П. Чайковского и норвежского композитора Э. Грига.
Оценка 4.6

П. Чайковского и норвежского композитора Э. Грига.

Оценка 4.6
Работа в классе
docx
музыка
3 кл
27.12.2018
П. Чайковского и норвежского композитора Э. Грига.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний. Цель: познакомить учащихся с образами природы в музыке русского композитора П. Чайковского и норвежского композитора Э. Грига. Задачи: - показать соотношение содержания музыкального произведения с использованными в нем выразительными средствами на примере музыки П. И. Чайковского и Э. Грига. -развивать основные вокально-хоровые навыки (умение петь напевно, легко, не форсируя звук). -воспитание любви и бережного отношения к музыке. Оборудования: портреты композиторов П. Чайковского, Э. Грига, М. Мусоргского, презентация.
Конспект урока по музыке 1.docx
Конспект урока. Дата: 26.10.2018 г. Предмет:  музыка. Класс: 3 Школа: Новониколаевская «СШ № 1» Учитель: Есикова Марина Александровна  Студент: Афрамеева  Татьяна Александровна.  Тип урока:  урок изучения и первичного закрепления знаний. Цель:  познакомить   учащихся   с   образами   природы   в   музыке   русского   композитора   П. Чайковского и норвежского композитора Э. Грига. Задачи:  ­   показать   соотношение   содержания   музыкального   произведения   с   использованными   в   нем выразительными средствами на примере музыки П. И. Чайковского и Э. Грига. ­развивать основные вокально­хоровые навыки (умение петь напевно, легко, не форсируя звук). ­воспитание любви и бережного отношения к музыке. Оборудования: портреты композиторов П. Чайковского, Э. Грига, М. Мусоргского, презентация. Ход урока. 1. Организационный момент. ­Здравствуйте , садитесь!    2. Актуализация знаний. ­ Во втором классе вы встречались с музыкой двух русских композиторов: П. И. Чайковского и С.  Прокофьева. Это были пьесы из «Детского альбома П. Чайковского и из альбома «Детская  музыка» С. Прокофьева. В этих сборниках композиторы рассказали музыкой о том, как протекает день маленького человека с утра до вечера с играми, танцами, песнями, событиями и  переживаниями прожитого дня. В эти сборники композиторы включили и пьесы, рисующие образы и картинки природы. 3.Изучение нового материала.  Беседа. ­ И сейчас мы переходим к теме нашего урока «Утро ». А именно, сейчас поговорим об утреннем  пробуждении. ­ А кто же может нам сказать, что такое утро? ( тро — часть суток, следующая за ночью и  предшествующая дню. В русском языке точный временной интервал со словом «утро» не  связан.) УУ ­ Ребята, вы обратили внимание, какое сегодня было утро? В нем было что­то особенное? ( ответы детей) ­ Сегодня мы поговорим о пьесе,  которую мы слушали во 2 классе. Это «Утренняя молитва «Пётр  Ильич Чайковскии. На доске мы видим его портрет. Детство Петр Ильич Чайковский родился 25  апреля 1840 года в Воткинске , в семье директора Воткинского завода. Впечатлительный ребенок  чутко постигал окружающие его природу и быт : с детства на всю жизнь он проникся глубокой  привязанностью к родине впитал в себя народные песни. В семье родителей любили музыку , мать хорошо пела , играла на фортепиано , в доме нередко  проводились музыкальные вечера. Способности к музыке проявились у Чайковского рано : в пять  лет он начал играть на фортепиано , а в восемь лет читал ноты и записывал свои музыкальные  впечатления.. После Чайковский жил в Москве и преподавал теорию музыки в Московской  консерватории. Чайковский стал первым из русских композиторов , который еще при жизни добился мировой  славы.  ­ Он был глубоко верующим человеком. С чего начинался день верующего человека? (С молитвы.) ­ Действительно, раньше день любого человека, и взрослого, и ребенка,  начинался и заканчивался  обращением к Богу. Послушайте «Утреннюю молитву». Какое настроение, душевное состояние  ребенка передается в этой пьесе? (Звучит «Утренняя молитва» П. Чайковского). ­  Итак, какое настроение, душевное состояние ребенка передается в этой пьесе? (Спокойное,  умиротворенное, светлое, безмятежное. «Утренняя молитва» светлая, чистая,  безоблачная. День только начинается, на душе спокойно и радостно.) ­ Какими средствами музыкальной выразительности передается это настроение? Какая мелодия?  Как она звучит? ( Напевная, плавная, широкая, мягкая, похожая на песню.) ­ Действительно, мелодия песенная, она останавливается на длинных, выдержанных звуках.  Мелодия звучит один раз или повторяется? (Повторяется много раз, словно усиливая  эмоциональное состояние героя пьесы ­ маленького ребенка.) ­В каком ладу звучит пьеса? (В мажорном, светлом) ­ Что происходит с динамикой, как она развивается? (В начале музыка звучит тихо, затем  громче, потом затихая и в конце очень тихо.) ­На начало, середину или окончание пьесы приходится кульминация, наивысшая точка  эмоционального развития? (Кульминация в середине пьесы, на самом высоком, ярком звуке.) ­Вспомните окончание пьесы. Как она заканчивается? Что мы слышим в конце? (Повторяющийся  звук в низком регистре, очень тихо.) ­ Что он изображает, на что похоже это звучание? (На  мерные удары большого колокола,  который возвещает об утреннем богослужении.) ­ А о чем молился ребенок утром? (В  утренней молитве ребенок благодарил Бога за то, что  наступил новый день, и просил, чтобы день его прошел благополучно. Он молился о здоровье  родных и близких, и чтобы он не огорчал своих родителей.) ­ Ребята, обратите внимание на рисунок художника в учебнике на стр. 24. Что там изображено? (На рисунке показана детская комната, ребенок сидит у окошка, смотрит вдаль, думает,  размышляет, мечтает. За окном тихая, спокойная погода.) ­ Как вы думаете, сходны ли настроения музыки и картины? ( Да, они созвучны. И музыка, и  картина тихие, спокойные, умиротворение.) ­ Итак, «Утренняя молитва» ­ это музыка, которая отображает душевное состояние человека,  чувства и мысли, связанные с его внутренним миром. Но есть музыка, которая передает  настроения, связанные с образами природы, внешней картиной мира, а также настроения, которые  испытывает человек, любующийся природой. И пьеса именно такого рода прозвучит в следующей  части нашего урока. Эта пьеса называется «Утро» норвежского композитора Э. Грига из музыки к  драме норвежского драматурга Г. Ибсена «Пер Гюнт».   4. Физминутка. У меня спина прямая У меня спина прямая, (Ходьба на месте, руки за спину.) Я наклонов не боюсь: (Наклон вперед.) Выпрямляюсь, прогибаюсь, (Наклон назад, выпрямиться.) Поворачиваюсь. (Повороты туловища.) Раз, два. три. четыре. Три. четыре, раз. два. (Наклон вперед и выпрямиться.) Я хожу с осанкой гордой. (Повороты туловища.) Прямо голову держу, (Наклон вперед и выпрямиться.) Никуда я не спешу. (Ходьба на месте, руки за спину.) Раз. два. три. четыре, (Повороты туловища.) Три. четыре, раз, два. (Ходьба на месте, руки за спину.) Я могу и поклониться. (Поклон и выпрямиться.) И присесть, и наклониться, (Присед, наклон вперед.) Повернись туда ­ сюда! (Повороты туловища направо ­налево.) Ох, прямешенька спина! (Наклон  вперед и выпрямиться.) 5. Продолжаем работать над темой урока. Беседа.  ­Пьеса «Утро» ­ это музыкальный лирический пейзаж, нарисованный музыкальными красками и  звучностями симфонического оркестра. ­  Послушайте эту пьесу. Какие образы и картины можно представить, слушая музыку, какое утро  «нарисовал» композитор? Можно представить себя в роли дирижеров, передавая характер музыки выразительными жестами рук.  (Звучит «Утро» Э Грига). ­  Итак, какие образы и картины можно представить, слушая музыку, какое утро «нарисовал»  композитор? (Утро, спокойное, светлое, безмятежное, доброе. Можно представить картину  наступления нового дня, пробуждения природы. Вся природа просыпается: встает солнце,  поют птицы, шелестит легкий ветерок в листве, журчит прозрачный ручей. И, слушая  музыку,  словно можно увидеть легкий туман и утреннюю дымку.) ­ Какими средствами музыкальной выразительности создается эта картина? Какая мелодия?  (Мелодия песенного характера. Она звучит очень мягко, плавно, ласково, нежно, распевно.  Она звучит много раз, повторяясь у разных инструментов: у флейт, у гобоев и валторн.)  ­ А почему именно деревянные духовые солируют, на что похоже это звучание? (Тембры духовых  инструментов напоминают звучание пастушеской свирели, а валторна звучит как охотничий  рог.) ­ Как развивается музыка? (Она начинается очень тихо, затем постепенно нарастает, в музыку  включаются все новые инструменты. Звучание становится все более мощным и ярким и  доходит до кульминации. )  ­ Почему именно такое развитие, что изобразил композитор? (Музыка словно рассветает,  показывая, как встает солнце). ­ Вот что сказал сам Э. Григ об этой музыке: «Это настроение утренней природы, где, как мне  кажется, при первом же форте солнце прорывается сквозь облака». ­ А что дальше происходит с музыкой? (Звучность постепенно ослабевает, становится все более прозрачной и тихой.) ­Ребята, музыка Грига, рисуя картины природы, одновременно выражает и чувства человека,  который любуется красотой природы. А какие чувства или душевные состояния человека  передаются в этой музыке? (Радость наступления нового дня, восторг и восхищение красотой  природы, душевный подъем. И, в то же время, спокойствие, умиротворение, любовь к родной  природе.) ­ Музыка Грига созвучна норвежским народным стихам:          Ту песню пою я, услышат ее          Все люди от края до края,          И правду о северной дивной земле          Расскажет им песня родная. Эдвард Григ родился в прекрасной северной стране с живописной, хотя и суровой природой. Это  Норвегия – страна неприступных скал и диких горных ущелий. Берега ее изрезаны причудливыми  заливами – фьордами. Густые хвойные леса покрывают склоны гор и побережье.        В течение долгих лет Норвегия находилась в подчинении у Дании, позже Швеции.  Экономический и политический кризис тормозил развитие страны. Но в середине 19 века в  Норвегии начала развиваться культура, живопись, музыка. Широчайшую популярность в конце 19  в. завоевала музыка Э. Грига. Он родился в небольшом городке Бергене  15 июня 1843г. Отец его  был широко образованным человеком. В его доме часто звучала музыка. Он играл на рояле и скрипке. Мать была отличной пианисткой, хорошо пела. В доме часто устраивались музыкальные  вечера.      Музыкальность родителей унаследовали и дети. Эдвард был четвертым ребенком в семье.  Первой учительницей Эдварда была его мать, Госпожу Гезину радовали успехи сына, но она редко хвалила его. Эдвард любил сказки, которые ему рассказывала мать.   Горы, леса и реки населяли диковинные существа. В горах жили странные великаны тролли. Под  землей обитали гномы – хранители великих богатств. В лесу можно было встретить эльфов –  прекрасных сказочных существ.      Мать знакомила детей с древними норвежскими преданиями – сагами ­ об отважных викингах,  смело разъезжавших по северным морям на своих боевых кораблях. С увлечением Эдвард слушал  сказания о подвигах богатырей.      Впечатления детства отразились и в творчестве Грига. В своей музыке он стремился к  использованию своеобразного норвежского фольклора. Композитор изучал норвежские народные  песни и танцы. И, конечно, вся музыка его проникнута норвежскими народными интонациями.  Очень любил Григ родную северную природу и воспевал ее в своей музыке.      "В его музыке, проникнутой чарующей меланхолией, отражающей в себе красоты норвежской  природы, то величественно­широкой и грандиозной, то серенькой, скромной, убогой, но для души  северянина всегда несказанно чарующей, есть что­то нам близкое, родное ...", ­ так писал  Чайковский о музыке Эдварда Грига.  ­Ребята, а если мы сравним «Утреннюю молитву» Чайковского и «Утро» Грига, что общего мы  отметим? (И русский и норвежский композиторы обращаются к образам родной природы,  рассказывают о мыслях и чувствах людей, любующихся ее красотой. В музыке обоих  композиторов чувствуется согласие между миром природы и миром людей.)  ­ А в чем отличие? (Музыка Чайковского больше отражает душевное состояние ребенка утром, а  музыка Э. Грига рисует картину утренней природы и выражает отношение человека к ней.)  6. Подведение итогов. ­ Итак, ребята, мы с вами познакомились сегодня с музыкой утра в творчестве разных  композиторов. И музыка эта передавала не только краски рассвета, но и те душевные настроения,  которые возникали при виде восходящего солнца. Каждый композитор пользовался своим  музыкальным языком, не требующим перевода. А какие произведения особенно понравились и  запомнились вам? (ответы учащихся). 7. Домашнее задание. ­ Ребята, дома нарисуйте иллюстрации к понравившимся произведениям. И те образы, которые вы  «увидели», слушая музыку, передайте в своих рисунках. Спасибо, наш урок окончен. Пусть всегда ваше утро будет добрым!    Оценка: Методист: Учитель:

П. Чайковского и норвежского композитора Э. Грига.

П. Чайковского и норвежского композитора Э. Грига.

П. Чайковского и норвежского композитора Э. Грига.

П. Чайковского и норвежского композитора Э. Грига.

П. Чайковского и норвежского композитора Э. Грига.

П. Чайковского и норвежского композитора Э. Грига.

П. Чайковского и норвежского композитора Э. Грига.

П. Чайковского и норвежского композитора Э. Грига.

П. Чайковского и норвежского композитора Э. Грига.

П. Чайковского и норвежского композитора Э. Грига.

П. Чайковского и норвежского композитора Э. Грига.

П. Чайковского и норвежского композитора Э. Грига.

П. Чайковского и норвежского композитора Э. Грига.

П. Чайковского и норвежского композитора Э. Грига.

П. Чайковского и норвежского композитора Э. Грига.

П. Чайковского и норвежского композитора Э. Грига.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.12.2018