Оценка личностных УУД: анализ эффективности деятельности педагогов по духовно-нравственному воспитанию и формированию ценностных ориентиров у обучающихся на начальном уровне образования
«Человек подобен дроби, числитель есть то, что он есть, а знаменатель- то что он о себе думает. Чем больше знаменатель тем меньше дробь»(Л.Н Толстой)
Ценностные ориентиры на начальном уровне образования:
Личностные ценности
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность красоты, гармонии лежит в основе эстетического воспитания через приобщение человека к разным видам искусства. Это ценность совершенства, гармонизации, приведения в соответствие с идеалом, стремление к нему – «красота спасёт мир».
Общественные ценности
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и само-совершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Инструментарий оценки личностных УУД
Педагогическая диагностика | Психологическая диагностика |
1.Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования, 3-4 класс, Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., 2013. | 1.Самооценка (Дембо-Рубинштейн) |
2.Диагностика этики поведения (методика Незаконченные предложения) | |
3.Диагностика отношения к жизненным ценностям (методика Десять желаний) | |
4.Диагностика нравственной мотивации(ответить на вопросы) | 4.Диагностика нравственной мотивации (ответить на вопросы) |
5. Беседа с учащимися о поощрениях и наказаниях в семье | 5. Мониторинг Личностных УУД (самоопределение и действие смыслообразования, направленное на установление смысла учебной деятельности; выделение морального содержания действий и ситуации; отношение к нравственным нормам-самокритичность, честность, принципиальность, справедливость). |
Педагогическая диагностика:
Примеры. 1.Ты едешь в автобусе. Вдруг незнакомый человек начинает быстро протискиваться к выходу. При этом он сильно толкается и кричит: «Прочь с дороги! Встали тут, пройти нельзя!!!»Что ты подумал об этой ситуации? Выбери ОДНУ, наиболее точную формулировку. (Обведи одну букву: А, Б, В, Г):ФормулировкиA. Этот человек плохой.Б. Этот человек плохо поступил.B. Этот человек хороший, просто он очень торопится.Г. Этот человек злой.2.Ты случайно разбил окно в классе, когда этого никто не видел. Исходя из общечеловеческих правил поведения, выбери поступки, которые, на твой взгляд, допустимы в данной ситуации. В квадратиках рядом с номерами поступков запиши буквы (А, Б), соответствующие твоим представлениям.А. Допустимый поступок. Б. Недопустимый поступок.1. Убегу из класса и ни за что не признаюсь, что стекло разбил я.2. Сам подойду к учителю и расскажу, что случайно разбил стекло.3. Когда будут спрашивать, скажу, что стекло разбил сосед по парте.4. Когда учитель будет спрашивать, признаюсь, что стекло разбил я.5. Скажу, что стекло разбил камень, брошенный кем-то с улицы.6. Признаюсь родителям и попрошу папу вставить стекло.7. Попрошу маму перевести меня в другую школу.8. Буду неделю прогуливать занятия, чтобы о разбитом стекле за это время забыли.
Диагностика этики поведения:
1. Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я…2. Если кто-то надо мной смеется, то я…3. Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я…4. Когда меня постоянно перебивают, то я…5. Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я…
Диагностика отношения к жизненным ценностям:
1. Быть человеком, которого любят.2. Иметь много денег.3. Иметь самый современный компьютер.4. Иметь верного друга.5. Мне важно здоровье родителей.6. Иметь возможность многими командовать.7. Иметь много слуг и ими распоряжаться.8. Иметь доброе сердце.9. Уметь сочувствовать и помогать другим людям.10. Иметь то, чего у других никогда не будет.
Диагностика сформированности нравственной мотивации:
Вопросы:1. Если кто-то плачет, то я.2. Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6-7, и говорит, что у него нет такой игры.
3. Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру.4. Ваш одноклассник на вас обиделся вы:
Действие смыслообразования, направленное на установление смысла учебной деятельности
4а класс
ПА | МД | Т | Г | |
высокий | 6% | 40% | 6% | 13% |
средний | 47% | 25% | 47% | 27% |
низкий | 35% | 60% |
Уровни мотивации | |
1 уровень- продуктивная мотивация с выраженной ПА | 0% |
2 уровень- продуктивная мотивация , позитивное отношение к учению | 14% |
3 уровень – средний уровень с несколько сниженной ПА | 40% |
4 уровень- переживание «школьной скуки» |
5 уровень- отрицательное отношение к учению | 6% |
Уровни мотивации | |
1 уровень- продуктивная мотивация с выраженной ПА | 0% |
2 уровень- продуктивная мотивация , позитивное отношение к учению | 14% |
3 уровень – средний уровень с несколько сниженной ПА | 40% |
4 уровень- переживание «школьной скуки» |
Выделение морального содержания действий и ситуаций
Отношение к нравственным нормам | самоконтроль | коллективизм | самостоятельность | честность | принципиальность | справедливость |
Полное и четкое представление о нравственных нормах | 20% | 13% | 0% | 6% | 34% | |
Правильное, но недостаточно четкое | 53% | 47% | 6% | 0% | ||
Неправильное представление | 27% | 34% | 100% | 88% | 66% |
4б класс
ПА | МД | Т | Г | |
высокий | 7% | 0% | 20% | |
средний | 27% | 40% | 27% | |
низкий | 86% | 66% | 60% | 53% |
Уровни мотивации | |
1 уровень- продуктивная мотивация с выраженной ПА | 0% |
2 уровень- продуктивная мотивация , позитивное отношение к учению | 7% |
3 уровень – средний уровень с несколько сниженной ПА | |
4 уровень- переживание «школьной скуки» | 79% |
5 уровень- отрицательное отношение к учению | 7% |
Выделение морального содержания действий и ситуаций
Отношение к нравственным нормам | самоконтроль | коллективизм | самостоятельность | честность | принципиальность | справедливость |
Полное и четкое представление о нравственных нормах | 7% | 0% | ||||
Правильное, но недостаточно четкое | 66% | 33% | 7% | 20% | 14% | |
Неправильное представление | 27% | 67% | 93% | 80% | 86% |
4 в класс
ПА | МД | Т | Г | |
высокий | 20% | 60% | 10% | 25% |
средний | 30% | 25% | 45% | 20% |
низкий | 50% | 15% | 55% |
Уровни мотивации | |
1 уровень- продуктивная мотивация с выраженной ПА | 10% |
2 уровень- продуктивная мотивация , позитивное отношение к учению | 15% |
3 уровень – средний уровень с несколько сниженной ПА | 25% |
4 уровень- переживание «школьной скуки» | 50% |
5 уровень- отрицательное отношение к учению | 0% |
Выделение морального содержания действий и ситуаций
Отношение к нравственным нормам | самоконтроль | коллективизм | самостоятельность | честность | принципиальность | справедливость |
Полное и четкое представление о нравственных нормах | 0% | 5% | 0% | 15% | 0% | |
Правильное, но недостаточно четкое | 30% | 15% | 25% | 5% | 10% | |
Неправильное представление | 70% | 85% | 90% | 75% | 80% | 90% |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.