Чем могут «помочь» в этом деле учителя и специалисты?
Основная роль в деле выработки отвращения к школе и знаниям принадлежит, несомненно, семье, но вместе с тем нельзя отрицать, что учителя и специалисты могут оказать родителям существенную «помощь».
К примеру, учителя могут часто и аргументировано сообщать ребенку, что он никудышный и, главное, абсолютно бесперспективный ученик, из которого никогда не выйдет ничего путного.
Отвращения к школе и знаниям. Чем могут «помочь» в этом деле учителя и
специалисты?
Основная роль в деле выработки отвращения к школе и знаниям принадлежит,
несомненно, семье, но вместе с тем нельзя отрицать, что учителя и специалисты
могут оказать родителям существенную «помощь».
К примеру, учителя могут часто и аргументировано сообщать ребенку, что он
никудышный и, главное, абсолютно бесперспективный ученик, из которого
никогда не выйдет ничего путного. Кроме того, очень помогают в «нашем деле»
бесцветные личности учителей и совершенно неинтересные и скучные уроки.
Хотя это, конечно, не абсолютно, потому что в любой школе найдется дватри
хороших учителя, уроки которых по настоящему развивают и образовывают
детей. Гораздо «полезнее» может оказаться плохая репутация, которая
сложилась у ребенка в школе, предположим, изза его чрезмерной подвижности.
Тогда ребенок оказывается крайним в любой коллективной шалости и, даже
обладая от природы легким и добродушным характером, постепенно озлобляется
против школы и педагогического коллектива в целом. Очень помогает и
репутация «тюфяка» и «тормоза». Дветри вовремя сказанных учительницей
фразы (подлинный пример: «А теперь мы будем всем классом ждать, пока
дойдет до Васи») — и нежелание ребенка идти в школу достигает поистине
астрономических размеров.
«Помощь» специалистов здесь может проявиться двояко. Во первых, специалист
(по преимуществу — невропатолог) может помочь родителям убедить ребенка,
что он (ребенок) тяжело болен и школа во всей своей красоте и жестокости ему
(ребенку) попросту противопоказана. Сориентированный таким образом ребенок
будет иметь жесточайшие головные боли или приступы гастрита по утрам, перед
отправкой в школу, неукротимые рвоты перед контрольными, в школе у него
будет кружиться голова, болеть сердце и скакать давление. Автор уже три года
знаком с девочкой Машенькой, которая имеет официальный диагноз
«вегетососудистая дистония», регулярно падает в обмороки на пороге школы и
четырепять месяцев в году не посещает школу по справкам, которые регулярно
«снимает» с невропатолога, убедив его, что дома она чувствует себя гораздо
лучше. Дома и в школе «больную» Машеньку щадят, но три летних месяца она
внаклонку трудится на огороде у тети в Краснодаре при тридцатиградусной
жаре, не испытывая со стороны своего диагноза никаких затруднений. Машенька
чрезмерно полная, ненавидит физкультуру и панически боится лифтов,
хулиганов и контрольных. Никакая психотерапия на Машеньку не действует, так
как оставаться больной ей гораздо удобнее, чем стать здоровой. В этом году она
собирается поступать в медицинское училище. Интересно, как она там будет
учиться?
Свою лепту могут внести в процесс и психологи, например, в присутствии
ребенка огласив свое неблагоприятное заключение о его умственном или
эмоциональном развитии. Школьные психологи иногда проводят в классе
процедуру, называемую социометрия (в процессе которой выявляются лидеры,
принятые и отвергнутые классом ученики), а потом обсуждают результаты этого
исследования с педколлективом или, того хуже, с исследованным классом. Это
абсолютно этически недопустимо. Результаты школьной социометрии — рабочий
инструмент психолога, на основании которого он планирует свою дальнейшую
работу. Не более того. Иногда психолог может в присутствии ребенка сказатьчтонибудь вполне этически нейтральное, например: «Может быть, вам поискать
более адекватную программу для обучения вашего сына?» Большинство детей
пропустят это мимо ушей, но некоторые, с особенностями самооценки, решат:
1) Я безнадежно глуп, и меня хотят отправить в школу для умственно отсталых.
2) Я очень талантлив, эта школа для меня слишком плоха. Я достоин лучшего.
Поэтому любые, даже самые нейтральные заключения психолога родителям
лучше выслушивать в отсутствии ребенка. Если психолог «забыл» об этом,
напомните ему. Если же психолог найдет нужным сообщить чтонибудь самому
ребенку, то он сделает это отдельно, в специально подобранных выражениях