Оздоровительная аэробика в системе школьного обучения.
Тушина Светлана Юрьевна учитель физической культуры КГУ «Гимназия №1», республика Казахстан, г. Караганда
В статье рассматривается появление в Казахстане феномена американской, а
впоследствии международной культуры — фитнеса. Определяются предпосылки
интеграции термина «фитнес» в отечественную науку и практику. Сделаны попытки
научно обосновать понятие «фитнес» и определить его роль и место в физической
культуре.
The
emergence in Russia of fitness, an American, and later an international
culture, is regarded. The integration of the term of "fitness " in
Russian science and practice is discussed. An attempt is made to explain the
meaning of the term and to identify its role and place in physical education.
Известно,
что инновационные процессы и инновационное сознание являются базовыми
составляющими современного прогресса. Инновации всё более приобретают статус
генерального индикатора цивилизованности того или иного общества и всё чаще
становятся предметом научного осмысления.
Широкое использование в современных научных исследованиях новой терминологии
(«инновационный процесс», «инновационная активность», «инновационный характер»,
«инновационный потенциал», «инновационная деятельность», «инновационная парадигма»
и др.) подчёркивает направление общественного развития России ХХ1 века.
Социокультурный запрос определили необходимость развития и распространения
инноваций в сфере физической культуры.
Анализ содержания инновационных форм и средств физической активности населения
различных стран показывает, что на данном историческом этапе физическая
культура человека трактуется не только как совокупность физических качеств
личности, но и как определённый стиль жизни, имеющий здоровье в качестве
важного ценностного ориентира индивида.
Решающим фактором укрепления здоровья сегодня признана позиция самого человека,
его отношение к собственному социальному, психологическому и физическому
здоровью. Отсюда вытекает сущность концепции по формированию
ценностно-мотивационных установок личности, ориентированной на здоровый стиль
жизни, который становится основой современного общества. Новые представления о
человеческой жизнедеятельности ориентируют личность на достижение физического и
духовного развития, улучшение самочувствия, психического и физического
здоровья.
Вместе с тем появление инновационных видов оздоровительной физической культуры
в России связано с интенсивным развитием физкультурно-оздоровительной работы и,
прежде всего, с возникновением и ростом фитнес-индустрии, где создаются новые
направления фитнеса и различные фитнес-технологии, имеющие свою специфику.
Главной целью урока физической культуры в школе является физическое совершенствование, всестороннее развитие и подготовка к профессиональной деятельности подрастающего поколения. Включая оздоровительную аэробику в программу, достигается повышение уровня физической подготовленности и функциональных возможностей учащихся. Многократно увеличивается моторная плотность урока, а сами занятия становятся более эмоциональными и интересными. Из огромного арсенала средств физической культуры наиболее значительный эффект оказывают упражнения циклического характера – аэробные упражнения. Их доступность учащимся разного уровня подготовленности и состояния здоровья позволяет считать аэробные упражнения наиболее рациональной формой массовой физической культуры.
Оздоровительная аэробика включает в себя - танцевальную аэробику, степ-аэробику, фитбол-аэробику. Занятия проводятся под музыкальное сопровождение, что обогащает уроки эстетическим содержанием, выразительными, точными и красивыми движениями. При занятиях оздоровительной аэробикой решаются многие педагогические задачи (оздоровительные, образовательные, воспитательные): – всестороннее, гармоничное развитие форм тела и функций организма человека, направленные на совершенствование физических способностей, укрепления здоровья;
– формирование важных музыкально-двигательных умений и навыков;
– воспитание моральных, волевых, эстетических качеств, развитие памяти, внимания, умственного кругозора, общей культуры поведения;
– повышение общей выносливости, работоспособности и координации движений;
– привлечение к систематическим занятиям физическими упражнениями.
- формируются важные прикладные навыки и умения: правильно ходить, бегать, прыгать и т.д.
Средствами музыкально-ритмического воспитания являются музыка и движения. Во время занятий используется три темпа. Темп выполнения считается медленным тогда, когда одно движение выполняется на 4 счета средним, на 2счета, быстрым – на один счет. Это развивает двигательную сферу и пластичность, облегчает переход от одного движения к другому и положительно действует на психику учащегося.
При
занятиях оздоровительной аэробикой применяются такие принципы обучения как
сознательность, активность, доступность, индивидуальность, повторность,
систематичность и последовательность.
Оздоровительная аэробика проводится в вариативной части учебной программы.
Она рекомендована как одна из оздоровительных систем в нашей школе.
Предусмотрено использование следующих упражнений:
- силовой и скоростно- силовой направленности с локальным воздействием на отдельные мышцы или мышечные группы, выполняемых с различным темпом и из разных исходных положений.
- на растяжение мышц с произвольным их напряжением и расслаблением;
- с элементами спортивных танцев, комплексы базовых аэробных упражнений, выполняемых с различным темпом, амплитудой и траекторией движений.
Выбор музыки для занятий аэробикой является важным элементом подготовки к уроку. Ведь музыкальное сопровождение на уроке танцевальной аэробики – это основное средство управления учащимися. Музыка задает темп и ритм движений, повышает эмоциональное состояние занимающихся.Музыка на уроке должна быть ритмичной и бодрой.
Последовательность разучивания базовых аэробных шагов в танцевальной аэробики
Разучивание базовых аэробных шагов осуществляется в определенной последовательности, которая позволяет учитывать биомеханическую структуру выполняемых движений, освоенные двигательные умения и сложность техники выполняемых базовых аэробных шагов. Рекомендую последовательность следующим образом: «шаг» , «подъем колена», «мах» , «выпад» , «прыжок ноги врозь – ноги вместе», «скачок» и «бег» . Рассмотрим эту последовательность с точки зрения выполнения определенной последовательности движений.
Первым изучаю упражнение «шаг», которое является наиболее простым для исполнения и напоминает естественную ходьбу. Разница состоит в том, что при постановке ноги на пол необходимо выполнить перекат на стопе «с носка на пятку». Стопа поднимаемой ноги находится на уровне верхней трети голени, носок оттянут. Верхняя часть тела удерживается в вертикальном положении. Движения отличаются большей четкостью, чем в естественной ходьбе. Кроме того, в различных модификациях этого упражнения шаги выполняются не только на месте, но и с перемещением в различных направлениях.
Если продолжить движение поднимаемой ноги в упражнении «шаг» до положения выше горизонтали, а опорную ногу и туловище удерживать в вертикальном положении, то получаем упражнение «подъем колена» . Его целесообразно разучивать вторым, сразу после освоения упражнения «шаг». Подъем колена может выполняться в разных положениях: стоя на месте, с перемещением в любых направлениях, на шагах, при беге. При этом носок поднимаемой ноги оттянут.
Следующее упражнение – «мах»– выполняется из исходного положения, стоя на одной ноге, подобно упражнению «подъем колена», но поднимаемая нога совершает мах точно вперед в выпрямленном положении. Амплитуда маха определяется индивидуальными особенностями и подготовленностью учащегося. В упражнении «мах» движение маховой ногой может выполняться на месте, в сочетании с шагом, бегом, подскоками. Мах выполняется в различных плоскостях: прямо перед собой, прямо вперед – в сторону (по диагонали). После разучивания первых трех упражнений легко освоить упражнение «выпад», когда тяжесть тела смещается на согнутую ногу, выставленную вперед. Колено ведущей ноги (нога впереди) согнуто и находится над стопой, голень вертикальна. Другая нога выпрямлена в коленном и голеностопном суставах (полное касание пятки не обязательно). При движении тело слегка перемещается вперед. Возможны модификации этого упражнения при выполнении выпада в сторону и назад. Упражнение «прыжок ноги врозь – ноги вместе» выполняется из исходного положения ноги вместе (носки ног разведены на ширину стопы) в два приема: сначала прыжком соединяют вместе. Колени при полуприседе должны быть полусогнуты и слегка развернуты наружу, стопы перекатом опускаются на пол (стопы повернуты слегка наружу либо параллельны). Упражнение «скачок» соединяет в себе элементы шага, прыжка и маха, поэтому его лучше изучать сразу после упражнения «прыжок ноги врозь – ноги вместе». Упражнение «бег» изучаю последним среди базовых шагов. Беговые движения выполняются на месте и в движении. Базовые аэробные шаги могут меняться в зависимости от двигательной одаренности учащихся.
Резюме:
В проведении занятий по оздоровительной аэробике просматривается большой интерес у учащихся к нетрадиционным занятиям. Учащиеся не пропускают занятия, с большим желанием выполняют домашнее задание по аэробике. По проведению тестирования учащиеся выделяют хорошее самочувствие, нервно-психическую устойчивость, уверенность в своих силах, умение контролировать свое поведение и эмоции. Все эти качества дают возможность в будущем стать профессионально-компетентными специалистами.
Использованные источники: «Оздоровительная гимнастика: теория и методика» ,Ю. В. Менхин и А .В Менхин.
Боген М.М.Обучение двигательным действиям.-М..1985.
Матвеев Л. П.Теория и методика физической культуры.-М..1991.
Коробейников Н К., Михеев А .А., Николаенко И.Г.Физическое воспитание.
Учебное пособие для средних специальных учебных заведений.-М..1989.
Милюков И.В., Евдокимова Т.А.Гимнастика для женщин –М..Изд-во Эксимо;СПБ..Сова,2004.
Бондарев В, Выбор профессии,-1989.
Коломинский Я.Л.Человек-психология,-1986.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.