Тип урока: ознакомление с новым материалом, урок-исследование.
Цели:
• выявить на основе практической работы свойства льда и снега;
• сформировать представление о том, что снег и лёд – это замёрзшая вода;
• развивать наблюдательность, умение сравнивать и делать выводы;
• воспитывать культуру общения (работа в парах, в группах) в атмосфере сотрудничества и доброжелательности.
Оборудование:
• для учителя: компьютер с программами: Power Point, презентация «Откуда берутся снег и лёд», интерактивная доска.
Отчёт о работе самоуправления 7 «а» класса.
Классный руководитель Волкова Елена Ивановна.
В сфере воспитания коллективная деятельность и коллективные творческие дела
уже на протяжении десятилетий занимают свое особое место. Эта замечательная
методика, технология, прекрасно учитывающая психологию подросткового возраста,
используется в работе классного самоуправления. Данная система предполагает
участие каждого ученика в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных
дел. Каждому предоставляется возможность определить для себя долю, характер
своего участия и ответственности в коллективных делах.
Одно из ярких проявлений системы коллективных творческих дел – самоуправление.
Важным звеном является орган самоуправления класса и его деятельность,
направленная на совершенствование жизни коллектива.
В начале учебного года все учащиеся получили свои обязанности и задания .
Старостой класса был выбран Герус А. Имея авторитет среди одноклассников и
задатки лидера, мальчик легко справилась со своими обязанностями. Очень часто
принимал участие в обсуждении и решении важных для класса проблем. Учащиеся
остались довольны её работой.
Староста: Герус Анатолий
Заместитель: Михайлов Виктор
Ответственный за спортивные мероприятия: Чеканов Денис
Ответственная за учебники и дневник взаимосвязи: Белик Вера
Ответственная за цветы: Дроздов Сократ
Ответственные за мебель: Филиппов Влад. Чванин Даниил
Ответственные за санитарное состояние класса: Кафтанова Ксения
Оформители: Чернышева Инна
Самоуправленческая деятельность осуществляется в разных видах:
участие в планировании, разработке, проведении и анализе ключевых дел
коллектива;
выполнение коллективных, групповых и индивидуальных поручений;
дежурства по классу и по школе.
Такая организация деятельности положительно решает вопросы демократизации и
гуманизации воспитания, дает новые подходы к самому процессу воспитания, когда
ученик постепенно превращается в полноправного партнера классного руководителя по
совместной работе,
воспитание же становится процессом совместной
жизнедеятельности. Я стараюсь оказать помощь членам классного самоуправления в
реализации своих возможностей.
Орган самоуправления нашего класса – коллектив, нацеленный на творчество,
созданный для творчества и для обучения детей творческому отношению к своей
и общественной жизни. Только в творческом коллективе ребята вырастают, не
приспосабливаясь к жизни, а преобразуя ее вокруг себя. С целью развития инициативы
и самостоятельности каждого ребенка в классе и школе проводятся различные вечера,
викторины, КВНЫ, конкурсы. С самого начала предоставляю детям большевозможности самим быть организаторами своих дел, проявлять инициативу и заботу об
общественно полезных делах, о коллективе и товарищах. Создаю условия для
проявления самостоятельности и постепенно передаю в руки ребят функции
самодеятельного управления. В своей работе с членами самоуправления
придерживаюсь принципа: все, что дети могут делать сами, они должны делать
самостоятельно.
Участие ребят в составлении плана воспитательной работы, подборе материалов для
праздников, в распределении заданий и контроль за их исполнением имеет важное
воспитательное значение: дети приобретают организаторские навыки и умения,
развивается их самостоятельность, появляется ответственность за выполнение
полученного дела, т.е. формируется их активная деятельность и жизненная позиция.
Совместная воспитательная работа классного руководителя и самоуправления класса
строится по тематическим периодам:
1. «»/сентябрь/
2. «Осень, осень, ты красна!»/октябрь/
3. «»/ноябрь/
4. «»/декабрь/
«»/январь/
5.
6. «»/февраль/
7. «»/март/
8. «»/апрель/
9. «»/май/
10. «»/июнь/
[см.План воспитательной работы с 7а классом на 20162017уч. год классного
руководителя Волковой Е..].
Каждый тематический период начинается с коллективного планирования. Класс
получает задание – подумать, что интересного и полезного для себя и для других
можно сделать в этот период. После коллективного обсуждения предложения от класса
выносятся на «Совет добрых дел». Совет самоуправления строит свою работу по
четкому алгоритму, соответствующему следующим стадиям:
коллективное планирование
коллективная подготовка
коллективное проведение дела
коллективное подведение итогов
Самое важное в коллективном планировании – развивается творческая активность и
самостоятельность самих детей. Члены самоуправления учатся сами планировать свою
деятельность и жить с пользой и радостью. Каждое проведенное дело обсуждается на
Совете класса: Что получилось хорошего и почему? Что можно сделать лучше?? Что
надо успеть на будущее?
С каждым разом дети все активнее участвуют в обсуждении, высказывают интересные
мысли и замечания. Постепенно они учатся не только планировать и выполнять свою
работу, но и обсуждать ее результаты, анализировать сделанное. Такая методика
проведения коллективных мероприятий сложилась в нашем классе. Активнее учащиеся
стали работать, начиная с 6 класса, а в 7 классе им уже можно было доверить выпуск
стенгазет, бюллетеней. Лучшей формой привлечения членов самоуправления к такойтворческой деятельности стали в нашем классном коллективе следующие праздники:
«Праздник весны», «А нука, мальчики!», «А нука, девочки!».
Члены самоуправления организуют помощь учителю и воспитателю в подготовке к
различным мероприятиям, участвуют в спортивных мероприятиях.
Классный
руководитель является только консультантом, помощником в организации
коллективных дел.
В конце учебного года происходит анкетирование среди учащихся класса о работе
ученического самоуправления, о его роли в воспитательной работе класса и позволило
сделать следующие выводы:
1. Роль самоуправления в проведении коллективных творческих дел в классном
коллективе намного высока. КТД позволяют учащимся побывать в разнообразных
ролевых позициях: организатор, автор, член команды, оформитель и т.д.
2. Расширение ролевых позиций через коллективные творческие дела является
инструментом формирования механизма социальной адаптации: ребенок устанавливает
и расширяет свои способы взаимодействия с окружающим миром, учится жить в
коллективе.
3. Коллективные творческие дела, которыми руководят члены самоуправления,
способствуют развитию интеллектуальных способностей учащихся, расширяют знания
об окружающем мире, учат работать с книгой, развивают речь; развивают творческие
способности, художественный вкус, способствуют раскрытию талантов.
4. Увеличился процент учащихся, принимающих активное участие в школьных
мероприятиях, так как коллектив оказывает сильное влияние на формирование
личности учащегося, на успешность его деятельности и поведения.
5. Благодаря целенаправленной работе классного руководителя и самоуправления
класса в классном коллективе происходит формирование и изменение межличностных
взаимоотношений,
выдвижение лидеров,
складываются ценностные ориентации, что помогает развитию творчески активной
личности, способной адаптироваться в социальной среде.
распределение групповых ролей,
Все ребята достаточно хорошо справились со своими обязанностями.
В целом, по итогам года, уровень социокультурного развития учащихся повысился,
благодаря развитию самоуправления в классе. Ребята стали значительно чаще
принимать участие в различных классных и общешкольных мероприятиях, принимать
участие в организации классных часов и открытых мероприятий. Учащиеся научились
анализировать развитие своего коллектива, планировать дальнейшее развитие.