Частное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка «Соликамскбумпром» Детский сад 22
Квест - проект «Где живут загадки или по улицам родного города» с использование кроссенс технологии и технологии геймификации с детьми среднего дошкольного возраста
Автор: Александрова Ирина Александровна,
Соликамский городской округ, 2020
Федеральным образовательным государственным стандартом дошкольного образования определены задачи нравственного воспитания подрастающего поколения через приобщение детей к традициям семьи, общества и государства, формирования представлений о малой родине и Отечестве, социокультурных ценностей, отечественных традициях и праздниках.
Вопросы становления нравственных начал у дошкольников и возможностей их формирования через приобщения к общечеловеческим ценностям (любовь к семье, чувство принадлежности к малым социальным группам, интереса и к истории родного города, края занимает одно из основных мест в области гуманитарного знания, патриотического воспитания. Изучению данного вопроса посвящены работы Р.И. Жуковской, Л.К. Беляевой, С.А. Козловой, Н.Ф. Виноградовой и др. В исследованиях, посвященных теме воспитания ответственного и самосознательного гражданина своей страны, показано, что формировать представления о Родине у растущего человека необходимо с близкого, знакомого детям, с того, что их окружает. В этой связи проблема воспитания любви к родному городу является актуальной.
Проблема:
Организация летней воспитательной работы с детьми в этом году была осложнена рядом причин:
- пандемия;
- работа дежурных групп с малым количеством детей; - отсутствие возможности экскурсионной работы.
- невозможностью проведения открытых мероприятий на базе социальных объектов города и с их участием (музеи, библиотеки, турфирмы). А также, можно выделить еще ряд причин, определяющих необходимость поиска новых форм по организации деятельности нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста:
- отсутствие активных форм ознакомления детей среднего дошкольного возраста с родным городом.
- малая активность включения родителей в образовательный процесс в вопросах патриотического воспитания дошкольников среднего возраста Поиск средств и методов решения этих вопросов способствовал созданию проекта «Где живут загадки или по улицам родного города» с использованием кроссенс технологии, квест – технологии, технологии геймификации, а также такой активной формы включения родителей как «семейные экскурсии»
Кроссенс – пересечение. Ассоциативная головоломка, соединяющая в себе лучшие качества сразу нескольких интеллектуальных развлечений: головоломки, загадки и ребуса. В нашем случае:
- в течение недели дети готовят головоломку – загадку, представленную 5 картинками-подсказками, при помощи которых родителям необходимо отгадать объект будущей экскурсии. Это может быть коллаж-подсказка или видео файл высказываниями детей по типу телеигры «Устами младенца». Квест технология - это форма взаимодействия обучаемых и учителя, которая способствует формированию умений решать определенные задачи на основе выбора вариантов, через реализацию определенного сюжета.
Родители вместе с детьми едут на загаданный объект и представляют фото и видео материалы на сайт группы детского сада или живые фото для создания фотоленты экскурсий в развивающую среду группы. Здесь вступает в ход элементы второй технологии «Геймификация»
Геймификация – техника мотивации человека (в данном проекте родителя и ребенка). Мотивация бонусного накопления балов для получения награды.
По итогам экскурсии семья участник награждается элементом пазла «Достопримечательности города», всего элементов 12, по количеству экскурсионных объектов. Для семей, которые по яду причин не смогли совершить экскурсионную поездку к объекту. Предусмотрен ряд дополнительных заданий: творческие работы, участие в пополнении РППС, книги, альбомы, макеты, коллажи фотографии по теме недели. За каждое задание семья получает звезду, наличие пяти звезд заменяются на один элемент пазла. Таким образом, каждая семья имеет возможность поучаствовать в нашем проекте. В том числе и те семьи, дети которых в период пандемии не посещают детский сад.
Еще одним плюсом данного проекта являлось то, что в период карантина по пандемии, не все дети посещали детский сад, но участвовать в проекте могли все желающие. Для этого просто было необходимо поставить в известность педагога, отгадать загадку, совершить экскурсию, прислать фото или видео отчет.
На семью, чей ребенок не посещает детский сад, но участвующей в реализации проекта «Где живут загадки или по улицам родного города» так же заводился геймификационный лист и они могли претендовать на главный приз.
Собранный пазл «Достопримечательности города» дает возможность получить главный приз познавательную игру – викторину «Достопримечательности Соликамска» или игру-бродилку «Бабиновская дорога». Каждый ребенок награжден книжкой раскраской «Наш город Соликамск». Спонсором призов стали администрация детского сада № 22 заведующий Белкина Елена Васильевна. старший воспитатель Шумейко Евгения Витальевна, управление Культуры города Соликамска во главе с начальником УК Ершовой Ольгой Валентиновной
Участники: дети средней группы, педагоги, родители
Тип проекта: творческий, информационный, познавательный
Продолжительность: долгосрочный, 3 месяца, с 1 июня по 31 августа.
Цель: воспитание у детей чувства любви, гордости за свою малую Родину и привязанности к родному городу.
Задачи:
1. Воспитательные:
- создавать условия для возникновения познавательного интереса к истории родного города;
- формировать активную социальную позицию в процессе познания исторического прошлого города; (я знаю свой город, я знаю историю своего города, я горжусь тем, что я живу в том городе, я буду стараться, чтобы и город гордился мной и моими достижениями)
2. Образовательные:
– визуально познакомить дошкольников с основными архитектурными объектами города и историей их создания;
- расширять представления дошкольников о родном городе;
- обогащать потенциальный словарь по теме «Город и его достопримечательности».
3. Развивающие:
- поддерживать интерес к познанию истории Соликамска;
- познакомить детей со способом работы с маршрутным листом;
- стимулировать монологическую речь, желание делиться информацией;
- обучать детей умению составлять мини-рассказы по теме личных экскурсий.
Предполагаемый результат:
По итогам проекта у детей.
1. Сформированы знания об основных архитектурных объектах города.
2. Умения детей презентовать собственные экскурсии, составлять монологические рассказы из 5-7 предложений.
Форма итогового мероприятия:
Развлечение «Хозяйка соляной горы»
Роль родителей: В течении недели дети выполняют творческие задания, играют в различные подвижные, дидактические и развивающие игры, знакомятся с художественной и энциклопедической литературой, основные элементы представленных видов детской деятельности которых складываются в кроссенс, с помощью родителей отгадывают кроссенс, в выходные совершают поездку к месту загадки, делают фото, мини-презентацию, видео-презентацию о месте экскурсии, в понедельник представляют ее детям.
Квест задание дается каждую неделю разное.
Продукт проектной деятельности:
Фотоальбом «Город, в котором я живу», коллекция пазлов о Соликамске,
Коллекция видеопрезентация о Соликамске, выставка рисунков о Соликамске, наличие макетов
Фильм «Соликамск – город открытий», с включением в него видео роликов с рассказами воспитанниками группы о родном городе Геймификация:
Личностно-семейное достижение: по итогам выполненного квест задания семье ребенка выдается пазл от фотографии Соликамска. В конце реализации проекта у семьи складывается пазл – картинка. Пазл-картинку можно будет обменять на книжку раскраску «Соликамск». Победитель получает игру-викторину «Занимательное путешествие по Соликамску», игру бродилку «Бабиновская дорога»
Фотографии, представленные в данной работе взяты из личного архива автора и с разрешения родителей. Подлинность фотографий и согласие родителей на их размещение подтверждается на групповой странице в сети Интернет https://vk.com/id440120455 и размещение их на сайте дошкольного учреждения «Золушка» https://vk.com/detsadzolushka
Фотографии, используемые при составлении кроссенс-загадок, а так же для приема геймификации взяты из личного архива автора и с сайта https://www.vsolikamske.ru/albums
![]() |
Планирование совместной деятельности детей и взрослых по реализации проекта
1. Организационный этап проекта |
|||||
Мероприятия |
|||||
1. Подбор методической и художественной литературы. |
Педагоги |
||||
2. Информация для родителей (темы). |
педагоги |
||||
3. Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта. |
Педагоги, родители |
||||
4. Изготовлений плана-карты Размер А1 |
педагоги |
||||
5. Изготовление пазлов -для геймификации Размер А.5, основа для сбора пластиковый лист, А4
|
педагоги
|
||||
6. Изготовление пазлов для дидактический игры «Собери. узнай и назови», размер А4 |
|
||||
7. Подбор энциклопедического исторического материала по культурным и архитектурным историческим объектам, адаптированного для дошкольников средней группы |
Педагоги, родители |
||||
8. Тематическое планирование.
|
Педагоги с учетом мнения родителей |
||||
9. Разработка сценариев викторин, бесед, конспектов творческих занятий, развлечений. |
Педагоги |
||||
10. Подбор иллюстраций для составления кроссен-кроссворда. Размер кроссенс кроссворда . Формат А4. |
педагоги |
||||
11. Заключение договора на печатание раскрасок «Мой Соликамск» |
Педагоги, администрация |
||||
2. Реализация проекта |
|||||
Не- деля |
Организованное обучение |
Взаимодействие с родителями |
Совместная деятельность педагога с детьми |
Самостоятельная детская деятельность |
|
1. |
Познавательные беседы, Беседы по пословицам, приметам о соли Чтение сказок, легенд, былин. Чтение и заучивание стихов о Соликамске. Творческие задания: рисование, лепка, создание коллажей, фризов. Конструирование Экспериментирование Опробование Монологические рассказы мини презентации. Игры: подвижные, дидактические, хороводные, пазлы |
Отгадывание крос- сенс-кроссворда, Организация поездки к памятным местам города Подготовка фото, видео материала, Помощь ребенку в составлении рассказа о местах экскурсий, помощь в изготовлении коллажей, макетов, фризов, фотоленты, фотоальбома. |
Принятие решения о совместной поездке с родителями, подготовка загадки, со- ставление кроссенса, настольные игры, выполнение задания, разучивание песни, разгадывание кроссвордов, создание альбома, заучивание стихов. Рассказывание стихов о Соликамске. Составление семантического поля к слову «соль», Заполнение листов геймификации |
Рассматривание фотографий Соликамска, самостоятельное экспериментирование с солью, подвижные и настольные игры, пазлы строительство архитектурных объектов Соликамска, с использованием различных видов конструктора и развивающих игр |
|
3. Обобщающий этап |
|||||
4. |
Подведение итогов. Создание мультфильмов в мультстудии учреждения https://vk.com/video-172834413_456241035 Оформление фотоальбома «Мой Соликамск» Создание фильма по проекту. «Соликамск – город открытий». Развлечение «Хозяйка соляной горы» |
||||
Создание мотивации для детей и для родителей.
Создание мотивации.
Хоровое прочтение стихотворения на краевом фестивале «Огни Гефеста»
|
Радкевич Владимир Ильич «Соликамский сказ» К нам пришедший из русской древности, Как тревожный былинный сказ, В камской, вечно живой напевности открывается Соликамск. И встает за лесами синими, навсегда полюбить веля, Эта злая, соленая, ссыльная, твердокаменная земля! Русь рубежная, как ты выжила? Сколько раз, сколько раз дотла, До последней избушки выжжена, ты под стук топоров росла! Здесь от крови твоей и пота солоны, солоны ручьи... Но хранила тебя работа понадежнее, чем мечи! Соликамск, ты моя частица, что века без меня жила. Отглядели твои бойницы, отзвенели колокола. Пусть же в русло одно сливаются У любимой моей реки И заводы, и солеварницы, И соборы, и рудники - Здесь такое сейчас наметилось, Что подхватит еще молва!.. На Урале сильна наследственность И упорства, и мастерства. Прикоснись же судьбою к родине, Все проверь - и любовь, и боль - Там, где, словно на старой робе, На земле проступает соль!
|
Время |
объект
|
игра |
познание |
конструирование |
Творческая деятельность |
движение |
чтение |
речь |
итог |
|
Стела |
Фото – пазл Стела Соликамска |
Соленая радуга – радуга в стакане- опыт |
Стрела, стела. |
Рисование на соли с клеем |
П\И Стрелочки» |
Сказка Про соль белую, Сказка о том как на Урале соль нашли, просмотр мультфильма «Дорога в Соликамск» |
Семантическое поле по слову «СОЛЬ», чтение стихов о Соликамске, Встреча с представителями город- ского литературного клуба «Лира» |
Отгаданное слово Стелла – фотографии родителей, мини презен- тация о Стелле. Оформление карты «Достопримечательности Соликамска» |
Фото (из Интернета) для пазла в самостоятельную деятельность и для пазла в качестве объекта геймификации
|
Стела: Информация по объекту: Играет роль въездного знака при въезде в город, указатель, памятный знак. Стела – стрела, направление на город Белая как соль Сооружение, смотрящее в небо - символ летающих машин, металл для которых производят в нашем городе. 4 арки – ворота во все стороны света, с которыми сотрудничает Соликамск |
Квест – загадка для первой экскурсии. Архитектурное сооружение в начале дороги в город Соли |
|
Фото предоставлены родителями, в качестве фотоотчета по совершенной экскурсии к объекту – загадке и публикуются с их согласия. Оригиналы фото предоставлены на интернет странице детского сада «Золушка» в социальной сети «В Кон- такте»
|
|
Время |
объект
|
игра |
познание |
конструирование |
Творческая деятельность |
движение |
чтение |
речь |
итог |
|
Бабиновская дорога |
Фото пазл «Бабинов- ская дорога». Д\и «Бабиновская дорога» |
Экспериментирование «Плотность соленой воды» |
Город , Верстовой столб |
Рисование «Артюшкина дорога» |
П\и «Ехала телега» «Следы» «Гора – река. Топь» |
Создание и просмотр мультфильма «Артюшкина до- рога» |
Семантическое поле по слову «Дорога», Заучивание стиха о Соликамске |
Карта «Достопримечательности Соликамска» Отгаданное слово- фотографии родителей.Оформление экскурсионной фотоленты |
Фото (из личного архива) для пазла в самостоятельную деятельность и для пазла в качестве объекта геймификации
|
Информация для детей. Бабиновская дорога. Соединяла Сибирь и Урал. Нулевой столб у Соборной колокольни. Верстовой столб.Артемий Бабинов.Строительство велось на протяжении двух лет. По царскому указу, в подчинение Артемию Бабинову было предоставлено два целовальника и сорок крестьян. Чуды - народ Сибири.Нашел короткий путь случайно. |
Квест загадка второй недели «Бабиновская дорога» Дорога с Урала в Сибирь, которая начинается с нулевого
столба у Соборной колокольни, которую строили 43 чело |
|
Фото предостав- лены родителями, в качестве фотоотчета по совершенной экскурсии к объекту – загадке и публикуются с их согласия. Оригиналы фото предоставлены на интернет странице детского сада «Золушка» в социальной сети «В Контакте» |
|
Время |
объект
|
игра |
познание |
конструирование |
Творческая деятельность |
движение |
чтение |
речь |
итог |
|
Памятник соли |
Фото пазл «Памятник соли» |
Экспериментирование «Соленое тесто» |
Лепка из соленого теста. Подставка |
Рисование «Полотенцеруш- ник», |
р\и «Съедобное не съе- добное», «мы капусту солим, солим |
Беседа о пословицах «Встречаем с хлебом, солью», «Хлеб всему го- лова», «Без хлеба и соли плохая бе- седа» |
Семантическое поле по слову «Солонка» |
Карта «Достопримечательности Соликамска» Отгаданное слово- фотографии родителей. Заполнение карты и фотоленты |
Фото (из личного архива) для пазла в самостоятельную деятельность и для пазла в качестве объекта геймификации
|
Информация для детей. Пермяк - соленые уши, Хлеб да соль, Рушник, В 2010 году в городе был открыт памятник соли. Открытием памятника завершилась программа торжеств «Соляная столица России», посвященная 580-летию основания города.
|
Квест загадка «Памятник соли» Архитектурная композиция Соликамска, сделанная из бронзы, на которой изображены рушник, солонка
|
|
Фото предостав- лены родителями, в качестве фотоотчета по совершенной экскурсии к объекту – загадке и публикуются с их согласия. Оригиналы фото предоставлены на интернет странице детского сада «Золушка» в социальной сети «В Контакте» |
|
Время |
объект
|
игра |
познание |
конструирование |
Творческая деятельность |
движение |
чтение |
речь |
итог |
|
Дом вое- воды |
Фото пазл «Дом воеводы» |
Экспериментирование «Игра «Ходилки» |
Постройка лабиринта |
Рисование «Воин» |
Игра «12 записок» |
Рассказ о Стеньке Разине, экскурсия на улицу, Слушание стиха «Русь рубежная» С.Разина |
Семантическое поле по слову «Дом» |
Карта «Достопримечательности Соликамска» Отгаданное слово- фотографии родителей |
|
Информация для детей. Охранный дом, Дом главного человека в городе. Бойницы Подземные ходы, ведущие по четырем направлениям. Метровые стены. Останавливался Стенька Разин и возможно зарыл где-то в подземном ходе клад.
|
Квест-загадка «Дом воеводы» Дом крепость в Соликамске, в подземных ходах которого возможно спрятан клад |
Время |
объект
|
игра |
познание |
конструирование |
Творческая деятельность |
движение |
чтение |
речь |
итог |
|
Соборы и церкви Соликамска |
Фото пазл «Соборы и церкви Соликамска» |
Игры с песком «Строительство башни» |
Башня, Маяк, Выкладывание образцов церквей из наборов Игры Вос- кобовича, Пифагор, «Танграм», «Колумбово яйцо» «Чудо кре- стики» - 2, 3. Составление и зарисовка собственных образцов |
Самостоятельное создание образцов», Знакомство с жучковой росписью. Создание фриза «Украшение башни» |
П\и «Собор, колокольня, дорога» |
Чтение Сказок о замках, рассматривание иллюстраций «Эйфелевой башни», Бигбен, Пизанской башни Чтение стиха «Русь рубежная», Создание видео загадки |
Семантическое поле по слову «церковь» |
Карта «Достопримечательности Соликамска» Отгаданное слово соборы и церкви Соликамска – фотографии родителей, мини презен- тация |
Т.к. количество участников нашего квест путешествия увеличилось, было принято решение, что детей познакомят ни с одной церковью, а каждая семья предоставит видео или фото-отчет с мини презентацией по любой понравившейся им церковью или собором. Их в нашем городе 18. Фотографий для пазлов и геймификации тоже было несколько. Фото церквей Соликамска взяты из сети Интернет
|
Информация для детей. Церковь – маяк, церковь – охранная крепость, Подземные ходы, жучковая роспись, фризы. Купола, колокола. |
В качестве загадки-кроссенс на этом этапе была предоставлена видео загадка. https://vk.com/video440120455_456239137
|
|
|
|
|
|
|
Время |
объект
|
игра |
познание |
конструирование |
Творческая деятельность |
движение |
чтение |
речь |
итог |
|
Людмилинская скважина |
Фото пазл «Людмилинская скважина» |
Выращивание соляного кри- сталла |
Конструирование колодца |
Рисование «Платье для красавицы Людмилы» |
Хороводные игры «Ручеек», «Золотые во- рота» |
Рассматривание народного ко- стюма. Знакомство с элементами урало-сибирской росписи |
Семантическое поле по слову «Солевар» |
Заполнение карты, фотоленты. Видео «Я здесь был» |
|
Фотоотчеты с мероприятий недели. Фотографии взяты из личного архива автора и опубликованы с разрешения родителей.
|
|
|
Мост влюбленных |
Фото пазл «Мост влюбленных» |
Рассматривание соляных кри- сталлов, определе- ние их прочности, любование цветовой гаммой |
Строитель- ства моста с элементами технологии СИТ Изготовление сердечка - оригами |
Рисование «Моя семья», Подарок самым дорогим
|
П.и на коммуникацию, Разучивание парного танца «Ты да я»
|
Мини рассказы «Моя семья», Коммуникативные игры,
|
Семантическое пол «Семья» |
Заполнение карты, Оформление фото-ленты. Фотовыставка «Счастливы вместе» |
|
Ботанический сад |
Фото пазл «Ботанический сад» |
Опробование ананаса. Рассматривание разных семян,
|
Такие раз- ные цветы -- изготовле- ние с ис- пользова- нием разных техник и материалов (оригами, салфетки, ватные палочки, пластилин, листья) |
Рисование «Цветочные фантазии» |
П/И «Я садовником родился» Квест игра «Цветик семицветик» |
Чтение энциклопе- дии «Чудеса света»» - такие разные растения |
Семантическое поле по слову «Сад» |
Фотовыставка «Фантазии ботанического сада» |
|
Музей соли |
Фото пазл «Музей Соли» |
Беседа по пословице «Пермяк соленые уши», «Что значит – пуд»
|
Макет «Соль-завода». колодец |
Рисование солью. Соляные узоры в бутылочках |
П\и «Ручеек» |
Чтение былины «Как мужики соль нашли», сказки «Соль дороже золота» |
Семантическое поле по слову «Музей» |
Заполнение карты, Оформление фото-ленты. Выставка рисунков «Пословицы о соли»
|
|
Стадион Бумажник |
Фото пазл «Стадион» |
Беседа о ЗОЖ. Беседа о летних видах спорта Д\И «Из какого вида спорта предмет» |
Стадион. Лепка человека – спортсмена на каркасной основе |
Рисование «Спортсмен» |
П\и «Делай как я», «Как я бабушки Маланьи». Спортивные соревнования «Пуд соли» |
Чтение и заучивание стихов о спорте |
Семантическое поле по слову «Спорт» |
Заполнение карты, Оформление фото-ленты.
|
|
ДК Бумаж- ник |
Фото пазл «ДК «Бу- мажник» |
Беседа «Театр начинается» |
Конструирование театра |
Изготовление приглашения на спектакль |
П\и «Как у бабушки Маланьи». «Баба Яга» «Сидела кошка» «Зеркало» |
Чтение и драматизация любимых сказок |
Семантическое поле по слову «Театр» |
Заполнение карты, Оформление фото-ленты. Маски к сказкам драматизациям
|
|
Мы живем в Соликамске |
Н.п. игра «Викторина о Соликамске» |
Беседа «Мой город славный» |
Конструирование города |
Рисование «Любимое место города Соликамска» |
ПИ «12 записок» |
Чтение любимых сказок и стихов о Соликамске |
Семантическое поле по слову «Город» |
Награждение семей за участие в проекте |
Список литературы и интернет источников.
1. Г.А.Бородинских Легенды и предания Земли Прикамской., Соликамск, 2006 г.
2. Литературно-художественный альманах «камская пристань», Соликамск, 2017г.
3. https://base.garant.ru/70512244/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33
4. https://www.vsolikamske.ru/albums
5. http://vyazma-market.ru/action/news/nid/118/
6. https://davaipogovorim.mirtesen.ru/blog/43571215188/Solikamsk-.-Znakomstvo-s-istoriey-i-nastoyaschim-goroda.?utm_referrer=mirtesen.
Фотоотчет с мероприятий Неделя «Памятник соли»
Фотоотчет мероприятий Неделя «Ботанический сад»
Фотоотчет с мероприятий Неделя «Бабиновская дорога»
С
Фотоотчет с мероприятий
Неделя «Церкви и соборы Соликамска»
Фотоотчет мероприятий Неделя «Дом воеводы»
7.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Фото пазлы Фотографии Соликамска для пазлов взяты из открытых источников сети ИНТЕРНЕТ Всего таких фотографий по количеству семей участвующих в реализации проекта.
Фотографии были выбраны тех объектов, которые участвуют в проекте.
Фотографии были сделаны в двух экземплярах.
Одно фото шло в развивающую среду группы в качестве дидактической игры «Собери, узнай и назови объект Соликамска».
Второе фото являлось набором элементов для геймификации .
Для каждой семьи было свое фото – пазл.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Задание кроссенс. https://vk.com/video-172834413_456241035
Фотографии для составления кроссенса взяты из открытых источников сети ИНТЕРНЕТ
Загадок заданий 12. По количеству экскурсионных объектов, прописанных в проекте
|
|
|
|
? |
|
Загадка для 7 экскурсионного объекта «Ботанический сад»
Объект, который рассказывает о влиянии города на царский стол, о том, что и в нашем городе можно встретить пиратский корабль, бабу Ягу и Эйфелевую башню
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.