов, необходимо определить приоритетные объекты мониторинга. Ими должны стать наиболее важные, системообразующие компоненты образовательного процесса.
3. Анализ собранной информации, цель которого – из разрозненных, различного рода данных составить общую целостную картину процесса, выявить приоритетные проблемы качества образования, обусловившие их.
В условиях складывающегося рынка образовательных услуг могут быть востребованы лишь образовательные услуги высокого качества. Оказать их может только профессионально компетентный педагог. Вопрос оценки достижения результатов образовательной деятельности – это вопрос о защите от некачественных образовательных услуг. Следовательно, для удовлетворения социального заказа в системе дополнительного образования необходима диагностика достижений учащихся.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.