"Память. Мнемика."
Оценка 4.9

"Память. Мнемика."

Оценка 4.9
docx
09.08.2022
"Память. Мнемика."
Реферат ЗабГУ. Развитие памяти. Мнемические приемы. Кузнецова Т.С. (2).docx

ФГБОУ ВО «Забайкальский государственный университет»

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по психологии на тему: «Память. Мнемика».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка 1 курса ФКиИ Кузнецова Т. С.

 

 

 

 

 

2021 г.

 

Содержание.

Введение…………………………………………………………………....3

Глава 1. Память и запоминание. Общая характеристика……………..…5

1.1 Память как основа психической деятельности человека…………...5

1.2 Запоминание и его особенности……………………………………...6

ГЛАВА 2. Мнемические приемы запоминания………………………….8

Заключение………………………………………………………………...15

Список литературы………………………………………………………..16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МНЕМИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ЗАПОМИНАНИЯ.

        Все человеческие эмоции оставляют свой отпечаток, который продолжительный период времени будет храниться в памяти, и при определенных обстоятельствах выражаться снова и становиться объектом нашего сознания. Как понять, запомнить и сохранить какую-либо информацию? Вот те вопросы, которые издревле интересовали человека. Темами и техниками запоминания занимались многие пытливые умы, создавая методы и приемы, систематизируя и классифицируя полученные опытным путем данные.

    Мнемо́ника - специальный термин, заимствованный из греческого языка, означающий искусство запоминания.

    В ХХ и начале ХХI веков профессиональные знания в исследовании данной области достигли солидного уровня, они и регулярно пополняются все большим числом новейших изысканий. Ведь формирование памяти, улучшение хода запоминания, хранения и воспроизведения информации - одна из актуальнейших задач человека в нынешнем обществе.

    За последнее столетие объем общих и профессиональных знаний в мире возрос по сравнению с предыдущими веками во много раз. При этом происходит постоянное пополнение все большим количеством новой информации.

    Усвоение методов запоминания информации входит в ряд проблем ознакомления с формами и приемами научной организации обучения студентов и учащихся школ, формирует их умение работать с учебными и научными источниками, способствует удачному усвоению знаний, нужных для учебной и учебно-исследовательской работы. Без умения обработки, анализа, усвоения, систематизации и прочного удержания в памяти изученного процесс обучения теряет смысл.

     Целью данной работы является изучение существования и применение определённых методик, приёмов и методов запоминания, существенно содействующих улучшению запоминания и удержания в памяти необходимой информации.

    Освоение приёмов запоминания информации входит в число вопросов ознакомления с формами и методами научной организации обучения на различных ступенях образования, развивает навыки работы обучающихся с учебной и научной литературой, способствует успешному овладению знаниями, необходимыми для учебной и учебно-исследовательской деятельности.

    Память считается одним из главных навыков человека развивающегося, но, когда мы стараемся запомнить информацию как бы по принуждению, зазубривая ее снова и снова, это может не только не иметь никакого результата, но зачастую, стать источником значительных трудностей в обучении.

   В данной работе мне хотелось бы представить ряд теоретических и практических рекомендаций по улучшению механизма запоминания путём применения определённых способов и приёмов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. ПАМЯТЬ И ЗАПОМИНАНИЕ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

1.1 Память как основа психической деятельности человека

 

   Неоспоримо значение памяти в жизни человечества. Абсолютно все, что люди знают и умеют - это следствие умения мозга запоминать и сохранять в памяти мысли, образы, испытанные чувства и процессы. Человек, обделенный памятью, как указывал Иван Михайлович Сеченов, русский физиолог и просветитель, вечно находился бы в положении новорожденного, был бы существом, неспособным ничему научиться, ничем овладеть, и его действия определялись бы только инстинктами. Память формирует, хранит и пополняет наши знания, умения, навыки, без которых невозможны ни успешное обучение, ни продуктивная деятельность. Те факты, события и явления, которые представляют для человека, его жизнедеятельности особо важное значение, он запоминает качественнее. И наоборот, все то, что для индивида менее значимо, запоминается намного хуже и скорее всего забывается. Неизменные интересы, характеризующие личность, имеют основное значение при запоминании. Все, что в окружающей жизни связано с такими интересами, запоминается человеком лучше, чем то, что не имеет к ним отношения.

    Наша память ассоциативна. Она основана на связях между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, отражёнными и закреплёнными в нашем сознании. «Память – это отражение прошлого опыта человека, проявляющееся в запоминании, сохранении и последующем припоминании того, что он воспринимал, делал, чувствовал или о чём думал» [1; 129]. Формы проявления памяти весьма многообразны. В классификации они представлены тремя следующими критериями: объект запоминания, степень волевого управления памятью и длительность сохранения в ней информации.

Объект запоминания имеет следующие составляющие:

образную, включающую в себя зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную и вкусовую память;

словесно-логическую, выраженную в мыслях, понятиях, словесных формулировках; 

двигательную, называемую также моторной или кинестетической; 

эмоциональную, память на пережитые чувства.

        По степени волевой регуляции, целям и способам запоминания память подразделяют на непроизвольную (без цели запомнить) и произвольную (напрягаемую усилием воли).

По степени длительности сохранения информации память делится на

кратковременную, действующую всего несколько минут; 

долговременную, характеризующуюся относительной длительностью и прочностью сохранения воспринятого материала; 

оперативную, хранящую информацию лишь необходимое для выполнения какой-либо операции время.

       Объектом данной работы является словесно-логическая долговременная произвольная память, составляющая основу успешного обучения.

       Выделяют следующие типы памяти: зрительный (визуальный), слуховой (аудиальный), моторный (кинестетическая) и смешанный (зрительно-слуховой, зрительно-двигательный, слухово-двигательный).

 

1.2 Запоминание и его особенности

 

    Процессы запоминания, сохранения/забывания, воспроизведения и узнавания – это компоненты памяти, как деятельности психической.  

    Запоминание – это «закрепление тех образов и впечатлений, которые возникают в сознании под действием предметов и явлений действительности в процессе ощущения и восприятия» [2; 133], то есть установление связи нового с тем, что уже имеется в сознании человека. Оно может быть непроизвольным (случайным) или произвольным (целенаправленным). Произвольное запоминание ранжируется по степени точности будущего воспроизведения материала. В одних случаях запоминается и воспроизводится только общий смысл, то есть суть мыслей. В других случаях необходимо запоминать и воспроизводить точное, буквальное словесное выражение мыслей (правила, определения и т.д.). Запоминание общих и существенных сторон учебного материала и отвлечение от несущественных деталей и особенностей принято называть запоминанием смысла. Выделение существенного (значимого) зависит от понимания самого материала, того, что в нём наиболее важное и значимое, а что второстепенное. Оно тесно связано с процессами мышления, с умственным развитием человека, с запасом его знаний. В учебном процессе наиболее часто используется заучивание, как вариант высшей точности воспроизведения при произвольном запоминании. Оно подразумевает «систематическое, планомерное, специально организованное запоминание с применением определённых приёмов» [2; 133].

   В следующей главе хочется представить приемлемые приемы запоминания информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. МНЕМИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ ЗАПОМИНАНИЯ

 

2.1. Сфокусируйте внимание на том, что вы делаете:

   Внимание – наиболее важный компонент памяти, поэтому, когда мы готовимся к зачету или экзамену, крайне важно максимально исключить отвлекающие факторы, рассеивающие наше внимание. Прежде всего необходимо сфокусировать внимание на материале, чтобы обработанная информация корректно перемещалась из кратковременной памяти в долговременную.

Суть метода: Найдите уединенное место, где вы можете сосредоточиться и настроиться на подготовку к экзамену, это может быть библиотека или ваша комната и т.д. Уберите подальше все, что так или иначе может вас отвлекать, в том числе телевизор, плеер, мобильное устройство, или как минимум поставьте их на бесшумный режим. Избегайте любого отвлекающего шума, если это невозможно, то используйте беруши или наушники.

2.2. Разделите время учебы на короткие регулярные подходы:

Исследования показывают, что люди, которые регулярно занимаются, в результате намного лучше запоминают информацию, чем те, кто пытается освоить весь материал за несколько дней. Оставляя подготовку на последнюю минуту, вы рискуете перегрузить свой мозг и затруднить процесс обработки информации. Короткие, но регулярные подходы в ходе подготовки к экзамену помогают мозгу сжать необходимую информацию и сохранять ее в памяти на длительный срок.

Суть метода: Занимаясь систематически, вы облегчите себе труд, и за день до экзамена вам останется только сделать обзор ранее изученного материала.    Процесс не будет в тягость, если вы имеете стойкую привычку регулярно заниматься. Можно установить напоминания на мобильном устройстве, чтобы лучше организовать свой режим дня и ничего не забыть.

2.3. Организуйте и структурируйте ваши конспекты:

     Ученые доказали, что организация информации по группам, связанных между собой, помогает лучше усваивать материал.

Суть метода: Делайте записи в структурированном виде. Группируйте понятия, похожие друг на друга. Связанная ассоциациями информация, как правило усваивается легче.

2.4. Соотнесите новую информацию с той, которая вам уже знакома:

   Облегчить процесс обучения можно соотнесением блоков изученной ранее информации, это поможет в интегрировании нового.

Суть метода: Сталкиваясь с изучением нового и неизвестного материала, подумайте, о том, как вы можете соотнести эту информацию с тем, что уже знаете. Устанавливая отношения между новыми знаниями и теми, которые находятся в вашей долговременной памяти, вы сможете гораздо качественнее усвоить новую информацию. Рекомендуется использовать технику ментальных карт: систематизации знаний при помощи схем. Это идеальный инструмент для установления связей между различными понятиями.

2.5. Старайтесь визуализировать учебный материал:

   Визуализация – эффективный метод запоминания материала.

Суть метода: Любая визуальная помощь, которая стимулирует нашу память, облегчит процессы запоминания. Чтобы оценить пользу этой техники на практике, вы можете дополнять свои конспекты визуальной информацией, например, изображения, диаграммы и графики, или выделять текст разными цветами.

2.6. Объедините усилия с другим студентом и читайте конспекты вслух:

     Научно доказано, что чтение информации вслух улучшает процесс запоминания. Многие преподаватели утверждают, что ученики или студенты, повторяющие в группах материал вслух, тратят меньше времени на усвоение и запоминание новых знаний.

Суть метода: Можно использовать эту технику запоминания, договорившись готовиться к экзамену вместе с кем-то, или даже обратившись за помощью к одному из членов вашей семьи. В случае, если вы не можете найти человека, готового помочь вам с подготовкой к экзамену, можете читать конспекты вслух для себя, использовать плюшевую игрушку в качестве слушателя или поставив перед собой зеркало. Возможно, поначалу вы испытаете чувство неловкости, но многие считают эту технику полезной.

2.7. Найдите дополнительную информацию:

     Поиск дополнительных источников информации и постепенное углубление знаний является очень эффективным способом обработки и кодирования информации для ее последующего сохранения в долговременной памяти.

Суть метода: Вы можете начать с прочтения определения, чтобы ознакомиться с понятием, а затем углубить свои знания, прочитав расширенную информацию по данной теме. Найдите более подробную информацию по данному вопросу в интернете, обратитесь к видео-материалам, лекциям по теме, семинарам или документальным фильмам, которые позволят уяснить тему с различных точек зрения. Так вы узнаете любопытные факты и анекдоты.

2.8. Внесите разнообразие в процесс подготовки к экзаменам:

       Выйдите за рамки монотонного учения, это позволит повысить продуктивность вашей долговременной памяти и надолго запомнить большой объем информации.

Суть метода: измените место, где вы обычно готовитесь к экзамену, или изменить свой режим занятий. Нет необходимости кардинально менять привычки, просто попробуйте время от времени вносить разнообразие в процесс подготовки к экзаменам. И вы почувствуете, что такие перемены помогают расслабить сознание и увеличить желание работать.

2.9. Определите свой стиль обучения:

     Существует несколько типов обучающихся с различными характеристиками. У некоторых людей новая информация лучше усваивается по утрам, другие же наоборот готовы к запоминанию в ночное время и более активны.

Суть метода: Вы должны хорошо знать свои сильные стороны и выбирать те моменты, когда ваш мозг наиболее продуктивен, составив для себя оптимальный распорядок дня. Если вы с трудом встаете по утрам и обычно поздно ложитесь спать, вы, вероятно, более активны и сконцентрированы по вечерам. Используйте это время для подготовки к экзаменам. Если же вы – ранняя пташка, а ночью засыпаете на ходу, скорее всего утром вы концентрируетесь лучше, поэтому не откладывайте учебу на конец дня.

2.10. Пишите конспекты от руки:

    В последнее время мы все чаще делаем все важные заметки на компьютере. Слабое место данного вида деятельности заключается в том, что мы не уделяем так много внимания содержанию информационного контента, который набираем, так как мы привыкли делать это в автоматическом режиме. Но ученые доказали, что, когда мы пишем от руки, это помогает нам сконцентрироваться на наиболее важных данных и синтезировать информацию.

Суть метода: Несколько раз запишите от руки тот материал, который вам необходимо запомнить. Вы можете помочь себе, составляя выводы и добавляя визуальную информацию (рисунки, схемы, диаграммы и т.д.). Когда вы делаете записи вручную, это также может помочь вам заново интерпретировать и лучше обработать (сжать) информацию, а значит вам будет легче ее запомнить.

2.11. Не слушайте музыку:

      Музыка активирует мозговую деятельность, но это не всегда полезно. По данным ряда исследований, любая музыка отвлекает нас и затрудняет процессы запоминания.

Суть метода: За некоторое время до начала подготовки к зачету или экзамену можно послушать музыку, чтобы активировать мозг и настроиться на работу. Но когда вы непосредственно начинаете заниматься, выключите музыку. Если в полной тишине вы чувствует себя не комфортно, попробуйте включить естественный звуковой фон, например, такой как пение птиц или шум моря.

2.12. Используйте цепной метод запоминания:

   Этот метод запоминания является наиболее полезным. Для работы необходимо соотнести ключевые слова и создать из них очень простую фразу или слово.

Суть метода: Представьте, что вам нужно запомнить разряды местоимений: вопросительные, возвратное, притяжательные, определительные, неопределенные, отрицательные, указательные, относительные, личные. Объедините их в одном «волшебном» слове: «ВОПОНОЛУВ» (слово составлено по принципу аббревиатуры – начальные буквы названий данных разрядов).  Метод создания слов, которые вы сами изобретаете, позволит облегчить запоминание материала. Можно использовать рифму, аббревиатуру 

2.13. Регулярно делайте перерывы:

     Перерывы необходимы для усвоения информации и восстановления способности концентрировать внимание. Вы можете думать, что у вас нет времени на отдых, но дело в том, что короткий отдых позволит увеличить вашу продуктивность в несколько раз.

Суть метода: Планирование перерывов зависит во многом от того, как долго вы можете поддерживать внимание. Некоторые люди начинают отвлекаться уже через 20 минут, а другие способны заниматься целый час, не отвлекаясь на внешние факторы. Время отдыха должно быть пропорционально времени, в течение которого вы занимались подготовкой к экзамену. Когда вы занимаетесь в течение часа, вы можете позволить себе отдохнуть 10-15 минут. Если вы в состоянии выдержать только полчаса, 5-7 минут для отдыха будет достаточно.

Если вам стоит труда сделать паузу и переключиться ненадолго, попробуйте иметь при себе бутылку воды и регулярно пить. Таким образом, у вас появится потребность чаще прерываться, чтобы сходить в туалет, и это заставит вас сделать короткую паузу. Полезны непродолжительные прогулки или выполнения несложного комплекса упражнений.

Неплохо было бы использовать мобильные приложения, которые напомнят вам, что пришло время остановиться и сделать перерыв.

2.14. Старайтесь высыпаться:

     Когда мы спим высыпаемся, это значительно улучшает нашу продуктивность, в том числе способствует поддержанию внимания и памяти в хорошей форме. А вот при сокращении количества сна, ваше мышление будет работать хуже.

Суть метода: Спите необходимое количество часов, и даже можете немного вздремнуть после обеда. Есть много исследований, которые подтверждают, что короткий дневной сон улучшает нашу память и процессы усвоения информации. При этом нам нужно не больше 15-20 минут дневного сна.

2.15. Попробуйте на практике метод Лейтнера:

    Метод Лейтнера – это достаточно эффективный и интерактивный способ передать информацию, которую нам нужно выучить, из кратковременной памяти в долговременную. Кроме того, этот метод заставляет нас сосредоточиться на изучении той информации, которую нам труднее всего запомнить.

Суть метода: Разделите учебный материал на карточки или листы по темам, понятиям, или структурируйте его по иному принципу. Приготовьте 5 коробок. Когда все карточки будут готовы, положите их в первую коробку.

Секрет метода заключается в том, чтобы переместить все карточки в следующую коробку, вызывая в сознании информацию по каждой из них (мы проговариваем материал карточки для самих себя). Если мы знаем материал, карточка переходит в коробку с номером 2. Если нет, то она остается в коробке с номером 1. Цель состоит в том, чтобы в первый день переместить все карточки во вторую коробку и отработать пробелы в знаниях.

Так постепенно мы перемещаем все карточки из коробки в коробку, пока не дойдем до коробки с номером 5. В этот момент наши знания уже будут устоявшимися. Мы должны сделать импровизированный календарь, чтобы знать, с какой частотой следует возвращаться к содержимому наших коробок. Например:

·         Коробка 1: Повторить сегодня.

·         Коробка 2: Повторить через день.

·         Коробка 3: Повторить через два дня.

·         Коробка 4: Повторить через неделю.

·         Коробка 5: Повторить через месяц.

Этот план должен быть рассчитан таким образом, чтобы успеть повторить все из пятой коробки за несколько дней до зачета или экзамена. Если мы вдруг забыли материал одной из карточек, она должна вернуться в первую коробку, в независимости от положения, в котором она находилась.

2.16. Имитируйте экзамены, чтобы попрактиковаться:

      Попробуйте сымитировать ситуацию экзамена: подготовьте для себя вопросы и вытащите случайный билет, или решите тест на связанную тему. Это позволяет нам проверить полученные знания и лучше закрепить их. Кроме того, это поможет понять, что насколько хорошо вы знаете материал.

Суть метода: Если это возможно, попросите у своего преподавателя модели экзамена или список вопросов похожих на те, которые будут на экзамене. Кроме того, старайтесь делать упражнения, которые предлагаются в учебнике.

2.17. Медитируйте для улучшения концентрации:

     Медитация улучшает наше внимание, а также служит для снижения уровня стресса и тревожности.

Суть метода: Медитировать от 10 до 15 минут в день достаточно, чтобы улучшить концентрацию. Используйте перерывы в занятиях, чтобы медитировать в течение нескольких минут. Узнайте больше о технике медитации осознанности Mindfulness и как начать ее практиковать.

2.18. Попробуйте на практике метод «Дворец памяти»:

      Одним из наиболее часто используемых ресурсов является так называемый «Дворец памяти». Этот метод изучения может помочь вам сохранить много информации в структурированном виде путем создания фиктивных хранилищ в вашем сознании. С практикой любой человек может научиться его использовать. Это видео подробно объясняет, как применять этот метод на практике. Активируйте субтитры на русском языке!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       В современной жизни можно использовать для хранения и выборки информации различные бумажные, аудио-, видео - и компьютерные носители, но в условиях все более усложняющейся окружающей человека жизни необходимо огромное количество данных хранить в собственной памяти. И не только хранить, но и эффективно использовать. К сожалению, не каждого человека природа наделила совершенной памятью, способной осваивать необходимую информацию. Поэтому и важна тренировка памяти, ее развитие, совершенствование способностей синтеза и анализа огромного потока разнородной информации.

       Без трех оперативных процессов: поиск (получение), сжатие и хранение информации невозможно корректное функционирование памяти. Эти процессы могут совершенствоваться с помощью методов, которые способствуют усвоению информации и облегчают процесс обработки информации, стимулируя операции поиска, кодирования и хранения.

      Для улучшения функций запоминания материала рекомендуется использовать эффективные методы в процессе подготовки к зачетам и экзаменам, а также оптимизировать время изучения материала и использовать его по максимуму. Таким образом, использование мнемических приёмов может помочь значительно облегчить задачу запоминания информации, сделать этот процесс не только быстрым и эффективным, но и приятным, понятным и интересным.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Гоноболин Ф.Н. Психология. - М.: Просвещение, 1973 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.biografia.ru/about/psihologia125.html.

2. Крутецкий В.А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ / В.А. Крутецкий. - М.: Просвещение, 1980. - 352с.

3. Лапп Д. Искусство помнить и забывать. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: - http://www.superidea.ru/intel/mem/lapp. htm .

4. Медитации осознанности Mindfulness. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://blog.cognifit.com/ru/%D0%BC%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F-mindfulness .


 

Скачано с www.znanio.ru

ФГБОУ ВО «Забайкальский государственный университет»

ФГБОУ ВО «Забайкальский государственный университет»

Содержание. Введение…………………………………………………………………

Содержание. Введение…………………………………………………………………

МНЕМИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ЗАПОМИНАНИЯ

МНЕМИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ЗАПОМИНАНИЯ

Освоение приёмов запоминания информации входит в число вопросов ознакомления с формами и методами научной организации обучения на различных ступенях образования, развивает навыки работы обучающихся с…

Освоение приёмов запоминания информации входит в число вопросов ознакомления с формами и методами научной организации обучения на различных ступенях образования, развивает навыки работы обучающихся с…

Глава 1. ПАМЯТЬ И ЗАПОМИНАНИЕ:

Глава 1. ПАМЯТЬ И ЗАПОМИНАНИЕ:

Объект запоминания имеет следующие составляющие: образную , включающую в себя зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную и вкусовую память; словесно-логическую , выраженную в мыслях, понятиях, словесных формулировках;…

Объект запоминания имеет следующие составляющие: образную , включающую в себя зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную и вкусовую память; словесно-логическую , выраженную в мыслях, понятиях, словесных формулировках;…

Запоминание – это «закрепление тех образов и впечатлений, которые возникают в сознании под действием предметов и явлений действительности в процессе ощущения и восприятия» [2; 133],…

Запоминание – это «закрепление тех образов и впечатлений, которые возникают в сознании под действием предметов и явлений действительности в процессе ощущения и восприятия» [2; 133],…

ГЛАВА 2. МНЕМИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ ЗАПОМИНАНИЯ 2

ГЛАВА 2. МНЕМИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ ЗАПОМИНАНИЯ 2

Ученые доказали, что организация информации по группам, связанных между собой, помогает лучше усваивать материал

Ученые доказали, что организация информации по группам, связанных между собой, помогает лучше усваивать материал

В случае, если вы не можете найти человека, готового помочь вам с подготовкой к экзамену, можете читать конспекты вслух для себя, использовать плюшевую игрушку в…

В случае, если вы не можете найти человека, готового помочь вам с подготовкой к экзамену, можете читать конспекты вслух для себя, использовать плюшевую игрушку в…

Суть метода: Вы должны хорошо знать свои сильные стороны и выбирать те моменты, когда ваш мозг наиболее продуктивен, составив для себя оптимальный распорядок дня

Суть метода: Вы должны хорошо знать свои сильные стороны и выбирать те моменты, когда ваш мозг наиболее продуктивен, составив для себя оптимальный распорядок дня

Этот метод запоминания является наиболее полезным

Этот метод запоминания является наиболее полезным

Неплохо было бы использовать мобильные приложения, которые напомнят вам, что пришло время остановиться и сделать перерыв

Неплохо было бы использовать мобильные приложения, которые напомнят вам, что пришло время остановиться и сделать перерыв

Например: · Коробка 1:

Например: · Коробка 1:

С практикой любой человек может научиться его использовать

С практикой любой человек может научиться его использовать

ЗАКЛЮЧЕНИЕ В современной жизни можно использовать для хранения и выборки информации различные бумажные, аудио-, видео - и компьютерные носители, но в условиях все более усложняющейся…

ЗАКЛЮЧЕНИЕ В современной жизни можно использовать для хранения и выборки информации различные бумажные, аудио-, видео - и компьютерные носители, но в условиях все более усложняющейся…

Список литературы 1. Гоноболин

Список литературы 1. Гоноболин
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.08.2022