П. Чайковского и норвежского композитора Э. Грига.
Оценка 4.6
Работа в классе
docx
музыка
3 кл
27.12.2018
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.
Цель: познакомить учащихся с образами природы в музыке русского композитора П. Чайковского и норвежского композитора Э. Грига.
Задачи:
- показать соотношение содержания музыкального произведения с использованными в нем выразительными средствами на примере музыки П. И. Чайковского и Э. Грига.
-развивать основные вокально-хоровые навыки (умение петь напевно, легко, не форсируя звук).
-воспитание любви и бережного отношения к музыке.
Оборудования: портреты композиторов П. Чайковского, Э. Грига, М. Мусоргского, презентация.
Конспект урока по музыке 1.docx
Конспект урока.
Дата: 26.10.2018 г.
Предмет: музыка.
Класс: 3
Школа: Новониколаевская «СШ № 1»
Учитель: Есикова Марина Александровна
Студент: Афрамеева Татьяна Александровна.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.
Цель: познакомить учащихся с образами природы в музыке русского композитора П.
Чайковского и норвежского композитора Э. Грига.
Задачи:
показать соотношение содержания музыкального произведения с использованными в нем
выразительными средствами на примере музыки П. И. Чайковского и Э. Грига.
развивать основные вокальнохоровые навыки (умение петь напевно, легко, не форсируя звук).
воспитание любви и бережного отношения к музыке.
Оборудования: портреты композиторов П. Чайковского, Э. Грига, М. Мусоргского, презентация.
Ход урока.
1.
Организационный момент.
Здравствуйте , садитесь!
2. Актуализация знаний.
Во втором классе вы встречались с музыкой двух русских композиторов: П. И. Чайковского и С.
Прокофьева. Это были пьесы из «Детского альбома П. Чайковского и из альбома «Детская
музыка» С. Прокофьева. В этих сборниках композиторы рассказали музыкой о том, как протекает
день маленького человека с утра до вечера с играми, танцами, песнями, событиями и
переживаниями прожитого дня. В эти сборники композиторы включили и пьесы, рисующие образы
и картинки природы.
3.Изучение нового материала.
Беседа. И сейчас мы переходим к теме нашего урока «Утро ». А именно, сейчас поговорим об утреннем
пробуждении.
А кто же может нам сказать, что такое утро? ( тро — часть суток, следующая за ночью и
предшествующая дню. В русском языке точный временной интервал со словом «утро» не
связан.)
УУ
Ребята, вы обратили внимание, какое сегодня было утро? В нем было чтото особенное? ( ответы
детей)
Сегодня мы поговорим о пьесе, которую мы слушали во 2 классе. Это «Утренняя молитва «Пётр
Ильич Чайковскии. На доске мы видим его портрет. Детство Петр Ильич Чайковский родился 25
апреля 1840 года в Воткинске , в семье директора Воткинского завода. Впечатлительный ребенок
чутко постигал окружающие его природу и быт : с детства на всю жизнь он проникся глубокой
привязанностью к родине впитал в себя народные песни.
В семье родителей любили музыку , мать хорошо пела , играла на фортепиано , в доме нередко
проводились музыкальные вечера. Способности к музыке проявились у Чайковского рано : в пять
лет он начал играть на фортепиано , а в восемь лет читал ноты и записывал свои музыкальные
впечатления.. После Чайковский жил в Москве и преподавал теорию музыки в Московской
консерватории.
Чайковский стал первым из русских композиторов , который еще при жизни добился мировой
славы.
Он был глубоко верующим человеком. С чего начинался день верующего человека? (С молитвы.)
Действительно, раньше день любого человека, и взрослого, и ребенка, начинался и заканчивался
обращением к Богу. Послушайте «Утреннюю молитву». Какое настроение, душевное состояние
ребенка передается в этой пьесе?
(Звучит «Утренняя молитва» П. Чайковского).
Итак, какое настроение, душевное состояние ребенка передается в этой пьесе? (Спокойное,
умиротворенное, светлое, безмятежное. «Утренняя молитва» светлая, чистая,
безоблачная. День только начинается, на душе спокойно и радостно.)
Какими средствами музыкальной выразительности передается это настроение? Какая мелодия?
Как она звучит? ( Напевная, плавная, широкая, мягкая, похожая на песню.)
Действительно, мелодия песенная, она останавливается на длинных, выдержанных звуках.
Мелодия звучит один раз или повторяется? (Повторяется много раз, словно усиливая
эмоциональное состояние героя пьесы маленького ребенка.)
В каком ладу звучит пьеса? (В мажорном, светлом)
Что происходит с динамикой, как она развивается? (В начале музыка звучит тихо, затем
громче, потом затихая и в конце очень тихо.)
На начало, середину или окончание пьесы приходится кульминация, наивысшая точка
эмоционального развития? (Кульминация в середине пьесы, на самом высоком, ярком звуке.) Вспомните окончание пьесы. Как она заканчивается? Что мы слышим в конце? (Повторяющийся
звук в низком регистре, очень тихо.)
Что он изображает, на что похоже это звучание? (На мерные удары большого колокола,
который возвещает об утреннем богослужении.)
А о чем молился ребенок утром? (В утренней молитве ребенок благодарил Бога за то, что
наступил новый день, и просил, чтобы день его прошел благополучно. Он молился о здоровье
родных и близких, и чтобы он не огорчал своих родителей.)
Ребята, обратите внимание на рисунок художника в учебнике на стр. 24. Что там изображено? (На
рисунке показана детская комната, ребенок сидит у окошка, смотрит вдаль, думает,
размышляет, мечтает. За окном тихая, спокойная погода.)
Как вы думаете, сходны ли настроения музыки и картины? ( Да, они созвучны. И музыка, и
картина тихие, спокойные, умиротворение.)
Итак, «Утренняя молитва» это музыка, которая отображает душевное состояние человека,
чувства и мысли, связанные с его внутренним миром. Но есть музыка, которая передает
настроения, связанные с образами природы, внешней картиной мира, а также настроения, которые
испытывает человек, любующийся природой. И пьеса именно такого рода прозвучит в следующей
части нашего урока. Эта пьеса называется «Утро» норвежского композитора Э. Грига из музыки к
драме норвежского драматурга Г. Ибсена «Пер Гюнт».
4. Физминутка.
У меня спина прямая
У меня спина прямая, (Ходьба на месте, руки за спину.)
Я наклонов не боюсь: (Наклон вперед.)
Выпрямляюсь, прогибаюсь, (Наклон назад, выпрямиться.) Поворачиваюсь. (Повороты туловища.)
Раз, два. три. четыре.
Три. четыре, раз. два. (Наклон вперед и выпрямиться.)
Я хожу с осанкой гордой. (Повороты туловища.)
Прямо голову держу, (Наклон вперед и выпрямиться.)
Никуда я не спешу. (Ходьба на месте, руки за спину.)
Раз. два. три. четыре, (Повороты туловища.)
Три. четыре, раз, два. (Ходьба на месте, руки за спину.)
Я могу и поклониться. (Поклон и выпрямиться.)
И присесть, и наклониться, (Присед, наклон вперед.)
Повернись туда сюда! (Повороты туловища направо налево.) Ох, прямешенька спина! (Наклон
вперед и выпрямиться.)
5. Продолжаем работать над темой урока.
Беседа.
Пьеса «Утро» это музыкальный лирический пейзаж, нарисованный музыкальными красками и
звучностями симфонического оркестра. Послушайте эту пьесу. Какие образы и картины можно представить, слушая музыку, какое утро
«нарисовал» композитор? Можно представить себя в роли дирижеров, передавая характер музыки
выразительными жестами рук.
(Звучит «Утро» Э Грига).
Итак, какие образы и картины можно представить, слушая музыку, какое утро «нарисовал»
композитор? (Утро, спокойное, светлое, безмятежное, доброе. Можно представить картину
наступления нового дня, пробуждения природы. Вся природа просыпается: встает солнце,
поют птицы, шелестит легкий ветерок в листве, журчит прозрачный ручей. И, слушая
музыку, словно можно увидеть легкий туман и утреннюю дымку.)
Какими средствами музыкальной выразительности создается эта картина? Какая мелодия?
(Мелодия песенного характера. Она звучит очень мягко, плавно, ласково, нежно, распевно.
Она звучит много раз, повторяясь у разных инструментов: у флейт, у гобоев и валторн.)
А почему именно деревянные духовые солируют, на что похоже это звучание? (Тембры духовых
инструментов напоминают звучание пастушеской свирели, а валторна звучит как охотничий
рог.)
Как развивается музыка? (Она начинается очень тихо, затем постепенно нарастает, в музыку
включаются все новые инструменты. Звучание становится все более мощным и ярким и
доходит до кульминации. )
Почему именно такое развитие, что изобразил композитор? (Музыка словно рассветает,
показывая, как встает солнце).
Вот что сказал сам Э. Григ об этой музыке: «Это настроение утренней природы, где, как мне
кажется, при первом же форте солнце прорывается сквозь облака».
А что дальше происходит с музыкой? (Звучность постепенно ослабевает, становится все более
прозрачной и тихой.)
Ребята, музыка Грига, рисуя картины природы, одновременно выражает и чувства человека,
который любуется красотой природы. А какие чувства или душевные состояния человека
передаются в этой музыке? (Радость наступления нового дня, восторг и восхищение красотой
природы, душевный подъем. И, в то же время, спокойствие, умиротворение, любовь к родной
природе.)
Музыка Грига созвучна норвежским народным стихам:
Ту песню пою я, услышат ее
Все люди от края до края,
И правду о северной дивной земле
Расскажет им песня родная.
Эдвард Григ родился в прекрасной северной стране с живописной, хотя и суровой природой. Это
Норвегия – страна неприступных скал и диких горных ущелий. Берега ее изрезаны причудливыми
заливами – фьордами. Густые хвойные леса покрывают склоны гор и побережье.
В течение долгих лет Норвегия находилась в подчинении у Дании, позже Швеции.
Экономический и политический кризис тормозил развитие страны. Но в середине 19 века в
Норвегии начала развиваться культура, живопись, музыка. Широчайшую популярность в конце 19
в. завоевала музыка Э. Грига. Он родился в небольшом городке Бергене 15 июня 1843г. Отец его
был широко образованным человеком. В его доме часто звучала музыка. Он играл на рояле и скрипке. Мать была отличной пианисткой, хорошо пела. В доме часто устраивались музыкальные
вечера.
Музыкальность родителей унаследовали и дети. Эдвард был четвертым ребенком в семье.
Первой учительницей Эдварда была его мать, Госпожу Гезину радовали успехи сына, но она редко
хвалила его. Эдвард любил сказки, которые ему рассказывала мать.
Горы, леса и реки населяли диковинные существа. В горах жили странные великаны тролли. Под
землей обитали гномы – хранители великих богатств. В лесу можно было встретить эльфов –
прекрасных сказочных существ.
Мать знакомила детей с древними норвежскими преданиями – сагами об отважных викингах,
смело разъезжавших по северным морям на своих боевых кораблях. С увлечением Эдвард слушал
сказания о подвигах богатырей.
Впечатления детства отразились и в творчестве Грига. В своей музыке он стремился к
использованию своеобразного норвежского фольклора. Композитор изучал норвежские народные
песни и танцы. И, конечно, вся музыка его проникнута норвежскими народными интонациями.
Очень любил Григ родную северную природу и воспевал ее в своей музыке.
"В его музыке, проникнутой чарующей меланхолией, отражающей в себе красоты норвежской
природы, то величественноширокой и грандиозной, то серенькой, скромной, убогой, но для души
северянина всегда несказанно чарующей, есть чтото нам близкое, родное ...", так писал
Чайковский о музыке Эдварда Грига.
Ребята, а если мы сравним «Утреннюю молитву» Чайковского и «Утро» Грига, что общего мы
отметим? (И русский и норвежский композиторы обращаются к образам родной природы,
рассказывают о мыслях и чувствах людей, любующихся ее красотой. В музыке обоих
композиторов чувствуется согласие между миром природы и миром людей.)
А в чем отличие? (Музыка Чайковского больше отражает душевное состояние ребенка утром, а
музыка Э. Грига рисует картину утренней природы и выражает отношение человека к ней.)
6. Подведение итогов.
Итак, ребята, мы с вами познакомились сегодня с музыкой утра в творчестве разных
композиторов. И музыка эта передавала не только краски рассвета, но и те душевные настроения,
которые возникали при виде восходящего солнца. Каждый композитор пользовался своим
музыкальным языком, не требующим перевода. А какие произведения особенно понравились и
запомнились вам? (ответы учащихся).
7. Домашнее задание.
Ребята, дома нарисуйте иллюстрации к понравившимся произведениям. И те образы, которые вы
«увидели», слушая музыку, передайте в своих рисунках.
Спасибо, наш урок окончен. Пусть всегда ваше утро будет добрым!
Оценка:
Методист:
Учитель:
П. Чайковского и норвежского композитора Э. Грига.
П. Чайковского и норвежского композитора Э. Грига.
П. Чайковского и норвежского композитора Э. Грига.
П. Чайковского и норвежского композитора Э. Грига.
П. Чайковского и норвежского композитора Э. Грига.
П. Чайковского и норвежского композитора Э. Грига.
П. Чайковского и норвежского композитора Э. Грига.
П. Чайковского и норвежского композитора Э. Грига.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.