Старуха Зима украла цветик-семицветик. Дети вспоминают, что цветик-семицветик волшебный - исполняет желания. Чтобы его вернуть Зима дает задание посадить тюльпаны. Дети рассматривают луковицы тюльпана, повторяют части растения. Готовят материал для посадки -горшок с землей, лопатку, лейку с водой. После посадки вспоминают пословицы о труде.
Ознакомление с окружающим миром.
Тема: «Посадка тюльпанов».
56 лет старшая группа.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ : уточнить представления детей о роли растений в жизни
людей. Закрепить знания детей о частях растений, об условиях их
роста закреплять знания детей о строении луковицы, об условиях,
необходимых для роста растения; развивать речь детей, активизировать
словарь по теме; учить детей подготавливать инструменты, рабочее место и
убирать за собой. Воспитывать желание добиваться результата, участвовать в
общем деле;
воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;
привычку сообща трудиться.
МАТЕРИАЛ: фартуки, салфетки, горшочки с почвой для посадки, мешочек с
луковицами тюльпанов, лопатки для посадки, иллюстрации с изображением
тюльпанов, схема строения луковицы, цветка тюльпана; картинки с
изображением почвы, солнца, воды, воздуха; схема ухода за комнатным
растением;
схемыиллюстрации «Осторожная работа» по технике
безопасности при работе с инструментами; Цветиксемицветик;
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
изготовление масок в виде цветов.
наблюдение за ростом растений, уход за посевами и комнатными растениями.
Настольные игры «Что где растет?», «Соберем букет». Дидактическая игра
«Что лишнее?» Подвижная игра «Садовник».
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Воспитатель: Ребята, каждое утро мы наблюдаем с вами как вредничает
«Старуха Зима». Подскажите, по каким признакам это видно?
Ответы детей.
Воспитатель подытоживает: Лужи подмораживает. Ветер
насылает холодный. Снег иногда бросает.
Воспитатель: А недавно и вовсе украла у Весны волшебный цветок
«Цветик семицветик». Напомните его волшебные свойства.
Дети: Если оторвать лепесток, бросить его и загадать желание, то цветок
может исполнить это желание.
Воспитатель: Цветок украла, под снегом спрятала. Морозом придавила.
Боюсь так и вовсе Весна не придет, не наступит. И останемся мы без тепла.
Без солнца яркого. Без распустившихся растений, без цветов, без насекомых.
А вдруг Старуха Зима вообще с помощью волшебного цветка навсегда у нас
останется. Ребята, как вы думаете, что же тогда произойдет с растениями?
Дети: Они погибнут, потому что под снегом нет условий для жизни. Там нет
воздуха, воды, тепла, света солнечного.Воспитатель: А что случится с нашей планетой, если все растения
погибнут? Почему?
Дети: Все живое на Земле погибнет и человек в том числе. Растения дают
нам чистый воздух, они являются кормом для многих живых существ нашей
планеты, начиная от рыб и заканчивая человеком.
Воспитатель: Посмотрите, нам письмо Зима подбросила.
«Я – снежная королева Зима. Я не люблю, когда вокруг растут растения,
цветут красивые цветы, свети и греет солнце. Но я устала. Я даю вам
шанс вернуть цветиксемицветик. Я посылаю вам волшебный мешочек, в
которых находятся предметы. Если вы разгадаете мой секрет, проявите
трудолюбие и старание, тогда мое волшебство моё потеряет силу и все
вернется на свои места – вы вернете цветок и сможете спасти
Весну».
Воспитатель: Ребята, вы готовы вернуть цветиксемицветик и спасти
Весну? Посмотрите, на что похож этот мешочек?
Дети: На бутоны цветов.
Воспитатель: Правильно. А что же находится внутри мешочка? Скорее
посмотрите.
Дети: Это луковица.
Воспитатель: Да, это луковица, но не та которую мама режет в суп, это
луковица цветка тюльпана.
Существует легенда о тюльпанах, согласно которой в бутоне жёлтого
тюльпана заложено счастье. До счастья никто не мог добраться изза того, что
бутон не раскрывался. Когда маленький мальчик, гуляющий с мамой, впервые
увидел прекрасный жёлтый бутон и со счастливой улыбкой побежал к нему —
тюльпан раскрылся. С тех пор считается, что подаренные тюльпаны приносят
счастье или, как минимум, хорошее настроение. Если посадить эту луковицу в
землю и ухаживать за нею, то из нее вырастет прекрасный цветок тюльпана.
Давайте вспомним, из чего состоит растение.
На картинке изображение тюльпана.
Дети называют части растения: корень, стебель, листья, цветок.
Воспитатель:
Правильно. У тюльпана луковица – это изменившийся
стебель, на конце которого развиваются длинные, нитевидные корни. Место,
из которого растут корни, называется «донце», поэтому, при посадке
луковицы в землю, нужно внимательно следить, чтобы донце находилось
внизу. Чтобы вырастить цветы, нам необходимо знать, что для этого нужно. У
вас на столе лежат карточки, на которых изображено то, что необходимо для
роста растений. Рассмотрите их.
Воспитатель: Поиграем в дидактическую игру «Что лишнее?».
Дети рассматривают картинки, на которых изображены солнце, вода, земля,
воздух (небо), сосулька, снег.Воспитатель: Что из этого необходимо для роста растений? А что
лишнее?
Дети: Снег, сосулька.
Воспитатель: Солнце дает растениям свет и тепло; вода необходима для
питания растения; земля тоже нужна для питания – это среда жизни, место
роста растения; воздух – необходим всем живым существам на земле, и
растениям в том числе.
Воспитатель: А снег? А сосулька?
Воспитатель: Их тоже можно сделать полезными. Снег и сосулька растают
и напоят землю.
ФИЗМИНУТКА – ИГРА
Воспитатель: А теперь я приглашаю вас в сад. Вы сейчас будете цветами, а
я буду садовником.
Дети надевают шапочки цветов, занимают места на коврике.
Воспитатель:
«Я иду нарвать цветы и сплести из них венки»
Дети:
«Не хотим, чтоб нас срывали и венки из нас сплетали
Мы хотим в саду остаться – будут нами любоваться»
Дети должны перебежать на другой коврик, чтобы их не запятнал садовник.
(Игра повторяется 2 раза).
Воспитатель: Ребята, мы с вами заигрались, а нам нужно скорее вернуть
цветиксемицветик. Принимайтесь за дело.
Наденьте фартуки и подойдите к столу. Давайте посмотрим, какие,
необходимые для посадки, предметы здесь находятся: горшочки с землей,
лопатка для работы с землей, лейка с водой, луковицы тюльпанов.
Но, прежде чем приступить к работе, давайте вспомним, какие правила
безопасности нам необходимо соблюдать
при работе с
инструментами. (Воспитатель обращает внимание детей на карточки, на
которых изображены неправильные действия с инструментами – так работать
нельзя!)
Возьмите свою луковичку, осмотрите, и найдите донце. Это донце должно
быть внизу, чтобы наш тюльпан успешно вырос и расцвел.
Воспитатель: проговаривает последовательность посева луковиц в землю:
Аккуратно лопаткой делаем углубление в земле, опускаем луковицу
донцем вниз, засыпаем землей, чтобы кончик луковицы чутьчуть выглядывал
наружу, поливаем водой из лейки.
Воспитатель просит повторить 23 человек. Затем дети сажают луковицы
тюльпанов.После работы дети ставят горшочки с посаженными луковицами на разнос.
Воспитатель: Куда поставить? Может под кровать? Чтоб Зима и эти цветы
не украла.
Дети: На окно (тепло, свет).
Воспитатель: Теперь необходимо привести в порядок рабочее место.
Ребята, пора заканчивать. Давайте посмотрим, что каждому удалось сегодня
сделать.
Поднимите руки те, кто вспомнил, что и за чем нужно делать, с чего начать
работу и чем закончить, поэтому у вас все получилось.
Улыбнитесь те, кто сам заметил, что другу нужна помощь и не ждал
напоминания.
Хлопните в ладоши те, кому было трудно, но он проявил настойчивость и
довел дело до конца.
Топните те, кто убрал все после того, как закончил.
Да, вы сегодня замечательно потрудились, постарались, поэтому Зима
вернула вам цветиксемицветик и все вернулось на свои места, а наши
тюльпаны будут расти, мы будем продолжать ухаживать за ними.
Воспитатель: Ой, посмотрите, к цветикусемицветику приложена какая
то записка.
«Сделал дело, гуляй смело» Что это?
Дети: Пословица.
Воспитатель: О чем говорит эта пословица?
Дети: Эта пословица говорит о том, что сначала нужно сделать дело, а уже
потом отдыхать.
Воспитатель: А вы знаете еще пословицы о труде?
Дети: «Делу время – потехе час»; «Без труда не вытащишь и рыбки из
пруда».
Воспитатель: Молодцы, а теперь мы смело можем идти отдыхать и играть.