Игрушки и обучение в игре — тема, которая не теряет своей актуальности, когда мы говорим о детях дошкольного возраста. Игрушки не только воплощают принцип наглядности, согласно которому обучение строится на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых учащимися при знакомстве с новым учебным материалом, но и несут в себе огромный развивающий потенциал.
Пальчиковые игрушки для развития речи
Игрушки и обучение в игре — тема, которая не теряет своей актуальности, когда мы
говорим о детях дошкольного возраста. Игрушки не только воплощают принцип
наглядности, согласно которому обучение строится на конкретных образах,
непосредственно воспринимаемых учащимися при знакомстве с новым учебным
материалом, но и несут в себе огромный развивающий потенциал.
Современные логопеды и нейропсихологи единодушны в том, что развитие мелкой
моторики благоприятно воздействует на развитие речи. Пальчиковая гимнастика,
пальчиковые игры активно используются в работе педагогов.
Выделяют специальный, сенсомоторный, уровень развития речи, который является базой
для дальнейшего развития речи, профилактики и коррекции возможных трудностей. В
процессе занятий по развитию сенсомоторного уровня у детей младшего дошкольного
возраста особое внимание уделяется мелкой моторике, что влияет на слаженную работу
слухоречевой и речедвигательной систем.
Существуют различные пальчиковые игрушки, в том числе активно используются
прищепки, липучки, различные пазлы, вкладыши.
Мне же хотелось бы рассказать о том, как в своей работе я использую самодельные
игрушки из фетра.
Традиционные пальчиковые игрушки надеваются на указательный палец, остальные пальцы
могут быть собраны в кулак или свободно расставлены. Положение руки, манипулирующей
такой игрушкой, может быть различным: с опорой локтем на поверхность стола, без опоры
из положения стоя или сидя, с вертикально расположенной выпрямленной кистью, кистью,
согнутой под прямым углом, с горизонтально расположенной кистью.
Берут у ребенка ручку и водят указательным пальчиком по ладошке и проговаривают:
Сорока – белобока,
Кашку варила,
Деток кормила,
(Загибают пальчики, начиная с мизинца):
Этому дала,Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
(Показывая на большой палец):
А этому не дала:
(Поглаживая его, говорят):
Он дров не рубил,
Воду не носил,
Печку не топил,
Кашку не варил.
Ничего не получил!
С такими пальчиковыми игрушками мы задействуем всю ладошку или несколько ребят,
проговариваем, исполняем роли.
В играх с такими игрушками полезно задействовать не только указательный палец, но и
другие, при этом можно использовать один палец изолированно или же манипулировать
сразу несколькими игрушками на разных пальцах.
Сюжеты популярных сказок: Курочка Ряба, Репка, Теремок, Три поросенка, Три медведя,
Волк и семеро козлят, помогают задействовать новые мышцы и выполнять разные
движения одной или двумя руками, по сюжету сказок.Замечу, что я делаю не только пальчиковые игрушки, но еще сзади пришиваю липучку,
чтобы данную сказку можно было обыграть на фланелеграфе.
«Шагающие» пальчиковые игрушки задействуют сразу два пальца: указательный и средний.
Дети чередуют движения этих двух пальцев, имитируя шаги.Для одних игрушек требуется вертикальное положение кисти или всей руки с опорой на
поверхность стола. Интересно использовать такие игрушки в работе по методике
«пальчиковые шаги», когда направление движения определено рисунком тропинки,
сенсорной дорожки. Тропинка так же может быть выполнена из бумаги, ткани, дерева и
других материалов, которые дают разнообразные тактильные ощущения.
Также внимание детей привлекают различные рукавички, которые надеваются на всю ручку
и используются как поле для обыгрывания сказки. Она очень выручает, ее можно взять и на
улицу и быстро обыграть сказку. Обратите внимание, что рукавичка для левой руки, на
которой демонстрируем материал, а правая рука рабочая, свободная.
По такому же принципу сделан Теремок. Сам домик надевается на ручку, при появлении
героя можно потрясти ручкой и колокольчик зазвонит. Всех героев можно прикрепить и
спрятать за дверкой.По принципу перчаточной куклы был сшит и Снеговик. С ним проходили наши занятия
зимой.
Для того, чтобы сами малыши активно участвовали в театрализованной деятельности, был
придуман мобильный кубик для сказки «Колобок. На каждой грани кубика можно
встретить отдельного героя, плюс познакомиться с лесом и деревней. Оказалось, что идея
действительно удачная. Вопервых, мы проходим все этапы Колобка. Мы знакомимся с
бабкой и декой в русской избе. Колобок в печке жарится, отдыхает на окошке и потом
отправляется в лес, где встречает зайца, волка, медведя и лису. Получается, что на каждой
грани кубика мы встречаем героя. Все герои из фетра плюс липучка. Плюс каждая игрушка
одевается на пальчик. То есть можно играть и отдельно от кубика.Еще одна поделка для игры в сказку «Колобок» это лабиринт. Идея тоже не моя.
Колобок двигается по трубочке и попадает в прорези. Мы так разминаем пальчики. Идея
интересная, но она подходит только для индивидуальной работы.Для изучения предметов одежды можно сшить фетровую куклу с целым гардеробом.
Множество деталей: кнопочек, шнуровок, помпонов, проволочек, пуговок способствуют
развитию мелкой моторики и развивают воображение. Ведь малыши сами подбирают
гардероб.Активность ребенка является важным фактором развития, залогом эффективности
обучения. Пальчиковые игрушки стимулируют две формы активности — движение и речь.
Важной составляющей методики является театрализованная деятельность, принятие роли
ребенком и действия от лица героя или же авторское комментирование сюжета
разыгрываемой сценки.