Пальчиковые игрушки для развития речи

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 03.04.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Игрушки и обучение в игре — тема, которая не теряет своей актуальности, когда мы говорим о детях дошкольного возраста. Игрушки не только воплощают принцип наглядности, согласно которому обучение строится на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых учащимися при знакомстве с новым учебным материалом, но и несут в себе огромный развивающий потенциал.
Иконка файла материала Пальчиковые игрушки для развития речи.docx
Пальчиковые игрушки для развития речи Игрушки и обучение в игре — тема, которая не теряет своей актуальности, когда мы  говорим о детях дошкольного возраста. Игрушки не только воплощают принцип  наглядности, согласно которому обучение строится на конкретных образах,  непосредственно воспринимаемых учащимися при знакомстве с новым учебным  материалом, но и несут в себе огромный развивающий потенциал. Современные логопеды и нейропсихологи единодушны в том, что развитие мелкой  моторики благоприятно воздействует на развитие речи. Пальчиковая гимнастика,  пальчиковые игры активно используются в работе педагогов. Выделяют специальный, сенсомоторный, уровень развития речи, который является базой  для дальнейшего развития речи, профилактики и коррекции возможных трудностей. В  процессе занятий по развитию сенсомоторного уровня у детей младшего дошкольного  возраста особое внимание уделяется мелкой моторике, что влияет на слаженную работу  слухоречевой и речедвигательной систем. Существуют различные пальчиковые игрушки, в том числе активно используются  прищепки, липучки, различные пазлы, вкладыши.  Мне же хотелось бы рассказать о том, как в своей работе я использую самодельные  игрушки из фетра.  Традиционные пальчиковые игрушки надеваются на указательный палец, остальные пальцы  могут быть собраны в кулак или свободно расставлены. Положение руки, манипулирующей такой игрушкой, может быть различным: с опорой локтем на поверхность стола, без опоры  из положения стоя или сидя, с вертикально расположенной выпрямленной кистью, кистью,  согнутой под прямым углом, с горизонтально расположенной кистью. Берут у ребенка ручку и водят указательным пальчиком по ладошке и проговаривают: Сорока – белобока, Кашку варила, Деток кормила, (Загибают пальчики, начиная с мизинца): Этому дала,Этому дала, Этому дала, Этому дала, (Показывая на большой палец): А этому не дала: (Поглаживая его, говорят): Он дров не рубил, Воду не носил, Печку не топил, Кашку не варил. Ничего не получил! С такими пальчиковыми игрушками мы задействуем всю ладошку или несколько ребят,  проговариваем, исполняем роли. В играх с такими игрушками полезно задействовать не только указательный палец, но и  другие, при этом можно использовать один палец изолированно или же манипулировать  сразу несколькими игрушками на разных пальцах.  Сюжеты популярных сказок: Курочка Ряба, Репка, Теремок, Три поросенка, Три медведя,  Волк и семеро козлят, помогают задействовать новые мышцы и выполнять разные  движения одной или двумя руками, по сюжету сказок.Замечу, что я делаю не только пальчиковые игрушки, но еще сзади пришиваю липучку,  чтобы данную сказку можно было обыграть на фланелеграфе. «Шагающие» пальчиковые игрушки задействуют сразу два пальца: указательный и средний. Дети чередуют движения этих двух пальцев, имитируя шаги.Для одних игрушек требуется вертикальное положение кисти или всей руки с опорой на  поверхность стола. Интересно использовать такие игрушки в работе по методике  «пальчиковые шаги», когда направление движения определено рисунком тропинки,  сенсорной дорожки. Тропинка так же может быть выполнена из бумаги, ткани, дерева и  других материалов, которые дают разнообразные тактильные ощущения. Также внимание детей привлекают различные рукавички, которые надеваются на всю ручку и используются как поле для обыгрывания сказки. Она очень выручает, ее можно взять и на улицу и быстро обыграть сказку. Обратите внимание, что рукавичка для левой руки, на  которой демонстрируем материал, а правая рука рабочая, свободная. По такому же принципу сделан Теремок. Сам домик надевается на ручку, при появлении  героя можно потрясти ручкой и колокольчик зазвонит. Всех героев можно прикрепить и  спрятать за дверкой.По принципу перчаточной куклы был сшит и Снеговик. С ним проходили наши занятия  зимой. Для того, чтобы сами малыши активно участвовали в театрализованной деятельности, был  придуман мобильный кубик для сказки «Колобок. На каждой грани кубика можно  встретить отдельного героя, плюс познакомиться с лесом и деревней. Оказалось, что идея  действительно удачная. Во­первых, мы проходим все этапы Колобка. Мы знакомимся с  бабкой и декой в русской избе. Колобок в печке жарится, отдыхает на окошке и потом   отправляется в лес, где встречает зайца, волка, медведя и лису. Получается, что на каждой  грани кубика мы встречаем героя. Все герои из фетра плюс липучка. Плюс каждая игрушка одевается на пальчик. То есть можно играть и отдельно от кубика.Еще одна поделка для игры в сказку «Колобок» ­ это лабиринт. Идея тоже не моя.  Колобок двигается по трубочке и попадает в прорези. Мы так разминаем пальчики. Идея  интересная, но она подходит только для индивидуальной работы.Для изучения предметов одежды можно сшить фетровую куклу с целым гардеробом.  Множество деталей: кнопочек, шнуровок, помпонов, проволочек, пуговок способствуют  развитию мелкой моторики и развивают воображение. Ведь малыши сами подбирают  гардероб.Активность ребенка является важным фактором развития, залогом эффективности  обучения. Пальчиковые игрушки стимулируют две формы активности — движение и речь.  Важной составляющей методики является театрализованная деятельность, принятие роли  ребенком и действия от лица героя или же авторское комментирование сюжета  разыгрываемой сценки.