Конспект по развитию речи «Овощи» в старшей группе
Конспект по развитию речи
Воспитатель: Байгутова Е.Г.
Тема: «Овощи»
Группа : старшая
Цель: Развивать словарный запас детей, расширить представления детей об овощах.
Программные задачи:
Обучающие:
- Совершенствовать грамматический строй речи : упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
- Продолжать учить отвечать полными ответами.
- Развивать связную речь, фонематическое восприятие, зрительное внимание, мышление, координацию речи с движением, внимание, память.
- Обогащение словаря: корнеплод, овощехранилище, консервируют.
- Активизация словаря: названия овощей, растущих в огородах; заготавливать, консервировать, солить, тушить, жарить, варить, мариновать, запекать, печь.
Развивающие :
- Развивать связную речь, фонематическое восприятие, зрительное внимание, мышление, координацию речи с движением, внимание, память.
Воспитательные:
- Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников.
- Воспитывать любовь к природе.
Оборудование: картина «Сбор урожая», картинки и муляжи овощей, магнитофон, аудиозапись звуков осеннего леса, магнитная доска, мяч среднего размера, костюм Осени для воспитателя, синий и желтый обручи, небольшая корзинка с яблоками по количеству присутствующих детей.
Предварительная работа:
1. Чтение стихов про осень, рассматривание иллюстраций.
2. Отгадывание загадок про овощи.
3. Дидактические словесные игры на тему «Овощи» : «Подскажи словечко», «Опиши, я отгадаю», «Что лишнее?», «Один - много».
4. Сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин».
Организация. Картина «Сбор урожая» на магнитной доске. Рядом стол с разложенными картинками овощей изображением вниз, муляжи овощей. Гости сидят параллельно окну. Перед магнитной доской стоят полукругом стулья.
Ход ООД
1. Вводная часть.
Организационный момент.
Воспитатель в костюме Осени заходит в группу : Здравствуйте, ребята! Здравствуйте гости! Вы меня узнали? Да, я – Осень, и пришла с вами поиграть. А что вы знаете о моем времени года? Расскажите, пожалуйста, какие изменения происходят осенью в природе?
Дети описывают признаки осени:
Солнце прячется за тучами. Оно уже не греет.
Небо становится хмурым, пасмурным, серым.
Птицы улетают в теплые края.
Деревья роняют листья. Идет листопад. Листья на березе желтеют, а на рябине краснеют.
Ветер. Дует холодный ветер.
Дождь. Осенью часто идут дожди, поэтому много луж.
Трава становится желтой и сухой.
Животные готовятся к зимней спячке. Белка на зиму делает запасы: собирает грибы и шишки.
Люди стали одеваться тепло. Готовятся к зиме.
Воспитатель: Молодцы, все приметы осени назвали.
Звучит фрагмент музыки П. И. Чайковского «Осень», дети садятся на стульчики.
2. Рассматривание и беседа по картине.
Воспитатель: Ребята, я вам приготовила сюрприз, нарисовала картину. Мне очень хотелось бы, чтобы вы отвечали полными ответами, не перебивали друг друга, дослушивали ответы товарищей до конца. Давайте посмотрим, как люди готовятся к долгой зиме. (Открываю картину «Сбор урожая».)
– Что делают люди на огороде?
Дети: Люди на огороде собирают урожай капусты, моркови, свеклы, огурцов, кабачков, баклажанов, перца, картофеля.
Воспитатель: Какими способами люди собирают овощи?
Дети: Люди выкапывают, срывают, срезают овощи.
Воспитатель: Как называют овощи, которые созревают в земле?
…корнеплоды).
– Скажите хором – «корнеплоды». (Повторяют по одному несколько раз.)
Воспитатель: Перечислите, какие корнеплоды люди выкапывают из земли осенью.
Дети: Картофель, морковь, лук, чеснок…
Воспитатель: Какие овощи люди срывают?
Дети: Кабачки, перец, помидоры, баклажаны…
Воспитатель: Какой овощ срезают?
Дети: Капусту.
Воспитатель: Вот мы собрали урожай, как нам сохранить все овощи на зиму?
Дети: Овощи на зиму солят, маринуют, консервируют.
Воспитатель: Повторим хором слово «консервируют».
– Где хранятся зимой заготовки и овощи? …в овощехранилище)
– Повторите хором слово «овощехранилище».
3. Загадывание загадок
Воспитатель: Вы любите отгадывать загадки? Слушайте первую загадку.
1. Где зимою было пусто,
Летом выросла … (капуста).
(Выставляю картинку на магнитную доску.)
2. Он из тыквенной родни,
На боку лежит все дни,
Как зеленый чурбачок,
Под названьем … (кабачок).
(Выставляю картинку с изображением кабачка на магнитную доску.)
Воспитатель: Подскажите словечко:
3. Хоть и сахарной зовусь,
Но от дождей я не размокла.
Крупна, кругла,
Сладка на вкус,
Узнали вы? Я… (свекла)
(Выставляю картинку свеклы на магнитную доску.)
Воспитатель: Послушайте еще загадку:
4. В огороде вырастаю,
А когда я созреваю,
Варят из меня томат,
В щи кладут и так едят (помидор)
(Выставляю картинку помидора на магнитную доску.)
5. В мире моды овощной
Каждый блещет красотой.
Фиолетовый кафтан
Надевает… (баклажан)
(Выставляю картинку баклажана на магнитную доску.)
6. И зелен, и густ на грядке вырос куст.
Покопай немножко: под кустом … (картошка)
(Выставляю картинку картофеля на магнитную доску.)
7. Красна девица
Сидит в темнице,
А коса на улице (морковь)
(Выставляю картинку моркови на магнитную доску.)
8. Сидит дед,
Во сто шуб одет,
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает (лук)
(Выставляю картинку репчатого лука на магнитную доску.)
9. Летом – в огороде,
Свежие, зеленые,
А зимою – в бочке,
Крепкие, соленые (огурцы)
(Выставляю картинку огурца на магнитную доску.)
10. Всех овощей она царица,
Своей величиной гордится.
На дыню издали похожа,
На рыжий мяч большущий тоже (тыква)
(Выставляю картинку тыквы на магнитную доску.)
4. Физкультминутка «Урожай»
Воспитатель: Молодцы! Вы все загадки отгадали. А сейчас настало время собрать урожай. Встаньте в круг.
В огород пойдем, урожай соберем. Маршируют.
Мы морковки натаскаем «Носят».
И картошки накопаем. «Копают».
Срежем мы кочан капусты, «Срезают».
Круглый, сочный,
Очень вкусный, Показывают круг руками 3 раза.
Щавеля нарвем немножко «Рвут».
И вернёмся по дорожке. Маршируют
5. Дидактическая игра с мячом
Игра «Назови ласково»
Воспитатель: Я буду бросать вам мяч и называть овощ. Вы называете этот овощ ласково и бросаете мне мяч обратно.
Помидор – помидорчик;
морковь – морковочка;
огурец – огурчик;
лук – лучок;
чеснок – чесночок;
тыква – тыквочка;
перец – перчик;
баклажан – баклажанчик;
горох – горошек;
картошка – картошечка.
6. Игра «Вершки и корешки»
Воспитатель: Ребята, вам понравилась игра? Тогда я предлагаю вам поиграть в «Вершки и корешки».
(Беру два обруча синего и зеленого цвета и кладу их рядом.)
- Посмотрите, на столе лежат модели овощей. В обруч синего цвета нужно положить овощи, у которых в пищу идут корешки, то есть корнеплоды, а в обруч зеленого цвета – те, у которых используются вершки, то есть овощи, растущие на земле. Запомнили? Подойдите, пожалуйста, возьмите каждый себе один овощ. Подумайте, в обруч какого цвета вы его положите и выполните задание.
7. Итог занятия
Воспитатель: Вот и подошла к концу наша встреча. Мы с вами многое узнали об овощах. Скажите, какие новые слова вы услышали сегодня на занятии?
Дети: Корнеплод, тушить, жарить, овощехранилище, мариновать, солить консервировать.
Воспитатель: Так какие же овощи называются корнеплодами?
Дети: Овощи, которые зреют в земле…
Воспитатель: Молодцы ребята! Вы меня порадовали своими знаниями. Все активно отвечали. Мне очень понравилось с вами играть. Ребята, на этом заканчивается наше занятие, и я для вас приготовила сюрприз.
(Достаю корзинку с яблоками и раздаю всем)
– До свидания, ребята! До встречи в следующем году!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.