Блок 1.
1. Что такое гипотеза, диспозиция, санкция нормы? Найдите в Конституции РФ 1993 года примеры норм, состоящих из: а) гипотезы и диспозиции; б) только диспозиции; в) гипотезы, диспозиции и санкции.
Конституционно-правовые нормы, как и любые нормы права, имеют свою структуру и состоят из трех элементов: гипотезы, диспозиции и санкции.
Гипотеза – это та часть нормы, которая содержит условия, при которых норма может быть реализована.
В зависимости от количества условий гипотезы подразделяются на простые и сложные:
Простая гипотеза предполагает какое-то одно условие, через которое реализуется юридическая норма.
Сложная гипотеза связывает действие нормы с наличием двух или более условий. Разновидность сложной гипотезы — альтернативная: для вступления нормы права в действие достаточно одного из перечисленных в ней фактических обстоятельств.
В зависимости от формы выражения выделяют также гипотезы абстрактные и казуистические:
Абстрактная гипотеза (наиболее распространённая) указывает на условия действия нормы, акцентирует внимание на их общих, родовых признаках. Это способствует разумным пределам объёма и стабильности нормативного материала.
Казуистическая гипотеза связывает реализацию юридической нормы, возникновение, изменение или прекращение основанных на ней правоотношений с отдельными, строго определёнными частными случаями, которые трудно или невозможно отразить с помощью абстрактной гипотезы.
Диспозиция – это та часть нормы, в которой содержится само правило поведения.
По характеру предписания диспозиции подразделяются на:
управомочивающие — предоставляющие участникам общественных отношений право действовать определённым образом;
обязывающие — устанавливающие обязанность совершать определённые действия;
запрещающие — устанавливающие запрет совершать определённые действия.
По способу выражения в нормативно-правовых актах диспозиции делятся на:
абсолютно-определенные
относительно-определенные
Санкция – это та часть нормы, в которой содержатся последствия выполнения диспозиции (правила поведения). Санкция может носить положительный (наступление благоприятных последствий) и отрицательный характер (наступление неблагоприятных последствий).
По степени определённости санкции подразделяются на абсолютно определённые — категорическое значение санкции, относительно определённые — орган применяющий норму, может применять различные варианты в пределах санкций (например, от 3 до 15 лет лишения свободы) и альтернативные — правоприменительным органам представлено право по своему усмотрению определить наиболее целесообразный вид ответственности (либо штраф, либо лишение свободы) (неопределённые санкции для современного права не характерны).
Гипотеза не всегда излагается в самой правовой норме, поэтому ее в таких случаях предполагают (мысленно конструируют). Диспозиция, как само правило поведения всегда присутствует в любой норме.
Примеры.
А) ст.117 ч.5; ст. 131 ч.2
Б) «Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами» (ст. 35ч. 2 Конституции Российской Федерации); «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними» (ст. 28 Конституции Российской Федерации); или «Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе» (ст. 32, ч. 4 Конституции Российской Федерации) - управомочивающая диспозиция. (При изложении нормы права в управомочивающих диспозициях используются слова: «вправе», «имеет право», «может»)
Обязывающая диспозиция предписывает определенный вариант должного поведения. В формулировках таких диспозиций используются слова: «обязан», «должен», «подлежит».
Например: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры» (ч. 3 ст. 44 Конституции Российской Федерации); или: «...Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства» (ст. 2 Конституции Российской Федерации); «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации» (ст. 59, ч. 1 Конституции).
Обязывающая диспозиция может быть изложена и другим способом. Например: «Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом» (ст. 59, ч. 2 Конституции Российской Федерации). Хотя в данном случае отсутствует указание на обязанность гражданина, но диспозиция по своему смыслу является обязывающей.
Запрещающие диспозиции устанавливают запрет определенного поведения, они указывают, что некоторые действия (или бездействие) запрещаются государством. В формулировках диспозиций такого рода могут быть использованы слова: «не допускается», «не может», «не должен», «не вправе», «запрещается».
Например: «Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни» (ч. 5 ст. 13 Конституции Российской Федерации); или: «...Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» (ч. 1 ст. 14 Конституции);
«Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию...» (ч. 2 ст. 21 Конституции).
В) Например, ст. 93 ч. 3 Конституции Российской Федерации: «Решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным». Гипотезой является условие действия данной правовой нормы — принятие Советом Федерации решения об отрешении Президента Российской Федерации от должности, диспозицией — требование принять такое решение не позднее трех месяцев с момента выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента Российской Федерации, санкцию можно определить как отклонение обвинения против Президента в случае несоблюдения Советом Федерации трехмесячного срока принятия решения.
2. Перечислите письменно все санкции, содержащиеся в Конституции РФ 1993 года.
Санкции в структуре норм права, закреплённых в Конституции, отсутствуют. Но без полного состава (диспозиция, гипотеза, санкция «если, то – иначе») норма права неполноценна или мертва. Так вот санкции по конституционным нормам находятся в иных законах. Это в первую очередь УК РФ, КоАП РФ, ТК РФ и иные законы, содержащие именно санкции.
Но, на мой взгляд, некоторые санкции можно выделить!? (Неуверен, что верно)
«Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются...» (ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации). В данном случае санкцией является запрет применять законы, неопубликованные официально для всеобщего сведения. Кроме этого, ст. 85 ч.2, ст.93, ст. 111 ч.4.
4. Назовите виды федеральных законов. Используя нормы Конституции РФ, ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ», Постановление Конституционного Суда РФ от 31.10.1995г. составьте таблицу с указанием отличительных черт названных Вами законов.
Законы
являются актами высшей юридической силы по отношению к другим правовым актам.
При этом сами законы также делятся на виды в зависимости от юридической силы.
Классификация законов РФ в порядке убывания юридической силы выглядит следующим
образом:
1) Конституция
2) Федеральные конституционные законы
3) Федеральные законы
4) Законы субъектов федерации.
Вид закона |
Отличительные черты |
Конституция РФ |
Конституция
является основным законом государства. Она представляет собой акт наивысшей
юридической силы. Ни один правовой акт на территории государства не может
противоречить Конституции государства. Особое место Конституции в системе
нормативных актов определяется двумя ее основными свойствами: |
Федеральные конституционные законы (ФКЗ) |
Принимаются
только по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией. Например,
федеральными конституционными законами регулируется деятельность
Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда,
Президента, Правительства и ряд других вопросов. Конституционные законы
развивают положения конституции. Они обладают высшей юридической силой по
сравнению с иными законами. |
Федеральные законы (ФЗ) |
Составляют
основную массу законодательства. Они развивают, конкретизируют общие
положения, установленные Конституцией и федеральными конституционными
законами. Федеральные законы подразделяются на две группы: |
Законы субъектов федерации |
Распространяют свое действие только на территорию того региона, законодательными органами которого они были приняты. Вопросы соотношения между собой различных видов законов оговорены в ст. 76 Конституции РФ. |
Коротко
особенности соотношения федеральных законов и законов субъектов федерации можно
выразить правилом: при противоречии федерального закона и закона субъекта
федерации
действует федеральный закон, если он касается вопросов, отнесенных конституцией
к ведению федерации в целом, и действует закон субъекта федерации, если он
касается вопросов, отнесенных к предметам ведения субъектов федерации.
Помимо этой основной классификации все законы в зависимости от времени действия
можно подразделить на:
- постоянные (действуют вплоть до момента отмены, рассчитаны на неограниченно
долгое действие во времени, момент прекращения действия заранее не известен);
- временные (действуют ограниченный период времени, срок истечения действия
закона указан в самом тексте акта. Например, ФЗ РФ "О федеральном бюджете
РФ на 1999 год".);
- чрезвычайные (рассчитаны на урегулирование чрезвычайных ситуаций; в отношении
этих актов заранее не известен ни момент начала его действия, ни момент
окончания действия. Например, законодательство о чрезвычайных ситуациях вступит
в действие после официального введения в стране чрезвычайного положения).
По
признаку федеративного устройства законы можно подразделить на:
- федеральные
- субъектов федерации.
По
кругу лиц законы можно подразделить на:
- общего действия (это акты, которые действуют на всех лиц, находящихся на
территории данного государства, например, Конституция, кодексы РФ и др.);
- специального действия (это акты, которые действуют только на отдельные
категории субъектов, например, законы о военнослужащих, о беженцах и
вынужденных переселенцах, о лицах, пострадавших от последствий аварии на
Чернобыльской АЭС и др.).
По
сфере действия законы можно подразделить на:
- общие - действующие на территории всей России (например, все кодексы РФ);
- местные - действующие на определенной части территории России (например,
законы о районах Крайнего Севера, Средней Азии и приравненных к ним).
10. Познакомьтесь с постановлением пленума Верховного Суда РФ от 31.10.95 года и выделите все перечисляемые им случаи, когда судам общей юрисдикции следует прямо применять конституционные нормы. Назовите эти случаи.
Согласно ч. 1 ст. 15 Конституции Российской
Федерации
Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на
всей территории Российской Федерации. В соответствии с этим конституционным
положением судам при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или
иного нормативного правового акта, регулирующего рассматриваемые судом
правоотношения, и во всех необходимых случаях применять Конституцию Российской
Федерации в качестве акта прямого действия.
Суд, разрешая дело, применяет
непосредственно Конституцию, в частности:
а) когда закрепленные нормой Конституции положения,
исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат
указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона,
регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие
положения;
б) когда суд придет к выводу,
что федеральный закон, действовавший на территории Российской Федерации до
вступления в силу Конституции Российской Федерации, противоречит ей;
в) когда суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после
вступления в силу Конституции Российской Федерации, находится в противоречии с
соответствующими положениями Конституции;
г) когда закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, противоречит Конституции Российской Федерации, а федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует.
В случаях, когда статья Конституции
Российской Федерации является отсылочной, суды при рассмотрении дел должны
применять закон, регулирующий возникшие правоотношения. Наличие решения
Конституционного Суда Российской Федерации о признании неконституционной той
или иной нормы закона не препятствует применению закона в остальной его части.
Нормативные указы Президента Российской Федерации как главы государства
подлежат применению судами при разрешении конкретных судебных дел, если они не
противоречат Конституции Российской Федерации и федеральным законам (ч. 3 ст.
90 Конституции Российской Федерации).
7. Редакция районной газеты просит вас как начинающего юриста подготовить небольшую заметку об особенностях Конституции РФ 1993 года. Подготовьте этот материал для газеты.
Конституция для России
сегодня значит многое. В Конституции и через нее российское
общество реализует свое видение обновляемой государственности, а в известных
пределах и свою национальную идею. Разумеется, Конституция — это не собрание
политических программ и философских концепций. В соответствии со своим
назначением, отведенной ролью в жизни страны она представляет собой юридический
акт со всеми чертами и свойствами, присущими Основному закону. Конституции
отведено приоритетное, ключевое положение в правовой системе. В ней
закрепляются идеи и принципы, определяющие характер общества, базовые принципы
экономики, политики, социальной сферы, государства и права. И Конституция тем
успешнее выполняет свою функцию в развитии общества, чем она ближе к
национальной идее, точнее и полнее выражает ее установки. Конституция, которая
расходится с национальной идеей, игнорирует ее, не говоря уже о ситуации, когда
она идет против национальной идеи, не может иметь никаких шансов на понимание и
на его признание со стороны общества.
Конституция, прежде всего, вносит порядок и организацию в жизнь страны и, что
особенно важно, определяет основы положения человека в обществе, принципы
взаимоотношений человека и государства. В конституции закрепляются исходные
принципы права, функции и основы организации государственных органов, формы и
методы их деятельности. Конституция устанавливает пределы и характер
государственного регулирования во всех основных сферах жизни страны: в
экономике, политике, социальной сфере, духовной жизни. Конституция определяет
основные начала внешней политики государства, соотношение международного и
внутригосударственного права.
Действительно, Конституция, как правило, содержит нормы, определяющие форму и структуру государства, функции и полномочия важнейших государственных органов, основы правового статуса человека и гражданина. Но такое определение в наше время недостаточно. Оно не только не дает полного представления о Конституции, но и ограничивает ее общественное предназначение, сужает рамки ее реальных возможностей.
Между тем Конституцию
справедливо называют главным, основным законом государства. Если представить
себе многочисленные правовые акты, действующие в стране в виде определенного
организованного и взаимосвязанного целого, некой системы, единого комплекса, то
Конституция — это основание, стержень и одновременно вершина всего права,
фундамент всего его развития.
Будучи принята в условиях переходного этапа, Конституция 1993 г. отличается
тем, что ее отдельные положения носят декларативный характер и фиксируют скорее
принципы, цели, чем существующие реальности. Речь идет как бы об эффекте
опережающего действия Конституции. Возможно, что ее создатели не учли
сложностей переустройства общества. Однако есть и другая весьма важная сторона
дела. Авторитет Конституции используется для того, чтобы ускорить продвижение
страны к намеченным целям. На государственные органы, общественные организации,
всех граждан возлагается обязанность действовать в соответствии с положениями
Конституции, реализовывать ее установления. Конституция призвана также
направлять и стимулировать развитие всего права в заданном направлении. И тот
факт, что этот процесс начался с самой Конституции, играет важную роль.
ИЛИ (МОЖНО СОЕДИНИТЬ)
Конституция РФ 1993 г. является писаной. Она принята на референдуме, изменяется в жестком порядке, за исключением процедуры внесения в ее ст. 65 новых наименований субъектов Федерации.
Конституция РФ имеет прямое действие (ч. I ст. 15, ст. 18). Заранее невозможно нормативно упорядочить все возможные проявления жизнедеятельности, поэтому в правовой системе должны быть средства, которые при отсутствии отраслевых норм могут использоваться для разрешения конкретных жизненных затруднений. Именно на этом и специализируются конституционные нормы, предназначенные для закрытия «белых пятен» в правоприменительной практике. Конституция действует прямо и в том случае, когда имеющиеся правовые нормы ей не соответствуют. Прямое или непосредственное действие конституционных норм означает право граждан непосредственно опираться на них при осуществлении своих прав. Например, при обращении в суд за защитой права на благоприятную окружающую среду гражданину достаточно указать на конституционную норму (ст. 42) как на источник закрепления данного права. Он не обязан ссылаться на нормы экологического, санитарно-эпидемиологического, градостроительного и другого законодательства. Тем более что в отраслевом законодательстве могут отсутствовать необходимые правила.
Конституция РФ обладает верховенством (ч. 2 ст. 4, ч. 1 ст. 15). Ни один акт, от кого бы он ни исходил, не может быть принят, если он идет вразрез с положениями Конституции. Если же положениям Конституции противоречит акт, принятый до ее вступления в действие, то он должен быть приведен в соответствие с ней. Кроме того, из названного свойства Конституции вытекает обязанность законодателя детализировать ее содержание в отраслевом законодательстве. Названная обязанность вовсе не исчерпывается принятием законов, прямо предусмотренных Конституцией РФ (о государственных символах, о Правительстве, о Конституционном Суде и т. п.). Отраслевое законодательство должно максимально раскрывать содержание любых конституционных норм. В развитии конституционных норм особое значение принадлежит федеральным конституционным законам (ст. 108) — передаточному звену между Конституцией и обычным законодательством, детализирующему наиболее важные ее положения. Задача детализации конституционного содержания лежит и на правоприменительных органах, тех же судах.
Конституция РФ имеет высшую юридическую силу (ч. 1 ст. 15). Следовательно, при столкновении конституционной нормы и иных правовых норм всегда должна применяться норма Конституции. Часть 4 ст. 15 Конституции РФ гласит, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Приведенное правило в силу высшей юридической силы Конституции не распространяется на нее саму, а также на законы о поправках к ней.
Высшая юридическая сила Конституции РФ дополняется особым статусом гл. 1 «Основы конституционного строя». Положениям этой главы не могут противоречить любые другие положения Конституции. Значит, нормы, закрепляющие основы конституционного строя, обладают большей юридической силой, чем иные нормы Конституции. Главу 1 иногда именуют «конституцией в конституции». Другие нормы Конституции РФ развивают, уточняют положения гл. 1, вытекают из них. Так, на детализацию положений ст. 2 Конституции РФ о человеке, его правах и свободах как высшей ценности и об обязанности государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина направлены нормы гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина» Конституции РФ.
Еще одна особенность Конституции РФ — особый порядок ее охраны. Все государственные органы призваны обеспечивать действенность Конституции. Однако в стране учрежден и специализированный орган конституционного контроля — Конституционный Суд РФ. К исключительной компетенции Конституционного Суда относятся толкование Конституции, проверка на предмет конституционности действующего законодательства, не вступивших в силу международных договоров.
К числу содержательных особенностей Конституции РФ относятся: сжатое, но комплексное закрепление устройства государства и негосударственных институтов; приоритетное регулирование прав и свобод людей по сравнению с их обязанностями; учреждение федерализма, республиканской формы правления, демократического правового режима. Структура Конституции РФ включает преамбулу и два раздела. В первом из них девять глав, включающих 137 статей. Раздел второй «Заключительные и переходные положения» состоит из девяти пунктов.
Одни положения российской Конституции могут быть квалифицированы как реальные (например, нормы о статусе Президента), другие остаются в значительной мере фиктивными (нормы о правах и свободах человека и гражданина).
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.