Оздоровительное направление уроков физры

  • docx
  • 22.06.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Оздоровительное направление уроков физической культуры.docx

Содержание

 

Введение

3

1 Теоретические основы оздоровительной направленности уроков физической культуры

6

1.1 Развитие оздоровительной направленности уроков физической культуры

6

1.2 Характеристика средств и методов оздоровительной направленности уроков физической культуры

11

1.3 Педагогические условия организации уроков физической культуры у учащихся в школе

17

Вывод

20

2 Организация опытно-экспериментальной работы по развитию оздоровительной направленности на уроках физической культуры

22

2.1 Диагностика уровня развитие здоровья у школьников на уроках физической культуры

22

2.2 Реализация педагогических условий по развитию оздоровительной направленности на уроках физической культуры

25

2.3 Анализ опытно - экспериментальной работы по развитию оздоровительной направленности на уроках физической культуры

33

Вывод

34

Заключение

36

Список использованных источников

39

Приложение А. задание на дипломную работу

46

Приложение Б. комплексы дыхательных упражнений

47

Приложение В. Упражнения для психорегуляции

49

Приложение Г. Упражнения для правильной осанки

50

 


 

Введение

 

Физическая культура - часть образа жизни человека - система специальных упражнений и спортивной деятельности, направленная на развитие его физических и духовных сил. Она опирается на научные данные о физических и психических возможностям организма, на специальную материально-техническую базу, способствующую их проявлению и развитию. Физическая культура как часть общей культуры направлена на гармоническое развитие всех природных сущностных сил и морального духа человека в системе всестороннего совершенствования личности она составляет важную основу полноценной жизнедеятельности: активного труда, нормальной семейной жизни, организованного отдыха и полноты творческого самовыражения.

Физическая культура и спорт способствуют развитию интеллектуальных процессов - внимания, точности восприятия, запоминания, воспроизведения, воображения, мышления, улучшают умственную работоспособность. Здоровые, закаленные, хорошо физически развитые юноши и девушки, как правило, успешно воспринимают учебный материал, меньше устают на уроках в школе, не пропускают занятий из-за простудных заболеваний.

Физическая культура - это и важнейшее средство формирования человека как личности. Занятия физическими упражнениями позволяют многогранно влиять на сознание, волю, на моральный облик, черты характера юношей и девушек. Они вызывают не только существенные биологические изменения в организме, но в значительной мере определяют выработку нравственных убеждений, привычек, вкусов и других сторон личности, характеризующих духовный мир человека.

Физическая закалка в некоторой степени определяет дальнейшую жизненную деятельность человека. Осознание здоровья и полноценности дает уверенности в своих силах, наполняет бодростью, оптимизмом и жизнерадостностью.

Наконец, это важнейшее условие высокой работоспособности. Физическая слабость человека и вызываемое этим чувство неполноценности угнетающе действуют на психику человека и вызывают эти чувство неполноценности, развивая такие качества, как пессимизм, робость неверие в свои силы, замкнутость, индивидуализм.

Многолетняя практика показала, что физическая культура способствует также умственному развитию, воспитывает ценные моральные качества - уверенность, решительность, волю, смелость и мужество, способность преодолевать препятствия, чувство коллективизма, дружбы.

Поэтому актуальности этой работы трактуется сегодняшней ситуацией общества.

Цель исследования: теоретически обосновать, определить и экспериментально проверить педагогические условия, способствующие оздоровительному направлению на уроках физической культуры.

Объект исследования: оздоровительное направление на уроках.

Предмет исследования: оздоровительное направление уроков физической культуры.

Были определены следующие задачи:

1.                 Изучить литературу по проблеме исследования;

2.                 Раскрыть основы оздоровительной направленности уроков физической культуры;

3.                 Охарактеризовать развитие оздоровительной направленности уроков физической культуры;

4.                 Выявить характеристику средств и методов оздоровительной направленности уроков физической культуры;

5.                 Раскрыть педагогические условия организации уроков физической культуры у учащихся в школе;

6.                 Организовать опытно-экспериментальную работу по развитию оздоровительной направленности на уроках физической культуры;

7.                 Сделать диагностику уровня развитие здоровья у школьников на уроках физической культуры;

8.                 Реализовать педагогические условия по развитию оздоровительной направленности на уроках физической культуры;

9.                 Сделать анализ опытно - экспериментальной работы по развитию оздоровительной направленности на уроках физической культуры.

 

 


 

1 Теоретические основы оздоровительной направленности уроков физической культуры

1.1   Развитие оздоровительной направленности уроков физической культуры

 

В настоящее время в основу процесса физического воспитания школьников положен Государственный образовательный стандарт, в рамках которого подготовлена «Примерная учебная программа по физической культуре». Эти программы определяет цели и задачи физического воспитания, а так же содержание и формы работы.

Согласно указанных программ, физическое воспитание в школе разрешает, прежде всего, следующие основные задачи: формирование обучающихся знаний о физкультурной деятельности, о бережном отношении к своему здоровью, укрепление физической подготовленности, целостное развитии физических и психических  качеств, творческое использование средств физической культуры в организации здорового образа жизни. В процессе усвоения программного материала у учеников формируется целостное представление «о единстве биологического, психического и социального начала в человеке, законах и закономерностях развития и совершенствования его психофизической природы».  

Цели физического воспитания конкретизируются в задачах оздоровительного, образовательного и воспитательного направления.

В связи с переходом на 12 летнее образование был подготовлен проект Концепции содержания общего среднего образования в сфере физической культуры в 12-летней школе. В ней уточняются задачи оздоровительного, образовательного и воспитательного характера предмета физическая культура на все годы обучения в школе.

  К задачам оздоровительного направления относятся профилактика и укрепление здоровья ребенка, совершенствование адаптационных и функциональных возможностей организма, повышение умственной и физической работоспособности, достижение полноценного физического развития, гармоничного телосложения, предупреждение различных нарушений осанки, плоскостопия.

К задачам образовательного направления относятся формирование навыков и умений в выполнении физических упражнений, развитие основных двигательных качеств и способностей, создание представлений о пользе занятий физическими упражнениями, об основных гигиенических требованиях и правилах.

К задачам воспитательного характера относятся формирование интереса и потребности в организации самостоятельных занятий физическими упражнениями, воспитание нравственно-волевых черт личности, активности.

Действующую в настоящее время в нашей стране систему физического воспитания детей и подростков условно можно представить как совокупность 4 подсистем (видов обучения) : основное, дополнительное, факультативное и самостоятельное обучение. Каждая подсистема функционирует самостоятельно, используя определённые средства и специфические формы физического воспитания, но в то же время они тесно взаимодействуют, дополняя друг друга.

В системе физического воспитания подрастающего поколения можно выделить основное, дополнительное и факультативное обучение, которое осуществляется на основе единых государственных образовательных стандартов. Обучение по государственным программам обязательно для всех детей и подростков, находящихся в учебно - воспитательных учреждениях.

Программа по физическому воспитанию представляет собой государственный документ, определяющий систему нормативных требований к содержанию и организации физического воспитания на уроках физической культуры, к уровню физического образования и двигательной подготовленности учащихся, где урок является основной формой организации учебно - воспитательного процесса. Программа включает задачи и содержание физического воспитания школьников, осуществляемые в рамках уроков физической культуры, внеклассной работы и физкультурно - оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня, и разрабатывается с учётом общих требований, повсеместно предъявляемых к физической подготовке детей.

Анализ программ по физическому воспитанию за последние 25 лет в нашей стране и за рубежом выявил различную степень их направленности на решение оздоровительных задач и получение школьниками теоретических знаний в области здорового образа жизни.

Программно - нормативной основой физического воспитания в 70-е годы являлся комплекс ГТО, что не могло не отразиться на содержании обучения того времени. Идеи, требования и нормы, заложенные в комплексе, составляли одну из важнейших основ всего содержания школьных программ по предмету «Физическая культура». Нормы и требования комплекса ГТО сочетались в них с «подводящими» к ним и дополняющими учебными нормативами, составляя в совокупности систему нормативной оценки физической подготовленности. Содержание программ предусматривало приобретение знаний об основах советской системы физического воспитания, практических навыков личной и общественной гигиены, начальных приёмов защиты от оружия массового поражения и др.

Программа по физической культуре, принятая в 1972 году выдвигала следующие основные задачи физического воспитания детей школьного возраста:

- совершенствование основных навыков в основных видах движений;

- развитие двигательных качеств, преимущественно силы и выносливости;

- повышение уровня физической работоспособности учащихся;

- сообщение определённых знаний по основам спортивной тренировки;

- формирование умения самостоятельно подбирать и выполнять физические упражнения с целью личного совершенствования.

Программа для средних классов включает следующие разделы: гимнастика, лёгкая атлетика, подвижные игры, лыжная подготовка и плавание. Особое внимание обращается на подготовку к выполнению тех учебных требований, которые одновременно являются нормативами комплекса ГТО. Теоретические сведения, сообщаемые на уроках, сводятся, в основном, к правилам техники безопасности. Подчёркивается в программе необходимость физкультурною - оздоровительных мероприятий в режиме дня, большое внимание уделяется также внеклассной работе по физической культуре и спорту, но значительное место в этой работе отводится опять же подготовке учащихся к сдаче норм комплекса ГТО.

В 1996 году выпущена программа по физической культуре для учащихся 5-9 классов с валеологической напарвленностью. Авторы программы считают, что необходим единый подход как к физическому, так и к нравственному здоровью. В качестве решения данной проблемы они предлагают антистрессовую пластическую гимнастику - новое направление массовой оздоровительной физкультуры. Задачи программы содержат следующие элементы : формирование представления о своём нравственном и физическом здоровье как личном и общественном достоянии ; приобретение знаний о заложенных в человеке природой возможностях, проявляющихся в следовании нормам этики и нравственности, формирующих его психическое и физическое здоровье; укрепление здоровья, повышение физического развития и работоспособности учащихся; приобретение знаний в области гигиены и медицины, необходимых понятий и теоретических сведений по физической культуре в контексте подхода, предлагаемого для реализации здорового образа жизни.

В разделе «Основы знаний» представлен материал, способствующий расширению знаний о высших возможностях человека, заложенных от природы; о необходимости чётких нравственных ориентиров; о физической культуре как неотъемлемой части общей культуры; о нравственном и физическом здоровье человека; о понятии целостного подхода к здоровью; об организме человека, гигиенических требованиях. Материал по основам знаний содержит следующие блоки; основы ЗОЖ; личностно - ориентированные знания, связанные с самосовершенствованием, самовоспитанием, саморазвитием; знания, связанные с этикой поведения и общения; знания, необходимые для реализации физкультурно - спортивной деятельности, а также знания, необходимые для применения основ физической культуры в жизнедеятельности человека.

Программа содержит раздел суставного массажа и упражнений на растягивание, направленный на освоение техники самомассажа суставов на основе достижения максимальной релаксации суставно-связочного аппарата.

Заключительный раздел программы направлен на освоение и закрепление навыков релаксации, плавности, равновесия и достижения на этой основе устойчивости в различных режимах движения и естественного роста скорости движения  (как следствие повышения экономичности процесса движения и тонуса нервной системы).

Таким образом, авторы программы придерживаются целостного подхода к решению проблемы нравственного и физического здоровья и пытаются связать воедино задачу нравственного воспитания с совершенствованием психического и физического здоровья, а также предлагают пути её решения.

Заслуживает внимания изучение регулярными занятиями спортом препятствуют развитию болезней сердца и лёгких, гипертонии и ожирения, являются противоядием стрессам в современном мире. Главным способом выработки привычки к регулярным (в течение жизни) занятиям физическими упражнениями являются спортивные игры, которые занимают всё время занятий, проводимых 3 раза в неделю. Много внимания уделяется индивидуальному (сознательному) выбору игр. Считается, что спортивные игры благотворно влияют на формирование личности. Предполагается наличие 3-х типов режимов двигательной активности, в какой - то мере аналогичных отечественным группам: основной, подготовительной и специальной.

Таким образом, анализ программ физического воспитания показал, что в настоящее время нет достаточно развитой системы оздоровительной физической культуры, позволяющей с раннего возраста формировать основы здорового образа жизни у учащихся. Программы направлены на развитие одного, в лучшем случае нескольких физических качеств. Вопросы теоретического образования достаточно широко не представлены в современных школьных программах, а между тем данное направление представляется нам большим резервом для повышения эффективности физкультурно - оздоровительной работы с учащимися средних возрастов.

 

1.2   Характеристика средств и методов оздоровительной направленности уроков физической культуры

 

 Цель здоровьесберегающих образовательных технологий - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Для достижения этих целей применяются следующие группы средств:

- средства двигательной направленности;

- оздоровительные силы природы;

- гигиенические факторы.

Комплексное применение этих средств позволяет решить задачи педагогики оздоровления.

К средствам двигательной направленности относятся такие двигательные действия, которые направлены на реализацию задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Это - движение; физические упражнения; физкультминутки и подвижные перемены; эмоциональные разрядки и минутки «покоя» гимнастика (оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная для профилактики простудных заболеваний, для бодрости); лечебная физкультура, подвижные игры; специально организованная двигательная активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой, своевременное развитие основ двигательных навыков); массаж, самомассаж; психогимнастика, тренинги и др.

Использование оздоровительных сил природы оказывает существенное влияние на достижение целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Проведение занятий на свежем воздухе способствует активизации биологических процессов, вызываемых процессом обучения, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления и т.д.

Учет влияния метеорологических условий (солнечное излучение, воздействие температуры воздуха и воды, изменение атмосферного давления, движение и ионизация воздуха и др.) на определенные биохимические изменения в организме человека, которые приводят к изменению состояния здоровья и работоспособности учащихся может способствовать снятию негативного воздействия обучения на школьников.

Как относительно самостоятельные средства оздоровления можно выделить солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, фитотерапию, ингаляцию, витаминотерапию (витаминизацию пищевого рациона, йодирование питьевой воды, использование аминокислоты глицина дважды в год - в декабре и весной с целью укрепления памяти школьников). Возможно привнесение в жизнь школы новых элементов - фитобары, кабинет физиотерапии, оздоровительные тренинги для педагогов и учащихся.

К гигиеническим средствам достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения, которые содействуют укреплению здоровья и стимулирующим развитие адаптивных свойств организма, относятся: выполнение санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиНами; личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т.д.); проветривание и влажная уборка помещений; соблюдение общего режима двигательной активности, режима питания и сна; привитие детям элементарных навыков при мытье рук, использовании носового платка при чихании и кашле, обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни, простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах; организация порядка проведения прививок учащихся с целью предупреждения инфекций; ограничение предельного уровня учебной нагрузки во избежание переутомления.

Несоблюдение гигиенических требований к проведению занятий снижает положительный эффект здоровьесберегающих образовательных технологий обучения.

Одним из главных требований к использованию перечисленных выше средств является их системное и комплексное применение в виде занятий с использованием профилактических методик; аудио сопровождение уроков, с чередованием занятий с высокой и низкой двигательной активностью; в виде реабилитационных мероприятий; через массовые оздоровительные мероприятия; выход на природу, экскурсии, через спортивно-оздоровительные здоровьесберегающие технологии процесса обучения и развития в работе с семьей с целью пропаганды здорового образа.

Методы здоровьесберегающих технологий.

Под методами здоровьесберегающих образовательных технологий обучения понимаются способы применения средств, позволяющих решать задачи педагогики оздоровления.

Метод обучения - это упорядоченная деятельность педагога, направленная на достижение заданной цели обучения. Под методами обучения часто понимают совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования. В здоровьесберегающих образовательных технологиях обучения применяются две группы методов.

Специфические (характерные только для процесса педагогики оздоровления) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания). Только оптимальное сочетание специфических и общепедагогических методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения.

К общепедагогическим методам относятся: рассказ, беседа, дискуссия, упражнения, наглядность, практический метод, игровой, соревновательный метод, воспитательные, просветительные и образовательные программы.

В структуре методов выделяют приемы, как составную часть в реализации метода. Приемы можно классифицировать следующим образом:

 защитно-профилактические (личная гигиена и гигиена обучения);

•компенсаторно-нейтрализующие (физкультминутки, гимнастика, лечебная физкультура, тренинги, которые позволяют частично нейтрализовать стрессовые ситуации);

 стимулирующие (включают в себя элементы закаливания, физические нагрузки, приемы психотерапии);

 информационно-обучающие (письма, адресованные родителям, педагогам).

Использование методов и приемов зависит от профессионализма педагога, от его личной заинтересованности.

В процессе обучения в соответствии с идеями здоровьесберегающих образовательных технологий ставится задача сформировать у школьника необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания, умения и навыки, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Весь процесс обучения в условиях здоровьесберегающей педагогики включает в себя три этапа, которые отличаются друг от друга как частными задачами, так и особенностями методики.

Этап начального ознакомления с основными понятиями, представлениями.

Цель - сформировать у ученика основы здорового образа жизни и добиться выполнения элементарных правил здоровьесбережения.

Основные задачи:

Сформировать смысловое представление об элементарных правилах здоровьесбережения.

Создать элементарные представления об основных понятиях здорового образа жизни.

Добиться выполнения элементарных правил здоровьесбережения (на уровне первоначального умения).

Предупредить непонимание основных понятий здорового образа жизни.

Решение этих задач осуществляется поочередно. Представлении о элементарных правилах здоровьесбережения формируются в результате объяснения педагогом, восприятия показываемых движений комплексов физкультминуток, просмотра наглядных пособий, анализа собственных мышечных и других ощущений, возникающих при первых попытках выполнения комплексов, наблюдений за действиями других учащихся. Все это создает ориентировочную основу, без которой невозможно освоение правил здоровьесбережения.

Этап углубленного изучения.

Цель - сформировать полноценное понимание основ здорового образа жизни.

Основные задачи:

Уточнить представление об элементарных правилах здоровьесбережения.

Добиться сознательного выполнения элементарных правил здоровьесбережения.

Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.

Данные задачи могут решаться одновременно. Эффективность обучения на этом этапе во многом зависит от правильного и оптимального подбора методов, приемов и средств обучения. Используя методы активного обучения, необходимо в комплексе с ним широко применять наглядность, направленную на создание ощущений здорового образа жизни. Метод словестного воздействия меняет свои формы, ведущими становятся анализ и разбор правил здоровье сбережения, беседа, дискуссия.
На этом этапе широко используется комплекс разнообразных средств (средства двигательной направленности; оздоровительные силы природы; гигиенические факторы).

Эффективность использования различных средств достигается при четком соблюдении следующих моментов: а) цели и задачи использования конкретного средства на конкретном занятии; б) структурная взаимосвязь данного средства и метода с основным содержанием занятия; в) контроль и самоконтроль выполнения правил здоровье сбережения.

Этап закрепления знаний, умений и навыков по здоровьесбережению и дальнейшего их совершенствования.

Цель - умение перевести в навык, обладающий возможностью его целевого использования.

Основные задачи:

Добиться стабильности и автоматизма выполнения правил здоровьесбережения.

Добиться выполнения правил здоровьесбережения в соответствии с требованиями их практического использования.

Обеспечить вариативное использование правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных практических обстоятельств.

Эти задачи могут решаться как одновременно, так и последовательно, так как они взаимосвязаны. На этом этапе увеличивается количество повторений использования основных понятий и представлений о здоровом образе жизни в обычных и новых, непривычных условиях, что позволяет вырабатывать гибкий навык применения имеющихся знаний в различных условиях.

 

1.3   Педагогические условия организации уроков физической культуры у учащихся в школе

 

Урок физической культуры обладает особенностями, обусловленными возрастными возможностями учащихся разных классов, содержанием учебных программ, комплексностью решения педагогических задач, местом каждого урока в ряду других общеобразовательных уроков и в режиме учебного дня. Все это указывает на необходимость соблюдения ряда требований к его организации и проведению.

К основным требованиям по организации и проведению урока физической культуры относятся следующие:

1.     Четкость постановки целей и задач.

Урок решает оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. В ходе организации учебной деятельности на уроке преподаватель обеспечивает не только овладение двигательными умениями и навыками, развитие основных двигательных способностей, усвоение обязательного минимума знаний по физической культуре, но и содействует воспитанию личностных качеств учащихся (смелость, настойчивость, коллективизм и т.д.).

 Формулировки задач урока, как правило, предельно конкретны, лаконичны, учитывают состав учащихся, их возраст, физическое развитие и подготовленность, обеспечивают преемственность предыдущих занятий с последующими и с возможно большей определенностью отражают планируемые конечные результаты. Оптимальное количество задач, решаемых на одном уроке, — не более 2—3.

2. Соответствие состава учебного материала учебной программе и характеру поставленных задач. Внепрограммный материал может использоваться лишь с целью индивидуализации обучения.

3. Целесообразный подбор средств и методов обучения с учетом дидактической цели и задачи урока. Ни одна дидактическая цель или задача не может быть успешно решена без заранее обдуманного отбора учебного материала с учетом конкретных особенностей темы, с одной стороны, и достигнутого уровня подготовленности, возрастно-половых особенностей учащихся, с другой.

4. Тесная связь уроков с предыдущими и последующими. Каждый урок имеет преемственную связь по направленности педагогических задач, содержанию учебного материала, объемам и интенсивности нагрузок с последующими и предыдущими уроками.

5. Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы. Учебный процесс становится эффективным только при условииучета индивидуальных особенностей занимающихся и учебного материала.

6. Постоянное видоизменение содержания урока, методики его организации и проведения. Разнообразие содержания, методики и процессуального обеспечения урока способствует формированию интереса у учащихся к занятиям физическими упражнениями и побуждает их к активной деятельности.

7. Обеспечение травмобезопасности урока. Повышенная травмоопасность урока физической культуры обусловлена тем, что его специфическим содержанием является разнообразная двигательная деятельность на гимнастических снарядах, со снарядами и без снарядов. Неправильная организация учебно-воспитательного процесса может привести к различным травмам учащихся (ушибы, вывихи, сотрясения, переломы и др.). Хорошо продуманная организация урока, приемы и способы помощи и страховки, особое внимание, уделяемое упражнениям с повышенной травмоопасностью (соскоки с гимнастических снарядов, лазание по канату, метание гранаты и др.), позволяют исключить травмирование на уроках.

8. Постоянный контроль за ходом и результатами учебной деятельности учащихся. На каждом уроке обеспечивается оперативное управление деятельностью учащихся. Оно осуществляется на основе анализа и оценки выполнения учебных заданий и реакции организма на нагрузки с учетом субъективных ощущений занимающихся.

В практике физического воспитания применяются следующие методы организации занимающихся на уроке.

1. Фронтальный метод характеризуется выполнением всем составом класса одного и того же задания независимо от форм построения учащихся (в колоннах, нескольких шеренгах, в круг). Этот метод широко используется во всех частях урока, но преимущественно в подготовительной и заключительной. Однако нужно стре­миться как можно больше использовать фронтальный метод и в основной части. При этом обеспечивается высокая моторная плот­ность (можно успеть больше сделать за счет увеличения времени непосредственно на двигательную деятельность обучающихся), что очень существенно.

Фронтальный метод успешно применяется при управлении однородной деятельностью занимающихся, не требующей стра­ховки, например — при разучивании и совершенствовании тех­ники выполнения высокого и низкого старта в беге на короткие дистанции, ряда простейших акробатических упражнений (кувыр­ков, перекатов и др.), при отработке технических приемов игры в волейбол в парах (передача мяча и др.).

Важным требованием является такое расположение занимаю­щихся, чтобы они не мешали друг другу, все видели преподавате­ля, а он, в свою очередь, — учеников.

2. Групповой метод предусматривает одновременное выполне­ние в нескольких группах разных заданий преподавателя. Разделе­ние занимающихся на группы и определение содержания заданий осуществляются с учетом пола, уровня подготовленности и дру­гих признаков (например, по ростовесовым показателям на уро­ках баскетбола, борьбы). Этот метод используется преимущественно в средних и старших классах. Но его применение требует специ­альной подготовки помощников учителя из числа, наиболее под­готовленных учеников и их заблаговременного инструктирования по учебному материалу предстоящего урока.

3. Индивидуальный метод заключается в том, что учащимся пред­лагаются индивидуальные задания, которые выполняются само­стоятельно. Как правило, индивидуальные задания предназначены для занимающихся, значительно отличающихся от основного со­става класса по своей подготовленности, особенностям и способ­ностям, а иногда по состоянию здоровья. Метод широко применя­ется в спортивных играх и преимущественно в старших классах.

4. Круговой метод предусматривает последовательное выпол­нение занимающимися серии заданий (упражнений) на специ­ально подготовленных местах («станциях»), как правило, распо­ложенных по кругу зала или спортивной площадки. Обычно в круг включается от 4 до 10 упражнений («станций»). На каждой «стан­ции» выполняется один вид упражнений или двигательных дей­ствий. Их состав подбирается с расчетом на комплексное развитие двигательных способностей и повышение функциональных возможнос­тей организма. Весь круг проходят от 1 до 3 раз без интервала или с определенным интервалом отдыха между «станциями». Метод применяется в средних и старших классах.

 

Выводы по 1 главе

 

Физическая культура - часть образа жизни человека - система специальных упражнений и спортивной деятельности, направленная на развитие его физических и духовных сил.

В настоящее время в основу процесса физического воспитания школьников положен Государственный образовательный стандарт, в рамках которого подготовлена «Примерная учебная программа по физической культуре».

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Эффективность использования различных средств достигается при четком соблюдении следующих моментов: а) цели и задачи использования конкретного средства на конкретном занятии; б) структурная взаимосвязь данного средства и метода с основным содержанием занятия; в) контроль и самоконтроль выполнения правил здоровье сбережения.

Урок физической культуры обладает особенностями, обусловленными возрастными возможностями учащихся разных классов, содержанием учебных программ, комплексностью решения педагогических задач, местом каждого урока в ряду других общеобразовательных уроков и в режиме учебного дня. Все это указывает на необходимость соблюдения ряда требований к его организации и проведению.

 

 

 


 

2          Организация опытно-экспериментальной работы по развитию оздоровительной направленности на уроках физической культуры

2.1   Диагностика уровня развитие здоровья у школьников на уроках физической культуры

 

Определение состояния здоровья имеет огромное значение при динамических наблюдениях, так как позволяет выявить положительные и возможные отрицательные изменения в состоянии здоровья, происходящие под влиянием занятий физической культурой.

Здоровье может иметь разные уровни. Под уровнем здоровья следует понимать широту адаптационных возможностей, определяющуюся:

- физической тренировкой;

- образом жизни;

- перенесёнными заболеваниями.

Конституционно-наследственными факторами, то есть генетически детерминированными.

Для определения состояния здоровья школьников используются следующие медицинских исследования:

·        Анамнез;

·        Антропометрические измерения, позволяющие получить данные для оценки физического развития и телосложения;

·        Исследование опорно-двигательного аппарата;

·        Исследование внутренних органов, нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, эндокринной и других систем, органов чувств;

·        Лабораторные методы (анализ внутренних сред организма).

·        Инструментальные методы (измерение АД, ЭКГ, рентген, ЖЕЛ).

Функциональная диагностика (определение функциональных способностей органов, систем и механизмов, в той или иной степени включающихся в работу под влиянием какого-либо фактора, действие которого может, дозировано – мощность нагрузки).

Целью функциональной диагностики является выявление нарушений в работе органов и систем организма, и исследование путей компенсации этих нарушений.

С целью определения уровня развития здоровья у школьников на уроках физической культуры был проведен 1 этап экспериментальной работы – констатирующий эксперимент. Экспериментальной базой исследования выступила школа – «МАОУ СОШ №1, г.Златоуста. в эксперименте принимали участие 22  ученика 4 класса.

С целью достижения достоверности в рассмотрении поставленной проблемы были использованы следующие методы: изучение и теоретический анализ философской и психолого-педагогической литературы по теме исследования; изучение педагогического опыта; теоретическое обобщение, синтез данных.

Основными критериями сформированности у младших школьников о здоровом образе жизни выступили: уровень владения школьниками культурными нормами в сфере здоровья; диагностики уровня понимания ценности и значимости здоровья, ведения здорового образа жизни; (методики С.В. Гаркуши).

Результаты диагностики уровня сформированности здорового образа жизни представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 – Диагностика уровня сформированости здорового образа жизни младших школьников на констатирующем этапе эксперимента

 

Из диаграммы видно, что в экспериментальном классе высокий уровень показали 8 человек (19%), средний уровень – 9 человек (32%), низкий уровень – 5 человек (47%) учащихся. Результаты, полученные при анкетировании учащихся контрольного класса мало отличаются от результатов экспериментального класса. Высокий уровень показали 6 человек (15%), средний уровень – 7 человек (38%), низкий уровень – 8 человек (46%).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что уровень сформированности здорового образа жизни у учащихся экспериментального и контрольного класса, приблизительно одинаков. Проведённая диагностическая работа на констатирующем этапе эксперимента показала, что младшие школьники полагают, что хорошее здоровье - хорошее физическое состояние организма, они не проявляют особого интереса к собственному здоровью, не осознают его как ценность, не знают способов его обогащения, не умеют регулировать деятельность, направленную на сохранение и укрепление своего здоровья.

Данные, полученные в ходе анкетирования и тестирования учащихся, предполагают необходимость целенаправленного педагогического влияния на процесс ценностного отношения к здоровью младших школьников со стороны школы.

 

2.2   Реализация педагогических условий по развитию оздоровительной направленности на уроках физической культуры

 

Особенностями  оздоровительного урока физической культуры в начальной школе являются знакомство с основными понятиями физической культуры и овладение доступными упражнениями оздоровительного и общеразвивающего характера. Очень важно заинтересовать ребенка, ввести его в мир оздоровительной физической культуры и показать его значимость. Для этой цели, опираясь на знания об оздоровительной физкультурной деятельности, необходимо научить младших школьников тем упражнениям, которые реально позволяют улучшить различные функции организма, способствуют их гармоничному развитию. Это основы дыхательной гимнастики(Приложение № 1), навыки мышечной релаксации, комплексы для психической регуляции (Приложение №2), упражнения на концентрацию внимания, комплексы для профилактики нарушений осанки (Приложение №3). Очень важно использовать игры и упражнения для формирования основных двигательных качеств, научить детей знаниям по основам оздоровительной и развивающей физической культуры, а также использовать на уроках упражнения для профилактики простудных заболеваний, закаливающие мероприятия.

В основной школе цель и задачи оздоровительного урока несколько меняются. Здесь уже не только знакомят с основами физической культуры, но и активно ее формируют, приспосабливаясь к индивидуальным особенностям обучащихся. При этом используемые упражнения несут не столько познавательную нагрузку, сколько ориентированы на общеприкладную их направленность. Школьникам уже не только дают задания, но и показывают, как используются оздоровительные и развивающие упражнения в различных ситуациях, с которыми может на практике столкнуться учащийся. 

    Например, мало научить школьников выполнять дыхательные упражнения – нужно еще научить их использовать эти упражнения для разных целей: для быстрого восстановления после умственной или физической работы, при возникновении стрессовых ситуаций или просто плохого настроения, при подготовке к выполнению ответственной работы, требующей повышенного внимания или сложной координации. При этом практические знания должны опираться на четкие и доступные школьникам теоретические сведения.

    На этом этапе подготовки школьников используются комплексы дыхательной гимнастики для укрепления дыхательной системы, совершенствование навыков мышечной релаксации в процессе выполнения физической работы различного характера, комплексы для регуляции эмоционального состояния и противодействия неблагоприятным физическим и психологическим факторам внешней среды, упражнения на концентрацию внимания при выполнении двигательной деятельности различного характера, элементы атлетической гимнастики для устранения недостатков телосложения, комплексы для профилактики простудных заболеваний и закаливания. Школьников обучают основам спортивной деятельности, эффективным упражнениям для формирования двигательных качеств и технической подготовленности, формируют знания по основам физкультурной деятельности с общеприкладной направленностью

Особое место в оптимизации физкультурно-оздоровительного процесса при работе с детьми младшего школьного возраста занимают нетрадиционные средства физического воспитания.

На уроках физической культуры применяются упражнения дыхательной гимнастики. У учащихся младших классов распространены такие заболевания: острый ринофарингит, острый ларингит, ложный круп, ангина, хронический тонзиллит, бронхит,  бронхиальная астма. Упражнения дыхательной гимнастики способствуют повышению как местной, так и общей невосприимчивости организма к вредным воздействиям окружающей среды, снижению чувствительности к аллергенам, оздоровлению организма. Специально подобранные упражнения повысят тонус дыхательного центра, улучшат саморегуляцию акта дыхания (фазы вдоха и выдоха), снимут спазмы мускулатуры в бронхах, в результате чего увеличится их просвет, улучшится прохождение воздуха в лёгкие, дыхательные пути очистятся от мокроты. Под влиянием физических и специальных дыхательных упражнений улучшатся вентиляция и кровоснабжение лёгких. В целом указанные действия будут способствовать выздоровлению учащихся от заболеваний дыхательной системы.

К активным нетрадиционным средствам профилактики заболеваний относится и самомассаж, оказывающий многогранное воздействие на организм путём рефлекторного влияния на все органы и системы. Самомассаж способствует оздоровлению и укреплению организма, оказывает благоприятное влияние на центральную нервную систему, гуморальные механизмы регуляции функций, нервно-мышечный аппарат, центральные и периферические звенья кровообращения, кожу и другие функциональные системы. В результате вовлечения всех этих звеньев при воздействии дозированных приёмов самомассажа в соответствующую работу происходят мобилизация и тренировка защитно-приспособительных механизмов организма, что способствует обеспечению терапевтического эффекта при ряде заболеваний дыхательной системы (ангина, фарингит, ларингит, ринит, бронхит, плеврит и др.). Практическое использование на уроках физической культуры дидактического материала по самомассажу позволит улучшить функции внешнего дыхания и будет способствовать насыщению кислородом артериальной крови, углублению дыхательного процесса и расширению лёгких, увеличит выделение углекислоты и потребление кислорода. Тем самым самомассаж будет обеспечивать более быстрое восстановление работоспособности мышц, улучшение функциональных возможностей дыхательной, сердечнососудистой системы и нервной. Может способствовать укреплению и закаливанию организма, являться одним из эффективных средств неспецифической профилактики и стимулятором гармоничного роста и развития детей младшего школьного возраста.

Методом оздоровления, профилактики и лечения, одним из самых простых и доступных, не требующим затрат на приобретение дорогого оборудования, но эффективным, признана «су-джок терапия» («су» — кисть, «джок» — стопа).

Этот метод был разработан в применении к современным условиям южнокорейским учёным Пак Чже By. В основе методики лежит точечное воздействие на биологически активные точки и зоны, расположенные на кисти и стопе человека (при помощи пальцев рук, твёрдых семян некоторых растений, эластичных металлических колец). Согласно канонам восточной медицины эти точки и зоны располагаются в строгом порядке, отражая (в уменьшенном виде) связь с анатомическим строением всего организма человека.

    Они называются основными системами соответствия, потому что в них всё тело целиком проецируется на кисть или стопу; большой палец соответствует голове, ладонь и подошва — туловищу, 3-й и 4-й пальцы кистей и стоп соответствуют ногам, а 2-й и 5-й пальцы кистей и стоп - рукам. Соответствующие части принято обозначать на рисунках одними и теми же цифрами.

    Поскольку всё тело человека проецируется на кисть и стопу, то, естественно, массаж пальцев кистей и стоп может стать эффективным способом профилактики и лечения болезней. Массаж также рекомендуется для поднятия общего тонуса, повышения работоспособности и нормализации энергетического состояния.

    Колечко - массажёр надевают на кончик пальца и противоположной рукой перекатывают его вперёд и назад до покраснения и появления ощущения тепла в массируемой зоне. Затем массируют другие пальцы кисти. Если дети «правши», то для девочек эффективнее массировать правую кисть, а для мальчиков — левую, а если «левши» — наоборот.

Считается, что, массаж 1-го пальца (большого) способствует профилактике и лечению заболеваний лёгких; массаж 2-го (указательного) — регуляции функции кишечника; массаж 3-го (среднего) -— улучшению памяти, повышению работоспособности, снятию головной боли; массаж 4-го пальца (безымянного) — улучшению состояния опорно-двигательного аппарата; массаж 5-го пальца (мизинца) применяют при аритмии и болях в области сердца.

Массаж пальцев рук оказывает благотворное влияние и на весь организм человека в целом. Он помогает нормализации психического состояния, предотвращает развитие утомления в центрах коры головного мозга.

Освоив в начальных классах правила выполнения приёмов массажа эластичными кольцами, а также гигиенические требования по уходу за ними, дети в основной и средней школе уже самостоятельно могут выполнять данные несложные процедуры. А они, бесспорно, оказывают положительное влияние на гармонизацию здоровья детей, подростков и молодежи, как в комплексной программе оздоровления, так и отдельно от неё.

Хатха-йога - одно из оздоровительных средств, элементы которой можно применять на уроке. Слово «йога» происходит от санскритского корня «йуг» что означает «соединение, связь, слияние» (т.е. имеется в виду «единство, гармония физического и психического состояний»).

Хатха-йога – система, которая дает:

1)совершенное здоровье – отсутствие болезней;

2)гармоническое развитие организма (тела, ума, психики);

3)управление всеми системами организма и всеми органами тела (полный контроль над телом);

4)омоложение организма;

5)нравственное и психическое успокоение, успокоение нервной системы;

    6)вырабатывает большую волю и уверенность в себе (приучает к каждодневному преодолению трудностей);

   7)высокий жизненный тонус, бодрость, работоспособность;

   8)хорошее настроение, жизнерадостность.

Необходимо соблюдать технику безопасности  на уроках физической культуры.  Это очень важный момент урока. Это здоровье наших детей! 

    Только соблюдая технику безопасности, можно избежать заболеваний и травм, повысить значимость уроков физической культуры, получить максимум двигательной активности для развития качеств, умений и навыков.

    Очень важным условием для проведения занятий физическими упражнениями является правильный выбор одежды и обуви, которые предохраняют организм от переохлаждения, перегревания, ушибов и травм. Для занятий в спортивном зале лучше всегда иметь трусы (шорты) и футболку, на открытом воздухе летом — тонкий тренировочный костюм, а если позволяет температура — трусы и футболку.  Особое внимание следует обратить на обувь. В настоящее время, каких только кроссовок ни покупают родители своим детям! Но для занятий физической культурой годны лишь кроссовки на тонкой подошве, кеды, спортивные тапочки строго по размеру. Недопустима высокая подошва, которая вовсе не гнётся, а ногу подвернуть легко.

Часто дети приходят на урок лыжной подготовки, одетые во что угодно, кроме спортивной одежды, например в пальто, в шубы. Ребенок в сверхтеплой неспортивной одежде или перекутанный, как правило, сильно перегревается и потеет. В этом случае срабатывает охранительное торможение в его нервной системе, и у него пропадает желание двигаться. Ему хочется охладиться (поэтому дети расстегиваются или едят снег). Продолжение передвижения на лыжах в этих условиях может привести к перегрузкам. В результате ребенок не получает удовольствия от выполняемых заданий (упражнений), а после урока чувствует себя уставшим, обессиленным и «сырым». К тому же некоторые дети не переодеваются после урока и ходят потом во влажной одежде. Неудивительно, что после подобных занятий дети заболевают, а родители винят в этом занятия на улице и еще больше укутывают своих детей. И выходит — ребенок покатался один урок, но затем по болезни пропустил 6 или 8 уроков, да еще получил много неприятных впечатлений, не способствующих популярности занятий лыжной подготовкой.

Одежда на занятиях лыжной подготовкой должна защищать от холода и ветра, быть легкой, удобной, не сковывающей движений,  соответствовать климатическим условиям: в безветренную погоду при рекомендуемых для занятий температурных нормах одежда состоит из нижнего хлопчатобумажного белья, фланелевой рубашки, спортивного костюма. В ветреную погоду следует надеть легкую с капюшоном куртку, а на руки — варежки. Запрещается заниматься без головного убора. Следует надеть спортивную шапочку, прикрывающую уши. Лыжные ботинки должны быть подобраны по размеру: тесная или очень свободная обувь может привести к потертостям или травме голеностопного сустава. Надевать обувь лучше на два носка (хлопчатобумажный и шерстяной). При сильном морозе можно к тому же обернуть пальцы ног газетной бумагой. Не зашнуровывать ботинки слишком туго и не обвязывать шнурки вокруг голени — из-за этого ухудшается кровообращение, и ноги быстрее мерзнут.

Занятия на свежем воздухе способствуют оздоровлению детей, их закаливанию.Условия занятия на  свежем воздухе, особенно  в холодное время года, резко отличаются  от  условий характерных для спортивного зала, и оказывают существенное влияние на тепловое состояние организма занимающихся, которое сохраняется нормальным только в том случае, когда отдача тепла во внешнюю среду компенсируется его выработкой внутри организма.

    Так, в жару появляется чувство усталости и разбитости, снижаются внимание, быстрота реакции, точность и координация движений. При высокой влажности воздуха, независимо от его температуры, отмечается вялость, движения становятся более медленными. Это следует учитывать, предлагая школьникам те или иные задания. Например, в жару надо отказаться от трудных упражнений, требующих сложной координации движений. В холодную погоду целесообразно предлагать к выполнению упражнения, вызывающие у детей большой интерес и эмоциональный подъем и, как следствие, увеличение подвижности.

    В ветреные дни для занятий следует выбирать места, наиболее укрытые от ветра (лес, сад, парк, за оградой, зданием и др.). В ясные солнечные и безветренные дни занятия надо проводить на открытых, освещенных солнцем местах.

    Необходимым условием для проведения уроков на свежем воздухе является систематичность занятий. После вынужденных перерывов (неблагоприятная погода, болезнь учащегося и др.) возобновлять занятия в холодные месяцы надо с непродолжительного пребывания на воздухе (25-30 мин.), постепенно доводя его до 40-45 мин.

Правильно организованный урок физической культурой выполняет свое прямое и главное назначение - способствует укреплению здоровья, всестороннему развитию личности. К этому мы должны стремиться.

Занятия физической культурой, прежде всего это наиболее рациональный способ подготовить себя к работе разного характера – будь то учеба в школе, занятия музыкой, будущая профессия. Вот здесь и пригодятся навыки, полученные на  уроке физической культуры оздоровительной направленности. Навыки эти различаются для школьников разного возраста, но ведут к единой цели – возможности самостоятельно подобрать и использовать необходимые оздоровительные и восстановительные упражнения.

 

2.3   Анализ опытно - экспериментальной работы по развитию оздоровительной направленности на уроках физической культуры

 

В ходе формирующего эксперимента младшие школьники приобрели навык постоянно контролировать своё здоровье и регулировать деятельность, направленную на его обогащение, они стали осознавать собственную роль в преобразовании своего здоровья и нести ответственность за него. Таким образом, по завершении формирующего этапа эксперимента у младших школьников существенно изменилась позиция по отношению к собственному здоровью, младшие школьники научились не только ценить его, но и обогащать.

На контрольном этапе эксперимента нами вновь была проведена повторная диагностика сформированности здорового образа жизни в экспериментальном и контрольном классе. Оценка результатов проводилась по прежним параметрам. Результаты проведенной диагностики на выявление уровня сформированности здорового образа жизни представлены на рисунке 2.

 

Рисунок 2 – Результаты исследования уровня сформированности здорового образа жизни младших школьников на контрольном этапе эксперимента

 

Выводы по 2 главе

 

На контрольном этапе нашего эксперимента мы выявили положительную динамику сформированности здорового образа жизни учащихся экспериментального класса.

Анализируя полученные данные в ходе исследования, мы можем сделать вывод о том, в экспериментальном классе учащихся с низким уровнем сформированности здорового образа жизни, уменьшилось на 23%, учащихся с высоким уровнем увеличилось на 16 %.

В контрольном классе учащихся с низким уровнем сформированности здорового образа жизни уменьшилось на 5 %, а с высоким уровнем увеличилось на 4 %.

В экспериментальном классе учащихся с низким уровнем сформированности здорового образа жизни уменьшилось на 14%, когда в контрольном классе учащихся с низким уровнем уменьшилось на 5%. Учащихся с высоким уровнем увеличилось на 23 %, когда в контрольном классе учащихся с высоким уровнем увеличилось на 8 %.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что занятия с классом направленные на формирование здорового образа жизни, способствует положительной динамике уровня понимания ценности и значимости здоровья, ведения здорового образа жизни; активности младших школьников в мероприятиях по ЗОЖ; владения школьниками культурными нормами в сфере здоровья.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Заключение

 

В ходе изучения работы мы поставили такую цель: теоретически обосновать, определить и экспериментально проверить педагогические условия, способствующие оздоровительному направлению на уроках физической культуры.

Нами были поставлены такие задачи:

1.                 Изучить литературу по проблеме исследования;

2.                 Раскрыть основы оздоровительной направленности уроков физической культуры;

3.                 Охарактеризовать развитие оздоровительной направленности уроков физической культуры;

4.                 Выявить характеристику средств и методов оздоровительной направленности уроков физической культуры;

5.                 Раскрыть педагогические условия организации уроков физической культуры у учащихся в школе;

6.                 Организовать опытно-экспериментальную работу по развитию оздоровительной направленности на уроках физической культуры;

7.                 Сделать диагностику уровня развитие здоровья у школьников на уроках физической культуры;

8.                 Реализовать педагогические условия по развитию оздоровительной направленности на уроках физической культуры;

9.                 Сделать анализ опытно - экспериментальной работы по развитию оздоровительной направленности на уроках физической культуры.

В ходе работы над данной темой и изучения ее, мы пришли к таким теоретическим выводам:

Физическая культура - часть образа жизни человека - система специальных упражнений и спортивной деятельности, направленная на развитие его физических и духовных сил.

В настоящее время в основу процесса физического воспитания школьников положен Государственный образовательный стандарт, в рамках которого подготовлена «Примерная учебная программа по физической культуре».

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Эффективность использования различных средств достигается при четком соблюдении следующих моментов: а) цели и задачи использования конкретного средства на конкретном занятии; б) структурная взаимосвязь данного средства и метода с основным содержанием занятия; в) контроль и самоконтроль выполнения правил здоровье сбережения.

Урок физической культуры обладает особенностями, обусловленными возрастными возможностями учащихся разных классов, содержанием учебных программ, комплексностью решения педагогических задач, местом каждого урока в ряду других общеобразовательных уроков и в режиме учебного дня. Все это указывает на необходимость соблюдения ряда требований к его организации и проведению.

В ходе работы над данной темой и изучения ее, мы пришли к таким практическим выводам:

На контрольном этапе нашего эксперимента мы выявили положительную динамику сформированности здорового образа жизни учащихся экспериментального класса.

Анализируя полученные данные в ходе исследования, мы можем сделать вывод о том, в экспериментальном классе учащихся с низким уровнем сформированности здорового образа жизни, уменьшилось на 23%, учащихся с высоким уровнем увеличилось на 16 %.

В контрольном классе учащихся с низким уровнем сформированности здорового образа жизни уменьшилось на 5 %, а с высоким уровнем увеличилось на 4 %.

В экспериментальном классе учащихся с низким уровнем сформированности здорового образа жизни уменьшилось на 14%, когда в контрольном классе учащихся с низким уровнем уменьшилось на 5%. Учащихся с высоким уровнем увеличилось на 23 %, когда в контрольном классе учащихся с высоким уровнем увеличилось на 8 %.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что занятия с классом направленные на формирование здорового образа жизни, способствует положительной динамике уровня понимания ценности и значимости здоровья, ведения здорового образа жизни; активности младших школьников в мероприятиях по ЗОЖ; владения школьниками культурными нормами в сфере здоровья.

В ходе работы по данной теме, мы реализовали поставленную цель, выполнили поставленные задачи.

 

 

 

 


 

Список использованных источников

 

1.                 Агаджанян Н. А., Шабатура Н. Н. Биоритмы, спорт, здоровье. - М. : ФиС, 1989. - 208 с.

2.                 Айзенберг Н.Б.. Прояснение йоги. Йога Дипика. - М.: Просвещение, 1993.- 126с.

3.                 Акилов М.В. Индивидуальный стиль здорового образа жизни - цель обучения в системе физкультурного образования // Теория и практика физической культуры. - 1993.- № 9 - 10. - С. 10.

4.                 Акопянц И.А. и соавторы. Структура личностно ориентированной системы формирования физического психического и социально-нравственного здоровья детей-сирот. Г.Москва //XVII « Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире». – Коломна, 2007г.С.111-114.

5.                 Андрющенко Л.Б., Лукьяненко А.Г. Проблемы формирования здоровья молодежи// ВУЗ. Здоровье. Интеллект. Биоинформационные оздоровительные технологии: Материалы международной научно - практической кон4)еренции. - Волгоград, 2001г. - С.30 - 33.

6.                 Бальсевич В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1996.- № 1.- С. 23-25.

7.                 Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека. - М.: "Теория и практ. физ. культуры", 2000. - 273 с.

8.                 Баранов А.А. Здоровье российских детей. // Педагогика, 1999. - № 8. С. 41-44.

9.                 Белов В. И., Медведкова И.С. Валеологические принципы формирования здоровья // Человек,  здоровье,  физическая  культура  и  спорт  в  изменяющемся  мире:  Тез.  докл.  X   науч-практ.  конф. / Коломенский пед. ин-т. - Коломна,  2000. - С.8.

10.            Богданов Г. П. Будьте здоровы ! ( Оздоровительная физическая культура, спорт и туризм в клубной кружковой работе с молодёжью и взрослыми ). - М. Мин. культ. СССР, 1990 . - 108 с.

11.            Брехман И. И. Валеология - наука о здоровье. 2-е изд., доп. перераб.-М. : ФиС, 1990.-208 с.

12.            Васильков А.А. Системный подход в решении проблемы "Теория здоровья". // Теория и практика физической культуры. -1997.- № 1. -С.18-20.

13.            Васильев И.А., Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация и контроль за действием. - М.: Изд-во МГУ, 1991. - 144 с.

14.            Веневцева Ю.Л. с соавторами. Динамика уровня здоровья учащихся г. Тула //XVII »Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире».- Коломна,2007.С. 11-12.

15.            Виноградов А. П. Физическая культура и здоровый образ жизни : Проблемы и перспективы использования средств массовой информации в их пропаганде. - М. : Мысль, 1990. - 288 с.

16.            Волкова С. С., Ганзина О. В., Пугач Р. П. Валеология - как фактор формирования здорового образа жизни школьников // Тез. докл. 6-й научно - практич. конф. - Коломна : КГПИ, 1996. - С. 15.

17.            Волков В. Н. К вопросу о домашних заданиях на уроках валеологии // Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире : Тез. докл. 7-й научно - практич. конф. - Коломна: КПП, 1997. - С. 105.

18.            Волков В.Н. Теория и практика валеологического воспитания личности учащихся в образовательных учреждениях нового типа: Автореф…док. пед.- М., 2000. - 37 с.

19.            Воронина Г. А. Формирование потребности здорового образа жизни в семье и школе // Человек, здоровье, физическая культура в изменяющемся мире : Тез. докл. 4 - и научно - прак-тич. конф. - Коломна : КПИ, 1994.с.81

20.            Воронин А. Б., Ериков В. М.,  Никулин А. А., Ерико-ва Л. А., Никулина О. Ю. Оптимизация уровня двигательной активности  школьников, как фактор повышения эффективности учебно - воспитательного процесса // Новые аспекты подготовки специалистов физической культуры и спорта в педагогических ВУЗах : Тез. докл. научно - практич. конф. - М : МНУ, 1994. - С.147.

21.            Голицина И. И., Андреева Н. В. Комплексный подход к развитию интереса к физическим упражнениям у учащихся общеобразовательных школ // Человек, здоровье, физическая культура в изменяющемся мире : Тез. докл. 4-й научно - практич. конф. - Коломна : КПИ, 1994.-С. 86.

22.            Головина Л.Л. Нерегламентированная двигательная активность учащихся на переменах г.Москва //ХУ11 «Человек, здоровье, физическая культура и спорт в измеряющемся мире». – Коломна, 2007г. С. 12-13.

23.            Дегтярев В.Я. Будем красивы // Физическая культура в школе. - 2000. - № 7. - С. 39-40.

24.            Деревлева Е.Б.,Михайлова Э.И. Аэробика как средство повышения уровня преподования физической культуры в школе г. Москва //XVII “ Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире. – Коломна, 2007г.С.128.

25.            Доренько С. А., Ериков В. М. К вопросу применения лекарственных растений для улучшения здоровья // Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире : Тез. докл. 7-й научно - практич. конф. - Коломна : КПИ, 1997.-С. 34.

26.            Дорохов Р.Н. с соавторами. Региональные особенности роста и развитие детеи в России г. Смоленск //ХУ11 «Человек, здоровье, физическаякультура и спорт в измеряющемся мире. – Коломна, 2007г. С.15-16.

27.            Дубровский В.И. Валеология. Здоровый образ жизни. - М.: Риторика-А Флинт, 1999. - 560 с.

28.            Егозина В. И. Валеология в учебном плане факультета « Физическая культура педагогического университета » // Новые аспекты подготовки специалистов физической культуры и спорта в педагогических ВУЗах : Тез. докл. научно - практической конф. -М. : МПУ, 1994.-С. 79.

29.            Захарьева Н.Н.,Никифорова Н.Ю. Индивидуально-типологические особенности адаптационных реакций у учащихся г. Москва //XVII «Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире». – Коломна, С.24-25.

30.            Калинкин Л.А. с соавторами. Экологическая составляющая физической культуры и спорта г.Москва //XVII « Человек, здоровье, физическая культура и спорт в измеряющемся мире. – Коломна, 2007г.С.26-27.

31.            Клевцова Ю.Е. Формирование навыков здорового образа жизни юношей старшего школьного возраста на уроках физической культуры: Автореф. дис.  канд. пед. наук. М., 1999. – 24 с.

32.            Клещева Р. П., Клещева М. С. Болезнь - это сигнал к изменению образа жизни // Здоровье - через образование : Тез. докл. Укр. метод. Совета кафедр мед. подг. - Бердянск - Киев : БГПИ, 1992. -С. 51.

33.            Клигер А.П. Методика развития и формирования здоровья школьников г. Москва //XVII « Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире. – Коломна, 2007г.С.27-28.

34.            Концепция содержания общего среднего образования в сфере физической культуры в 12-летней школе. Проект. // Физическая культура в школе. - 2000.-№ 3.- С.19-26.

35.            Ланда Б.Х. Состояние здоровья школьников в оценке качества образования //XVII “Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире. – Коломна, 2007г.С.146-148.

36.            Легостаев Г.Н., Евстратова Т.В. Алгоритм построения оздоовительных программ г.Москва //XVII «Челоек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире. – Коломна, 2007г.С.33-34.

37.            ЛегостаевГ.Н. Евстратова Т.В. Выбор стратегии занятия в оздоровительной аэробике г. Москва //XVII « Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире. – Коломна, 2007г.С.35.

38.            Литвинов Е. Н., Виленский М. Я., Туркунов Б. И. Программа физического воспитания учащихся I—XI классов, основанная на одном из видов спорта (баскетбол) // Программы общеобразовательных учреждений. Физическое воспитание учащихся 1—11 классов. - М.: Просвещение, 1996. - С. 1—63.

39.            Лях В. И., Мейксон Г. Б., Кофман Л. Б. Концепция физического воспитания и здоровья детей и подростков. - М., 1992. - 24 с.

40.            Ляхова И. Н. К проблеме ведения здорового образа жизни // Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире : Тез. докл. 4 - и научно - практич. конф. - Коломна : КПИ, 1994.-С. 46.

41.            Маскаева Т. Ю. Физическое воспитание как средство улучшения репродуктивной функции девочек-подростков (на примере ритмической гимнастики): Автореф. ... канд. пед. наук. М. 2000. - 22 с.

42.            Морозова Л.В. Эффективность применения упражнений барьерного бега на уроках физической культуры в V-VI классах: Автореф. ... канд. пед. наук. М.2000. - 25 с.

43.            Образцы заданий для проверки достижения требований к уровню подготовки выпускников основной школы. // Физическая культура в школе. - 2000. - № 7. - С. 26-29; № 8. - С. 32-35.

44.            Панфилов О.П. с соавторами. Методологические аспекты неспецифической адаптации человека к современным условиям г. Тула //XVII “ Человек, здорвье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире. – Коломна,2007г.С.47-48.

45.            Примерная учебная программа по физической культуре //Физическая культура в школе. –2000. - №4. - С. 43-45; №5 С. 33-38.

46.            Прокудин Б.Ф., Клевцова Ю.Е. Реализация факторов,

47.            стимулирующих формирование навыков здорового образа жизни юношей-старшеклассников в процессе проведения уроков физической культуры. Методические рекомендации для учителей. - Коломна: КГПИ, 1999. - 14 с.

48.            Прокудин Б. Ф., Кулакова О. Б.  Использование средств физической культуры как факторов оздоровления г.  Коломна. //XVII «Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире. – Коломна, 2007г.С.58-61.

49.            Прокудин К. Б.  Технология построения тренировочного процесса юных каратистов на этапе предварительной подготовки: Авторе. … канд.  пед. наук. - 2000. - 22 с.

50.            Ратников В.П.,Елина Н.В. Подвижные игры как средства физического воспитания учащихся г.Москвы, г.Коломны //XVII « Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире. – Коломна, 2007г.С.164-165.

51.            Скобелев В.А. и соавторы.Возрастные особенности системы управления движениями у девочек 10-13лет и ее ообенности нафизиескую нагрзку г. Одесса //XVII “Человек, здоровье, фзическая культура и спорт в изменяющемся мире. – Коломна, 2007г.С.68-72.

52.            Садов В.Ю. Теоретико-методические основы здорового образа жизни учащейся молодежи.- С-Пб.: Петрополис, 2001.- 150 с.

53.            Соколова Н.В. Право на здоровье г.Магадан //XVII »Человек, здоровье физическая культура и спорт в изменяющемся мире. – Коломна, 2007г.С.72-74.

54.            Тарасова Л.В.,Дегтярева О.С. Средства физического воспитания школьников общеобразовательных школ г.Москва //XVII “Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире. – Коломна,2007г.С.175.

55.            Травин Ю.Г., Прокудин Б.Ф., Прокудин К.Б. Новые старые формы оздоровительной ходьбы и использование в современных условиях г.Москва, г.Коломна //XVII «Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире. – Коломна, 2007г.С.78-85.

56.            Хлыстова Г.В. Содержание факультативных занятий по физической культуре с оздоровительной направленностью для учащихся начальных классов: Дис. Канд. Пед. наук – М., 1997г.С.20.

 


 

Приложение А


 

Приложение Б. комплексы дыхательных упражнений

 

Комплексы дыхательных упражнений. Для успешного обучения правильному дыханию во время выполнения физических упражнений необходимо вначале освоить приводимый далее комплекс дыхательных упражнений. Обычно для выполнения дыхательных упражнений отводят 3—5 мин в одной из частей урока (по усмотрению учителя). Хорошо усвоенные дыхательные упражнения можно также рекомендовать в виде домашних заданий. При этом важно помнить о дозировке во время выполнения дыхательных упражнений. Так, независимо от возраста занимающихся начинать нужно с одного-двух повторений и постепенно, в течение 8—12 недель, довести число повторений каждого упражнения до указанной в комплексе соответствующей дозировки. Дыхание осуществляется через нос, кроме тех случаев, которые оговорены специально.

    В предлагаемых комплексах исходное положение является одинаковым для всех упражнений.

Комплекс I. И.п. — стойка ноги врозь, руки на поясе (большой палец вперёд, четыре пальца назад — это необходимо, чтобы постоянно сохранять правильную осанку во время выполнения упражнений), подбородок и грудь слегка приподняты, лопатки сведены; 1—2 — медленный глубокий вдох; 3—4 — медленный полный выдох. Выполнить 2—4 раза.

Комплекс II. И.п. — то же; 1—2—3 — медленный глубокий вдох; 4 — быстрый полный выдох ртом; 5—8  свободное дыхание. 2—4 раза.

Комплекс III. И.п. — то же; 1 — быстрый полный вдох ртом; 2—3—4 — медленный глубокий выдох; 5—8 — свободное дыхание. 2—4 раза.

Комплекс IV. И.п. — то же; 1 — вдох небольшой порцией; 2 — пауза на вдохе; 3 — не выдыхая, выполнить вновь вдох небольшой порцией; 4 — свободный полный выдох; 5—8 — свободное дыхание. 2-4 раза.

Комплекс V. И.п. — то же; 1—2—3—4 — медленный глубокий вдох; 5—6—7—8 — медленный полный выдох; 9—16 — свободное дыхание. 2—4 раза.

Общеразвивающие упражнения с элементами дыхательной гимнастики.

1.  Ходьба с подниманием рук в стороны на вдохе и опусканием на выдохе.

2.  Дыхательные упражнения при ходьбе: на 1 шаг — вдох, на 2 шага — выдох; затем на 2 шага — вдох, на 4 шага — выдох.

3. Бег трусцой (в течение 1—2 мин) — на 3 шага — вдох, на 5 шагов — выдох. Следить за дыханием.

4.  И.п. — о.с; 1—2 — скользя ладонями по бокам, подтянуть их до подмышек, поднять плечи — вдох через нос; 3—4 — выдох через рот, и.п.

5. И.п. — стойка ноги врозь, руки за голову (локти вперёд, плечи опущены); 1—2 — локти в стороны, подняться на носки — вдох через нос; 3—4 — выдох через рот, и.п.

6. И.п. — стойка ноги врозь; 1—2 — руки на пояс, наклон назад — вдох через нос; 3—4 — выдох через рот, и.п.

7. И.п. — стойка ноги врозь; 1—2 — дугами наружу руки вверх, подняться на носки — вдох через нос; 3—4 — выдох через рот, и.п.

8.  И.п. — стойка ноги врозь, руки на пояс; 1 — поворот туловища вправо, правая рука в сторону — вдох через нос; 2 — выдох через рот, и.п.; 3—4 — то же в другую сторону.

9.  И.п. — стойка ноги врозь; 1 —- наклон вправо, правая рука на пояс, левая вверх — вдох через нос; 2 — выдох через рот, и.п.; 3—4 — то же с другой руки.

10. И.п. — стойка ноги врозь; 1 — руки в стороны назад — вдох через нос; 2 — рывком обнять себя за плечи с энергичным выдохом через рот.

11.  И.п. — стойка ноги врозь; 1 — руки в стороны, пальцы к плечам, наклон назад — вдох через нос; 2—3 — два наклона вперёд — выдох через рот; 4 — и.п.

12.  И.п. — руки на пояс; 1—2 — подняться на носки — вдох через нос; 3 — выпад правой — выдох через рот; 4 — и.п.; 5—8 — то же с другой ноги.

13. И.п. — стойка ноги врозь, руки на пояс; 1—2 — присед, руки вперёд — вдох через нос; 3—4 — выдох через рот, и.п.

14.  И.п. — упор сидя сзади; 1—2 — сед в группировке, выдох через рот; 3—4 — вдох через нос, и.п.

15.  И.п. — лёжа на спине; 1—2 — вдох через нос; 3—4 — сокращая мышцы брюшного пресса (живот сильно втянуть), выполнить выдох через рот; 5—6 — диафрагмальный вдох (выпятить живот); 7 — за счёт быстрого напряжения мышц брюшного пресса, глухо кашлянуть — выдох; 8 — и.п.

 


 

Приложение В. Упражнения для психорегуляции

 

Поза для расслабления мышц лежа. 

Лечь на спину, раздвинув стопы ног примерно на 40 см. Голова затылком касается пола. Руки положить ладонями вверх и отодвинуть их от туловища. Закрыть глаза и расслабиться.

Дышать ритмично. Впоследствии дыхание станет легким и медленным. Сосредоточиться на глубоких и легких выдохах. Оставаться в этом положении 3-5 мин. Данная поза полезна для расслабления мышц всего тела.

Стойка на плечах («березка») 

Лечь на спину, руки положить вдоль туловища ладонями вниз. Поднимать обе выпрямленные в коленях ноги вверх, пока они не окажутся запрокинутыми над головой, а нижняя и средняя части туловища не оторвутся от пола. Когда ноги окажутся над головой, согнуть руки в локтях и  положить ладони на спину. Затем медленно поднимать ноги, чтобы подошвы были обращены к потолку. Ноги и туловище должны составлять прямую линию, а подбородок должен быть прижат к верхней части груди. Оставаться в этом положении 15-30 сек., не перенапрягаясь. Потом медленно опустить ноги, а руки положить на пол ладонями вниз. Далее медленно опустить туловище на пол так, чтобы выпрямленные ноги были направлены вверх. Затем медленно опустить выпрямленные ноги на пол, расслабить их. Эффект упражнения: благоприятное воздействие на центральную нервную систему, на кровеносные сосуды; увеличение сопротивляемости простудным заболеваниям.

Стойка на одной ноге. 

Встать на правую ногу, положив лодыжку левой стопы у основания правого бедра. Ладони сложить вместе перед грудью. Сохранять равновесие. Медленно выходить из данного положения (позы) и повторить упражнение на другой ноге. Эффект упражнения: развивается чувство равновесия, укрепляются мышцы ног и туловища, формируется  чувство уверенности в своих силах.


 

Приложение Г. Упражнения для правильной осанки

 

 

Исходное положение (И.П.) –стоя у гимнастической стенки или стены.

Принять правильную осанку у стены или гимнастической стенки: затылок, лопатки, ягодицы, пятки касаются стены - удержать с напряжением на счет 4-6 - повторить 10 раз.

Принять правильную осанку, отойти от стены на 1-2 шага, сохраняя принятое положение с напряжением всех мышц - повторить 10 раз.

Принять правильную осанку у стенки, сделать 2 шага вперед, присесть, встать. Вновь принять правильную осанку с напряжением всех мышц- повторить 10 раз.

Принять правильную осанку у стенки, сделать 1-2 шага вперед, расслабить последовательно мышцы шеи, плечевого пояса и туловища. Принять правильную осанку с напряжением мышц - повторить 10 раз.

Принять правильную осанку у стенки, приподняться на носки, удерживаясь в этом положении 3-4 секунды. Вернуться в исходное положение - повторить 10 раз.

И.П. -лежа на спине в правильном положении

(голова, туловище, ноги составляют прямую линию, руки прижаты к полу).

Приподнять голову и плечи, проверить правильное положение тела, вернуться в И.П. - 6-8 раз.

Прижать поясницу к полу. Встать, принять правильную осанку, сохраняя в пояснице то же положение напряжения, что и в положении лежа -повторить 6-8 раз.

Упражнения в ходьбе (И.П. — стоя).

Принять правильную осанку в И.П. стоя. Ходьба с остановками, поворотами, изменением положения рук и сохранением правильной осанки 1-2 минуты.

Ходьба с мешочком на голове с сохранением правильной осанки. Выполнить 1 круг.

Ходьба с мешочком на голове, перешагивая через препятствия (веревку, гимнастическую скамейку), остановки для проверки правильной осанки перед зеркалом или партнером. Выполнить 1-2 круга.

Ходьба с мешочком на голове с одновременным выполнением различных движений - в полуприседе, с высоким подниманием бедра (чередование 4-8 шагов) 1-2 минуты.