Палочки Кюизенера как многофункциональное средство интеллектуального развития дошкольников

  • docx
  • 25.09.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Проект.docx

ГАУ ДПО ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

КАФЕДРА ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

hello_html_m74c1ad93.jpg

 

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

Палочки Кюизенера как многофункциональное средство интеллектуального развития дошкольников

 

 

 

 

Астафурова Р.Р.,

воспитатель,

МАДОУ Детский сад№8

 

 

                                                  

  

Уфа – 2021

Цель проекта:

·                     Формирование математического мышления, развитие интеллектуальных, творческих, личностных качеств ребенка дошкольного возраста

Задачи проекта:

Образовательные:

·                     Формировать понятие числовой последовательности, состава числа.

·                     Познакомить с понятием величины: длины, высоты, ширины;

·                     Научить делить целое на части и измерять объекты условными мерками, освоить в процессе этой практической деятельности некоторые простейшие виды функциональной зависимости.

·                     Овладеть арифметическими действиями. Подойти вплотную к сложению, умножению, вычитанию и делению чисел

·                     Освоить прямой и обратный счет.

Развивающие:

·                     Способствовать развитию пространственных представлений;

·                     Развивать психические процессы: восприятие, мышление ( анализ, синтез, классификация, сравнение, логические действия, кодирование и декодирование), зрительную и слуховую память,  внимание,  воображение, речь.

·                     Способствовать развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной активности.

·                     Развивать мелкую моторику рук, комбинаторные и конструкторские способности

Воспитательные:

·                     Воспитывать интерес к игре с палочками Кюизенера и желание действовать с ними.

·                     Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

Описание проекта. Пояснительная записка.

Методический материал технологии интенсивного интеллектуального развития «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» Новикова В.П., Тихонова Л.И. является современной формой работы с детьми.

Направленность проекта

   Проект направлен на:

- обучение счету, развитие логического мышления и воображения, формирование познавательной активности, стимулирование навыков мелкой моторики и конструкторских способностей ребенка.

- развитие мотивации ребенка к познанию и творчеству и обеспечению ему равных стартовых возможностей при поступлении в школу, содействие успешной социальной адаптации, эмоционального благополучия.

   Особое внимание уделяется расширению кругозора  и развитию логического мышления, игровым приемам и дидактическим играм, которые составляют специфику обучения детей дошкольного возраста и являются существенным компонентом этого обучения. Строятся на адекватных возрасту формах работы с детьми, обеспечивающими формирование предпосылок учебной деятельности в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями дошкольников.

Причины создания проекта

 Повышение образовательного уровня детей  дошкольного возраста, обогащение ребенка  новыми знаниями.  Обучение ребенка  умению самостоятельно  анализировать, раздумывать, размышлять над тем, что он узнаёт.  Развитие  познавательной активности, логического, творческого  мышления. Игры и упражнения с палочками Кюизинера положительно влияют на саморазвитие ребенка, его самостоятельность, самоорганизацию, самовыражение, самоконтроль.

Новизна

Методика Кюизенера – универсальна, она не вступает в противоречие ни с одной из существующих методик, а наоборот, удачно их дополняет.

Палочки Кюизенера просты и понятны детям: они привыкают к ним еще в совсем раннем возрасте и уже воспринимают в качестве игрового материала, а не видят в них скучное заучивание чисел. Помимо явной эффективности обучения методики, палочки Кюизенера задействуют еще и ряд пограничных областей: развивают мелкую моторику, зрительное и пространственное восприятие, стимулируют воображение, приучают к порядку.

Основные особенности проекта:

-абстрактность, универсальность;

- высокая эффективность;

- вызывают живой интерес детей;

-развивают активность и самостоятельность в поиске способов действия с материалом, путей решения мыслительных задач;

-знакомят со своеобразной цветной математикой.

Идеи проекта:

·                     Становление интеллектуально- творческой личности дошкольника.

·                     Благодаря использованию игровой технологии  процесс обучения дошкольников проходит в доступной и привлекательной форме.

·                     Легко вписывается в систему предматематической подготовки детей к школе.

Актуальность

·                     Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности.    

·                     Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в  своих силах,  легче адаптируются  к новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

·                     Интеллектуальное развитие дошкольника можно осуществить на основе игровой деятельности, в процессе которой у ребенка формируются психические процессы, математические представления, приобретается опыт общения со сверстниками.

Логико-математическое мышление детей основывается на чувственном опыте и на развитии представлений не только о количестве, но и о форме, величине, размере, о соотношениях. Математическое мышление – это, прежде всего, умение сравнивать, систематизировать, классифицировать, обобщать, делать выводы, умозаключения.

Формирование элементарных математических представлений является средством умственного развития ребенка, его познавательных способностей.

В педагогической практике современного детского сада  палочки Кюизенера с их ориентацией на индивидуальный подход и идеи автоди­дактизма занимают все большее место. Палочки Кюизенера широ­ко применяются в детских садах Польши, Франции, Бель­гии, США и других стран. Нашим отечественным педагогам они тоже знакомы, но в практической работе с детьми ис­пользуются еще недостаточно. Причины этого — в недо­оценке развивающих возможностей этих дидактических ма­териалов, а также в отсутствии соответствующей методиче­ской литературы

Педагогическая целесообразность

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка — развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению, в частности, предматематической подготовки.

Возраст детей

Технология предназначена для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста (3-7 лет).

Сроки реализации технологии

Технология рассчитана на 4 года обучения.

Игровые занятия проводятся один раз в месяц.

Продолжительность с детьми младшего дошкольного возраста 15 минут, среднего – 20 минут, старшего – 25 минут, подготовительного - 30 минут.

Форма обучения

Данная технология предполагает как групповые, так и  подгрупповые, индивидуальные формы организации работы  в  совместной деятельности.

План реализации проекта:

Этапы внедрения проекта

Подготовительный

Оформление цели, задач. Совместная деятельность детей с педагогами: игровая, коммуникативная, продуктивная (конструктивная), познавательная. Взаимодействие с семьями детей по реализации проекта. ­ ­ Создание условий для игр и занятий с палочками Кюизенера. ­ Знакомство детей со свойствами игровой технологии. Решение проблемных ситуаций. 

Основной (практический)

Проведение познавательно – исследовательской деятельности с фиксацией результатов.

Заключительный

Обобщение и систематизация полученных знаний. Фиксирование результатов полученных знаний 

Мероприятия:

Педагог

Изучение литературы;

Создание предметно-развивающей среды;

Подборка загадок, дидактического материала;

Разработка конспектов ООД, тематики работы с родителями

Дети

Дидактические игры с палочками Кюизенера;

Упражнения на развитие мелкой моторики

Отгадывание загадок, рассматривание альбомов

Чтение художественной  и познавательной литературы

Сюжетно-ролевые игры: «Новоселье», «Строим дом», «В цветном городе»

Родители

Консультации и беседы «Организация совместных игр детей и родителей с палочками Кюизинера»; «Растем играя»; «Формирование пространственных представлений с помощью палочек Кюизинера»; Консультация для родителей «Моделируем числа»;

Фотовыставка «Творческая мастерская «Чудо-палочки»

Родительское собрание «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста» «Логические математические игры с палочками Кюизенера»

Представление лучшего семейного альбома «Палочки Кюизинера для игр с ребенком дома»

Папка-передвижка «Игры и упражнения с волшебными палочками Кюизенера»

 36e7eb3b44b9f4fe5cf697991fa801bf.jpg

Содержание проекта.

Занятия и игры с палочками Кюизенера начинаем со второй младшей группы:

1.                 Освоение комплекта.

Игры и упражнения состоят в группировке по разным признакам, сооружение из них построек. Дети осваивают состав комплекта, цвета, соотношение палочек по размеру.

2.                 Построение лестницы.

Дети строят лестницы разных размеров, что сопровождается рассматриванием палочек и изучением их особенностей. Так дети узнают, что элементы одного цвета имеют одинаковую длину, и наоборот. Строя лестницу, осваивают последовательную зависимость палочек по длине.

3.                 Освоение отношений по длине, высоте, массе, объёму.

Используются различные игровые задачи: «Я спрятала палочку длиннее (легче, больше) желтой. Найдите ее! (Скажите какую)». Или: задавать вопросы, на которые возможно как можно больше ответов. "Назови все палочки, которые короче синей, но длиннее черной". Игра-викторина: прячут одну палочку, надо угадать какую. При этом можно задать несколько вопросов о палочках, но нельзя спрашивать о цвете. На вопросы даются ответы "да" или "нет".

4.                 Составление ковриков. Составление узоров.

Дети составляют различные ковры, в результате чего у них вырабатывается представление о понятии "столько же"

Возможны различные варианты.

Построить ковер как можно больше без какого-либо условия (правила). Построить ковер так, чтобы все полосы в нем были разного цвета. Построить ковер из палочек только определенного цвета и т.д. Составление узоров.

5.                 Развитие у детей количественных представлений.

Дети осваивают умение соотносить цвет и число и, наоборот, число и цвет. Для этого в каждой игре, упражнении закрепляются название цветов и числовое обозначение. Например: "Покажи палочку 3 - какого она цвета?" "Найди розовую палочку. Какое число она обозначает?«

Детям предлагается выложить числовую лесенку, размер которой зависит от возраста детей и того, сколько палочек ими освоено.

Освоив построение числовой лесенки и поупражняясь в количественном и порядковом счете, дети переходят к называнию смежных чисел. Их спрашивают: "Между какими двумя ступеньками находится пятая ступенька?".

Постепенно дети начинают понимать, что каждое следующее число больше предыдущего на единицу. Проверку этого положения удобно осуществлять палочкой "1", переставляя ее сверху вниз по числовой лесенке. Воспитатель говорит при этом: "К одному прибавить один получается два, к двум прибавить один получится три" и т. д.

 scale_1200.jpg

6.                 Состав чисел из единиц и двух меньших чисел.

Упражнениям придается игровой характер (игра "Поезд").

Упражнения

Найти палочку "З", уточнить цвет и положить на стол. Спросить детей, сколько единиц в числе три. Проверку осуществить выкладыванием трех "единиц" (белых кубиков). Найти еще одну голубую палочку. Составить число три из двух меньших чисел.

Освоение состава чисел сопровождается упражнениями в вычитании. Например, составили число 5: 4 и 1,1 и 4, 3 и 2, 2 и 3. Предлагается от пяти отнять один (отодвинуть палочку), определить, сколько останется.

Упражнения разнообразятся. Освоив состав чисел, действия сложения и вычитания на цветных палочках, они начинают осуществлять их в уме (в 5-6 лет).

 f3b59b379b3fe1c25e904406d3fn--kukly-i-igrushki-tsvetnye-schetnye-palochki-kyuizenera-iz-der.jpg

7.                 Использование палочек при освоении детьми деления целого на части (дробных чисел).

Упражнения .

- Возьмите палочку "З", разделите ее на три равные части. Сколько белых палочек в числе три? (Три палочки).- Покажите 1/3 часть, 2/3 части; 3/3 части чему равно? Ответ: трем или одному целому. Если мы снова под палочку "3" положим 3 белых палочки, то получим опять число три.

- Чему же равно 3/3 части?

- А что больше: 1/3 часть или 2/3 части?

После соответствующего практического действия сравнивается 1/3 часть с 3/3. Каждый раз проговаривается, на сколько одна часть больше (меньше) другой. Упражнения проводятся на всех числах, части целого дети показывают или кладут их на ладонь руки.   

 

Основные дидактические задачи

Способы реализации с помощью палочек Кьюизенера (возможные варианты мотивации)

Сенсорное восприятие цвета и
 размера

Раскладывание в коробочки, мешочки, свободное манипулирование. Строительство разноцветных дорожек, домиков, мебели для матрёшек. Усложнение: выкладывать из палочек по рисункам, цветным схемам. Различные коврики*.

Сравнение по величине, длине,
ширине, высоте, форме. Умение
видеть закономерность, глазомер.

Игры конструирования по числовым схемам и контурам – кошечек, собачек, героев сказок, лесенок. Выкладывание цифр по схемам из палочек, букв, слов, сказочных героев – расколдуй сказку. Пирамидка*, лесенка. Различные коврики по цифровым схемам. Кодирование схем в играх типа: «Найди сокровище», «Кто быстрее к цели» и т.п. «Расшифровка старинных рукописей». Поезда с вагончиками*. Использование в сюжетных играх. Загадки: «Сколько колёс у 2-х машин?», показать палочкой, «Сколько лет брату?» и т.п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Логико-математические игры стимулируют настойчивое стремление ребёнка получить результат (собрать, соединить, измерить), способствуют развитию познавательной инициативы и творческих способностей. Обучающие логико-математические игры специально разрабатываются таким образом, чтобы они формировали не только элементарные математические представления, но и логические структуры мышления, необходимые для усвоения в дальнейшем математических знаний.

Палочки Кюизенера – это набор счетных палочек, которые еще называют «числа в цвете», «цветными палочками», «цветными линеечками», «цветными числами». Используя цветные числа, реализуется один из важнейших принципов дидактики – принцип наглядности. Игры – занятия с палочками позволяют ребенку овладеть способами действий, необходимых для возникновения у детей элементарных математических представлений [14 с. 3]. Это пособие позволяет «через руки» ребенка сформировать следующие понятия: числовая последовательность, состав числа, отношений «больше – меньше», «вправо – влево», «между», «длиннее» и многое другое.

Можно сделать вывод, что навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в школьном возрасте. Важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба – решение задач, выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, угаснет интерес к учению.

Логико-математические игры – это игры, в которых смоделированы математические отношения, закономерности, предполагающие выполнение логических операций и действий.

Педагогические возможности логических игр очень велики. Игры и упражнения по логике развивают все стороны личности ребенка, активизируют скрытые умственные и интеллектуальные возможности детей. В результате освоения практических действий в играх дети познают свойства и отношения предметов, чисел, арифметические действия, классифицировать, обобщать, решать логические задачи.

Таким образом, работа с палочками Кюизенера актуальна, интересна и нужна как для детей, так и для взрослого, поскольку математические и логические игры детства влияют на дальнейшую учёбу ребёнка в школе, учат его принимать решения и нести ответственность за них, проверяя их на практике. Дети приобретают способность рассуждать, думать и побеждать, поверить в свои силы. Это и есть важная составляющая работы педагогов с детьми, главный результат которой - это развитие способностей к дальнейшему образованию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1.Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников / А.В. Белошистая. – М.: Академия, 2018. – 400 с.

2.Беженова, М.М. Математическая азбука. Формирование элементарных математических представлений / М.М. Баженова. – М.: Эксмо, СКИФ, 2017. – 200 с.

3.Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. – 2-е изд., дораб./ А.К. Бондаренко. – М.: АСТ пресс, 2019. – 190 с.

4.Достижения педагогической науки и инновационная образовательная практика в дошкольном образовании: сборник материалов XVIIРегиональных педагогических чтений (Каргополь, 19 марта 2016 года) / под ред. Г.Ф. Шевелевой, О.М. Давыдовой, Л.В. Кондратовой. – Каргополь: ГАУ ИД «Каргополье», 2019. -286 с.

5.Достижения педагогической науки и инновационная образовательная практика в дошкольном образовании: сборник материалов XVIIIРегиональных педагогических чтений (Каргополь, 18 марта 2017 года) / под ред. Г.Ф. Шевелевой, О.М. Давыдовой, Л.В. Кондратовой. – Каргополь: ГАУ ИД «Каргополье», 2020. - 424 с.

6.Кузнецова, В.Г. Математика для дошкольников. Популярная методика игровых уроков / В.Г. Кузнецова. – СПб.: Нева, 2018. – 190 с.

7.Комарова, Л.Д. Как работать с палочками Кюизенера. Игры и упражнения по обучению математике детей 5-7 лет / Л.Д. Комарова. – М.: Гном и Д, 2017. – 64 с.

8.Леушина, Л.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста / Л.М. Леушина. – М.: СистемаФ, 2019. – 368с.

9.Логинова, В.И. Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду / В.И. Логинова. – С-Пб: Нева, 2019. – 274с.

10.Метлина, Л.С. Математика в детском саду / Л.С. Метлина. – М.: АСТ, 2020. – 345с.

11.Мусейибова, Т.А., Методика формирования элементарных математических представлений у детей / Т.А. Мусейибова, Г.А. Корнеева. – М.: АСТ, 2018. – 470с.

12.Непомнящая, Р.Л. Палочки Д. Кюизенера как средство предматематической подготовки дошкольников / Р.А. Непомнящая, З.А. Михайлова // Методические рекомендации по совершенствованию подготовки детей к школе в детском саду. – С-Пб.: Питер, 2018. – 50 с.

13.Непомнящая, Р.Л. Психологический анализ обучения детей 3-7 лет (на материале математики) / Р.Л. Непомнящая. – М.: Академия, 2019. – 270 с.

14.Носова, Е.А. Логика и математика для дошкольников. Библиотека программы «Детство» / Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая. – С-Пб: «Детство-пресс», 2020. – 94 с.

15.Носова, Е.А. Предлогическая подготовка детей дошкольного возраста. Использование игровых методов при формировании у дошкольников математических представлений / Е.А. Носова. – С-Пб.: Нева, 2017. – 180 с.

16.Сумина, И.В. Формирование элементарных математических представлений с использованием игровых приемов / И.В. Сумина, З.А. Михайлова, З.А.Серова // Дошкольное воспитание. – 2018. – №10. – С.46.

17.Тарунтаева, Т.В. Развитие элементарных математических представлений дошкольников / Т.В. Тарунтаева. – М.: Аст, 2018. – 150 с.

18.Фалькович, Т.А. Формирование математических представлений / Т.А. Фалькович, Л.П. Барылкина. – М.: ВАКО, 2019. – 290с.

Приложение 1

 

Игровые задачи с палочками:

1. Знакомимся с палочками. Вместе с ребенком рассмотрите, переберите, потрогайте все палочки, расскажите какого они цвета, длины.

2. Возьми в правую руку как можно больше палочек, а теперь в левую.

3. Можно выкладывать из палочек на плоскости дорожки, заборы, поезда, квадраты, прямоугольники, предметы мебели, разные домики, гаражи.

4. Выкладываем лесенку из 10 палочек от меньшей (белой) к большей (оранжевой) и наоборот. Пройдитесь пальчиками по ступенькам лесенки, можно посчитать вслух от 1до 10 и обратно.

5. Выкладываем лесенку, пропуская по 1 палочке. Ребенку нужно найти место для остальных палочек. 

  

6. Можно строить как из конструктора объемные постройки: колодцы, башенки, избушки и т. п.

7. Раскладываем палочки по цвету, длине.

8. Найди палочку того же цвета, что и у меня. Какого они цвета?

9. Положи столько же палочек, сколько и у меня.

10. Выложи чередующиеся палочки: красная, желтая, красная, желтая (в дальнейшем ритм усложняется).

11. Выложите несколько палочек, предложите ребенку их запомнить, а потом, пока ребенок не видит, спрячьте одну из палочек. Ребенку нужно догадаться, какая палочка исчезла.

12. Выложите несколько палочек и поменяйте их местами. Малышу надо вернуть все на место.

13. Выложите перед ребенком две палочки. Какая палочка длиннее? Какая короче? Наложите эти палочки друг на друга, подровняв концы, и проверьте.

14. Выложите перед ребенком несколько палочек и спросите: «Какая самая длинная? Какая самая короткая?»

15. Найди любую палочку, которая короче синей, длиннее красной.

16. Разложите палочки на 2 кучки: в одной 10 штук, а в другой 2. Спросите, где палочек больше.

17. Попросите показать вам красную палочку, синюю, желтую.

18. Покажи палочку, чтобы она была не желтой.

19. Попросите найти 2 абсолютно одинаковые палочки. Какие они по длине? Какого они цвета?

20. Постройте поезд из вагонов разной длины, начиная от самого короткого и заканчивая самым длинным. Спросите, какого цвета вагон стоит пятым, восьмым. Какой вагон справа от синего, слева от желтого. Какой вагон тут самый короткий, самый длинный? Какие вагоны длиннее желтого, короче синего.

21. Выложите несколько пар одинаковых палочек и попросите ребенка «поставить палочки парами».

22. Назовите число, а ребенку нужно будет найти соответствующую палочку (1 - белая, 2 - розовая и т. д.). И наоборот, вы показываете палочку, а ребенок называет нужное число. Тут же можно выкладывать карточки с изображенными на них точками или цифрами.

23. Из нескольких палочек нужно составить такую же по длине, как бордовая, оранжевая.

24. Из нескольких одинаковых палочек нужно составить такую же по длине, как оранжевая.

25. Сколько белых палочек уложится в синей палочке?

26. С помощью оранжевой палочки нужно измерить длину книги, карандаша и т. п.

27. Перечисли все цвета палочек, лежащих на столе.

28. Найди в наборе самую длинную и самую короткую палочку. Поставь их друг на друга; а теперь рядом друг с другом.

29. Выбери 2 палочки одного цвета. Какие они по длине? Теперь найди 2 палочки одной длины. Какого они цвета?

30. Возьми любые 2 палочки и положи их так, чтобы длинная оказалась внизу.

31. Положите параллельно друг другу три бордовые палочки, а справа четыре такого же цвета. Спросите, какая фигура шире, а какая уже.

  32. Поставь палочки от самой маленькой к самой большой (параллельно друг другу). К этим палочкам пристрой сверху такой же ряд, только в обратном порядке. Получится плоскостной квадрат.

33. Положи синюю палочку между красной и желтой, а оранжевую слева от красной, розовую слева от красной.

34. С закрытыми глазами возьми любую палочку из коробки, посмотри на нее и назови ее цвет (позже можно определять цвет палочек даже с закрытыми глазами).

35. С закрытыми глазами найди в наборе 2 палочки одинаковой длины. Одна из палочек у тебя в руках синяя, а другая тогда какого цвета?

36. С закрытыми глазами найди 2 палочки разной длины. Если одна из палочек желтая, то можешь определить цвет другой палочки?

37. У меня в руках палочка чуть-чуть длиннее голубой, угадай ее цвет.

38. Назови все палочки длиннее красной, короче синей и т. д.

39. Найди две любые палочки, которые не будут равны этой палочке.

40. Строим из палочек пирамидку и определяем, какая палочка в самом низу, какая в верху, какая между голубой и желтой, под синей, над розовой, какая палочка ниже: бордовая или синяя.

41. Выложи из двух белых палочек одну, а рядом положи соответствующую их длине палочку (розовую). Теперь кладем три белых палочки – им соответствует голубая и т. д.

42. Возьми в руку палочки. Посчитай, сколько палочек у тебя в руке.

43. Из каких двух палочек можно составить красную? (состав чисел)

44. У нас лежит белая палочка. Какую палочку надо добавить, чтобы она стала по длине, как красная.

45. Из каких палочек можно составить число 5? (разные способы)

46. На сколько голубая палочка длиннее розовой?

47. Составь два поезда. Первый из розовой и фиолетовой, а второй из голубой и красной.

48. Один поезд состоит из голубой и красной палочки. Из белых палочек составь поезд длиннее имеющегося на 1 вагон.

49. Составь поезд из двух желтых палочек. Выстрой поезд такой же длины из белых палочек.

50. Сколько розовых палочек уместится в оранжевой?

51. Выложи четыре белые палочки, чтобы получился квадрат. На основе этого квадрата можно познакомить ребенка с долями и дробями. Покажи одну часть из четырех, две части из четырех.

52. Составь из палочек каждое из чисел от 11 до 20.

53. Выложите из палочек фигуру, и попросите ребенка сделать такую же (в дальнейшем свою фигуру можно прикрывать от ребенка листом бумаги).

54. Ребенок выкладывает палочки, следуя вашим инструкциям: положи красную палочку на стол, справа положи синюю, снизу желтую и т. д.

55. Нарисуйте на листе бумаги разные геометрические фигуры или буквы и попросите малыша положить красную палочку рядом с буквой «А» или в квадрат.

56. Из палочек можно строить лабиринты, какие-то замысловатые узоры, коврики, фигурки.